Файл: Павловский М.А. Влияние погрешностей изготовления и сборки гироприборов на их точность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.07.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА II

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОГРЕШНОСТИ ПРИБОРОВ НА НЕПОДВИЖНОМ ОСНОВАНИИ

§ 1. Приращения моментов инерции

Оценим влияние относительного смещения центров инер­ ции рамок и ротора гироскопа на величины их моментов инерции относительно осей вращения гироскопа при усло­ вии статической уравновешенности последнего.

Относительное смещение центров инерции деталей гиро­ скопа при заданной их геометрической форме может быть обусловлено непересекаемостью осей вращения карданового подвеса, люфтами в шарикоподшипниках, неравномерным распределением масс и погрешностями изготовления ша­ рикоподшипниковых узлов. В процессе статической ба­ лансировки удается уравновесить, при произвольном поло­ жении рамок, только моменты дебаланса, обусловленные не­ пересекаемостью осей и неравномерным распределением масс. Эти моменты, определяя вес балансировочных грузов, практически не влияют на точность статической балансиров­ ки, зависящей от способа балансировки прибора и асим­

метричности момента трения в подвесе и точности изготовле­

ния шарикоподшипниковых

узлов.

Таким образом,

технологические погрешности вызывают

изменение величин

моментов

инерции в силу двух причин:

1) несовпадения физических

осей вращения рамок и ротора

с главными центральными осями инерции; 2) необходимос­ ти статического уравновешивания прибора присоединением дополнительных масс.

Как показано в работе [31], отношение приращений осе­ вых и центробежных моментов инерции, обусловленных не­ совпадением физических осей вращения рамок и ротора с главными центральными осями инерции, к величинам но­ минальных значений осевых моментов инерции имеет поря­ док Ю - 5 — 1 0 ~ 6 . Разумеется, что таким изменением моментов инерции можно пренебречь даже в прецизионных приборах. Покажем, что основной причиной изменения компонентов

25

тензора моментов инерции является присоединение к рамкам карданового подвеса различных электроэлементов и балан­

сировочных

грузиков [39].

 

 

 

 

Предположим, что центр инерции гиромотора смещен по

отношению

к оси вращения наружной

рамки

на

величины

 

Кг

( Р и с -

5,

а). При

 

этом смещение

п

обуслов­

 

лено в

основном

непересе­

 

каемостью

осей

вращения

 

внутренней

и наружной ра­

 

мок, а /і 1 2 существенно зави­

 

сит от точности сборки при-

 

Рис.

5.

Рис.

6.

бора. Смещение

центра

инерции ротора по отношению к

оси

вращения кожуха

гиромотора зададим

координатами

Ihi,

h22 (рис. 5, б), где hai обусловлено погрешностями уста­

новки цапф внутренней рамки (рис. 6), а /г2 2 — погрешностя­ ми установки цапф и выставки ротора относительно корпуса.

Предположим, что каждая из деталей карданового подве­ са статически сбалансирована. Тогда для уравновешивания прибора относительно оси наружной рамки при произволь­ ном положении последней необходимо присоединить допол­ нительные массы A m u и А т 1 2 для компенсации моментов, обусловленных смещениями hlx и /г1 2 центра инерции гиро­ мотора (рис. 5, а). Аналогично для уравновешивания при­ бора относительно оси вращения внутренней рамки при на­ личии погрешностей /г2 1 , /г2 2 нужно присоединить дополни­ тельные массы Д т 2 1 , Д ш 2 3 (рис. 5, б).

Будем считать, что

Атп

=

kumv

А т г 1

= / г 2 1

т 2

,

(ИЛ)

A m 1 2

=

k12mv

А т 2 2

= /г.22,га,

 

где ktj = 1, 2) — коэффициенты присоединения балан-

26


сировочных масс; тъ тъ — массы наружной и внутренней рамок соответственно.

В этом случае формулы, связывающие смещения центров инерции деталей карданового подвеса с их линейными раз­

мерами, можно

представить

в виде

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(II.2)

' г 1 2 ~ « 1 2

щ + т з

2

'

"22

~ « 2 2

щ

2

 

где т3—масса

 

ротора,

/ 1 2 ,

113,

Я,

121—линейные

размеры

рамок карданового подвеса (см. рис. 5).

 

 

 

Формулы

(11.2) дают

возможность оценить

допустимую

непересекаемость осей вращения карданового

подвеса

hn,

hiz, h2i, h22 при заданных

коэффициентах

kxi,

^ п р и с о е д и н е ­

ния дополнительных масс.

 

 

 

 

 

 

 

Заметим,

что

формулы (11.2)

можно

трактовать и

так.

Если известна статическая неуравновешенность рамок кар­ данового подвеса, то можно задаться такими величинами не­ пересекаемости осей подвеса, при которых прибор будет ста­ тически уравновешен. Разумеется, что таким способом целе­ сообразно балансировать прибор только относительно оси вращения наружной рамки карданового подвеса, поскольку гиромоторы выполняют симметричными и к тому же на них сравнительно мало навесных деталей.

Если непересекаемость осей Ігп, h21 можно получить при изготовлении рамок карданового подвеса, то смещение цент­ ров инерции по координатам /г1 3 , h22 можно получить в про­ цессе сборки прибора. При этом, в смысле статического урав­ новешивания, погрешности изготовления hn, h21 и сборки h12, h22 гироприборов можно считать эквивалентными. За­ метим, что при сборке приборов должны быть обеспечены заданные зазоры в шарикоподшипниках подвеса, опреде­ ляющие точность расчетов, которые можно проводить по формулам (II.2).

 

П р и м е р

2.

Оценить

величины

смещений

hLj(i,j=

1,

2)

 

если

коэффициенты

присоединения

масс

равны

ku

=

fe12

=

k n

=

ft22 =

=

0,01;

0,02; 0,05;

=

0,3 —

0,5;

/ „ = 2 0

мм;

 

/,„

=

50;

2R

=

40.

 

m,, + m3

 

 

 

1 3

 

 

 

 

l -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитывая

что

соотношения параметров

гироприборов

имеют

зна­

чения,

приведенные

в табл.

4,

примем . —

=

0,4

0,8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

m,

 

 

 

 

 

 

 

 

27


По формулам (П.2) получим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ha

= (0,6 -

1) l O " 2

- ^ - ; V

=

(0,7 - 0,8)

1 0 ~ 2 ^ î

 

 

 

ftla =

(0,6 — 1) l O " 2

- ^ - ;

ft22

=> (0,7 — 0,8) l O " 2

 

 

Для

заданных

значений / 1 3 , Іп

и 2R

вычислим кц

и результат для

большей

наглядности

представим

в форме табл.

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

4

 

 

 

 

/71]

 

/,

 

 

 

вг

 

1

Т Е

 

'"л

 

тг + ш,

Генсек

I

 

 

I

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

È +

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1470

0,67

 

0,40

7,1

 

0,72

 

 

1,21

1,40

765

0,76

 

0,43

2,15

 

0,67

 

 

1,26

1,57

523

0,57

 

0,36

0,92

 

 

 

1,49

1,61

1140

0,78

 

0,44

3,66

 

0,71

 

 

1,53

1,56

680

0,85

 

0,46

1.17

 

0,81

 

 

1,84

2,26

325

0,67

 

0,40

0,47

 

0,73

 

 

 

 

 

Очевидно, для определения минимально возможных

зна­

чений коэффициентов k(j

необходимо в формулы (П.2) вме­

сто hii

= 1 , 2 ) подставить

соответствующие

значения за­

зоров в

шарикоподшипниках.

Численные

оценки

с учетом

зазоров

показывают,

что, как правило,

 

fe,(>0,01.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

5

 

 

 

 

 

ІОѴіц,

мм

10a hl a , мм

10J ftu , мм

\0'hts, мм

 

 

 

0,05

 

15—25

37—62

35—40

 

35—40

 

 

 

0,02

 

6—10

15—25

14—16

 

14—16

 

 

 

0,01

 

3—6

8—13

 

7—8

 

6—8

 

 

Обращает на себя

внимание то обстоятельство,

что при

проектировании

гироскопических

приборов

во многих

слу­

чаях допуски на непересекаемость осей

h u

,

2 ] назначают

порядка 0,01 -г- 0,05 мм, независимо от габаритов и точности прибора, хотя из формул (И.2) следует, что при прочих рав­

ных условиях эти допуски прямо

пропорциональны линей­

ным размерам рамок карданового

подвеса.

 

Оценим теперь влияние относительного смещения цент­

ров инерции деталей карданового подвеса

на величины

28


моментов инерции. Д л я

этого приведем выражения для осе­

вых моментов

инерции

наружной

 

рамки

в соответствии

с

рис. 5,

а:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

~2~

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

m.

lh +

 

'п

(П.З)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г

Z2

 

 

I2

 

 

 

 

 

 

Щ

Ml

+

мз

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При определении приращений

моментов инерции будем

исходить

из

наиболее

неблагоприятного

случая Атп

=

= Ат12

=

Ат1 = k-L-jn-L, для

которого

 

 

 

 

 

А/

k1m1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

AL

• [ & +

2(*u

+

х%)].

 

(И.4)

При заданной схеме статической балансировки (рис. 5, а)

центробежные

моменты инерции

 

равны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М8 Л 11>

 

 

 

 

 

 

 

 

Ixtzt

 

 

^-l

X

 

 

 

 

(И.б)

 

 

 

 

«A

0.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здесь x n ,

x12

— координаты масс Amn

и Д/л1 2 в

системе

осей OXxYiZi,

 

связанной

с

наружной

рамкой (рис. 5,

а).

Очевидно,

максимальные

значения

приращения осевых

и центробежных моментов инерции получим при хп

=

хп

=

= - ^ - , а

минимальные — при х п

= х п

=

0. Д л я

удобства

численных

оценок представим

выражения

(II.4)

и

(ІІ.5)

в безразмерном

виде. Д л я

этого

найдем отношения

соответ­

ствующих приращений осевых

моментов

инерции к

величи­

нам этих моментов

инерции

и отношения центробежных

моментов инерции

к -у-(/лг, +

+ ^ ) .

Приведем

здесь

29