Файл: Черный Ф.Б. Теория электромагнитного поля курс лекций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.07.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В- случае веществ с большой плотностью, то есть жидкостей и твердых тел п2 в знаменателе в формуле (7) нельзя заменить еди­ ницей. Тем не менее и в этом случае формула (7) упрощается, по­ скольку, как уж е было указано, при расчетах можно ограничить­ ся лишь несколькими резонансными частотами.

 

3. Групповая скорость

Рассмотрим

распространение сигнала в диспергирующей среде.

В такой среде

к а ж д а я из монохроматических волн, на которые

разлагается сигнал, распространяется со своей фазовой скоростью.

Эта скорость

находится из

уравнения поверхности равной фаз ы

 

•|)(/І ,ш)=(в/^-rt(iu)2=const

(10)

путем дифференцирования последней по времени и равна

 

 

dz

. / \

с

 

 

 

 

dt

- - Ф ѵ - / -

и ( ш )

 

 

Ввиду того, что фазовые скорости

монохроматических

волн

различны, сигнал по мере

распространения,

вообще говоря,

будет

расплываться

и по прошествии достаточного

промежутка времени

«рассыпется». Однако, как сейчас увидим, если спектр сигнала до­ статочно узкий, этот промежуток времени достаточно большой и

совокупность

монохроматических

волн,

составляющих

сигнал,

бу­

дет распространяться как единое целое

с определенной

скоростью,

которую нам

и надлежит определить.

 

 

 

 

 

 

 

 

Пусть разность фаз двух монохроматических

волн

на

несущей

частоте %

и

на частоте ш, л е ж а щ е й

в

интервале

ш0 —Лш н ш 0 +Дш,

в момент времени tt

в точке z\ равна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Wl>Zi^)-ty{tuZvu0).

 

 

 

 

 

 

( Ц )

 

В последующий

момент

времени

t2

поверхность равной

фазы

на частоте % будет находится в точке

z2 . Очевидно, что

волна

на

частоте ш

в этот ж е

момент

времени

І2

в точке z2

будет

иметь

дру­

гую фазу,

отличную

от той, которую она имела в

момент

времени

t[

в точке Z[. Так что

разность

ф а з

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/2.z2

что

УА<г2*шо)

в случае,

 

О 2 )

не

равна

разности

фаз<H(9),,u>)—

 

 

 

 

 

 

когда

фазовы е скорости одинаковы, и функция

Ф(тЫФ(<2.22.<и)—Ф('а,22.шо)]- -MMi.0»)—Wl.Zl.«»!))]

отлична от нуля.

136


Б у д ем считать, что ширина

спектра сигнала

2Дш достаточно

мала; тогда, р а з л а г а я Ф(«>) в

р я д Тейлора вблизи

частоты 0, мо­

жем ограничиться первым членом р а з л о ж е н и я и получить

( ш — ш 0 ) .

Из этой формулы видно, что пакет, группа монохроматических волн распространяется как единое целое, т. е. так, как если бы фазовые скорости всех волн были одинаковы (Ф(ш) = (_)), когда выполняется условие

 

 

 

 

дФ\

= 0 .

 

 

 

 

 

 

 

дт

 

 

 

 

Смысл этого р а в е н с т в а — в с е

ф а з ы группы волн совпадают.

Отсюда находим

соотношение

 

 

 

 

 

1

d

 

іо

 

С йш

 

 

1

с

а

 

 

0

 

ИЛИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

t.,-tl

 

 

d

 

 

 

то есть скорость пакета волн

как единое

целое,

или

иначе группо­

вая скорость, равна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ü rp=

 

,

 

dn

 

И З )

 

 

 

 

d

 

 

Именно с .этой

скоростью

переносится

энергия

сигнала, если

ширина его спектра 2Д

достаточно мала .

 

 

 

Однако в ы р а ж е н и е справа в (13), действительно, имеет смысл скорости распространения сигнала только в том случае, если вы­ полняется требование теории относительности

г> г р < с .

Аэто возможно лишь при нормальной дисперсии, т. е. при


 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ

1.

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

 

 

1.

Понятие

поля

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

2.

Основная

характеристика

скалярного

поля

,

 

 

 

4

3.

Основные

характеристики

векторного

поля

 

 

 

 

4

4.

О дифференциальных и интегральных характеристиках поля

и

на­

 

глядном

его представлении . . .

 

.

 

 

 

 

 

5

5.

Интегральные характеристики

поля

 

 

 

 

 

 

6

ЛЕКЦИЯ

2.

УРАВНЕНИЯ

МАКСВЕЛЛА В ИНТЕГРАЛЬНОЙ

ФОРМЕ

1.

Общий

смысл уравнении Максвелла .

 

. . . .

.

 

8

2. Формулировка уравнений Максвелла в интегральной форме

 

. .

9

3. Уравнения Максвелла — обобщенная формулировка эксперименталь­

 

ных законов

 

,

. • . .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

4.

Закон сохранения

зарядов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

,14

ЛЕКЦИЯ

3. УРАВНЕНИЯ МАКСВЕЛЛА В ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ

ФОРМЕ

1. Преобразование интегральных уравнений Максвелла в дифференци­

 

альные

. .

 

.

,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

:

15

2.

Уравнение

непрерывности

 

 

 

 

 

 

 

 

.

1 7

3.

Плотность

силы

Лорентца

.

 

 

 

 

 

 

 

18

ЛЕКЦИЯ

4. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ СВОЙСТВА И КЛАССИФИКАЦИЯ СРЕД

1.

Материальные уравнения

 

.

. . . . . . .

.

 

19

2.

Изотропные и анизотропные среды

 

.

 

 

 

 

 

' 2 1

3.

Однородные, неоднородные и другие

среды

 

 

 

 

22

4.

Среды

с

проводимостью — время

релаксации;

комплексная диэлек­

 

трическая проницаемость

,

 

 

 

 

 

 

 

:

:

23'

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ

5. ГРАНИЧНЫЕ УСЛОВИЯ

 

 

 

 

1.

Смысл

граничных

условий

. .

 

 

 

 

 

 

26

2.

Граничные условия для векторов

D и

В

_

 

 

 

 

27

3.

Граничные

условия для

векторов

H

и

Е

_

.

. .

28

4. Преломление векторных линий электромагнитного поля на границе

 

раздела

сред

 

 

,

 

 

 

 

 

 

 

і

»

 

î

30

138


ЛЕКЦИЯ 6, ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СООТНОШЕНИЯ В ЭЛЕКТРОМАГНИТНОМ "ПОЛЕ. ТЕОРЕМА II ВЕКТОР ПОИНТИНГА

1.

Вектор

Умова

 

 

 

 

 

 

 

,

.

. :

:

:

 

32

2. Теорема Пойнтинга и вектор Пойнтинга

 

 

 

 

 

 

33

3.

Баланс энергии при наличии источников электромагнитного поля

35

4.

Вектор

Пойнтинга

в

случае

 

гармонической

зависимости

поля

от

 

времени .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36

ЛЕКЦИЯ

7. ЭЛЕКТРОСТАТИКА. УРАВНЕНИЯ

ПУАССОНА

И

ЛАПЛАСА

1.

Уравнения Максвелла для статических полей. Электростатика

.

38

2.

Электростатический потенциал

 

.

. . . . . .

 

39

3.

Уравнения

Пуассона

и Лапласа

и

их решение . . . .

 

40

4. Потенциал системы дискретно распределенных зарядов на больших

 

расстояниях

 

.

.

 

.

 

,

 

.

 

 

 

 

 

 

 

43

ЛЕКЦИЯ

8. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ

ДИПОЛЬ. ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКАЯ

 

 

 

 

 

 

 

МОДЕЛЬ

 

ДИЭЛЕКТРИКА

 

 

 

 

 

 

.1. Электрический

диполь

.

 

. . . . . . . .

 

45

2.

Мультиполи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

46

3.

Вектор

поляризации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

47

4.

Внутреннее

поле

 

 

. . . . . . . . . . .

 

49

5.

Формула Клаузнуса—Мосотти

. . . .

 

. . . .

 

50

 

ЛЕКЦИЯ

9. ПРОВОДЯЩИЙ И ДИЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ШАР В

 

 

 

 

 

ОДНОРОДНОМ ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОМ

ПОЛЕ

 

 

 

1.

Постановка

задачи

.

 

.

 

. . . . . . .

 

51

2.

Идеальнопроводящий шар в электростатическом

поле . . .

 

52

3. Диэлектрический

 

шар

в однородном

электростатическом

поле

.

53

 

ЛЕКЦИЯ

Ю, ЭНЕРГИЯ

ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОГО

ПОЛЯ

 

 

1.

Энергия дискретной

системы

и

непрерывно

распределенных

в

 

пространстве

зарядов

 

. .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

56

2.

Энергия электростатического

поля

в

анизотропной

среде. Симме­

 

тричность тензора

диэлектрической

проницаемости

 

 

 

 

 

 

59

3.

Эллипсоид энергии тензора диэлектрической проницаемости^

 

 

(эллипсоид

Френеля)

 

.

,

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

60

ЛЕКЦИЯ

II.

МАГНИТОСТАТИКА. ПОЛЕ

ПОСТОЯННОГО

ТОКА.

 

 

 

 

 

ПОЛЕ

ПОСТОЯННОГО МАГНИТА

 

 

 

 

 

1.

Поле

 

постоянного

тока. Векторный

потенциал

 

. . . .

 

63

2.

Магнитное

поле

линейного

тока.

Магнитный диполь . . .

 

65

3.

Магнитные

свойства

вещества . . . . . . . .

 

66

4.

Поле

 

постоянного

магнита

 

.

 

.

 

 

 

 

 

 

68

5.

Ферромагнитный

 

шар в однородном

магнитном

поле- . . .

 

69

139