ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.07.2024
Просмотров: 137
Скачиваний: 5
1. В первый момент времени появляется свободная составляющая тока возбуждения [Л. 14]
Xd ХГд г j
Дif irf
которая сравнительно ^быстро затухает, после чего ток возбуждения приближается к значению, определяемому возбудителем, аналогично тому, как это происходит при отключении двигателя (по уравнению (2 -1 1 )].
2.Под влиянием снижения частоты вращения воз будителя уменьшаются э. д. с. возбудителя и ток воз буждения.
3.Под влиянием снижения частоты вращения двига теля и изменения тока возбуждения меняется э. д. с. синхронного двигателя.
4.С уменьшением частоты вращения изменяется мас штаб времени, так как синхронный вектор будет повора
чиваться на |
1 |
рад |
не |
за |
0тн.е8. |
|
|
|
|
|
|||
1/314 с, |
а за 1/(2я/), |
с. |
По |
|
|
|
|
|
|
||||
этому в выражении (2-25) |
|
|
|
|
|
|
|||||||
под знаками синуса следует |
|
|
|
|
|
|
|||||||
поставить |
2 nft, |
рад |
(где t |
|
|
|
|
|
|
||||
выражено в секундах). |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
5. Под |
влиянием сниже |
|
|
|
|
|
|
||||||
ния частоты вращения изме |
|
|
|
|
|
|
|||||||
няется |
ток |
подпитки |
точки |
|
|
|
|
|
|
||||
к. з. и, |
следовательно, тор |
|
|
|
|
|
|
||||||
мозной момент, что в свою |
|
|
|
|
|
|
|||||||
очередь |
изменяет процесс |
|
|
|
|
|
|
||||||
выбега, приближая его к |
|
|
|
|
|
|
|||||||
свободному выбегу. |
|
|
Р и с. 2-11. И зм ен ен и е у гл о в о й |
||||||||||
На рис. |
2-11 |
приведены |
|||||||||||
ско р о сти при |
вы б еге |
а гр е га т а |
|||||||||||
кривые выбега двигателя ти |
|||||||||||||
с д в и га те л ем |
В Д С -2 1 3 /3 4 -1 2 |
||||||||||||
па ВДС-213/34-12 при от |
при |
о тклю ч ен и и |
о т |
сети |
|||||||||
ключении от сети (сплошные |
(сп л о ш н ы е |
ли н и и ) и |
б л и зк о м |
||||||||||
линии) |
и при |
коротком |
за |
к. з . в сети |
|
(п у н к ти р н ы е |
л и |
||||||
мыкании вблизи вывода дви |
н и и ). |
|
|
|
|
|
|||||||
/ — Т;-=10 с; |
2 — Tj-2,5 |
с; 3 — |
|||||||||||
гателя (пунктирные линии) |
|||||||||||||
= 1,0 |
с. |
|
|
|
|
||||||||
для разных значений |
време |
|
|
|
|
|
|
ни ускорения агрегата. Момент сопротивления агрегата не зависит от угловой скорости.
Из этих кривых видно, что разница в угловой скоро сти через 1 с после начала выбега при наличии к. з. по сравнению с отключением составляет при тг3= 1 0 с ме-
3* |
35 |
нее 0,01 юн, при т, = 2,5с— 0,04 юи и только при т ,= 1 с становится существенной. Аналогичные результаты по лучаются и для других машин.
Следовательно, дополнительные тормозные моменты
следует учитывать при |
выбеге лишь при тупорядка 1 с |
и меньше, что для |
промышленных электроприводов |
с синхронными двигателями встречается редко. Кроме того, если между двигателем и точкой к. з. есть реактор, трансформатор соизмеримой мощности или достаточно длинная линия с малым активным сопротивлением, то тормозной момент от генераторного эффекта резко па дает и может не приниматься во внимание.
Г л а в а т р е т ь я
ТОК ВКЛЮЧЕНИЯ ПРИ САМОЗАПУСКЕ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ
3-1. ДОПУСТИМЫЙ ТОК ВКЛЮЧЕНИЯ
Из формулы (1-1) и рис. 2-8 видно, что в момент восстановления напряжения ток включения может зна чительно превысить пусковой.
Все асинхронные двигатели рассчитаны на режим, возникающий при быстром отключении близкого к. з. релейной защитой. Бросок тока при таком режиме может превышать величину пускового тока и мало отличается от тока включения при самозапуске I", который в худ шем случае, когда векторы напряжения сети UGи э. д. с. двигателя Ея находятся в противофазе, согласно (1-1) получается равным:
/" = —° + |
(3-1) |
Так как величина Ея для асинхронного двигателя невелика (см. § 2 -2 ,А), то ток I" ненамного превышает пусковой.
Асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором, выпускаемые электропромышленностью СССР, допуска ют включение в режиме самозапуска. При этом расчет тока включения не требуется.
36
Асинхронные двигатели с фазным ротором допускают самозапуск без проверки тока включения, если перед восстановлением напряжения вводится пусковое сопро тивление. Если же обмотка ротора остается закорочен ной, вопрос о допустимости самозапуска подлежит со гласованию с заводом-изготовителем. В большинстве случаев при этом требуется дополнительное крепление обмоток в лобовых частях.
В синхронном двигателе э. д. с. в момент восстанов ления электроснабжения может быть равна напряжению сети и даже превышать его.
Ток включения при малом сопротивлении сети может более чем в 2 раза превышать пусковой и вызвать по вреждения в двигателе.
Как показали исследования и опыт эксплуатации, наиболее опасным узлом в момент включения является обмотка статора синхронного двигателя {Л. 30].
При пуске двигателя относительная величина дефор
мации |
изоляции обмотки статора составляет 50 X |
ХЮ- 5 |
отн. ед. На основании большого количества экспе |
риментов, выполненных Всесоюзным научно-исследова тельским институтом электроэнергетики (ВНИИЭ), уста новлено, что для синхронных двигателей мощностью до 2 000 кВт при относительных деформациях до 150Х ХЮ- 5 отн. ед. {Л. 14] не происходит нарушения изоля ции, если такие деформации не слишком многочисленны. Так как деформации и усилия примерно пропорциональ ны квадрату тока [Л. 13], то предельно допустимое зна
чение тока включения составит У 3 от его пускового значения [Л. 18].
Вращающий момент, развиваемый двигателем при включении (в сверхпереходном режиме), не должен вы звать механических повреждений вала и других конст руктивных элементов.
Учитывая накопленный промышленностью опыт экс плуатации синхронных двигателей при быстрых отклю чениях к. з., а также запасы прочности двигателей об щего назначения мощностью до 2 000 кВт, за предельно допустимые можно считать моменты, превышающие мо менты к. з. в 1,5 раза.
Наибольший начальный момент при несинхронном включении возникает в том случае, когда угол между векторами напряжения сети и остаточной э. д. с. двига теля составляет 105—135°. Тогда при £д>0,5 макси
37
мальный момент двигателя составит [Л. 14]:
|
/ |
|
Г |
1,83 |
|
|
^макс |
0,91£:д.пР |
|
|
|
||
|
|
|
1,83 |
|
|
|
|
|
|
^ДЛ.Р Ч/ |
|||
|
|
|
у |
и |
а |
/ \ |
|
|
|
X |
|
|
|
Х \0 ,7 е |
|
т"й + |
0,87е |
|
|
(3-2) |
а при £д<0,5 |
|
|
|
|
|
|
•"Д.пр |
|
|
|
|
|
2,6 |
|
|
|
|
|
А |
|
т,макс |
|
|
|
|
|
+ |
0,9 7{/£д.пР |
|
2.6 |
|
|
|
|
5 |
3 -f- а |
|
|
(3-2а) |
||
|
|
|
|
|||
где |
|
|
|
|
|
|
x"d — постоянная времени |
сверхпереходной |
составляю |
щей тока статора по продольной оси, рад; та— постоян ная времени апериодического свободного тока статора, рад; х"а и x'd — сверхпереходное и переходное индуктив ные сопротивления машины по продольной оси; £ д.пр— приведенная э. д. с. двигателя (§ 3-2).
Анализ (3-2) показывает, что значения моментов, превышающие момент к. з. в 1,5 раза, получаются при мерно при тех лее значениях э. д. с. двигателя, при кото рых сверхпереходный ток в худшем случае [см. формулу (3-1)] равен 1,7 от пускового.
Отклонение угла б между векторами напряжения се ти и остаточной э. д. с. двигателя на 15° от наиболее неблагоприятного положения (105—135° по условию мо мента двигателя и примерно 180° по условию деформа ции изоляции обмотки) приводит к снижению началь ного момента и тока на 30%.
Учитывая изложенное, а также сравнительно редкую необходимость осуществления самозапуска и малую ве роятность того, что векторы напряжения сети и э. д. с. двигателя в момент включения окажутся в противофазе, можно для всех синхронных двигателей мощностью до 2 000 кВт считать самозапуск допустимым, если в самом
38
неблагоприятном случае ток включения не будет превы шать 1,7 от пускового [Л. 18]:
1"Доп<1,7-^г-- |
(3-3) |
Под неблагоприятным случаем понимается наихуд шее взаимное расположение векторов напряжения ( 6 = = 180°), максимальный режим системы (наибольшая мощность источников питания и наименьшее суммарное сопротивление сети), минимальное число подключенных электроприемников.
Для более мощных синхронных двигателей вопрос о допустимом токе включения и о возможности самозапуска с глухоподключенным возбудителем должен ре шаться совместно с заводом-изготовителем.
Если применяется схема ресинхронизации с введени ем в цепь ротора разрядного сопротивления или гаше ние поля введением сопротивления в цепь возбуждения возбудителя, расчета тока включения не требуется, так как э. д. с. двигателя при выбеге быстро снижается (ана логично случаю асинхронного двигателя).
Не требуется расчета тока включения при самозапуске, происходящем после глубокого понижения напря жения, вызванного близким к. з., которое отключаетсясоответствующей релейной защитой.
Самозапуск мощных синхронных и асинхронных дви гателей, пускаемых через реактор или трансформатор, осуществляется также с включением этих элементов, при чем для синхронных двигателей — с гашением поля. В этих случаях ток включения находится в пределах до пустимого.
3-2. ТОК ВКЛЮЧЕНИЯ ПРИ ОД И Н О ЧН О М САМ О ЗА П УСК Е СИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
Величина и положение вектора э. д. с. двигателя от носительно вектора напряжения сети в момент восста новления питания определяют значение тока включения. Пренебрегая влиянием активного сопротивления, форму лу (1-1 ) можно написать в виде
/" |
й е |
£д |
|
Xj; |
Ху (CO) |
||
|
39
Здесь не только э. д. с. Еп, но и величина суммар ного сопротивления х? во втором члене равенства явля ются функциями угловой скорости. Для того чтобы в знаменателе обоих членов можно было использовать без пересчетов индуктивные сопротивления сети х с и двигателя х"а, которые при частоте, отличной от 50 Гц, и соответствующей ей угловой скорости составляют
- (В
- X -----,
со„
необходимо в числителе использовать приведенное зна чение э. д. с.
^д.пр• . £д“ о |
(3-4) |
т. е. пересчитанное на синхронную скорость.
Обозначив угол между векторами 0 С и £ д через б, получим
У ^ |
+ 4 .пр- |
2Ус£д.прсоз8 |
/ " = - |
Х 0 + |
(3-5) |
|
x " d |
|
Если учесть, что |
со0=1, |
из сравнения (3-4) и (2-19) |
видно, что величина Еддр может быть найдена по харак теристике холостого хода непосредственно после опре деления тока ротора.
Если величина тока включения, найденная по (3-5), удовлетворяет условию (3-3), то самозапуск синхронно го двигателя с глухоподключенным возбудителем явля ется допустимым.
Очевидно, ток включения может оказаться в преде лах допустимого в двух случаях:
1) когда величина э. д. с. двигателя снизится на
столько, |
что при включении даже в худшем случае (6 = |
= 180°) |
ток не превысит 1,7 пускового; |
2 ) если э. д. с. двигателя велика, но угол б сравни тельно мал.
В первом случае возможно включение в любой мо мент периода. Во втором — только при благоприятном положении векторов. Однако улавливание такого поло жения представляет значительные трудности. Примене ние устройства улавливания синхронизма значительно усложняет установку и не может быть признано прием лемым. Отстройка по времени возможна только в том случае, если нагрузка и, следовательно, механическая постоянная времени агрегата всегда остаются постоян-
40