Файл: Кузнецов И.Е. Защита атмосферного воздуха от загрязнения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.07.2024
Просмотров: 126
Скачиваний: 0
энергии. Рекуперация тепла в значительной мере повышает экономичность процесса.
Широкому распространению каталитической очистки га зов от окислов азота препятствует высокая стоимость при меняемых катализаторов. Поэтому у нас в стране и за ру бежом ведутся исследования по изысканию катализаторов, не содержащих благородных металлов. Такие катализато ры, как правило, менее активны, однако целесообразность их использования в промышленности диктуется широкой доступностью и низкой стоимостью. Разработка таких ка тализаторов в большинстве случаев находится в стадии лабораторных и опытно-промышленных разработок. Эко номическая целесообразность процесса каталитического восстановления окислов азота в значительной степени за висит от природы применяемого газа-восстановителя. В ка честве последнего предпочтительнее использовать водород, так как в этом случае реакция идет при более низких пер» воначальных температурах, чем с метаном и другими угле водородами. Этим достигается более полное восстановление окислов азота. На практике в большинстве случаев выгод нее использовать природный газ как более доступное и бо лее дешевое сырье, обладающее высокой теплотворной спо собностью. Недостатком природного газа являются повы шенная температура начала реакции (350—450° С) и вы сокое содержание окиси углерода в отходящих газах. При использовании чистой окиси углерода температура начала реакции может быть снижена до 250° С, однако концент рация СО в отходящих газах после очистки от окислов азота в этом случае может быть выше, чем в случае при менения природного газа. При использовании в" качестве газа-восстановителя аммиака восстановление окислов азо та на некоторых типах катализаторов протекает селектив но, без участия кислорода. Этот метод каталитической очи стки газов может быть применен для систем с высоким содержанием кислорода, так как его присутствие не изме няет ход реакции.
Большое значение имеет выбор носителя, который опре деляет механическую прочность, термостойкость, гидравли ческое сопротивление и в значительной мере активность катализатора.
Одна из зарубежных фирм в качестве катализатора и о пользует металл платиновой группы, нанесенный на шари ки из окиси алюминия. Максимально допустимая темпера
тура для |
такого катализатора — 816° С. Каждый |
процент |
кислорода |
в исходном газе вызывает повышение |
темперэ- |
3* |
67 |
туры в камере с катализатором при сжигании водорода на 150—161° С и при сжигании метана — на 130—139° С. Объ емная скорость газовой смеси для такого катализатора со ставляет от 30 ООО до 60 ООО м3/час на м3 катализатора. При начальной концентрации 0,3—0,5% остаточное содер
жание окислов азота |
в отходящих газах составляет не бо |
||||
лее 5—10_ 3 % для |
метана |
и 5-10~4% для |
водорода. |
||
Катализатор, нанесенный |
на шарики из окиси алюми |
||||
ния, может |
работать |
больше года |
при условии, |
что тем |
|
пературный |
режим в |
камере не |
превышает допустимый |
уровень. Отработанный катализатор можно регенерировать аммиаком.
Катализатор другого типа представляет собой металл платиновой группы, нанесенный на керамические шарики.
Температура зажигания такого |
катализатора |
150—200° С |
||
с водородом и 400—480° С при работе с природным |
газом. |
|||
Максимально допустимая температура — 1500° С, а макси |
||||
мальное содержание кислорода |
в исходной газовой |
смеси |
||
до 9% при работе на водороде |
и 6,6% |
при работе |
с при |
|
родным газом. При объемной |
скорости |
газа |
50 000 ч а с - 1 |
катализатор работает до пяти лет, обеспечивая остаточное содержание азота в отходящих газах не более Ю - 4 %.
Американская фирма «Каталитик комбашн корпо рейшн» разработала катализатор в виде гофрированной ленты из хромоникелевого сплава (80% Ni и 20% Сг) с нанесением на нее платины. В отличие от других типов этот катализатор не подвержен растрескиванию, имеет вы сокую теплопроводность и небольшой удельный вес.
Ленточный катализатор работает при максимальной температуре до 870° С. На каждый процент кислорода тем пература повышается на 110° С, что дает возможность ис пользовать газ с содержанием в нем до 4,3% кислорода. Допустимая объемная скорость газа до 120 000 ч а с - 1 .
В последнее время за рубежом находят применение ка тализаторы, выполненные в форме сот, изготовленных из керамической массы. Такие катализаторы обладают повы шенной термостойкостью, малым гидравлическим сопро тивлением и большой удельной поверхностью. Допустимая объемная скорость для таких катализаторов составляет до 10-105 ч а с - 1 .
Контактные аппараты для восстановления окислов азо та работают под давлением 1—8 атм и выполнены в виде различных конструкций в зависимости от диапазона темпе ратур, содержания кислорода и окислов азота в газе, вида топлива. Для меньшего износа катализатора ввод газа ос$у-
ществляется в верхней части аппарата. Для лучшего сме шения газа и топлива горючее впрыскивают в газ, так как плохое перемешивание лриводит к местному перегреву, оплавлению и растрескиванию катализатора. Обязатель ным условием нормальной работы катализаторов является отсутствие в газе примесей сернистых соединений, которые отравляют катализатор.
В нашей стране применение каталитического метода восстановления окислов азота осуществлено на нескольких системах получения азотной кислоты под давлением 3,5 и 7 атм. В схемах используются отечественные марки катали заторов на основе .палладированной окиси алюминия.
Первая модельная установка по разложению окислов азота в СССР была смонтирована в 1960 г. на Кемеров ском азотно-туковом заводе. На основании испытаний мо дельной установки в 1965 г. на этом же заводе была смон
тирована |
и введена в эксплуатацию первая промышленная |
установка |
мощностью 120 тыс. м?/час газа. |
В отходящих газах перед очисткой содержится до 0,20— |
0,26% окислов азота и 2,5—3,0% кислорода. В качестве газа-восстановителя использовался богатый газ, содержа щий 57—65% СН4 , 16—19% СО и 3—5% Н2 , остальное — азот. В качестве катализатора — палладированная окись алюминия (АПК-2), температура зажигания которой со ставляет 330—420° С. В процессе каталитической очистки температура повышается до 730—800° С в зависимости от содержания кислорода в исходном газе. Система работает под давлением 4,5—5,2 атм. В этих условиях степень очи стки газа составляет 95—97%, а содержание окислов азота
в отходящем |
газе не более 0,01%. В схеме предусмотрена |
||
рекуперация |
тепла в котлах-утилизаторах, где получают |
||
пар |
давлением до 34 атм, который используют для |
завод |
|
ских |
нужд. После котлов-утилизаторов очищенный |
газ на |
правляют на турбины воздушных компрессоров, где исполь зуют остатки тепловой энергии и энергии давления газа.
Схема промышленной установки каталитического раз ложения окислов азота показана на рис. 16.
В выхлопном газе слабой азотной кислоты содержится 0,2 — 0,25% окислов азота, 2,5 — 3,0%, кислорода, 2,0% воды, остальное составляет азот.
Газ, нагретый до 30°С, из цехового коллектора хвосто
вых неочищенных |
газов |
(ХНГ) проходит |
подогреватель |
|||
хвостовых |
газов |
1. |
При этом его температура повышается |
|||
до 360—420° С |
за счет тепла отходящих газов. Перед |
по |
||||
ступлением |
в |
реактор 2 |
(ХНГ) добавляют |
богатый |
газ |
Рис. 16. Промышленная схема каталитического разложения окислов азота- /—по догреватель; 2—реактор; 3—теплообменник- 4—циклон; 5—бак подогревателя- 6—вихревой насос; 7—теплообменник; 8—пусковая горелка; 9—запальник; 10—турбокомпрессор: //—теплообменник для подогрева воды; 12—катионитовыё фильтры; 13—фильтр; 14—деаэраториый бак; 15— насос для питания котла;
16—реактор окисления СО.
(БГ). Хвостовой неочищенный газ в смеси с богатым вхо дит в реактор, внутри которого установлена корзина с ка тализатором 18. На катализаторе происходит разложение окислов азота. Температура газовой смеси за счет тепла реакции повышается до 800°'С.
После реактора газ имеет следующий состав:
окислы азота |
— 0,005% |
кислорода |
— нет |
водяные пары |
— 5% |
окись углерода |
— 0,2—0,5% |
азот |
— остальное. |
Очищенный |
от окислов азота, |
но |
содержащий |
окись |
||
углерода |
газ |
при температуре 800° С |
проходит |
теплооб |
||
менник 3, циклон 4. Температура |
газа |
при этом |
снижает |
|||
ся до 450—520° С. |
|
|
|
|
||
Затем |
газ |
проходит межтрубное |
пространство |
подо |
гревателя хвостовых газов 1, нагревая хвостовой неочи щенный газ (ХНГ) до температуры контактирования, и направляется в турбину воздушного турбокомпрессора 10; где рекуперируется энергия газа. Так как в газе содер
жится |
0,2—0,5% окиси |
углерода, |
его следует очищать |
|||||||
от СО. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При |
температуре |
170—180° С |
очищенный |
от |
окислов |
|||||
азота газ поступает |
в |
реактор |
16, |
низкотемпературной |
||||||
конверсии СО. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Объемная |
скорость |
газа при |
этом |
не должна |
превы |
|||||
шать 6000 м3/м3- час. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
После второй ступени очистки газ имеет следующий |
||||||||||
состав: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
окислы |
азота |
|
— 0,005% |
|
|
|
|
|
||
кислород |
|
— нет |
|
|
|
|
|
|||
водяные |
пары |
|
— 5% |
|
|
|
|
|
||
окись |
углерода |
|
— 0 , 1 % . |
|
|
|
|
|
||
Первая |
установка |
разложения |
окислов |
азота |
имела |
|||||
существенный |
недостаток — высокую |
стоимость |
катали |
|||||||
затора. |
Это вызвало |
удорожание |
азотной |
кислоты на |
2,5 руб. за 1 т. К тому же в отходящих -газах |
содержится |
до 0,5.% окиси углерода, которая снижает |
санитарный |
эффект очистки. |
|
В настоящее время учтены недостатки работы первой опытной системы и в основу проектов вновь строящихся азотнокислотных систем положена усовершенствованная каталитическая система газов. Ввод в эксплуатацию одной из таких систем получения азотной кислоты под давле-