ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.07.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
Сравнивая характер изменения индикаторных и эффектив ных показателей рабочего процесса от 'относительных площа дей просветов для дизелей и карбюраторных двигателей (по работам А. А. Чапчаева '[42], Д. М. Левина [23], Ф. Н. Авдонькина [1 ]), следует отметить, что для дизелей указанные зависимости выражены более резко. Это можно объяснить, во-первых, тем, что дизели имеют более высокие значения мак симальных давлений цикла, что способствует возрастанию уте чек при одних и тех же относительных площадях .просветов; во-вторых, карбюраторные двигатели имеют более высокое число 'оборотов, что также способствует снижению утечек при равных относительных площадях просветов; в-третьих, при равных относительных площадях просветов абсолютные раз меры проходных сечений у карбюраторных двигателей значи тельно меньше.
В этом случае следует предполагать, что коэффициенты расхода для этих сечений будут несколько меньше вследствие относительных «поджатий» струи газа при истечении и влия нии масляной пленки на процесс истечения. С этих-,позиций ре зультаты сравнения утечек газа в дизелях и карбюраторных двигателях находят вполне удовлетворительное объяснение.
Для оценки точности изложенной выше методики аналити ческого исследования влияния утечек на параметры рабочего процесса в табл. 14 и на рис. 34 приведены результаты расчет ного и экспериментального способов определения зависимо стей параметров рабочего процесса от площадей просветов. Их сопоставление свидетельствует о достаточном совпадении ре зультатов расчета и эксперимента, что подтверждает пригод ность расчетной методики для этих целей. Так, расхождение в
•расчетных и экспериментальных значениях Р\, N\, gi, rji, Pc, ge, "Пене превышает 4%, что вполне удовлетворительно. Несколько большие расхождения имеют место в расчетных и эксперимен тальных величинах Ръ, Рс (порядка 5—7%), что можно объяс нить следующим: расчетная методика не учитывает влияния на величину утечек масляной пленки в зазорах, в то время как наличие масла приводит к уменьшению площадей просве тов. Так как определение Рс, Ръ при корректировке индикатор ной диаграммы проводится без учета изменения проходных сечений из-за масляной пленки, расчетные значения Рс и Рг несколько занижены. Вместе с тем следует отметить, что имен но расчетное значение Рс имеет место при запуске холодного двигателя (что неоднократно фиксировалось при проведении экспериментов) и только после нескольких минут работы вое-
8 4
0,02 0, 0* 0.06 0,08 0,1
P и c. 34. Сравнение расчетных и экспериментальных за висимостей параметров рабочего процесса от площади просветов:--------расчетная;-------------- эксперименталь ная.
станавливается то значение Ре, которое при .сравнении приня то зкопериментальныім.
Анализируя результаты исследований влияния утечек газа на изменение эффективных показателей рабочего процесса, не обходимо отметить следующее.
Наличие.неплотностей в сопряжении цилиндровая втулка— поршневое кольцо оказывает существенное влияние на измене-
85-
ние эффективных показателей двигателя. Если на первом участке изменения неплотностей (до *7 = 0 ,05—0,06%) снижение эффективных показателей несколько' компенсируется ростом механического КПД, то для больших значений q, где tjm сни жается, характерно заметное ухудшение параметров рабочего процесса.
Величина увеличения удельного эффективного расхода топ лива может быть подсчитана для линейного участка зависи мости (для значений q< 0,06) по приближенной формуле.
А |
г!э-л х - час |
(34) |
Для значений (/>0,0,6 выражение имеет вид
^ S c= q0 0 7 6 z/э.л-с. час
При использовании в качестве критерия величины относи тельной утечки газов можно воспользоваться выражениями
Age= 1,17В и Age= 1,17В1,43 гіэ.л.с. час. |
(36) |
Пусковые качества двигателя остаются удовлетворитель ными до значений q x 0,06 (что соответствует относительной утечке £ = 6 ,8 %). При более высоких значениях площадей
|
м |
оГ |
|
|
|
Варианты,. |
м |
" о |
|
н | - § |
|
■>3 |
|
||||
данные |
|
Ь- 'Г |
|
О І2 |
5 |
|
|
1 |
3 |
II |
-2. |
|
о7 |
— го |
|||
|
І5 |
4 |
О У |
||
|
|
|
|
632,3 I
Параметры рабочего
О. |
е» |
50 |
|
С |
|||
O' |
ГО |
"5 |
|
С? |
|||
го |
|||
1 |
о |
оО |
|
F~ |
а, ■ й: |
|
Расчетные |
5,57 |
126.2 |
0,151 |
0,415 |
4,4 |
99,8 |
0,192 |
Вариант и |
Экспери |
|
|
|
|
|
|
|
\ |
менталь |
5,61 |
127 |
0,150 |
0,412 |
4,44 |
100.5 |
0,190 |
ные |
||||||||
|
Расчетные |
5,15 |
117 |
0,163 |
0,384 |
3,88 |
88,0 |
0,217 |
Вариант I |
Экспери- |
|
|
|
|
|
|
|
|
менталь- |
5,25 |
119 |
0,161 |
0,389 |
3,93 |
89,3 |
0,215 |
|
■ные |
П р и м е ч а н и е : сравнение расчетных и экспериментальных парамет -втулок дизеля D 19/30.
■86
просветов пуск холодного двигателя становится затруднитель ным.
іПо .мере увеличения площадей просветов значительно воз растает износ кольца и цилиндровой втулки, что объясняется следующим: наличие плохого прилегания по периметру криво-' диг к повышению удельного давления кольца на втулку в ме стах контакта, что способствует более интенсивному износу на данном участке. Кроме того, прорывающиеся газы влияют іна температуру трущихся поверхностей, а также сдувают мал сляную .пленку, следствием чего является усиленный износ и значительное .снижение упругости поршневых колец.
Удельный расход масла по мере увеличения площадей про светов. возрастает. Так для двигателя, имеющего относитель ную величину проходных сечений д= 0,09 расход масла в 2 — 2,5. раза выше, чем для двигателя, имеющего номинальные размеры цилиндровых втулок. Несколько быстрее происходит и изменение физико-химических свойств масел (старение). Од нако для двигателей с периодичностью смены масла .в 250— 500 час этот фактор нельзя считать решающим. При более продолжительных сроках смены масла этот фактор 'будет иметь существенное значение.
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
Таблица 14 |
|||
процесса |
|
|
|
|
|
|
|
|
s |
с ai |
|
|
СЦ |
|
|
|
|
|
|
I f f |
=; |
о a |
|
||
|
О? |
|
|
|
|
|
|
Абсолютнаявс |
утечкичина по корректировано диаграмме, л(м Относительная утечкапо кор[ тированнойдиг 1,раммс% |
|||
|
сч |
м |
|
|
|
|
|
S 5 з âg. |
|
|
|
|
|
«О |
Ч |
|
|
|
|
|
Зй§.із| |
|
|
|
|
|
a j |
к |
Р |
О |
>4 |
>4 |
Ш * 1 |
|
|
|
||
|
8 |
ГО |
|
|
|
|||||||
о |
* |
|
|
|
|
|
I I |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
н гг 1 ” rt |
|
|
|
||
0,328 |
59,4 |
36,3 |
1,64 |
1,26 |
11,2 |
1,43 |
1,22 |
6,74 |
|
180 |
6,44 |
|
|
|
|
|
|
|
1,30 |
|
|
|
|
|
|
0,326 |
60,0 |
38,0 |
1,58 |
1,26 |
11,2 |
1,43 |
1,22 |
|
— |
|
167 |
5,70 |
|
|
|
|
|
|
1,30 |
|
|
|
|
|
|
0,288 |
54,2 |
34,0 |
1,59 |
1,26 |
П .2 |
1,41 |
1,16 |
|
11 |
|
297 |
10,15 |
|
|
|
|
|
|
1.21 |
|
|
|
|
|
|
0,292 |
55,6 |
36,5 |
1,52 |
1,26 |
11,2 |
1'41 |
1,16 |
|
— |
. 272 |
9,30 |
|
|
|
|
|
|
|
1,29 |
|
|
|
|
|
|
ров рабочего |
процесса для |
I и |
II варианта |
испытываемых |
|
цилиндровых |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
87 |
Оценка относительной потер« индикаторной мощности мо жет быть произведена по следующим выражениям: .
при значениях величины относительной утечки В<6,85%
^'= 0,00765 |
(37) |
при утечках В >6,85%
. ~ 1=0,0076ЯТ/». |
(38) |
Сопоставление .изменения индикаторных и эффективных по(- казателей от утечек дизелей и карбюраторных двигателей сви детельствует о том, что относительные площади просветов кар бюраторных двигателей при предельной неуплотненности мо гут достигать больших величия. Так для дизелей с относитель ной площадью просветов, близкой к предельно допустимому значению и равному ^»0,08—0,09 %, соответствует относитель-
ное падение индикаторной мощности AN-' =7,2% , в то вре мя, как для' карбюраторных двигателей в этом случае относи
тельное падение мощности составит ^ ^ 5 % . Причины такого соотношения ранее объяснялись.
I
в
I I I . О П Р Е Д Е Л Е Н И Е Д Е Й С Т В И Т Е Л Ь Н Ы Х Н А П Р Я Ж Е В П О Р Ш Н Е В О М К О Л Ь Ц Е
Поршневые кольца являются деталью, работающей в наи более трудных условиях. Качественное выполнение кольцами
•своих функций в значительной мере зависит от плотности при легания их к зеркалу цилиндровой втулки. Плотность же при легания, в свою очередь, зависит от величины собственной уп ругости кольца и от сил давления газов в цилиндре (и в поло стях за кольцами). При этом напряжения, возникающие в сечениях кольца, также определяются указанными силами. Все существующие расчетные методики, ставящие своей целью определение напряжений ,в поршневых кольцах, сводятся к оп ределению нагибных напряжений, возникающих в наиболее
•натруженных сечениях кольца при его постановке в цилиндро вую втулку (рабочие .напряжения), либо при .надевании на поршень. В этих случаях при расчете напряжений учитыва ются только силы нормального давления кольца на цилиндро вую втулку, определяемые собственной упругостью кольца и совершенно не учитывается возможное увеличение напряже ний в кольце от периодически действующих газовых сил, сил инерции, трения, вибрации и прочих сил, воздействующих на кольцо в рабочих условиях.
В этой связи, величину действительных напряжений, воз никающих в поршневом кольце во время работы двигателя, можно представить как сумму:
— статических напряжений, определяемых для случая по становки кольца в цилиндровую втулку и зависящих от уп
ругости кольца; |
при работе |
— динамических .напряжений, возникающих |
|
двигателя в результате действия всех прочих сил |
(прежде все |
го — газовых нагрузок). |
|
89
Определение динамических .напряжений в поршневом коль це на работающем двигателе является очень сложной инже нерно-технической задачей из-за труднодоступное™ колец для непосредственных измерений. Очевидно поэтому этот вопрос совершенно не освещен в литературе.
Кроме того, определенный интерес представляет установ ление зависимости статических и динамических напряжений в поршневом кольце от изяосов цилиндровых втулок и колец.
§ 1. ХАРАКТЕР СИД, |
ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ПОРШНЕВОЕ |
КОЛЬЦО |
На кольцо, установленное на поршень и помещенное в ци |
||
линдровую втулку, |
в рабочем состоянии действуют |
(рис. 35) |
следующие силы. |
I |
|
В р а д и а л ь н о м н а п р а в л е н и и
а) силы собственной упругости кольца, прижимающие его к рабочей поверхности цилиндра Рср\
■б) давление газов Р.
В направлении от кольца к зеркалу цилиндровой втулки результирующая двух указан ных сил А = Я Ср+Р.
К. Энглиш [47] считает, что в направлении отрыва кольца от рабочей поверхности цилиндра
P+R,
действует сила, равная - 9 ~,
однако это утверждение следу ет считать справедливым в слу чае неплотного прилегания кольца к втулке и наличия до статочного зазора между рабо чими поверхностями кольца и цилиндровой втулки. В против ном случае тазы в зазор про
рываются в очень ограниченном количестве и дросселирование в
Р+ Ра
зазоре приводит к тому, что сила —9— становится лренебре-
жимо |
милой ((что и обеспечивает плотное прилегание'кольца |
к рабочей поверхности втулки). |
|
в) |
сила трения Ргр на торце кольца. |
Наличие этой силы может привести к отрыву кольца от поверхности втулки-при перекладках поршня.
PO