Файл: Кашепава М.Я. Современные отечественные и зарубежные координатно-расточные станки обзор.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.07.2024

Просмотров: 120

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

пока бурт 17 шомпола не упрется в подшипник 16. После этого штанга, продолжая вращаться, будет выталкивать хвостовик инст­ румента из конического отверстия шпинделя. Двигатель останав­ ливается по сигналу от реле времени.

5

Рис. 5. Шпиндельное устройство (а) и механизм зажима инструмента (б) оте­ чественного КРС модели 2А470

Для отжима инструмента фрикционная электромагнитная муф­ та 5 подключается в сеть более высокого, чем для зажима, напря­ жения и передает больший крутящий момент. Для зажима инстру­ мент нужно ввести в коническое отверстие шпинделя и нажать кнопку «Зажим инструмента». Привод вращения шомпола осуще­ ствляется по той же кинематической цепи, только двигатель будет вращаться в противоположном направлении, а фрикционная муф­ та 5 передавать меньший крутящий момент.

Шомпол, вращаясь,

ввинчивается в инструмент до

тех

пор,

пока

не упрется

своим

буртом 3 (см. рис. 5, а) в кольцо

2,

после

чего

произойдет

затягивание инструмента в коническое

отверстие

81

шпинделя, и двигатель остановится. При выдвижении шпинделя из крайнего положения электроблокировка отменяется. Под дей­ ствием пружины 13 (см. рис. 5, б) муфта 12 с пальцем 14, стерж­ нем 9 продвигается до буртика вала 8 и отключает микропереклю­ чатель 11.

Зажим и отжим инструмента от привода главного движения осуществляется на КРГС модели 3SOE фирмы Dixi (рис. 6).

~"1

Рис. 6. Разрез по шпинделю координатно-расточиого горизонтального станка мо­ дели 3SOE фирмы Dixi

Зажим (отжим) инструмента и вращение шпинделя управляет­ ся с помощью трех электромагнитных зубчатых муфт. При вклю­ чении преобразователя начинает работать муфта 1, обеспечиваю­ щая соединение привода главного движения со шпинделем в момент переключения обмоток асинхронного двигателя преобразо­ вателя со звезды на треугольник, и притягивается муфта 2.

82



Механизм зажима инструмента включается при нажатии конца конуса инструмента на шомпол 3. Шомпол 3 через изолирующий стержень 4 воздействует на конечный выключатель 5, который дает команду на отключение муфты / и включение муфты 6, после чего блокируется вращение шпин­ деля.

Шомпол вращается и втяги­ вает инструмент при помощи резь­ бы. По достижении определенного усилия муфта 2 отходит (происхо­ дит смещение мелкозубых полу­ муфт относительно друг друга), изменяется величина тока в об­ мотке муфты и отключается муф­ та 2— в результате инструмент зажат. Затем отключаются соот­ ветствующие реле, происходит торможение электродвигателя, от­ ключается муфта 6, а муфта / включается.

Отжим инструмента происхо­ дит нажатием соответствующей кнопки на пульте управления, при этом муфты 6 и 2 включаются, муфта 1 отключается, и затем че­ рез соответствующее реле вклю­ чается электродвигатель на вра­ щение в противоположную сторо­ ну. Окончание процесса отжима определяется реле времени.

Зажим инструмента по типу I I использован на КРС моделей 2411, 2421 и 2431. Механизм зажима инструмента станка модели 2431 (рис. 7) состоит из шомпола 10 с резьбой, кулачковой муфты 5, зуб­ чатой предохранительной муфты 3, ручки включения 1 и промежу­ точной втулки 11.

Инструмент

 

со

специальным

 

 

резьбовым

хвостовиком

вручную

 

 

ввинчивается

в

промежуточную

 

 

втулку

11,

зафиксированную

от

 

 

проворота

в

шпинделе.

После

 

 

включения

вращения

шпинделя

с

 

 

малой скоростью

промежуточная Р и с

7 Ш п н Н д е Л ь н а я бабка

со шшш-

втулка,

навинчиваясь

.на

резь-

делем КРС модели

2431

83


бовой конец заторможенного шомпола 10, втягивает инструмент в конусное отверстие шпинделя. Резьбовой шомпол притормаживает­ ся муфтой .3 с моментом, необходимым для надежного крепления инструмента (усилие зажима регулируется гайкой 2). Срабатыва­ ние муфты вызывает отключение двигателя. При вращении шпин­ деля в обратную сторону резьбовой шомпол вывинчивается из промежуточной .втулки и выталкивает из конуса шпинделя инстру­ мент, который при этом (в момент выключения вращения двигателя от реле времени) остается ввернутым в промежуточную втулку.

Зажим инструмента по I I I типу использован на КРС моделей 2Д450, 2Д450Пр и 2455 (последних выпусков).

При движении гильзы вверх шлицевый вал коробки скоростей через гайку сжимает спиральную пружину 2 (см. рис. 4,d), при повороте инструмента, вставленного в приемный конус шпинделя, хвостовик («байонетного» типа) удерживается в замке промежу­ точной втулки 3, зафиксированной от проворота в шпинделе. При движении гильзы вниз пружина разжимается и закрепляет инстру­ мент в конусе шпинделя. Крутящий момент передается инструмен­ ту через два паза на шпинделе и соответствующие выступы на хвостовике закрепляемого инструмента.

Зажим инструмента с использованием комплекта тарельчатых пружин о отжимом и освобождением инструмента от гидроцилинд­ ра применен.на станках модели 2455 (последних выпусков) и КВ-5, КВ-6 и КС-4 фирмы Oerlikon, на многооперационном многоинстру­ ментальном станке модели Jidic Н-5В фирмы Mitsui Seiki. Стер­ жень зажимного устройства последнего станка имеет центральное отверстие, через которое продувается воздух, очищающий хвосто­ вик вставляемого инструмента от пыли.

Способы передачи вращательного движения шпинделю от при­ вода главного движения. Для передачи вращательного движения используются обычно шлицевые или двухшпоночные соединения, обеспечивающие передачу движения на длине хода гильзы шпин­ деля (а для некоторых одностоечных станков и на длине хода шпиндельной головки).

Для станков малых размеров шпиндель изготовляют заодно с хвостовиком, например в малых отечественных станках моделей 2411 (см. рис. 4, s), 2421, 2431 и 243В и станках фирмы Hauser.

Для станков средних и крупных типоразмеров хвостовик шпин­ деля чаще всего изготовляется раздельно от шпинделя и соеди­ няется с ним посредством различных соединительных элементов, обеспечивающих передачу необходимого крутящего момента. На некоторых станках связь шпинделя с приводом главного движе­ ния осуществляется посредством длинного шлицевого (или шпо­ ночного) вала, проходящего внутри шпинделя, причем в последнем протягивается шлицевое (см. рис. 4, г и 4, д) или шпоночное от­ верстие.

84


На

станке Matrix 50 шлицевое отверстие выполнено в

проме­

жуточной втулке, закрепленной на шпинделе.

 

На одностоечных станках с размещением коробки скоростей на

стопке

некоторые зарубежные фирмы (Lindner, модель

LB-15;

Newall,

модель 2436 и др.), а также отечественные заводы

(станки

моделей

2В440А, 2А450 и 2Д450) применяют для передачи

враще­

ния на шпиндель длинные шлицевые валы, входящие в шпиндель. Такие валы имеют небольшое осевое перемещение, что позволяет несколько сократить его длину и избежать применения деталей, выступающих за габарит станка по высоте.

С целью уменьшения вредного влияния на шпиндель биения деталей привода применяются конструктивные решения, обеспечи­ вающие соосность осей вращения шпинделя и выходного вала привода. Это достигается более точным изготовлением связующих деталей, а также вводом специальных промежуточных элементов. Так, в двухстоечных станках моделей 2455, 2В460 и 2А470 приме­ няются промежуточные втулки, существенно уменьшающие толчки и вибрацию, возникающие из-за несоосности приводных элементов.

Промежуточная втлука (4) станка модели 2А460 показана на рис. 5, а. На одностоечных станках моделей 24П, 2421 и 2431 при­ вод шпинделя осуществляется через промежуточную втулку и кре­

стовую муфту.

Промежуточная

втулка

4

и самоцентрирующая

муфта 7 станка модели 2431 показаны на рис. 7.

 

Для смазки подшипников шпинделей JKPC в настоящее время

применяются в основном следующие типы смазки. '.

 

Специальная

консистентная

смазка.

В • СССР широко

распро­

странены консистентные смазки марок

ЦИАТИМ 201

(ГОСТ

6267—59) и ЦИАТИМ 203 (ГОСТ 8773—63). Причем периодиче­ ское пополнение смазки возможно без разборки шпинделя (на КРС моделей 2В460 и 2А470). Следует иметь в виду', что примене­ ние консистентной смазки предъявляет более высокие требования к защите подшипников шпиндельных узлов от загрязнения извне.

Специальную консистентную смазку с большим периодом служ­

бы (смазку-пасту Regal Starfak № 2),

изготовляемую

фирмой

Caitex, применяет на всех своих станках фирма SIP.

 

 

Консистентные смазки

с высокой

вязкостью

применяют на

станках последних моделей фирмы Perrin (модели

AV-3 и

AV-4),

Newall

(модель

1520/0), Deckel (модель

LKDB) и др.

 

Периодическая

смазка

шпиндельных

подшипников жидкими

маслами

имеет

широкое

распространение. Жидкое

масло

малой

вязкости применяют фирмы Hauser, Lindner, Newall и другие, а также отечественные заводы.

Масло веретенное АУ (ГОСТ 1642—50) 'применяется для смазки

подшипников шпинделя КРГС

моделей 2458 и 2459. Подача масла

к опорам шпинделя

осуществляется на отечественных

КРС с по­

мощью шприца

(на

станках

моделей

2В440А,

2А450

и

2Д450),

регулируемой капельной масленки (иа станках

моделей

2Б420 и

2В430), ручного

плунжерного

насоса

(на станке

модели

2455), а

85