Файл: Мельников Л.Л. Сооружение выработок большого сечения в крепких породах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.07.2024
Просмотров: 117
Скачиваний: 0
Для бурения скважин при разработке нижнего усту па наибольший интерес представляют пневмоударники малых диаметров, техническая характеристика которых приведена в табл. 15.
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
15 |
|
|
|
|
Техническая характеристика |
||||
|
|
|
|
пневмоударника |
|
||
Показатели |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П-55 |
П-75 ВУ-85 п-з М-80 |
|||
Диаметр коронки, м м ........................... |
|
55 |
75 |
85 |
85 |
80 |
|
Диаметр цилиндра, мм . . . . . . . |
|
32 |
45 |
58 |
54 |
45 |
|
Ход поршня-бойка, м м ........................ |
. |
50 |
50 |
— |
84 |
100 |
|
Энергия удара, |
к г с -м ................... ... |
1.5 |
3,0 |
7,0 |
5.0 |
4,6 |
|
Число ударов в 1 мин ........................ |
. |
2500 |
2600 |
2200 |
2100 |
1600 |
|
Давление сжатого воздуха, кгс/см2 . |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
||
Расход воздуха, |
м3/м и н ........................ |
|
1 .0 |
3,0 |
3,0 |
6 |
2,5 |
Масса молотка, |
кг ............................... |
|
3 |
6,58 |
11,0 |
7,6 |
9,5 |
Масса поршня-бойка, кг .................... |
|
0,28 |
0,65 |
— |
— |
— |
|
В табл. |
16 приведены технические |
характеристики |
основных станков вращательно-ударного действия, при меняемых для бурения нисходящих скважин при раз работке уступов. Из приведенных в табл. 16 станков следует выделить станок П-31, созданный ВНИИБТ. Легкий станок ударно-вращательного действия весьма успешно был применен при разработке нижних уступов тоннелей Асуанского гидроузла. Средняя производитель ность одного станка П-31 составила 12 м/смену, макси мальная— 22 м/смену.
Перспективной' машиной для обуривания нижних уступов в подземных условиях является самоходная ма логабаритная буровая машина ударно-вращательного действия СБМК-5. В результате применения этой маши ны при сооружении строительного тоннеля Токтогульской ГЭС были получены высокие показатели работы. По данным наблюдений [20] в породах с коэффициентом крепости f= 9 -M l (крепкие известняки) механическая скорость бурения составила 4,0—5,2 м/ч, сменная произ водительность—19—21 м скважины диаметром 105 мм.
Анализ практики разработки нижних уступов пока зывает, что применение машин ударно-вращательного действия имеет следующие преимущества: высокую про-
63
|
|
|
|
|
|
Техническая |
|
Показатели |
|
btf |
|
БМК-2Б |
|
|
|
|
о |
-АБ100 |
БМК-4 |
|
|
|
|
(О |
|||
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
< |
|
|
|
Диаметр бурения, мм-................ |
бурения, |
10е! |
105 |
106 |
106 |
|
Эффективная глубина |
До 16 |
До 16 |
До 16 |
До 20 |
||
м .............................................. |
вращения |
коронки, |
||||
Частота |
83 |
43—75 |
22—25 |
41 |
||
об/мин |
.................................... |
|
||||
Угол наклона скважины к гори |
Любой |
90 |
10—90 |
Любой |
||
зонту, |
градусы........................ |
|
||||
Тип пневмоударника ............... |
|
М-1700 |
УУ-8 1-0-16 |
У-110К |
||
Число ударов в 1 м и н ................ |
|
— |
2200 |
2300 |
1600 |
|
Расход сжатого воздуха, м8/мин |
6 |
5—6 |
3,5 |
3,4 |
||
Шаг подачи бурового инструмен |
400 |
1450 |
1300 |
1300 |
||
та, мм/мин ............................... |
. . . . |
|||||
Масса станка, кг . . . |
270 |
283 |
420 |
231 |
изводительность станков; незначительный шум при ра боте станков, вследствие чего улучшаются условия ра боты бурильщиков, независимость скорости бурения скважины от ее глубины; возможность бурить скважи ны в любом направлении; высокую маневренность стан ков при передвижении их по выработкам.
К недостаткам, выявленным при работе станков с пневмоударниками, относятся: малая надежность пнев моударников небольших диаметров; необходимость часто заменять затупленные долота (коронки), что ве дет к большой затрате времени на спуско-подъемные операции; частое искривление скважины.
ВСССР разработан и выпускается станок ударно вращательного действия БУ-70 (СБУ-70), предназна ченный для бурения нисходящих скважин диаметром 60—70 мм. В настоящее время он находит все большее применение при разработке нижних уступов.
§6. ПОГРУЗОЧНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Вкомплексе работ по сооружению выработок боль шого сечения весьма важным процессом является по
грузка взорванной породы. Практика показывает, что
64
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
16 |
|
характеристика станка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
■: 1: |
|
|
|
|
|
О г . . |
|
|
G |
Урал-1 |
31П |
СБМК-5 |
СБУ-70 |
P-. |
70-ѢУА |
|
CN |
|||||||
СО |
|
|
|
|
> |
|
|
и |
|
|
|
|
Ій |
|
|
ей |
|
|
|
|
и |
|
|
100 |
100—125 |
95—105 |
100—125 |
60—70 |
60—70 |
60—70 |
|
— |
— |
До 20 |
До 15 |
Д о '50 |
До 50 |
До |
50 |
90—120 |
76 |
63—75 |
30—60 |
До 150 |
До 150 |
ДО 150 |
|
Любой |
Любой |
45—90 |
Любой |
Любой |
90 |
Любой |
|
ПУШ-8 |
УУ-2 |
П-2 |
УУ-7А |
____ |
— |
|
— |
— |
— |
— |
1900 |
2100 |
'2100 |
2100 |
|
2,8—3 |
5—6 |
7 |
5—6 |
14 |
14—28 |
|
14 |
500 |
1000 |
400 |
1000 |
___ |
_ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
310 |
200 |
1132 |
3200 |
3400 |
8100' |
720 |
на погрузку взорванной породы приходится свыше 40% всех трудовых затрат, а продолжительность ее состав ляет 30—50% длительности цикла. В зависимости от поперечного сечения выработки для погрузки породы используют обычные погрузочные ; машины, трак торные погрузчики или специальные (Подземные экска
ваторы. |
погрузочных машин. |
: |
|
Практика применения |
’В |
||
табл. 17 приведены технические |
характеристики |
оте |
|
чественных погрузочных машин, |
получивших наиболь |
шее распространение при сооружении выработок боль шого сечения. По типу рабочего органа машины можно подразделить на ковшовые и погрузочные с'загребаю
щими лапами-рычагами. |
J |
Машины ковшового типа |
имеют следующие преиму |
щества: сравнительно небольшие размеры; высокую маневренность; независимость работы, ковша от свойств погружаемой породы; безопасность (в работе; малке расходы по эксплуатации.
При использовании ковшовых погрузочных машин только ковш приходит в непосредственный контакт с по
родой, вследствие чего исключается, абразивный |
износ |
3 Зак. 450 |
Ш |
Т а б л и ц а 17
|
Ж 9S |
со |
|
|
Н »Ж |
5 де |
|
|
* |
* |
|
|
га s |
|
НS |
waiejHeff |
fc a |
о |
|
|
* S a |
|
Ь * |
a и |
|
|
со |
|
5Я«-> |
||
|
QJ a) |
н |
|
|
<оо |
|
Й<о |
|
e; 3* |
|
|
и У |
|
5 О* |
|
|
cn |
|
|
|
С___ |
СП |
|
*и ‘вгпаон чіэонмз |
Ю |
со |
|
|
|
|
|
CM |
|
|
о о |
— |
|||
|
|
о" |
|
|
|||
N ‘HMeAdjou iüod<j> |
|
|
|
|
см <М |
|
|
|
|
|
|
|
(Мсм |
|
|
ии *BHHdHfn |
со |
о |
о |
о о |
о о |
о |
о |
со |
о |
о |
Ю о |
00 Tt< |
СО |
||
|
СО |
о |
О) о |
т* со |
|
||
|
*—< |
|
см |
— см |
—ч —н |
|
—ч |
|
womao« |
о |
|
ю |
|
|
WrUWHtfOUо |
см |
|
|
|
Э |
1ЧОГПВОМ |
1 |
« |
WI4HH3tnXU0 э |
1 |
|
womao« |
|
|
ИІЧХВНѴоіі D |
|
|
womaoH |
ю |
|
со |
|
|
К іЧННЭЪі Л і і О 0 |
г- |
|
|
_ s |
|
|
S д |
|
|
C c |
s
X
s
о
СП
о
о
*
оо
LO
см
оо 1 см 1
о
см
ю
«о
Оч
а
2
>» et
о
X
о
a
ч
к Я
2 Й
8 %
1 &
о |
о о |
о ю |
о |
о |
ЮСМ Г"- t- |
о |
|
со |
h- оо |
О см |
|
|
|
СМСМ„ СО |
|
|
со о |
— о |
о |
1 |
1 '1 1 |
о |
|
ЮC-" |
о |
||
|
|
|
со |
|
|
0 о |
|
|
|
— о |
|
|
|
01о |
|
|
|
—• (М |
|
о |
о о |
о о |
о |
о |
см о |
Г- о |
о |
00 |
«—«ю СО•— |
00 |
|
|
00 оо |
см ^ |
со |
о |
|
|
|
ю |
a |
|
|
|
|
|
|
о рсо со |
|
д |
|
|
|
|
|
| § ДСДС |
^ |
с |
|
с |
|||
О.'“"' |
|
|
|
г |
|
|
|
Ж |
|
|
|
3 |
|
|
|
S |
|
|
|
га |
|
|
|
о |
|
|
>» |
|
|
|
|
|
|
|
§ |
|
|
ж |
X |
|
|
|
|
|
|
ж |
|
|
|
ь |
|
и |
|
|
|
~ 35 |
|
|
|
Е га |
|
|
|
о |
и |
|
|
ж а. |
|
|
|
о* о |
|
|
|
ж |
|
|
|
ж |
|
|
|
юs |
|
|
|
Ув* |
о |
о |
|
>» о |
|||
fc- \Q |
5 |
Эаэ |
|
га |
га |
||
^ |
§ |
о |
|
Д |
|
* |
\С |
66
17 |
|
|
h /8w ‘чіэончігэі |
|
. |
•iiVoaeiiodu ввніэьэвсі |
|||
табл |
|
|
|
ним I e |
Продолжение |
|
|
|
|
|
|
jiiiHBudsh oiroiih |
||
|
|
|
||
|
JH |
'пннтвм вээвѵѵ |
||
|
»чм ‘иэігон BHiidum |
|||
|
|
|
э/w 'винэж |
|
|
|
|
иаѴ |
qioodoHO |
|
H |
мм |
‘eHiidum |
|
|
X |
|
||
|
ы |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
X |
|
в й э ц э в н о н |
|
|
4 |
|
|
|
|
0) |
|
|
|
|
H |
|
|
|
|
CQ |
|
|
|
|
u |
|
|
|
|
0 |
* |
|
|
|
A |
X |
|
в т в о н |
|
О |
|
|
B w a « L tf o u |
|
|
|
|
i
о
£O J O B O tfO X
уэігэівлтѴ oiroiih
3
X
X
3
s
о
m
>»
Q.
О
E
E
X
H
о
I
ю
со
ю
1 'ф
о
о
со
со
о
о
С1 j
о1
ю
ю
1
1
1
1
1
1
1
1
1
со
>»
§
2
о
т
о
та
X
та
т
3
а
О
ю
1
■4t«
о
о
со
со
о
о
СГ) 1
о1
ю
h-
со
о
—
о
о
Г-»
СЧ
со
со
со
I-
1
(D CU
си
х
а
§
X
2
о
ш
о
о
J3
с; а> си
та S X а>
Ч
к а
а £
о£
3
g &
О
ю
— о о
I00 со
о
со
1 1 1
соо о
00 о о
СОО О
ЮГ--сч
—— СЧ
1 1 1
1 1 1
со
1СП00
о—
оо ю
ою сч г-сог-
н
CQ ь « ш
г- w 1
СО
СО
1 І 1
1 1 I
н
CQ
1 1 *
00
со
1 ^
2
I 2
\о
ш
си
и
та
СП
о
>>
et
О
X
2
О
2 X
ота
X и
ЭГ О, X о
X 2
си X О X >»о
и ю
та та Л
X
О |
|
О |
|
rj*о |
|||
1ю |
сч |
||
О |
|
|
|
со |
со |
|
|
ю |
1 |
||
1 |
|||
|
сч |
о |
|
г- о |
|||
соо |
о |
||
соо |
о |
||
т* со |
сч |
||
о о |
|
||
о о |
|
||
СОt". |
1 |
||
1 |
1 |
||
о1 |
о! |
1 |
|
Ю о |
|
||
ю со |
|
||
1 1 |
1 |
||
1 і |
1 |
||
1 1 |
1 |
||
1 |
I1 |
1 |
|
н |
|
|
|
CQ А |
о |
||
« о |
|||
сч |
сч |
ТГ |
|
|
|
||
1о |
сч |
||
1сч |
сч |
||
счсч |
со |
||
о |
|
|
|
о |
|
|
|
J3 |
|
||
. ч |
|
|
|
си |
|
||
та |
>, |
||
X |
|
э |
|
с |
|
X |
|
|
2 |
||
X |
|
о |
|
ь |
|
X |
|
о |
|
§ |
|
и |
|
|
|
о |
|
о |
|
X |
|
||
a |
|
>1 |
|
X |
|
и |
|
ч |
|
та |
|
>» |
|||
* >* |
X |
||
X |
|||
К 3 |
|||
со X |
та |
||
о |
|
о |
|
а 2 |
а |
||
§ |
8 |
0 |
|
|
о |
X
3* 67
других частей машины. Поэтому особое внимание уде ляется форме ковша. Наименьшие усилия при черпании скальных пород имеют ковши, имеющие полукруглую форму, армированные зубьями трапециевидного сече ния, и боковые стенки с вырезом в нижней части. Сте пень заполнения таких ковшей значительна, в резуль тате чего увеличивается производительность погрузоч ной машины. Применение вибраторов для ковшей по грузочных машин позволяет ускорить процесс загрузки ковша породой и увеличить наполнение его.
Использование ковшовых погрузочных машин, снаб женных конвейером, дает, дополнительно то преимуще ство, что можно применять транспортный сосуд теоре тически неограниченной длины.
Из машин ковшового типа большое распростране ние при сооружении выработок большого сечения полу чила машина МПР-6. Она обладает большим сцепным весом (8,8 тс), позволяющим обеспечивать достаточный напор при внедрении ковша в породу, и, как следствие, высокий коэффициент его наполнения. Максимальная крупность кусков породы, при которой машина может удовлетворительно работать, составляет 400—450 мм. С увеличением кусковатости породы затрудняется внед рение рабочего органа в массив пород, уменьшается степень заполнения ковша породы, что снижает произ водительность погрузки породы. Добиться в таких усло виях полного заполнения ковша породой можно только в несколько приемов, что увеличивает время цикла чер пания. Значительным недостатком машины МПР-6 яв ляется ограниченный фронт погрузки, находящийся в пределах 3,75-^1,0 м. Учитывая, что ширина забоя в проходке однопутных железнодорожных тоннелей сос
тавляет .5,4—6,2 м, автодорожных— до 8—9 |
м, гидро |
технических— нередко превышает 10-=-12 м, |
машина |
МПР-6 не может обеспечить захвата и погрузки породы по всей ширине забоя. В этом случае избежать ручной подкидки породы и обеспечить полную механизацию погрузки можно лишь одновременным применением двух породопогрузочных машин. Однако при этом производи тельность каждой машины снижается вследствие тесноты в забое.'
Институтом Гипрррудмаш сконструирована ков шовая погрузочная машина ППН-4 для выработок боль-
68
шого сечения. Машина выполнена на гусеничном ходу, позволяющем избегать ручной подкидки породы при лю бой ширине выработки. Большой сцепной вес (12 тс), высокая мощность машины (40 л. с.) обеспечивают вы сокий коэффициент наполнения ковша, имеющего ем кость 1 м3.
В настоящее время сконструированы и применяют породопогрузочные машины с загребающими лапами на гусеничном ходу. К их числу относятся «Кривбасс-250» конструкции Гнпрорудмаша, ПНБ-3 , и ПНБ-Зк (см. табл. 17). Эти машины обладают сравнительно не большой рабочей высотой, высокой теоретической про изводительностью, но вследствие особенностей своей конструкции требуют значительной свободной площади; машины довольно дороги и сложны по конструкции. Из машин с загребающими лапами наибольшее распрост ранение получила машина ПНБ-Зк. Применение ее при строительстве напорного тоннеля Ингурской ГЭС харак теризовалось довольно высокими показателями — сред няя производительность погрузки породы нередко до стигала 20—22 м3/ч.
За рубежом породопогрузочные машины получили весьма широкое распространение (табл. 18). Ковш неко торых породопогрузочных машин выполнен с боковой разгрузкой, что дает возможность избежать разворота машин во время погрузки породы в транспортный со суд. Наибольшее применение получили машины
«Конвей-100» и «Эймко-105».
Следует отметить, что в 1958—1961 гг. на стройках Главтоннельметростроя испытывали зарубежные поро допогрузочные машины — «Конвей-100» с емкостью ков ша 0,76 м3 и шведскую машину LM-500 Н, выпускаемую фирмой «Атлас-Копко». Испытания этих ...машин при строительстве отечественных железнодорожных тонне лей показали, что их параметры удовлетворяют усло виям сооружения выработок большого сечения. Большая мощность породопогрузочной машины «Конвей-100», достаточная масса и емкость ковша обеспечивали устой чивую высокую производительность ее даже при значи тельной крупности кусков ' взорванной породы (до 600—700 мм). Сравнительные испытания показали,' что объем породы, погружаемый , двумя параллельно рабо тающими машинами МПР-6 за 4—5 ч, в совершенно
69