Файл: Виноградова А.А. Международная стандартизация в области электротехники и радиоэлектроники.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.07.2024
Просмотров: 126
Скачиваний: 0
в различных странах создаются автоматизи рованные системы с применением средств вычислительной техники. В интересах между народного сотрудничества возникает необхо димость международного обмена информаци ей, для чего необходима разработка ряда организационных и технических вопросов. Ра бота ИНФКО имеет также значение для разра ботки .методологии создания и деятельности Ме ждународного информационного центра по стандартизации в Женеве. Решение о создании
такого |
центра было |
принято |
Советом |
ИСО |
в 1969 г. С 1 января |
1971 г. центр начал |
офи |
||
циально |
функционировать. Его |
назначение — |
создание системы информации по международ ным рекомендациям и стандартам и нацио нальным стандартам стран—членов ИСО.
По отношению к внешнему миру PICO и МЭК по многим вопросам выступают с общих позиций. В 1967 г. ИСО и МЭК. выпустили совместно брошюру «Мировые стандарты на службе мирового прогресса» с целью пропа ганды идей международной стандартизации среди широких кругов мировой научно-техни
ческой |
общественности |
и деловых |
кругов. |
||
14 октября |
1970 г. по решению Совета ИСО, |
||||
принятому |
совместно с МЭК, в 65 странах — |
||||
членах ИСО и МЭК был отмечен |
впервые |
||||
День |
мировой стандартизации, посвященный |
||||
пропаганде |
идей стандартизации, |
достигну |
|||
тых |
ею |
результатов и |
перспектив |
развития. |
Дни стандартизации отмечаются теперь еже
годно. |
|
|
|
В настоящее |
время |
связь ИСО и |
МЭК |
с правительственными и |
неправительственны |
||
ми организациями |
по общим проблемам |
идет |
126
по трем направлениям: содействие развитию стандартизации в развивающихся странах, ре шение современных проблем международной стандартизации для промышленно развитых стран и сотрудничество по вопросам стандар
тизации |
с |
международными |
организациями, |
||
представляющими интересы |
потребителей. |
||||
По первому вопросу при Совете ИСО дей |
|||||
ствует |
Постоянный |
комитет |
развития |
||
(ДЕВКО), |
в котором |
МЭК |
имеет |
наблюда |
телей. В 1969 г. было создано Постоянное координационное бюро по развитию стандарти зации в развивающихся странах на уровне секретариатов Организации ООН по промыш ленному развитию (ЮНИДО), ЮНЕСКО, ИСО и МЭК. Однако многостороннее сотруд ничество с развивающимися странами в этом направлении не получило широкого развития в связи с тем, что оно требует больших фи нансовых средств, которыми неправительст венные организации не располагают. Деятель ность ДЕВКО ограничилась составлением документов, определяющих требования к ква
лификации экспертов |
в области |
стандартиза |
ции, направляемых в |
развивающиеся страны, |
|
а также по установлению нужд |
развивающих |
ся стран в вопросах организации служб стандартизации. ИСО оказывает содействие в проведении симпозиумов по проблемам стандартизации для развивающихся стран и учреждении центров по подготовке кадров стандартизаторов для этих стран. Со своей стороны МЭК стремится придать сотрудниче ству с развивающимися странами конкретный характер, совпадающий с направлениями ее деятельности, и учесть их нужды при разра-
127
ботке рекомендаций по отдельным вопросам. Результаты работ по международной стан дартизации в области электротехники и ра диоэлектроники имеют особое значение для указанных стран, так как процесс индустриа лизации в любом виде связан с проблемами производства и потребления электрической энергии. В частности, при создании энергети ческого хозяйства для развивающихся стран важное значение имеет то, чтобы электротех ническое и электронное оборудование, импор тируемое из различных стран, могло бы сопря гаться между собой и быть взаимозаменя емым, что является достижимым, если это оборудование соответствует международным
рекомендациям.
Развивающиеся страны, многие из которых расположены в непосредственной близости от экватора и находятся в границах влажно-тро пического климата, выдвигают совершенно специфические требования к конструкции и эксплуатации электрооборудования и радио электронной техники. Учитывая значение раз вивающихся стран как потенциальных рынков сбыта для современного сложного оборудова ния, в международных организациях по стан дартизации, в том числе в МЭК и ИСО, боль шое внимание уделяют разработке климати ческих требований к оборудованию.
В качестве 'примера учета нужд развива ющихся стран в деятельности МЭК можно привести создание по рекомендации ЮНЕСКО ТК 64. «Электроустановки в зданиях». Специ фика этого комитета заключается в том, что при всей необходимости установления общих правил в отношении техники безопасности и
128
правил электрических установок для всех стран, в том числе и для располагающих круп ным и разветвленным энергетическим хозяй ством и высокой степенью электрификации, наиболее полно рекомендации ТК 64 смогут быть использованы в странах, начинающих электрифицировать свое народное хозяйство, что как раз имеет место в развивающихся странах. Определенное значение могут иметь
для данной категории |
стран |
также |
начатые |
|
в МЭК работы по обучающим |
машинам. |
|||
Сотрудничество |
с организациями |
потреби |
||
телей ИСО и МЭК осуществляют |
в рамках |
|||
Международного |
руководящего комитета по |
|||
стандартизации |
в |
области |
потребления |
|
(ИСКА), созданного |
в 1967 |
г. в результате |
соглашения между ИСО, МЭК и Междуна родной организации потребительских союзов. В компетенцию ИСКА входит рассмотрение запросов организаций потребителей в отноше нии стандартизации товаров индивидуального пользования и формулирование предложений для проведения соответствующих работ в тех нических комитетах ИСО и МЭК. В ИСКА, помимо указанных организаций, входят Меж дународный союз по качеству, Международ ная федерация по снабжению, Международ ный центр по этикетированию, Международ ный кооперативный альянс. Организации потребителей в отношении стандартизации интересуются в первую очередь созданием стандартных методов измерения эксплуатаци онных характеристик, вопросами оценки каче ства и безопасности. Для ИСО и МЭК сотруд ничество с этими организациями совпадает
собщим направлением расширения работ
9—212 |
129 |
в части изделий широкого потребления и свя зано с влиянием, оказываемым организация ми потребителей на рынок товаров индивиду ального пользования.
Для современного развития международ ной стандартизации, в том числе для работ ИСО и МЭК, большое значение имеет рас
смотрение актуальных проблем в |
этой обла |
сти в Европейской экономической |
комиссии |
(ЕЭК) ООН. Страны этого региона являются
•наиболее |
активными |
участниками |
ИСО и |
МЭК. На |
их долю |
приходится 70% |
объема |
мировой торговли. В Европе наибольшее
развитие |
получила региональная |
стандарти |
|||||
зация. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Являясь в отличие от ИСО и |
МЭК |
орга |
||||
низацией |
межправительственной, |
ЕЭК |
ООН |
||||
не ставит перед собой задачу |
разработки |
||||||
стандартов, за |
некоторым |
исключением, на |
|||||
пример, в области |
автомобильного |
транспорта |
|||||
и |
ряда |
норм |
на |
продовольственные'"'товары. |
|||
Ее |
деятельность |
направлена |
на |
привлечение |
внимания правительств стран-членов к про блемам международной стандартизации, на расширение и углубление сотрудничества по
стандартизации |
на |
правительственном |
уровне |
|||||
в целях содействия |
развитию |
торговли и на |
||||||
учно-технического |
сотрудничества |
между |
||||||
странами. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Работа |
осуществляется |
путем |
проведения |
|||||
периодических |
(каждые |
2 |
года) |
совещаний |
||||
государственных |
должностных |
лиц, |
ответст |
|||||
венных в |
своих |
странах |
за |
политику |
в обла |
сти стандартизации. Первое такое совещание состоялось в начале 1970 г. и второе — в ян варе 1972 г. Эти совещания явились предста
ло
вйтельными форумами для обсуждения воз можностей эффективного использования стан дартизации в решении проблем межправитель ственного сотрудничества.
Отправным моментом для решения стоя щих перед ЕЭК ООН задач является положе ние, что только согласование технических стандартов на многосторонней основе может позволить устранить технические препятствия в торговле и научно-техническом сотрудниче стве между странами. Огромная заслуга в этом отношении принадлежит ИСО и МЭК. Но ука занные организации не являются правитель ственными, точно так же, как национальные организации по стандартизации в капитали стических странах не являются государствен ными учреждениями, и принимаемые ими стандарты, несмотря на строгое их соблюдение, не имеют силы закона.
Осуществляемое в настоящее время внед рение рекомендаций и международных стан дартов в национальную практику носит сти хийных характер и не всегда проводится последовательно. Задача, стоящая перед пра вительственными учреждениями в том виде, как ее формулирует ЕЭК ООН, заключается
вусилении руководства со стороны этих
учреждений национальными организациями по стандартизации в целях более глубокого и планомерного согласования национальных тех нических норм с международным. С другой стороны, в связи с усилением государственно го регулирования в экономике капиталистиче ских стран растет число обязательных стан дартов и правил в отношении все расширяю щегося ассортимента товаров и услуг.
9* |
131 |
В свете этих задач ЕЭК ООН готовит пере
чень |
первоочередных |
работ по |
международ |
||
ной |
стандартизации, |
который |
должен быть |
||
передан |
для |
исполнения соответственно в ИСО |
|||
и МЭК. |
В |
области электротехники и радио |
электроники к первоочередным вопросам от
носятся |
стандартизация |
сверхвысоких |
напря |
жений |
в свете рассматриваемого в |
Коми |
|
тете по |
электроэнергии |
ЕЭК ООН |
вопроса |
о передаче энергии через границы и возмож ного в будущем объединения энергосистем Востока и Запада Европы; создание единых норм на воздушные линии электропередачи; унификация штепсельных разъемов быто вого и аналогичного применения (сейчас их в мире десятки типов); требования по безо пасности электрических бытовых приборов, установок для электрического отопления зда ний. Часть этих работ уже проводится в тех нических комитетах МЭК.
Затруднения в использовании международ ных рекомендаций в целях технической регла ментации связаны с тем, что международные
рекомендации |
имеют разную |
значимость |
||
в |
зависимости |
от |
процедуры |
их принятия. |
В |
международных |
организациях, даже PICO |
и МЭК, действуют правила голосования, тре бующие различное большинство голосов странчленов при утверждении этих рекомендаций. Обязательства, накладываемые на страны при голосовании в отношении дальнейшего ис пользования утвержденных рекомендаций, также различаются.
Кроме того, указанные рекомендации в си лу своего назначения не всегда подходят для указанной цели.
132