Файл: Гафанович Д.П. Учет и анализ финансовых результатов в централизованной бухгалтерии торга.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.07.2024

Просмотров: 118

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-Месяц

to Шифр предприятия

со

Сумма планового и факти­

 

ческого товарооборота

Л.Шифр основного счета и субсчета

сл Шифр корреспондирующего счета и субсчета

оШифр статьи аналитического учета

чСумма по статьям аналити­ ческого учета

00

доходы

 

счетамдирующим

корреспонпоИтого

 

 

 

расходы

 

 

 

 

 

 

 

­

о

доходы

основнымпоИтого субсчетамисчетам синтетического учета

 

 

 

-

расходы

 

 

 

 

 

сальдоиходов

1

1

ю

доходы, прибыль

расдоходов,всего

предприяпоИтого тиям

 

 

 

со

расходы, убыток

 

 

 

 

 

 

­

­

деятельности хозяйственной результатах финансовых о Отчет


Г Л А В А Ѵ„

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ БУХГАЛТЕРИИ ТОРГА

В условиях хозяйственной реформы возрастает роль бухгалтерского учета как важнейшего средства контроля за деятельностью хозрасчетных торговых предприятий.

Завершение процесса перевода торговых предприя­ тий на внутрихозяйственный расчет, образование цент­ рализованных бухгалтерий в системе государственной торговли и широкая механизация учета и вычислитель­ ных работ позволят значительно увеличить объем рас­ сматриваемой информации, существенно повысить опе­ ративность, углубить анализ результатов финансовой деятельности. В свою очередь, это вызовет существен­ ные изменения в организации и способах проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности пред­ приятий на внутреннем хозрасчете и торга в целом.

Сложившаяся организация анализа была рассчитана на децентрализованный учет, когда в каждом магазине, имевшем шесть и 'более продавцов, в штате состоял бухгалтер, который проводил анализ основных показате­ лей баланса и отчета, а руководитель предприятия полу­ чал готовые данные. Результаты работы остальных магазинов раздельно не учитывались, а обезличива­ лись в учете и анализе по торгу в целом. Теперь же по­ ложение изменилось: в магазинах, как правило, упразд­ нены самостоятельные бухгалтерии и самостоятельный баланс (за исключением самых крупных магазинов), и

124

торгу нужно анализировать информацию по всем мага­ зинам на внутреннем хозрасчете, содержащуюся в от­ чете об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности.

В «Основных положениях о централизованных бух­ галтериях предприятий и организаций государственной торговли и общественного питания системы Министер­ ства торговли СССР» предусмотрено (наличие в штатах централизованных бухгалтерий не только бухгалтеров и других работников, но и экономистов, главной обязан­ ностью которых является проведение экономического анализа, в том числе финансовых результатов магази­ нов на внутреннем хозрасчете.

Трудность организации такого анализа заключается в том, что до централизации учета и организации цен­ трализованных бухгалтерий бухгалтерия анализировала результаты финансово-хозяйственной деятельности по торгу в целом и по тому небольшому количеству мага­ зинов, по которым составлялся самостоятельный ба­ ланс; сейчас же централизованная бухгалтерия учиты­ вает и анализирует рентабельность по большому числу торговых предприятий. Так, в Московском райгастрономторге Киева учет финансовых результатов ведется по 72 магазинам, в Железнодорожном — по 55, в Донецком горпищеторге — по 80, в Горл-овоком орсе — по 111 магазинам. Как видно, количество предприятий, по ко­ торым необходимо анализировать финансовые результа­ ты, весьма значительно. И это характерно не только для торгов и орсов Украинской ССР.

Рентабельность является важнейшим синтетическим качественным показателем, на который влияют почти все стороны деятельности торга (предприятия), поэто­ му анализ рентабельности за месяц, а тем более за квартал, год может быть только комплексным.

Аналитическая работа в торге должна координиро­ ваться с тем, чтобы все стороны хозяйственной и орга­ низационной деятельности 'были изучены по заранее разработанному плану и методике, а результаты были обобщены. Специальным положением (приказом) по торгу должны быть строго регламентированы сроки и содержание анализа и установлены лица, ответственные за анализ тех или иных показателей. На главного бух­ галтера должны быть возложены общая организация и

125


руководство анализом этих показателей, а также общий контроль за выполнением мероприятий, разработанных по материалам анализа.

Естественно, в Положении должны быть предусмот­ рены сроки выполнения работ по этапам и лида, кон­ тролирующие выполнение намеченных мероприятий. Чтобы добиться единства методики в проведении этой работы, целесообразно заранее разработать формы ана­ литических таблиц /и расчетов.

Как уже было сказано, анализ рентабельности дол­ жен систематически осуществляться в двух звеньях: во-первых, директором (заведующим) магазина с привле­ чением всего коллектива работников и, во-вторых, цен­ тральным аппаратом торга, в первую очередь бухгал­ терией е привлечением планового и торгового отделов.

Оперативному анализу необходимо подвергать сле­ дующие показатели: выполнение плана реализации то­ варов; сумму товарных запасов в сопоставлении с нор­ мативом; общую сумму и уровень торговой скидки на поступившие товары; товарные потери. К сожалению, возможности оперативного анализа, т. е. анализа в ходе выполнения плана несколько ограничены, но тем не ме­ нее результаты такого анализа могут подсказать, какие мероприятия следует немедленно принять для выполне­ ния плана прибыли.

Заведующий магазина должен ежедневно контролиро­ вать ^выручку магазина, чтобы иметь представление, на­ сколько объем реализации товаров обеспечивает вы­ полнение месячного (пятидневки) плана. Каждые пять дней по данным товарного отчета директор магазина и центральный аппарат торга могут судить о ходе вы­ полнения плана реализации, о выполнении плана по­ ступления товаров, о сумме и среднем проценте торго­ вой скидки на поступившие товары, которые дадут из­ вестное представление о соотношении ассортимента по­ ступающих товаров заила'нированному.

Однако результаты оперативного анализа не могут дать исчерпывающей картины состояния рентабельно­ сти предприятия, поэтому должен осуществляться и пе­ риодический, более глубокий и обоснованный анализ рентабельности (месячный, квартальный, годовой).

Для этого используют «Отчет об основных показа­ телях хозяйственно-финансовой деятельности» хозрас-

четного магазина -(см. стр. 115), который составляется по окончании месяца.

По данным этого отчета можно наиболее полно про­ анализировать выполнение магазином плана прибыли, так как отчет содержит сведения о выполнении плана реализации, соблюдении ометы издержек обращения, выполнении плана валовых доходов .и рентабельности. В отчете есть много и других полезных сведений о ра­ боте магазина, например, запасы товаров, малоценного инвентаря, данные о прочих потерях и т. п., которые нужно использовать для анализа и оценки работы ма­ газина. Ясность, простота и доступность для понима­ ния работников магазинов — важное преимущество этого отчета. Кроме того, при анализе отчета в бух­ галтерии отпадает необходимость переписывать из раз­ личных отчетных форм показатели в таблицы для ана­ лиза, что снижает трудоемкость работы.

Все данные, необходимые для составления месячного отчета, бухгалтерия получает из соответствующих ре­ гистров аналитического учета; последние систематически сверяются с данными синтетического учета, что обеспе­ чивает их высокую достоверность.

Месячный отчет, который вручается заведующему матазина, должен стать предметом подробного анализа. На основе выводов, сделанных в ходе анализа показа­ телей отчета, следует провести производственное сове­ щание коллектива, на котором обсудить мероприятия по улучшению работы магазина. В одном случае это будут вопросы улучшения организации работы и повы­ шения производительности труда; /в других случаях — расширение ассортимента товаров для улучшения тор­ говли конкретными товарами, в остальных — борьба за экономию издержек обращения по тем или иным статьям издержек, сокращение товарных потерь и т. д.

Получаемая централизованной бухгалтерией инфор­ мация о работе каждого предприятия, в частности ин­ формация о состоянии рентабельности, должна быть широко использована во всех звеньях и на всех участ­ ках работы торга для анализа и разработки конкретных мероприятий, направленных на улучшение работы тор­ говых .предприятий. При анализе финансовых результа­ тов торга важно найти показатели, которые могли бы показать степень внедрения внутреннего хозрасчета. Та-

1?7


кими показателями, по нашему мнению, сможет быть удельный вес численности .продавцов, занятых в пред­ приятиях на хозяйственном расчете, и удельный вес объема реализации товаров этих предприятий в общем объеме реализации торга.

Приступая к анализу, прежде всего необходимо дать общую оценку выполнения установленного плана 'прибы­ ли с учетом влияния основных факторов. Для примера

рассмотрим основные

показатели

хозяйственной дея­

тельности пищеторга

(в тыс. руб.):

 

Реализация товаров:

64632

план......................................

 

фактически .......................

63485

% выполнения...................

 

98,2

Реализованная торговая скидка:

 

сумма по п л а н у ..

5131,6

7,937

в ■ % кобороту....................

. . . .

сумма фактическая

5007,6

в % кобороту.....................

 

7,887

Издержки обращения:

 

3839,1

сумма по плану ................

 

в % кобороту.....................

. . . .

5,941

сумма фактическая

3762,01

в % кобороту.....................

 

5,929

Прибыль:

 

1292.5

сумма по плану ...............

 

в % к обороту...................

. . . .

1,997

сумма фактическая

1245

в % к обороту...................

 

1,958

Как видно, торг не выполнил план прибыли — 98,1%

/ 1245 -100\

и недополучил 47 тыс.

_

 

руб. Рассмотрим

\1292,5 )

влияние отдельных факторов на размер прибыли. Не­ выполнение плана товарооборота на 1147 тыс. руб. при­ вело и недополучению 23 тыс. руб. прибыли; снижение уровня торговой скидки против плана на 0,05% к обо­ роту повлияло на снижение прибыли в сумме 32 тыс. руб.; экономия издержек обращения на 0,012% к обо­ роту позволила увеличить прибыль на 8 тыс. руб.

Такая предварительная общая оценка выполнения плана позволяет определить, какие вопросы должны быть подвергнуты более глубокому анализу. Как уже говорилось, для этого используется «Отчет об основ­ ных показателях хозяйственно-финансовой деятельности» за каждый месяц. Однако для получения более конкрет­ ных выводов целесообразно все магазины сгруппировать

128


по каким-либо наиболее существенным для такого ана­ лиза признакам. На наш взгляд, ими могут быть: спе­ циализация предприятий; объем товарооборота; степень выполнения плана прибыли.

Группировка по специализации магазинов весьма ин­ тересна, так как показывает зависимость рентабельно­ сти от ассортимента товаров. Она, по-видимому, была бы весьма полезной для специализированных товаров. Однако в нашем примере специализация магазинов но­ сит условный характер, так как в них не совпадает ас­ сортимент продажи, в связи с чем наблюдаются резкие колебания среднего процента реализованной скидки и издержек обращения. Поэтому группировка по этому признаку не всегда может служить достаточно хоро­ шей базой для анализа и оценки рентабельности, осо­ бенно по местным торгам, в которых чаще всего отсут­ ствует узкая специализация магазинов. Это видно из табл. 2, составленной по данным нищеторга.

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 2

 

 

 

 

 

% к обороту)

Магазины

Специализация

Реализованная

Издержки

Рентабель­

скидка

обращения

ность

№ 2

Бакалея-гастроно­

6,33

6,95

—0,62

16

мия

 

 

 

 

То

же

11,30

15,82

—4,52

1

»

»

7,41

4,82

+2,59

11

»

»

8,85

7,50

+ 1,35

№ 25

Воды-соки

8,7

5,77

+2,93

И т. д.

 

 

 

 

 

Группировку по объему товарооборота целесообраз­ но производить в тех торгах, в которых все или боль­ шинство предприятий работают в примерно равных ус­ ловиях, особенно с точки зрения районов размещения предприятий и условий организации труда. Однако в местных торгах условия работы магазинов разные и группировка по товарообороту не раскрывает в доста­ точной мере какой-либо закономерности. Это подтверж­ дается группировкой магазинов по товарообороту во взятом нами для примера пищеторге (табл. 3).

По-видимому, наиболее приемлемой остается груп­ пировка магазинов по конечному финансовому резуль-

129