Файл: Устинов А.Н. Исследование поршневых колец дизелей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.07.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сравнивая характер изменения индикаторных и эффектив­ ных показателей рабочего процесса от 'относительных площа­ дей просветов для дизелей и карбюраторных двигателей (по работам А. А. Чапчаева '[42], Д. М. Левина [23], Ф. Н. Авдонькина [1 ]), следует отметить, что для дизелей указанные зависимости выражены более резко. Это можно объяснить, во-первых, тем, что дизели имеют более высокие значения мак­ симальных давлений цикла, что способствует возрастанию уте­ чек при одних и тех же относительных площадях .просветов; во-вторых, карбюраторные двигатели имеют более высокое число 'оборотов, что также способствует снижению утечек при равных относительных площадях просветов; в-третьих, при равных относительных площадях просветов абсолютные раз­ меры проходных сечений у карбюраторных двигателей значи­ тельно меньше.

В этом случае следует предполагать, что коэффициенты расхода для этих сечений будут несколько меньше вследствие относительных «поджатий» струи газа при истечении и влия­ нии масляной пленки на процесс истечения. С этих-,позиций ре­ зультаты сравнения утечек газа в дизелях и карбюраторных двигателях находят вполне удовлетворительное объяснение.

Для оценки точности изложенной выше методики аналити­ ческого исследования влияния утечек на параметры рабочего процесса в табл. 14 и на рис. 34 приведены результаты расчет­ ного и экспериментального способов определения зависимо­ стей параметров рабочего процесса от площадей просветов. Их сопоставление свидетельствует о достаточном совпадении ре­ зультатов расчета и эксперимента, что подтверждает пригод­ ность расчетной методики для этих целей. Так, расхождение в

•расчетных и экспериментальных значениях Р\, N\, gi, rji, Pc, ge, "Пене превышает 4%, что вполне удовлетворительно. Несколько большие расхождения имеют место в расчетных и эксперимен­ тальных величинах Ръ, Рс (порядка 5—7%), что можно объяс­ нить следующим: расчетная методика не учитывает влияния на величину утечек масляной пленки в зазорах, в то время как наличие масла приводит к уменьшению площадей просве­ тов. Так как определение Рс, Ръ при корректировке индикатор­ ной диаграммы проводится без учета изменения проходных сечений из-за масляной пленки, расчетные значения Рс и Рг несколько занижены. Вместе с тем следует отметить, что имен­ но расчетное значение Рс имеет место при запуске холодного двигателя (что неоднократно фиксировалось при проведении экспериментов) и только после нескольких минут работы вое-

8 4


0,02 0, 0* 0.06 0,08 0,1

P и c. 34. Сравнение расчетных и экспериментальных за­ висимостей параметров рабочего процесса от площади просветов:--------расчетная;-------------- эксперименталь­ ная.

станавливается то значение Ре, которое при .сравнении приня­ то зкопериментальныім.

Анализируя результаты исследований влияния утечек газа на изменение эффективных показателей рабочего процесса, не­ обходимо отметить следующее.

Наличие.неплотностей в сопряжении цилиндровая втулка— поршневое кольцо оказывает существенное влияние на измене-

85-

ние эффективных показателей двигателя. Если на первом участке изменения неплотностей (до *7 = 0 ,05—0,06%) снижение эффективных показателей несколько' компенсируется ростом механического КПД, то для больших значений q, где tjm сни­ жается, характерно заметное ухудшение параметров рабочего процесса.

Величина увеличения удельного эффективного расхода топ­ лива может быть подсчитана для линейного участка зависи­ мости (для значений q< 0,06) по приближенной формуле.

А

г!э-л х - час

(34)

Для значений (/>0,0,6 выражение имеет вид

^ S c= q0 0 7 6 z/э.л-с. час

При использовании в качестве критерия величины относи­ тельной утечки газов можно воспользоваться выражениями

Age= 1,17В и Age= 1,17В1,43 гіэ.л.с. час.

(36)

Пусковые качества двигателя остаются удовлетворитель­ ными до значений q x 0,06 (что соответствует относительной утечке £ = 6 ,8 %). При более высоких значениях площадей

 

м

оГ

 

 

 

Варианты,.

м

" о

 

н | - §

■>3

 

данные

 

Ь- 'Г

 

О І2

5

 

 

1

3

II

-2.

 

о7

— го

 

І5

4

О У

 

 

 

 

632,3 I

Параметры рабочего

О.

е»

50

С

O'

ГО

"5

С?

го

1

о

оО

F~

а, ■ й:

 

Расчетные

5,57

126.2

0,151

0,415

4,4

99,8

0,192

Вариант и

Экспери­

 

 

 

 

 

 

 

\

менталь­

5,61

127

0,150

0,412

4,44

100.5

0,190

ные

 

Расчетные

5,15

117

0,163

0,384

3,88

88,0

0,217

Вариант I

Экспери-

 

 

 

 

 

 

 

менталь-

5,25

119

0,161

0,389

3,93

89,3

0,215

 

■ные

П р и м е ч а н и е : сравнение расчетных и экспериментальных парамет -втулок дизеля D 19/30.

■86

просветов пуск холодного двигателя становится затруднитель­ ным.

іПо .мере увеличения площадей просветов значительно воз­ растает износ кольца и цилиндровой втулки, что объясняется следующим: наличие плохого прилегания по периметру криво-' диг к повышению удельного давления кольца на втулку в ме­ стах контакта, что способствует более интенсивному износу на данном участке. Кроме того, прорывающиеся газы влияют іна температуру трущихся поверхностей, а также сдувают мал сляную .пленку, следствием чего является усиленный износ и значительное .снижение упругости поршневых колец.

Удельный расход масла по мере увеличения площадей про­ светов. возрастает. Так для двигателя, имеющего относитель­ ную величину проходных сечений д= 0,09 расход масла в 2 2,5. раза выше, чем для двигателя, имеющего номинальные размеры цилиндровых втулок. Несколько быстрее происходит и изменение физико-химических свойств масел (старение). Од­ нако для двигателей с периодичностью смены масла .в 250— 500 час этот фактор нельзя считать решающим. При более продолжительных сроках смены масла этот фактор 'будет иметь существенное значение.

 

 

 

1

 

 

 

 

 

Таблица 14

процесса

 

 

 

 

 

 

 

 

s

с ai

 

СЦ

 

 

 

 

 

 

I f f

=;

о a

 

 

О?

 

 

 

 

 

 

Абсолютнаявс

утечкичина по корректировано диаграмме, л(м Относительная утечкапо кор[ тированнойдиг 1,раммс%

 

сч

м

 

 

 

 

 

S 5 з âg.

 

 

 

 

«О

Ч

 

 

 

 

 

Зй§.із|

 

 

 

 

a j

к

Р

О

>4

>4

Ш * 1

 

 

 

 

8

ГО

 

 

 

о

*

 

 

 

 

 

I I

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н гг 1 ” rt

 

 

 

0,328

59,4

36,3

1,64

1,26

11,2

1,43

1,22

6,74

 

180

6,44

 

 

 

 

 

 

1,30

 

 

 

 

 

 

0,326

60,0

38,0

1,58

1,26

11,2

1,43

1,22

 

 

167

5,70

 

 

 

 

 

 

1,30

 

 

 

 

 

 

0,288

54,2

34,0

1,59

1,26

П .2

1,41

1,16

 

11

 

297

10,15

 

 

 

 

 

 

1.21

 

 

 

 

 

 

0,292

55,6

36,5

1,52

1,26

11,2

1'41

1,16

 

. 272

9,30

 

 

 

 

 

 

1,29

 

 

 

 

 

 

ров рабочего

процесса для

I и

II варианта

испытываемых

 

цилиндровых

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

87



Оценка относительной потер« индикаторной мощности мо­ жет быть произведена по следующим выражениям: .

при значениях величины относительной утечки В<6,85%

^'= 0,00765

(37)

при утечках В >6,85%

. ~ 1=0,0076ЯТ/».

(38)

Сопоставление .изменения индикаторных и эффективных по(- казателей от утечек дизелей и карбюраторных двигателей сви­ детельствует о том, что относительные площади просветов кар­ бюраторных двигателей при предельной неуплотненности мо­ гут достигать больших величия. Так для дизелей с относитель­ ной площадью просветов, близкой к предельно допустимому значению и равному ^»0,08—0,09 %, соответствует относитель-

ное падение индикаторной мощности AN-' =7,2% , в то вре­ мя, как для' карбюраторных двигателей в этом случае относи­

тельное падение мощности составит ^ ^ 5 % . Причины такого соотношения ранее объяснялись.

I

в

I I I . О П Р Е Д Е Л Е Н И Е Д Е Й С Т В И Т Е Л Ь Н Ы Х Н А П Р Я Ж Е В П О Р Ш Н Е В О М К О Л Ь Ц Е

Поршневые кольца являются деталью, работающей в наи­ более трудных условиях. Качественное выполнение кольцами

•своих функций в значительной мере зависит от плотности при­ легания их к зеркалу цилиндровой втулки. Плотность же при­ легания, в свою очередь, зависит от величины собственной уп­ ругости кольца и от сил давления газов в цилиндре (и в поло­ стях за кольцами). При этом напряжения, возникающие в сечениях кольца, также определяются указанными силами. Все существующие расчетные методики, ставящие своей целью определение напряжений ,в поршневых кольцах, сводятся к оп­ ределению нагибных напряжений, возникающих в наиболее

•натруженных сечениях кольца при его постановке в цилиндро­ вую втулку (рабочие .напряжения), либо при .надевании на поршень. В этих случаях при расчете напряжений учитыва­ ются только силы нормального давления кольца на цилиндро­ вую втулку, определяемые собственной упругостью кольца и совершенно не учитывается возможное увеличение напряже­ ний в кольце от периодически действующих газовых сил, сил инерции, трения, вибрации и прочих сил, воздействующих на кольцо в рабочих условиях.

В этой связи, величину действительных напряжений, воз­ никающих в поршневом кольце во время работы двигателя, можно представить как сумму:

— статических напряжений, определяемых для случая по­ становки кольца в цилиндровую втулку и зависящих от уп­

ругости кольца;

при работе

— динамических .напряжений, возникающих

двигателя в результате действия всех прочих сил

(прежде все­

го — газовых нагрузок).

 

89


Рис. 35. Силы, действующие на поршневое кольцо.

Определение динамических .напряжений в поршневом коль­ це на работающем двигателе является очень сложной инже­ нерно-технической задачей из-за труднодоступное™ колец для непосредственных измерений. Очевидно поэтому этот вопрос совершенно не освещен в литературе.

Кроме того, определенный интерес представляет установ­ ление зависимости статических и динамических напряжений в поршневом кольце от изяосов цилиндровых втулок и колец.

§ 1. ХАРАКТЕР СИД,

ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ПОРШНЕВОЕ

КОЛЬЦО

На кольцо, установленное на поршень и помещенное в ци­

линдровую втулку,

в рабочем состоянии действуют

(рис. 35)

следующие силы.

I

 

В р а д и а л ь н о м н а п р а в л е н и и

а) силы собственной упругости кольца, прижимающие его к рабочей поверхности цилиндра Рср\

■б) давление газов Р.

В направлении от кольца к зеркалу цилиндровой втулки результирующая двух указан­ ных сил А = Я Ср+Р.

К. Энглиш [47] считает, что в направлении отрыва кольца от рабочей поверхности цилиндра

P+R,

действует сила, равная - 9 ~,

однако это утверждение следу­ ет считать справедливым в слу­ чае неплотного прилегания кольца к втулке и наличия до­ статочного зазора между рабо­ чими поверхностями кольца и цилиндровой втулки. В против­ ном случае тазы в зазор про­

рываются в очень ограниченном количестве и дросселирование в

Р+ Ра

зазоре приводит к тому, что сила —9— становится лренебре-

жимо

милой ((что и обеспечивает плотное прилегание'кольца

к рабочей поверхности втулки).

в)

сила трения Ргр на торце кольца.

Наличие этой силы может привести к отрыву кольца от поверхности втулки-при перекладках поршня.

PO