Файл: Гафанович Д.П. Учет и анализ финансовых результатов в централизованной бухгалтерии торга.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.07.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 0
-Месяц
to Шифр предприятия
со |
Сумма планового и факти |
|
ческого товарооборота |
Л.Шифр основного счета и субсчета
сл Шифр корреспондирующего счета и субсчета
оШифр статьи аналитического учета
чСумма по статьям аналити ческого учета
00 |
доходы |
|
счетамдирующим |
корреспонпоИтого |
|
|
|
||
(О |
расходы |
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
доходы |
основнымпоИтого субсчетамисчетам синтетического учета |
||
|
|
|
||
- |
расходы |
|
|
|
|
|
сальдоиходов |
1 |
1 |
ю |
доходы, прибыль |
расдоходов,всего |
предприяпоИтого тиям |
|
|
|
|
||
со |
расходы, убыток |
|
|
|
|
|
|
|
|
деятельности хозяйственной результатах финансовых о Отчет
Г Л А В А Ѵ„
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ БУХГАЛТЕРИИ ТОРГА
В условиях хозяйственной реформы возрастает роль бухгалтерского учета как важнейшего средства контроля за деятельностью хозрасчетных торговых предприятий.
Завершение процесса перевода торговых предприя тий на внутрихозяйственный расчет, образование цент рализованных бухгалтерий в системе государственной торговли и широкая механизация учета и вычислитель ных работ позволят значительно увеличить объем рас сматриваемой информации, существенно повысить опе ративность, углубить анализ результатов финансовой деятельности. В свою очередь, это вызовет существен ные изменения в организации и способах проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности пред приятий на внутреннем хозрасчете и торга в целом.
Сложившаяся организация анализа была рассчитана на децентрализованный учет, когда в каждом магазине, имевшем шесть и 'более продавцов, в штате состоял бухгалтер, который проводил анализ основных показате лей баланса и отчета, а руководитель предприятия полу чал готовые данные. Результаты работы остальных магазинов раздельно не учитывались, а обезличива лись в учете и анализе по торгу в целом. Теперь же по ложение изменилось: в магазинах, как правило, упразд нены самостоятельные бухгалтерии и самостоятельный баланс (за исключением самых крупных магазинов), и
124
торгу нужно анализировать информацию по всем мага зинам на внутреннем хозрасчете, содержащуюся в от чете об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности.
В «Основных положениях о централизованных бух галтериях предприятий и организаций государственной торговли и общественного питания системы Министер ства торговли СССР» предусмотрено (наличие в штатах централизованных бухгалтерий не только бухгалтеров и других работников, но и экономистов, главной обязан ностью которых является проведение экономического анализа, в том числе финансовых результатов магази нов на внутреннем хозрасчете.
Трудность организации такого анализа заключается в том, что до централизации учета и организации цен трализованных бухгалтерий бухгалтерия анализировала результаты финансово-хозяйственной деятельности по торгу в целом и по тому небольшому количеству мага зинов, по которым составлялся самостоятельный ба ланс; сейчас же централизованная бухгалтерия учиты вает и анализирует рентабельность по большому числу торговых предприятий. Так, в Московском райгастрономторге Киева учет финансовых результатов ведется по 72 магазинам, в Железнодорожном — по 55, в Донецком горпищеторге — по 80, в Горл-овоком орсе — по 111 магазинам. Как видно, количество предприятий, по ко торым необходимо анализировать финансовые результа ты, весьма значительно. И это характерно не только для торгов и орсов Украинской ССР.
Рентабельность является важнейшим синтетическим качественным показателем, на который влияют почти все стороны деятельности торга (предприятия), поэто му анализ рентабельности за месяц, а тем более за квартал, год может быть только комплексным.
Аналитическая работа в торге должна координиро ваться с тем, чтобы все стороны хозяйственной и орга низационной деятельности 'были изучены по заранее разработанному плану и методике, а результаты были обобщены. Специальным положением (приказом) по торгу должны быть строго регламентированы сроки и содержание анализа и установлены лица, ответственные за анализ тех или иных показателей. На главного бух галтера должны быть возложены общая организация и
125
руководство анализом этих показателей, а также общий контроль за выполнением мероприятий, разработанных по материалам анализа.
Естественно, в Положении должны быть предусмот рены сроки выполнения работ по этапам и лида, кон тролирующие выполнение намеченных мероприятий. Чтобы добиться единства методики в проведении этой работы, целесообразно заранее разработать формы ана литических таблиц /и расчетов.
Как уже было сказано, анализ рентабельности дол жен систематически осуществляться в двух звеньях: во-первых, директором (заведующим) магазина с привле чением всего коллектива работников и, во-вторых, цен тральным аппаратом торга, в первую очередь бухгал терией е привлечением планового и торгового отделов.
Оперативному анализу необходимо подвергать сле дующие показатели: выполнение плана реализации то варов; сумму товарных запасов в сопоставлении с нор мативом; общую сумму и уровень торговой скидки на поступившие товары; товарные потери. К сожалению, возможности оперативного анализа, т. е. анализа в ходе выполнения плана несколько ограничены, но тем не ме нее результаты такого анализа могут подсказать, какие мероприятия следует немедленно принять для выполне ния плана прибыли.
Заведующий магазина должен ежедневно контролиро вать ^выручку магазина, чтобы иметь представление, на сколько объем реализации товаров обеспечивает вы полнение месячного (пятидневки) плана. Каждые пять дней по данным товарного отчета директор магазина и центральный аппарат торга могут судить о ходе вы полнения плана реализации, о выполнении плана по ступления товаров, о сумме и среднем проценте торго вой скидки на поступившие товары, которые дадут из вестное представление о соотношении ассортимента по ступающих товаров заила'нированному.
Однако результаты оперативного анализа не могут дать исчерпывающей картины состояния рентабельно сти предприятия, поэтому должен осуществляться и пе риодический, более глубокий и обоснованный анализ рентабельности (месячный, квартальный, годовой).
Для этого используют «Отчет об основных показа телях хозяйственно-финансовой деятельности» хозрас-
№
четного магазина -(см. стр. 115), который составляется по окончании месяца.
По данным этого отчета можно наиболее полно про анализировать выполнение магазином плана прибыли, так как отчет содержит сведения о выполнении плана реализации, соблюдении ометы издержек обращения, выполнении плана валовых доходов .и рентабельности. В отчете есть много и других полезных сведений о ра боте магазина, например, запасы товаров, малоценного инвентаря, данные о прочих потерях и т. п., которые нужно использовать для анализа и оценки работы ма газина. Ясность, простота и доступность для понима ния работников магазинов — важное преимущество этого отчета. Кроме того, при анализе отчета в бух галтерии отпадает необходимость переписывать из раз личных отчетных форм показатели в таблицы для ана лиза, что снижает трудоемкость работы.
Все данные, необходимые для составления месячного отчета, бухгалтерия получает из соответствующих ре гистров аналитического учета; последние систематически сверяются с данными синтетического учета, что обеспе чивает их высокую достоверность.
Месячный отчет, который вручается заведующему матазина, должен стать предметом подробного анализа. На основе выводов, сделанных в ходе анализа показа телей отчета, следует провести производственное сове щание коллектива, на котором обсудить мероприятия по улучшению работы магазина. В одном случае это будут вопросы улучшения организации работы и повы шения производительности труда; /в других случаях — расширение ассортимента товаров для улучшения тор говли конкретными товарами, в остальных — борьба за экономию издержек обращения по тем или иным статьям издержек, сокращение товарных потерь и т. д.
Получаемая централизованной бухгалтерией инфор мация о работе каждого предприятия, в частности ин формация о состоянии рентабельности, должна быть широко использована во всех звеньях и на всех участ ках работы торга для анализа и разработки конкретных мероприятий, направленных на улучшение работы тор говых .предприятий. При анализе финансовых результа тов торга важно найти показатели, которые могли бы показать степень внедрения внутреннего хозрасчета. Та-
1?7
кими показателями, по нашему мнению, сможет быть удельный вес численности .продавцов, занятых в пред приятиях на хозяйственном расчете, и удельный вес объема реализации товаров этих предприятий в общем объеме реализации торга.
Приступая к анализу, прежде всего необходимо дать общую оценку выполнения установленного плана 'прибы ли с учетом влияния основных факторов. Для примера
рассмотрим основные |
показатели |
хозяйственной дея |
тельности пищеторга |
(в тыс. руб.): |
|
Реализация товаров: |
64632 |
|
план...................................... |
|
|
фактически ....................... |
63485 |
% выполнения................... |
|
98,2 |
Реализованная торговая скидка: |
|
|
сумма по п л а н у .. |
5131,6 |
7,937 |
в ■ % кобороту.................... |
. . . . |
|
сумма фактическая |
5007,6 |
|
в % кобороту..................... |
|
7,887 |
Издержки обращения: |
|
3839,1 |
сумма по плану ................ |
|
|
в % кобороту..................... |
. . . . |
5,941 |
сумма фактическая |
3762,01 |
|
в % кобороту..................... |
|
5,929 |
Прибыль: |
|
1292.5 |
сумма по плану ............... |
|
|
в % к обороту................... |
. . . . |
1,997 |
сумма фактическая |
1245 |
|
в % к обороту................... |
|
1,958 |
Как видно, торг не выполнил план прибыли — 98,1%
/ 1245 -100\ |
и недополучил 47 тыс. |
_ |
|
руб. Рассмотрим |
\1292,5 )
влияние отдельных факторов на размер прибыли. Не выполнение плана товарооборота на 1147 тыс. руб. при вело и недополучению 23 тыс. руб. прибыли; снижение уровня торговой скидки против плана на 0,05% к обо роту повлияло на снижение прибыли в сумме 32 тыс. руб.; экономия издержек обращения на 0,012% к обо роту позволила увеличить прибыль на 8 тыс. руб.
Такая предварительная общая оценка выполнения плана позволяет определить, какие вопросы должны быть подвергнуты более глубокому анализу. Как уже говорилось, для этого используется «Отчет об основ ных показателях хозяйственно-финансовой деятельности» за каждый месяц. Однако для получения более конкрет ных выводов целесообразно все магазины сгруппировать
128
по каким-либо наиболее существенным для такого ана лиза признакам. На наш взгляд, ими могут быть: спе циализация предприятий; объем товарооборота; степень выполнения плана прибыли.
Группировка по специализации магазинов весьма ин тересна, так как показывает зависимость рентабельно сти от ассортимента товаров. Она, по-видимому, была бы весьма полезной для специализированных товаров. Однако в нашем примере специализация магазинов но сит условный характер, так как в них не совпадает ас сортимент продажи, в связи с чем наблюдаются резкие колебания среднего процента реализованной скидки и издержек обращения. Поэтому группировка по этому признаку не всегда может служить достаточно хоро шей базой для анализа и оценки рентабельности, осо бенно по местным торгам, в которых чаще всего отсут ствует узкая специализация магазинов. Это видно из табл. 2, составленной по данным нищеторга.
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 2 |
|
|
|
|
|
(в |
% к обороту) |
Магазины |
Специализация |
Реализованная |
Издержки |
Рентабель |
||
скидка |
обращения |
ность |
||||
№ 2 |
Бакалея-гастроно |
6,33 |
6,95 |
—0,62 |
||
№ |
16 |
мия |
|
|
|
|
То |
же |
11,30 |
15,82 |
—4,52 |
||
№ |
1 |
» |
» |
7,41 |
4,82 |
+2,59 |
№ |
11 |
» |
» |
8,85 |
7,50 |
+ 1,35 |
№ 25 |
Воды-соки |
8,7 |
5,77 |
+2,93 |
||
И т. д. |
|
|
|
|
|
Группировку по объему товарооборота целесообраз но производить в тех торгах, в которых все или боль шинство предприятий работают в примерно равных ус ловиях, особенно с точки зрения районов размещения предприятий и условий организации труда. Однако в местных торгах условия работы магазинов разные и группировка по товарообороту не раскрывает в доста точной мере какой-либо закономерности. Это подтверж дается группировкой магазинов по товарообороту во взятом нами для примера пищеторге (табл. 3).
По-видимому, наиболее приемлемой остается груп пировка магазинов по конечному финансовому резуль-
129