Файл: Граменицкий В.Н. Грузопоршневые измерительные приборы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.07.2024
Просмотров: 131
Скачиваний: 0
что принципиальная схема, положенная в основу прибора, может быть с успехом применена в приборах для «безгирной» поверки большегрузных весов с более высокими пределами измерения, на пример предназначенных дл я поверки автомобильных или железно д о р о ж н ы х весов.
Серьезные трудности, по-видимому, возникнут при разработке устройств, воспринимающих реактивную (направленную вверх) си лу, создаваемую прибором при нагружении поверяемых весов.
ОБРАЗЦОВЫЕ ГРУЗОПОРШНЕВЫЕ ВЕСЫ ОГВ
П р и н ц и п и а л ь н а я схема и конструктивные решения отдельных эле
ментов |
прибора |
дл я «безгирной» поверки товарных |
весов были по |
||||||||
л о ж е н ы в основу прибора дл я непосредственного измерения |
массы |
||||||||||
различных тел, т. е. грузопоршневых |
большегрузных |
весов высокой |
|||||||||
точности. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В первых моделях грузопоршневых весов, выпущенных |
опыт |
||||||||||
ным производством В Н И И Г К |
в 1951 —1956 г., |
поршневые |
пары |
||||||||
были построены аналогично поршневым п а р а м переносного |
прибо |
||||||||||
ра дл я |
поверки товарных весов, а принципиальная схема весов |
в |
|||||||||
целом |
соответствовала |
принципиальной |
схеме, |
показанной |
на |
||||||
рис. 37. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заводной механизм, использованный в переносном приборе (для |
|||||||||||
вращения ц и л и н д р а ) , был заменен |
электродвигателем |
мощностью |
|||||||||
80 Вт. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Д л я |
вывода основного уравнения грузопоршневых весов, |
как и |
|||||||||
раньше |
(при |
выводе |
уравнений |
грузопоршневых |
манометров |
||||||
с уравновешенным поршнем), |
рассмотрим |
два |
положения |
равно |
весия. Если при первом уравновешивании ненагружеиных весов дав
ление, создаваемое |
весом манометрического |
поршня и |
связанных |
|||
с ним деталей, уравновешивается |
давлением, |
созданным |
весом ста |
|||
кана и |
связанных с ним деталей, |
а т а к ж е весом |
подвешенной к |
|||
стакану |
платформы, |
то д о л ж н о быть удовлетворено условие |
||||
|
~ |
- + Hg ( Р - Ре) = |
|
|
(IX.4) |
|
где G 0 |
и Go' — соответственно вес (в воздухе) |
манометрического |
||||
поршня |
и силового стакана со связанными |
с ними деталями; g — |
плотность рабочей жидкости .
П р и втором уравновешивании после нагружения весов телом,
масса которого определяется, |
условие |
равновесия примет вид |
||||||
On + G |
, и |
, |
|
\ |
G 0 + G ' |
/ т ѵ е ч |
||
• |
р |
+ ^ g ( p — |
Р в ) = р |
= — , |
(IX.5) |
|||
г |
мак |
|
|
|
|
**с — |
" ман |
|
где G и G' — соответственно |
вес |
(в |
воздухе) |
грузов, |
наложенных |
на грузоприемный диск манометрического поршня, и вес взвеши ваемого тела.
И з выражений (IX.4) и (IX.5) получаем
92
П р о и з в е д ем |
замену: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
G = mg |
(\ |
|
и G'= |
Mg |
II |
|
Рв |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
--£-], |
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
Рм |
/ |
|
|
\ |
|
Рм , |
|
|
|
|
|
где m и M — соответственно |
масса грузов |
и |
взвешиваемого |
тела, |
||||||||||
и решим уравнение относительно М: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
M = mk |
9 ( р м ~ р |
ц ) |
, |
|
|
|
|
|
(IX.6) |
||
где k — —р |
|
|
|
|
Рм (Р — |
Pu) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 — постоянная |
весов; |
Q, Q M |
И Q B — плотность |
соот- |
|||||||||
F май |
|
|
|
|
м а т е р и а л а |
грузов и |
воздуха. |
|
||||||
ветственно взвешиваемого тела, |
|
|||||||||||||
Следует отметить, что если в приборе д л я поверки товарных ве |
||||||||||||||
сов постоянная |
k определялась |
отношением |
^ с |
, |
то |
в |
приборе |
|||||||
(см. рис. 37), |
в котором и з м е р я е м а я нагрузка |
^мап |
|
|
на |
верхний |
||||||||
действует |
||||||||||||||
стакан р(а ие на основание), эта постоянная |
|
определяется |
отноше- |
|||||||||||
нием — |
1, |
так |
к а к давление, действующее |
на |
п л о щ а д ь |
Рман |
•^ман
манометрического поршня, уравновешивается грузами, наложенны ми на грузоприемный диск манометрического поршня.
В дальнейшем д л я удобства работы на весах манометрическая поршневая пара была отделена от силового стакана и установлена
Рис. 38. Схема грузопоршневых весов (модель 1958 г.)
отдельно на специальном столике, закрепленном на станине весов
(рис. |
38). |
|
|
|
В |
этом |
случае, |
очевидно, |
массу взвешиваемого тела т а к ж е сле |
дует |
определять |
по формуле |
(IX . 6), однако постоянную k, как и |
|
|
|
|
|
93 |
в приборе для безгирной поверки товарных весов, надо рассчиты вать по формуле
П р и переработке конструкции стационарных грузопоршневых весов д л я передачи их в серийное производство схема силовой поршневой группы весов была изменена. В ее основу (рис. 39) была положена схема поршневой группы весов с разгруженным цилинд ром, использованная ранее в грузопоршневых динамометрах, раз работанных во В Н И И Г К [44, 45, 46].
Рис. 39. Схема |
грузопоршневых |
весов |
(модель |
||||||
|
|
|
1961 |
г.) |
|
|
|
|
|
/ — электродвигатель; |
2— силовой |
поршень; |
3— |
цилиндр; |
|||||
4 — направляющий |
(неподвижный) |
поршень; |
5 — мано |
||||||
метрический поршень; |
6 |
— грузоприемное устройство; 7 — |
|||||||
грузы; 8 — указатель |
положения |
поршня; |
9 — воронка; |
||||||
10 — распределительная |
камера; |
И, |
13 — вентили; |
12 — |
|||||
масляный пресс; |
14 — чашка; |
15 — взвешиваемое |
тело; |
||||||
|
|
16 |
— домкрат |
|
|
|
|
Весы, построенные по схеме, показанной на рис. 39, состоят из станины, клети - платформы д л я размещения взвешиваемого тела, пресса, измерительной системы, включающей силовую и маномет рическую поршневые группы, и домкратов .
94
С и л о в ая группа весов состоит из неподвижного ( н а п р а в л я ю щ е
го) поршня, закрепленного |
на основании весов, в |
р а щ а ю щ е г о с я (раз |
груженного) цилиндра и |
подвижного силового |
поршня, располо |
женного внутри в р а щ а ю щ е г о с я |
цилиндра. |
Связь м е ж д у силовым |
|||
поршнем и клетью - платформой |
осуществляется |
через |
шаровой |
||
шарнир, расположенный внутри поршня [45]. |
|
|
|
||
Силовая поршневая группа соединена с |
распределительной ка |
||||
мерой трубопроводом, внутренний диаметр |
которого 15 мм. Мано |
||||
метрическая поршневая группа, |
состоящая |
из |
цилиндра и |
поршня |
|
с грузоприемный устройством и указателем |
(в |
его нижней |
части), |
||
который является одновременно |
ограничителем |
хода, установлена |
на прозрачную разделительную камеру, соединенную с распреде лительной камерой .
К а н а л цилиндра манометрической поршневой пары так же, к а к в манометрах МП-0,4; МП - 2,5 и МП - 6, имеет два кольцевых вы ступа, расположенных на некотором расстоянии друг от друга, чем обеспечивается минимальное гидравлическое трение в зазорах при вертикальном перемещении и при вращении манометрического поршня.
Д л я визирования положения манометрического поршня на раз делительной камере нанесены риски.
Силовая поршневая группа, соединительный маслопровод, рас пределительная камера, пресс и н и ж н я я часть разделительной ка меры заполняются касторовым маслом, а верхняя часть раздели тельной камеры и манометрическая поршневая пара 50-процентной
смесью керосина и трансформаторного масла |
( , и ~ 0 , 0 7 П ) . |
П л о щ а д ь поперечного сечения расширенной |
части разделитель |
ной камеры подобрана так, что увеличение давления жидкости на
силовой |
поршень в |
результате постепенного |
повышения |
уровня |
|||
раздела |
жидкостей |
(имеющих различную плотность) компенсирует |
|||||
ся |
весом |
жидкости, |
вытекающей через зазор |
измерительной пары |
|||
и |
сливаемой |
в чашку, которая закреплена |
на |
платформе |
[47]. |
||
|
В весах |
О Г В - 1 , |
построенных по схеме, |
показанной на |
рис. 39, |
радиальные зазоры м е ж д у поршнями и цилиндром силовой группы не превышают 20 мкм, м е ж д у манометрическим поршнем и цилинд ром 5 мкм.
Д л я вращения цилиндра поршневой силовой пары использован электродвигатель мощностью 80 Вт. Скорость вращения цилиндра около 2 об/мин. П р и вращении цилиндра силовой пары сила гид равлического трения, действующая на поршень в тангенциальном
направлении, сообщает ему вращательное движение . Д л я |
у д е р ж а |
||||
ния поршня от вращения в весах применено устройство |
(рис. |
40), |
|||
предложенное К. И. Перчихиным [48, 49]. Это |
устройство |
состоит |
|||
из двух рычажков, которые |
могут свободно |
поворачиваться |
на |
||
осях, жестко закрепленных на |
поршне. Р ы ч а ж к и соединены |
м е ж д у |
|||
собой с помощью скользящего шарнира . П р и |
вращении |
цилиндра |
|||
весов р ы ч а ж к и п р и ж и м а ю т с я |
к в р а щ а ю щ и м с я |
роликам |
и |
удержи |
|
вают поршень от вращения . |
|
|
|
|
|
95
Т а к ое устройство, |
во-первых, обеспечивает (практически) |
ра |
||||
венство |
реактивных |
сил R и R', |
возникающих в точках |
касания |
ры |
|
ч а ж к о в |
и роликов, |
а |
во-вторых, |
вследствие вращения |
роликов |
зна |
чительно уменьшает вертикальную составляющую силы сухого тре
ния в |
точке контакта . |
|
|
|
|
И з |
уравнения |
(IX.6) следует, |
что |
верхний предел |
измерения |
грузопоршневых |
весов принципиально |
не ограничен и |
определяется |
||
в основном выбором постоянной |
весов |
k. |
|
Рис. 40. Схема |
устройства для |
удержания |
|
силового поршня от вращения: |
|
||
/ — вращающиеся |
ролики; 2 — рычажки; 3 |
— оси; |
|
4 — поршень; 5 — скользящий |
шарнир |
|
Ширина зазоров м е ж д у поршнями и цилиндрами определяет
в |
основном расход рабочей жидкости через зазоры и, следователь |
|||
но, скорость опускания |
поршней |
во |
время работы прибора, а это |
|
в |
свою очередь является |
одним |
из |
основных показателей эксплуа |
тационных и метрологических качеств прибора. |
||||
|
Д л я оценки расхода рабочей |
жидкости в силовой и манометри |
ческой поршневых парах можно применить следующие формулы: расход в силовой группе (через два з а з о р а )
*rch3.P
|
|
|
оас /с |
|
расход в манометрической |
паре (через один |
зазор) |
||
|
0.иян = |
T M a " f • |
(IX.8) |
|
П р и |
|
|
-ман'ман |
опускаются с оди |
работе весов оба поршня практически |
||||
наковой |
скоростью |
|
|
|
|
о = |
Q |
c * Q " m • |
(IX.9) |
Формулы (IX . 7), (IX.8) и (IX.9) принимаются во внимание при определении допустимых значений конструктивных параметров ве-
96