Файл: Виноградова А.А. Международная стандартизация в области электротехники и радиоэлектроники.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.07.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 0
ления исторически сложившейся несогласован ности. Разработка рекомендаций для новых видов оборудования, носящих часто опережаю щий характер по отношению к национальным стандартам, все чаще становится основой для создания этих последних. Действует тенденция не принимать национальные стандарты, пока не согласованы общие нормативы в междуна родном плане. Такой путь развития между народной стандартизации обеспечивает значи тельную экономическую эффективность.
Эффективность участия промышленио раз витых стран в работах по международной стандартизации определяется также возмож ностью проведения своих требований в между народные рекомендации. Как это влияет на экспорт, может быть проиллюстрировано сле дующими примерами. Запрет, наложенный ФРГ на ввоз американских магнитофонов, был вызван несоответствием стандартов ФРГ и США на магнитную ленту. Наводнив европей ский рынок своими магнитофонами, ФРГ пре пятствовала проникновению на него американ ской продукции. Убедившись в бесплодности мер, принятых для устранения торговых огра ничений, США добились утверждения своего национального стандарта на магнитную ленту в качестве международной рекомендации ИСО. Лишь после этого был открыт путь американ ским магнитофонам в европейские страны.
В связи с тем, что представители США не принимали участия в подготовке международ ных рекомендаций по стандартизации металли ческих контейнеров для пищевых продуктов, был утвержден вариант, не соответствующий американской практике упаковки. В результа-
30
те на товары в нестандартной таре, ввозимые из США, накладывается дополнительный налог теми европейскими странами, которые приняли рекомендации PICO [Л. 6].
В работах по международной стандартиза ции активное участие принимают социалисти ческие страны. Участие в этой работе указан ных стран, применение ее результатов в их практике способствуют повышению их техни ческого потенциала, использованию ими пре имуществ международного разделения труда, укреплению их позиций на мировом рынке, расширению экономического сотрудничества как с экономически развитыми капиталистиче скими странами, так и развивающимися стра нами.
Международная стандартизация имеет так же большое значение для развивающихся стран, хотя в силу ограниченности финансовых ресурсов и недостатка национальных кадров их участие в этой форме международного сотруд ничества пока пассивное. Наличие междуна родных единых требований в отношении готовых изделий и оборудования, в частности электротехнического и радиотехнического, по зволяет им избавиться от экономической при вязанности к бывшим метрополиям и заклю чать соглашения на поставку оборудования с другими странами в зависимости от полити ческой и экономической конъюнктуры.
Ценность работы по международной стан дартизации для развивающихся стран опреде ляется тем, что она дает возможность исполь зовать опыт экономически развитых стран при создании национальной промышленности. В ре гиональных экономических комиссияхООН
31
для Азии, Африки и Латинской Америки име ются органы по стандартизации.
Международное сотрудничество в области стандартизации не ограничивается только со действием развитию международной торговли, а является основой для широкого международ ного научно-технического сотрудничества. Тут следует остановиться на принципе, на базе ко торого создаются международные рекоменда ции по стандартизации. В условиях научнотехнической революции стандарты строятся на большом объеме научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, особенно в таких передовых отраслях, как электротехника и электроника. При обсуждении проекта наци ональными организациями стран вносятся из менения и уточнения, основанные на их собст венном опыте и на результатах проведенных ими работ. В результате в окончательном варианте рекомендации находит выражение концентрированный, наиболее передовой опыт, т. е. достигнутый на данном этапе мировой уровень в данном конкретном вопросе. Его ис пользование в национальных стандартах при водит к выравниванию научно-технического развития отдельных стран, даже экономически развитых, являясь фактором, ускоряющим это развитие.
Совместное участие специалистов развитых стран в Проработке отдельных вопросов, стоя щих на рассмотрении, например, в МЭК, пред ставляет собой своеобразную форму обмена техническим опытом. Даже для передовых стран участие их специалистов в работе ИСО и МЭК является важным источником инфор мации о тенденциях развития отдельных отрас-
32
лей техники и об имеющихся в этих отраслях
последних |
научно-технических |
достижениях. |
По мнению |
бывшего президента |
МЭК проф. |
П. Лйере, одно только получение этой инфор мации компенсирует время, затрачиваемое спе циалистами на заседания МЭК. Таким обра зом, сотрудничество в области стандартизации выливается в широкое научное и техническое сотрудничество. Следует отметить, что, помимо разработки рекомендаций по конкретным тех ническим вопросам, продолжается активная работа в области установления единой терми
нологии, классификации, |
системы |
измерений. |
||||
|
Анализируя |
современное состояние |
работ |
|||
по |
международной |
стандартизации, |
необходи |
|||
мо |
указать на |
ее |
связь |
с работами по |
реги |
ональной стандартизации. Создание региональ ных экономических объединений в Европе со провождалось учреждением соответствующих организаций по стандартизации. Центральным органом по стандартизации в Западной Европе является Европейский комитет по стандартиза ции (СЭН), созданный в 1961 г.
В области электротехники и радиоэлектро ники в этом регионе действует Европейский комитет по стандартизации в области электро техники (СЭНЭЛЭК), образовавшийся в 1972 г. в результате объединения Европейского коми тета по координации электротехнических стан дартов стран Общего рынка (СЭНЭЛКОМ) и Европейского комитета по координации элек тротехнических стандартов, объединявшего страны Общего рынка и Зоны свободной тор говли (СЭНЭЛ). Создание отдельного органа по стандартизации в электротехнике объясня ется тем, что политика государственного регу-
3-212 |
33 |
лнровапмя имеет здесь большее значение, |
чем |
|
в других |
отраслях. Это связано с высокой |
(до |
60—80%) |
долей государственной собственно |
сти в электроэнергетике во Франции, Англии, Швеции и других странах, с ролью государст ва как генерального заказчика электронного оборудования для военных нужд и связи. В этих отраслях государственные заказы могут состав лять до 10% национального производства. Имеют значение и административные меро приятия по обеспечению электрической без опасности.
В отличие от международных организаций по стандартизации региональные организации по стандартизации, хотя и являются также неправительственными, 'подчинены .в своей дея тельности прямо или косвенно межправитель ственным органам региональных экономиче ских объединений. Региональные унифициро ванные нормативные документы требуют боль шей степени согласования, чем принятие меж дународных рекомендаций, что выражается в необходимости их одобрения большим чис лом голосов стран — членов. Например, в СЭН для 'принятия решения требуется две трети всех голосов, причем страны, воздержавшиеся от голосования в расчет не принимаются, в то время как в МЭК для принятия рекомендации требуется, чтобы одна пятая или более стран— членов МЭК не 'проголосовала против.
Принятые региональные нормативные доку менты в отличие от международных рекомен даций, носящих факультативный характер, подлежат обязательному введению в стандар ты стран, которые к ним присоединились. При этом механизм использования работы регио-
34
нальных и международных организаций по стандартизации остается один — введение их требований в национальные стандарты. Из самого характера экономической интеграции вытекает необходимость согласования позиций стран—членов по вопросам, рассматриваемым в международных организациях. В зависимо сти оттого, насколько эти позиции могут быть согласованы, региональные организации по стандартизации влияют на содержание между народных рекомендаций.
Необходимость согласования региональных стандартов с международными рекомендация-
.М'И определяется значением внешней торговли стран — членов региональных объединений с третьими странами. Показательно, например, что объем экспорта изделий электротехниче
ской |
и |
радиоэлектронной промышленности |
в 1967 |
г. |
внутри ЕЭС составил 7 376 млн. (pp., |
в то время как объем экспорта в третьи стра ны в том же году достиг 13 092 млн. фр. [Л. 47]. Влияние, оказываемое западноевропейскими региональными организациями по стандарти зации на работы по международной стандар тизации, намного превышает значение собст венных работ и подчас делает ненужным их проведение. Имеет значение и тот факт, что одни и те же лица занимают одновременно или последовательно руководящие посты в ре гиональных и международных организациях. В основу нормативных документов западноев ропейских региональных организаций закла-. дываются обычно требования к изделиям, ко торые устанавливаются западноевропейскими отраслевыми союзами предпринимателей. Ре гиональная работа по стандартизации запад-
3* |
5 |
ноевропейских стран, а также их участие в международных организациях часто имеют антиамериканскую направленность с целью затруднить американским фирмам доступ на западноевропейский рынок.
Наибольших успехов международная стан дартизация достигла в области электроники и радиоэлектроники, что объясняется большим их значением и ведущей ролью в период науч но-технической революции. За последние 10 лет производство электроэнергии в мире увеличи лось в 2 раза с 2 236 до 4 900 ТВт-ч (1971 г.).
Производство |
электротехнического |
обору |
||||
дования |
выросло |
(в |
стоимостном |
выражении) |
||
с 1960 |
по 1971 |
г. в |
семи |
основных |
странах, |
|
обеспечивающих |
более |
95% |
производства |
в капиталистическом мире, более чем в два
раза |
с |
23 000 |
до 51 620 млн. |
долл., при |
этом |
экспорт |
этого |
оборудования |
увеличился в 3,5 |
||
раза |
с |
2 114 до 7 160 млн. долл. Выпуск |
про |
дукции электронной промышленности за ука занный период в тех же странах возрос вЗ ра за с 16 037 до 47 880 млн. долл. при увеличе нии экспорта в 5 раз с 1 900 до 9 400 млн. долл.
По данным МЭК (Бюллетени ООН по ста тистике мировой торговли продукцией маши ностроения с 1963 по 1968 г.), ежегодные тем
пы прироста |
экспорта |
электрических машин |
и аппаратов |
составили |
14%, в то время как |
для мировой торговли промышленными изде лиями в целом они равнялись 10%. За этот период темпы роста объема работ МЭК со ставляли 15—17%. Считается, что между ними и темпами развития внешней торговли электро техническим и электронным оборудованием существует зависимость, хотя прямых данных
36