Файл: Кашепава М.Я. Современные отечественные и зарубежные координатно-расточные станки обзор.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.07.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

также централизовано от станции гидравлики (на КРГС моделей 2457, 2458 и 2459).

Перечисленные первые три способа подачи смазки на шпиндель вызывают трудности в дозировке подаваемого масла и требуют ежедневного внимательного отношения оператора к эксплуатируе­ мой машине.

Применение масел указанных марок обеспечивает длительную работу шпиндельного узла с нагревом подшипников не более 10— 15°С (t° избыточная).

Смазка масляным туманом дает возможность увеличить число оборотов шпинделя и повысить период службы. Применяется на большинстве моделей станков фирмы Newall, на станке PW-1000 фирмы Pratt & Whitney и других, а также на отечественных КШС моделей ЗА282, 3283 и 3289.

ГИЛЬЗА ШПИНДЕЛЯ

Гильза шпинделя на всех отечественных и большинстве зару­ бежных КРС (за исключением американских) сопряжена с корпу­ сом шпиндельной бабки по ци­ линдрической поверхности сколь­ зящего трения без промежуточ­ ных втулок. Отверстие под гильзу (обычно L>2,5 D) тщательно обрабатывается, окончательно притирается или хонингуется и затем промывается керосином.

Лишь станки некоторых фирм (Kolb, Viner, Австрия) имеют в шпиндельной головке специаль­ ную толстостенную втулку.

 

 

 

Отдельные зарубежные

фирмы

 

 

 

применяют

в

сопряжении

гиль­

 

 

 

з а — корпус шпиндельной

головки

 

 

 

направляющие

качения

и

гидро­

 

 

 

статические

направляющие.

 

 

 

 

 

Направляющие

качения для

 

 

 

гильзы

шпинделя

(рис. 8)

приме­

 

 

 

няются

в станках

фирм

Pratt

&

 

 

 

Whitney и Fosdick.

 

 

 

 

 

 

 

 

Гидростатические

подшипники

Рис.

8.

Направляющие качения

для поступательного

перемещения

гильзы

шпинделя

 

применены

в

гильзы

шпинделя станков фир­

 

 

 

мы Fosdick

станке

модели

2657

Контиматик

фирмы

Newall и в многооперационном

многоинструментальном

станке для комплексной обработки фирмы Brown &Sharpe

(США).

Эти направляющие обеспечивают условия жидкостного трения, вы­ сокую точность и равномерность установочных перемещений, до-

86


статочно высокую жесткость и почти полное отсутствие износа ра­ бочих поверхностей. Однако для их применения необходимы допол­ нительные устройства и аппаратура, надежная защита рабочих поверхностей от попадания абразивных частиц и грязи, тонкая фильтрация масла, наличие блокировки, не допускающей переме­ щения при пониженном давлении масла в карманах.

Перемещение гильзы шпинделя-КРС осуществляется с помощью реечной шестерни и рейки. На всех станках отечественногопроиз­ водства рейка нарезается и шлифуется непосредственно на гильзе шпинделя. На станках зарубежных фирм (Newall, Oerlikon, SIP я др.) применяются также гильзы с приставной рейкой. Такое кон­ структивное решение позволяет изготовлять рейку из материала, отличного от материала гильзы, применять оптимальную термооб­ работку, дающую минимальные деформации гильзы, использовать боковые плоскости рейки в качестве направляющей при поступа­ тельном перемещении гильзы. Однако такое решение технологи­ чески более трудоемко, требует особо качественного изготовления сопряжения гильзы и рейки (во избежание последующих деформа­ ций гильзы в сборе).

На КРС моделей 2411, 2421 и 2431 применен оригинальный способ передачи поступательного перемещения на гильзу шпинде­ ля (см. рис. 7) с помощью промежуточной рейки 6, имеющей спе­ циальные направляющие на задней плоскости шпиндельной голов­ ки. Связанная с рейкой вилка 8, перемещаясь в пазу 9 шпиндельной головки, передает усилие подачи на гильзу в двух точках плоскости, проходящей по оси вращения шпинделя.

Чтобы применить шариковые и гидростатические направляющие для поступательного перемещения гильзы, используют шариковые винты (фирма Newall) и штанги, связанные с верхней частью гиль­ зы специальной плитой (фирма Pratt & Whitney).

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ и т о ч н о с т и ДЕТАЛЕЙ ШПИНДЕЛЬНЫХ УЗЛОВ

Как правило, для изготовления ответственных деталей шпин­ дельных узлов выделяются специальные термостатированные уча­ стки. Окончательная обработка гильз и шпинделей производится на специальных высокоточных шлифовальных станках, за состоя­ нием которых осуществляется постоянный контроль.

Для гильз и шпинделей отечественных станков применяются следующие материалы:

сталь 38ХМЮА с азотированием до твердости HRC 65 — гильза и шпиндель станков моделей 2411, 2421, 2431 и 2455, расточные и полые шпиндели КРГС моделей 2457, 2458 и 2459;

сталь 18ХГТ с цементацией и закалкой в масле до твердости HRC 60 —шпиндели станков 2В460 и 2А470;

сталь 12ХН2 с цементацией и закалкой в масле до твердости

87


HRC 58—62 —гильзы станков моделей 2В440А, 2А450, 2Д450, шпиндели станков моделей 2В440А и 2А450;

сталь ХВГ с закалкой в масле до твердости HRC 59 — шпин­ дель станка модели 2Д450.

Очень жесткие требования предъявляются к шпиндельным под­ шипникам. Так, ролики подшипников КРС моделей 2411 и 2421 имеют некруглость и постоянство диаметра в поперечном и продоль­ ном направлениях «=0,00015 мм и разноразмерность роликов в комплекте не более 0,0002 мм при чистоте поверхности V12. При этом обеспечивается также высокая точность посадочных поверх­ ностей гильзы, колец и шпинделя. Ниже приведены точностные параметры посадочных поверхностей гильз и шпинделей КРС мо­ делей 2411 и 2421.

Вопросы технологии изготовления деталей шпиндельных узлов, контроля качества сборки координатно-расточных станков на Московском заводе КРС и Одесском заводе фрезерных станков им. С. М. Кирова освещены в работах [17 и 18].

 

 

 

 

Гильза

Шпиндель-

Некруглость беговых дорожек диаметром не более, мм:

 

48

н 42

 

0,0002

36

н 30

 

 

0,0002

Непостоянство диаметров беговых дорожек в продоль­

0,0004

0,0002

ном направлении не более, мм

.

Некруглость наружной поверхности не более, мм

. .

0,0005

Непостоянство диаметра наружной поверхности

в про­

0,001

дольном направлении не более, мм

 

Непрямолинейность образующей наружной поверхности

 

не более,

мм

0,001

Несоосность

беговых дорожек не более, мм .

. .

0,0002

Отверстие под гильзу в шпиндельной головке притирается или хонингуется с последующей промывкой фильтрованным керосином. Окончательно обработанное отверстие под гильзу станков моделей 2411 и 2421 имеет точностные параметры не хуже: некруглось 0,0005 мм, непрямолинейность образующей отверстия 0,001, непо­ стоянство диаметра в продольном направлении 0,0012 мм при ше­ роховатости поверхности V11 по ГОСТ 2789—59.

При чистовом шлифовании посадочных поверхностен гильз и шпинделей учитываются конкретные размеры комплекта подшипни­ ков и отверстия в шпиндельной головке. Проводится 100%-ная паспортизация деталей. Зазор в сопряжении гильзы с корпусом шпиндельной головки у отечественных КРС составляет при диа­ метре отверстия до 90 мм — 0,004—0,006 мм при диаметре >90 мм — 0,008—0,012 мм.

В шпинделях с цилиндрическими роликовыми подшипниками подбором комплектов деталей и тонкой монтажной регулировкой обеспечивается незначительный натяг в нижней опоре (0,002— 0,004 мм) и еще меньший в верхней опоре; в ряде случаев в верх­ ней опоре имеется небольшой зазор (до 0,002 мм).

88


ПРИВОД ГЛАВНОГО ДВИЖЕНИЯ КРС

Привод главного движения современных КРС должен обеспечи­ вать вращение шпинделя в широком диапазоне скоростей, необхо­ димых для обработки различных материалов. Он должен обладать высокими динамическими качествами, осуществлять безвпбрационную получистовую обработку с большим съемом стружки и чисто­ вую обработку с высокими точностью и качеством поверхности рас­ точенных отверстий.

ТЕНДЕНЦИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ

Анализируя технические характеристики современных станков (см. табл. 1, 2, 3, 8, 10 и 11), можно отметить следующее.

Увеличение мощности привода главного движения крупных од­ но- и двухстоечных станков. Фирмы стремятся расширить техноло­ гические возможности и повысить производительность обработки станков. В результате ужесточаются конструкции станков (увели­ чивается диаметр гильз шпинделей, расширяется площадь направ­

ляющих, увеличивается жесткость

стыков базовых деталей и т. д.).

Так, на КРГС моделей 60Н фирмы SIP мощность электродвигате­

ля привода шпинделя составляет

5.9 кет (по заказу

8,8),

а фирм

Dixd (модель 5S)

и Herbert De Vlieg (модель

43Н48)

—соответст­

венно 13,2 и 7,4 кет. Существенно

ужесточена

констоукция и двух­

стоечных КРС фирмы SIP моделей

Гидроптик 6А и

Гидроптик

7А — диаметр гильзы шпинделя

увеличен до

135 мм,

введен на­

ружный конус шпинделя для работ в тяжелом режиме.

Мощность

электродвигателя

привода шпинделя

этих

станков

составляет

5,9 кет, что дает

возможность

выполнять

фрезерные

работы с

большим съемом

металла.

 

 

 

 

 

 

Фирма Lindner на новом одностоечном станке модели LN-16 увеличила по сравнению с прежней моделью LB-15A диаметр гильзы шпинделя с 120 до 140 мм, а также применила более круп­ ный конус шпинделя (ISA50 вместо конуса 10° и Dm ^ = 50 мм). В приводе главного движения применен трехскоростной асинхрон­ ный электродвигатель мощностью 2,3/4,8/6 кет.

На существующих КРС отечественного производства мощность электродвигателей главного привода не превышает 4,5 кет, что объясняется стремлением заводов-изготовителей исключить исполь­ зование дорогостоящего оборудования на грубых, черновых рабо­ тах и повысить тем самым срок службы станков.

Расширяется диапазон скоростей вращения шпинделя в основ­ ном путем снижения нижнего предела скорости вращения, что объясняется появлением в технике новых конструкционных мате­ риалов, а также все более широким использованием нержавеющих

и

тугоплавких сталей, обработка которых требует

низких скоро­

стей резания. Так, на отечественных

КРГС моделей 2458 и 2459

и

на станке модели 60Н фирмы SIP,

а также на

КРС моделей

89


КС-4 фирмы Oerliikon и WKV-100

фирмы

MAS минимальная

ско­

рость вращения

шпинделя

составляет 10—12,5 об/мин,

а на

стан­

ках моделей 2В460. 2Б460 и 2А470, LN-16

фирмы

Lindner,

КРГС

модели

43Н-48

фирмы Herbert De Vlieg и других

18—20

об/мин.

На

станках

моделей HYOP-65, HYOP-80 и HYOP-120

фирмы

Burkhardt, LB14C фирмы

Lindner

и других последних

выпусков

обеспечивается

еще более

низкая

скорость

вращения

шпинделя —

до 5—7 об/мин.

Такая скорость

вводится

с целью

механизации

центрирования отверстий обрабатываемых деталей для совмеще­ ния осей шпинделя и базового отверстия при их первоначальной установке (определение координат базового отверстия) или при контрольных обмерах готовой продукции.

Верхний предел скорости вращения шпинделя современных станков существенно не изменился и в среднем составляет для малых станков 3000, для средних 2000—2500 и для крупных стан­ ков 1600—2000 об/мин.

Все шире вводится реверсивное вращение шпинделя, что позво­ ляет производить на станках резьбонарезные работы, например на КРГС моделей 2457, 2458 и 2459, а также на станках фирмы Dixi и др.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРИВОДОВ

В настоящее время на КРС, выпускаемых в СССР и за рубе­ жом, в приводе главного движения используются асинхронный электродвигатель (в сочетании с зубчатой коробкой скоростей или механическим вариатором), регулируемый электродвигатель посто­

янного тока и регулируемый

гидродвигатель.

Привод от асинхронного

электродвигателя через зубчатую ко­

робку скоростей применяется на одно- и двухстоечных КРС с на­ чала их производства и до настоящего времени. Основные пре­ имущества такого привода: простота и надежность системы элек­ трооборудования, высокий к.п.д., постоянство передаваемой шпин­ делю мощности во всем диапазоне скоростей (в случае применения односкоростного электродвигателя), сравнительно небольшой га­ барит, вес и тепловыделение самого электродвигателя.

Недостатки этого привода: применение многоступенчатой ко­ робки скоростей для получения нужного диапазона скоростей вра­

щения шпинделя при достаточно малом знаменателе

ряда геомет­

рической прогрессии ф (желательно <р< 1,25-4-1,40);

усложнение

системы переключения скоростей; повышенное выделение тепла в коробке скоростей, вызванное большим количеством одновременно работающих шестерен; трудность обеспечения бесшумной и без­ вибрационной работы на высоких скоростях вращения даже при высоком качестве шлифованных шестерен.

Кроме того, необходимость переключения блоков шестерен на другую ступень мешает изменению скорости резания во время об­ работки детали.

90