Файл: Прокопюк С.Г. Промышленные установки каталитического крекинга.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.07.2024
Просмотров: 166
Скачиваний: 0
рукции, установленной на изоляторах. Осадительные электроды выполнены из металлических прутков, закре пленных в прямоугольных металлических рамах. Име ются три секции коронирующнх и осадительных элек тродов. На входе и выходе дымовых газов расположены
|
Рис. 37. |
Конструкция |
электрофильтра: |
|
|||||||
/ — изоляционные |
коробки: |
2 — изоляторы; |
3— |
тяга; 4, |
13 — встряхивающий |
||||||
механизм: 5 — привод |
встряхивания; 6 |
— верхняя |
рама; |
7 — подвеска |
осади |
||||||
тельных |
электродов; |
S — осадительнып |
|
электрод: |
9 — распределительная ре |
||||||
шетка; |
10 — бункер; // — коронирующая |
рама; |
12 — короннрующнй электрод: |
||||||||
14 — приспособление |
для ручного встряхивания осадительных электродов. |
||||||||||
/ — дымовые газы |
и |
катализаториая |
пыль: |
/ / — очищенные дымовые |
газы; |
||||||
|
|
|
/ / / — уловленный |
катализатор. |
|
|
распределительные решетки 9, предназначенные для создания равномерного потока газов по всему сечению электродов. Осевшая на электродах пыль сбрасывается в бункер 10 встряхивающими механизмами 4. Темпера тура дымовых газов, поступающих в электрофильтр, не должна превышать 300 °С, линейная скорость движения дымовых газов поддерживается в пределах 0,3—0,4 м/с. В этих условиях пропускная способность электрофильт ров достигает 15—20 тыс. м'/ч газа. .
114
СХЕМЫ КОНТРОЛЯ И АВТОМАТИЗАЦИИ
Надежность работы установки и постоянство техно логического режима на заданном уровне в значительной степени зависят от схем автоматического регулирова ния.
Реакторный блок. Поскольку режим реакторного блока определяется устойчивостью циркуляции катали затора, контролю и автоматическому регулированию по: токов катализатора уделяется особое внимание. Объем циркулирующего в системе катализатора контролируют но показаниям приборов, замеряющих перепад давле ния на дозирующих задвижках 2 (см. рис. 34), и по по казаниям перепада давления в транспортной линии ре генератора. Количество циркулирующего катализатора регулируется дозирующей задвижкой, установленной на напорном стояке регенератора. Для того чтобы цирку ляция катализатора из регенератора в реактор при вне запном прекращении подачи сырья не нарушалась, в транспортную линию реактора подается перегретый во дяной пар. Количество пара должно быть достаточным для аэрации и транспорта катализатора. Уровень ки пящего слоя в реакторе регулируется дозирующей за движкой 2, установленной на напорном стояке реак тора.
Содержание кокса на катализаторе, уходящем из реактора и регенератора, определяют в лаборатории. При недопустимом содержании кокса изменяют техно логический режим реактора и регенератора.
Температуру процесса крекинга в кипящем слое реактора (500 °С) регулируют изменением количества и температуры катализатора, подаваемого в реактор из регенератора, а также нагревом сырья до 400 °С в на гревательной печи 3 (см. рис. 34). Замеряют темпера туру тремя термопарами, расположенными на разной высоте кипящего слоя.
Температуру процесса регенерации (не выше 600 °С) поддерживают по показаниям термопары, расположен ной в средней зоне регенератора, изменением загрузки сырья и шлама в реактор и в некоторых случаях путем сжигания топлива в форсунке, расположенной в ниж ней части регенератора. При температуре выше допу стимой в реактор взамен сырья подают легкий газойль
8' |
115 |
для снижения коксообразования, а в . кипящий слой регенератора, циклоны и дымоход — острый пар для подавления реакции окисления. Количество воздуха, поступающего в транспортный трубопровод регенерато ра, должно быть достаточным для надежного транс
порта катализатора |
в |
регенератор. |
Остальную часть |
||
воздуха, |
требуемого |
для |
сжигания |
кокса, |
направляют |
в короба |
регенератора. |
Объем воздуха, |
вводимого в |
каждый короб, измеряют расходомером. Температура дымовых газов на входе в электрофильтры регулирует ся автоматически с помощью потенциометра и клапана,
установленного |
на |
трубопроводе подачи |
конденсата |
||||
в увлажнитель 5 (см. рис. 34). Дымовые |
газы |
охлаж |
|||||
даются до 240 °С. |
|
|
|
|
|
||
|
Нагревательно-фракционирующий |
блок. |
Для |
контро |
|||
ля |
и регулирования |
количества |
сырья, |
поступающего |
|||
в |
систему, на |
выкиде сырьевого |
насоса |
устанавливают |
регулятор расхода. В комплект его входят диафрагма, диафманометр, регулирующий клапан и импульсные трубопроводы. После теплообменников поток сырья раз деляется на два потока, направляемых в двухпоточную нагревательную печь 3 (см. рис. 34). На обоих потоках установлены регуляторы расхода. Температура сырья на выходе из печи поддерживается регулятором темпе ратуры, который управляет клапаном, установленным на трубопроводе подачи топливного газа к форсункам печи.
-Технологический |
режим ректификационной |
колон |
ны 12 (см. рис. 34) |
регулируется следующим |
образом. |
Температура верха колонны поддерживается на уровне 170 °С регулирующим потенциометром, который связан с регулирующим клапаном, установленным на трубо
проводе подачи орошения на верх колонны. |
Количест |
||||
во |
керосина |
и легкого газойля, выводимых из |
колонны, |
||
и |
их |
конец |
кипения |
регулируются специальным клапа |
|
ном, |
установленным |
на трубопроводе вывода |
керосина |
и газойля в отпарные колонны 16 и 17. Клапан управ ляется регулирующим потенциометром; его термопара установлена в парах, уходящих с ректификационной та релки вывода газойля. Аналогично регулируют вывод тяжелого газойля. Требуемые характеристики легкого и тяжелого газойля — температура вспышки, начало кипения и содержание сероводорода — обеспечиваются
116
подачей перегретого водяного пара в низ отпарных ко лонн 16, 17 и 18.
Расход верхнего и нижнего циркуляционного ороше ния изменяется регулятором расхода, клапан которого устанавливается на трубопроводе, выходящем из холо дильника, или на входе в колонну 12. Количество верх него циркуляционного орошения зависит от температу ры на верхних тарелках, а нижнего — от температуры низа колонны.
Уровень продукта внизу колонны 12 измеряют поплаковым или дифманометрическим уровнем и регули руют выводом из нее тяжелого газойля в отпарную колонну 18. Уровни в отпарных колоннах регулируют поплавковыми уровнемерами, пневматическими устрой ствами, предназначенными -для управления регулирую щими клапанами, которые устанавливают на трубопро воде откачки газойля после холодильников. Давление в колонне 12 регулируют загрузкой газомоторных ком прессоров. Для снижения давления загрузку компрес соров увеличивают и из системы откачивают большее количество газа. Уменьшением загрузки компрессоров давление повышают.
Газофракционирующсш блок. Полнота извлечения сероводорода из газа крекинга зависит от концентрации используемого для этой цели моноэтаноламина (МЭА), количественного отношения МЭА к очищаемому газу, температуры МЭА и полноты регенерации его раствора. Концентрация моноэтаноламина должна быть около 15%; необходимо, чтобы содержание сульфидов в реге нерированном растворе было минимальным. Требуемое соотношение МЭА: очищаемый газ достигается с по мощью регулятора расхода раствора, подаваемого в аб сорбер. Температура абсорбента ниже 50 °С достигается подбором соответствующей поверхности холодильников регенерированного раствора. Температуру низа десорбера не выше 120 °С (при более высокой температуре МЭА частично разлагается) поддерживают изменением количества подаваемого горячего теплоносителя.
Глубина извлечения из газа крекинга пропан-пропи- леновой и бутан-бутиленовой фракций зависит от коли чества и температуры стабильного бензина, подаваемо го во фракционирующий абсорбер 29 (см. рис. 34). Ко личество абсорбента изменяется с помощью регулятора
117
расхода, последний управляет клапаном, установленным на выкидном трубопроводе насоса подачи стабильного бензина в абсорбер. Температура верха фракционирую
щего абсорбера (не выше |
60 °С) и низа |
(не выше |
175 °С) поддерживается |
теплоносителем |
— циркули |
рующим тяжелым газойлем. Температуру теплоносителя регулируют потенциометром, который управляет рабо той клапана, установленного на трубопроводе подачи теплоносителя.
Избыток тепла во фракционирующем абсорбере 29 снимается циркуляционным орошением. Циркулирую щая флегма охлаждается водой в холодильнике 21. Расход циркулирующей флегмы измеряется расходоме ром, а ее количество регулируется в зависимости от температуры на 19-ой, 25-ой и 36-ой тарелках.
Количество нестабильного бензина, поступающего в контактор 27, измеряется расходомером и регулирует ся клапаном. Клапаном управляют при помощи пневма тического регулятора, способного регулировать расход с коррекцией по уровню в газосепараторе 26. Анало гично регулируется подача сырья в стабилизатор 32 с коррекцией расхода по уровню внизу фракционирую щего абсорбера 29. Избыточное давление в стабилиза торе поддерживается постоянным — не выше 13 кгс/см2 . Качество легкого бензина головки стабилизации зави сит от температуры верха колонны; обычно ее поддер живают на уровне 90 °С регулирующим потенциометром путем подачи орошения. Температура низа стабилиза тора при этом не должна превышать 190 °С. Ее регули руют так же, как температуру низа фракционирующего абсорбера. Постоянные уровни жидкостей внизу стаби лизатора 32 и в газосепараторе 31 поддерживают регу ляторами уровня и регулирующими клапанами, уста новленными на трубопроводах откачки продуктов в резервуарный парк.
Качество сухого газа, уходящего из абсорбера 30, зависит от количества и температуры абсорбента, пода ваемого наверх абсорбера. Количество абсорбента регу лируется расходомером и регулирующим клапаном, установленными на трубопроводе подачи абсорбента. Температура абсорбента поддерживается не выше 60 °С.
118
ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ УСТАНОВКИ
Пуск установки каталитического крекинга включает следующие операции: подготовка к пуску; загрузка ка тализатора в систему и циркуляция катализатора; за полнение системы сырьем и подготовка нагревательнофракционирующей части для включения нефтяных па ров в реактор; включение реактора на поток паров сырья; вывод установки на нормальный технологический режим.
Подготовка к пуску. По окончании строительства установки или восстановительных ремонтных работ вы полняют все мероприятия, соответствующие правилам техники безопасности, пожарной и газовой безопасно сти.
С территории установки удаляют посторонние пред меты (мусор, остатки материалов и ремонтной техники). Проверяется наличие средств пожаротушения (паровые
иводяные шланги, кошмы, песок и пожарный инстру мент и огнетушители), исправность систем пенотушения
ипаротушения. Совместно с работниками газоспасатель ной службы проверяют исправность и комплектность средств газовой защиты "— фильтрующие и шланговые противогазы. Испытывают электрофильтры и обкаты вают турбовоздуходувки, воздушные и газовые компрес соры, насосы и приборы КИП. Внимательно осматри вают все аппараты, арматуру, фланцевые соединения, люки и канализационную систему. При осмотре прове ряют тщательность очистки всех аппаратов от посто ронних предметов, прочность затяжки гаек, шпилек на люках и фланцевых соединениях, проходимость канали зационной системы и правильность установки гидравли ческих затворов.
После устранения выявленных дефектов принимают на установку оборотную и химически очищенную воду, пар, электроэнергию и осушенный сжатый воздух для приборов контроля и .автоматики. В случае приема в эксплуатацию установки после строительства или ре конструкции трубопроводы промывают водой для очист ки от мусора, затем трубопроводы, отдельные узлы и аппараты опрессовывают водой. После опрессовки во ду тщательно удаляют. При пуске в зимних условиях аппаратуру н трубопроводы опрессовывают инертным
119
или сухим газом или низкозастывающим продуктом. Убедившись в герметичности системы установки, под готавливают трубопроводы для приема сырья и топли ва и информируют смежные установки и службы о на чале пуска.
Представители служб завода, пожарного надзора и службы газобезопасности осматривают установку, про
веряют исполнительную документацию |
и составляют |
акт о готовности установки к пуску. Акт |
рассматривает |
ся и утверждается главным инженером завода. После утверждения акта приступают к пуску установки под
руководством |
инженерно-технических |
работников. |
|
||||||
|
Загрузка |
катализатора |
в систему и циркуляция |
ка |
|||||
тализатора. |
Вначале |
пар |
принимается |
на |
реакторный |
||||
блок в пароперегреватель |
с выкидом |
через |
воздушник |
||||||
в |
атмосферу. |
Затем |
включается |
турбовоздуходувка |
22 |
||||
и |
продувается |
воздухоподогреватель |
19 (см. рис. |
34) |
|||||
и |
реактор |
11. |
После |
этого |
выход |
в атмосферу прикры |
вают, повышают избыточное давление в воздухоподо гревателе до 0,6 кгс/см2 и осматривают аппараты и тру бопроводы. Подают воздух в регенератор 7 и после про дувки в атмосферу повышают давление в аппарате для проверки герметичности.
Для разогрева реактора и регенератора налаживают циркуляцию топлива к форсунке воздухоподогревателя и регенератора. Чтобы избежать возможного присутст вия в воздухоподогревателе взрывоопасной смеси, от крывают выход в атмосферу и в течение 15 мин проду вают аппарат воздухом. Зажигают форсунку и разогре вают воздухоподогреватель со скоростью 100°С/ч до температуры воздуха на выходе 700 °С. Затем прикры вают выход воздуха в атмосферу и направляют его по транспортному трубопроводу через отпарную зону в реактор в таком количестве, чтобы обеспечить подъем температуры в реакторе до 200 °С со скоростью 8— 10°С/ч. После этого подают воздух через стояки в элек трофильтры для разогрева их до 105 °С. Температура воздуха на входе в электрофильтры не должна превы шать 250 °С.
Подают напряжение на электрофильтры и присту пают к загрузке катализатора из бункера в регенера тор. Когда уровень кипящего слоя в регенераторе до стигнет 3 м, загрузку катализатора прекращают и регс-
120