ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.07.2024
Просмотров: 141
Скачиваний: 5
время его разгбНа До номинальной скорости вращёний (или близкой к ней) и нагрев элементов конструкции двигателя.
Напряжение двигателя в процессе самозапуска за висит от соотношения мощностей и параметров питаю щей электросети и двигателей.
А. Определение напряжения при самозапуске без учета влияния соседних нормально работающих двигателей
Напряжение при самозапуске одиночного двигателя можно определить, исходя из типовой расчетной схемы замещения на рис. 4-1.
При составлении схемы замещения принималось во внимание, что учет активных сопротивлений элементов схемы замещения значительно усложняет расчет на пряжения во время самозапуска двигателей. Как пока зывают практические испытания и расчеты, активное сопротивление двигателей и внешней сети на расчет напряжения статора практически не сказывается [Л. 1].
При наличии остаточной э. д. с. двигателя она долж на быть введена последовательно сопротивлению двига теля Хц.
Для оценки величины индуктивного сопротивления двигателя, введенного в схему замещения, необходимо рассмотреть процессы, возникающие в двигателе во вре мя самозапуска.
В начальный момент восстановления питания двига теля потокосцепление обмоток статора и ротора остает ся неизменным, вследствие чего в контурах ротора воз никают свободные токи. Токи в обмотках ротора созда ют магнитный поток, препятствующий проникновению в тело ротора основного поля, которое в свою очередь вызвано напряжением, приложенным к обмотке статора. Следовательно, сопротивление двигателя свободным то кам в основном определяется индуктивностями рассеи вания его обмоток. Асинхронный двигатель для упро щения расчета замещается своим пусковым индуктивным сопротивлением xnJL численно равным (в относительных единицах) обратной величине кратности пускового тока Ч
1 Б о л е е т о ч н о е о п р ед ел ен и е хд у к а з а н о в § 6-1.
47
|
|
Р и с. 4-1. Р а с ч е т н а я сх ем а д л я о п р е д е л е |
|||||||
|
|
ния |
н а п р я ж е н и я |
п р и с а м о за п у с к е |
э л е к |
||||
|
|
тр о д в и га т ел я . |
|
|
|
|
|
||
|
|
I — линия электропередачи (с учетом |
внутрен |
||||||
|
|
него |
сопротивления |
источника |
питания — си |
||||
|
|
стемы); 2 — понижающий трансформатор; 5 — |
|||||||
|
|
токоограничивающий |
реактор; 4 — электродви |
||||||
|
|
гатель; л с =А‘л +л;т +А'р. |
|
|
|
||||
|
|
Синхронный |
двигатель |
|
вво |
||||
|
|
дится в схему замещения |
сверх |
||||||
|
|
переходным |
индуктивным сопро |
||||||
|
|
тивлением по продольной оси х"а. |
|||||||
|
|
Вектор периодической слагаю |
|||||||
|
|
щей |
падения |
напряжения |
во |
||||
|
|
внешнем |
индуктивном |
сопротив |
|||||
|
|
лении хс (суммарное индуктивное |
|||||||
|
|
сопротивление |
линии электропе |
||||||
|
|
редачи, понижающего трансфор |
|||||||
за исключением |
матора, реактора, кабеля |
и др., |
|||||||
индуктивного |
сопротивления |
двигате |
|||||||
ля) |
в начальный момент |
равен |
произведению |
век |
|||||
тора |
начальной |
периодической |
составляющей |
тока |
на |
||||
индуктивное сопротивление сети хс. |
|
|
|
угол |
|||||
В |
неблагоприятный момент |
включения, когда |
между векторами напряжения сети и э. д. с. двигателя равен 180°, напряжение на зажимах двигателя составит:
и„ |
U ,- E Д.ПР |
(4-1) |
ХР |
||
|
1 + Г - |
|
где Uс— напряжение |
внешней сети, отн. ед.; |
£ д .щ>— |
приведенная э. д. с. |
двигателя в соответствии |
с § 2 -2 , |
3-2, отн. ед.; xR— индуктивное сопротивление двигателя, для асинхронного двигателя равное его пусковому зна чению х д .п, для синхронного — сверхпереходному сопро тивлению x"d, отн. ед.
Опытные и расчетные данные показывают, что при мерно через 2 —3 периода после включения питания сво бодные сверхпереходные токи в цепях ротора двигателя затухают. В контурах ротора асинхронного и невозбуж денного синхронного двигателей остаются вынужденные периодические токи, изменяющиеся с частотой скольже ния. Чем выше частота токов ротора, тем меньше ин дуктивное сопротивление двигателя. Так, например, со-
48
противления двигателей, работающих со скольжениями выше sM (скольжение, соответствующее максимальному значению асинхронного момента), обычно в расчетах принимаются примерно равными пусковым сопротивле ниям. Двигатели, имеющие скольжения, равные sM и ниже, замещаются индуктивными сопротивлениями, зна чения которых выше пусковых.
Для некоторых типов двигателей заводы-изготовите ли приводят зависимость индуктивных сопротивлений от скольжения. Если такой зависимости не приводится, а для решения поставленных задач она необходима, то ее можно получить приближенно, применяя общую тео рию переходных процессов вращающихся машин пере
менного тока {Л. 26]. |
двигателя |
зависимость |
можно |
|
Для асинхронного |
||||
представить в виде |
|
|
|
|
*а .д ^ ------------— |
-------- — ■ |
(4-2) |
||
J _ |_ |
~ |
s |
10 * м |
|
|
Яд.п |
|
|
|
где хх.х— индуктивное сопротивление асинхронного дви гателя на холостом ходу.
Для синхронного двигателя:
д |
Ха. |
(4-3) |
|
1sh
Ха
где Xd — продольное |
синхронное индуктивное сопротив |
|
ление; хп— пусковое |
индуктивное |
сопротивление син |
хронного двигателя. |
|
|
При этом показатель степени k приблизительно ра |
||
вен: |
|
|
|
X 'd ( x d — хд) |
|
|
Хц ( X i — x ' d) |
|
|
lnx"a! |
|
где x'd — переходное |
индуктивное |
сопротивление; x"d — |
сверхпереходная постоянная времени по продольной оси
при |
замкнутых накоротко обмотках статора и рото |
ра, |
рад. |
При скольжении, равном единице, индуктивные со противления двигателей равны пусковым. Величина по казателя степени скольжения определяет крутизну кри-
4 — 422 |
49 |
вой зависимости индуктивного сопротивления от Сколь жения и может быть найдена аналитически. Если на чальное скольжение после перерыва питания синхронно го двигателя равно Зм, двигатель вводится в схему за мещения своим индуктивным переходным сопротивле нием по продольной оси:
Зависимость индуктивного сопротивления синхронно го двигателя можно найти также по характеристикам, полученным опытным путем. Индуктивные сопротивле ния двигателей, рассчитанные по формуле (4-3), срав нивались с частотными характеристиками двигателей, полученными экспериментально. Относительная погреш ность не превышала 5—7%.
Напряжение на зажимах асинхронного двигателя
после затухания |
свободных |
токов |
будет |
равно: |
|||
|
|
и, |
и* |
_ |
1 |
|
(4-4) |
|
|
|
|
i |
|
|
|
на зажимах синхронного двигателя согласно (4-1) |
|||||||
и, |
|
± £ с .д ' |
1 — |
|
. (4-4а) |
||
|
|
|
|
|
|
||
Знаки |
«—» |
и |
«+ » в |
круглых скобках относятся |
|||
соответственно |
к |
совпадению по |
фазе |
и |
противофазе |
||
э. д. с. |
двигателя относительно |
вектора |
напряжения |
сети.
Из выражения (4-4) видно, что при уменьшении со противления двигателя или увеличении сопротивления сети напряжение на зажимах статора двигателя при самозапуске снижается. Напряжение на асинхронном или невозбужденном синхронном двигателе будет равно половине напряжения системы при равенстве сопротив лений двигателя и сети (примерно половине номиналь ного напряжения двигателя).
При определении среднего значения напряжения дви
гателя |
за период частоты скольжения величина |
± Е С_д— |
в расчет не принимается, так как она являет |
50
ся периодической величиной и изменяется с частотой скольжения. Однако при больших э. д. с. двигателей, обусловленных форсировкой возбуждения, и 'больших индуктивных сопротивлениях сети колебание величины напряжения может вызвать ложное срабатывание защи ты минимального напряжения в случае работы двигателя с малыми скольжениями, а также раскачивание нор
мально работающих синхронных |
|
двигателей |
и выпаде |
|||
нию их из синхронизма после АВР. |
|
|
(на шинах |
|||
Напряжение в месте включения реактора |
||||||
подстанции — при включении |
реактора в цепь двигате |
|||||
ля) в соответствии со схемой рис. |
|
4-1 |
равно после вклю |
|||
чения |
асинхронного двигателя: |
|
|
|
|
|
|
Uш (а .д ) |
ие |
|
|
(4-5) |
|
|
с |
|
Хр |
|
||
|
|
|
|
|
||
|
|
д:а.д!+ |
|
|
||
после |
включения возбужденного синхронного [двигателя: |
|||||
|
ий |
Е, |
|
*•0 |
Хр ’N |
|
|
Хс.д + *Р/ |
|
||||
|
U} |
Xq |
(4-5а) |
|||
|
|
Хр |
|
|||
|
Ш (с.Д) '■ |
|
|
|
||
|
14- |
|
|
|
||
|
Хс.д + Хр |
|
|
При необходимости учета индуктивного сопротивле ния кабеля хк в цепи двигателя следует заменить хр на Хр + хк.
Расчет напряжения при самозапуске группы двига телей, включенных к общим шинам, будет аналогичен расчету напряжения при самозапуске Одиночного дви гателя, если в схему замещения на рис. 4-1 вместо со противления одного двигателя ввести эквивалентное сопротивление всех двигателей, равное:
х д.э ■ |
(4-6) |
|
■+ : |
где п — количество двигателей.
При наличии э. д. с. отдельныхдвигателей следует также определить эквивалентную э. д. с. группы дви
гателей в соответствии с § 3-2, 3-3. |
51 |
4* |