Файл: Голоднов Ю.М. Самозапуск электродвигателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.07.2024

Просмотров: 141

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

время его разгбНа До номинальной скорости вращёний (или близкой к ней) и нагрев элементов конструкции двигателя.

Напряжение двигателя в процессе самозапуска за­ висит от соотношения мощностей и параметров питаю­ щей электросети и двигателей.

А. Определение напряжения при самозапуске без учета влияния соседних нормально работающих двигателей

Напряжение при самозапуске одиночного двигателя можно определить, исходя из типовой расчетной схемы замещения на рис. 4-1.

При составлении схемы замещения принималось во внимание, что учет активных сопротивлений элементов схемы замещения значительно усложняет расчет на­ пряжения во время самозапуска двигателей. Как пока­ зывают практические испытания и расчеты, активное сопротивление двигателей и внешней сети на расчет напряжения статора практически не сказывается [Л. 1].

При наличии остаточной э. д. с. двигателя она долж­ на быть введена последовательно сопротивлению двига­ теля Хц.

Для оценки величины индуктивного сопротивления двигателя, введенного в схему замещения, необходимо рассмотреть процессы, возникающие в двигателе во вре­ мя самозапуска.

В начальный момент восстановления питания двига­ теля потокосцепление обмоток статора и ротора остает­ ся неизменным, вследствие чего в контурах ротора воз­ никают свободные токи. Токи в обмотках ротора созда­ ют магнитный поток, препятствующий проникновению в тело ротора основного поля, которое в свою очередь вызвано напряжением, приложенным к обмотке статора. Следовательно, сопротивление двигателя свободным то­ кам в основном определяется индуктивностями рассеи­ вания его обмоток. Асинхронный двигатель для упро­ щения расчета замещается своим пусковым индуктивным сопротивлением xnJL численно равным (в относительных единицах) обратной величине кратности пускового тока Ч

1 Б о л е е т о ч н о е о п р ед ел ен и е хд у к а з а н о в § 6-1.

47

 

 

Р и с. 4-1. Р а с ч е т н а я сх ем а д л я о п р е д е л е ­

 

 

ния

н а п р я ж е н и я

п р и с а м о за п у с к е

э л е к ­

 

 

тр о д в и га т ел я .

 

 

 

 

 

 

 

I — линия электропередачи (с учетом

внутрен­

 

 

него

сопротивления

источника

питания — си­

 

 

стемы); 2 — понижающий трансформатор; 5

 

 

токоограничивающий

реактор; 4 — электродви­

 

 

гатель; л с =А‘л +л;т +А'р.

 

 

 

 

 

Синхронный

двигатель

 

вво­

 

 

дится в схему замещения

сверх­

 

 

переходным

индуктивным сопро­

 

 

тивлением по продольной оси х"а.

 

 

Вектор периодической слагаю­

 

 

щей

падения

напряжения

во

 

 

внешнем

индуктивном

сопротив­

 

 

лении хс (суммарное индуктивное

 

 

сопротивление

линии электропе­

 

 

редачи, понижающего трансфор­

за исключением

матора, реактора, кабеля

и др.,

индуктивного

сопротивления

двигате­

ля)

в начальный момент

равен

произведению

век­

тора

начальной

периодической

составляющей

тока

на

индуктивное сопротивление сети хс.

 

 

 

угол

В

неблагоприятный момент

включения, когда

между векторами напряжения сети и э. д. с. двигателя равен 180°, напряжение на зажимах двигателя составит:

и„

U ,- E Д.ПР

(4-1)

ХР

 

1 + Г -

 

где — напряжение

внешней сети, отн. ед.;

£ д .щ>—

приведенная э. д. с.

двигателя в соответствии

с § 2 -2 ,

3-2, отн. ед.; xR— индуктивное сопротивление двигателя, для асинхронного двигателя равное его пусковому зна­ чению х д .п, для синхронного — сверхпереходному сопро­ тивлению x"d, отн. ед.

Опытные и расчетные данные показывают, что при­ мерно через 2 —3 периода после включения питания сво­ бодные сверхпереходные токи в цепях ротора двигателя затухают. В контурах ротора асинхронного и невозбуж­ денного синхронного двигателей остаются вынужденные периодические токи, изменяющиеся с частотой скольже­ ния. Чем выше частота токов ротора, тем меньше ин­ дуктивное сопротивление двигателя. Так, например, со-

48


противления двигателей, работающих со скольжениями выше sM (скольжение, соответствующее максимальному значению асинхронного момента), обычно в расчетах принимаются примерно равными пусковым сопротивле­ ниям. Двигатели, имеющие скольжения, равные sM и ниже, замещаются индуктивными сопротивлениями, зна­ чения которых выше пусковых.

Для некоторых типов двигателей заводы-изготовите­ ли приводят зависимость индуктивных сопротивлений от скольжения. Если такой зависимости не приводится, а для решения поставленных задач она необходима, то ее можно получить приближенно, применяя общую тео­ рию переходных процессов вращающихся машин пере­

менного тока {Л. 26].

двигателя

зависимость

можно

Для асинхронного

представить в виде

 

 

 

 

*а .д ^ ------------—

-------- — ■

(4-2)

J _ |_

~

s

10 * м

 

 

Яд.п

 

 

 

где хх.х— индуктивное сопротивление асинхронного дви­ гателя на холостом ходу.

Для синхронного двигателя:

д

Ха.

(4-3)

 

1sh

Ха

где Xd — продольное

синхронное индуктивное сопротив­

ление; хп— пусковое

индуктивное

сопротивление син­

хронного двигателя.

 

 

При этом показатель степени k приблизительно ра­

вен:

 

 

 

X 'd ( x d — хд)

 

Хц ( X i — x ' d)

 

lnx"a!

 

где x'd — переходное

индуктивное

сопротивление; x"d

сверхпереходная постоянная времени по продольной оси

при

замкнутых накоротко обмотках статора и рото­

ра,

рад.

При скольжении, равном единице, индуктивные со­ противления двигателей равны пусковым. Величина по­ казателя степени скольжения определяет крутизну кри-

4 — 422

49



вой зависимости индуктивного сопротивления от Сколь­ жения и может быть найдена аналитически. Если на­ чальное скольжение после перерыва питания синхронно­ го двигателя равно Зм, двигатель вводится в схему за­ мещения своим индуктивным переходным сопротивле­ нием по продольной оси:

Зависимость индуктивного сопротивления синхронно­ го двигателя можно найти также по характеристикам, полученным опытным путем. Индуктивные сопротивле­ ния двигателей, рассчитанные по формуле (4-3), срав­ нивались с частотными характеристиками двигателей, полученными экспериментально. Относительная погреш­ ность не превышала 5—7%.

Напряжение на зажимах асинхронного двигателя

после затухания

свободных

токов

будет

равно:

 

 

и,

и*

_

1

 

(4-4)

 

 

 

 

i

 

 

 

на зажимах синхронного двигателя согласно (4-1)

и,

 

± £ с .д '

1

 

. (4-4а)

 

 

 

 

 

 

Знаки

«—»

и

«+ » в

круглых скобках относятся

соответственно

к

совпадению по

фазе

и

противофазе

э. д. с.

двигателя относительно

вектора

напряжения

сети.

Из выражения (4-4) видно, что при уменьшении со­ противления двигателя или увеличении сопротивления сети напряжение на зажимах статора двигателя при самозапуске снижается. Напряжение на асинхронном или невозбужденном синхронном двигателе будет равно половине напряжения системы при равенстве сопротив­ лений двигателя и сети (примерно половине номиналь­ ного напряжения двигателя).

При определении среднего значения напряжения дви­

гателя

за период частоты скольжения величина

± Е С_д—

в расчет не принимается, так как она являет­

50


ся периодической величиной и изменяется с частотой скольжения. Однако при больших э. д. с. двигателей, обусловленных форсировкой возбуждения, и 'больших индуктивных сопротивлениях сети колебание величины напряжения может вызвать ложное срабатывание защи­ ты минимального напряжения в случае работы двигателя с малыми скольжениями, а также раскачивание нор­

мально работающих синхронных

 

двигателей

и выпаде­

нию их из синхронизма после АВР.

 

 

(на шинах

Напряжение в месте включения реактора

подстанции — при включении

реактора в цепь двигате­

ля) в соответствии со схемой рис.

 

4-1

равно после вклю­

чения

асинхронного двигателя:

 

 

 

 

 

Uш (а .д )

ие

 

 

(4-5)

 

с

 

Хр

 

 

 

 

 

 

 

 

д:а.д!+

 

 

после

включения возбужденного синхронного [двигателя:

 

ий

Е,

 

*•0

Хр ’N

 

 

Хс.д + *Р/

 

 

U}

Xq

(4-5а)

 

 

Хр

 

 

Ш (с.Д) '■

 

 

 

 

14-

 

 

 

 

Хс.д + Хр

 

 

При необходимости учета индуктивного сопротивле­ ния кабеля хк в цепи двигателя следует заменить хр на Хр + хк.

Расчет напряжения при самозапуске группы двига­ телей, включенных к общим шинам, будет аналогичен расчету напряжения при самозапуске Одиночного дви­ гателя, если в схему замещения на рис. 4-1 вместо со­ противления одного двигателя ввести эквивалентное сопротивление всех двигателей, равное:

х д.э ■

(4-6)

 

■+ :

где п — количество двигателей.

При наличии э. д. с. отдельныхдвигателей следует также определить эквивалентную э. д. с. группы дви­

гателей в соответствии с § 3-2, 3-3.

51

4*