Файл: Виноградова А.А. Международная стандартизация в области электротехники и радиоэлектроники.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.07.2024
Просмотров: 114
Скачиваний: 0
мы учитывать рекомендации, если таковые имеются, специализированных технических ко митетов, занимающихся различными отдель ными видами оборудования. Другой особенно стью этих комитетов является то, что они рас сматривают каждый в своей отрасли приме нение как электротехнического, так и элект ронного оборудования.
Таков состав технических комитетов МЭК. Следует отметить, что число комитетов увели чивается гораздо медленнее, чем объем работ комиссии. С 1947 по 1971 г. численность коми тетов увеличилась вдвое, а объем работ в 6 раз.
Работа по стандартизации в МЭК осуще ствляется по следующим направлениям: уста новление единой терминологии и обозначений; согласование технических характеристик: вве дение стандартных методов измерения рабо чих характеристик, позволяющих получить единообразную информацию о качестве изде лий, и методов испытания оборудования; раз работка требований по безопасности; обеспе чение механической и электрической взаи мозаменяемости деталей и узлов и, наконец, пока только в области электронных компо нентов и радиоаппаратуры, определение на дежности.
Основной формой работы по международ ной стандартизации являются разработка и согласование международных рекомендаций. Благодаря деятельности МЭК, ИСО и др. про цедура их согласования хорошо отработана и является общепризнанной. В настоящее время существует тенденция ввести в международ ном плане, помимо механизма согласования рекомендаций, систему аттестации изделий
53
па базе согласованных и принятых рекомен даций по стандартизации. Создание такой си стемы стоит на повестке дня в СЭН. Система оценки качества элементов электронной тех ники введена в Европейском комитете по координации электротехнических стандар тов— СЭНЭЛ. Общая политика промышленио развитых стран в этой области рассматри вается в ЕЭК ООН. В Международной комис сии по правилам приемки электрооборудова ния (СЭЭ) с 1961 г. действует система атте стации электробытовых приборов.
По настоянию США, считавших систему СЭНЭЛ дискриминационной по отношению к странам, которые в нее не входят, и усмат ривавших в ней угрозу американскому экс порту в Западную Европу, на пленарной сес сии МЭК в Вашингтоне в 1970 г. было приня то решение изучить возможность создания системы аттестации электронных изделий на международной основе, предусматривающей свободное присоединение к ней всех желаю щих стран — членов МЭК. Цель разрабаты ваемой в МЭК системы аттестации, как и других, состоит в обеспечении условий между народной торговли соответствующими издели ями путем упрощения условий контроля на соответствие международным нормам, чтобы изделия, испытанные и аттестованные в стра не-изготовителе, принимались бы в других
странах без дополнительных |
испытаний. |
|||
Специально |
созданной |
рабочей |
группой, |
|
в которую |
вошли |
представители |
США, |
Англии, ФРГ, Франции, Италии, Нидерлан дов, Японии, Канады, Швеции и Австралии, подготовлен проект организации в рамках
54
МЭК системы аттестации изделий электрон ной техники. Основой представленного про екта, первое рассмотрение которого состоя лось на пленарной сессии МЭК в конце 1972 г., являются следующие положения. МЭК как организация, пользующаяся авторитетом среди изготовителей и заказчиков электрон ных компонентов во всем мире, должна соз дать авторитетный международный орган по аттестации указанных изделий; как и все ра бочие органы МЭК, система аттестации под чиняется Совету МЭК, но в отличие от дру гих этот орган должен обладать финансовой и организационной самостоятельностью.
Оценка качества элементов электронной техники должна осуществляться на базе тех нических условий, разрабатываемых на осно ве рекомендаций МЭК. Аттестация изделий на соответствие нормам МЭК будет произво диться специально выделенными ответствен ными национальными органами. Действие си стемы предполагает введение рекомендаций МЭК в национальные стандарты. Должны быть установлены общие правила проведения испытаний и контроля изделий и инспектиро вания аттестующих организаций. Если упо мянутая система будет принята и окажется действенной, можно полагать, что система аттестации будет постепенно распространена и на другие виды электрооборудования. Тако вы основные направления деятельности МЭК.
В МЭК установлен и успешно действует следующий порядок подготовки, рассмотре ния и.принятия международных рекоменда ций. Первый проект подготавливается секре тариатом технического комитета или подко-
55
митета. Часто первый проект составляется на основе действующих национальных или реги ональных стандартов или нормативных доку ментов промышленных ассоциаций или сою зов.
В целях ускорения подготовки рекоменда ций разработка отдельных разделов первона чальных документов поручается в технических комитетах специально создаваемым для этой цели 'рабочим группам. Рабочие группы соз даются из небольшого числа специалистов (обычно человек пять — семь) от стран, имею щих наибольший опыт в данном вопросе. До кументы, подготавливаемые рабочими груп пами, в большой степени определяют содер жание и характер будущих рекомендаций МЭК, и в ряде случаев окончательная редак ция мало отличается от проекта, подготовлен ного рабочей группой. В ходе подготовки ре комендаций членами рабочей группы иногда проводятся отдельные исследования и испы тания по проверке предлагаемых норм, опти мальных параметров или методик. В конце 1972 г. в МЭК действовали 420 рабочих групп.
Подготовленный секретариатом проект рас сылается на рассмотрение всем национальным комитетам стран — членов МЭК. На основе замечаний национальных комитетов секрета риат составляет вторую редакцию, которая рассматривается на заседании технического комитета. Затем составляется окончательная редакция; при недостаточной согласованности позиций различных стран проект направляется на доработку. После одобрения проекта в тех ническом комитете он рассылается странам-— членам МЭК на голосование по правилу бме-
56
сяцев. Через 6 месяцев документ считается принятым, если Vs или более стран — членов МЭК не проголосует против. В случае, когда во время голосования отдельные пункты доку мента вызывают принципиальные разногласия, секретариат излагает их в новой 'редакции и рассылает ее на дополнительное голосование по правилу двух месяцев. Так как МЭК стре мится к максимально возможному согласова нию национальных стандартов >с рекоменда циями МЭК, позиция страны при голосовании имеет определенное значение для характери стики ее технической политики.
Технические комитеты проводят заседания раз в 1 —1,5 года. Ежегодно проходят пленар ные сессии, во время которых заседают одно временно 30—40, а иногда и более комитетов и подкомитетов, а также руководящие органы МЭК. Заседания комитетов посвящаются при нятию к голосованию уже обсужденных доку ментов и рассмотрению спорных вопросов. Заседаниям предшествует предварительное изучение документов и рассылаемых Цен тральным бюро замечаний стран — членов МЭК. Общее число заседаний-технических ко митетов и подкомитетов достигает в настоящее время 100 и более в год.
Как правило, комитеты МЭК разрабатыва ют рекомендации на отдельные виды аппара туры или компонентов, которые могут являться элементами более сложной системы или уста новки, поэтому относящиеся к ним рекоменда ции должны быть в большой степени согласо ваны. В связи с этим придается большое зна чение воп-росам координации работы отдель ных комитетов. Все документы издаются на
57
английском и французском языках. Советский национальный комитет имеет право издавать рекомендации МЭК на русском языке. На рус ском языке выпущено уже больше 350 реко мендаций МЭК.
Деятельность МЭК на современном этапе характеризуется неуклонным увеличением объема работ и ускорением их проведения. Число действующих рекомендаций в конце
-1971 г. составило 600 с общим объемом около
18 000 страниц. Для сравнения можно указать,
что |
в 1954 |
г. |
действовало 34 |
рекомендации, |
а к |
1963 г. |
их |
число возросло |
до 120. Если |
втечение 1963 г. было издано всего 20 публи каций, то в 1970 г.— 90 и в 1971 г.—100. Об щее число публикаций МЭК растет медленнее, чем число ежегодно выпускаемых, потому, что
вчисло ежегодно издаваемых публикаций входят как вновь подготовленные рекоменда ции, так и пересмотренные рекомендации, за меняющие старые, а также дополнения и из
менения к действующим для приведения их в соответствие с современными требованиями. Многие рекомендации МЭК пересматривались 5—6 раз. Другим количественным показателем является детализация самих рекомендаций, что делает их более удобными для введения в на циональные стандарты. Общий объем ежегод но издаваемых рекомендаций растет быстрее, чем их число:
Год |
Ко.ипество |
Общее |
число |
|
рекомендации |
страниц |
|
1967 |
74 |
1 790 |
|
1968 |
76 |
2 |
146 |
1969 |
94 |
2613 |
|
1970 |
90 |
3 |
050 |
1971 |
100 |
3 |
400 |
Публикации МЭК широки распространя ются. В последние годы поступления от про дажи публикаций достигают 30% бюджета МЭК. Объем работы МЭК увеличивается на 15—17% в год. По данным Центрального бю ро МЭК, ежегодно в заседаниях МЭК прини мают участие до 2 000 делегатов. Бюджет МЭК в' 1972 г. был 1 151 206 долл. Основная часть поступлений складывается из членских взносов стран — членов МЭК. Следует отме тить, что пять стран: Англия, СССР, США, Франция и ФРГ — платят по 9% от общей суммы взносов.
Общие расходы отдельных стран по уча стию в деятельности МЭК значительно превы шают величину членских взносов. В США, например, общие расходы по участию в МЭК в 1970 г. составили 2,5 млн. долл., в том числе 200 тыс. долл. на ведение 21 секретариата технических комитетов, 38,5 тыс. долл. на членские взносы, порядка 200 тыс. долл. на командирование своих специалистов на засе дания рабочих органов МЭК, остальное на со держание секретариата национального коми тета МЭК и на работу внутри страны по меж дународной стандартизации и связанные с этим исследовательские работы. Такой мас штаб деятельности МЭК и затрат стран—чле нов МЭК на участие в ней оправдывается значением работ МЭК для национальной стан дартизации и для развития внешнеэкономи ческих связей этих стран.
В настоящее время практически все нацио нальные стандарты по электротехнике и ра диоэлектронике создаются с учетом или непо средственно на базе рекомендаций МЭК.
59
Однако, как было уже сказано, степень учета международных требований в национальной практике зависит от того, насколько активно страны участвовали в разработке этих требо ваний. Работы по международной стандарти зации в деятельности национальных организа ций по стандартизации в области электротех ники составляют значительную долю, достигая в западноевропейских странах до 50% объема их работ.
Практический опыт, накопленный в МЭК, позволяет отметить ряд положений в отноше нии постановки, проведения и использования работ по международной стандартизации в на циональной практике, которые в известной степени имеют силу для любой отрасли тех ники в современных условиях, но характерны прежде всего для быстроразвивающихся отраслей, какими являются электротехника и радиоэлектроника. Прежде всего это касается постановки новых работ. Базой для их п;;ов?- дения служит научно-технический опыт, на копленный в передовых развитых странах. Однако стандартизация в международном масштабе должна начинаться тогда, когда в большинстве стран национальные нормы на новые виды оборудования еще глубоко не вко ренились в практику, т. е. до того, как вся отрасль построена в соответствии с этими нормами. Перестройка производства на вы пуск продукции по другим, международным нормам, как правило, связана с большими финансовыми затратами.
Для быстроразвивающихся типов оборудо вания основные параметры, обеспечивающие его унификацию в международном плане,
60
должны согласовываться на возможно более
ранней стадии |
цикла: исследование—разра |
ботка — опытное |
освоение —• производство. |
Для таких видов оборудования работы МЭК могут носить несколько опережающий харак тер по отношению к национальной стандарти зации. Примером проведения работ МЭК на раннем этапе развития новых видов оборудо
вания |
могут служить работы комитетов |
ПК 61В |
по высокочастотным бытовым кухон |
ным печам, широкое внедрение которых наме чается в ближайшие годы, и ТК 69 по электро мобилям. Однако такой подход к стандартиза ции в области новой техники не означает, что страны, быстро развивающиеся в техническом отношении, должны, как правило, тормозить свои работы по стандартизации до того, как МЭК примет какое-либо решение.
В отношении достижения соглашения по вопросам, трудно поддающимся согласованию, считается, что компромиссное решение пред почтительнее, чем откладывание окончатель ного решения на неопределенный срок, так как в этом случае различия между националь ными нормами углубляются и расширяются. Во избежание дальнейшего расхождения на циональных стандартов действует тенденция согласовывать как можно раньше националь ные стандарты с принимаемыми в МЭК реше ниями.
Деятельность МЭК не ограничивается только разработкой технических условий. В ряде комитетов МЭК устанавливаются об щие правила по многим вопросам, ориентиру ющие на принятие конкретных технических решений в отдельных отраслях радиоэл-ектро-
61