Файл: Виноградова А.А. Международная стандартизация в области электротехники и радиоэлектроники.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.07.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 0
Сфера деятельности МЭК ограничена во просами электротехники и радиоэлектроники, однако дублирование может иметь место при очень широкой тематике некоторых комитетов ИСО, созданных по принципу тематической общности и охватывающих отдельные системы
и даже отрасли, |
в |
то время как комитеты |
|
МЭК образованы |
в |
значительной |
части для |
рассмотрения тех или |
иных видов |
аппаратуры |
и оборудования, применяемых в различных системах и отраслях. Например, МЭК ведет работу по стартерным аккумуляторам и авто мобильным лампам, между тем как в ИСО действует комитет по автомобилям. Решением Постоянного координационного комитета пред ложено всем техническим комитетам ИСО при разработке любых вопросов, которые мо гут иметь аспекты, относящиеся к электротех нике и радиоэлектронике, направлять их для решения в соответствующие технические ко митеты МЭК, что обеспечивает их наиболее квалифицированное решение и согласование с другими смежными разрабатываемыми или разработанными уже проблемами.
С другой стороны, МЭК широко пользует ся рекомендациями, изданными ИСО, в част ности рекомендацией по рядам предпочтитель ных чисел. Обе организации информируют друг друга о постановке новых вопросов, представ ляющих взаимный интерес. Если подразделе ние проблемы на электротехнические и не электротехнические аспекты не представляет ся целесообразным, то они общим решением однозначно передаются для рассмотрения в одну из организаций. Так, в ИСО были пере даны все вопросы стандартизации вычисли-
.118
тельных машин и двигателей внутреннего сго рания, в связи с чем в МЭК прекратили рабо ту соответствующие технические комитеты. В то же время в МЭК были переданы все вопросы, относящиеся к проблемам управле ния промышленными процессами.
В 1970 г. было проведено разграничение работ ИСО и МЭК в отношении установления технических характеристик оборудования,свя занных с ударами и вибрациями, методик соответствующих испытаний и стандартизации аппаратуры для их измерения. Координация деятельности обеих организаций осуществля ется также путем сотрудничества технических комитетов по смежной тематике. К этой те матике относятся терминология, единицы и
обозначения, |
вращающиеся |
машины, размеры |
двигателей, |
гидравлические |
турбины, паро- |
ные турбины, |
неизолированные алюминиевые |
провода, жидкие и газообразные диэлектрики, измерительная техника, судовые устройства, кабели, аккумуляторы, электросварка, аку стика, предохранители и лампы для летатель ных аппаратов, автомобильные лампы, бата реи и элементы, вентиляторы, электрообору дование станков и производственных машин, атомная энергия, испытания на воздействие внешних факторов, печатные схемы, домаш ние холодильники, вопросы потребления, элек трические свойства металлов, запись, меди цинская аппаратура, управление процессами, гидравлические турбины и т. д.
В настоящее время обе организации пред приняли работы в области борьбы с загряз нением окружающей среды. Если ИСО реша ет их с точки зрени-n выработки терминологии
119
в данной области, установления международ ных соглашений по методам измерений источ ников загрязнения воздуха и водоемов, клас сификации степени загрязненности и опти мальных стандартов на методы контроля и обеспечения чистоты, то МЭК разрабатывает требования к электронной аппаратуре, приме няемой для измерения загрязненности атмос феры и водоемов.
Следует отметить, что Постоянный коор динационный комитет разработал руководст во, принятое обеими организациями по вклю чению запатентованных устройств и методов в международные рекомендации. Это руковод ство сводится к тому, что включение требова ний, защищенных патентами, в международ ные рекомендации, когда технические комите ты считают это оправданным по техническим соображениям, допустимо. Однако ни ИСО, ни МЭК не могут в каждом отдельном случае давать исчерпывающую информацию относи тельно наличия патентов и сферы их приме нения. Если какой-либо национальный коми тет является инициатором использования запатентованных изделий или методов в про екте международной рекомендации, то он
должен обратить на указанное |
обстоятельст |
||
во внимание |
технического комитета, |
где это |
|
предложение |
рассматривается. |
Если |
предло |
жение принимается, то национальный комитет обязан запросить держателя патента о предо ставлении лицензии всем желающим на ра зумных условиях, исключающих всякую дискриминацию. В случае его согласия соот ветствующее предложение включается в ре комендацию с сылкой на возможность приоб-
120
ретения лицензии. В противном случае или даже если держатель патента меняет условия предоставления лицензий после выхода в свет рекомендации, то сама рекомендация или ее проект возвращается в технический комитет для пересмотра и выбора другого технического решения, исключающего применение данного запатентованного требования.
В целях придания ему большей гибкости Постоянный координационный комитет реше-
шением обеих |
организаций был преобразован |
в Смешанный |
комитет ИСО/МЭК с более |
узким составом участников. В него входят президенты, генеральные секретари и по одно му представителю от каждой организации в отличие от прежней практики, когда прези денты могли приглашать на заседания коор динационного комитета большое число участ ников.
Являясь международной организацией по стандартизации, ИСО, помимо разработки ре комендаций по отдельным отраслям экономи ки, большое внимание уделяет постановке и решению общих 'проблем стандартизации, ко
торыми |
занимаются постоянные |
комитеты, |
||
создаваемые |
при Совете ИСО — руководящем |
|||
органе |
этой |
организации. Наиболее |
важными |
|
из них являются |
следующие. |
|
||
Комитет |
по |
изучению научных |
принципов |
|
стандартизации |
(СТАКО). В настоящее • вре |
мя на рассмотрении этого комитета стоит круг проблем, связанных с определением экономи ческой эффективности работ по стандартиза ции, в частности экономическая эффективность внедрения международных стандартов, влия ние международной стандартизации на разви-
121
тие региональных рынков, значение между народной стандартизации для устранения технических препятствий в международной торговле, значение участия в работах по ме ждународной стандартизации для развиваю щихся стран, применение математических ме тодов в стандартизации и др. Комитетом была проделана большая работа по внедре нию в практику международной стандартиза ции международной системы единиц (системы СИ). Установлением определения ряда общих понятий, таких, как стандартизация, стандарт, качество, калибровка, допуск и т. д., занима ется также СТАКО.
Согласно определению СТАКО стандарти зация— это работа по установлению и приме нению общих правил с целью упорядочения деятельности в данной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон и, в частности, для достижения всеобщей опти мальной экономии, принимая во внимание ра бочие условия и требования техники безопас ности. Частными случаями деятельности в области стандартизации является установле ние единиц измерений; терминов и обозначе ний; требований к продукции и производствен ным процессам (характеристики и параметры*,
методы испытаний |
и измерений, |
технические |
||||
требования, |
характеризующие качество изде |
|||||
лия), |
взаимозаменяемость |
и др. МЭК |
имеет |
|||
в СТАКО своих представителей. |
|
|
||||
Комитет |
по |
оценке |
качества |
аттеста |
||
ции) |
продукций |
(СЕРТИКО). |
Этот |
коми |
тет создан в 1970 г. в связи с возросшим ин тересом к проблеме аттестации изделий и разработкой систем аттестации отдельными
122
группами стран и международными организа циями. В его задачу входит изучение практи ки оценки качества продукции, принятой в странах—членах ИСО и в объединениях этих стран, и установление единых принципов мето дики аттестации. Создание такой международ ной методики обеспечит в дальнейшем взаим ное признание аттестационных знаков продук ции, поступающей для международного товарообмена.
Этот комитет сотрудничает с целым рядом организаций: Международной электротехни ческой комиссией, Международной комиссией по правилам приемки электрооборудования, Продовольственной и Сельскохозяйственной организациями ООН (ФАО), Европейским комитетом по информации, Европейским эко номическим сообществом, Европейской ассо циацией свободной торговли, Европейским комитетом по обеспечению качества электрон ных компонентов, Западноевропейским союзом производителей электронной техники. Любо пытно отметить, что большинство перечислен ных организаций, кроме ФАО, МЭК, являют ся западноевропейскими. Отсюда интересы США официально могут отражаться только
впозиции ИСО и МЭК.
Всвоей деятельности СЕРТИКО базиру ется на работах технического комитета PICO ТК 73. «Вопросы потребления», рекомендации которого учитываются при введении нацио нальных систем аттестации продукции и в раз
рабатываемой |
системе аттестации |
в СЭН. |
К указанным |
рекомендациям |
относятся: |
Р 186. «Определение общих принципов марок соответствия стандартам», Р 436. «Информа-
123
ционное этикетирование», Р 526. «Значение для покупателей марок соответствия стандартам».
В настоящее время СЕРТИКО разработан предварительный свод правил (код), которым должны удовлетворять системы оценки качест ва, основанные на стандартах. Эти правила исходят из того, что стандарты являются од ним из главных инструментов экономической деятельности. Оказывая большое влияние на развитие внешней торговли, сами по себе стандарты не относятся к факторам, определя ющим политику в области внешней торговли.
Сами правила сводятся к следующему: системы аттестации, вводимые странами—чле нами ИСО, должны основываться на стандар тах ИСО, если таковые имеются. При отсутст вии этих последних стандарты, на которых строятся системы аттестации, должны предо ставляться в распоряжение ИСО с тем, чтобы в дальнейшем в случае необходимости на их
основе |
могли быть |
разработаны |
стандарты |
|
ИСО. |
При |
соблюдении указанного |
правила |
|
разработка |
систем |
аттестации предполагает |
||
подготовку |
соответствующих технических ус |
ловий (ТУ) и процедуры обеспечения соответ ствия указанным ТУ. Все системы аттестации, основанные на стандартах, должны распрстраняться на изделия независимо от страны-про изводителя и должны быть доступными для ознакомления.
Введение международных систем аттеста ции не должно препятствовать действию сис тем контроля качества производителей, осно ванных на принятых национальных системах контроля качества. Любая система аттеста ции, базирующаяся на использовании стан-
124
дартов, должна быть организована так, чтобы за соблюдение указанных правил отвечала
компетентная |
организация, |
не |
имеющая |
||
коммерческих |
интересов |
и |
соблюдающая |
||
в одинаковой |
мере |
интересы |
потребителей и |
||
производителей. Если |
группами |
стран—членов |
|||
ИСО введены |
различные |
системы |
аттестации |
в отношении одних и тех же изделий, то меж ду этими системами должны существовать определенные соглашения, исключающие ди скриминацию изделий в зависимости от стра ны-изготовителя или в отношении жесткости принятых за основу технических условий. Любая система международной аттестации должна предусматривать процедуру разреше ния конфликтов в случае их возникновения.
В целом в отношении постановки пробле мы аттестации продукции в ИСО можно отме тить, что на сегодняшний день введение систем аттестации в ИСО для конкретных видов из делий не предполагается, и, как уже было сказано, вопрос сводится к унификации систем
. аттестации, создаваемых группами стран—чле нов ИСО в рамках различных международных организаций.
Комитет по изучению научно-технической информации по стандартизации (ИНФКО).
Создание этого комитета было вызвано не обходимостью решения проблемы механиза ции и автоматизации основных информацион ных процессов при работе со стандартами, так как быстрый рост числа стандартов, а так
же |
рост |
числа документальных |
материалов |
|
и научно-технической литературы |
делает не |
|||
возможным использование |
старых |
традицион |
||
ных |
форм |
информации. В |
настоящее время |
125