Файл: Гафанович Д.П. Учет и анализ финансовых результатов в централизованной бухгалтерии торга.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.07.2024
Просмотров: 138
Скачиваний: 0
этих расходов и потерь на предприятия, по вине кото рых они образовались. При анализе прибылей и?убытков в делом по торгу, а также по предприятиям надо обязательно принимать во внимание эти доходы и по тери, соответственно увеличивающие или уменьшающие общую балансовую сумму прибыли. К сожалению, тор ги часто не относят эти потери на магазины, и поэтому трудно анализировать их сумму и степень влияния на рентабельность того или иного магазина.
Тщательному анализу должны подвергаться и ре зультаты работы магазинов, перевыполняющих план прибыли, с целью изучения и распространения передо вого опыта по использованию ими дополнительных ре зервов увеличения прибыли.
К основным факторам, влияющим на финансовые ре зультаты хозяйственной деятельности торговых пред приятий и торга- в целом, относятся: выполнение плана товарооборота, уровень реализованных торговых скидок (валовых доходов), уровень издержек обращения, а так же непланируемые доходы и потери. Как уже указыва лось, влияние каждого из этих факторов сравнительно просто поддается количественному измерению.
Чтобы определить, как перевыполнение плана това рооборота повлияло на прибыль, надо сумму этого пе ревыполнения умножить на плановый уровень рента бельности; например, магазин № 57 за счет перевыпол нения плана товарооборота на 36 тыс. руб. получил дополнительно 1,7 тыс. руб. прибыли (36 тыс. руб. X
X4,74%).
Втом случае, если план товарооборота не выполнен, необходимо сумму недовыполнения плана реализации умножить на плановый уровень рентабель ности; например, по магазину № 27 за счет невыпол нения плана товарооборота на 82,1 тыс. руб. недополу чено 2,3 тыс. руб. прибыли (82,1 тыс. руб. • 2,77%).
Закончив анализ влияния на прибыль объема това рооборота, переходят к анализу влияния на прибыль валовых доходов. Валовый доход в торговых предприя тиях является основным источником покрытия издер жек обращения и формирования торговой . прибыли, роль и значение которой в условиях хозяйственной ре формы неизмеримо возросли. Влияние валового дохода на прибыль прямо пропорционально, т. е. с ростом ва-
137
левого дохода увеличивается соответственно и прибыль, и наоборот.
Влияние валового дохода на -прибыль исчисляют ум ножением отклонения его фактического уровня от пла нового на фактический товарооборот и делением полу ченного произведения на сто. Рассмотрим это на при мере:
Магазины
№ 4 |
-(6,72-6,30)-4456,8 = |
+ , _д тыс. руб. |
|
100 |
|
№ 45 |
-(8 ,3 2 -8 ,4 2 )4244,5_ = |
_ j _2 тыс. руб. |
|
100 |
|
По магазину № 4 превышение планового уровня ва ловых1доходов на 0,42% к товарообороту позволило получить дополнительную прибыль в сумме 1,9 тыс. руб. По магазину № 45 снижение фактического уровня ва лового дохода против планового на 0,10% к товарообо роту явилось причиной уменьшения прибыли на 1,2 тыс. руб.
Для разработки конкретных мероприятий по выпол нению плана валовых доходов необходимо рассчитать влияние отдельных факторов на сумму валовых дохо дов. Прежде всего это касается объема товарооборота и среднего уровня валовых доходов. Для измерения влияния на валовые доходы отклонения объема това рооборота от плана необходимо сумму отклонения ум ножить на плановый средний уровень валовых доходов и полученное произведение разделить на сто:
Магазины |
243,8-7,46 |
|
|
№ 3 |
руб. |
||
100 |
|||
|
|
||
№ 9 |
169,8-7,26 |
= —12,4 тыс. руб. |
|
|
100 |
|
|
№ 97 |
6,2-47,45 |
— + 2,9 тыс. руб. |
|
|
100 |
|
По магазину № 3 недовыполнение плана товарообо рота по общему объему привело к недовыполнению пла на по валовым доходам на 18,1 тыс. руб.; по магазину № 9 — на 12,4 тыс. руб., а перевыполнение плана това
138
рооборота по магазину № 97 позволило получить до полнительно валовых доходов на сумму 2,9 тыс. руб.
В связи -с тем что между конечным финансовым ре зультатом и валовыми доходами имеется прямая зави симость, то в магазине № 3 недовыполнение плана по валовым доходам привело к соответствующему увели чению убытков, по магазину № 9 — к недовыполнению плана прибыли, а по магазину № 97 — к перевыпол нению плана прибыли (см. табл. 4).
Далее нужно рассчитать влияние на валовые дохо ды изменения их среднего уровня. Для этого разницу между фактическим и плановым уровнем валовых до ходов умножают на фактический товарооборот и полу ченное произведение делят на сто:
Магазины
№ |
3 |
-L7:.02~ 7-I6!'I4-33.’.?-= — 6,3 тыс. руб. |
|
|
100 |
№ |
9 |
..(б-!9- 7-26-)!1!17-2= -4,9 тыс. руб. |
|
|
100 |
№97 |
(i8j.°i~z!Zi4j)j2.2^’.7= -i-l,3 тыс, руб. |
|
|
|
100 |
Как видно, снижение среднего уровня валовых дохо дов привело к недовыполнению плана валовых доходов по магазину № 3 на 6,3 тыс. руб. и по магазину № 9 — на 4,9 тыс. руб. И наоборот, повышение среднего уров ня валовых доходов по магазину № 97 позволило по лучить дополнительно 1,3 тыс. руб. валовых доходов.
Общее влияние этих двух факторов на сумму вало вых доходов находят путем их сложения:
Магазины |
(— 18,1) + (— 6,3)= — 24,4 тыс. руб. |
|
№ |
3 |
|
№ |
9 |
(— 12,4)+ (— 4,9)= — 17,3 тыс. руб. |
№ |
97 |
2,9-)-1,3= +4,2 тыс. руб. |
Очень валено .проконтролировать правильность рас четов; с этой целью из суммы фактического валового дохода следует вычесть сумму его по плану.
Магазины |
|
|
|
|
|
№ |
3 |
100,61 — 125,05 |
= |
— 24,44 |
тыс. руб. |
№ |
9 |
126 ,9 7 — 144,25 = |
— 17,28 |
тыс. руб. |
|
№ |
97 |
108,39 — 1 0 4 ,1 |
6 = |
+ 4 ,2 3 |
тыс. руб. |
139
По такой методике можно измерить, как повлияло на финансовые результаты выполнение плана издержек обращения. Рассчитаем влияние выполнения плана из держек обращения путем умножения разницы между фактическим и плановым уровнем издержек обраще ния на фактический товарооборот и делением произведе ния на сто:
Магазины
№ |
3 |
(7 ,7 2 — 7 ,1 7 ) • 1433^2 |
= |
+ 7 |
> 9 |
тыс. руб. |
||
|
|
100 |
|
|
|
|
|
|
№ |
9 |
- ^ - 5 . 4 3 ) . 1817,2 |
= |
_ |
1 |
8 |
тыс_ |
руб_ |
|
|
100 |
|
|
|
|
|
|
№ |
97 |
. ( З М 8 - 3 6 ,9 5 ) -225,7 = |
_ |
3)3 |
тыс |
руб. |
||
|
|
100 |
|
|
|
|
|
|
По магазину № 3 превышение фактического уровня издержек обращения против планового на 0,55% к обо роту, или в сумме 7,9 тыс. руб., явилось одной из глав ных причин образования в магазине убытков. По мага зину № 9 экономия издержек обращения на 0,11% к обороту, или 1,8 тыс. руб., позволила увеличить на эту сумму прибыль. Аналогичное положение и по магази ну № 97.
Выявить и измерить влияние всех этих факторов на результаты финансово-хозяйственной деятельности целе сообразно по всем магазинам торга. Для наглядности табл. 4 можно расширить за счет включения следующих граф:
Отклонение финансовых результатов от плана в тыс. руб.
|
|
в том числе за счет |
|
всего |
выполнения |
уровня реализован |
уровня издержек |
|
плана товаро-. |
||
|
ных торговых скидок |
обращения |
|
|
оборота |
||
|
|
|
Рассмотренные факторы являются комплексными, по скольку на объем товарооборота, уровень торговых ски док, издержки обращения, в свою очередь, влияет ряд
140
причин, не всегда поддающихся подсчету. При анализе хозяйственной деятельности торга в делом иногда не возможно выявить, а тем более измерить влияние этих дополнительных факторов, так как в этом случае мы имеем дело с обобщенными, усредненными показателя ми. Что же касается отдельного предприятия, то ана лизировать результаты его деятельности можно значи тельно глубже. Это особенно относится к убыточным предприятиям.
Чтобы правильно оценить причины невыполнения (перевыполнения) плана товарооборота как важней шего комплексного фактора, влияющего на конечный ре зультат финансовой деятельности предприятия, при ана лизе надо выяснить особенности района деятельности магазина, его размещение, частоту и своевременность завоза товаров по пятидневкам, соответствие ассорти мента завезенных товаров покупательскому спросу; ор ганизацию труда в магазине и степень его механизации; производительность труда; внедрение прогрессивных методов торговли; уровень квалификации кадров, в ча стности руководящих, их подготовку и постановку рабо ты по совершенствованию их квалификации; действен ность социалистического соревнования за улучшение культуры торговли и достижение более высоких пока зателей в .выполнении плана товарооборота.
Отклонение от планового уровня реализованных тор говых скидок (валового дохода), как правило, связано с нарушением ассортимента реализации товаров. Поэто му необходимо изучить ассортимент реализованных товаров. Поскольку потоварного учета реализации мага зин не ведет, можно' по оперативным данным об остат ках товаров по ассортименту и по сведениям о поступ лении товаров в ассортиментном разрезе, а также по данным внеучетного порядка (изучение неудовлетворен ного спроса и т. п.) проследить, какое влияние на уро вень реализованных торговых скидок оказали измене ния в ассортименте реализованных товаров.
Для отдельных предприятий на изменение среднего уровня валовых доходов заметно влияют и такие фак торы, как сезонное изменение цен на овощи, фрукты; дополнительные скидки по некоторым товарам на за вес тары (в случаях, если они полностью не использу ются по прямому назначению или же фактический завес
141
тары оказался больше представленных скидок); допол нительные скидки на отходы от мясокопченостей и рыб ных товаров, продаваемых в нарезку; разницы в тор говых скидках при переоценке товаров и некоторые дру гие причины.
На изменение среднего уровня торговых скидок ока зывают влияния и такие факторы, как изменение раз меров торговых скидок, звенность товародвижения, ис точники децентрализованной закупки товаров.
Далее следует проанализировать влияние издержек обращения на конечный финансовый результат. Издер жки обращения являются одним из важнейших каче ственных показателей, характеризующих торговую дея тельность предприятий. В процессе углубленного ана лиза издержек обращения выявляются резервы эконо мии и намечаются меры по их реализации. С этой целью детально анализируются отдельно каждая статья расходов, а по ряду комплексных статей во 'многих слу чаях — и отдельные расходы.
При анализе надо иметь в виду, что имеются такие, статьи расходов, рост которых закономерен, так как за висит от объема. К таким издержкам, как известно, относятся транспортные расходы, проценты за кредит, недостачи товарно-материальных ценностей в пути и при хранении в пределах норм естественной убыли, расходы и потери по таре, отчисления на подготовку кадров и некоторые другие; расходы по зарплате также зависят от объема реализации, но эта зависимость проявляется, как правило, по торгу в целом или в отдельных круп ных предприятиях при резком росте товарооборота. В обычных условиях при сравнительно небольших коле баниях оборота (5—'10%) этого влияния нет.
Есть расходы, величина которых не зависит от объе ма реализации, например: расходы по аренде и содер жанию помещений и инвентаря, по рекламе, недостачи товаров сверх норм убыли и некоторые другие.
Поскольку в отчете по каждому предприятию цент рализованная бухгалтерия фиксирует издержки обраще ния но каждой статье, появляется возможность глубоко анализировать их по каждому предприятию по обще принятой методике.
При этом надо использовать и данные об ассорти менте реализованных товаров, так как издержкоемкость
разных товаров и сдвиги в ассортименте 'могут серьезно влиять на сумму и уровень издержек обращения по от дельным статьям.
• В результате анализа должны быть вскрыты все ре зервы дальнейшего их снижения. Ими могут быть про грессивные мет'оды торговли, широкое внедрение меха низации труда, и особенно погрузочно-разгрузочных ра бот; повышение производительности труда работников магазинов.
Важным фактором снижения издержек обращения является улучшение использования основных и оборот ных фондов за счет увеличения объема товарооборота на 1 м 2 торгового зала, ускорения оборачиваемости то варов и сокращения их запасов до установленных нор мативов и др. Большие резервы есть для сокращения расходов, и особенно потерь по таре.
Чтобы привести в действие многие из названных ре зервов, крайне необходимо в каждом предприятии зна чительно улучшить экономическую работу, и прежде всего путем привлечения к ней заведующих отделами, секциями и, конечно же, продавцов и кассиров. И на конец, об анализе влияния на конечные финансовые ре зультаты прочих (непланируемых) доходов и потерь.
На'сумму прочих доходов прибыль увеличивается, а прочих потерь — уменьшается, поэтому здесь для из мерения влияния на прибыль не требуется производить специальных расчетов, и этим, конечно, облегчается проведение анализа. Однако анализ следует вести в разрезе статей доходов и потерь с тем, чтобы дать кон кретную оценку каждому виду потерь и наметить пути их ликвидации.
В ходе анализа финансовых результатов предприя тия и всех факторов, оказавших влияние на выполнение плана, должны быть намечены и в дальнейшем внедре ны предложения, направленные на обеспечение выпол нения плана рентабельности.