Файл: Мельников Л.Л. Сооружение выработок большого сечения в крепких породах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.07.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для бурения скважин при разработке нижнего усту­ па наибольший интерес представляют пневмоударники малых диаметров, техническая характеристика которых приведена в табл. 15.

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

15

 

 

 

Техническая характеристика

 

 

 

 

пневмоударника

 

Показатели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П-55

П-75 ВУ-85 п-з М-80

Диаметр коронки, м м ...........................

 

55

75

85

85

80

Диаметр цилиндра, мм . . . . . . .

 

32

45

58

54

45

Ход поршня-бойка, м м ........................

.

50

50

84

100

Энергия удара,

к г с -м ................... ...

1.5

3,0

7,0

5.0

4,6

Число ударов в 1 мин ........................

.

2500

2600

2200

2100

1600

Давление сжатого воздуха, кгс/см2 .

5

5

5

5

5

Расход воздуха,

м3/м и н ........................

 

1 .0

3,0

3,0

6

2,5

Масса молотка,

кг ...............................

 

3

6,58

11,0

7,6

9,5

Масса поршня-бойка, кг ....................

 

0,28

0,65

В табл.

16 приведены технические

характеристики

основных станков вращательно-ударного действия, при­ меняемых для бурения нисходящих скважин при раз­ работке уступов. Из приведенных в табл. 16 станков следует выделить станок П-31, созданный ВНИИБТ. Легкий станок ударно-вращательного действия весьма успешно был применен при разработке нижних уступов тоннелей Асуанского гидроузла. Средняя производитель­ ность одного станка П-31 составила 12 м/смену, макси­ мальная— 22 м/смену.

Перспективной' машиной для обуривания нижних уступов в подземных условиях является самоходная ма­ логабаритная буровая машина ударно-вращательного действия СБМК-5. В результате применения этой маши­ ны при сооружении строительного тоннеля Токтогульской ГЭС были получены высокие показатели работы. По данным наблюдений [20] в породах с коэффициентом крепости f= 9 -M l (крепкие известняки) механическая скорость бурения составила 4,0—5,2 м/ч, сменная произ­ водительность—19—21 м скважины диаметром 105 мм.

Анализ практики разработки нижних уступов пока­ зывает, что применение машин ударно-вращательного действия имеет следующие преимущества: высокую про-

63


 

 

 

 

 

 

Техническая

 

Показатели

 

btf

 

БМК-2Б

 

 

 

 

о

-АБ100

БМК-4

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

<

 

 

 

Диаметр бурения, мм-................

бурения,

10е!

105

106

106

Эффективная глубина

До 16

До 16

До 16

До 20

м ..............................................

вращения

коронки,

Частота

83

43—75

22—25

41

об/мин

....................................

 

Угол наклона скважины к гори­

Любой

90

10—90

Любой

зонту,

градусы........................

 

Тип пневмоударника ...............

 

М-1700

УУ-8 1-0-16

У-110К

Число ударов в 1 м и н ................

 

2200

2300

1600

Расход сжатого воздуха, м8/мин

6

5—6

3,5

3,4

Шаг подачи бурового инструмен­

400

1450

1300

1300

та, мм/мин ...............................

. . . .

Масса станка, кг . . .

270

283

420

231

изводительность станков; незначительный шум при ра­ боте станков, вследствие чего улучшаются условия ра­ боты бурильщиков, независимость скорости бурения скважины от ее глубины; возможность бурить скважи­ ны в любом направлении; высокую маневренность стан­ ков при передвижении их по выработкам.

К недостаткам, выявленным при работе станков с пневмоударниками, относятся: малая надежность пнев­ моударников небольших диаметров; необходимость часто заменять затупленные долота (коронки), что ве­ дет к большой затрате времени на спуско-подъемные операции; частое искривление скважины.

ВСССР разработан и выпускается станок ударно­ вращательного действия БУ-70 (СБУ-70), предназна­ ченный для бурения нисходящих скважин диаметром 60—70 мм. В настоящее время он находит все большее применение при разработке нижних уступов.

§6. ПОГРУЗОЧНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Вкомплексе работ по сооружению выработок боль­ шого сечения весьма важным процессом является по­

грузка взорванной породы. Практика показывает, что

64

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

16

характеристика станка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

■: 1:

 

 

 

 

 

О г . .

 

 

G

Урал-1

31П

СБМК-5

СБУ-70

P-.

70-ѢУА

CN

СО

 

 

 

 

>

 

 

и

 

 

 

 

Ій

 

 

ей

 

 

 

 

и

 

 

100

100—125

95—105

100—125

60—70

60—70

60—70

До 20

До 15

Д о '50

До 50

До

50

90—120

76

63—75

30—60

До 150

До 150

ДО 150

Любой

Любой

45—90

Любой

Любой

90

Любой

ПУШ-8

УУ-2

П-2

УУ-7А

____

 

1900

2100

'2100

2100

2,8—3

5—6

7

5—6

14

14—28

 

14

500

1000

400

1000

___

_

 

 

 

 

 

 

 

 

 

310

200

1132

3200

3400

8100'

720

на погрузку взорванной породы приходится свыше 40% всех трудовых затрат, а продолжительность ее состав­ ляет 30—50% длительности цикла. В зависимости от поперечного сечения выработки для погрузки породы используют обычные погрузочные ; машины, трак­ торные погрузчики или специальные (Подземные экска­

ваторы.

погрузочных машин.

:

Практика применения

’В

табл. 17 приведены технические

характеристики

оте­

чественных погрузочных машин,

получивших наиболь­

шее распространение при сооружении выработок боль­ шого сечения. По типу рабочего органа машины можно подразделить на ковшовые и погрузочные с'загребаю­

щими лапами-рычагами.

J

Машины ковшового типа

имеют следующие преиму­

щества: сравнительно небольшие размеры; высокую маневренность; независимость работы, ковша от свойств погружаемой породы; безопасность (в работе; малке расходы по эксплуатации.

При использовании ковшовых погрузочных машин только ковш приходит в непосредственный контакт с по­

родой, вследствие чего исключается, абразивный

износ

3 Зак. 450

Ш


Т а б л и ц а 17

 

Ж 9S

со

 

 

Н »Ж

5 де

 

*

*

 

 

га s

 

НS

waiejHeff

fc a

о

 

 

* S a

 

Ь *

a и

 

 

со

 

5Я«->

 

QJ a)

н

 

 

<оо

 

Й<о

 

e; 3*

 

 

и У

 

5 О*

 

cn

 

 

 

С___

СП

*и ‘вгпаон чіэонмз

Ю

со

 

 

 

 

 

CM

 

 

о о

 

 

о"

 

 

N ‘HMeAdjou iüod<j>

 

 

 

 

см <М

 

 

 

 

 

 

 

(Мсм

 

 

ии *BHHdHfn

со

о

о

о о

о о

о

о

со

о

о

Ю о

00 Tt<

СО

 

СО

о

О) о

т* со

 

 

*—<

 

см

— см

ч —н

 

—ч

 

womao«

о

 

ю

 

WrUWHtfOUо

см

 

 

Э

1ЧОГПВОМ

1

«

WI4HH3tnXU0 э

1

 

womao«

 

 

ИІЧХВНѴоіі D

 

 

womaoH

ю

 

со

 

К іЧННЭЪі Л і і О 0

г-

 

 

_ s

 

 

S д

 

 

C c

s

X

s

о

СП

о

о

*

оо

LO

см

оо 1 см 1

о

см

ю

«о

Оч

а

2

>» et

о

X

о

a

ч

к Я

2 Й

8 %

1 &

о

о о

о ю

о

о

ЮСМ Г"- t-

о

со

h- оо

О см

 

 

 

СМСМ„ СО

 

со о

— о

о

1

1 '1 1

о

ЮC-"

о

 

 

 

со

 

 

0 о

 

 

 

— о

 

 

 

01о

 

 

 

—• (М

 

о

о о

о о

о

о

см о

Г- о

о

00

«—«ю СО•—

00

 

00 оо

см ^

со

о

 

 

 

ю

a

 

 

 

 

 

о рсо со

 

д

 

 

 

| § ДСДС

^

с

с

О.'“"'

 

 

г

 

 

 

Ж

 

 

 

3

 

 

 

S

 

 

 

га

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

§

 

 

ж

X

 

 

 

 

 

ж

 

 

 

ь

 

и

 

 

 

~ 35

 

 

Е га

 

 

о

и

 

 

ж а.

 

 

о* о

 

 

ж

 

 

 

ж

 

 

 

юs

 

 

Ув*

о

о

>» о

fc- \Q

5

Эаэ

га

га

^

§

о

Д

 

*

66


17

 

 

h /8w ‘чіэончігэі

.

•iiVoaeiiodu ввніэьэвсі

табл

 

 

 

ним I e

Продолжение

 

 

 

 

 

jiiiHBudsh oiroiih

 

 

 

 

JH

'пннтвм вээвѵѵ

 

»чм ‘иэігон BHiidum

 

 

 

э/w 'винэж

 

 

 

иаѴ

qioodoHO

 

H

мм

‘eHiidum

 

X

 

 

ы

 

 

 

4

 

 

 

 

X

 

в й э ц э в н о н

 

4

 

 

 

 

0)

 

 

 

 

H

 

 

 

 

CQ

 

 

 

 

u

 

 

 

 

0

*

 

 

 

A

X

 

в т в о н

 

О

 

 

B w a « L tf o u

 

 

 

 

i

о

£O J O B O tfO X

уэігэівлтѴ oiroiih

3

X

X

3

s

о

m

Q.

О

E

E

X

H

о

I

ю

со

ю

1 'ф

о

о

со

со

о

о

С1 j

о1

ю

ю

1

1

1

1

1

1

1

1

1

со

§

2

о

т

о

та

X

та

т

3

а

О

ю

1

■4t«

о

о

со

со

о

о

СГ) 1

о1

ю

h-

со

о

о

о

Г-»

СЧ

со

со

со

I-

1

(D CU

си

х

а

§

X

2

о

ш

о

о

J3

с; а> си

та S X а>

Ч

к а

а £

о£

3

g &

О

ю

— о о

I00 со

о

со

1 1 1

соо о

00 о о

СОО О

ЮГ--сч

— СЧ

1 1 1

1 1 1

со

1СП00

о

оо ю

ою сч г-сог-

н

CQ ь « ш

г- w 1

СО

СО

1 І 1

1 1 I

н

CQ

1 1 *

00

со

1 ^

2

I 2

ш

си

и

та

СП

о

>>

et

О

X

2

О

2 X

ота

X и

ЭГ О, X о

X 2

си X О X >»о

и ю

та та Л

X

О

 

О

rj*о

сч

О

 

 

со

со

 

ю

1

1

 

сч

о

г- о

соо

о

соо

о

т* со

сч

о о

 

о о

 

СОt".

1

1

1

о1

о!

1

Ю о

 

ю со

 

1 1

1

1 і

1

1 1

1

1

I1

1

н

 

 

CQ А

о

« о

сч

сч

ТГ

 

 

сч

1сч

сч

счсч

со

о

 

 

о

 

 

J3

 

. ч

 

 

си

 

та

>,

X

 

э

с

 

X

 

2

X

 

о

ь

 

X

о

 

§

и

 

 

о

 

о

X

 

a

 

>1

X

 

и

ч

 

та

* >*

X

X

К 3

со X

та

о

 

о

а 2

а

§

8

0

 

о

X

3* 67


других частей машины. Поэтому особое внимание уде­ ляется форме ковша. Наименьшие усилия при черпании скальных пород имеют ковши, имеющие полукруглую форму, армированные зубьями трапециевидного сече­ ния, и боковые стенки с вырезом в нижней части. Сте­ пень заполнения таких ковшей значительна, в резуль­ тате чего увеличивается производительность погрузоч­ ной машины. Применение вибраторов для ковшей по­ грузочных машин позволяет ускорить процесс загрузки ковша породой и увеличить наполнение его.

Использование ковшовых погрузочных машин, снаб­ женных конвейером, дает, дополнительно то преимуще­ ство, что можно применять транспортный сосуд теоре­ тически неограниченной длины.

Из машин ковшового типа большое распростране­ ние при сооружении выработок большого сечения полу­ чила машина МПР-6. Она обладает большим сцепным весом (8,8 тс), позволяющим обеспечивать достаточный напор при внедрении ковша в породу, и, как следствие, высокий коэффициент его наполнения. Максимальная крупность кусков породы, при которой машина может удовлетворительно работать, составляет 400—450 мм. С увеличением кусковатости породы затрудняется внед­ рение рабочего органа в массив пород, уменьшается степень заполнения ковша породы, что снижает произ­ водительность погрузки породы. Добиться в таких усло­ виях полного заполнения ковша породой можно только в несколько приемов, что увеличивает время цикла чер­ пания. Значительным недостатком машины МПР-6 яв­ ляется ограниченный фронт погрузки, находящийся в пределах 3,75-^1,0 м. Учитывая, что ширина забоя в проходке однопутных железнодорожных тоннелей сос­

тавляет .5,4—6,2 м, автодорожных— до 8—9

м, гидро­

технических— нередко превышает 10-=-12 м,

машина

МПР-6 не может обеспечить захвата и погрузки породы по всей ширине забоя. В этом случае избежать ручной подкидки породы и обеспечить полную механизацию погрузки можно лишь одновременным применением двух породопогрузочных машин. Однако при этом производи­ тельность каждой машины снижается вследствие тесноты в забое.'

Институтом Гипрррудмаш сконструирована ков­ шовая погрузочная машина ППН-4 для выработок боль-

68

шого сечения. Машина выполнена на гусеничном ходу, позволяющем избегать ручной подкидки породы при лю­ бой ширине выработки. Большой сцепной вес (12 тс), высокая мощность машины (40 л. с.) обеспечивают вы­ сокий коэффициент наполнения ковша, имеющего ем­ кость 1 м3.

В настоящее время сконструированы и применяют породопогрузочные машины с загребающими лапами на гусеничном ходу. К их числу относятся «Кривбасс-250» конструкции Гнпрорудмаша, ПНБ-3 , и ПНБ-Зк (см. табл. 17). Эти машины обладают сравнительно не­ большой рабочей высотой, высокой теоретической про­ изводительностью, но вследствие особенностей своей конструкции требуют значительной свободной площади; машины довольно дороги и сложны по конструкции. Из машин с загребающими лапами наибольшее распрост­ ранение получила машина ПНБ-Зк. Применение ее при строительстве напорного тоннеля Ингурской ГЭС харак­ теризовалось довольно высокими показателями — сред­ няя производительность погрузки породы нередко до­ стигала 20—22 м3/ч.

За рубежом породопогрузочные машины получили весьма широкое распространение (табл. 18). Ковш неко­ торых породопогрузочных машин выполнен с боковой разгрузкой, что дает возможность избежать разворота машин во время погрузки породы в транспортный со­ суд. Наибольшее применение получили машины

«Конвей-100» и «Эймко-105».

Следует отметить, что в 1958—1961 гг. на стройках Главтоннельметростроя испытывали зарубежные поро­ допогрузочные машины — «Конвей-100» с емкостью ков­ ша 0,76 м3 и шведскую машину LM-500 Н, выпускаемую фирмой «Атлас-Копко». Испытания этих ...машин при строительстве отечественных железнодорожных тонне­ лей показали, что их параметры удовлетворяют усло­ виям сооружения выработок большого сечения. Большая мощность породопогрузочной машины «Конвей-100», достаточная масса и емкость ковша обеспечивали устой­ чивую высокую производительность ее даже при значи­ тельной крупности кусков ' взорванной породы (до 600—700 мм). Сравнительные испытания показали,' что объем породы, погружаемый , двумя параллельно рабо­ тающими машинами МПР-6 за 4—5 ч, в совершенно

69