Файл: Павловский М.А. Влияние погрешностей изготовления и сборки гироприборов на их точность.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.07.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 0
(V.34)
Допуски на размеры или взаимное положение поверх ностей, вызывающих перекос колец шарикоподшипников, задаются в виде линейной величины, поэтому формулы (V.34) можно представить так:
При решении обратной задачи методом равных |
классов |
||||||
точности можно считать, |
что детали, |
влияющие |
на |
перекос |
|||
правой опоры, содержат |
единиц допуска ѵ, а левой — г|2 . |
||||||
Такое |
предположение позволяет |
переписать |
уравнение |
||||
(Ѵ.35) |
с учетом соотношения (V.16) |
в виде |
|
|
|||
|
-ZT |
= |
"vti + а12цк |
-Щ- = аиг|? 4- а22т\1 |
(V.36) |
||
|
|
|
|
|
|
|
Здесь
(V.37)
170
Из формул (V.36) легко найти |
число |
единиц |
допуска |
||||||||
для каждой |
из опор |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 _ |
1 |
|
б |0а 22 — 5 20а 12 |
|
|
|
|
|||
|
111 ~ |
у?нк\ |
|
«11022 - |
«12^21 ' ' |
|
|
|
|||
|
|
|
|
~2 |
|
|
s2 |
|
|
|
|
|
2 |
1 |
|
°20а П — |
°Ï0a 21 |
|
|
/17 |
оо\ |
||
|
42 = |
—?рг |
|
а |
о |
- |
а а |
' |
(Ѵ"38) |
|
|
|
|
(.1-/0- |
a U°22 |
|
"12"21 |
|
|
|
|
||
При решении задачи методом максимума-минимума |
расчет |
||||||||||
ные формулы |
имеют вид |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
„ |
<->l(fe |
^20^12 . |
|
„ |
|
^20^11 |
бцАл |
|
, OQS |
||
1 1 ~" М 2 2 - М 1 2 |
' |
|
І 2 |
~ |
& 1 Л 2 - М 1 2 ' |
К |
' |
||||
где |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* u - s ^ - + - â r ( ' + - M ? - ^ - ' |
|
|
|||||||||
Ь = - f s - Y - ^ Ü L - |
|
b |
= - 2 I _ V ^ ! L - |
|
(V.40) |
||||||
|
' |
А 2в; |
|
|
|
|
' |
; |
Аів,- |
|
|
|
*2»; |
k',R„ |
\ |
^ |
l |
1 ±7> X |
|
|
§ 4. Контроль точности изготовления основных деталей гироприборов
Основной задачей контроля является получение исчер пывающей информации о возможных величинах технологи ческих погрешностей карданового подвеса.
Информация, получаемая различными методами конт роля, не всегда оказывается в одинаковой степени ценной, поэтому, выбирая способ контроля, необходимо учитывать важность информации для характеристики точностных па раметров изготовления и сборки карданового подвеса.
Детали и узлы гироприборов разделяют в смысле конт роля точности их изготовления на две группы [56]. В первой номинально соосные цилиндрические поверхности имеют относительно широкий торец (корпуса гироприборов, рамки карданового подвеса без осей); во второй — небольшие
171
заплечики, (рамки карданового подвеса вместе с осями, ро торы гиромоторов).
Рассмотрим методы контроля 156J погрешностей, кото рые должны быть ограничены заданным перекосом колец шарикоподшипников. В этом случае в соответствии с § 3
m
Рис. 45.
гл. V следует контролировать погрешности рамок и цапф. В собранной рамке необходимо знать положение цапф от носительно друг друга и оси вращения рамки. В рамке проверяют биение торцов относительно осей и эксцентри ситет отверстий. Поскольку во многих случаях заданный эксцентриситет технологически сравнительно легко выпол няется, то можно ограничиться только контролем биения торцов, применив для этого технологический валик, уста новленный в центрах.
172
Эти погрешности рамок вызывают перекос колец шари коподшипников, поэтому в работе [56] предлагается харак теризовать их комплексным допуском и проверять его в со ответствии со схемой, приведенной на рис. 45. Но при этом возможны существенные методические ошибки. Необходимо учитывать также, что перекос колец шарикоподшипников, обусловленный эксцентриситетом, пренебрежимо мал по сравнению с перекосом, вызываемым другими причинами.
В собранной рамке чаще всего проверяют биение цапф относительно линии центров. В работе [57] вместо этих биений предлагается измерять относительное биение цапф (рис. 46). Ни та, ни другая методика измерения не решает полностью задачи контроля годности деталей и каждая из них пригодна лишь для част ных случаев. Вытекает это из
следующего. Д л я задания |
уг |
|
лового положения |
одной цап |
|
фы относительно |
другой |
не |
обходимо и достаточно знать три угла (рис. 43), которые можно определить, измеряя три независимых параметра [40].
Измерение в центрах биения каждой цапфы |
дает |
два |
||||||||
угла |
схіп |
и сх2п> |
а |
измерение |
относительного биения цапф |
|||||
|
|
|
|
В |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
t |
|
|
А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ht |
|
1 |
|
ч *У |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
Рис. 47. |
|
|
|
||
дает один |
угол у ц |
(рис. |
43). Углы перекоса внутренних |
ко |
||||||
лец |
шарикоподшипников cpi.cpa, |
обусловленные погрешнос |
||||||||
тями |
установки |
цапф, |
можно |
выразить |
через |
углы аі„, |
||||
(Z2n |
и ß u . |
Д л я наиболее |
неблагоприятного |
случая |
(рис. |
47) |
||||
|
|
Фі = |
«in + |
ßu,; |
ф 2 |
= а 2 п + ßu.- |
(V.41) |
173
В общем случае можно пользоваться формулами
Фі = j/a?n + Pu = l/^cc'fn +
|
(V.42) |
|
фа = V а 2 п + ß* = | / " а | п + — |
|
|
Как правило, lx |
в несколько раз больше Ьг, Ь2, поэтому |
углы |
«im а2 п больше |
угла ß u (рис. 43). Следовательно, |
при |
m
Рис. 48.
измерении биения каждой цапфы получают информацию бо лее полную, чем при измерении относительного биения цапф. В общем случае необходимо одновременно применять оба метода [40]. Д л я этих целей можно использовать дифферен циальный индикатор (рис. 48), который в работе [57] при меняется только для измерения относительного биения
цапф. Если (Ьи |
Ьг) < у Іъ |
можно рекомендовать только |
|
первый |
способ |
контроля. |
|
Каждый из рассмотренных методов контроля не дает |
|||
полной |
информации о положении осей цапф в пространстве, |
||
поэтому |
возможны случаи, |
когда результаты контроля не |
полно [56] или даже совсем не дают информации о возмож ном перекосе колец шарикоподшипников (например, при измерении относительного биения цапф, рис. 49). Это объ-
174
ясняет в какой-то мере тот факт, что некоторые детали, от бракованные при измерении биения каждой цапфы, ока зались «годными» при измерении относительного биения цапф [57].
Рассмотренные выше методы не дают исчерпывающих сведений о возможном угле перекоса колец шарикоподшип ников, так как не учитывают биения торцов А (рис. 50)
полуосей |
относительно цапф. |
|
Измерение |
этого биения |
вы- |
В |
|
|
Ж. |
|
|
e,--et |
<h |
|
|
Рис. 49. |
Рис. 50. |
зывает определенные трудности, поскольку торцы имеют малую ширину. Эту трудность можно в какой-то мере устра нить, если мерять в собранной рамке биение технологи ческого торца Б, который должен быть обработан за один установ с торцом А. Такая методика имеет тот недостаток, что не учитываются возможные искажения геометрии тор цов А при доработке шейки цапфы (рис. 50).
Допуск на биение еб торца Б может быть определен по формуле
где еа —допустимое биение торца А.
Проанализируем теперь методики контроля погрешнос тей взаимного расположения осей карданового подвеса (непересекаемости и неперпендикулярности).
При контроле величин этих погрешностей довольно ча сто объектом измерения являютсч рамки карданового под веса без цапф. В работе [57] рассмотрена методика изме рения указанных точностных параметров в случае приме нения технологических пробок (рис. 51). Несложный анализ показывает, что методические погрешности этого способа соизмеримы с контролируемыми величинами. Точность из мерения можно повысить, если заменить технологические пробки валиками (рис. 52), что всегда возможно, так как диаметры отверстий по перпендикулярным осям разные.
175
Как следует из § 2 гл. V, неперпендикулярность и непе ресекаемость осей рамок карданового подвеса без цапф не
обходимо также контролировать |
и в собранной рамке, |
Оче |
||||
видно, в этом случае нужен только |
один |
технологический |
||||
валик (рис. 53) при той же методике |
контроля. |
биений ег, |
||||
Рассмотрим теперь, как определить величины |
||||||
е2, еба . £бг> имеющих место при |
контроле. Необходимо |
учи |
||||
|
тывать, что |
при |
контроле |
|||
|
в центрах |
величины биения |
||||
|
зависят (рис. 43) от линей |
|||||
|
ных |
размеров |
bu |
Ь2 |
полу |
|
|
осей, |
а угол перекоса |
внут- |
7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7ТТПТ77Т77777Положение 1
I\
У-
Положение 2. grig
ПоложениеI'
Рис. 51.
ренних колец шарикоподшипников зависит от размеров а1г а2. В основу расчета контролируемых величин необходимо положить то, что, с одной стороны, угол ф; является
функцией |
известных |
параметров ср, = ц>с (о,-, уѣ), а с другой |
стороны, |
его можно |
выразить через искомые величины ф,- = |
Ф ( = (a,nßn). |
Отсюда при заданных линейных размерах можно |
||
определить |
углыаіп, ct2n и |
найти биения ех и ег |
по формуле |
|
et = air]bh |
( і = 1 , 2 ) . |
(Ѵ.44) |
Точное решение этой задачи является сравнительно слож ным..
176