Файл: Кашепава М.Я. Современные отечественные и зарубежные координатно-расточные станки обзор.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.07.2024
Просмотров: 120
Скачиваний: 0
пока бурт 17 шомпола не упрется в подшипник 16. После этого штанга, продолжая вращаться, будет выталкивать хвостовик инст румента из конического отверстия шпинделя. Двигатель останав ливается по сигналу от реле времени.
5
Рис. 5. Шпиндельное устройство (а) и механизм зажима инструмента (б) оте чественного КРС модели 2А470
Для отжима инструмента фрикционная электромагнитная муф та 5 подключается в сеть более высокого, чем для зажима, напря жения и передает больший крутящий момент. Для зажима инстру мент нужно ввести в коническое отверстие шпинделя и нажать кнопку «Зажим инструмента». Привод вращения шомпола осуще ствляется по той же кинематической цепи, только двигатель будет вращаться в противоположном направлении, а фрикционная муф та 5 передавать меньший крутящий момент.
Шомпол, вращаясь, |
ввинчивается в инструмент до |
тех |
пор, |
||
пока |
не упрется |
своим |
буртом 3 (см. рис. 5, а) в кольцо |
2, |
после |
чего |
произойдет |
затягивание инструмента в коническое |
отверстие |
81
шпинделя, и двигатель остановится. При выдвижении шпинделя из крайнего положения электроблокировка отменяется. Под дей ствием пружины 13 (см. рис. 5, б) муфта 12 с пальцем 14, стерж нем 9 продвигается до буртика вала 8 и отключает микропереклю чатель 11.
Зажим и отжим инструмента от привода главного движения осуществляется на КРГС модели 3SOE фирмы Dixi (рис. 6).
~"1
Рис. 6. Разрез по шпинделю координатно-расточиого горизонтального станка мо дели 3SOE фирмы Dixi
Зажим (отжим) инструмента и вращение шпинделя управляет ся с помощью трех электромагнитных зубчатых муфт. При вклю чении преобразователя начинает работать муфта 1, обеспечиваю щая соединение привода главного движения со шпинделем в момент переключения обмоток асинхронного двигателя преобразо вателя со звезды на треугольник, и притягивается муфта 2.
82
Механизм зажима инструмента включается при нажатии конца конуса инструмента на шомпол 3. Шомпол 3 через изолирующий стержень 4 воздействует на конечный выключатель 5, который дает команду на отключение муфты / и включение муфты 6, после чего блокируется вращение шпин деля.
Шомпол вращается и втяги вает инструмент при помощи резь бы. По достижении определенного усилия муфта 2 отходит (происхо дит смещение мелкозубых полу муфт относительно друг друга), изменяется величина тока в об мотке муфты и отключается муф та 2— в результате инструмент зажат. Затем отключаются соот ветствующие реле, происходит торможение электродвигателя, от ключается муфта 6, а муфта / включается.
Отжим инструмента происхо дит нажатием соответствующей кнопки на пульте управления, при этом муфты 6 и 2 включаются, муфта 1 отключается, и затем че рез соответствующее реле вклю чается электродвигатель на вра щение в противоположную сторо ну. Окончание процесса отжима определяется реле времени.
Зажим инструмента по типу I I использован на КРС моделей 2411, 2421 и 2431. Механизм зажима инструмента станка модели 2431 (рис. 7) состоит из шомпола 10 с резьбой, кулачковой муфты 5, зуб чатой предохранительной муфты 3, ручки включения 1 и промежу точной втулки 11.
Инструмент |
|
со |
специальным |
|
|
|||||
резьбовым |
хвостовиком |
вручную |
|
|
||||||
ввинчивается |
в |
промежуточную |
|
|
||||||
втулку |
11, |
зафиксированную |
от |
|
|
|||||
проворота |
в |
шпинделе. |
После |
|
|
|||||
включения |
вращения |
шпинделя |
с |
|
|
|||||
малой скоростью |
промежуточная Р и с |
7 Ш п н Н д е Л ь н а я бабка |
со шшш- |
|||||||
втулка, |
навинчиваясь |
.на |
резь- |
делем КРС модели |
2431 |
83
бовой конец заторможенного шомпола 10, втягивает инструмент в конусное отверстие шпинделя. Резьбовой шомпол притормаживает ся муфтой .3 с моментом, необходимым для надежного крепления инструмента (усилие зажима регулируется гайкой 2). Срабатыва ние муфты вызывает отключение двигателя. При вращении шпин деля в обратную сторону резьбовой шомпол вывинчивается из промежуточной .втулки и выталкивает из конуса шпинделя инстру мент, который при этом (в момент выключения вращения двигателя от реле времени) остается ввернутым в промежуточную втулку.
Зажим инструмента по I I I типу использован на КРС моделей 2Д450, 2Д450Пр и 2455 (последних выпусков).
При движении гильзы вверх шлицевый вал коробки скоростей через гайку сжимает спиральную пружину 2 (см. рис. 4,d), при повороте инструмента, вставленного в приемный конус шпинделя, хвостовик («байонетного» типа) удерживается в замке промежу точной втулки 3, зафиксированной от проворота в шпинделе. При движении гильзы вниз пружина разжимается и закрепляет инстру мент в конусе шпинделя. Крутящий момент передается инструмен ту через два паза на шпинделе и соответствующие выступы на хвостовике закрепляемого инструмента.
Зажим инструмента с использованием комплекта тарельчатых пружин о отжимом и освобождением инструмента от гидроцилинд ра применен.на станках модели 2455 (последних выпусков) и КВ-5, КВ-6 и КС-4 фирмы Oerlikon, на многооперационном многоинстру ментальном станке модели Jidic Н-5В фирмы Mitsui Seiki. Стер жень зажимного устройства последнего станка имеет центральное отверстие, через которое продувается воздух, очищающий хвосто вик вставляемого инструмента от пыли.
Способы передачи вращательного движения шпинделю от при вода главного движения. Для передачи вращательного движения используются обычно шлицевые или двухшпоночные соединения, обеспечивающие передачу движения на длине хода гильзы шпин деля (а для некоторых одностоечных станков и на длине хода шпиндельной головки).
Для станков малых размеров шпиндель изготовляют заодно с хвостовиком, например в малых отечественных станках моделей 2411 (см. рис. 4, s), 2421, 2431 и 243В и станках фирмы Hauser.
Для станков средних и крупных типоразмеров хвостовик шпин деля чаще всего изготовляется раздельно от шпинделя и соеди няется с ним посредством различных соединительных элементов, обеспечивающих передачу необходимого крутящего момента. На некоторых станках связь шпинделя с приводом главного движе ния осуществляется посредством длинного шлицевого (или шпо ночного) вала, проходящего внутри шпинделя, причем в последнем протягивается шлицевое (см. рис. 4, г и 4, д) или шпоночное от верстие.
84
На |
станке Matrix 50 шлицевое отверстие выполнено в |
проме |
жуточной втулке, закрепленной на шпинделе. |
|
|
На одностоечных станках с размещением коробки скоростей на |
||
стопке |
некоторые зарубежные фирмы (Lindner, модель |
LB-15; |
Newall, |
модель 2436 и др.), а также отечественные заводы |
(станки |
моделей |
2В440А, 2А450 и 2Д450) применяют для передачи |
враще |
ния на шпиндель длинные шлицевые валы, входящие в шпиндель. Такие валы имеют небольшое осевое перемещение, что позволяет несколько сократить его длину и избежать применения деталей, выступающих за габарит станка по высоте.
С целью уменьшения вредного влияния на шпиндель биения деталей привода применяются конструктивные решения, обеспечи вающие соосность осей вращения шпинделя и выходного вала привода. Это достигается более точным изготовлением связующих деталей, а также вводом специальных промежуточных элементов. Так, в двухстоечных станках моделей 2455, 2В460 и 2А470 приме няются промежуточные втулки, существенно уменьшающие толчки и вибрацию, возникающие из-за несоосности приводных элементов.
Промежуточная втлука (4) станка модели 2А460 показана на рис. 5, а. На одностоечных станках моделей 24П, 2421 и 2431 при вод шпинделя осуществляется через промежуточную втулку и кре
стовую муфту. |
Промежуточная |
втулка |
4 |
и самоцентрирующая |
|
муфта 7 станка модели 2431 показаны на рис. 7. |
|
||||
Для смазки подшипников шпинделей JKPC в настоящее время |
|||||
применяются в основном следующие типы смазки. '. |
|
||||
Специальная |
консистентная |
смазка. |
В • СССР широко |
распро |
|
странены консистентные смазки марок |
ЦИАТИМ 201 |
(ГОСТ |
6267—59) и ЦИАТИМ 203 (ГОСТ 8773—63). Причем периодиче ское пополнение смазки возможно без разборки шпинделя (на КРС моделей 2В460 и 2А470). Следует иметь в виду', что примене ние консистентной смазки предъявляет более высокие требования к защите подшипников шпиндельных узлов от загрязнения извне.
Специальную консистентную смазку с большим периодом служ
бы (смазку-пасту Regal Starfak № 2), |
изготовляемую |
фирмой |
||||
Caitex, применяет на всех своих станках фирма SIP. |
|
|
||||
Консистентные смазки |
с высокой |
вязкостью |
применяют на |
|||
станках последних моделей фирмы Perrin (модели |
AV-3 и |
AV-4), |
||||
Newall |
(модель |
1520/0), Deckel (модель |
LKDB) и др. |
|
||
Периодическая |
смазка |
шпиндельных |
подшипников жидкими |
|||
маслами |
имеет |
широкое |
распространение. Жидкое |
масло |
малой |
вязкости применяют фирмы Hauser, Lindner, Newall и другие, а также отечественные заводы.
Масло веретенное АУ (ГОСТ 1642—50) 'применяется для смазки
подшипников шпинделя КРГС |
моделей 2458 и 2459. Подача масла |
||||||
к опорам шпинделя |
осуществляется на отечественных |
КРС с по |
|||||
мощью шприца |
(на |
станках |
моделей |
2В440А, |
2А450 |
и |
2Д450), |
регулируемой капельной масленки (иа станках |
моделей |
2Б420 и |
|||||
2В430), ручного |
плунжерного |
насоса |
(на станке |
модели |
2455), а |
85