Файл: Егоров С.В. Основы автоматики и телемеханики. Конспект лекций учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.07.2024
Просмотров: 123
Скачиваний: 1
Р а з л и ч а ю т |
к о р р е к ц и ю ж е с т к и м и |
и |
гибкими |
о б р а т н ы м и |
|||||
связями. Ж е с т к а я |
обратная |
связь |
(ж. о. с.) действует |
как в |
|||||
переходных, |
та к |
и |
в установившихся |
р е ж и м а х , |
а |
гибкая |
|||
обратная связь |
(г. о. с.) — только |
в п е р е х о д н ы х |
р е ж и м а х |
||||||
(рис. 7-6,6). |
Ввиду |
того, |
что пр и |
о т р и ц а т е л ь н о й |
ж . о. с. |
||||
|
|
|
Исходная |
система |
|
|
|
Глайная обратная сд.чэь
а)
|
|
|
Рис. 7-6 |
|
|
|
|
|
|
статический |
к о э ф ф и ц и е н т |
у с и л е н и я |
о х в а ч е н н о й |
части |
|||||
системы |
уменьшается, |
это |
приводит |
к у в е л и ч е н и ю |
(см. |
||||
п р и м е р |
6-2) о ш и б о к с к о р р е к т и р о в а н н о й |
системы, |
что |
п о р о й |
|||||
н е ж е л а т е л ь н о . |
Вследствие |
этого |
п о л у ч и л а |
на |
п р а к т и к е |
||||
большое |
р а с п р о с т р а н е н и е |
к о р р е к ц и я |
с п о м о щ ь ю |
г. о. с. |
|||||
Рассмотрим м е т о д и к у |
н а х о ж д е н и я |
КУ. И з схемы |
рис . 7-6,а |
||||||
имеем |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
wCK(р) |
= w,(р) |
• |
|
|
• wa(р) |
= |
|
|
|
|
|
^+™охв |
ip)-WKy(p) |
|
|
|
||
|
|
_ |
|
WUC(P) |
|
|
|
|
|
|
|
|
\+Woxe{P)-WKy(P) |
|
|
|
|
||
К а к видим из |
последнего |
выражения, |
он о |
н е у д о б н о для |
|||||
использования |
Л А Ч Х . |
О д н а к о , если |
в н е к о т о р о м |
диапа |
|||||
з о н е частот требуется |
обеспечить |
|
|
|
|
|
|||
|
|
№ . с к ( / ю ) ^ № и с ( / с о ) , |
|
|
|
(7-7) |
132
то |
это |
возможно, |
когда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
FOXBO'CO) • ^ к у ( / 0 ) ) |
| « |
1, или |
L 0 X B ( © ) |
+1ку('С0) < 0 . |
|
|
(7-8) |
|||||||||||||||
Н а о б о р о т , |
если |
в другом д и а п а з о н е |
частот |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
FOXB(/CU) -W^ifa) |
|
| » |
1, |
и л и |
LOSB(CO) + L„y(co)>0, |
|
|
(7-9) |
||||||||||||||
то |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
W.M |
|
а |
|
|
|
|
|
|
|
: = |
|
|
|
|
|
|
. |
(7-10) |
|||
|
Т а к и м |
|
образом, |
действительно, |
х а р а к т е р и с т и к и |
|
скор |
||||||||||||||||
р е к т и р о в а н н о й |
|
системы |
могут |
не |
зависеть |
от |
|
охваченной |
|||||||||||||||
части |
системы, |
п р и |
о п р е д е л е н н ы х |
выше |
условиях . |
||||||||||||||||||
И з |
(7-10) |
|
получаем |
|
возможность |
н а й т и |
£ку(со). |
Ч а с т о т ы |
|||||||||||||||
со', |
со", п р и |
к о т о р ы х |
Z-OXB(CO) +Ьку(а) |
= 0 , |
т. |
|
е. |
г р а н и ц ы |
|||||||||||||||
д и а п а з о н о в |
частот, |
в |
к о т о р ы х |
выполняется или (7-8), |
и л и |
||||||||||||||||||
(7-9), называются сопрягающими |
|
при |
коррекции |
|
|
обратной |
|||||||||||||||||
.связью. |
Удобно |
воспользоваться |
таким |
порядком |
построе |
||||||||||||||||||
ния L K y(to): |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
1. |
Строится Л А Ч Х |
и с х о д н о й |
системы LH C (co). |
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
2. |
Строится |
п о |
ТЗ |
Л А Ч Х |
|
с к о р р е к т и р о в а н н о й |
системы |
|||||||||||||||
^ск(со). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
3. |
Н а х о д и т с я |
в |
соответствии |
с (7-10), т. |
е. |
п р и |
условии |
|||||||||||||||
(7-9) |
для |
н е к о т о р о г о |
д и а п а з о н а частот |
(со', со"], |
суммарная |
||||||||||||||||||
Л А Ч Х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
^Е(СО) =L0SB(a>) |
+£ку(со) = L H C |
( © ) —ICK(CO). |
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
4. |
Намечается, |
исходя |
из |
т е х н и ч е с к и х |
в о з м о ж н о с т е й |
и |
||||||||||||||||
нестабильности |
• характеристик, |
охваченная |
часть |
|
системы |
||||||||||||||||||
и |
строится |
для |
н е е L0 XB(CO). |
|
частот |
(со', .со"] |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
5. |
Н а х о д и т с я для |
д и а п а з о н а |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
£ку (to) = |
L s |
(со) — 7-охв (со) |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
и |
достраивается |
в н е |
этого |
д и а п а з о н а |
таким |
образом, |
чтобы |
||||||||||||||||
выполнялось условие (7-8). |
|
|
|
|
КУ. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
6. |
П о |
/-ку(со) |
подбирается |
само |
Если |
|
о н о |
оказы |
||||||||||||||
вается |
нереализуемым, |
то |
выбирается |
другой |
|
в а р и а н т |
|||||||||||||||||
о х в а ч е н н о й |
части |
|
системы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
П р и м е р |
7-2. |
Р а с с м о т р и м |
к о р р е к ц и ю |
следящей |
системы |
|||||||||||||||||
(рис. |
1-10,6). |
С т р у к т у р н а я |
схема |
ее |
п о к а з а н а |
н а рис . |
7-4. |
||||||||||||||||
И с х о д н а я |
|
система |
имеет |
|
те |
ж е |
характеристики, |
ч т о |
и в |
||||||||||||||
п р и м е р е |
7-1;4 |
условия |
ТЗ |
|
т е |
ж е . |
Тогда, |
найдя |
|
к о о р д и н а т ы |
|||||||||||||
к о н т р о л ь н о й |
точки, |
|
увеличиваем |
к о э ф ф и ц и е н т |
у с и л е н и я |
||||||||||||||||||
в и с х о д н о й |
системе |
так, |
чтобы |
п о л у ч е н н а я |
X H C I ( O ) |
н е |
захо - |
133
д и ла |
в з а п р е т н у ю |
область |
(рис. 7-7,а). |
Строим |
LC!<(co) |
по |
||||||||||
ТЗ. |
Очевидно, |
что |
в |
д и а п а з о н е |
частот |
{0, со,„] LC K (co) |
= |
|||||||||
= Z,,r c i(co). В области |
средних |
частот |
асимптоту |
с |
накло |
|||||||||||
ном |
( — 20) |
дб/дек |
проводим |
п о з а п р е т н о й |
области |
с |
о д н о й |
|||||||||
сторон ы и до пересечения |
с |
Z , u c i (со) — с другой . |
Сопрягаю |
|||||||||||||
щ у ю асимптоту проводим |
по |
г р а н и ц е |
з а п р е т н о й |
области . |
||||||||||||
Тогда получаем |
с о п р я г а ю щ и е |
частоты |
пр и к о р р е к ц и и |
|||||||||||||
о б р а т н о й связью |
0 / = * ) ™ , |
со"=соз. |
В этом |
д и а п а з о н е |
н а х о |
|||||||||||
дим Ls(co) . О х в а т ы в а е м тахометрическо й |
обратно й |
|
связью |
|||||||||||||
усилитель, |
ЭМУ и двигатель. |
Следовательно, |
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
1 |
|
|
(1 + р7\) (1 + рГ2 ) |
|
|
|
|
|
||||
где k'=k/yc-k3Myk№-kTr |
|
|
= |
106. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Строим |
L o x b ( C U ) |
и |
находим |
L K y (co) |
в |
д и а п а з о н е |
частот |
|||||||||
4 [о/, со"]. Н а и б о л е е |
простое |
КУ получится, |
если вне |
указан |
||||||||||||
ного |
д и а п а з о н а |
L! > T (co) |
проходит, |
как |
на |
рис. 7-7,а |
(пунк- |
|||||||||
|
|
L,8f |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
60 |
|
\ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
си' |
|
|
1 |
1,0 |
|
|
(Цсек |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-го |
\ |
|
|
|
а) |
S)
|
Рис. 7-7 |
|
т и р ) . |
В этом случае удовлетворяется и условие |
(7-8). |
Т а к и м |
образом, останавливаемся на этом варианте, |
тогда |
134
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 + рШ2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
что |
соответствует |
гибкой |
о б р а т н о й |
|
связи. |
Р е а л и з а ц и я |
КУ |
|||||||||||||||||
п о к а з а н а |
на |
рис. |
7-7,6, |
пр и |
этом, |
ввиду |
того |
что |
|
кос<1, |
||||||||||||||
обратная |
связь |
|
осуществляется без усилителя . Сигнал |
ик |
||||||||||||||||||||
подается |
с КУ в |
точки |
Th |
Тч и с х о д н о й |
схемы |
(рис. |
1-10,6). |
|||||||||||||||||
|
|
§ |
7-4. Сравнительная о ц е н к а |
методов |
к о р р е к ц и и |
|
|
|||||||||||||||||
|
Д о с т о и н с т в о |
|
последовательной |
к о р р е к ц и и — в |
|
п р о с т о т е |
||||||||||||||||||
ее |
реализации, |
|
о с о б е н н о |
если |
КУ |
имеет вид /?С-цепочки. |
||||||||||||||||||
О д н а к о в о з м о ж н о с т и |
т а к о й к о р р е к ц и и |
сравнительно |
неве |
|||||||||||||||||||||
л и к и : |
ее |
п р и м е н я ю т обычно |
тогда, |
если |
исходная |
система |
||||||||||||||||||
близка |
к |
устойчивости |
или |
ж е |
устойчива, |
н о |
обладает |
|||||||||||||||||
плохим качеством п е р е х о д н ы х |
п р о ц е с с о в |
|
(излишняя |
коле |
||||||||||||||||||||
бательность, |
м а л о е |
быстродействие) . |
|
Ш и р о к о |
п р и м е н я ю т в |
|||||||||||||||||||
этих |
случаях |
.различные |
i^C-цепи, |
|
д а ю щ и е о п е р е ж е н и е |
|||||||||||||||||||
п о ф а з е ( д и ф ф е р е н ц и р у ю щ и е , |
у п р у г о д и ф ф е р е н ц и р у ю щ и е |
|||||||||||||||||||||||
звенья) . О д н а к о |
в |
ряде |
случае |
они |
п о д ч е р к и в а ю т |
|
действие |
|||||||||||||||||
высокочастотных |
|
помех . |
К р о м е |
|
|
того, |
|
э ф ф е к т и в н о с т ь |
||||||||||||||||
последовательной |
к о р р е к ц и и |
сильно |
|
уменьшается |
|
пр и |
||||||||||||||||||
нестабильности |
|
х а р а к т е р и с т и к |
и с х о д н о й |
системы |
[5]. |
|
|
|||||||||||||||||
|
К о р р е к ц и я о т р и ц а т е л ь н о й |
о б р а т н о й |
|
связью, |
напротив, |
|||||||||||||||||||
с н и ж а е т .зависимость |
х а р а к т е р и с т и к |
системы |
от |
нестабиль |
||||||||||||||||||||
ности |
х а р а к т е р и с т и к |
о х в а ч е н н о й |
части |
и с х о д н о й |
|
системы. |
||||||||||||||||||
К н е д о с т а т к а м |
|
надо |
|
отнести |
сравнительную |
сложность |
||||||||||||||||||
р е а л и з а ц и и |
КУ. |
|
П р и |
этом для |
р е а л и з а ц и и |
|
т а к о й |
коррек |
||||||||||||||||
ц и и н е о б х о д и м ы |
датчики |
те х величин, |
к о т о р ы е |
п о с т у п а ю т |
||||||||||||||||||||
на |
КУ |
(в п р и м е р е |
7-2 |
|
этим |
датчиком |
является |
тахогенера - |
||||||||||||||||
т о р ) . |
Т а к и е |
датчики |
в |
ряде |
случаев |
могут |
оказаться |
|
гро |
|||||||||||||||
моздкими |
или |
дорогими . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Г л а в а |
8 |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
Э Л Е М Е Н Т Ы Т Е Л Е М Е Х А Н И К И |
|
|
||||||||||
Н е к о т о р ы е |
сведения |
о системах |
телемеханики были |
даны |
||||||||||||
в,ыше. Рассмотрим |
такие системы |
несколько |
подробнее . |
|||||||||||||
|
|
|
§ 8-1. Т е л е м е х а н и ч е с к и е |
к а н а л ы |
связи |
|
|
|||||||||
В |
п р о м ы ш л е н н о й телемеханике |
используют в |
основном |
|||||||||||||
п р о в о д н ы е |
л и н и и |
связи — воздушные, |
кабельные . |
В |
элек |
|||||||||||
трических системах н е р е д к о используют |
|
л и н и и |
электро |
|||||||||||||
передач, |
н а ч и н а ю т |
применять в |
т е л е м е х а н и к е т а к ж е радио |
|||||||||||||
каналы . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В |
большинстве |
случаев |
для |
передачи |
сигналов |
исполь |
||||||||||
з у ю т стандартные |
т е л е ф о н н ы е |
и |
т е л е г р а ф н ы е л и н и и . |
П е р |
||||||||||||
вые |
п р о п у с к а ю т |
частоты |
в д и а п а з о н е |
300—3400 |
гц, |
вто |
||||||||||
р ы е — в |
д и а п а з о н е |
80—140 |
гц. |
П р и этом |
и с п о л ь з у ю т |
как |
||||||||||
свободные, |
так |
и |
занятые л и н и и . В последнем |
случае |
||||||||||||
передачу |
|
ведут |
л и б о |
на |
более |
н и з к и х |
|
(подтональных) |
||||||||
частотах, |
|
л и б о |
на |
б о л е е |
высоких |
. (надтональных) . |
Н а д о |
|||||||||
заметить, |
|
что |
р а с ш и р е н и е |
полосы |
частот |
канала |
связи |
позволяет увеличить скорость передачи, о д н а к о при э т о м
повышается |
уровень помех . О д н и м |
из способов повыше |
||||||
ния п о м е х о з а щ и щ е н н о с т и |
является |
передача |
у з к о п о л о с н ы х |
|||||
сигналов . |
В |
этом |
случае |
п о |
каналу |
связи |
с достаточно |
|
ш и р о к о й |
п о л о с о й |
п р о п у с к а н и я |
м о ж е т |
быть |
п е р е д а н о одно |
в р е м е н н о большое количество таких сигналов, что исполь
зуется |
в |
телемеханических системах |
с |
частотным |
разде |
||
л е н и е м сигналов . |
|
|
|
|
|||
§ |
8-2. Системы т е л е у п р а в л е н и я и |
т е л е с и г н а л и з а ц и и |
|||||
|
|
|
( Т У - |
Т С ) |
|
|
|
Как |
было |
у к а з а н о р а н е е |
(гл. 1), |
при т е л е у п р а в л е н и и |
|||
осуществляется п е р е д а ч а у п р а в л я ю щ и х |
сигналов, |
воздей |
|||||
с т в у ю щ и х |
на |
и с п о л н и т е л ь н ы е |
органы |
объектов у п р а в л е н и я |
136