Файл: Вуколов В.М. Детали из пластмасс в пневмогидравлических системах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.07.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

для увеличения срока службы машины в целом и создается опре­ деленными условиями эксплуатации не только гидросистемы, но и всей машины. Одним из основных звеньев гидродомкратов являются направляющие антифрикционные втулки. Следова­ тельно, все вышеперечисленные особенности эксплуатации гидро­ приводов с полимерными уплотнителями в равной мере можно отнести и к полимерным направляющим втулкам. Однако следует отметить некоторые характерные условия работы втулок, так как от них зависит обеспечение длительных сроков службы изнашива­ ющихся поверхностей деталей, составляющее центральное звено в общей проблеме долговечности гидродомкратов. Срок службы полимерных направляющих втулок определяется в первую оче­ редь сопротивляемостью износу. Под их износом понимается повреждение поверхностного слоя материала в результате внеш­ них силовых воздействий при трении, сопровождающееся разу­ прочнением материала или изменением геометрических размеров втулки. Функциональные нарушения в работе гидродомкратов, вызванные износом направляющих втулок, лимитируют длитель­ ность нормальной эксплуатации гидравлической системы. Это особенно характерно для грузоподъемных машин, так как повы­ шение скоростей и грузоподъемности транспортных средств обус­ ловливают рост силовой и тепловой напряженности работы тру­ щихся деталей. Проблемные вопросы в области трения и изна­ шивания возникают обычно применительно к экстремальным условиям работы деталей — при повышенных температурах, в агрессивных средах, глубоком вакууме и т. д. Исследования работы гидродомкратов с бронзовыми антифрикционными втул­ ками в различных организациях показали, что условия работы пар трения в них близки к экстремальным. Причем установлено, что появление рисок на поверхности втулок и цилиндров происхо­ дит с первого цикла работы гидродомкрата.

В связи с тем, что рабочая среда для гидропривода с силовыми цилиндрами должна быть особо чистой, в систему устанавли­ ваются специальные фильтры. Однако полностью исключить попадание частиц металла между трущимися поверхностями не­ возможно. В этих условиях на бронзовых втулках и цилиндрах появляются надиры, а в масле частицы металла. Так как поли­ мерные направляющие втулки обладают высокими упругими свойствами, на поверхности их присходит местная обратимая деформация, позволяющая абразивным частицам внедряться, не вызывая разрушения. При изменении температуры окружающего воздуха от 223 до 350 К не происходит ухудшения способности втулок «улавливать» эти частицы.

Следует иметь в виду, что силовые цилиндры при давлениях (ЮО-ьЗОО) ІО5 Н/м2 преодолевают усилия до нескольких десятков тонн, причем с увеличением числа ступеней гидродомкрата про­ исходит увеличение дополнительных поперечных нагрузок. При этих условиях на втулку действуют знакопеременные силы,

37


которые в сочетании с усилиями от действия рабочей среды со­ здают сложное напряженное состояние в материале втулки.

Одновременно с действием знакопеременных нагрузок втулки в процессе работы имеют линейное перемещение с довольно боль­ шими скоростями.

Таким образом, при конструировании силовых цилиндров с пластмассовыми направляющими втулками необходимо знать, что долговечность направляющих втулок определяется их сопро­ тивляемостью износу. Кроме того, направляющие втулки должны быть прочными и эластичными, т. е. сохранять постоянство формы и способность в условиях эксплуатации при определенных на­ грузках многократно упруго деформироваться. Это требование является одним из' важнейших, предъявляемых к материалу, из которого предполагается изготовлять направляющие втулки.

§ 6, Материалы, используемые в конструкциях арматуры

Выбор материала уплотнения зависит от вида и состояния разобщаемой рабочей среды (жидкость, газ, давление, темпера­ тура и Др.), назначения уплотнения и его конструкции. Однако во всех случаях материал должен обеспечивать необходимую герметичность и заданную долговечность.

Для изготовления пневмогидравлической арматуры применяют почти все распространенные в машиностроении материалы..Так, например, для разобщения различных масел, используемых в ги­ дросистемах транспортных агрегатов, применяют вентили, запор­ ный клапан которых выполнен из нержавеющей стали. Корпус вентиля изготавливают, как правило, из силумина или нержаве­ ющей стали,: имеющих меньшую твердость, чем клапан. Для запирания сжатого газа применяют вентили с корпусами из бронзы и клапанами из нержавеющей стали. Там, где не требуется полная герметичность, используют запорные устройства золот­ никового типа, изготовляемые из различных марок стали,

В целях соединения трубопроводов между собой или подсоеди­ нения их к арматуре используют различного вида прокладки, изготовленные из свинца, меди, алюминия, медно-никелевого сплава (монель-металла), нержавеющей стали. Во всех случаях прокладка должна выбираться таким образом, чтобы твердость ее материала была меньше твердости материала ниппеля и шту­ цера. Направляющие втулки гидроцилиндров изготавливают из бронзы (типа бронзы АЖ-9-4 ГОСТ 493—54),

Рассмотрим некоторые материалы уплотнителей.

С в и н е ц —: металл синеватого цвета. Он достаточно мягок, ковок, обладает малой прочностью на разрыв, тягуч. Коррозий­ ная стойкость свинца обеспечивается появлением на его поверх­ ности защитной пленки, которая не разрушается при воздействии агрессивных сред. Благодаря этому свинец широко применяется

3?


Как прокладочный материал для соединения трубопроводов, транспортирующих агрессивные среды. При изменении темпе­ ратуры механические свойства свинца резко меняются.

М е д ь м а р к и Ml и М3 широко используется для про­ кладок. Этот материал содержит 0,1—0,5% примесей и обладает способностью пластически деформироваться. Перед установкой в соединения прокладки из меди отжигаются. Диапазон давлений рабочей среды, при которых используются медные прокладки, очень велик и находится в пределах от 0 до 4000-10* Н/м2.

А л ю м и н и й — металл серебристого цвета с легким синеватым оттенком. Он обладает большой пластичностью, усту­ пая в этом отношении только золоту и серебру. Алюминий легко окисляется с образованием окисной пленки повышенной плот­ ности, предохраняющей его от дальнейшего окисления, под­ дается механической обработке, что позволяет изготовлять различные по форме поперечного сечения прокладки. Он приме­ няется в гидравлических и пневматических системах для уплот­ нения соединений трубопроводов при давлении до 60-10* Н/м2.

М о н е л ь - м е т а л л

— медно-никелевый

сплав серебри­

стого цвета с содержанием

70% никеля, 25,5%

меди, 3% железа

и 1,5% марганца. Он не подвержен атмосферной коррозии, воз­ действию минеральных масел и обладает относительно высокими механическими свойствами при высокой температуре. Как про­ кладочный материал монель - металл применяется для соедине­ ния трубопроводов, транспортирующих агрессивную среду при давлении до 100-10* Н/м2.

Р е з и н а — продукт, получаемый при смешении каучука с наполнителями и другими ингредиентами с последующей вулка­ низацией. Вулканизацию применяют для придания резине меха­ нической прочности, высокой эластичности и стойкости к раство­ рителям. Свойства резины определяются свойствами и относи­ тельным количеством основных компонентов (каучука, серы, наполнителей, противостарителей и т. д.), режимом изготовления резиновых смесей, степенью и способом их вулканизации. Так, эластичность резины зависит от количества присутствующей в ней серы, в связи с чем резина подразделяется на мягкую (2— 8% серы), средней твердости (12—20% серы) и повышенной твердости (25—60% серы). Добавка газовой сажи способствует повышению прочности резины, а добавка пластификаторов — по­ вышению ее морозостойкости. Резине свойственна упругая (вы­ сокоэластическая) деформация, пределы практически обратимой деформации резины в 20—30 раз больше чем у стали. Ее способ­ ность к упругим деформациям зависит от температуры. Высокой объемной упругостью резина напоминает жидкость.

Высокая эластичность, достаточная прочность, химическая стойкость по отношению к рабочей среде, а также температуро­ устойчивость резины позволяют широко использовать ее как прокладочный материал. В расчетах резину с достаточной

39


точностью можно принимать несжимаемой. Чтобы она могла сжи­ маться в одном направлении, необходимо предусмотреть возмож­ ность ее расширения в других направлениях.

Для изготовления резины применяют натуральный и синтети­ ческий каучуки. Ассортимент синтетических каучуков, приме­ няемых для производства резины, очень разнообразен: натрийбутадиеновый, бутадиенстирольный, бутадиеннитрильный, кремнийорганический, фторсодержащий и др. Большинство из них является сополимерами, т. е. продуктами полимеризации двух или нескольких веществ, соединенных для получения желаемых ха­ рактеристик каучука.

Применение синтетических каучуков позволяет снизить стои­ мость резины. Сравнительная легкость получения синтетических каучуков, обладающих нужными свойствами, позволила создать резины, значительно превосходящие по своим свойствам резины, изготовленные на основе натурального каучука.

Н е р ж а в е ю щ а я

с т а л ь используется в качестве ма­

териала для соединения

трубопроводов гидравлических и пнев­

матических систем, работающих при давлении до 400-ІО5 Н/м2. Эти соединения нашли очень широкое применение в пневмогидро­ системах транспортных агрегатов и изготовляются в следующем конструктивном исполнении: штуцер с уплотняющим конусом и сферический ниппель соединены накидной гайкой. Указанные материалы в качестве уплотнителей обеспечивают герметичность соединений в процессе экспуатации. Однако после замены одного или нескольких агрегатов создать герметичность вновь собранных соединений очень трудно. Неровности, оставшиеся на уплотни­ тельных поверхностях после их разборки, образуют зазоры— каналы, по которым рабочая среда перетекает из мест с большим давлением в места с меньшим давлением. Устранить эти каналы можно при помощи взаимного сжатия уплотнительных поверх­ ностей до таких усилий, при которых происходит деформация всех неровностей, что требует больших, практически трудно осуществимых усилий сжатия. Последнее затрудняет монтаж и регламентные работы на машинах в полевых условиях. Замена прокладки также сопряжена с большими трудностями, так как деформированная прокладка заполняет зарезьбовую канавку накидной гайки или отверстия под штуцер. Для удаления такой прокладки требуется разрубить ее на две части; при этом необходимо не нарушить уплотнительные поверхности ниппеля или корпуса агрегата, где установлены металлические прокладки.

Применение в гидравлических агрегатах пары трения металл по металлу также связано с определенными трудностями. Так, например, при взаимодействии бронзовой направляющей втулки и стального цилиндра гидродомкрата возможно появление сопут­ ствующего износа — схватывания 1-го рода, т. е. интенсивного разрушения поверхностей деталей при трении. Выражается это в пластической деформации поверхностных слоев, возникновении

40