Файл: Кашепава М.Я. Современные отечественные и зарубежные координатно-расточные станки обзор.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.07.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В приводе главного движения рассматриваемого типа приме­ няют одно- и многоскоростные электродвигатели.

Односкоростной электродвигатель переменного тока исполь­ зуется на отечественном КРС модели 2В460 и на станках зарубеж­ ных фирм (SIP, Mitsui Seiki и др.). Чтобы обеспечить достаточно частый ряд скоростей вращения шпинделя, необходимо применять весьма сложную коробку скоростей и систему переключения зуб­ чатых передач.

В целях сокращения количества переключаемых шестерен и уп­ рощения коробки скоростей многие фирмы применяют двух- и трехскоростные электродвигатели. Двухскоростные электродвигате­

ли приняты на отечественных станках моделей 2В460,

2Б460

и

2А470, а также зарубежных моделей Гидроптнк 6А, Гидроптнк

и Гидроптнк 8Р фирмы SIP, № 5 фирмы Mitsui Seiki

и др.

Рис. 9. Кинематическая схема вертикальной шпиндельной головки и схема ме­ ханизма переключения скоростей станка модели 2В460

На рис. 9 приводятся схемы вертикальной шпиндельной головки

и механизма

переключения скорости КРС модели 2В460

(последних

выпусков).

Привод

шпинделя осуществлен от двухскоростного

электродвигателя /

(л = 720/1430 об/мин) мощностью

2,3/3,9 кет.

Передача вращения от электродвигателя к коробке скоростей, содержащей пять валов, тройные зубчатые блоки 2 и 3 и двойной зубчатый блок 4, осуществляется через муфту переменной жестко­ сти 5, поглощающую резкие толчки. Двигатель тормозится с по­ мощью электромагнитной муфты 6, укрепленной на корпусе го-

91

ловки. Коробка скоростей в сочетании с двухскоростным электро­ двигателем обеспечивает 21 ступень скоростей вращения шпинделя в пределах 20—2000 об/мин со знаменателем ряда геометрической прогрессии ф = 1,25. Переключение скоростей осуществляется пере­ мещением тройных 2 и 3 и двойного 4 зубчатых блоков.

Привод перемещения блоков гидравлический с электрическим

управлением. Для каждого

передвижного блока имеется по

две

полости рабочего цилиндра,

в

которых перемещаются поршни

7,

8 и 9. Непосредственно на поршнях закреплены

поводки 10, 11 и

12 для перемещения зубчатых

блоков 2, 3 и

4 соответственно.

Масло подается в одну или в другую полость рабочего цилиндра или в обе полости одновременно. При этом дополнительный пор­ шень устанавливает промежуточную базу для среднего положения зубчатого блока. Поджим блока в среднем положении осуществ­ ляется за счет разности давлений масла в обеих полостях рабочего цилиндра. Фиксация зубчатых блоков в каждом рабочем положе­ нии осуществляется защелкой 13. Перед тем как произвести пере­ ключение, защелка перемещается электромагнитом и освобождает зубчатые блоки.

Для выбора скорости вращения шпинделя следует нажать ру­ коятку 14 вариатора скоростей, расположенную на основном под­ весном пульте управления 15, и повернуть ее в нужное положение. Вместе с рукояткой вариатора поворачивается кодовый барабан с кольцами, которые через пружинные контакты замыкают соот­ ветствующие электрические цепи. Если при переключении блоков шестерен торец зуба одного венца попадет в торец зуба другого венца, то для защиты торцов зубьев от интенсивного износа и для полного зацепления зубьев предусмотрено автоматическое импульс­ ное реверсивное включение двигателя главного движения при мно­ гократно уменьшенном моменте.

Для контроля окончания цикла автоматического переключения скоростей на пульте имеется сигнальная лампочка, которая гаснет по окончании цикла переключения.

Для сокращения зубчатых

передач и обеспечения бесступенча­

того

изменения скоростей в приводе главного

движения

применя­

ются

механические вариаторы

в сочетании

с

коробкой

скоростей

и с одноили двухскоростными

асинхронными

электродвигателями.

Такое решение с использованием клиноременного

вариатора

имеет

место

на отечественных продукционных

КРС

моделей

243В,

243ВФ2 (рис. 10) и на многооперационном станке модели 243ВМФ2.

От асинхронного электродвигателя 7 движение через клиноременный вариатор 2 передается трехступенчатой коробке скоростей с двойным перебором. Верхний диапазон скоростей вращения шпинделя передается через зубчато-ременную передачу 3 при включенной муфте 4 (подвижной блок 5 при этом находится в нейтральном положении), а средний и нижний — через подвижной блок 5 при включенной муфте 4. Переключение двойного блока и

92



муфты осуществляется тремя электромагнитами. Положение яко­ рей электромагнитов контролируется микропереключателями. Контроль скорости вращения вариатора производится тахогенератором 6, связанным через эластичную муфту с первым валом коробки скоростей.

Рис. 10. Кинематическая схема привода главного движения и привода подач гильзы продукционного станка с ЧПУ модели 243ВФ2

Изменение передаточного отношения вариатора в диапазоне 1:4 производится двигателем 7, который через цилиндрический ре­ дуктор вращает винт 8 и перемещает каретку 9. Крайние поло­ жения каретки контролируются микропереключателями и жестки­ ми упорами.

Выходной шлицевый вал 10 коробки скоростей с помощью зуб­ чато-ременной передачи / / передает вращение на шпиндель 12, который выполнен заодно целое с хвостовой частью со шлицами.

КРС с механическими вариаторами изготовляются также фир­ мами Hauser (все модели малых одностоечных станков), Lindner (модель LB14C), Mitsui Seiki (модели № 0 и 4В), Pernin (модели AV-1, AV-2 и AV-4) и др.

Преимущества

привода главного движения

с механическим ва­

риатором— простота электрооборудования и

меньшая стоимость

по сравнению с

регулируемым электроприводом. Однако привод

с вариатором имеет ряд недостатков, ограничивающих его исполь­ зование на особо точных КРС средней и большой мощности:

интенсивный износ деталей вариаторов с металлическими фрик­ ционными элементами;

93

значительный габарит и вес для передачи мощности 2—3 кет: недостаточно гибкое управление приводом с несколькими диа­

пазонами регулирования;

небольшой диапазон регулирования скоростей в пределах каж­ дой ступени и наличие в приводе двухили трехступенчатой ко­ робки скоростей;

высокие требования к точности деталей вариаторов (в особен­ ности ремней) для обеспечения их бесшумной и безвибрационной работы.

Следует, однако, отметить, что механические шариковые вариа­ торы, предназначенные для станков с небольшой мощностью главного привода (до 0,5—1 кет), используются рядом фирм (Hauser, Mitsui Seikii) и, имея широкий диапазон регулирования, успешно конкурируют с регулируемым электроприводом.

Диапазон регулирования вариаторов с широким ремнем обычно не более 4—6, шариковых вариаторов — до 15—25.

Регулируемый электродвигатель постоянного тока широко при­ меняется на многих отечественных и зарубежных КРС. В послед­ ние годы такой привод осуществлен на отечественных станках моде­ лей 2411, 2421, 2431, 2Д450, 2457. 2458 и 2459 и на станках зарубеж­ ных фирм .моделей LB-12 и LB-15A (Lindner), № 5 (Hauser), № 7 (Mitsui Seiki), 60H (SIP), 3SOE (Dixi), KBNE-30 (Kolb) и др.

Основные преимущества этого привода по сравнению с приво­ дом от асинхронного электродвигателя в сочетании с коробкой скоростей следующие:

бесступенчатое изменение скоростей в процессе обработки; более точный подбор оптимальных режимов обработки; сокращение количества зубчатых передач и других деталей уз­

лов привода; повышение удобства управления;

возможность осуществления низких «обкаточных» скоростей вращения шпинделя.

Регулируемый привод с использованием двигателя постоянного тока имеет и ряд недостатков: увеличение габарита и веса элект­ родвигателя, снижение к.п.д., снижение жесткости механической характеристики привода, потеря мощности при больших диапазо­ нах регулирования. Кроме того, с применением регулируемого электропривода увеличивается стоимость станка и требуется более квалифицированное обслуживание.

Однако, учитывая характер выполняемых на КРС работ, не требующих высоких энергетических показателей привода, а также их высокую общую стоимость, все более широкое использование такого привода следует считать целесообразным.

В современных станках с регулируемым электроприводом при­ няты два основных кинематических решения — изменение скоро­ стей в нескольких механических диапазонах, что требует дотюлни-

94


тельной простой зубчатой коробки (на две или три скорости); изменение скоростей в одном механическом диапазоне.

Привод с использованием дополнительной коробки скоростей позволяет смещать диапазоны скоростей и сокращать необходимую величину диапазона регулирования электродвигателя. При этом обеспечивается достаточная мощность привода на нужных диапа­ зонах скоростей вращения шпинделя при электродвигателях мень­ шей номинальной мощности.

Наиболее рационально при большом общем диапазоне регули­ рования применение привода с трехступенчатой коробкой скоро­

стей (на отечественных

станках моделей 2В440А, 2А450 [8], [14] и

на зарубежных

станках

моделей 2436, 2442, 2443 и 2657 фирмы

Newall, LB-15A

фирмы Lindner и др.).

Привод с использованием двухступенчатой коробки скоростей

применен на станках моделей 2431, 2455, 2Д450, 2457, 2458

и 2459

и на многооперационном станке модели Jidic Н-5В фирмы

Mitsui

Sesiki.

 

Привод главного движения станка модели Jidic Н-5В осуществ­ ляется от регулируемого электродвигателя постоянного тока, смон­ тированного на корпусе шпиндельной бабки. Двухдиапазонная коробка скоростей переключается двумя магнитными муфтами.

На рис. 11 показана кинематическая схема привода главного движения, подачи выдвижного шпинделя и шпиндельной бабки КРГС модели 2458.

^1

Рис. 11. Кинематическая схема привода главного движения, подачи выдвижного шпинделя и шпиндельной бабки КРГС модели 2458

95

Вращение от электродвигателя постоянного тока 1, установлен­ ного на салазках стойки, передается к шпиндельной бабке через двухзвенную шарнирную передачу с плоскозубчатыми ремнями. Каждое звено передачи состоит из плоскозубчатого ремня 2 (3), армированного стальным тросом, двух шкивов 4 и 5 (6 и 7) и же­ сткого разъемного стержня, предназначенного для смены и натя­ жения ремней. Вращение на полый шпиндель с приемного вала шпиндельной бабки 8 передается через прямозубую цилиндриче­ скую пару шестерня—муфта 9 и колесо 10, обеспечивающую нижний ряд скоростей вращения шпинделя 12,5315 об/мин при скорости вращения двигателя 125—3150 об/мин или при переключении ше­ стерни—муфты 9 — через косозубую цилиндрическую пару 11 и 12, обеспечивающую верхний ряд скоростей 400—1600 об/мин при ско­ рости вращения двигателя 800—3200 об/мин.

Переключение блока и муфты гидравлическое с электрическим управлением. При переключении скоростей в случае попадания торца зуба шестерни—муфты 9 в торец зуба зубчатой шолумуфты 11 или в торец зуба колеса 10 предусмотрен реверсивный им­ пульсный поворот вала электродвигателя. Переключение шпинде­ ля в нейтральное положение осуществляется от тумблера, располо­ женного на главном пульте управления. Скорость двигателя регулируется автоматически от тиристорного преобразователя с обратной связью по скорости. Реверс шпинделя осуществляется путем реверса электродвигателя.

Привод, в котором весь диапазон скоростей шпинделя обеспе­ чивается только электрическим регулированием, применяется на станках моделей 2411 и 2421, а также на станках моделей 60Н фирмы SIP, ВКоЕ 315X450 и 450x800 фирмы Mikromat, HYOP-65, HYOP-80, HYOP-120 фирмы Burkhardt, CS-2 фирмы ICMA San Giorgio.

На рис. 12 представлена кинематическая схема привода глав­ ного движения станка модели 2421.

Вращение от двигателя /

(N=\ кет, /г = 1500 об/мин)

к

шпин­

делю 2 передается в одном

механическом диапазоне с

помощью

плоских ремней 3 и 4 и промежуточного вала / без участия

зубча­

тых передач.

 

 

 

Бесступенчатое регулирование скорости вращения двигателя (100—2250 об/мин) обеспечивается магнитным усилителем.

Шпиндель получает вращение (135—3000 об/мин) от приводно­ го шкива 5, смонтированного на отдельном кронштейне и закреп­ ленного на колонне, через шлпцевый вал 6 и плавающую (само­ центрирующую) муфту 7.

Обороты электродвигателя в диапазоне 1:10 вниз от номиналь­ ных регулируются изменением напряжения на якоре, а в диапа­ зоне 1:2,25 вверх от номинальных — ослаблением поля.

Электродвигатель шпинделя охлаждается вентилятором, приво­ димым во вращение отдельным асинхронным электродвигателем.

96


Следует отметить, что применение упомянутых приводов свя­ зано с трудностями выполнения многих технологических операций в нижней части диапазона скоростей шпинделя, так как глубокое

Рис. 12. Кинематическая схема привода главного движения и привода подач гильзы КРС модели 2421

электрическое регулирование в якоре значительно снижает мощ­ ности в этой части диапазона. Кроме того, при широком диапазоне изменения скоростей электродвигателя усложняется система регу­ лирования электропривода.

4—1558

97

 

Внастоящее время применяются несколько систем управления скоростью вращения электродвигателя привода главного движе­ ния: генератор—двигатель (Г—Д); от магнитных усилителей (ПМУ), от полупроводниковых выпрямителей; с тнристорным ре­ гулированием.

Впоследние годы наблюдается тенденция к замене вращаю­ щихся преобразователей тока статическими (магнитными и полу­ проводниковыми). Подробнее вопросы электропривода главного

движения некоторых моделей КРС рассмотрены в работах [3, 6].

Регулируемый гидродвигатель в приводе главного движения по сравнению с рассмотренными ранее применяется реже. Однако в последние годы за рубежом наметилась тенденция к расширению применения гидроприводов в механизмах подач и главного движе­ ния.

КОМПОНОВКА ПРИВОДОВ

Размещение элементов и узлов привода главного движения на КРС существенно влияет на точность и работоспособность станка, так как они в значительной степени являются источником тепло­ образования, вибраций и шума.

 

На всех отечественных двухстоечных станках электродвигатель,

а

также другие элементы главного привода обычно расположены

на

салазках (каретках) шпиндельной бабки слева от шпинделя

или на верхней части корпуса шпиндельной бабки вместе с короб­ кой скоростей.

В современных КРС для уменьшения деформаций от нагрева шпиндельной бабки двигатель главного привода охлаждают спе­ циальным вентилятором вытяжного действия с направленным по­

током воздуха (на станках

моделей

Гидроптик 6А

и Гидроптпк

7А фирмы SIP и № 5 фирмы Hauser).

 

 

 

На отечественных КРГС

моделей

2457, 2458 и 2459 с

целью

снижения вибраций и тепловыделения

в шпиндельной

бабке

элект­

родвигатели главного движения вынесены на салазки стойки, а на

станках последних моделей фирм SIP

(модели МР-5Е,

Гидроптпк

6А и Гидроптик

7А), Miitsui Seiki (модель № 5) и Hauser (мо­

дель № 5) — на

салазки шпиндельной

бабки.

 

Если электродвигатель расположен

над шпиндельной

бабкой, то

улучшаются условия отвода тепла от двигателя, но повышается вибрация. Такое расположение электродвигателя имеют отече­ ственные станки моделей 2В460, 2Б460, 2А470 и другие, а также станки фирм SIP (модель Гидроптик 8Р), Mitsui Seiki (модели

7), Kolb, MAS и др.

На станке модели 2460, а также на крупных двухстоечных

станках фирмы Burkhardt (моделей HYOP-200, HYOP-280, HYOP-300 и HYOP-460) электродвигатель размещен за поперечи­ ной на специальной подвижной каретке. При таком размещении обеспечивается уравновешивание подвижной поперечины на направ­ ляющих стоек, уменьшение веса и габарита шпиндельной головки.

98