Файл: Гафанович Д.П. Учет и анализ финансовых результатов в централизованной бухгалтерии торга.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.07.2024

Просмотров: 138

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

этих расходов и потерь на предприятия, по вине кото­ рых они образовались. При анализе прибылей и?убытков в делом по торгу, а также по предприятиям надо обязательно принимать во внимание эти доходы и по­ тери, соответственно увеличивающие или уменьшающие общую балансовую сумму прибыли. К сожалению, тор­ ги часто не относят эти потери на магазины, и поэтому трудно анализировать их сумму и степень влияния на рентабельность того или иного магазина.

Тщательному анализу должны подвергаться и ре­ зультаты работы магазинов, перевыполняющих план прибыли, с целью изучения и распространения передо­ вого опыта по использованию ими дополнительных ре­ зервов увеличения прибыли.

К основным факторам, влияющим на финансовые ре­ зультаты хозяйственной деятельности торговых пред­ приятий и торга- в целом, относятся: выполнение плана товарооборота, уровень реализованных торговых скидок (валовых доходов), уровень издержек обращения, а так­ же непланируемые доходы и потери. Как уже указыва­ лось, влияние каждого из этих факторов сравнительно просто поддается количественному измерению.

Чтобы определить, как перевыполнение плана това­ рооборота повлияло на прибыль, надо сумму этого пе­ ревыполнения умножить на плановый уровень рента­ бельности; например, магазин № 57 за счет перевыпол­ нения плана товарооборота на 36 тыс. руб. получил дополнительно 1,7 тыс. руб. прибыли (36 тыс. руб. X

X4,74%).

Втом случае, если план товарооборота не выполнен, необходимо сумму недовыполнения плана реализации умножить на плановый уровень рентабель­ ности; например, по магазину № 27 за счет невыпол­ нения плана товарооборота на 82,1 тыс. руб. недополу­ чено 2,3 тыс. руб. прибыли (82,1 тыс. руб. • 2,77%).

Закончив анализ влияния на прибыль объема това­ рооборота, переходят к анализу влияния на прибыль валовых доходов. Валовый доход в торговых предприя­ тиях является основным источником покрытия издер­ жек обращения и формирования торговой . прибыли, роль и значение которой в условиях хозяйственной ре­ формы неизмеримо возросли. Влияние валового дохода на прибыль прямо пропорционально, т. е. с ростом ва-

137

левого дохода увеличивается соответственно и прибыль, и наоборот.

Влияние валового дохода на -прибыль исчисляют ум­ ножением отклонения его фактического уровня от пла­ нового на фактический товарооборот и делением полу­ ченного произведения на сто. Рассмотрим это на при­ мере:

Магазины

№ 4

-(6,72-6,30)-4456,8 =

+ , _д тыс. руб.

 

100

 

№ 45

-(8 ,3 2 -8 ,4 2 )4244,5_ =

_ j _2 тыс. руб.

 

100

 

По магазину № 4 превышение планового уровня ва­ ловых1доходов на 0,42% к товарообороту позволило получить дополнительную прибыль в сумме 1,9 тыс. руб. По магазину № 45 снижение фактического уровня ва­ лового дохода против планового на 0,10% к товарообо­ роту явилось причиной уменьшения прибыли на 1,2 тыс. руб.

Для разработки конкретных мероприятий по выпол­ нению плана валовых доходов необходимо рассчитать влияние отдельных факторов на сумму валовых дохо­ дов. Прежде всего это касается объема товарооборота и среднего уровня валовых доходов. Для измерения влияния на валовые доходы отклонения объема това­ рооборота от плана необходимо сумму отклонения ум­ ножить на плановый средний уровень валовых доходов и полученное произведение разделить на сто:

Магазины

243,8-7,46

 

№ 3

руб.

100

 

 

№ 9

169,8-7,26

= —12,4 тыс. руб.

 

100

 

№ 97

6,2-47,45

— + 2,9 тыс. руб.

 

100

 

По магазину № 3 недовыполнение плана товарообо­ рота по общему объему привело к недовыполнению пла­ на по валовым доходам на 18,1 тыс. руб.; по магазину № 9 — на 12,4 тыс. руб., а перевыполнение плана това­

138


рооборота по магазину № 97 позволило получить до­ полнительно валовых доходов на сумму 2,9 тыс. руб.

В связи -с тем что между конечным финансовым ре­ зультатом и валовыми доходами имеется прямая зави­ симость, то в магазине № 3 недовыполнение плана по валовым доходам привело к соответствующему увели­ чению убытков, по магазину № 9 — к недовыполнению плана прибыли, а по магазину № 97 — к перевыпол­ нению плана прибыли (см. табл. 4).

Далее нужно рассчитать влияние на валовые дохо­ ды изменения их среднего уровня. Для этого разницу между фактическим и плановым уровнем валовых до­ ходов умножают на фактический товарооборот и полу­ ченное произведение делят на сто:

Магазины

3

-L7:.02~ 7-I6!'I4-33.’.?-= — 6,3 тыс. руб.

 

 

100

9

..(б-!9- 7-26-)!1!17-2= -4,9 тыс. руб.

 

 

100

№97

(i8j.°i~z!Zi4j)j2.2^’.7= -i-l,3 тыс, руб.

 

 

100

Как видно, снижение среднего уровня валовых дохо­ дов привело к недовыполнению плана валовых доходов по магазину № 3 на 6,3 тыс. руб. и по магазину № 9 — на 4,9 тыс. руб. И наоборот, повышение среднего уров­ ня валовых доходов по магазину № 97 позволило по­ лучить дополнительно 1,3 тыс. руб. валовых доходов.

Общее влияние этих двух факторов на сумму вало­ вых доходов находят путем их сложения:

Магазины

(— 18,1) + (— 6,3)= — 24,4 тыс. руб.

3

9

(— 12,4)+ (— 4,9)= — 17,3 тыс. руб.

97

2,9-)-1,3= +4,2 тыс. руб.

Очень валено .проконтролировать правильность рас­ четов; с этой целью из суммы фактического валового дохода следует вычесть сумму его по плану.

Магазины

 

 

 

 

3

100,61 — 125,05

=

— 24,44

тыс. руб.

9

126 ,9 7 — 144,25 =

— 17,28

тыс. руб.

97

108,39 — 1 0 4 ,1

6 =

+ 4 ,2 3

тыс. руб.

139


По такой методике можно измерить, как повлияло на финансовые результаты выполнение плана издержек обращения. Рассчитаем влияние выполнения плана из­ держек обращения путем умножения разницы между фактическим и плановым уровнем издержек обраще­ ния на фактический товарооборот и делением произведе­ ния на сто:

Магазины

3

(7 ,7 2 — 7 ,1 7 ) • 1433^2

=

+ 7

> 9

тыс. руб.

 

 

100

 

 

 

 

 

 

9

- ^ - 5 . 4 3 ) . 1817,2

=

_

1

8

тыс_

руб_

 

 

100

 

 

 

 

 

 

97

. ( З М 8 - 3 6 ,9 5 ) -225,7 =

_

3)3

тыс

руб.

 

 

100

 

 

 

 

 

 

По магазину № 3 превышение фактического уровня издержек обращения против планового на 0,55% к обо­ роту, или в сумме 7,9 тыс. руб., явилось одной из глав­ ных причин образования в магазине убытков. По мага­ зину № 9 экономия издержек обращения на 0,11% к обороту, или 1,8 тыс. руб., позволила увеличить на эту сумму прибыль. Аналогичное положение и по магази­ ну № 97.

Выявить и измерить влияние всех этих факторов на результаты финансово-хозяйственной деятельности целе­ сообразно по всем магазинам торга. Для наглядности табл. 4 можно расширить за счет включения следующих граф:

Отклонение финансовых результатов от плана в тыс. руб.

 

 

в том числе за счет

 

всего

выполнения

уровня реализован­

уровня издержек

 

плана товаро-.

 

ных торговых скидок

обращения

 

оборота

 

 

 

Рассмотренные факторы являются комплексными, по­ скольку на объем товарооборота, уровень торговых ски­ док, издержки обращения, в свою очередь, влияет ряд

140


причин, не всегда поддающихся подсчету. При анализе хозяйственной деятельности торга в делом иногда не­ возможно выявить, а тем более измерить влияние этих дополнительных факторов, так как в этом случае мы имеем дело с обобщенными, усредненными показателя­ ми. Что же касается отдельного предприятия, то ана­ лизировать результаты его деятельности можно значи­ тельно глубже. Это особенно относится к убыточным предприятиям.

Чтобы правильно оценить причины невыполнения (перевыполнения) плана товарооборота как важней­ шего комплексного фактора, влияющего на конечный ре­ зультат финансовой деятельности предприятия, при ана­ лизе надо выяснить особенности района деятельности магазина, его размещение, частоту и своевременность завоза товаров по пятидневкам, соответствие ассорти­ мента завезенных товаров покупательскому спросу; ор­ ганизацию труда в магазине и степень его механизации; производительность труда; внедрение прогрессивных методов торговли; уровень квалификации кадров, в ча­ стности руководящих, их подготовку и постановку рабо­ ты по совершенствованию их квалификации; действен­ ность социалистического соревнования за улучшение культуры торговли и достижение более высоких пока­ зателей в .выполнении плана товарооборота.

Отклонение от планового уровня реализованных тор­ говых скидок (валового дохода), как правило, связано с нарушением ассортимента реализации товаров. Поэто­ му необходимо изучить ассортимент реализованных товаров. Поскольку потоварного учета реализации мага­ зин не ведет, можно' по оперативным данным об остат­ ках товаров по ассортименту и по сведениям о поступ­ лении товаров в ассортиментном разрезе, а также по данным внеучетного порядка (изучение неудовлетворен­ ного спроса и т. п.) проследить, какое влияние на уро­ вень реализованных торговых скидок оказали измене­ ния в ассортименте реализованных товаров.

Для отдельных предприятий на изменение среднего уровня валовых доходов заметно влияют и такие фак­ торы, как сезонное изменение цен на овощи, фрукты; дополнительные скидки по некоторым товарам на за­ вес тары (в случаях, если они полностью не использу­ ются по прямому назначению или же фактический завес

141

тары оказался больше представленных скидок); допол­ нительные скидки на отходы от мясокопченостей и рыб­ ных товаров, продаваемых в нарезку; разницы в тор­ говых скидках при переоценке товаров и некоторые дру­ гие причины.

На изменение среднего уровня торговых скидок ока­ зывают влияния и такие факторы, как изменение раз­ меров торговых скидок, звенность товародвижения, ис­ точники децентрализованной закупки товаров.

Далее следует проанализировать влияние издержек обращения на конечный финансовый результат. Издер­ жки обращения являются одним из важнейших каче­ ственных показателей, характеризующих торговую дея­ тельность предприятий. В процессе углубленного ана­ лиза издержек обращения выявляются резервы эконо­ мии и намечаются меры по их реализации. С этой целью детально анализируются отдельно каждая статья расходов, а по ряду комплексных статей во 'многих слу­ чаях — и отдельные расходы.

При анализе надо иметь в виду, что имеются такие, статьи расходов, рост которых закономерен, так как за­ висит от объема. К таким издержкам, как известно, относятся транспортные расходы, проценты за кредит, недостачи товарно-материальных ценностей в пути и при хранении в пределах норм естественной убыли, расходы и потери по таре, отчисления на подготовку кадров и некоторые другие; расходы по зарплате также зависят от объема реализации, но эта зависимость проявляется, как правило, по торгу в целом или в отдельных круп­ ных предприятиях при резком росте товарооборота. В обычных условиях при сравнительно небольших коле­ баниях оборота (5—'10%) этого влияния нет.

Есть расходы, величина которых не зависит от объе­ ма реализации, например: расходы по аренде и содер­ жанию помещений и инвентаря, по рекламе, недостачи товаров сверх норм убыли и некоторые другие.

Поскольку в отчете по каждому предприятию цент­ рализованная бухгалтерия фиксирует издержки обраще­ ния но каждой статье, появляется возможность глубоко анализировать их по каждому предприятию по обще­ принятой методике.

При этом надо использовать и данные об ассорти­ менте реализованных товаров, так как издержкоемкость


разных товаров и сдвиги в ассортименте 'могут серьезно влиять на сумму и уровень издержек обращения по от­ дельным статьям.

• В результате анализа должны быть вскрыты все ре­ зервы дальнейшего их снижения. Ими могут быть про­ грессивные мет'оды торговли, широкое внедрение меха­ низации труда, и особенно погрузочно-разгрузочных ра­ бот; повышение производительности труда работников магазинов.

Важным фактором снижения издержек обращения является улучшение использования основных и оборот­ ных фондов за счет увеличения объема товарооборота на 1 м 2 торгового зала, ускорения оборачиваемости то­ варов и сокращения их запасов до установленных нор­ мативов и др. Большие резервы есть для сокращения расходов, и особенно потерь по таре.

Чтобы привести в действие многие из названных ре­ зервов, крайне необходимо в каждом предприятии зна­ чительно улучшить экономическую работу, и прежде всего путем привлечения к ней заведующих отделами, секциями и, конечно же, продавцов и кассиров. И на­ конец, об анализе влияния на конечные финансовые ре­ зультаты прочих (непланируемых) доходов и потерь.

На'сумму прочих доходов прибыль увеличивается, а прочих потерь — уменьшается, поэтому здесь для из­ мерения влияния на прибыль не требуется производить специальных расчетов, и этим, конечно, облегчается проведение анализа. Однако анализ следует вести в разрезе статей доходов и потерь с тем, чтобы дать кон­ кретную оценку каждому виду потерь и наметить пути их ликвидации.

В ходе анализа финансовых результатов предприя­ тия и всех факторов, оказавших влияние на выполнение плана, должны быть намечены и в дальнейшем внедре­ ны предложения, направленные на обеспечение выпол­ нения плана рентабельности.