Файл: Прокопюк С.Г. Промышленные установки каталитического крекинга.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.07.2024
Просмотров: 151
Скачиваний: 0
мэтических |
углеводородов около 16 вес. %, алкенов |
20,0 вес. %, |
серы 0,9 вес. % ) . |
На промышленных установках длительность работы движущегося шарикового катализатора можно варьиро вать изменением скорости его циркуляции или измене нием объема реакционной зоны в реакторе при сохране нии скорости движения катализатора. При увеличении скорости циркуляции катализатора общее количество кокса, поступающего в регенератор, возрастает, но его концентрация в катализаторе уменьшается. Известно, что кокс на поверхности катализатора выгорает с по стоянной скоростью и для регенерации катализатора необходим определенный объем регенератора. С увели чением скорости циркуляции катализатора объем реге нератора необходимо увеличивать. Если это невозмож но, уменьшают объем реакционной зоны и, следователь но, увеличивают объемную скорость подачи сырья. При этом несколько повышают температуру. В результате намечаемая глубина крекинга сырья сохраняется или возрастает.
ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ПРОЦЕССА КАТАЛИТИЧЕСКОГО КРЕКИНГА В КИПЯЩЕМ СЛОЕ МЕЛКОДИСПЕРСНОГО КАТАЛИЗАТОРА
Каталитический крекинг в кипящем слое катализа тора широко применяется в промышленности, так как характеризуется высокой гибкостью регулирования тех нологического режима, простотой аппаратурного офор мления и возможностью создания установок большой мощности. Катализатор с малым размером частиц имеет увеличенную внешнюю поверхность. Это облегчает до ступ углеводородов и кислорода воздуха к внутренней поверхности катализатора. В результате уменьшения диффузионных затруднений повышается коксосъем.
Наряду |
с преимуществами каталитический |
крекинг |
в кипящем |
слое имеет ряд недостатков, которые |
снижа |
ют эффективность процесса. Одним из них является проскок пузырьков паров сырья и реагирующих ве ществ через слой катализатора. Интенсивное переме шивание частиц в кипящем слое приводит к выравнива нию активности катализатора в реакционной зоне. Одна ко при интенсивном перемешивании катализатора часть продуктов распада сырья остается в реакционной зоне
159
и претерпевает вторичное превращение. Это объясняет ся следующим. В кипящем слое движение частиц ката лизатора приближается к режиму идеального смеше ния. Чем больше степень смешения частиц катализато ра, тем лучше контакт с парами сырья. При большом времени контакта сырья и катализатора средняя рав новесная активность катализатора снижается и выход продуктов крекинга уменьшается. Зависимость выхода продуктов от длительности работы пылевидного алюмосилнкатного катализатора приведена на рис. 49. Из ри сунка видно, что по мере увеличения содержания кокса на катализаторе выход бензина снижается. Для повы шения эффективности процесса целесообразно осущест
влять |
крекинг |
при небольшой |
закоксованности катали |
затора |
и, следовательно, меньшей продолжительности |
||
его пребывания |
в реакционной |
зоне. |
. „ Ц П " |
^ |
Н |
|
|
|
3 § |
|
|
|
|
-о |
КОКС |
|
|
|
|
|
|
|
°0 . |
го |
to |
во |
|
|
0,4 0,8 1,2 |
!,В 2,0 2,4- |
|
|
|
Конечная эакоксоВанность |
||||||
Длительность раб ОМЫ |
||||||||
-. катализатора, |
Sec. % |
|||||||
• катализатора, свк |
j |
|||||||
|
|
|
||||||
Рис. 49. |
Зависимость |
выхода |
Рис. 50. |
Зависимость средней |
||||
продуктов |
крекинга |
от |
дли |
закоксованности от |
гидродина |
|||
тельности |
работы |
катализатора |
мического |
режима |
крекирова |
|||
|
при 480"С. |
|
|
|
ния. |
|
В промышленных условиях при увеличении кратно сти циркуляции катализатора длительность его пребы вания в регенераторе уменьшается и, как следствие, ре генерация катализатора ухудшается. Кроме того, с уве личением кратности циркуляции катализатора резко возрастает количество углеводородов, уносимых из реактора в регенератор, что приводит к повышению тепловой нагрузки последнего. Этих недостатков можно частично избежать, несколько увеличив объем отпарной секции и регенератора.
160
На рис. 50 показано, что в реакторе идеального сме шения наблюдается большая средняя закоксованность катализатора или меньшая средняя активность катали затора, чем в реакторе идеального вытеснения. По мере увеличения конечной закоксованности катализатора разница между значениями средней закоксованности катализатора для систем идеального смешения и иде- -ального вытеснения все больше возрастает. Среднюю равновесную активность катализатора в реакционной
.зоне аппаратов идеального смешения можно поддержи вать на необходимом уровне путем повышения кратно сти циркуляции катализатора и снижения длительности его работы. Секционирование реактора, регенератора и отпарной зоны позволяет несколько интенсифициро вать процесс. Однако устранить таким путем основные недостатки режима «идеального смешения» не удается.
Для увеличения средней активности катализатора в реакционной зоне предложен метод контактирования фаз в «полусквозном» потоке. В отличие от кипящего •слоя, где частицы катализатора совершают многократ ное движение в различных направлениях реакционной зоны, в полусквозном потоке они движутся в основном снизу вверх, вместе с парами реагирующей смеси. Про дукты реакции отделяются от катализатора в отдельном аппарате большего объема или в расширенной верхней части реактора. Способ контактирования частиц ката лизатора с парами сырья и газами' в полусквозном потоке позволяет избежать проскока реагирующей сме си в виде пузырьков через слой катализатора в ректи: фикационную колонну.
Конструкция реакционного узла с полусквозным по током катализатора показана на рис. 51. Пары сырья и водяной пар поступают в нижнюю часть реактора, где встречаются со смесью регенерированного и свежего ка тализатора. Если сырье находится в парожидкостном •состоянии, его направляют через распылитель над ре шеткой в поток катализатора и в низ реактора подают только водяной пар для аэрации. Катализатор, подхваченый потоком водяного пара и паров сырья, движется в верх реактора; при этом его частицы и сырье переме шиваются незначительно.
Катализатор вместе с продуктами реакции из верх ней части реактора попадает в объемный сепаратор,
31—2366 |
161 |
где скорость движения продуктов крекинга меньше, чем в реакторе (0,5 м/с). В сепараторе катализатор отде ляется от паров и падает в псевдоожиженный слой в нижней части реактора, где увлеченные им углеводо роды вытесняются водяным паром. Освобожденные от продукта частицы по стоякам 3 поступают в середину кипящего слоя регенератора 4. Наличие противотока воздуха позволяет более эффективно использовать его кислород.
-ж
-3
-Ж
Рис. 51. Принципиальная конструк ция реакторного узла с полусквозным
-ж потоком катализатора:
в
ж
/ — циклоны; |
2 — объемный |
сепаратор; 3. |
6 — стояки; |
4 — регенератор; |
5 — реактор; |
7 — решетка; 8 — распылитель. |
||
/ — сырье; / / |
— водяной пар; |
/ / / — воздух; |
|
IV — дымовые газы; |
V — продукты |
реак |
|
ции. |
|
|
Такая |
конструкция совмещенного реактора и реге |
||
нератора |
при полусквозном потоке |
позволяет |
умень |
шить высоту реакторно-регенераторного блока установ ки каталитического крекинга до 30 м. При этом кон центрация катализатора в единице объема реактора в 3—4 раза больше, чем в процессе с псевдоожиженный слоем, что позволяет увеличить производительность реактора. Гибкость и простота подобной системы реак тора и регенератора такие же, как и системы с псевдо ожиженный слоем.
На рис. 52 показана зависимость выхода продуктов и глубины крекинга вакуумного газойля при 490 °С от весовой скорости подачи сырья в реакторе с полусквоз
ным потоком |
и с кипящим |
слоем. Наибольший выход |
бензина при |
умеренном газообразовании получается |
|
в реакторе с |
полусквозным |
потоком катализатора при |
162
весовой скорости более 3 ч - 1 . Для достижения такого выхода бензина в реакторе с кипящим слоем катализа тора весовая скорость подачи сырья в реактор должна быть менее 1 ч - 1 . В этих условиях около 30% сырья превращается в газ.
war
Т * ^ |
I / g g I |
I - |
I |
8,0 |
в,о |
2,0 |
ofi |
Весомая спорость, ч~1 |
|
Рис. 52. Зависимость выхода продуктов крекинга и глубины кре кинга сырья от весовой скорости подачи сырья для реактора с полусквозным потоком (сплошные линии) и с кипящим слоем (пунктирные линии).
Оптимальные условия крекинга в кипящем слое ка тализатора достигаются при белее низкой глубине кре кинга (70%), чем в полусквозном потоке (76%). Про дукты, полученные в реакторе с полусквозным потоком, имеют высокие показатели. Октановое число бензина в чистом виде 82—83, газ содержит 9,5% бутиленов
ипропиленов.
Вреакторах с полусквозным потоком показатели процесса каталитического крекинга на мелкодисперсном катализаторе улучшаются. Однако при этом желатель но раздельное крекирование (в отдельных реакторах) менее стойких и более стойких компонентов сырья, ко торое можно проводить в оптимальном для каждого из них режиме.
Предложено вакуумный газойль подвергать двухсту пенчатому каталитическому крекингу по технологиче ской схеме, показанной на рис. 53. На I ступени исход ный вакуумный газойль после подогрева в теплообмен никах 17 направляется в реактор с полусквозным по током 5; наверху реактора расположен безударный се паратор 6. Из сепаратора катализатор проходит в бун кер 7 и в кипящий слой реактора I I ступени 9. Пары продуктов реакции через циклон уходят в ректифика ционную колонну 10, где разделяются на бензин, газ
I I * |
163 |
и газойль. Последний с низа колонны 10 насосом 11 подается в захватное устройство транспортного трубо провода / и поступает в кипящий слой катализатора реактора I I ступени 9. Продукты реакции отделяются от катализатора в циклоне 5 и идут в ректификацион ную колонну 13. С верха колонны уходят бензин и газ
Рис. 53. Принципиальная схема установки двухступенчатого ката литического крекинга:
1 — транспортный трубопровод; |
|
2. 3 — стояки; |
4 — регенератор; |
5 — циклон; |
||||||
6 — безударный сепаратор; 7 — б у н к е р ; 8 — реактор |
с |
полусквозным |
потоком; |
|||||||
9 — реактор |
с кипящим |
слоем: 10, |
13 — ректификационные колонны; |
14 — на |
||||||
сосы; 12 — конденсатор; |
15 — газосепарптор; 16 — холодильники; |
17 — теплооб |
||||||||
|
менники; |
18 — нагревательная |
печь. |
|
|
|||||
/ — сырье; |
/ / — водяной |
пар; |
III |
— газ; |
/ К — б е н з и н ; |
V — т я ж е л ы й |
газойль;. |
|||
|
VI |
— легкий |
газойль; |
VII |
— воздух . |
|
|
и вместе с аналогичными продуктами первой ступени
крекинга направляются в |
конденсатор 12, а оттуда — |
|
в газосепаратор |
15. После |
разделения газ и бензин ухо |
дят с установки. |
Легкий |
газойль выводится из середи |
ны колонны 13 и откачивается насосом 14 через тепло обменник 17 и холодильник 16 в товарный парк дизель ного топлива. Тяжелый газойль с низа колонны 13 за бирается насосом 14 и после охлаждения в теплообмен нике 17 и холодильнике 16 проходит в резервуары ко тельного топлива.
Катализатор движется следующим путем. Из реге нератора 4 по стояку 2 регенерированный катализаторпоступает в захватное устройство реактора с полу сквозным потоком 8 и вместе с парами сырья и водя ного пара направляется для отделения паров продуктов реакции в безударный сепаратор 6 и бункер 7. Отрабо танный на I ступени крекирования катализатор подает-
164