ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.07.2024
Просмотров: 136
Скачиваний: 5
О |
0,5 |
1,0 1,5 г,0 |
2,5 3,0 3,5 с |
Рис. 2-9. Расчетные зависимости э. д. с. дви гателя Ед; э. д. с., приведенной к синхронной скорости, £д.пр; тока возбуждения if, вынуж денной составляющей тока ротора, определяе мой возбудителем, г'/0; напряжения возбудите ля Uп и угловой скорости со при выбеге син хронного двигателя типа МС-322-8-6 от време ни с момента отключения.
а -при изменении частоты вращения согласно (2-8а) получим по формуле (2-19):
г^д.чР
Напряжение, приложенное к обмотке возбуждения, за время 0,89 с снижается практически до нуля согласно выражению
t/„ == 3,5е 5 — 2,5-1,18.
Результаты расчета приведены в табл. 2-1 и на рис. 2-9. Здесь же приведены значения угловой скорости и э. д. с. двигателя, полу ченные экспериментально (по осциллограмме выбега).
Как видно из результатов, ошибка в определении .Ед не превышает 0,04, т. е. находится в пределах точности эксперимента.
Проверим, как влияет на результат степень точности аналитического выражения изменения угловой скорости при выбеге агрегата. Для механизма с вентиляторным
29
|
|
|
|
|
|
Таблица й-1 |
|
Изменение |
напряж ения |
возбудителя, |
тока ротора |
|
|||
и э. д. с. синхронного двигателя типа МС-322-8-6 |
|
||||||
при выбеге с разгруженным водяным |
насосом |
|
|
||||
Время с |
Опытные вели |
|
Расчетные величины, отн. ед. |
|
|||
чины, отн. ед. |
|
|
|
|
|
||
момента |
|
|
|
|
|
|
|
отключе |
|
|
|
|
|
|
|
ния, с |
(О |
*д |
|
Чв |
Ч |
£ д.пр |
Бд |
|
|
||||||
0 |
1.0 |
1,04 |
0,55 |
1,24 |
1,08 |
1,04 |
1,04 |
0,2 |
0,96 |
1,02 |
0,41 |
1,24 |
1,1 |
1,05 |
1,01 |
0,5 |
0.9Л |
0,96 |
0,21 |
1,17 |
1,05 |
1,03 |
0.93 |
0,89 |
0,83 |
0,87 |
0 . |
1,03 |
0,94 |
0,99 |
0,82 |
1.0 |
0,82 |
0,82 |
— |
0,99 |
0,9 |
0,98 |
0,8 |
2,0 |
0,71 |
0,58 |
— |
0,7 |
0,66 |
0,76 |
0,54 |
3,0 |
0,62 |
0,39 |
— |
0,5 |
0,48 |
0,56 |
0,35 |
4,0 |
0,54 |
0,25 |
— |
0,37 |
0,36 |
0,43 |
0.23 |
моментом сопротивления наиболее точно выбег описыва ется по уравнению (2-8):
о> = |
О-377 |
п т |
--------------------- ---------- 0,111. |
0,334 -Ь tg ХбТб5
Если пренебречь моментом трения, т. е. принять Мо= = 0 , то по (2-8а) имеем:
Таблица 2-2
Х арактеристика выбега синхронного двигателя |
|
|||
МС-322-8-6 с разгруженным |
водяным |
насосом |
|
|
Время с мо |
|
Угловая скорость, отн. ед. |
|
|
|
|
Расчетные значения |
|
|
мента отклю- |
Опытная |
|
|
|
чения, с |
величина |
по (2-8) |
по (2-8а) |
по (2-7а) |
|
|
|||
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 ,2 |
0,96 |
0,96 |
0,95 |
0,96 |
0.5 |
0,9 |
0,91 |
0,91 |
0,9.) |
0,89 |
0,83 |
0,84 |
0,85 |
0,84 |
1,0 |
0,82 |
0,83 |
0,84 |
0,82 |
2 ,0 |
0,71 |
0,71 |
0,71 |
0,67 |
3,0 |
0,62 |
0,61 |
0,62 |
— |
4,0 |
0,54 |
0,52 |
0,55 |
— |
30 |
|
|
|
|
При выводе уравнения (2-17) принималось, что изме
нение угловой скорости при выбеге может быть выраже-
Г
но согласно (2-7а), т. е. ш = е 5 , причем, как видно из
результатов, |
формула |
(2-17) в нашем примере действует |
|||||||||
только до /=0,89 с. Результаты |
определения |
скорости |
|||||||||
по этим трем уравнениям приве |
|
|
|
|
|
||||||
дены в табл. |
2-2. |
|
|
пгн.ед. |
|
|
|
||||
Как видно из результатов, фор |
|
|
|
||||||||
иг |
|
|
|
|
|||||||
мулы (2-8) обеспечивают совпа |
|
|
|
|
|
||||||
дение в пределах точности экспе |
U0 |
|
|
|
|
||||||
римента в значительном интерва |
|
|
|
|
|||||||
ле времени более 4 с. Формула |
о,г |
|
|
|
|
||||||
(2-7а) справедлива |
в интервале |
|
|
|
|
||||||
времени от нуля до 1,5 с, т. е. в |
0,6 |
|
|
|
|
||||||
2 раза большем того, в течение |
|
|
|
|
|||||||
которого |
напряжение |
возбудите |
|
|
|
|
|
||||
ля падает до нуля. |
Аналогичные |
ол |
|
|
|
|
|||||
результаты получаются и в дру |
|
|
|
|
|
||||||
гих случаях. |
Следовательно, до |
0,2 |
|
|
|
|
|||||
пущение, принятое при выводе |
|
|
|
|
|
||||||
выражения |
(2-17) |
в |
отношении |
0 |
|
|
|
|
|||
аналитического |
выражения зави |
|
|
|
|
||||||
симости угловой скорости от вре |
Рис. 2-10. Влияние ошиб |
||||||||||
мени выбега возбудителя, являет |
|||||||||||
ки в определении време |
|||||||||||
ся правомерным. |
|
|
ни |
ускорения |
агрегата |
||||||
Как видно из табл. 2-2, учет |
на |
расчетную |
величину |
||||||||
момента трения, |
а следовательно, |
э. д. с. синхронного дви |
|||||||||
и ошибка при его определении не |
гателя. |
|
|
|
|||||||
1 |
— расчетная |
зависимость |
|||||||||
вносят |
существенной |
ошибки |
э. д. с. от времени с момен |
||||||||
в расчет скорости, э. |
д. с. син |
та |
отключения при |
т,-=5 с; |
|||||||
2 —то же |
при ^.=5 |
с±10%; |
|||||||||
хронного двигателя и других ве |
3 — то же при Т—2,55 с; 4 —■ |
||||||||||
личин. |
|
|
|
|
|
опытная |
зависимость при |
||||
Ошибка |
в |
определении вре |
Tj=5 с. |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
мени ускорения в пределах ±10% также не приводит к существенной погрешности при
расчете величины э. д. с. двигателя (рис. 2-10). Расчетное определение фазы э. д. с. двигателя отно
сительно напряжения сети по (2-23) обеспечивает до статочно точный результат только в течение нескольких (до 10—20) периодов, так как даже небольшая ошибка в расчетном определении угловой скорости, накаплива ясь, создает значительную ошибку в определении угла поворота.
31
2-3. ГРУППОВОЙ ВЫБЕГ И ВЫБЕГ ПРИ ПОДПИТКЕ КОРОТКОГО ЗАМЫ КАНИЯ
Г р у п п о в о й в ы б е г происходит при одновремен ном отключении нескольких двигателей, питающихся от одной и той же подстанции или источника питания про мышленного предприятия. При групповом выбеге во вре мя нарушения электроснабжения электродвигатели элек трически связаны друг с другом через общие шины, от ключенные от сети. Двигатели, имеющие больший запас кинетической энергии, переходят в генераторный режим работы и имеют дополнительный тормозной момент по сравнению со свободным выбегом. Двигатели с меньшим запасом кинетической энергии получают дополнительный двигательный момент (за счет подпитки от первой груп пы машин). На общих шинах имеется напряжение, вели чина и частота которого уменьшаются по мере уменьше ния скорости вращения двигателей. В пределах условий, обеспечивающих необходимую устойчивость, выбег всех агрегатов в первое время происходит по одному закону с общим значением величины тд Практика показывает, что устойчивость при групповом выбеге обеспечивается достаточно долго, если сопротивление сети, соединяющей двигатели, невелико (нет реакторов и трансформаторов). С уменьшением напряжения синхронный выбег наруша ется и при напряжении примерно 0,25Un полностью пре кращается и дальше идет как индивидуальный для каж дого двигателя.
Может быть несколько вариантов группового выбега. Наиболее простой из них — выбег одинаковых двигате лей с одинаковыми агрегатами. В частности, такой слу чай имеет место при отключении секции подстанции на сосной или компрессорной станции с однотипными агре гатами. Здесь групповой выбег происходит так же, как и при индивидуальном выбеге каждого агрегата.
Несколько сложнее групповой выбег агрегатов с оди наковым характером механических характеристик (на пример, все механизмы со статическим моментом, не за висящим от угловой скорости, или момент сопротивле ния всех механизмов пропорционален квадрату скорое, сти), но различных по мощности, нагрузке и моменту инерции. В этом случае вид уравнения выбега не изме нится по сравнению с одиночным выбегом, но изменится величина тд которая станет одинаковой для всех агре
32
гатов. В соответствии с формулой (2-3), выразив все величины в указанной к формуле размерности, для экви валентного значения величины времени ускорения груп пы механизмов получим:
П |
|
2 |
h^ti |
.t=l |
(2-24) |
f=i
где п — общее количество агрегатов.
Если группа состоит из механизмов с различными механическими характеристиками, но преобладают (по установленной мощности) механизмы с каким-то одним видом ее (например, с вентиляторным моментом), то для определения угловой скорости при групповом выбе ге можно воспользоваться уравнением выбега для дан ной, преобладающей части, например (2 -8 ), определив время ускорения по (2-24).
Если механизмы с различным характером зависимо сти момента сопротивления от скорости представлены в равной мере, целесообразно принять уравнение выбе га в среднем виде, например по (2-7).
Процесс группового выбега зависит не только от типа двигателей и приводимых механизмов, но и от параме тров сети. Например, если имеются линейные реакторы, то продолжительность выбега по общей характеристике резко сокращается. Выбег отдельных двигателей или групп, подключенных к различным секциям шин под станций, отделенных друг от друга реакторами (особен но при сдвоенных реакторах), трансформаторами соиз меримой мощности или длинными линиями с большой индуктивностью, может рассматриваться самостоятель но, вне связи одной группы с другой.
При наличии только асинхронных или невозбужден ных синхронных двигателей их взаимное влияние неве лико, сказывается только в первый момент, и его можно ■не учитывать, считая выбег индивидуальным.
Определение э. д. с. при групповом выбеге в общем случае чрезвычайно сложно. Возможны приближенные решения для различных частных случаев.
При наличии только асинхронных и невозбуждённых синхронных двигателей э. д. с. снижается довольно' бы-
3 — 4 22 |
33 |
стро, и для этого случая справедливы все положения, изложенные в § 2 -2 ,А.
Обмотка статора возбужденного синхронного двига теля при групповом выбеге остается замкнутой через об мотки других двигателей, а также трансформаторов. При отключении группы ток в статоре не исчезает мгновенно, как при отключении от сети одного двигателя, и, следо вательно, величина свободной составляющей тока ротора может быть меньше, чем ойределяемая по (2-10). Кроме того, эта составляющая будет затухать с постоянной времени, меньшей т^о (но большей t'd). В связи с этим при групповом выбеге можно пренебречь свободной со ставляющей тока ротора синхронных двигателей и счи тать if— ijv вместо определения его по формуле (2 -1 1 ). Получаемая погрешность будет .обеспечивать некоторый запас. Выбег всех двигателей группы с учетом замеча ний, изложенных выше, будет происходить по общей
характеристике с общей постоянной времени |
(2-24). |
В ы б е г при н а л и ч и и б л и з к о г о к. |
з. происхо |
дит в общем случае по более крутой характеристике, чем свободный, за счет тормозных моментов, возникающих при переходе двигателя в генераторный режим.
Для асинхронного двигателя, как и при расчете токов к. з. (Л. 29], генераторный эффект сказывается только в сверхпереходном режиме и на процессе выбега влия ния практически не оказывает. (Это влияние сказывает ся при Tjjg;0,5 с.)
Точные выражения тормозных моментов, возникаю щих при к. з. генераторов, достаточно сложны ]Л. 22, 30]. Практически пользуются приближенными выражениями, полученными в предположении отсутствия потерь в ро торе и статоре [Л. 22]. Например, для трехфазного к. з. синхронного генератора
С |
(2-25) |
|
где Е — э. д. с. на зажимах генератора до'к. з. (предпо лагается, что статор был отключен от сети), а за едини цу времени принята 1/314 с (время поворота синхронно го вектора на 1 рад при номинальной частоте 50 Гц).
При торможении синхронного двигателя при к. з. сле дует учитывать следующие особенности по сравнению со случаем к. з. генератора:
34