Файл: Кузнецов И.Е. Защита атмосферного воздуха от загрязнения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.07.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

энергии. Рекуперация тепла в значительной мере повышает экономичность процесса.

Широкому распространению каталитической очистки га­ зов от окислов азота препятствует высокая стоимость при­ меняемых катализаторов. Поэтому у нас в стране и за ру­ бежом ведутся исследования по изысканию катализаторов, не содержащих благородных металлов. Такие катализато­ ры, как правило, менее активны, однако целесообразность их использования в промышленности диктуется широкой доступностью и низкой стоимостью. Разработка таких ка­ тализаторов в большинстве случаев находится в стадии лабораторных и опытно-промышленных разработок. Эко­ номическая целесообразность процесса каталитического восстановления окислов азота в значительной степени за­ висит от природы применяемого газа-восстановителя. В ка­ честве последнего предпочтительнее использовать водород, так как в этом случае реакция идет при более низких пер» воначальных температурах, чем с метаном и другими угле­ водородами. Этим достигается более полное восстановление окислов азота. На практике в большинстве случаев выгод­ нее использовать природный газ как более доступное и бо­ лее дешевое сырье, обладающее высокой теплотворной спо­ собностью. Недостатком природного газа являются повы­ шенная температура начала реакции (350—450° С) и вы­ сокое содержание окиси углерода в отходящих газах. При использовании чистой окиси углерода температура начала реакции может быть снижена до 250° С, однако концент­ рация СО в отходящих газах после очистки от окислов азота в этом случае может быть выше, чем в случае при­ менения природного газа. При использовании в" качестве газа-восстановителя аммиака восстановление окислов азо­ та на некоторых типах катализаторов протекает селектив­ но, без участия кислорода. Этот метод каталитической очи­ стки газов может быть применен для систем с высоким содержанием кислорода, так как его присутствие не изме­ няет ход реакции.

Большое значение имеет выбор носителя, который опре­ деляет механическую прочность, термостойкость, гидравли­ ческое сопротивление и в значительной мере активность катализатора.

Одна из зарубежных фирм в качестве катализатора и о пользует металл платиновой группы, нанесенный на шари­ ки из окиси алюминия. Максимально допустимая темпера­

тура для

такого катализатора — 816° С. Каждый

процент

кислорода

в исходном газе вызывает повышение

темперэ-

3*

67


туры в камере с катализатором при сжигании водорода на 150—161° С и при сжигании метана — на 130—139° С. Объ­ емная скорость газовой смеси для такого катализатора со­ ставляет от 30 ООО до 60 ООО м3/час на м3 катализатора. При начальной концентрации 0,3—0,5% остаточное содер­

жание окислов азота

в отходящих газах составляет не бо­

лее 5—10_ 3 % для

метана

и 5-10~4% для

водорода.

Катализатор, нанесенный

на шарики из окиси алюми­

ния, может

работать

больше года

при условии,

что тем­

пературный

режим в

камере не

превышает допустимый

уровень. Отработанный катализатор можно регенерировать аммиаком.

Катализатор другого типа представляет собой металл платиновой группы, нанесенный на керамические шарики.

Температура зажигания такого

катализатора

150—200° С

с водородом и 400—480° С при работе с природным

газом.

Максимально допустимая температура — 1500° С, а макси­

мальное содержание кислорода

в исходной газовой

смеси

до 9% при работе на водороде

и 6,6%

при работе

с при­

родным газом. При объемной

скорости

газа

50 000 ч а с - 1

катализатор работает до пяти лет, обеспечивая остаточное содержание азота в отходящих газах не более Ю - 4 %.

Американская фирма «Каталитик комбашн корпо­ рейшн» разработала катализатор в виде гофрированной ленты из хромоникелевого сплава (80% Ni и 20% Сг) с нанесением на нее платины. В отличие от других типов этот катализатор не подвержен растрескиванию, имеет вы­ сокую теплопроводность и небольшой удельный вес.

Ленточный катализатор работает при максимальной температуре до 870° С. На каждый процент кислорода тем­ пература повышается на 110° С, что дает возможность ис­ пользовать газ с содержанием в нем до 4,3% кислорода. Допустимая объемная скорость газа до 120 000 ч а с - 1 .

В последнее время за рубежом находят применение ка­ тализаторы, выполненные в форме сот, изготовленных из керамической массы. Такие катализаторы обладают повы­ шенной термостойкостью, малым гидравлическим сопро­ тивлением и большой удельной поверхностью. Допустимая объемная скорость для таких катализаторов составляет до 10-105 ч а с - 1 .

Контактные аппараты для восстановления окислов азо­ та работают под давлением 1—8 атм и выполнены в виде различных конструкций в зависимости от диапазона темпе­ ратур, содержания кислорода и окислов азота в газе, вида топлива. Для меньшего износа катализатора ввод газа ос$у-


ществляется в верхней части аппарата. Для лучшего сме­ шения газа и топлива горючее впрыскивают в газ, так как плохое перемешивание лриводит к местному перегреву, оплавлению и растрескиванию катализатора. Обязатель­ ным условием нормальной работы катализаторов является отсутствие в газе примесей сернистых соединений, которые отравляют катализатор.

В нашей стране применение каталитического метода восстановления окислов азота осуществлено на нескольких системах получения азотной кислоты под давлением 3,5 и 7 атм. В схемах используются отечественные марки катали­ заторов на основе .палладированной окиси алюминия.

Первая модельная установка по разложению окислов азота в СССР была смонтирована в 1960 г. на Кемеров­ ском азотно-туковом заводе. На основании испытаний мо­ дельной установки в 1965 г. на этом же заводе была смон­

тирована

и введена в эксплуатацию первая промышленная

установка

мощностью 120 тыс. м?/час газа.

В отходящих газах перед очисткой содержится до 0,20—

0,26% окислов азота и 2,5—3,0% кислорода. В качестве газа-восстановителя использовался богатый газ, содержа­ щий 57—65% СН4 , 16—19% СО и 3—5% Н2 , остальное — азот. В качестве катализатора — палладированная окись алюминия (АПК-2), температура зажигания которой со­ ставляет 330—420° С. В процессе каталитической очистки температура повышается до 730—800° С в зависимости от содержания кислорода в исходном газе. Система работает под давлением 4,5—5,2 атм. В этих условиях степень очи­ стки газа составляет 95—97%, а содержание окислов азота

в отходящем

газе не более 0,01%. В схеме предусмотрена

рекуперация

тепла в котлах-утилизаторах, где получают

пар

давлением до 34 атм, который используют для

завод­

ских

нужд. После котлов-утилизаторов очищенный

газ на­

правляют на турбины воздушных компрессоров, где исполь­ зуют остатки тепловой энергии и энергии давления газа.

Схема промышленной установки каталитического раз­ ложения окислов азота показана на рис. 16.

В выхлопном газе слабой азотной кислоты содержится 0,2 — 0,25% окислов азота, 2,5 — 3,0%, кислорода, 2,0% воды, остальное составляет азот.

Газ, нагретый до 30°С, из цехового коллектора хвосто­

вых неочищенных

газов

(ХНГ) проходит

подогреватель

хвостовых

газов

1.

При этом его температура повышается

до 360—420° С

за счет тепла отходящих газов. Перед

по­

ступлением

в

реактор 2

(ХНГ) добавляют

богатый

газ



Рис. 16. Промышленная схема каталитического разложения окислов азота- /—по­ догреватель; 2—реактор; 3—теплообменник- 4—циклон; 5—бак подогревателя- 6—вихревой насос; 7—теплообменник; 8—пусковая горелка; 9—запальник; 10—турбокомпрессор: //—теплообменник для подогрева воды; 12—катионитовыё фильтры; 13—фильтр; 14—деаэраториый бак; 15— насос для питания котла;

16—реактор окисления СО.

(БГ). Хвостовой неочищенный газ в смеси с богатым вхо­ дит в реактор, внутри которого установлена корзина с ка­ тализатором 18. На катализаторе происходит разложение окислов азота. Температура газовой смеси за счет тепла реакции повышается до 800°'С.

После реактора газ имеет следующий состав:

окислы азота

— 0,005%

кислорода

— нет

водяные пары

— 5%

окись углерода

— 0,2—0,5%

азот

— остальное.

Очищенный

от окислов азота,

но

содержащий

окись

углерода

газ

при температуре 800° С

проходит

теплооб­

менник 3, циклон 4. Температура

газа

при этом

снижает­

ся до 450—520° С.

 

 

 

 

Затем

газ

проходит межтрубное

пространство

подо­

гревателя хвостовых газов 1, нагревая хвостовой неочи­ щенный газ (ХНГ) до температуры контактирования, и направляется в турбину воздушного турбокомпрессора 10; где рекуперируется энергия газа. Так как в газе содер­

жится

0,2—0,5% окиси

углерода,

его следует очищать

от СО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При

температуре

170—180° С

очищенный

от

окислов

азота газ поступает

в

реактор

16,

низкотемпературной

конверсии СО.

 

 

 

 

 

 

 

 

Объемная

скорость

газа при

этом

не должна

превы­

шать 6000 м33- час.

 

 

 

 

 

 

 

После второй ступени очистки газ имеет следующий

состав:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

окислы

азота

 

— 0,005%

 

 

 

 

 

кислород

 

— нет

 

 

 

 

 

водяные

пары

 

— 5%

 

 

 

 

 

окись

углерода

 

— 0 , 1 % .

 

 

 

 

 

Первая

установка

разложения

окислов

азота

имела

существенный

недостаток — высокую

стоимость

катали­

затора.

Это вызвало

удорожание

азотной

кислоты на

2,5 руб. за 1 т. К тому же в отходящих -газах

содержится

до 0,5.% окиси углерода, которая снижает

санитарный

эффект очистки.

 

В настоящее время учтены недостатки работы первой опытной системы и в основу проектов вновь строящихся азотнокислотных систем положена усовершенствованная каталитическая система газов. Ввод в эксплуатацию одной из таких систем получения азотной кислоты под давле-