Файл: Мельников Л.Л. Сооружение выработок большого сечения в крепких породах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.07.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис. 42. Зависимость величины за­ ряда Q от острого угла встречи ѵ в простом клиновом врубе

от острого угла встречи в простом клиновом врубе, по­ строенная по данным исследований У. Лангефорса [16]. Следует отметить, что перегружать шпуры клино­ вого вруба ВВ не рекомендуется вследствие возможно­ сти подрыва одного шпу­ ра другим. Во всех слу­ чаях расстояние между концами шпуров клино­ вого вруба должно быть

не менее 20 см.

К преимуществам кли­ нового вруба можно от­ нести: удобство и просто­ ту обуривания вследствие возможности рациональ­ ного расположения буро­ вого оборудования в за­ бое; достаточно высокий к. и. ш.; наилучшие ре­ зультаты применения его в условиях пород с верти­ кальным направлением пластов и трещин.

К недостаткам клинового вруба можно отнести: огра­ ничение глубины вруба, а следовательно, подвигания за взрыв шириной выработки; большой разброс взорван­ ной породы и нарушение целостности крепи и боков вы­ работки; ограничение применения его типом пород.

Клиновой горизонтальный вруб применяют при гори­ зонтальном направлении напластования пород и трещин. Этот вруб широкого распространения не получил вслед­ ствие сложности практического выполнения.

Боковой вруб, нижний вруб, верхний вруб (см.

рис. 40, е, ж, з) применяют в породах средней крепости при соответствующем падении слоев породы или трещин на забой. Вследствие присущих им недостатков (слож­ ность размещения шпуров по поверхности забоя и при­ дания им заданного угла наклона; трудность бурения наклонных шпуров и т. д.) эти врубы широкого распро­ странения не получили.

Многоклиновой вруб (см. рис. 40, б) получил наи­ большее распространение в Швеции при сооружении тоннелей с площадью сечения 5>40 м2. В зарубежной

122

литературе он известен под названием «плужный вруб». Число «клиньев» многоклинового вруба зависит в основном от ширины выработки: 3 клина при ширине тоннеля до 6 м; 3—5 клиньев при ширине тоннеля 6—

8 м;

5—7 клиньев при

ширине

тоннеля

8—10 м;

7—

10 клиньев при ширине

тоннеля

более 10 м.

наи­

На

рис. 41, б показаны необходимые

условия

более эффективного взрыва шпуров этого вруба и тре­ буемая последовательность взрывания их.

Преимущества многоклинового вруба: обеспечивает высокий к. и. ш. при глубине бурения до 7—10 м; удо­ бен для бурения вследствие возможности рациональ­ ного размещения бурового оборудования и буриль­ щиков.

Недостатки многоклинового вруба: зависимость вели­ чины подвигания выработки за цикл от ширины ее; сложность бурения шпуров и монтажа электровзрывной

сети; необходимость в задалживании рабочих

высокой

квалификации; трудности,

возникающие при

попытке

полностью механизировать

процесс бурения

шпуров.

Многоклиновой вруб целесообразно применять в ши­ роких выработках при необходимости получения подвиганий за цикл не менее 4—5 м.

Пирамидальный вруб (см. рис. 40, д) получил свое название вследствие того, что врубовые шпуры обра­ зуют как бы четырехгранную или трехгранную пирами­ ду в забое. В некоторых местах известен под названием центральногоили «вруба Лейнера». Хотя использование пирамидального вруба при сооружении выработок боль­ шого сечения известно, например, тоннель Санди-Ридж (США), однако присущие ему недостатки (зависимость глубины подвигания от ширины выработки, неудобство бурения врубовых шпуров и др.) резко сократили его применение.

Веерный вруб (рис. 40, е) в зависимости от располо­ жения шпуров может быть как горизонтальным, так и вертикальным. Для образования взрывной полости не­ обходимо соблюдать прямой угол между направлением

шпуров и плоскостью отрыва (рис. 41, е),

а также впол­

не определенную последовательность в

расположении

шпуров и их взрывании.

Отношение расстояния между соседними шпурами в ряде Е к рядам шпуров V зависит от конкретных усло­

123


вий и составляет, по данным У. Лангефорса, — =

= (0,8ч-1,2).

Преимущества веерного вруба: обеспечивает высокий к. и. ш. при правильном соблюдении направления и очередности взрывания шпуров; дает возможность по­ лучения весьма значительных подвиганий за цикл.

Недостатки веерного вруба: сложность соблюдения необходимого угла наклона и длины шпуров; необхо­ димость вести обурнвание всех шпуров вруба одним бу­ рильщиком; необходимость соблюдения высокой культу­ ры буровых и взрывных работ; большие трудности, воз­ никающие при попытках полностью механизировать про­ цесс бурения вруба.

Анализируя практику применения врубов при соору­ жении выработок большого сечения, можно сделать вы­ вод, что наибольшее применение среди наклонных вру­ бов в СССР получил клиновой вруб, в Швеции — мно­ гоклиновой. Однако эти врубы постепенно уступают ме­ сто более' прогрессивному прямому врубу.

Прямые врубы. К этой группе относятся врубы, обра­ зованные шпурами, перпендикулярными к плоскости за­ боя (шпуры параллельны друг другу). Большинство прямых врубов представляет собой комбинацию из за­ ряженных и холостых шпуров (скважин). На рис. 43 показаны основные типы прямых врубов, нашедших применение в отечественной и зарубежной практике со­ оружения выработок большого сечения. Некоторые ти­

пы прямых врубов

имеют

общепризнанные названия

(тип

7 — щелевой

вруб,

тип

5 — спиральный вруб,

тип 8

— корромант и т. д.).

 

врубы целесообразно в

Классифицировать прямые

соответствии с определенной комбинацией шпуров и- их расположением в забое, например тип вруба 20. (рис. 43) — прямой вруб с одним центральным заряжен­ ным и четырьмя периферийными холостыми шпурами.

Прямой вруб имеет следующие достоинства.

1. Величина подвигания неограниченна и не завис от ширины выработки. Это положение чисто теорети­ ческое. Практически отклонение шпуров от заданного направления и запрессовка их ограничивают величину подвигания. По данным проф. Янелида (Швеция), пря­ мые врубы следует применять при подвигании забоя до

124


1

о

о

7

о

о

 

о

 

13

 

°

. °

 

о

. ° ° .

° °

2

 

3

 

 

4

 

5

6

 

 

О

О

о

 

 

 

 

• --А

0

о

 

 

• •••

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

• о

 

 

 

 

 

 

 

V

о

 

в

 

9

 

 

10

0

12

 

 

 

0

11

 

 

 

 

 

о

О

О

о

 

• О о

• О о

О -

 

О

О

 

о О в

в

• • •

О О О

 

• о •

о

 

 

 

 

 

 

0

 

 

15

 

15

 

16

 

/7

18

оіо

о О

 

• 8 *

0

о

 

О О О

• о *

О в

 

ООО

О О О

 

 

 

 

 

 

• о *

о

О О О

 

 

 

 

 

 

 

 

о

20

 

21

 

 

22

 

23

24

 

о

о

*

 

О 0

О О *

О О О

О О О

О о

 

ОО о о

о о о

 

0

• о в

 

о о

® о о

О О О

25

Оо

ОО О

о о

31

0 * 0

о о

о

37

0

° Ф °

О о о

53+. - «

в - ° -

• - - О

26

 

27

 

 

26

 

 

29

 

 

° о °

О

О

О

ООО

О

0

 

О

о

 

О О О

 

о

о

0

в О

 

 

О

О

О

0

о

 

 

 

 

 

32

 

33

 

 

35

 

 

^ О О О

 

О О О

 

О О

 

О О О

о

о

 

о О о

О О О

 

о»

 

 

О О

 

о

о

 

О О О

 

 

 

 

 

 

 

 

38

 

39

 

 

50

 

 

4/

 

 

О

 

%•

 

 

 

 

О О О

 

 

 

•о°.0.°о*

О О О

 

0 # 0

 

 

О

О О

 

° ° .

 

О О О

 

 

 

 

 

О О О

 

 

 

2

 

 

 

 

О О О

 

 

 

•s

 

 

 

 

 

4 4

о

55

 

 

56

 

 

57

 

 

о

• - О -

в

т

 

г т

1

 

 

0 —

t : § и

О О О О О О О

о

ч

 

о

 

1

А

А

в "

 

о

 

 

 

 

 

Рис. 43. Схемы расположения шпуров:

30

оо

ОО О

ОО О О О О О

оо

36

О 05> 0 0 > о

42

О

0

о

о

0

0

0

0

О

0

о

о

О О

О 0

0

О

0

о

5

58

\ о /

о# о 1 .

I_42 — прямые врубы; 43—48 — комбинированные врубы


2,5 м. Для больших подвиганий необходимо соответст­ вующее увеличение диаметра холостой скважины

(рис. 44).

2. Высокая эффективность вруба в крепких породах. Влияние типа горной породы на эффективность взры­ ва прямого вруба было исследовано многими авторами. С. А. Смирнов, Г. С. Черепанов [40] испытывали раз-

fl 2 4 6 в ю іг і.м

Рис. 44. Области рационального приме­ нения различных врубов со скважиной

большого

диаметра:

 

/ — прямые

врубы;

/ / — клиновые

врубы;

III — прямые

врубы

нз комбинации

шпуров

обычного диаметра

личные схемы прямого вруба в разных горных породах (железистых кварцитах, скарнах, апатите и гипсе), в ре­ зультате чего пришли к выводу, что прямой вруб весьма эффективен в крепких и средней крепости породах, не склонных к пластической деформации. Позднее Р. Бул­ лок (США) [47] подтвердил эти исследования. На рис. 45 показана зависимость расстояния между центра­ ми шпуров от горной породы. Данный график построен для определенного значения диаметра холостой сква­ жины, поскольку последняя также влияет на это рас­ стояние.

В производственных условиях в породах, склонных к пластической деформации, для полного выброса взор­ ванной породы из вруба иногда в холостой шпур поме­ щают дополнительный заряд ВВ, взрываемый после взрыва остальных. Тип ВВ для дополнительного заряда выбирают по чувствительности его к детонации, так как в случае высокой чувствительности -дополнительный за­ ряд может взорваться одновременно с другими заряда­

126

ми, что опять-таки приводит к запрессовыванию взор­ ванной породы.

3. Малый разброс породы (объясняется направле­ нием отбойки) влечет за собой повышение производи­ тельности погрузки породы в забое и уменьшение неже­ лательных последствий взрыва в тоннеле.

Рис. 45. Зависимость расстояния между центрами шпуров в прямом врубе W от горной породы:

а — гипс, мягкий

сланец;

б — мягкий известняк;

в — мягкий

песчаник, средней крепости

извест­

няк; г — крепкий

известняк; д — мягкий

гранит;

е — кварц,

кварцит; ж — крепкий гранит,

мелко­

 

зернистый

кварцит

 

4. Позволяет создать максимальную концентрацию бурового оборудования у забоя, что важно для осуще­ ствления скоростного сооружения выработок. В пер­ спективе применение прямого вруба позволит полностью механизировать и автоматизировать процесс бурения шпуров.

Поэтому все конструкции буровых рам, предназна­ ченные для полуавтоматического обуривания забоев тоннелей (агрегат БА-1, буровая рама тоннеля под Мон­ бланом и т. д.), предусматривали применение прямого вруба.

К недостаткам прямого вруба можно отнести сле­

дующее:

трудоемкость бурения скважин большого диаметра (в случае применения соответствующей конструкции

прямого вруба); недостаточное исследование процессов, происходящих

при взрыве прямого вруба, что затрудняет определять параметры прямого вруба в конкретных условиях.

Практически все работы, посвященные исследованию прямого вруба, сводятся к определению необходимого расстояния между заряженным шпуром и холостым в

127


зависимости от диаметра последнего в производствен­ ных условиях. Хотя в количественной и качественной оценке этого фактора мнения ученых расходятся, в ча­ стном случае при равенстве диаметров заряжаемого и холостого шпуров мнения большинства исследователей едины, а именно

где

W — расстояние между шпурами, см;

 

 

,D — диаметр шпуров, см.

 

 

л. н. с. и диа-

 

Взаимосвязь между величиной заряда,

( метром незаряжаемого шпура выражается как

 

2,62Qllin+

1,56

р

'

 

 

4,08

'

0 ,03D + 0,92 J ’

где

а — коэффициент влияния типа породы;

 

е — коэффициент относительной

энергии ВВ (см.

 

стр. 98);

 

 

 

 

 

Qnm — масса заряда иа 1 м шпура, кг;

 

 

D — диаметр холостого шпура

(скважины), см.

 

Коэффициент влияния типа породы имеет следую­

щие значения:

 

 

 

 

 

Мелкозернистый кварцит,

очень

крепкий

 

 

гранит...........................................

...................

гранит

0,85—0,95

 

Кварц, кварцит, средней крепости

.

0,95—1,05

 

Мягкий гранит...................................................

 

 

1,05—1,20

 

Крепкий известняк...........................................

 

 

 

1,2—1,4

 

Средней крепости известняк, мягкий песчаник

1,4—1,6

 

Мягкий известняк, сланец

..............................

 

 

1,6—1,8

 

Гипс, мягкий сл ан ец .......................................

 

 

 

1,8—2,0

Влияние отклонения шпуров от заданного направле­ ния. В последнее время установлено, что на эффектив­ ность разрушения породы в области прямого вруба боль­ шое влияние оказывает отклонение шпуров от задан­ ного направления. На практике соблюдением точного расстояния между шпурами прямого вруба нередко пре­ небрегают, поскольку не существует сколько-нибудь приемлемого приспособления для их разметки и забури­ вания. Практически соблюдение заданного расстояния и точного направления шпура целиком зависит от квали­ фикации бурильщика, бурового оборудования и состоя­ ния поверхности забоя. При сооружении гидротехииче-

128