Файл: Голоднов Ю.М. Самозапуск электродвигателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.07.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

О

0,5

1,0 1,5 г,0

2,5 3,0 3,5 с

Рис. 2-9. Расчетные зависимости э. д. с. дви­ гателя Ед; э. д. с., приведенной к синхронной скорости, £д.пр; тока возбуждения if, вынуж­ денной составляющей тока ротора, определяе­ мой возбудителем, г'/0; напряжения возбудите­ ля Uп и угловой скорости со при выбеге син­ хронного двигателя типа МС-322-8-6 от време­ ни с момента отключения.

а -при изменении частоты вращения согласно (2-8а) получим по формуле (2-19):

г^д.чР

Напряжение, приложенное к обмотке возбуждения, за время 0,89 с снижается практически до нуля согласно выражению

t/„ == 3,5е 5 — 2,5-1,18.

Результаты расчета приведены в табл. 2-1 и на рис. 2-9. Здесь же приведены значения угловой скорости и э. д. с. двигателя, полу­ ченные экспериментально (по осциллограмме выбега).

Как видно из результатов, ошибка в определении .Ед не превышает 0,04, т. е. находится в пределах точности эксперимента.

Проверим, как влияет на результат степень точности аналитического выражения изменения угловой скорости при выбеге агрегата. Для механизма с вентиляторным

29


 

 

 

 

 

 

Таблица й-1

Изменение

напряж ения

возбудителя,

тока ротора

 

и э. д. с. синхронного двигателя типа МС-322-8-6

 

при выбеге с разгруженным водяным

насосом

 

 

Время с

Опытные вели­

 

Расчетные величины, отн. ед.

 

чины, отн. ед.

 

 

 

 

 

момента

 

 

 

 

 

 

 

отключе­

 

 

 

 

 

 

 

ния, с

 

Чв

Ч

£ д.пр

Бд

 

 

0

1.0

1,04

0,55

1,24

1,08

1,04

1,04

0,2

0,96

1,02

0,41

1,24

1,1

1,05

1,01

0,5

0.9Л

0,96

0,21

1,17

1,05

1,03

0.93

0,89

0,83

0,87

0 .

1,03

0,94

0,99

0,82

1.0

0,82

0,82

0,99

0,9

0,98

0,8

2,0

0,71

0,58

0,7

0,66

0,76

0,54

3,0

0,62

0,39

0,5

0,48

0,56

0,35

4,0

0,54

0,25

0,37

0,36

0,43

0.23

моментом сопротивления наиболее точно выбег описыва­ ется по уравнению (2-8):

о> =

О-377

п т

--------------------- ---------- 0,111.

0,334 -Ь tg ХбТб5

Если пренебречь моментом трения, т. е. принять Мо= = 0 , то по (2-8а) имеем:

Таблица 2-2

Х арактеристика выбега синхронного двигателя

 

МС-322-8-6 с разгруженным

водяным

насосом

 

Время с мо­

 

Угловая скорость, отн. ед.

 

 

 

Расчетные значения

 

мента отклю-

Опытная

 

 

чения, с

величина

по (2-8)

по (2-8а)

по (2-7а)

 

 

0

1

1

1

1

0 ,2

0,96

0,96

0,95

0,96

0.5

0,9

0,91

0,91

0,9.)

0,89

0,83

0,84

0,85

0,84

1,0

0,82

0,83

0,84

0,82

2 ,0

0,71

0,71

0,71

0,67

3,0

0,62

0,61

0,62

4,0

0,54

0,52

0,55

30

 

 

 

 


При выводе уравнения (2-17) принималось, что изме­

нение угловой скорости при выбеге может быть выраже-

Г

но согласно (2-7а), т. е. ш = е 5 , причем, как видно из

результатов,

формула

(2-17) в нашем примере действует

только до /=0,89 с. Результаты

определения

скорости

по этим трем уравнениям приве­

 

 

 

 

 

дены в табл.

2-2.

 

 

пгн.ед.

 

 

 

Как видно из результатов, фор­

 

 

 

иг

 

 

 

 

мулы (2-8) обеспечивают совпа­

 

 

 

 

 

дение в пределах точности экспе­

U0

 

 

 

 

римента в значительном интерва­

 

 

 

 

ле времени более 4 с. Формула

о,г

 

 

 

 

(2-7а) справедлива

в интервале

 

 

 

 

времени от нуля до 1,5 с, т. е. в

0,6

 

 

 

 

2 раза большем того, в течение

 

 

 

 

которого

напряжение

возбудите­

 

 

 

 

 

ля падает до нуля.

Аналогичные

ол

 

 

 

 

результаты получаются и в дру­

 

 

 

 

 

гих случаях.

Следовательно, до­

0,2

 

 

 

 

пущение, принятое при выводе

 

 

 

 

 

выражения

(2-17)

в

отношении

0

 

 

 

 

аналитического

выражения зави­

 

 

 

 

симости угловой скорости от вре­

Рис. 2-10. Влияние ошиб­

мени выбега возбудителя, являет­

ки в определении време­

ся правомерным.

 

 

ни

ускорения

агрегата

Как видно из табл. 2-2, учет

на

расчетную

величину

момента трения,

а следовательно,

э. д. с. синхронного дви­

и ошибка при его определении не

гателя.

 

 

 

1

— расчетная

зависимость

вносят

существенной

ошибки

э. д. с. от времени с момен­

в расчет скорости, э.

д. с. син­

та

отключения при

т,-=5 с;

2 —то же

при ^.=5

с±10%;

хронного двигателя и других ве­

3 — то же при Т—2,55 с; 4 —■

личин.

 

 

 

 

 

опытная

зависимость при

Ошибка

в

определении вре­

Tj=5 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

мени ускорения в пределах ±10% также не приводит к существенной погрешности при

расчете величины э. д. с. двигателя (рис. 2-10). Расчетное определение фазы э. д. с. двигателя отно­

сительно напряжения сети по (2-23) обеспечивает до­ статочно точный результат только в течение нескольких (до 10—20) периодов, так как даже небольшая ошибка в расчетном определении угловой скорости, накаплива­ ясь, создает значительную ошибку в определении угла поворота.

31


2-3. ГРУППОВОЙ ВЫБЕГ И ВЫБЕГ ПРИ ПОДПИТКЕ КОРОТКОГО ЗАМЫ КАНИЯ

Г р у п п о в о й в ы б е г происходит при одновремен­ ном отключении нескольких двигателей, питающихся от одной и той же подстанции или источника питания про­ мышленного предприятия. При групповом выбеге во вре­ мя нарушения электроснабжения электродвигатели элек­ трически связаны друг с другом через общие шины, от­ ключенные от сети. Двигатели, имеющие больший запас кинетической энергии, переходят в генераторный режим работы и имеют дополнительный тормозной момент по сравнению со свободным выбегом. Двигатели с меньшим запасом кинетической энергии получают дополнительный двигательный момент (за счет подпитки от первой груп­ пы машин). На общих шинах имеется напряжение, вели­ чина и частота которого уменьшаются по мере уменьше­ ния скорости вращения двигателей. В пределах условий, обеспечивающих необходимую устойчивость, выбег всех агрегатов в первое время происходит по одному закону с общим значением величины тд Практика показывает, что устойчивость при групповом выбеге обеспечивается достаточно долго, если сопротивление сети, соединяющей двигатели, невелико (нет реакторов и трансформаторов). С уменьшением напряжения синхронный выбег наруша­ ется и при напряжении примерно 0,25Un полностью пре­ кращается и дальше идет как индивидуальный для каж­ дого двигателя.

Может быть несколько вариантов группового выбега. Наиболее простой из них — выбег одинаковых двигате­ лей с одинаковыми агрегатами. В частности, такой слу­ чай имеет место при отключении секции подстанции на­ сосной или компрессорной станции с однотипными агре­ гатами. Здесь групповой выбег происходит так же, как и при индивидуальном выбеге каждого агрегата.

Несколько сложнее групповой выбег агрегатов с оди­ наковым характером механических характеристик (на­ пример, все механизмы со статическим моментом, не за­ висящим от угловой скорости, или момент сопротивле­ ния всех механизмов пропорционален квадрату скорое, сти), но различных по мощности, нагрузке и моменту инерции. В этом случае вид уравнения выбега не изме­ нится по сравнению с одиночным выбегом, но изменится величина тд которая станет одинаковой для всех агре­

32

гатов. В соответствии с формулой (2-3), выразив все величины в указанной к формуле размерности, для экви­ валентного значения величины времени ускорения груп­ пы механизмов получим:

П

 

2

h^ti

.t=l

(2-24)

f=i

где п — общее количество агрегатов.

Если группа состоит из механизмов с различными механическими характеристиками, но преобладают (по установленной мощности) механизмы с каким-то одним видом ее (например, с вентиляторным моментом), то для определения угловой скорости при групповом выбе­ ге можно воспользоваться уравнением выбега для дан­ ной, преобладающей части, например (2 -8 ), определив время ускорения по (2-24).

Если механизмы с различным характером зависимо­ сти момента сопротивления от скорости представлены в равной мере, целесообразно принять уравнение выбе­ га в среднем виде, например по (2-7).

Процесс группового выбега зависит не только от типа двигателей и приводимых механизмов, но и от параме­ тров сети. Например, если имеются линейные реакторы, то продолжительность выбега по общей характеристике резко сокращается. Выбег отдельных двигателей или групп, подключенных к различным секциям шин под­ станций, отделенных друг от друга реакторами (особен­ но при сдвоенных реакторах), трансформаторами соиз­ меримой мощности или длинными линиями с большой индуктивностью, может рассматриваться самостоятель­ но, вне связи одной группы с другой.

При наличии только асинхронных или невозбужден­ ных синхронных двигателей их взаимное влияние неве­ лико, сказывается только в первый момент, и его можно ■не учитывать, считая выбег индивидуальным.

Определение э. д. с. при групповом выбеге в общем случае чрезвычайно сложно. Возможны приближенные решения для различных частных случаев.

При наличии только асинхронных и невозбуждённых синхронных двигателей э. д. с. снижается довольно' бы-

3 — 4 22

33


стро, и для этого случая справедливы все положения, изложенные в § 2 -2 ,А.

Обмотка статора возбужденного синхронного двига­ теля при групповом выбеге остается замкнутой через об­ мотки других двигателей, а также трансформаторов. При отключении группы ток в статоре не исчезает мгновенно, как при отключении от сети одного двигателя, и, следо­ вательно, величина свободной составляющей тока ротора может быть меньше, чем ойределяемая по (2-10). Кроме того, эта составляющая будет затухать с постоянной времени, меньшей т^о (но большей t'd). В связи с этим при групповом выбеге можно пренебречь свободной со­ ставляющей тока ротора синхронных двигателей и счи­ тать if— ijv вместо определения его по формуле (2 -1 1 ). Получаемая погрешность будет .обеспечивать некоторый запас. Выбег всех двигателей группы с учетом замеча­ ний, изложенных выше, будет происходить по общей

характеристике с общей постоянной времени

(2-24).

В ы б е г при н а л и ч и и б л и з к о г о к.

з. происхо­

дит в общем случае по более крутой характеристике, чем свободный, за счет тормозных моментов, возникающих при переходе двигателя в генераторный режим.

Для асинхронного двигателя, как и при расчете токов к. з. (Л. 29], генераторный эффект сказывается только в сверхпереходном режиме и на процессе выбега влия­ ния практически не оказывает. (Это влияние сказывает­ ся при Tjjg;0,5 с.)

Точные выражения тормозных моментов, возникаю­ щих при к. з. генераторов, достаточно сложны ]Л. 22, 30]. Практически пользуются приближенными выражениями, полученными в предположении отсутствия потерь в ро­ торе и статоре [Л. 22]. Например, для трехфазного к. з. синхронного генератора

С

(2-25)

 

где Е — э. д. с. на зажимах генератора до'к. з. (предпо­ лагается, что статор был отключен от сети), а за едини­ цу времени принята 1/314 с (время поворота синхронно­ го вектора на 1 рад при номинальной частоте 50 Гц).

При торможении синхронного двигателя при к. з. сле­ дует учитывать следующие особенности по сравнению со случаем к. з. генератора:

34