Файл: Егоров С.В. Основы автоматики и телемеханики. Конспект лекций учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2024

Просмотров: 142

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ц и о н а л ь н а

р а з н о с т и

температур

среды

и

горячего

спая,

п о э т о м у

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

'

 

 

 

rfGi

 

 

 

 

 

 

 

 

(3-6)

 

 

 

 

 

 

 

dt

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

p — теплоемкость

корпуса

777;

 

 

 

 

 

 

 

S

— площадь п о в е р х н о с т и

корпуса

777;

 

 

 

 

 

a — к о э ф ф и ц и е н т

теплоотдачи;

 

 

 

 

 

 

 

t — время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И з у р а в н е н и й

(3-5),

(З-б)

получаем

связь

м е ж д у

изме ­

р я е м о й т е м п е р а т у р о й

среды

и

термо - э . д. с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г — + Е = kbe,

 

 

 

 

 

(3-7)

 

 

 

 

 

 

 

dt

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

T = p ( a S ) - 1 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и м е р

3-2.

В

качестве

и с п о л н и т е л ь н ы х

устройств

С А Р

часто

п р и м е н я ю т

двигатели

(электрические,

гидравлические,

п н е в м а т и ч е с к и е ) .

Рассмотрим

двигатель

с л и н е й н ы м и

меха ­

н и ч е с к и м и х а р а к т е р и с т и к а м и

(рис. 3-1,с),

когда

д в и ж у щ и й

 

 

 

Hi

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/ IS

 

S2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А

 

 

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б)

 

 

 

 

 

Рис.

3-1.

Двигатель

с линейными

механическими

ха­

 

 

 

 

 

 

 

 

рактеристиками

 

 

 

 

 

 

момент

растет

п р о п о р ц и о н а л ь н о

у п р а в л е н и ю

и

и падает

п р о п о р ц и о н а л ь н о

скорости

Q

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ма

=

ku-

М,—-Q,

 

 

 

 

(3-8)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Qo

 

 

 

 

 

 

где

Мо — п у с к о в о й момент;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

йо — скорость

холостого

хода.

 

 

 

 

 

 

 

П о

 

Д а л а м б е р у

(см. (3-2))

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г dQ

«

 

М

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

dt

 

 

 

Q,

 

 

 

 

 

 

47


и ли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

T-?£- + Q = kuu-kMMc,

 

 

 

 

 

(3-9)

 

 

 

 

 

at

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а к и м

 

образом,

двигатель как

элемент

С А Р

имеет

два

входных

воздействия — у п р а в л я ю щ е е

и

и

в о з м у щ а ю щ е е

М.й.

(рис.

3-1,6) и одну

в ы х о д н у ю

п е р е м е н н у ю — скорость Q.

N О д н а к о

 

в ряде случаев нас будет интересовать

н е

ско­

рость Q вала двигателя, а его угловое

п о л о ж е н и е

0

сле­

дящих

 

системах, в

астатических

системах

с

сервоприводом

и др . ) .

П о с к о л ь к у

Q—

, то

у р а в н е н и е

двигателя

относи ­

тельно

п о л о ж е н и я

вала запишется с учетом-

(3-9)

как

 

ч

 

 

T ^at2

+ ^at- = kuu~-kMMc

 

 

 

 

(3-Ю)

 

 

 

 

 

 

Мс

= 0

 

 

 

 

 

 

О б р а т и м

внимание,

что пр и

у р а в н е н и е

двигателя

(3-9)

и

 

у р а в н е н и е

т е р м о п а р ы

(3-7)

аналогичны,

хотя

опи ­

сывают п р о ц е с с ы в

р а з л и ч н ы х

ф и з и ч е с к и х

системах

(777 —

т е р м о э л е к т р и ч е с к а я

система;

 

двигатель,

н а п р и м е р ,

электри ­

ч е с к и й — э л е к т р о м е х а н и ч е с к а я

с и с т е м а ) .

Д а л е е

будет пока­

зано,

что

на

с т р у к т у р н ы х

 

схемах

и

777,

и

 

двигатель с

выходом Q и з о б р а ж а ю т с я

одним

и

тем

ж е

звеном — инер ­

ционным .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П о л у ч е н н ы е

у р а в н е н и я

 

могут

 

оказаться

нелинейными,

хотя

н е л и н е й н о с т ь при малых

о т к л о н е н и я х

от

н о м и н а л ь н ы х

з н а ч е н и й

входных

воздействий о б ы ч н о бывает незначи ­

тельной . В

т а к и х случаях

у р а в н е н и я

л и н е а р и з у ю т

методом

малых

отклонений.

Ф и з и ч е с к и й

смысл

метода,

обоснован ­

ного

одним из

о с н о в о п о л о ж н и к о в

т е о р и и

автоматического

' у п р а в л е н и я

русским

ученым

А. М. Л я п у н о в ы м

(1857—1918),

состоит в

том,

что

обычно

С А Р р а б о т а е т

в

номинальном,

установившемся режиме, о т к л о н е н и я от которого под дей­

ствием

в о з м у щ е н и й

достаточно

малы, поскольку

С А Р

проектируется

таким

образом,

ч т о б ы противодействовать

возмущениям .

Т а к и м

образом, обычно выполняется гипо ­

теза

о

малости о т к л о н е н и й , когда н е л и н е й н о с т ь ю ,

есди

о н а

гладкая,

м о ж н о

пренебречь .

М а т е м а т и ч е с к и л и н е а р и ­

з а ц и ю п о л у ч е н н ы х у р а в н е н и й о с у щ е с т в л я ю т с п о м о щ ь ю

р а з л о ж е н и я в ряд

Тейлора,

в к о т о р о м

п р е н е б р е г а ю т нели ­

н е й н ы м и членами .

В самом

деле, пусть

н е к о т о р ы й элемент^

48


С А Р описывается н е л и н е й н ы м д и ф ф е р е н ц и а л ь н ы м

уравне ­

нием,

например,

 

 

 

 

 

 

 

F\{xh

xh

х2, x2)^=F2{y,

у),

 

(3-11)

где Fi,

F2 — н е л и н е й н ы е

ф у н к ц и и от

своих

аргументов .

Допустим, что установившийся п р о ц е с с

в С А Р

имеет

место,

когда

Х\=х\о,

х2=Х2о, у—уо-

Тогда

у р а в н е н и е уста­

новившегося

р е ж и м а

имеет вид

 

 

 

 

 

Fi(xl0,

0,

Х2о, 0)=F2(y0,

0) .

 

(3-12)

Рассмотрим (3-11) при малых о т к л о н е н и я х Л от установив ­ шегося р е ж и м а . Разлагая п о Т е й л о р у (3-11) в ряд в т о ч к е (хю, #20, г/о), получаем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

dxi

Iо

 

 

 

 

 

 

 

дх*

Jo

 

\

д*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(dFi\

I dFo_ \

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г д е

 

 

 

~~ ч

а с т н

ы е

производные,

в ы ч и с л е н н ы е

в

\

дх /oi

\

оу

точке

установившегося

режима,

т. е.

 

 

 

 

 

н е к о т о р ы е

числа;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

R\,

R2 — остаточные

члены

р а з л о ж е н и я ,

содер ­

 

 

 

 

 

ж а щ и е

члены

с

п р и р а щ е н и я м и

выс­

 

 

 

 

 

шего

порядка (в них - то и

з а к л ю ч е н а

 

 

 

 

 

вся н е л и н е й н о с т ь ) .

 

 

 

 

 

Т а к

как

п р и р а щ е н и я считаются малыми,

то о с т а т о ч н ы е '

члены R\, R2 содержат величины высшего порядка малости,

которыми м о ж н о

пренебречь . В

этом

случае,

исключая

из

последнего

уравнения

в ы р а ж е н и е

(3-12)

для

установивше ­

гося режима,

получаем

так

называемые

 

уравнения

 

первого

приближения

 

(уравнения в

« в а р и а ц и я х » ) ,

к о т о р ы е

являются

л и н е й н ы м и

для

п р и р а щ е н и й ,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

&01

 

+ Ь1 \Ах\ + Ьй2Ах2

+ Ъ22Ах2=одАг/

 

а\Ау,

 

(3-13)

г д е ЬМ

= {

^

- 1

ат =

Л * р - V

4"> =

f

£

(п =

0,1,2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

J

 

О б ы ч н о к о э ф ф и ц и е н т

ао

д е л а ю т равным

1,

т.

е.

делят

у р а в н е н и е

(3-13)

на

ао. К р о м е

того,

о б о з н а ч е н и е прира -

4—291

-

49


щ е й й я

Л

б п у с к а ю т

п р и

записи, понимая,

что

у р а в н е н и е

составлено

для

п р и р а щ е н и й .

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и м е р 3-3.

А с и н х р о н н ы й

 

д в у х ф а з н ы й

двигатель с

по ­

лым

или

к о р о т к о з а м к н у т ы м

ротором,

 

когда

п р и в е д е н н о е

с о п р о т и в л е н и е

р о т о р а

^ р

величинах

статорного

сопро ­

тивления)

с о и з м е р и м о

с

выходным

с о п р о т и в л е н и е м

RB

источника

у п р а в л я ю щ е г о

н а п р я ж е н и я

(например, ф а з о ч у в -

ствительного з'силителя

ФУ, п о д к л ю ч е н н о г о

к у п р а в л я ю щ е й

о б м о т к е двигателя,

рис . 3-2,а),

имеет

м е х а н и ч е с к и е

харак ­

теристики,

п о к а з а н н ы е

на

рис. 3-2,6,

где

Q0 — с и н х р о н н а я

скорость

(при

Rp^>Rs

х а р а к т е р и с т и к и

п о к а з а н ы

п у н к т и ­

р о м ) .

К а к

видим, м е х а н и ч е с к и е

х а р а к т е р и с т и к и

о т л и ч а ю т с я

 

 

 

Рис. 3-2. Асинхронный двухфазный двигатель

 

 

от

линейных,

 

р а с с м о т р е н н ы х

в п р и м е р е

3-2.

Разлагая

гладкую

н е л и н е й н у ю

ф у н к ц и ю

М(и,

Q)

в

ряд по,

п р и р а щ е ­

ниям

и и

й

и

пренебрегая

н е л и н е й н ы м и членами,

получаем

л и н е й н о е

уравнение,

аналогичное

(3-8),

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

&M=bo\Au

+ b02AQ,

 

 

 

(3-14)

где

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И н т е р е с н о ,

что в

н е к о т о р ы х

точках м е х а н и ч е с к о й

харак ­

т е р и с т и к и к о э ф ф и ц и е н т Ьо2 имеет

р а з н ы е

знаки . Н а п р и м е р ,

п р и

малых

о т к л о н е н и я х

от

с к о р о с т и

Qi

величина

Ь02<0,

а

вблизи

точки

Q2 &ог>0

(далее

будет

показано,

что

о д и н

р е ж и м является

устойчивым,

а

другой

н е у с т о й ч и в ы м ) .

§

3-3.

Д и н а м и ч е с к и е

х а р а к т е р и с т и к и

во

в р е м е н н о й

области

 

Временными

 

х а р а к т е р и с т и к а м и

л и н е й н о й

системы

явля­

ются

п е р е х о д н а я

ф у н к ц и я

h(t,

 

t\)

или

импульсная

характе ­

р и с т и к а

w(t,'

 

ti).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50


Импульсная

характеристика

w(t, t\) — это реакция

Невоз­

бужденной

системы

(т. е. при

нулевых

начальных

условиях)

в момент

t при

воздействии

на

нее

импульсного

воздейст­

вия в

виде

Ь-функции

в

момент

 

t\.

 

 

Э к с п е р и м е н т а л ь н о е

о п р е д е л е н и е

импульсной характери ­

стики

поясняется рис.

3-3,а,

6.

О д н а к о п р о в е д е н и е

такого

а)

Рис. 3-3. Схема определения импульсной характеристики и пере­ ходной функции

э к с п е р и м е н т а потребовало бы источника воздействия бес­ конечно большой мощности, что станет понятным,- если

рассмотреть

свойства

б - функции . П о с л е д н я я

определяется

с л е д у ю щ и м

образом:

она равна н у л ю везде, где

ее аргумент

отличен от нуля, равна бесконечности п р и нулевом аргу­ менте, площадь ее п р и этом равна единице, что математи­

чески

м о ж н о записать:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[ с о ,

t —

tx

 

 

 

 

 

(3-15)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

со

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

j " .

 

b{t-tx)dt=\.

 

 

 

 

 

 

 

Г р а ф и ч е с к о е и з о б р а ж е н и е

б - функции

дано

на рис. 3-3,6.

б - ф у н к ц и ю

м о ж н о

получить

в п р е д е л е

из

л ю б о г о импульс ­

ного

воздействия п р о и з в о л ь н о й

ф о р м ы ,

и м е ю щ е г о

единич ­

н у ю площадь, если

начать

н е о г р а н и ч е н н о

сжимать

его п о

•длительности и увеличивать п о амплитуде так,

чтобы

площадь

оставалась

равной

единице .

Ясно,

что

при

э т о м

мощность

источника такого

импульса

д о л ж н а

.возрастать

до бесконечности .

П о с к о л ь к у

практически

т а к о е

воздей ­

ствие

н е в о з м о ж н о

получить, то п р и

э к с п е р и м е н т а л ь н о м

о п р е д е л е н и и

импульсной

х а р а к т е р и с т и к и

устойчивых

си­

стем

л и б о довольствуются

 

п р и б л и ж е н н ы м

определением,

давая ' о г р а н и ч е н н ы е

импульсные

воздействия

(длительность

4*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

51