Файл: Виноградова А.А. Международная стандартизация в области электротехники и радиоэлектроники.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.07.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в различных странах создаются автоматизи­ рованные системы с применением средств вычислительной техники. В интересах между­ народного сотрудничества возникает необхо­ димость международного обмена информаци­ ей, для чего необходима разработка ряда организационных и технических вопросов. Ра­ бота ИНФКО имеет также значение для разра­ ботки .методологии создания и деятельности Ме­ ждународного информационного центра по стандартизации в Женеве. Решение о создании

такого

центра было

принято

Советом

ИСО

в 1969 г. С 1 января

1971 г. центр начал

офи­

циально

функционировать. Его

назначение —

создание системы информации по международ­ ным рекомендациям и стандартам и нацио­ нальным стандартам стран—членов ИСО.

По отношению к внешнему миру PICO и МЭК по многим вопросам выступают с общих позиций. В 1967 г. ИСО и МЭК. выпустили совместно брошюру «Мировые стандарты на службе мирового прогресса» с целью пропа­ ганды идей международной стандартизации среди широких кругов мировой научно-техни­

ческой

общественности

и деловых

кругов.

14 октября

1970 г. по решению Совета ИСО,

принятому

совместно с МЭК, в 65 странах —

членах ИСО и МЭК был отмечен

впервые

День

мировой стандартизации, посвященный

пропаганде

идей стандартизации,

достигну­

тых

ею

результатов и

перспектив

развития.

Дни стандартизации отмечаются теперь еже­

годно.

 

 

 

В настоящее

время

связь ИСО и

МЭК

с правительственными и

неправительственны­

ми организациями

по общим проблемам

идет

126


по трем направлениям: содействие развитию стандартизации в развивающихся странах, ре­ шение современных проблем международной стандартизации для промышленно развитых стран и сотрудничество по вопросам стандар­

тизации

с

международными

организациями,

представляющими интересы

потребителей.

По первому вопросу при Совете ИСО дей­

ствует

Постоянный

комитет

развития

(ДЕВКО),

в котором

МЭК

имеет

наблюда­

телей. В 1969 г. было создано Постоянное координационное бюро по развитию стандарти­ зации в развивающихся странах на уровне секретариатов Организации ООН по промыш­ ленному развитию (ЮНИДО), ЮНЕСКО, ИСО и МЭК. Однако многостороннее сотруд­ ничество с развивающимися странами в этом направлении не получило широкого развития в связи с тем, что оно требует больших фи­ нансовых средств, которыми неправительст­ венные организации не располагают. Деятель­ ность ДЕВКО ограничилась составлением документов, определяющих требования к ква­

лификации экспертов

в области

стандартиза­

ции, направляемых в

развивающиеся страны,

а также по установлению нужд

развивающих­

ся стран в вопросах организации служб стандартизации. ИСО оказывает содействие в проведении симпозиумов по проблемам стандартизации для развивающихся стран и учреждении центров по подготовке кадров стандартизаторов для этих стран. Со своей стороны МЭК стремится придать сотрудниче­ ству с развивающимися странами конкретный характер, совпадающий с направлениями ее деятельности, и учесть их нужды при разра-

127

ботке рекомендаций по отдельным вопросам. Результаты работ по международной стан­ дартизации в области электротехники и ра­ диоэлектроники имеют особое значение для указанных стран, так как процесс индустриа­ лизации в любом виде связан с проблемами производства и потребления электрической энергии. В частности, при создании энергети­ ческого хозяйства для развивающихся стран важное значение имеет то, чтобы электротех­ ническое и электронное оборудование, импор­ тируемое из различных стран, могло бы сопря­ гаться между собой и быть взаимозаменя­ емым, что является достижимым, если это оборудование соответствует международным

рекомендациям.

Развивающиеся страны, многие из которых расположены в непосредственной близости от экватора и находятся в границах влажно-тро­ пического климата, выдвигают совершенно специфические требования к конструкции и эксплуатации электрооборудования и радио­ электронной техники. Учитывая значение раз­ вивающихся стран как потенциальных рынков сбыта для современного сложного оборудова­ ния, в международных организациях по стан­ дартизации, в том числе в МЭК и ИСО, боль­ шое внимание уделяют разработке климати­ ческих требований к оборудованию.

В качестве 'примера учета нужд развива­ ющихся стран в деятельности МЭК можно привести создание по рекомендации ЮНЕСКО ТК 64. «Электроустановки в зданиях». Специ­ фика этого комитета заключается в том, что при всей необходимости установления общих правил в отношении техники безопасности и

128


правил электрических установок для всех стран, в том числе и для располагающих круп­ ным и разветвленным энергетическим хозяй­ ством и высокой степенью электрификации, наиболее полно рекомендации ТК 64 смогут быть использованы в странах, начинающих электрифицировать свое народное хозяйство, что как раз имеет место в развивающихся странах. Определенное значение могут иметь

для данной категории

стран

также

начатые

в МЭК работы по обучающим

машинам.

Сотрудничество

с организациями

потреби­

телей ИСО и МЭК осуществляют

в рамках

Международного

руководящего комитета по

стандартизации

в

области

потребления

(ИСКА), созданного

в 1967

г. в результате

соглашения между ИСО, МЭК и Междуна­ родной организации потребительских союзов. В компетенцию ИСКА входит рассмотрение запросов организаций потребителей в отноше­ нии стандартизации товаров индивидуального пользования и формулирование предложений для проведения соответствующих работ в тех­ нических комитетах ИСО и МЭК. В ИСКА, помимо указанных организаций, входят Меж­ дународный союз по качеству, Международ­ ная федерация по снабжению, Международ­ ный центр по этикетированию, Международ­ ный кооперативный альянс. Организации потребителей в отношении стандартизации интересуются в первую очередь созданием стандартных методов измерения эксплуатаци­ онных характеристик, вопросами оценки каче­ ства и безопасности. Для ИСО и МЭК сотруд­ ничество с этими организациями совпадает

собщим направлением расширения работ

9—212

129


в части изделий широкого потребления и свя­ зано с влиянием, оказываемым организация­ ми потребителей на рынок товаров индивиду­ ального пользования.

Для современного развития международ­ ной стандартизации, в том числе для работ ИСО и МЭК, большое значение имеет рас­

смотрение актуальных проблем в

этой обла­

сти в Европейской экономической

комиссии

(ЕЭК) ООН. Страны этого региона являются

•наиболее

активными

участниками

ИСО и

МЭК. На

их долю

приходится 70%

объема

мировой торговли. В Европе наибольшее

развитие

получила региональная

стандарти­

зация.

 

 

 

 

 

 

 

Являясь в отличие от ИСО и

МЭК

орга­

низацией

межправительственной,

ЕЭК

ООН

не ставит перед собой задачу

разработки

стандартов, за

некоторым

исключением, на­

пример, в области

автомобильного

транспорта

и

ряда

норм

на

продовольственные'"'товары.

Ее

деятельность

направлена

на

привлечение

внимания правительств стран-членов к про­ блемам международной стандартизации, на расширение и углубление сотрудничества по

стандартизации

на

правительственном

уровне

в целях содействия

развитию

торговли и на­

учно-технического

сотрудничества

между

странами.

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа

осуществляется

путем

проведения

периодических

(каждые

2

года)

совещаний

государственных

должностных

лиц,

ответст­

венных в

своих

странах

за

политику

в обла­

сти стандартизации. Первое такое совещание состоялось в начале 1970 г. и второе — в ян­ варе 1972 г. Эти совещания явились предста­

ло


вйтельными форумами для обсуждения воз­ можностей эффективного использования стан­ дартизации в решении проблем межправитель­ ственного сотрудничества.

Отправным моментом для решения стоя­ щих перед ЕЭК ООН задач является положе­ ние, что только согласование технических стандартов на многосторонней основе может позволить устранить технические препятствия в торговле и научно-техническом сотрудниче­ стве между странами. Огромная заслуга в этом отношении принадлежит ИСО и МЭК. Но ука­ занные организации не являются правитель­ ственными, точно так же, как национальные организации по стандартизации в капитали­ стических странах не являются государствен­ ными учреждениями, и принимаемые ими стандарты, несмотря на строгое их соблюдение, не имеют силы закона.

Осуществляемое в настоящее время внед­ рение рекомендаций и международных стан­ дартов в национальную практику носит сти­ хийных характер и не всегда проводится последовательно. Задача, стоящая перед пра­ вительственными учреждениями в том виде, как ее формулирует ЕЭК ООН, заключается

вусилении руководства со стороны этих

учреждений национальными организациями по стандартизации в целях более глубокого и планомерного согласования национальных тех­ нических норм с международным. С другой стороны, в связи с усилением государственно­ го регулирования в экономике капиталистиче­ ских стран растет число обязательных стан­ дартов и правил в отношении все расширяю­ щегося ассортимента товаров и услуг.

9*

131

В свете этих задач ЕЭК ООН готовит пере­

чень

первоочередных

работ по

международ­

ной

стандартизации,

который

должен быть

передан

для

исполнения соответственно в ИСО

и МЭК.

В

области электротехники и радио­

электроники к первоочередным вопросам от­

носятся

стандартизация

сверхвысоких

напря­

жений

в свете рассматриваемого в

Коми­

тете по

электроэнергии

ЕЭК ООН

вопроса

о передаче энергии через границы и возмож­ ного в будущем объединения энергосистем Востока и Запада Европы; создание единых норм на воздушные линии электропередачи; унификация штепсельных разъемов быто­ вого и аналогичного применения (сейчас их в мире десятки типов); требования по безо­ пасности электрических бытовых приборов, установок для электрического отопления зда­ ний. Часть этих работ уже проводится в тех­ нических комитетах МЭК.

Затруднения в использовании международ­ ных рекомендаций в целях технической регла­ ментации связаны с тем, что международные

рекомендации

имеют разную

значимость

в

зависимости

от

процедуры

их принятия.

В

международных

организациях, даже PICO

и МЭК, действуют правила голосования, тре­ бующие различное большинство голосов странчленов при утверждении этих рекомендаций. Обязательства, накладываемые на страны при голосовании в отношении дальнейшего ис­ пользования утвержденных рекомендаций, также различаются.

Кроме того, указанные рекомендации в си­ лу своего назначения не всегда подходят для указанной цели.

132