Файл: Павловский М.А. Влияние погрешностей изготовления и сборки гироприборов на их точность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.07.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 2. Определение непересекаемости и неперпендикулярности осей гироскопа

Под непересекаемостью и неперпенди кул яркостью осей гироскопа понимают величины этих параметров в собран­ ном гироскопическом приборе.

Непересекаемость и неперпендикулярность осей гиро­ скопа обусловлены погрешностями расточки отверстий в наружной и внутренней рамках, а также погрешностями установки цапф в отверстиях (гнездах) этих рамок. При этом погрешности установки цапф, формирующих ось вра­ щения наружной рамки, вли­ яют на величину неперпенди­ кулярности осей вращения на­ ружной и внутренней рамок; наружной рамки и ротора.

Погрешности установки цапф,

формирующих

ось

вращения

Рис. 40.

внутренней

рамки,

влияют

 

на величину неперпендикулярности осей вращения внут­ ренней рамки и ротора

Структуру расчетных формул для определения непере­ секаемости и неперпендикулярности осей целесообразно связывать с информацией, полученной принятыми методами контроля, и с методом суммирования погрешностей. Д л я наиболее простого метода контроля — проверки биения по­ верхностей при вращении детали в центрах — непересекае­ мость hnp осей может быть оценена (при суммировании по­

грешностей методом максимума-минимума)

по формуле

А „ Р = А + 4 " (Фі«і +

Ф202 ) ~ h +

Ah,

(V.23)

где h — непересекаемость осей

гироскопа,

обусловленная

погрешностями расточки соответствующих двух пар отвер­ стий в рамке; cpt, ср2 — углы, обусловленные погрешностями установки полуосей (рис. 40); аѵ а2 — расстояние от сред­ ней плоскости шарикоподшипника до торца рамки.

Величины биений с р ^ и ср2 а2 в общем случае произволь­ но ориентированы относительно друг друга и величины не­ пересекаемости h. Метод контроля биения поверхностей в центрах этого не отображает, поэтому естественным является

6*

163


вероятностное суммирование этих биений. В этом случае поле допуска на непересекаемость осей можно определить по формуле

 

К? = ka 2

+ 4" Ф?а> + -J-

-

( Ѵ - 2 4 )

где kH

— коэффициент

надежности.

 

 

Когда измеряется также биение цапф относительно друг

друга,

можно точно найти величину непересекаемости

осей,

Рис. 41.

вызванную погрешностями установки цапф. Формулы в этом случае становятся громоздкими, а поправка — отно­ сительно малой.

Погрешности установки цапф оказывают определенное влияние и на неперпендикулярность осей. При суммиро­

вании погрешностей по методу максимума-минимума

непер­

пендикулярность оценивают

по

формуле

 

ô n p = ô

+

^ ,

(V.25)

где ô — неперпендикулярность

осей, обусловленная по-

164

грешностями расточки отверстий в рамке, / — расстояние между соответствующими горцами рамки.

При вероятностном суммировании погрешностей форму­ лу для оценки поля допуска оп р можно представить в виде

опр = К ] А 2 + Ф ' а ' р Ф ^ 2 = К V® + (Aô)a .

(V.26)

Заметим, что в большинстве случаев определяющее влияние на величину приведенных точностных параметров

Рис. 42.

оказывают погрешности расточки отверстий в рамках h и о. Д л я оценки влияния погрешностей установки цапф на величины непересекаемости и неперпендикулярности осей карданового подвеса можно воспользоваться номограммами,

представленными на рис. 41 и 42.

Непересекаемость и неперпендикулярность осей могут оказать существенное влияние на поведение гироскопиче­ ских приборов при качке и угловых вибрациях, поэтому их необходимо определять, исходя из динамической точ­ ности гироприборов. При этом целесообразно (в смысле

ограничения полей допусков на эти параметры)

гироскопи­

ческие приборы

разбить на несколько групп в соответствии

с их динамической точностью (см. табл. 16,

где а

— угловая

скорость ухода

гироскопа, D — диаметр

ротора).

Допуски на величины непересекаемости осей гиромотора, взятые из табл. 16 с учетом заданного уменьшения кинетического момента, вызванного асимметрией зазора между ротором и кожухом, должны быть уточнены для

165


некоторых типов гироприборов п по формуле

 

 

ор <

д я

(V.27)

 

 

H

где /і22 — допустимая

 

погрешность выставки ротора отно-

сительно кожуха;

—^

относительное

изменение кине­

тического момента;

Д о

р — воздушный зазор между ротором

и кожухом, часто

принимают

Д о р = 0 , 0 1

D.

Группа точности

1

2

 

 

 

 

Т а б л и ц а

16

 

 

 

 

 

Угловое

уско­

а

 

 

б П р , рад

 

рение

качни

 

 

 

 

 

(вибрации),

- «ч

 

 

 

 

рад/сен2

 

 

 

 

 

 

Ǥ,

 

 

 

 

 

 

0,1—1

0,1—0,5

(10—15) -10—1

=

5—10

 

 

=

2' — 5 '

 

 

 

1—5

1

(15—30)- Ю - ' 1

=

5—10

 

 

=

5' — 10'

 

 

 

При проектировании гироприборов необходимо учиты­ вать, что в смысле минимума динамических ошибок прибо­ ров, в том случае, когда масса балансировочных грузов больше 3—5% массы наружной рамки, но меньше удвоен­ ной массы гиромотора, целесообразно балансировать гироприборы заданным смещением гиромотора. При этом ве­ личина наибольшего смещения гиромотора может быть со­ измерима с радиусом ротора.

§ 3. Расчет допусков по заданному перекосу колец шарикоподшипников

При монтаже шарикоподшипников технологические по­ грешности изготовления деталей карданового подвеса, та­ кие как эксцентриситет цилиндрических поверхностей, не­ перпендикулярность торцов к осям последних, отклонение поверхностей цапф и отверстий от правильной геометри­ ческой формы, вызывают перекос колец шарикоподшипни­ ков. Результаты теоретических и экспериментальных ис-

г ) Дл я гироприборов, у которых задается жесткий допуск на нес­ табильность масштаба (гиротахометры, гироинтеграторы линейных уско­ рений и т. п.).

166


следований, приведенные в монографии [57] и в § 4 гл. I I настоящей работы показывают, что величина допустимого угла перекоса колец некоторых типов шарикоподшипников может быть однозначно связана с осевым зазором шарико­ подшипника. Учитывая, что поворот на один и тот же угол наружных и внутренних колец не является равноценным в смысле увеличения трения в шарикоподшипниках, при

Рис. 43

расчетах необходимо определять приведенный угол переко­ са наружного или внутреннего кольца шарикоподшипника.

Если допустить, что из-за перекоса колец шарикопод­ шипников трение увеличивается на 10% относительно ве­ личины моментов трения в идеально собранной опоре, то расчетные формулы для радиально-упорных двухсторонних

шарикоподшипников

можно

представить (для шарикопод­

шипника правой опоры, рис.

40) в

виде

 

в

« , < * . ^ : 6 1 0 ^ k Y ï ô l l

+ ( - ^ - ) \ l

(V.28)

при

суммировании

погрешностей

вероятностным

методом

и в

виде

 

 

 

 

 

0 іо = | Ч + ^ Г

Ф 1

(V.29)

при суммировании погрешностей по методу максимум-ми­ нимум.

В формулах (V.28) и (V.29) введены обозначения: ô 1 0 — приведенный угол перекоса наружного кольца шарикопод­ шипника; он/ — угол перекоса наружного кольца шарико­ подшипника, вызванный у'-й технологической погрешностью;

167

Д о п — о с е в о й

зазор правого шарикоподшипника;

фх

угол перекоса

внутреннего кольца; Ra, RB — радиус

бего­

вой дорожки наружного

и внутреннего колец соответствен­

но;

kA, k2

— экспериментально

полученные

коэффициенты

(см. § 4 гл.

I I ) для радиальных

и радиально-упорных двух­

сторонних

шарикоподшипников

типа А1000095; С186095К

кя

= 0,5—0,6; /га = 0,9;

ka — коэффициент

надежности.

Рис. 44.

. При расчете погрешностей по этим формулам необходимо учитывать, что место установки каждой цапфы лежит в круге рассеивания (точки А и В на рис. 43).

Угол перекоса ф, внутреннего кольца приближенно мож­ но определить по формуле

<Рі = Ѵ °1 + УІ ( 1 = 1 , 2 ) , (Ѵ.ЗО)

где о,- — угол перекоса внутреннего кольца, обусловленный

погрешностями

изготовления

и сборки только

правой (і =

= 1) или только левой =

2) опоры; у^ — угол

перекоса

внутреннего

кольца

правого

шарикоподшипника,

обуслов­

ленный влиянием погрешностей изготовления

и сборки ле­

вой опоры (рис. 44).

 

 

 

 

 

Углы alt

о2

и уц

находят

из

следующих

соотношений:

 

О г ^ У Ш і ;

cra

= l / 2 ( ô ' B ^ ;

 

 

 

'

' = і

 

 

 

 

где

ÔB1-, ôB i — і-я

технологическая погрешность

изготовле­

ния

торцов и цилиндрических поверхностей

для

правой

и левой опоры

соответственно.

 

 

 

Подставив соотношения (V.31) и (V.30) в формулы

(Ѵ.28)

168


и (V.29), получим

о

°іо

1 ^оп . Rn / j n »

в и = * ,

 

/ і

«t, +

( • & • ) •

[s « I - + л

4 -

+

°'

4 - '

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Ѵ.32)

или

n

 

 

m

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в » = S

в»/ +

w

( 2 ô i i < +

a ^

+*»

 

 

( v - 3 3 )

Экспериментальные

исследования,

результаты

которых

приведены

в

§ 4

гл. I I , показывают, что эти формулы

спра­

ведливы как

при

неподвижном

основании,

так

и

при его

линейных

вибрациях.

 

 

 

 

 

 

 

При определении допустимого угла перекоса шарико­ подшипников, для которых понятие осевой зазор не имеет

смысла, можно руководствоваться следующим.

Д л я

ра-

диально-упорных

односторонних

подшипников

типа

А406065, С1006095Е приведенный угол перекоса

наружного

кольца ограничивается величиной

(15—30) • Ю -

4 рад

(5'—

10'); для шарикоподшипников с гладкой втулкой типа А640095 величина момента трения практически не зависит от перекоса колец, поэтому критерием определения допу­ стимых углов перекоса колец' шарикоподшипников могут быть величины непересекаемости и неперпендикулярности осей (см. § 2 гл. V) .

Предлагаемая методика расчета требует различать по­ грешности, вызывающие перекос наружных или внутрен­ них колец (см. § 4 гл. I I ) .

Формулы (V.32) и (Ѵ.ЗЗ) могут быть положены в основу решения прямой и обратной задачи расчета размерных це­ пей. Формулу (Ѵ.32) для шарикоподшипника правой и ле­ вой опоры с учетом (V.31) можно записать в виде

169