Файл: Портной М.Е. Экономика вспомогательных производств в черной металлургии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.07.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

' 3) обеспечение рентабельности обслуживаемых про­ изводств и предприятия в целом.

Хозяйственный расчет должен способствовать мате­ риальной заинтересованноссти вспомогательных цехов в результатах работы и предусматривать материальную ответственность за выполнение плановых заданий, лими­ тов и обязательств. .Этим основным условиям подчине­ ны положения о внутрихозяйственном расчете, действую­

щие в настоящее время в черной

металлургии.

По

вспомогательным цехам

рекомендуется утверж­

дать следующие плановые показатели:

а)

объем продукции или услуг

в натуральных или

условных единицах;

 

 

б)

план-график ремонтов или работ;

в)

себестоимость продукции

или

смету затрат.

В большинстве случаев этим и. ограничиваются. Меж­ ду тем, автор считает, что составление техпромфинплана вспомогательного цеха является обязательным условием внедрения подлинного хозяйственного расчета;

г) производительность труда или численность трудя­ щихся. Очень важно первый показатель выразить в на­ туральных или условных единицах, а не в рублях;

д) фонд заработной платы; е) норму платы за производственные фонды;

ж) задания по освоению новых видов продукции, внедрению новых технологических процессов, механиза­ ции и автоматизации производства и другие задания по новой технике.

Производственная программа по выпуску продукции и изделий, выполнению работ и оказанию услуг уста­

навливается не только исходя из потребности

основных

цехов, но и с учетом обеспечения потребности

отделов

капитального строительства, жилищно-коммунального и других служб и хозяйств, а там, где это предусмотрено, то и сторонних потребителей.

Вспомогательным цехам, учитывая специфику их ра­ боты, устанавливаются отдельные показатели. Для меха­ нических, литейных и кузнечных цехов в связи с разнооб­ разной и постоянно меняющейся структурой потребности в деталях и запасных частях целесообразно ввести но­ менклатурное планирование по опыту передовых за­ водов.

4 Зак. 56

81


Номенклатурное планирование в ремонтно-механиче- ских цехах предполагает выполнение работ в определен­ ной последовательности: прием, оформление и подготовка

заказов, составление номенклатурных планов,

контроль

и учет

их выполнения. Для того чтобы заказы

выполня­

лись в

срок, они должны поступать своевременно,

т. е.

от 2 до б месяцев-до начала ремонта в зависимости

от

его трудоемкости. Выполнение особо срочных и аварий­

ных, не предусмотренных

номенклатурной

программой

заказов осуществляется из

резерва главного

механика,

составляющего 20—25%

производственной

мощности

цеха.

 

 

На заводе «Запорожсталь» принят следующий поря^ док номенклатурного планирования: с 5-го по 7-е число предшествующего месяца в план вносятся заказы по ка­ питальным ремонтам; с 7-го по 10-е чнсло цехи-заказчи­ ки сдают заказы на текущие работы. К 16—17-му числу составляются проекты номенклатурных планов и не поз­ днее 17-го они передаются цехам-исполнителям для изучения. Цехи в период с 17-го по 20-е число осуществ­ ляют подготовку производства, с 20-го по 23-е -число •производится согласование с планово-производственным сектором ОГМ, после чего проекты планов поступают на утверждение главному механику; не позже 27-го чис­ ла утвержденные номенклатурные планы поступают s цехи-исполнители. В "тех случаях, когда производственноплановый сектор ОГМ обеспечен фактурной машиной

(например, СР-22), составление

номенклатурного плана

и его учет не требуют больших затрат труда.

Организация

хозрасчетных

взаимоотношений

между

подразделениями

предприятий

В укреплении внутризаводского хозяйственного рас­ чета большое значение имеет организация" взаимных рас­ четов между цехами, основанная на принципах матери­ альной заинтересованности за выполнение межцеховых обязательств.

Взаимные расчеты между цехами (приплаты, скидки, штрафы и т. д.) устанавливаются в зависимости от каче­ ства сырья, материалов, топлива, перебоев в обеспечении энергоуслугами или подачи их с отклонениями от уста­ новленных параметров, своевременности проведения ре-

82


монтов агрегатов, повреждения подвижного состава, по­ дачи под погрузку неисправных или загрязненных ваго­ нов, сверхнормативных простоев вагонов и др. При этом величина приплат должна превышать затраты цеха-пос­ тавщика и быть менее экономии, получаемой цехом-пот­ ребителем.

Цех-поставщик должен получать примерно 2 / з эконо­ мии, цех потребитель '/з экономии. Скидка за понижен­ ное качество должна 'компенсировать потери цеха-потре­ бителя. Например, при авариях энергоагрегатов по ви­ не энергетических цехов последние оплачивают соответ­

ствующим цехам сумму фактических убытков

из-за

уменьшения производства и затрат на ликвидацию

ава­

рии.

 

Организация взаимных расчетов между цехами будет эффективной только при условии правильного определе­ ния размеров приплат и скидок за качество продукции. Поэтому рекомендуется устанавливать постоянную ве­ личину санкций за отдельные единицы измерения (1 т пара, 10 мин простоя и пр.). Определение размеров пос­ тоянных санкций весьма сложно и требует, как правило, применения математических методов. Приведем некото­ рые данные, облегчающие определение размера санкций, связанных с простоями оборудования.

Ленинградское отделение ВНИИ «Промэлектромонтаж» совместно с Энергетическим институтом им. Г. М. Кржижановского разработало методические основы оп­ ределения ущерба от перерыва электроснабжения. Сог­ ласно этой методике, ущерб от перерыва электроснабже­ ния зависит наряду с другими факторами в основном от убытка от одного перерыва электроснабжения а (руб/ перерыв) и от среднего убытка от 1 ч простоя технологи­ ческого агрегата 6 (руб/ч).

В. А. Малеко приводит следующие значения этих ве­

личия

для

прокатных

станов: реверсивные

станы —

а=330—490, 6=640—1360; непрерывные

станы — а =

=030—020,

6 =420—&90.

 

 

 

отдела

Взаимные расчеты между цехами

завода

главного механика

и остальными

цехами

Положение о внутризаводском хозрасчете рекоменду­ ет регламентировать взаимоотношения между основны­ ми и ремонтными цехами для создания заинтересованно-

4* Зак. 56

83


сти в повышении качества, сокращения сроков проведе­ ния и удешевления ремонтов, своевременном и качест­ венном изготовлении сменного оборудования, деталей, запчастей, узлов и т. д.

Например, между литейными и сталеплавильными це­ хами устанавливаются взаиморасчеты за стойкость из­ ложниц. Нормативы стойкости изложниц по числу нали­ вов устанавливаются с расчетом обеспечения планового расхода их на 1 г стали. Стоимость изложницы за выче­ том стоимости металлолома делят на нормативную стой­ кость (число наливов), получая при этом цену одного на­ лива. За изложницы, вышедшие из строя ранее норма­ тивного срока, литейный цех возвращает сумму, равную произведению половины цены одного налива на число не­ достающих наливов, и, наоборот, сталеплавильные цехи доплачивают литейному за каждый налив сверх нормы стойкости изложниц.

Литейный цех доплачивает основным цехам за излиш­ нюю массу литья, передаваемую без обработки. На счет литейного цеха относятся затраты на механическую об­ работку, вызванную излишними припусками.

За несвоевременную поставку деталей или невыпол­ нение заказов цехи ОГМ должны делать скидку цехамзаказчикам или уплачивать штраф. Цехи-заіказчики должны оплачивать по повышенным ценам срочные и аварийные заказы, не предусмотренные графиком, а так­ же возмещать ремонтным цехам потери, связанные с несвоевременной подготовкой агрегатов к ремонту, не­ обеспечением ремонтов крановым оборудованием и др.

За досрочное окончание ремонта цехи-исполнители должны получать с цехов-заказчиков приплату в уста­ новленном порядке. За задержку ремонта сверх установ­ ленного графика по вине ремонтного цеха цех-заказчик вправе получить определенную скидку.

Взаимные расчеты между цехами отдела главного энергетика и другими цехами завода

Простои агрегатов из-за аварий, происшедших по ви­ не энергетических цехов, оплачиваются последними с учетом потерь основных цехов из-за остановки техноло­ гических агрегатов. Потери, связанные с ликвидацией

84

аварий, принимаются на хозрасчетную деятельность це­ хов-виновников.

Вопросам определения величины ущерба, нанесенно­ го основным цехам вследствие, например, перерыва элек­ троснабжения, посвящено достаточно работ. Все предла­ гаемые методы основаны на довольно сложных матема­ тических расчетах.

Для практических целей можно ограничиться разра­ боткой стабильных нормативов. Так, ДонНИИчермет рекомендует устанавливать приплату за увеличение со­ держания кислорода на 1% в размере 50 коп. на 103 м3 кислорода и удерживать с кислородного цеха 1,2 руб. на 103 м3 кислорода за каждый процент снижения кон­ центрации продукта.

В пользу железнодорожного цеха рекомендуется взымать приплаты за следующие отклонения:

1) за простой вагонов заводского парка и специаль­ ного подвижного состава под погрузкой и разгрузкой сверх срока , установленного контактным графиком. Ве­ личина платы зависит от грузоподъемности вагона, его оборачиваемости и установленной на заводе платы за перевозку 1 т груза на среднее расстояние. Так, если гру­ зоподъемность вагона 60 г, норма его оборота 10 ч, стоимость перевозки 1 т груза 16,8 коп., то плата за пере­ простой вагона составит (60-16,8) : 10=1 руб/ч;

2) за использование вагонов без разрешения желез­ нодорожного цеха взымается плата как за перепростой в в течение всего срока использования вагона;

3) за повреждение вагонов, железнодорожных путей и других устройств с цеха-виновника взыскивается стои­ мость устранения повреждения, а в случаях, связанных с подвижным составом, также и за простой этих средств во-время ремонта;

4) за неиспользование вагонов, переадресовки и др. Железнодорожный цех несет материальную ответствен­ ность перед обслуживаемыми цехами за следующие упу­

щения:

 

а)

за задержку подачи вагонов внутризаводского

парка,

и специального подвижного состава

(ковши, те­

лежки) против контактного графика;

 

'б)

за подачу под погрузку неисправных

или неочи­

щенных железнодорожных вагонов;

 

'85


в) за порчу строений или другого имущества вслед­ ствие неправильных действий работников железнодорож­

ного цеха;

 

г) за загромождение габарита

пути рельсами, шпа­

лами или мусором.

 

НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

И ТРУДА ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ

ПРОИЗВОДСТВАХ

•Всесоюзное совещание по организации труда (1967 г.)

в своих рекомендациях отметило,

что рост производи­

тельности труда в промышленности и строительстве в значительной мере сдерживается серьезными недостат­ ками в организации работ по обслуживанию основного производства. Вспомогательные службы, как правило, рассредоточены по отдельным цехам и участкам, труд занятых в них рабочих слабо механизирован и организо­ ван значительно хуже, чем в основных цехах предприя­ тий. Исследования, проведенные за последние годы, по­ казывают, что указанные недостатки характерны и для вспомогательных производств предприятий черной ме­ таллургии. Так, по данным ВНИИОчермета при доле ме­ ханизированного труда в основных цехах предприятий черной металлургии 61,2%, во вспомогательных цехах этот показатель достигал только 25,4%.

Несмотря на наличие ряда фундаментальных работ по методологии планирования НОТ во вспомогательных цехах, на 'Предприятиях все еще мало уделяют внимания этим вопросам. Остановимся вкратце на особенностях научной организации труда вспомогательных цехов.

НОТ — это система мероприятий по совершенствова­ нию организации производства и управления на основе достижений науки и техники, обеспечивающих всесторон­ нюю экономию труда, материальных и энергетических ресурсов.

Задачи НОТ в широком смысле следующие:

1. Разработка рациональной технологии производст­ ва (режимные и технологические карты, проекты органи­ зации работ и т. д.).

2. Рациональная организация рабочих мест, выбор рационального плана рабочего места, бесперебойное снабжение его материалами, инструментами, сменными узлами и деталями.

86