Файл: Голоднов Ю.М. Самозапуск электродвигателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.07.2024

Просмотров: 137

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. В первый момент времени появляется свободная составляющая тока возбуждения [Л. 14]

Xd ХГд г j

Дif irf

которая сравнительно ^быстро затухает, после чего ток возбуждения приближается к значению, определяемому возбудителем, аналогично тому, как это происходит при отключении двигателя (по уравнению (2 -1 1 )].

2.Под влиянием снижения частоты вращения воз­ будителя уменьшаются э. д. с. возбудителя и ток воз­ буждения.

3.Под влиянием снижения частоты вращения двига­ теля и изменения тока возбуждения меняется э. д. с. синхронного двигателя.

4.С уменьшением частоты вращения изменяется мас­ штаб времени, так как синхронный вектор будет повора­

чиваться на

1

рад

не

за

0тн.е8.

 

 

 

 

 

1/314 с,

а за 1/(2я/),

с.

По­

 

 

 

 

 

 

этому в выражении (2-25)

 

 

 

 

 

 

под знаками синуса следует

 

 

 

 

 

 

поставить

2 nft,

рад

(где t

 

 

 

 

 

 

выражено в секундах).

 

 

 

 

 

 

 

5. Под

влиянием сниже­

 

 

 

 

 

 

ния частоты вращения изме­

 

 

 

 

 

 

няется

ток

подпитки

точки

 

 

 

 

 

 

к. з. и,

следовательно, тор­

 

 

 

 

 

 

мозной момент, что в свою

 

 

 

 

 

 

очередь

изменяет процесс

 

 

 

 

 

 

выбега, приближая его к

 

 

 

 

 

 

свободному выбегу.

 

 

Р и с. 2-11. И зм ен ен и е у гл о в о й

На рис.

2-11

приведены

ско р о сти при

вы б еге

а гр е га т а

кривые выбега двигателя ти­

с д в и га те л ем

В Д С -2 1 3 /3 4 -1 2

па ВДС-213/34-12 при от­

при

о тклю ч ен и и

о т

сети

ключении от сети (сплошные

(сп л о ш н ы е

ли н и и ) и

б л и зк о м

линии)

и при

коротком

за­

к. з . в сети

 

(п у н к ти р н ы е

л и ­

мыкании вблизи вывода дви­

н и и ).

 

 

 

 

 

/ — Т;-=10 с;

2 — Tj-2,5

с; 3 —

гателя (пунктирные линии)

= 1,0

с.

 

 

 

 

для разных значений

време­

 

 

 

 

 

 

ни ускорения агрегата. Момент сопротивления агрегата не зависит от угловой скорости.

Из этих кривых видно, что разница в угловой скоро­ сти через 1 с после начала выбега при наличии к. з. по сравнению с отключением составляет при тг3= 1 0 с ме-

3*

35


нее 0,01 юн, при т, = 2,5с— 0,04 юи и только при т ,= 1 с становится существенной. Аналогичные результаты по­ лучаются и для других машин.

Следовательно, дополнительные тормозные моменты

следует учитывать при

выбеге лишь при тупорядка 1 с

и меньше, что для

промышленных электроприводов

с синхронными двигателями встречается редко. Кроме того, если между двигателем и точкой к. з. есть реактор, трансформатор соизмеримой мощности или достаточно длинная линия с малым активным сопротивлением, то тормозной момент от генераторного эффекта резко па­ дает и может не приниматься во внимание.

Г л а в а т р е т ь я

ТОК ВКЛЮЧЕНИЯ ПРИ САМОЗАПУСКЕ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ

3-1. ДОПУСТИМЫЙ ТОК ВКЛЮЧЕНИЯ

Из формулы (1-1) и рис. 2-8 видно, что в момент восстановления напряжения ток включения может зна­ чительно превысить пусковой.

Все асинхронные двигатели рассчитаны на режим, возникающий при быстром отключении близкого к. з. релейной защитой. Бросок тока при таком режиме может превышать величину пускового тока и мало отличается от тока включения при самозапуске I", который в худ­ шем случае, когда векторы напряжения сети UGи э. д. с. двигателя Ея находятся в противофазе, согласно (1-1) получается равным:

/" = —° +

(3-1)

Так как величина Ея для асинхронного двигателя невелика (см. § 2 -2 ,А), то ток I" ненамного превышает пусковой.

Асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором, выпускаемые электропромышленностью СССР, допуска­ ют включение в режиме самозапуска. При этом расчет тока включения не требуется.

36

Асинхронные двигатели с фазным ротором допускают самозапуск без проверки тока включения, если перед восстановлением напряжения вводится пусковое сопро­ тивление. Если же обмотка ротора остается закорочен­ ной, вопрос о допустимости самозапуска подлежит со­ гласованию с заводом-изготовителем. В большинстве случаев при этом требуется дополнительное крепление обмоток в лобовых частях.

В синхронном двигателе э. д. с. в момент восстанов­ ления электроснабжения может быть равна напряжению сети и даже превышать его.

Ток включения при малом сопротивлении сети может более чем в 2 раза превышать пусковой и вызвать по­ вреждения в двигателе.

Как показали исследования и опыт эксплуатации, наиболее опасным узлом в момент включения является обмотка статора синхронного двигателя {Л. 30].

При пуске двигателя относительная величина дефор­

мации

изоляции обмотки статора составляет 50 X

ХЮ- 5

отн. ед. На основании большого количества экспе­

риментов, выполненных Всесоюзным научно-исследова­ тельским институтом электроэнергетики (ВНИИЭ), уста­ новлено, что для синхронных двигателей мощностью до 2 000 кВт при относительных деформациях до 150Х ХЮ- 5 отн. ед. {Л. 14] не происходит нарушения изоля­ ции, если такие деформации не слишком многочисленны. Так как деформации и усилия примерно пропорциональ­ ны квадрату тока [Л. 13], то предельно допустимое зна­

чение тока включения составит У 3 от его пускового значения [Л. 18].

Вращающий момент, развиваемый двигателем при включении (в сверхпереходном режиме), не должен вы­ звать механических повреждений вала и других конст­ руктивных элементов.

Учитывая накопленный промышленностью опыт экс­ плуатации синхронных двигателей при быстрых отклю­ чениях к. з., а также запасы прочности двигателей об­ щего назначения мощностью до 2 000 кВт, за предельно допустимые можно считать моменты, превышающие мо­ менты к. з. в 1,5 раза.

Наибольший начальный момент при несинхронном включении возникает в том случае, когда угол между векторами напряжения сети и остаточной э. д. с. двига­ теля составляет 105—135°. Тогда при £д>0,5 макси­

37


мальный момент двигателя составит [Л. 14]:

 

/

 

Г

1,83

 

^макс

0,91£:д.пР

 

 

 

 

 

 

1,83

 

 

 

 

 

 

^ДЛ.Р Ч/

 

 

 

у

и

а

/ \

 

 

 

X

 

 

Х \0 ,7 е

 

т"й +

0,87е

 

 

(3-2)

а при £д<0,5

 

 

 

 

 

 

•"Д.пр

 

 

 

 

 

2,6

 

 

 

 

 

А

т,макс

 

 

 

 

 

+

0,9 7{/£д.пР

 

2.6

 

 

 

5

3 -f- а

 

 

(3-2а)

 

 

 

 

где

 

 

 

 

 

 

x"d — постоянная времени

сверхпереходной

составляю­

щей тока статора по продольной оси, рад; та— постоян­ ная времени апериодического свободного тока статора, рад; х"а и x'd — сверхпереходное и переходное индуктив­ ные сопротивления машины по продольной оси; £ д.пр— приведенная э. д. с. двигателя (§ 3-2).

Анализ (3-2) показывает, что значения моментов, превышающие момент к. з. в 1,5 раза, получаются при­ мерно при тех лее значениях э. д. с. двигателя, при кото­ рых сверхпереходный ток в худшем случае [см. формулу (3-1)] равен 1,7 от пускового.

Отклонение угла б между векторами напряжения се­ ти и остаточной э. д. с. двигателя на 15° от наиболее неблагоприятного положения (105—135° по условию мо­ мента двигателя и примерно 180° по условию деформа­ ции изоляции обмотки) приводит к снижению началь­ ного момента и тока на 30%.

Учитывая изложенное, а также сравнительно редкую необходимость осуществления самозапуска и малую ве­ роятность того, что векторы напряжения сети и э. д. с. двигателя в момент включения окажутся в противофазе, можно для всех синхронных двигателей мощностью до 2 000 кВт считать самозапуск допустимым, если в самом

38


неблагоприятном случае ток включения не будет превы­ шать 1,7 от пускового [Л. 18]:

1"Доп<1,7-^г--

(3-3)

Под неблагоприятным случаем понимается наихуд­ шее взаимное расположение векторов напряжения ( 6 = = 180°), максимальный режим системы (наибольшая мощность источников питания и наименьшее суммарное сопротивление сети), минимальное число подключенных электроприемников.

Для более мощных синхронных двигателей вопрос о допустимом токе включения и о возможности самозапуска с глухоподключенным возбудителем должен ре­ шаться совместно с заводом-изготовителем.

Если применяется схема ресинхронизации с введени­ ем в цепь ротора разрядного сопротивления или гаше­ ние поля введением сопротивления в цепь возбуждения возбудителя, расчета тока включения не требуется, так как э. д. с. двигателя при выбеге быстро снижается (ана­ логично случаю асинхронного двигателя).

Не требуется расчета тока включения при самозапуске, происходящем после глубокого понижения напря­ жения, вызванного близким к. з., которое отключаетсясоответствующей релейной защитой.

Самозапуск мощных синхронных и асинхронных дви­ гателей, пускаемых через реактор или трансформатор, осуществляется также с включением этих элементов, при­ чем для синхронных двигателей — с гашением поля. В этих случаях ток включения находится в пределах до­ пустимого.

3-2. ТОК ВКЛЮЧЕНИЯ ПРИ ОД И Н О ЧН О М САМ О ЗА П УСК Е СИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Величина и положение вектора э. д. с. двигателя от­ носительно вектора напряжения сети в момент восста­ новления питания определяют значение тока включения. Пренебрегая влиянием активного сопротивления, форму­ лу (1-1 ) можно написать в виде

/"

й е

£д

Xj;

Ху (CO)

 

39


Здесь не только э. д. с. Еп, но и величина суммар­ ного сопротивления х? во втором члене равенства явля­ ются функциями угловой скорости. Для того чтобы в знаменателе обоих членов можно было использовать без пересчетов индуктивные сопротивления сети х с и двигателя х"а, которые при частоте, отличной от 50 Гц, и соответствующей ей угловой скорости составляют

- (В

- X -----,

со„

необходимо в числителе использовать приведенное зна­ чение э. д. с.

^д.пр• . £д“ о

(3-4)

т. е. пересчитанное на синхронную скорость.

Обозначив угол между векторами 0 С и £ д через б, получим

У ^

+ 4 .пр-

2Ус£д.прсоз8

/ " = -

Х 0 +

(3-5)

 

x " d

Если учесть, что

со0=1,

из сравнения (3-4) и (2-19)

видно, что величина Еддр может быть найдена по харак­ теристике холостого хода непосредственно после опре­ деления тока ротора.

Если величина тока включения, найденная по (3-5), удовлетворяет условию (3-3), то самозапуск синхронно­ го двигателя с глухоподключенным возбудителем явля­ ется допустимым.

Очевидно, ток включения может оказаться в преде­ лах допустимого в двух случаях:

1) когда величина э. д. с. двигателя снизится на­

столько,

что при включении даже в худшем случае (6 =

= 180°)

ток не превысит 1,7 пускового;

2 ) если э. д. с. двигателя велика, но угол б сравни­ тельно мал.

В первом случае возможно включение в любой мо­ мент периода. Во втором — только при благоприятном положении векторов. Однако улавливание такого поло­ жения представляет значительные трудности. Примене­ ние устройства улавливания синхронизма значительно усложняет установку и не может быть признано прием­ лемым. Отстройка по времени возможна только в том случае, если нагрузка и, следовательно, механическая постоянная времени агрегата всегда остаются постоян-

40