Файл: Мельников Л.Л. Сооружение выработок большого сечения в крепких породах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.07.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 0
|
|
|
|
|
Длина, мм |
Высота, |
|
||
|
|
|
|
|
мм |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Страна, |
|
|
|
|
2 |
S |
Л 2 |
2 |
2 |
|
Тип |
Марка |
3 |
5 ? |
2 |
||||
фирма |
|
X |
2 |
X |
|
||||
|
|
X |
X |
|
|||||
|
|
|
|
|
опущіс ковшом |
h |
2 к |
опуще ковшом |
э |
|
|
|
|
|
подияС ковшом |
макетс ноПОД! ковшом |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
США, |
Ковшовая |
кулисного |
21В |
2057 |
1270 |
2159 |
__ |
851 |
|
«Эймко» |
типа |
на рельсовом |
630 |
2080 |
_ |
2030 |
_ 1740 |
||
|
ходу |
|
|
||||||
|
|
|
|
40Н |
6322 |
5455 |
2438 |
__ |
1600 |
|
|
|
|
104 |
4572 |
|
2514 |
__ |
1980 |
|
Ковшовая на гусеннч- |
105 |
4750 |
3400 |
3850 |
— |
2200 |
||
|
ном ходу |
|
|
|
|
|
|
|
|
ФРГ, «Зальц* |
Ковшовая |
кулисного |
Н-300 |
3050 |
2750 |
2650 |
|
1570 |
|
гнттер» |
типа |
на |
рельсовом |
Н-400 |
3100 |
2850 |
3100 |
_ 2700 |
|
|
ходу |
|
|
||||||
|
|
|
|
HLI80K |
3120 |
— |
2200 |
— |
1900 |
|
|
|
|
HL580K |
4300 |
|
2900 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица |
18 |
|
2 |
*2 |
|
*2 |
Мощность двигателя, |
2 |
X |
|
||
|
|
л. с. |
|
|
|||||
|
|
|
|
2 |
|
||||
X* |
ев* |
|
Ч |
|
|
|
X |
» |
«К |
|
a |
|
0) |
|
|
|
0 |
і |
|
|
|
н |
|
0 |
|
О |
X |
||
а |
о |
|
0 |
|
|
ч |
X |
0 |
|
§ |
X |
L» |
|
О |
|
о |
3 |
С |
|
U |
X |
|
X |
|
X |
о. |
|||
о |
Л |
5 |
ш |
о |
0 |
|
|
0 |
о |
с |
et |
|
X |
2 |
|
||||
н |
о |
Н |
о |
о |
2 |
|
0 |
о і |
|
ев |
0 |
О) |
общая |
X |
|||||
е |
ш |
П |
ЕГ |
X |
|
а |
S |
3" © |
|
X |
о |
U |
ч |
о |
|
|
о. |
О |
ч а |
о |
X |
X |
О |
|
|
О |
|
||
о. |
2 |
0 |
X |
Et |
|
|
X |
0 |
X |
о |
|
|
|
|
|||||
2 ,1 5 |
0 ,2 8 |
Пневмати |
2 |
9 ,5 |
1 1 ,5 |
21 |
4 5 0 -1 2 0 0 |
3400 |
4 - 5 |
— |
0 ,1 5 |
ческий |
2 |
|
|
|
|
|
|
То же |
— |
— |
— |
— |
— |
4—5 |
|||
3 ,6 6 |
0 ,4 5 |
» |
3 |
18,0 |
1 1 .8 |
36 |
610— 1435 |
7643 |
|
— |
1 ,1 |
Дизельные |
2 |
— |
— |
120 |
— |
10 300 |
3—4 |
|
1 ,67 |
или элек- |
2 |
20 |
— |
120 |
— |
10 500 |
3 - 4 |
—1 .5 трнческий
3 ,6 |
0 ,3 |
Пневмати |
2 |
14 |
14 |
28 |
450—800 |
5600 |
4—5 |
3 ,7 |
0 ,4 |
ческий |
2 |
18 |
18 |
36 |
450—1000 |
6500 |
4—5 |
То же |
|||||||||
— |
0 ,6 |
» |
— |
— |
— |
— |
— |
4600 |
— |
|
1 ,2 |
» |
|
|
|
|
|
8000 |
|
Швеция, |
Ковшовая |
кулисного |
М-200 |
3140 |
2015 |
2950 |
|
1430 |
3 .8 |
0 |
,4 5 |
Пневматн- |
3 |
2X22 |
28 |
72 |
750 |
6100 |
4 - 5 |
«Атлас-Дн- |
типа на |
гусеничном |
М-200Н |
3170 |
2060 |
3100 |
— |
1740 |
6 ,0 |
0 |
,6 |
ческий |
3 |
2X22 |
28 |
72 |
750 |
6500 |
4— 5 |
сАтлас-Коп- |
ходу |
|
LM56 |
|
|
2150 |
|
|
2 ,7 |
0 ,2 |
То же |
2 |
12 |
15 |
35 |
500—900 |
2700 |
|
|
|
|
LM250 |
__ |
__ |
3000 |
__ |
__ |
5 ,8 |
0 ,6 |
> |
2 |
40 |
40 |
80 |
750—900 |
6450 |
— |
||
ко» |
|
|
LM 500Н |
6860 |
3050 |
3050 |
|
2330 |
|
0 , 65 |
» |
4 |
|
|
70 |
|
1 0 750 |
|
США, «Джой» Ковшовая на гусеннч- |
18Н-200 |
7772- |
|
2082 |
1626 |
|
|
Электри- |
3 |
2 X 7 ,5 |
75 |
90 |
|
13 000 |
3 - 4 |
|
ном ходу |
14HR |
8460 |
_ |
1300 |
2380 |
|
|
ческий |
4 |
|
|
103 |
кВт |
|
|
— |
Погрузочная машина |
__ |
__ |
|
— |
_ |
— |
— |
|||||||||
с загребающими ла |
19HR |
9260 |
|
1650 |
2980 |
|
|
|
|
|
|
206 |
кВт |
|
|
|
пами
«Конвей* |
Ковшовая на рельсо- |
75 |
8700 |
3700 |
1981 |
5,5 |
0,3 8 |
|
вом ходу |
1 0 0 |
11 709 6223 |
3098 |
2254 |
9 ,1 |
0 ,7 6 |
»
»
1 |
25 |
25 |
450— 1400 |
16 000 |
1 |
100 |
100 |
910—1000 |
2000 |
70 |
71 |
аналогичных условиях одна машина «Конвей-100» по гружает за 2,25—2,5 ч [33].
Переходя к анализу применения погрузочных машин, можно видеть, что при сооружении тоннелей в СССР в одном забое обычно используют две погрузочные маши ны. Несмотря на это, производительность погрузки взор ванной породы отечественными погрузочными машина ми все же. недостаточна. Низкую производительность погрузочных машин можно объяснить следующими при чинами.
1.Недостаточное использование возможностей, пре доставляемых большим сечением выработки. В забоях тоннелей нередко применяют малогабаритные маломощ ные. погрузочные машины, используемые в горной про мышленности.
2.Недооценка важности организации транспорта по роды от забоя и в первую очередь организация обмена порожних вагонеток на груженые.
На строительстве железнодорожных тоннелей при применении двух породопогрузочных машин успешно применяют пневматические перестаиовщики вагонеток,
смонтированные на буровой раме. Перестановщик пред ставляет собой раму, оборудованную кареткой с цепным захватом вагонеток. Груженая вагонетка захватывается крюками перестановщика, включением .пневмоподъемни ка поднимается одна сторона перестановщика и каретка с вагонеткой перекатывается к другому пути. После вык лючения подъемника вагонетка становится па рельсы, а рама возвращается в исходное положение. Пневмати ческий толкатель выталкивает вагонетку за пределы рамы. Применение перестановщиков такой конструкции при сооружении абаканских тоннелей позволило достичь скоростей сооружения ПО м/мес. Однако применение пе рестановщиков еще не является повсеместным. В настоя щее время при применении рельсовых погрузочных ма шин много времени и ручного труда приходится на пе ренос стрелок, удлинение рельсового пути, подкатку ва гонеток и: т. д.
3.Малая- -емкость вагонеток. На передовых прох
ках .давно нашли применение вагонетки емкостью до 8 мЗ,!'в то віремя как зачастую при сооружении вырабо ток! большого сечения применяли вагонетки емкостью
1—3 м3.
72
4. Всякого рода случайные работы - (ремонт машин, установка на рельсы сошедших вагонеток, ремонт крепи и т. д.). Слабым местом породопогрузочных машин типа МПР-6, как и «Конвей-100», являются конвейерные лен ты. При работе в скальных породах самые лучшие лен ты служат не более 1,5—2 месяцев.
5. Отсутствие порожняка, перерывы в подаче энергии и т. д. В большой степени производительность погрузки породы зависит от качества выполнения буровзрывных работ, В настоящее время нередко большие; затраты труда и времени приходятся на работы по раскайловке, подгребке и подкидке породы к ковшу машины. При ка чественном выполнении буровзрывных” работ* порода' кучно располагается у забоя. Призавышении удельного расхода ВВ, числа шпуров, неправильном выборе глу-' бины шпуров, их расположения и последовательноСтивзрывания порода разбрасывается на значительное рас стояние по выработке, ложится незначительным по мощ ности слоем. По. данным Г. В. Родионова, при .погруз-, ке припочвеииого слоя высотой менее 0,5 м производи тельность ковшовой погрузочной машины, передвигаю-, щейся по рельсам, снижается в 1,4—1,6 раза, а машин
на гусеничном ходу — в 1,3—1,5 раза по |
сравнению, с. |
|
погрузкой слоев толщиной более 0,5 м. |
у |
|
При • выборе погрузочной |
машины |
необходимую |
производительность ее можно |
рассчитать |
по методике |
проф. Н. М. Покровского [30]. При этом необходимо, чтобы машина была не только мощной и высокопроиз-. водит'ельнои, но и достаточно надежной, ибо только та
кие породопогрузочные |
машины |
являются |
в конечном |
итоге наиболее экономичными,' |
подземными |
_ ... |
|
Практика погрузки |
породы |
экскавато |
рами. Подземные экскаваторы по конструкции анало гичны обычным экскаваторам, но имеют некоторые от личия— укороченную стрелу, уменьшенный радиус по ворота задней части кузова за счет сокращения его длины, укороченный передний конец гусениц для улуч шения условий подчистки почвы выработок и др.
Из отечественных, машин требованиям, предъяв ляемым к подземным экскаваторам,-в наибольшей мере отвечают лишь два: ЭП-1 с ковшом емкостью 1 м3 и Э-7515 с ковшом емкостью ,0;75 м3. Экскаваторы .обору дованы электрическими двигателями, что способствует
73
уменьшению загрязнения воздуха в призабойном прост ранстве. Характеристика некоторых типов отечествен ных и зарубежных экскаваторов приведена в табл. 19.
К достоинствам применения подземных экскаваторов по сравнению с погрузочными машинами следует отне
Т а б л и ц а 19
Экскаватор
Емкость ковша, ма |
Мощность двигателя, л. с. |
Масса, т |
Минимальные размеры выра ботки, м
шири высо на та
Отечественные экскаваторы
ЭП-1 ........................................... |
.................... |
1,0 |
55 |
30 |
10 |
6 |
Э-7515 ................ |
0,75 |
— |
17,3 |
7 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Зарубежны е экскава торы |
|
|
— |
||
Ландсверк L -6 5 ........................... |
|
0,9 |
48 |
30 |
— |
|
Ландсверк K.L-260 |
.................... |
0,95—1,1 |
80 |
33 |
7 |
5,3 |
Бьюссайрус 42- В ........................ |
|
1,32 |
55 |
— |
10,2 |
5,7 |
Бьюссайрус 3 2 - В ....................... |
|
1,0 |
60 |
— |
5,8 |
4,2 |
В - 3 ....................................... |
|
0,75 |
— |
_ |
8,0 |
4,4 |
Мэрион-3 6 ................................... |
|
1,15 |
— |
— |
4,9 |
7,0 |
Мэрион-450 . ........................... |
1.0 |
— |
— |
6,7 |
— |
|
Л орейн -75................................... |
|
1,0 |
— |
— |
4,3 |
4,9 |
ТыЬ-45 ....................................... |
|
0,6 |
26 |
— |
8,3 |
4,6 |
сти: большую производительность; возможность грузить крупные куски породы вследствие большой емкости ков ша; возможность сокращения простоев при смене гру женых транспортных сосудов на порожние, ибо круго вое движение стрелы экскаватора с ковшом вокруг вер тикальной оси вращения позволяет ему обслуживать транспортные сосуды с минимальной затратой времени; достаточную надежность в эксплуатации; большую стой кость при работе в агрессивных средах.
Анализ практики применения экскаваторов при со оружении выработок большого сечения показывает, что средняя эксплуатационная производительность их дости гает значительных величин (табл. 20), причем наиболь шую производительность имеют некоторые зарубежные экскаваторы (табл. 21).
В отечественной и зарубежной практике сооружения выработок намечается тенденция к применению экскава-
74
|
Т а б л и ц а |
20 |
|
Значения показа |
|
|
телей для подзем |
|
Показатели |
ных экскаваторов |
|
|
|
|
|
Э-7515 |
эп-і |
Средняя эксплуатационная производительность, м3/ч |
23,2 |
28,9 |
Средняя производительность за чистое время погруз- |
27,8 |
40,6 |
ки, м3/ ч ...................................................................... |
||
Число ковшей, необходимых для загрузки автосамо |
|
|
свала МАЗ-205: |
5 |
3 |
в начале погрузки ............................................... |
||
в конце погрузки................................................... |
7 |
4 |
Тоннель (страна)
Площадь сечения тон неля, м*
Экскаватор
Т а б л и ц а 21
Емкость ков ша, ма |
Производи тельность погрузки" по роды,. Мв/Ч |
Ниагарская ГЭС |
110 |
Норд-Вест 80Д |
2,7 |
До 165 |
(США) |
|
|
|
|
ГЭС Сторнорфорс |
160 |
Мэрион Ш-М |
3 |
96 |
(Швеция) |
150 |
Рикатус 88-13 |
3 |
|
ГЭС Пиртикоски |
п о |
|||
(Финляндия) |
130 |
Мэрион 93-М |
1,9 |
До 70 |
Харрселе |
||||
(Швеция) |
|
|
|
|
Элькгорн |
114 |
Лорен-8Д |
1,7 |
65 |
(США) |
60 |
|
|
|
ГЭС в Сталуне |
Ландсверк L-65 |
0,9 |
50 |
|
(Швеция) |
54 |
Ландсверк L-65 |
0,9 |
48 |
Подходной тоннель ГЭС |
||||
Сторнорфорс |
|
|
|
|
торо.в с большой емкостью ковша. Например, экскава тор ЭКГ-4 с ковшом емкостью 4 м3 применяли для по грузки взорванной породы при сооружении некоторых участков тоннелей Асуанской ГЭС и припортальных участков Токтогульской й Нурекской ГЭС. Это объяс няется тем, что производительность экскаватора нахо дится в прямой зависимости от емкости его ковша
(рис. 26).
В. настоящее время применение экскаваторов ограни чивается в основном лишь сечением выработок. На рис.
75