Файл: Мельников Л.Л. Сооружение выработок большого сечения в крепких породах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.07.2024
Просмотров: 122
Скачиваний: 0
от острого угла встречи в простом клиновом врубе, по строенная по данным исследований У. Лангефорса [16]. Следует отметить, что перегружать шпуры клино вого вруба ВВ не рекомендуется вследствие возможно сти подрыва одного шпу ра другим. Во всех слу чаях расстояние между концами шпуров клино вого вруба должно быть
не менее 20 см.
К преимуществам кли нового вруба можно от нести: удобство и просто ту обуривания вследствие возможности рациональ ного расположения буро вого оборудования в за бое; достаточно высокий к. и. ш.; наилучшие ре зультаты применения его в условиях пород с верти кальным направлением пластов и трещин.
К недостаткам клинового вруба можно отнести: огра ничение глубины вруба, а следовательно, подвигания за взрыв шириной выработки; большой разброс взорван ной породы и нарушение целостности крепи и боков вы работки; ограничение применения его типом пород.
Клиновой горизонтальный вруб применяют при гори зонтальном направлении напластования пород и трещин. Этот вруб широкого распространения не получил вслед ствие сложности практического выполнения.
Боковой вруб, нижний вруб, верхний вруб (см.
рис. 40, е, ж, з) применяют в породах средней крепости при соответствующем падении слоев породы или трещин на забой. Вследствие присущих им недостатков (слож ность размещения шпуров по поверхности забоя и при дания им заданного угла наклона; трудность бурения наклонных шпуров и т. д.) эти врубы широкого распро странения не получили.
Многоклиновой вруб (см. рис. 40, б) получил наи большее распространение в Швеции при сооружении тоннелей с площадью сечения 5>40 м2. В зарубежной
122
литературе он известен под названием «плужный вруб». Число «клиньев» многоклинового вруба зависит в основном от ширины выработки: 3 клина при ширине тоннеля до 6 м; 3—5 клиньев при ширине тоннеля 6—
8 м; |
5—7 клиньев при |
ширине |
тоннеля |
8—10 м; |
7— |
10 клиньев при ширине |
тоннеля |
более 10 м. |
наи |
||
На |
рис. 41, б показаны необходимые |
условия |
более эффективного взрыва шпуров этого вруба и тре буемая последовательность взрывания их.
Преимущества многоклинового вруба: обеспечивает высокий к. и. ш. при глубине бурения до 7—10 м; удо бен для бурения вследствие возможности рациональ ного размещения бурового оборудования и буриль щиков.
Недостатки многоклинового вруба: зависимость вели чины подвигания выработки за цикл от ширины ее; сложность бурения шпуров и монтажа электровзрывной
сети; необходимость в задалживании рабочих |
высокой |
|
квалификации; трудности, |
возникающие при |
попытке |
полностью механизировать |
процесс бурения |
шпуров. |
Многоклиновой вруб целесообразно применять в ши роких выработках при необходимости получения подвиганий за цикл не менее 4—5 м.
Пирамидальный вруб (см. рис. 40, д) получил свое название вследствие того, что врубовые шпуры обра зуют как бы четырехгранную или трехгранную пирами ду в забое. В некоторых местах известен под названием центральногоили «вруба Лейнера». Хотя использование пирамидального вруба при сооружении выработок боль шого сечения известно, например, тоннель Санди-Ридж (США), однако присущие ему недостатки (зависимость глубины подвигания от ширины выработки, неудобство бурения врубовых шпуров и др.) резко сократили его применение.
Веерный вруб (рис. 40, е) в зависимости от располо жения шпуров может быть как горизонтальным, так и вертикальным. Для образования взрывной полости не обходимо соблюдать прямой угол между направлением
шпуров и плоскостью отрыва (рис. 41, е), |
а также впол |
не определенную последовательность в |
расположении |
шпуров и их взрывании.
Отношение расстояния между соседними шпурами в ряде Е к рядам шпуров V зависит от конкретных усло
123
вий и составляет, по данным У. Лангефорса, — =
= (0,8ч-1,2).
Преимущества веерного вруба: обеспечивает высокий к. и. ш. при правильном соблюдении направления и очередности взрывания шпуров; дает возможность по лучения весьма значительных подвиганий за цикл.
Недостатки веерного вруба: сложность соблюдения необходимого угла наклона и длины шпуров; необхо димость вести обурнвание всех шпуров вруба одним бу рильщиком; необходимость соблюдения высокой культу ры буровых и взрывных работ; большие трудности, воз никающие при попытках полностью механизировать про цесс бурения вруба.
Анализируя практику применения врубов при соору жении выработок большого сечения, можно сделать вы вод, что наибольшее применение среди наклонных вру бов в СССР получил клиновой вруб, в Швеции — мно гоклиновой. Однако эти врубы постепенно уступают ме сто более' прогрессивному прямому врубу.
Прямые врубы. К этой группе относятся врубы, обра зованные шпурами, перпендикулярными к плоскости за боя (шпуры параллельны друг другу). Большинство прямых врубов представляет собой комбинацию из за ряженных и холостых шпуров (скважин). На рис. 43 показаны основные типы прямых врубов, нашедших применение в отечественной и зарубежной практике со оружения выработок большого сечения. Некоторые ти
пы прямых врубов |
имеют |
общепризнанные названия |
||
(тип |
7 — щелевой |
вруб, |
тип |
5 — спиральный вруб, |
тип 8 |
— корромант и т. д.). |
|
врубы целесообразно в |
|
Классифицировать прямые |
соответствии с определенной комбинацией шпуров и- их расположением в забое, например тип вруба 20. (рис. 43) — прямой вруб с одним центральным заряжен ным и четырьмя периферийными холостыми шпурами.
Прямой вруб имеет следующие достоинства.
1. Величина подвигания неограниченна и не завис от ширины выработки. Это положение чисто теорети ческое. Практически отклонение шпуров от заданного направления и запрессовка их ограничивают величину подвигания. По данным проф. Янелида (Швеция), пря мые врубы следует применять при подвигании забоя до
124
1
о
• о •
7
о |
|
о• |
|
|
о |
|
• |
13 |
|
° |
. ° |
|
о |
. ° ° . |
|
° ° |
|
• |
• |
2 |
|
3 |
|
|
4 |
|
5 |
6 |
|
|
О |
О |
о |
|
|
|
|
• --А |
0 |
о |
|
|
• ••• |
|
||
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
• о |
|
|
|
|
|
|
|
V |
о |
|
в |
|
9 |
|
|
10 |
0 |
12 |
|
|
|
|
0 |
11 |
||||
• |
• |
|
|
|
|
|
о |
|
О |
О |
о |
|
• О о |
• О о |
|||
• |
О - |
|
||||||
О |
О |
|
о О в |
в |
• • • |
|||
• |
• |
О О О |
|
• о • |
о |
|||
|
|
|
|
|
|
0 |
|
|
15 |
|
15 |
• |
|
16 |
|
/7 |
18 |
оіо |
о О |
|
• 8 * |
0 |
о |
|||
|
О О О |
|||||||
• о * |
• |
О в |
|
ООО |
О О О |
|||
|
|
|
|
|
|
• о * |
о |
О О О |
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
20 |
|
21 |
|
|
22 |
|
23 |
24 |
|
о |
• |
о |
* |
|
О 0 |
О О * |
О О О |
О О О |
О о |
|
ОО о о |
о о о |
||||
|
0 |
• о в |
|
о о |
® о о |
О О О |
25
О• о
ОО О
о • о
31
0 * 0
о о
• о •
37
0
° Ф °
О о о
53+. - «
в - ° -
• - - О
26 |
|
27 |
|
|
26 |
|
|
29 |
|
|
° о ° |
О |
О |
О |
ООО |
О |
0 |
||
|
О |
о |
|||||||
|
О О О |
|
о |
о |
0 |
в О |
|||
|
|
О |
О |
О |
0 |
о |
|||
|
|
|
|
|
|||||
32 |
|
33 |
|
|
35 |
|
|
^ О О О |
|
|
О О О |
|
О О |
|
О О О |
о |
о |
||
|
о О о |
О О О |
|
• о» |
|||||
|
|
О О |
|
о • |
о |
||||
|
О О О |
|
|
|
|
|
|
|
|
38 |
|
39 |
|
|
50 |
|
|
4/ |
|
|
О |
|
%• |
|
|
|
|
О О О |
|
|
|
|
•о°.0.°о* |
О О О |
|||||
|
0 # 0 |
|
|
||||||
О |
О О |
|
° ° . |
|
О О О |
||||
|
|
|
|
|
О О О |
||||
|
|
|
2 |
|
|
|
|
О О О |
|
|
|
|
•s |
|
• |
|
|
|
|
4 4 |
о |
55 |
|
|
56 |
|
|
57 |
|
|
о |
• - О - |
в |
т |
|
г т |
1 |
|
|
|
0 — |
t : § и |
О О О О О О О |
о |
ч |
||||
|
• |
о |
|
1 |
А |
А |
в " |
||
|
о |
|
|
|
|
|
Рис. 43. Схемы расположения шпуров:
30
оо
ОО О
ОО О О О О О
оо
36
О 05> 0 0 > о
42
О |
0 |
о |
о |
0 |
0 |
0 |
0 |
О |
0 |
о |
о |
О О |
О 0 |
||
0 |
О |
0 |
о |
5
58
\ о /
о# о 1 .
I_42 — прямые врубы; 43—48 — комбинированные врубы
2,5 м. Для больших подвиганий необходимо соответст вующее увеличение диаметра холостой скважины
(рис. 44).
2. Высокая эффективность вруба в крепких породах. Влияние типа горной породы на эффективность взры ва прямого вруба было исследовано многими авторами. С. А. Смирнов, Г. С. Черепанов [40] испытывали раз-
fl 2 4 6 в ю іг і.м
Рис. 44. Области рационального приме нения различных врубов со скважиной
большого |
диаметра: |
|
|
/ — прямые |
врубы; |
/ / — клиновые |
врубы; |
III — прямые |
врубы |
нз комбинации |
шпуров |
обычного диаметра
личные схемы прямого вруба в разных горных породах (железистых кварцитах, скарнах, апатите и гипсе), в ре зультате чего пришли к выводу, что прямой вруб весьма эффективен в крепких и средней крепости породах, не склонных к пластической деформации. Позднее Р. Бул лок (США) [47] подтвердил эти исследования. На рис. 45 показана зависимость расстояния между центра ми шпуров от горной породы. Данный график построен для определенного значения диаметра холостой сква жины, поскольку последняя также влияет на это рас стояние.
В производственных условиях в породах, склонных к пластической деформации, для полного выброса взор ванной породы из вруба иногда в холостой шпур поме щают дополнительный заряд ВВ, взрываемый после взрыва остальных. Тип ВВ для дополнительного заряда выбирают по чувствительности его к детонации, так как в случае высокой чувствительности -дополнительный за ряд может взорваться одновременно с другими заряда
126
ми, что опять-таки приводит к запрессовыванию взор ванной породы.
3. Малый разброс породы (объясняется направле нием отбойки) влечет за собой повышение производи тельности погрузки породы в забое и уменьшение неже лательных последствий взрыва в тоннеле.
Рис. 45. Зависимость расстояния между центрами шпуров в прямом врубе W от горной породы:
а — гипс, мягкий |
сланец; |
б — мягкий известняк; |
||
в — мягкий |
песчаник, средней крепости |
извест |
||
няк; г — крепкий |
известняк; д — мягкий |
гранит; |
||
е — кварц, |
кварцит; ж — крепкий гранит, |
мелко |
||
|
зернистый |
кварцит |
|
4. Позволяет создать максимальную концентрацию бурового оборудования у забоя, что важно для осуще ствления скоростного сооружения выработок. В пер спективе применение прямого вруба позволит полностью механизировать и автоматизировать процесс бурения шпуров.
Поэтому все конструкции буровых рам, предназна ченные для полуавтоматического обуривания забоев тоннелей (агрегат БА-1, буровая рама тоннеля под Мон бланом и т. д.), предусматривали применение прямого вруба.
К недостаткам прямого вруба можно отнести сле
дующее:
трудоемкость бурения скважин большого диаметра (в случае применения соответствующей конструкции
прямого вруба); недостаточное исследование процессов, происходящих
при взрыве прямого вруба, что затрудняет определять параметры прямого вруба в конкретных условиях.
Практически все работы, посвященные исследованию прямого вруба, сводятся к определению необходимого расстояния между заряженным шпуром и холостым в
127
зависимости от диаметра последнего в производствен ных условиях. Хотя в количественной и качественной оценке этого фактора мнения ученых расходятся, в ча стном случае при равенстве диаметров заряжаемого и холостого шпуров мнения большинства исследователей едины, а именно
где |
W — расстояние между шпурами, см; |
|
|||
|
,D — диаметр шпуров, см. |
|
|
л. н. с. и диа- |
|
|
Взаимосвязь между величиной заряда, |
||||
( метром незаряжаемого шпура выражается как |
|||||
|
2,62Qllin+ |
1,56 |
р |
' |
|
|
4,08 |
' |
0 ,03D + 0,92 J ’ |
||
где |
а — коэффициент влияния типа породы; |
||||
|
е — коэффициент относительной |
энергии ВВ (см. |
|||
|
стр. 98); |
|
|
|
|
|
Qnm — масса заряда иа 1 м шпура, кг; |
|
|||
|
D — диаметр холостого шпура |
(скважины), см. |
|||
|
Коэффициент влияния типа породы имеет следую |
||||
щие значения: |
|
|
|
|
|
|
Мелкозернистый кварцит, |
очень |
крепкий |
|
|
|
гранит........................................... |
................... |
гранит |
0,85—0,95 |
|
|
Кварц, кварцит, средней крепости |
. |
0,95—1,05 |
||
|
Мягкий гранит................................................... |
|
|
1,05—1,20 |
|
|
Крепкий известняк........................................... |
|
|
|
1,2—1,4 |
|
Средней крепости известняк, мягкий песчаник |
1,4—1,6 |
|||
|
Мягкий известняк, сланец |
.............................. |
|
|
1,6—1,8 |
|
Гипс, мягкий сл ан ец ....................................... |
|
|
|
1,8—2,0 |
Влияние отклонения шпуров от заданного направле ния. В последнее время установлено, что на эффектив ность разрушения породы в области прямого вруба боль шое влияние оказывает отклонение шпуров от задан ного направления. На практике соблюдением точного расстояния между шпурами прямого вруба нередко пре небрегают, поскольку не существует сколько-нибудь приемлемого приспособления для их разметки и забури вания. Практически соблюдение заданного расстояния и точного направления шпура целиком зависит от квали фикации бурильщика, бурового оборудования и состоя ния поверхности забоя. При сооружении гидротехииче-
128