Файл: Мельников Л.Л. Сооружение выработок большого сечения в крепких породах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.07.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

Длина, мм

Высота,

 

 

 

 

 

 

мм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Страна,

 

 

 

 

2

S

Л 2

2

2

 

Тип

Марка

3

5 ?

2

фирма

 

X

2

X

 

 

 

X

X

 

 

 

 

 

 

опущіс ковшом

h

2 к

опуще ковшом

э

 

 

 

 

 

подияС ковшом

макетс ноПОД! ковшом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

США,

Ковшовая

кулисного

21В

2057

1270

2159

__

851

«Эймко»

типа

на рельсовом

630

2080

_

2030

_ 1740

 

ходу

 

 

 

 

 

 

40Н

6322

5455

2438

__

1600

 

 

 

 

104

4572

 

2514

__

1980

 

Ковшовая на гусеннч-

105

4750

3400

3850

2200

 

ном ходу

 

 

 

 

 

 

 

ФРГ, «Зальц*

Ковшовая

кулисного

Н-300

3050

2750

2650

 

1570

гнттер»

типа

на

рельсовом

Н-400

3100

2850

3100

_ 2700

 

ходу

 

 

 

 

 

 

HLI80K

3120

2200

1900

 

 

 

 

HL580K

4300

 

2900

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица

18

2

*2

 

*2

Мощность двигателя,

2

X

 

 

 

л. с.

 

 

 

 

 

 

2

 

X*

ев*

 

Ч

 

 

 

X

»

«К

 

a

 

0)

 

 

 

0

і

 

 

н

 

0

 

О

X

а

о

 

0

 

 

ч

X

0

§

X

 

О

 

о

3

С

U

X

 

X

 

X

о.

о

Л

5

ш

о

0

 

 

0

о

с

et

 

X

2

 

н

о

Н

о

о

2

 

0

о і

ев

0

О)

общая

X

е

ш

П

ЕГ

X

 

а

S

3" ©

X

о

U

ч

о

 

 

о.

О

ч а

о

X

X

О

 

 

О

 

о.

2

0

X

Et

 

 

X

0

X

о

 

 

 

 

2 ,1 5

0 ,2 8

Пневмати­

2

9 ,5

1 1 ,5

21

4 5 0 -1 2 0 0

3400

4 - 5

0 ,1 5

ческий

2

 

 

 

 

 

 

То же

4—5

3 ,6 6

0 ,4 5

»

3

18,0

1 1 .8

36

610— 1435

7643

1 ,1

Дизельные

2

120

10 300

3—4

 

1 ,67

или элек-

2

20

120

10 500

3 - 4

1 .5 трнческий

3 ,6

0 ,3

Пневмати­

2

14

14

28

450—800

5600

4—5

3 ,7

0 ,4

ческий

2

18

18

36

450—1000

6500

4—5

То же

0 ,6

»

4600

 

1 ,2

»

 

 

 

 

 

8000

 

Швеция,

Ковшовая

кулисного

М-200

3140

2015

2950

 

1430

3 .8

0

,4 5

Пневматн-

3

2X22

28

72

750

6100

4 - 5

«Атлас-Дн-

типа на

гусеничном

М-200Н

3170

2060

3100

1740

6 ,0

0

,6

ческий

3

2X22

28

72

750

6500

45

сАтлас-Коп-

ходу

 

LM56

 

 

2150

 

 

2 ,7

0 ,2

То же

2

12

15

35

500—900

2700

 

 

 

LM250

__

__

3000

__

__

5 ,8

0 ,6

>

2

40

40

80

750—900

6450

ко»

 

 

LM 500Н

6860

3050

3050

 

2330

 

0 , 65

»

4

 

 

70

 

1 0 750

 

США, «Джой» Ковшовая на гусеннч-

18Н-200

7772-

 

2082

1626

 

 

Электри-

3

2 X 7 ,5

75

90

 

13 000

3 - 4

ном ходу

14HR

8460

_

1300

2380

 

 

ческий

4

 

 

103

кВт

 

 

Погрузочная машина

__

__

 

_

с загребающими ла­

19HR

9260

 

1650

2980

 

 

 

 

 

 

206

кВт

 

 

 

пами

«Конвей*

Ковшовая на рельсо-

75

8700

3700

1981

5,5

0,3 8

 

вом ходу

1 0 0

11 709 6223

3098

2254

9 ,1

0 ,7 6

»

»

1

25

25

450— 1400

16 000

1

100

100

910—1000

2000

70

71



аналогичных условиях одна машина «Конвей-100» по­ гружает за 2,25—2,5 ч [33].

Переходя к анализу применения погрузочных машин, можно видеть, что при сооружении тоннелей в СССР в одном забое обычно используют две погрузочные маши­ ны. Несмотря на это, производительность погрузки взор­ ванной породы отечественными погрузочными машина­ ми все же. недостаточна. Низкую производительность погрузочных машин можно объяснить следующими при­ чинами.

1.Недостаточное использование возможностей, пре­ доставляемых большим сечением выработки. В забоях тоннелей нередко применяют малогабаритные маломощ­ ные. погрузочные машины, используемые в горной про­ мышленности.

2.Недооценка важности организации транспорта по­ роды от забоя и в первую очередь организация обмена порожних вагонеток на груженые.

На строительстве железнодорожных тоннелей при применении двух породопогрузочных машин успешно применяют пневматические перестаиовщики вагонеток,

смонтированные на буровой раме. Перестановщик пред­ ставляет собой раму, оборудованную кареткой с цепным захватом вагонеток. Груженая вагонетка захватывается крюками перестановщика, включением .пневмоподъемни­ ка поднимается одна сторона перестановщика и каретка с вагонеткой перекатывается к другому пути. После вык­ лючения подъемника вагонетка становится па рельсы, а рама возвращается в исходное положение. Пневмати­ ческий толкатель выталкивает вагонетку за пределы рамы. Применение перестановщиков такой конструкции при сооружении абаканских тоннелей позволило достичь скоростей сооружения ПО м/мес. Однако применение пе­ рестановщиков еще не является повсеместным. В настоя­ щее время при применении рельсовых погрузочных ма­ шин много времени и ручного труда приходится на пе­ ренос стрелок, удлинение рельсового пути, подкатку ва­ гонеток и: т. д.

3.Малая- -емкость вагонеток. На передовых прох

ках .давно нашли применение вагонетки емкостью до 8 мЗ,!'в то віремя как зачастую при сооружении вырабо­ ток! большого сечения применяли вагонетки емкостью

1—3 м3.

72

4. Всякого рода случайные работы - (ремонт машин, установка на рельсы сошедших вагонеток, ремонт крепи и т. д.). Слабым местом породопогрузочных машин типа МПР-6, как и «Конвей-100», являются конвейерные лен­ ты. При работе в скальных породах самые лучшие лен­ ты служат не более 1,5—2 месяцев.

5. Отсутствие порожняка, перерывы в подаче энергии и т. д. В большой степени производительность погрузки породы зависит от качества выполнения буровзрывных работ, В настоящее время нередко большие; затраты труда и времени приходятся на работы по раскайловке, подгребке и подкидке породы к ковшу машины. При ка­ чественном выполнении буровзрывных” работ* порода' кучно располагается у забоя. Призавышении удельного расхода ВВ, числа шпуров, неправильном выборе глу-' бины шпуров, их расположения и последовательноСтивзрывания порода разбрасывается на значительное рас­ стояние по выработке, ложится незначительным по мощ­ ности слоем. По. данным Г. В. Родионова, при .погруз-, ке припочвеииого слоя высотой менее 0,5 м производи­ тельность ковшовой погрузочной машины, передвигаю-, щейся по рельсам, снижается в 1,4—1,6 раза, а машин

на гусеничном ходу — в 1,3—1,5 раза по

сравнению, с.

погрузкой слоев толщиной более 0,5 м.

у

При • выборе погрузочной

машины

необходимую

производительность ее можно

рассчитать

по методике

проф. Н. М. Покровского [30]. При этом необходимо, чтобы машина была не только мощной и высокопроиз-. водит'ельнои, но и достаточно надежной, ибо только та­

кие породопогрузочные

машины

являются

в конечном

итоге наиболее экономичными,'

подземными

_ ...

Практика погрузки

породы

экскавато­

рами. Подземные экскаваторы по конструкции анало­ гичны обычным экскаваторам, но имеют некоторые от­ личия— укороченную стрелу, уменьшенный радиус по­ ворота задней части кузова за счет сокращения его длины, укороченный передний конец гусениц для улуч­ шения условий подчистки почвы выработок и др.

Из отечественных, машин требованиям, предъяв­ ляемым к подземным экскаваторам,-в наибольшей мере отвечают лишь два: ЭП-1 с ковшом емкостью 1 м3 и Э-7515 с ковшом емкостью ,0;75 м3. Экскаваторы .обору­ дованы электрическими двигателями, что способствует

73


уменьшению загрязнения воздуха в призабойном прост­ ранстве. Характеристика некоторых типов отечествен­ ных и зарубежных экскаваторов приведена в табл. 19.

К достоинствам применения подземных экскаваторов по сравнению с погрузочными машинами следует отне­

Т а б л и ц а 19

Экскаватор

Емкость ковша, ма

Мощность двигателя, л. с.

Масса, т

Минимальные размеры выра­ ботки, м

шири­ высо­ на та

Отечественные экскаваторы

ЭП-1 ...........................................

....................

1,0

55

30

10

6

Э-7515 ................

0,75

17,3

7

6

 

 

 

 

 

 

 

Зарубежны е экскава торы

 

 

Ландсверк L -6 5 ...........................

 

0,9

48

30

Ландсверк K.L-260

....................

0,95—1,1

80

33

7

5,3

Бьюссайрус 42- В ........................

 

1,32

55

10,2

5,7

Бьюссайрус 3 2 - В .......................

 

1,0

60

5,8

4,2

В - 3 .......................................

 

0,75

_

8,0

4,4

Мэрион-3 6 ...................................

 

1,15

4,9

7,0

Мэрион-450 . ...........................

1.0

6,7

Л орейн -75...................................

 

1,0

4,3

4,9

ТыЬ-45 .......................................

 

0,6

26

8,3

4,6

сти: большую производительность; возможность грузить крупные куски породы вследствие большой емкости ков­ ша; возможность сокращения простоев при смене гру­ женых транспортных сосудов на порожние, ибо круго­ вое движение стрелы экскаватора с ковшом вокруг вер­ тикальной оси вращения позволяет ему обслуживать транспортные сосуды с минимальной затратой времени; достаточную надежность в эксплуатации; большую стой­ кость при работе в агрессивных средах.

Анализ практики применения экскаваторов при со­ оружении выработок большого сечения показывает, что средняя эксплуатационная производительность их дости­ гает значительных величин (табл. 20), причем наиболь­ шую производительность имеют некоторые зарубежные экскаваторы (табл. 21).

В отечественной и зарубежной практике сооружения выработок намечается тенденция к применению экскава-

74


 

Т а б л и ц а

20

 

Значения показа­

 

телей для подзем­

Показатели

ных экскаваторов

 

 

 

Э-7515

эп-і

Средняя эксплуатационная производительность, м3/ч

23,2

28,9

Средняя производительность за чистое время погруз-

27,8

40,6

ки, м3/ ч ......................................................................

Число ковшей, необходимых для загрузки автосамо­

 

 

свала МАЗ-205:

5

3

в начале погрузки ...............................................

в конце погрузки...................................................

7

4

Тоннель (страна)

Площадь сечения тон­ неля, м*

Экскаватор

Т а б л и ц а 21

Емкость ков­ ша, ма

Производи­ тельность погрузки" по­ роды,. Мв/Ч

Ниагарская ГЭС

110

Норд-Вест 80Д

2,7

До 165

(США)

 

 

 

 

ГЭС Сторнорфорс

160

Мэрион Ш-М

3

96

(Швеция)

150

Рикатус 88-13

3

 

ГЭС Пиртикоски

п о

(Финляндия)

130

Мэрион 93-М

1,9

До 70

Харрселе

(Швеция)

 

 

 

 

Элькгорн

114

Лорен-8Д

1,7

65

(США)

60

 

 

 

ГЭС в Сталуне

Ландсверк L-65

0,9

50

(Швеция)

54

Ландсверк L-65

0,9

48

Подходной тоннель ГЭС

Сторнорфорс

 

 

 

 

торо.в с большой емкостью ковша. Например, экскава­ тор ЭКГ-4 с ковшом емкостью 4 м3 применяли для по­ грузки взорванной породы при сооружении некоторых участков тоннелей Асуанской ГЭС и припортальных участков Токтогульской й Нурекской ГЭС. Это объяс­ няется тем, что производительность экскаватора нахо­ дится в прямой зависимости от емкости его ковша

(рис. 26).

В. настоящее время применение экскаваторов ограни­ чивается в основном лишь сечением выработок. На рис.

75