Файл: Клименко П.Л. Производство сортового проката [учеб. пособие для рабочих].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.07.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 0
крытой части калибра высота фланца с каждым прохо дом будет уменьшаться вследствие утяжки, а в откры той части калибра увеличиваться из-за приращения. Кроме того, в закрытой части калибра фланец можно деформировать по высоте, контролируя тем самым этот размер по ходу прокатки. В открытой части калибра де формировать фланец по высоте нельзя, так как металл может уйти в зазор и на раскате образуются дефекты.
В открытой части калибра боковым обжатием мож но заметно деформировать фланец по толщине, не опа саясь его утяжки по высоте и тем самым контролиро вать толщину фланца по ходу прокатки.
Таким образом, строгое чередование открытых и за крытых фланцев позволяет получить балку хорошего ка чества с правильными геометрическими размерами.
6. КАЛИБРОВКА ВАЛКОВ ДЛЯ ПРОКАТКИ ШВЕЛЛЕРОВ
Калибровка валков н условия деформации при про катке швеллера имеют много общего с прокаткой бал ки. При прокатке швеллера исходную заготовку также вначале додают в разрезной калибр, а затем прокаты вают ее .в фасонных калибрах.
В зависимости от номера швеллера и типа стана при меняют закрытые и открытые разрезные калибры. Рань ше использовали один и тот же разрезной калибр и не сколько первых черновых калибров для прокатки одних номеров балки и швеллера (старый балочный способ прокатки швеллера). Условия деформации металла в балочных калибрах справедливы и для прокатки швел лера— в открытой части калибра будет наблюдаться приращение высоты фланца, в закрытой — утяжна. Величину приращения и утяжки фланцев за проход .при нимают обычно такую же, как и при прокатке балок.
Действительные и ложные фланцы
В отличие от балки черновые ‘калибры для прокатки швеллера имеют не два действительных фланца, а один действительный 1 и один «ложный» фланец 2 (рис. 53). Ложные фланцы необходимы для предохранения углов профиля от охлаждения. Они деформируются в закры той части калибра и поэтому создают дополнительный
103
объем металла .во фланцах, высота которых будет умень
шаться.
При отсутствии ложных фланцев могут не получить ся углы профиля (будет отсутствовать высотная дефор мация). Кроме того, при прокатке металл ложных фланцев ча стично перетекает в стенку и идет на при ращение действитель ных фланцев. Однако наличие ложных флан цев вызывает в профи-
Рн'С. 53. Конструкция швеллерного калибра |
Н С р Я В Н О М б р Н у Ю Д е- |
формацию, увеличивает износ валков и повышает расход энергии. Поэтому при расчете калибровки швеллера необходимо прини мать минимальные размеры ложных фланцев. Обычно площадь ложных фланцев в разрезном калибре состав ляет до 70% площади действительных фланцев.
В промежуточных калибрах площадь ложных флан цев постепенно уменьшается. В чистовом калибре лож ные фланцы отсутствуют.
Способы прокатки швеллеров
Известно несколько методов прокатки швеллеров: в калибрах с прямыми полками (балочный метод), в ка либрах с увеличенным выпуском прямых полок и изогну той стенкой, в развернутых калибрах (рис. 54).
Наибольшее распространение получили два послед них метода. Калибровка с увеличенными выпусками ха рактерна тем, что, за исключением чистового, во всех ка либрах принимают значительные выпуски (до 15—20%). При калибровке с увеличенным выпуском можно более интенсивно деформировать металл, что сокращает общее число проходов и приводит к уменьшению износа вал ков.
Наиболее перспективной является развернутая ка либровка. Прокатку вначале ведут в калибрах полосово го типа с большими обжатиями за проход. В последних двух—трех калибрах, предшествующих чистовому, при меняют калибры с прямыми полками с увеличенными выпусками и изогнутой стенкой, в которых осуществля ется сгибание профиля. Однако развернутую калибровку
104
не всегда можно использовать, так как в результате разворота полок сокращается число калибров, которые можно разместить на бочке валка.
На большинстве заводах чистовые калибры имеют выпуск внешних граней 2—3%. В последнее время на ряде станов начали применять чистовые .калибры с вы пуском 10—16%, после которых .предусматривается до полнительная правка готового швеллера на роликовых правильных машинах. Это позволит в дальнейшем пе рейти на прокатку швеллера с параллельными полками без внутреннего уклона граней.
На одном из станов прокатка в развернутом чисто вом калибре с выпуском волок 10% против ранее приме-
F
ГІ |
і |
11/ |
t |
J |
l l |
Рнс. 54. Калибровка валков для прокатки швеллеров: |
выпуском |
||||
а — калибры |
с |
прямыми |
полками; б — калибры с |
увеличенным |
|
|
|
прямых полок; в — развернутые калибры |
|
105
няемого выпуска 2% позволила увеличить стойкость ка либра в 1,5 раза. Кроме того, в чистовом развернутом калибре получается готовый профиль с минусовым по лем допусков и экономится 3—5% металла.
Контрольные калибры
При прокатке швеллеров нет строгого чередования от крытых и закрытых фланцев, как при прокатке балок. Поскольку действительные фланцы .в следующих друг за другом проходах попадают в открытую часть калибра, это способствует быстрому формированию профиля в ре зультате прпіращения их высоты. При свободном прира щении высота фланцев всегда несколько неопределенна. Для регулирования высоты фланцев предусматривают так называемые контрольные калибры. Обычно при се ми— девяти фасонных калибрах принимают два конт
Рис. 55. Контрольные калибры (отмечены стрелками): а — закрытьи”!; 6 — полузакрытый
рольных калибра, при пяти фасонных калибрах — один контрольный калибр.
Первый контрольный калибр проектируется ближе к разрезному. Он устраняет неточности по высоте фланцев из-за колебаний размеров заготовки. Если разрезной калибр открытый, надобность е-первом контрольном ка либре отпадает, так как открытый разрезной калибр обеспечивает получение точной высоты фланцев. Второй контрольный калибр обязательно является предчпстовым.
106
Контрольные калибры могут быть закрытыми н полу закрытыми (рис. 55). Преимущество закрытого конт рольного калибра заключается в том, что из него выхо дит полоса с точными размерами. Ложный фланец полу чает приращение, так как находится в открытой части калибра и это способствует хорошему выполнению углов в чистовом калибре. Однако при прокатке фланец за прессовывается в закрытую часть калибра и выход из валков затрудняется; заклинивание повышает износ ка либров и увеличивает расход энергии при прокатке. Кро ме того, из-за большого вреза прочность валков снижа ется. Для восстановления размеров калибра приходится значительно уменьшать диаметр валков, поэтому служат они меньше. В связи с перечисленными недостатками закрытые калибры в настоящее время применяются редко.
Преимущества полузакрытых контрольных калибров следующие: уменьшается врез в валки, полоса не закли нивается в калибре, фланец обжимается не только по вы соте, но и с боков. Полузакрытый контрольный калибр имеет наклон фланцев в ту же сторону, что и остальные калибры. При подаче полосы в такой калибр фланцы не перегибаются, как в закрытых контрольных калибрах, что позволяет повысить выпуск смежных калибров и, следовательно, увеличить число возможных переточек и срок службы валков.
В последние годы разработаны новые экономичные швеллеры № 5—30 с параллельными полками без укло на внутренних граней полок. Эги швеллеры имеют повы шенные прочностные свойства, экономия металла при их производстве составляет 0,5%. Освоена также прокатка швеллеров № 10—24. Креме того, разработаны техниче ские условия на швеллеры № 8—16 с параллельными полками и переменной толщиной стенки без уклона вну тренних граней полок. При сохранении прочностных ха рактеристик в среднем экономия металла составит 4,8%
7.КАЛИБРОВКА ВАЛКОВ
ДЛЯ ПРОКАТКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ
Рельсы классифицируют по массе 1 пог. м. ГОСТом предусматривается прокатка рельсов широкой колеи Р-38, Р-43, Р-50, Р-65, Р-75 и узкой колеи Р-8, Р-11, Р-16, Р-Т8, Р-24. Исходным материало-м для прокатки рельсов служат блюмы из слитков спокойной мартенов-
10/
|
Рис. 56. Калибровка валков |
для прокатки |
рельсов: |
( / — раз |
||
а — прямые калибры >с односторонним |
расположением |
разъемов |
||||
резной |
калибр; 2 — 4 — таңровые калибры; 5 — первый |
рельсовый |
разрезной |
|||
«алнбр; |
6' — 8 — -рельсовые калибры; 9 — чистовой |
калибр); |
б — косорясло- |
|||
ложенные калибры с диагональными |
разъемами |
(/ — разрезной |
калибр; |
|||
2, 3 — тавровые калибры; 4 — рельсовый разрезной |
калибр; |
5 — 9 — рельсо |
||||
|
вые косорасположенные калибры; 10 — чистовой калибр) |
|
||||
ской |
и бессемеровской стали |
с содержанием |
углерода |
0,50—0,78%.
Рельсы получают ,по следующей схеме: сначала пря моугольную заготовку с отношением сторон 1,5—1,7 по дают на ребро' в первый разрезной калибр. Затем в трех — четырех последующих калибрах формируется подошва рельсов. Эту группу калибров называют тавро выми, или трапецеидальными. Дальнейшая прокатка идет в пяти — семи рельсовых калибрах. Первый рель совый калибр является разрезным. В нем полоса разде ляется на три части: головку, шейку, .подошву (рис. 56).
Тавровые калибры
Тавровые калибры отличаются от рельсовых значи тельной неравномерностью деформации. Форма тавро вых калибров по ходу прокатки постепенно меняется.
108
В первом тавровом калибре заготовка разрезается снизу высоким гребнем с образованием массивных фланцев. В последующих тавровых калибрах происходит плавное развертывание образовавшихся фланцев при одновременном интенсивном их обжатии. В тавровых калибрах, кроме прямого, применяют и 'боковое обжа тие. Такая обработка полосы обеспечивает получение мелкозернистой структуры металла и высоких механиче ских свойств рельсов.
Структура и качество поверхности рельсов в значи тельной степени зависит от формы п размеров разрезных гребней.
В первом тавровом калибре исходную заготовку со стороны подошвы рекомендуют деформировать на срав нительно большую глубину: 40—65 мм. Угол гребня при нимают равным 80—98°.
Захват полосы валками обеспечивается наклоном боковых стенок таврового калибра. Угол захвата может достигать 38—40°.
Наибольшее развертывание фланцев лучше произво дить во втором тавровом калибре, где металл имеет вы сокую температуру и достаточно пластичен. Правильный выбор угла гребня в первом и последующих тавровых калибрах обеспечит плавное развертывание фланцев по дошвы, предотвратит образование трещин.и складок в центральной части подошвы. Вершину гребня нужно закруглять большим радиусом, чтобы не появились складки и закаты на середине подошвы. Важной харак теристикой тавровых калибров является величина вы пуска боковых стенок. Увеличение выпуска улучшает условия захвата и облегчает проникновение полосы в калибр. Вместе с тем большой выпуск нежелателен, так как он приводит к утолщению фланцев. Поэтому обычно в первом калибре выпуск принимается равным 10—12%, а в последующих калибрах он увеличивается до 14— 17%.
Тавровые калибры должны рассчитываться таким об разом, чтобы профиль со стороны головки рельса хоро шо прорабатывался. 1
На распределение обжатий со стороны подошвы и го ловки большое влияние оказывает величина бокового обжатия в тавровом калибре. Чем больше боковое об жатие, тем меньше обрабатывается полоса со стороны головки. При чрезмерно большом боковом обжатии по
109
лоса может не прорабатываться со стороны головки и на головке рельса возникают морщины и волосовины.
Для лучшей проработки головки рельса нужно, что бы исходная заготовка в первом тавровом калибре внед рялась бы без бокового обжатия на возможно большую глубину, а высотное обжатие заготовки было большим как со стороны подошвы, так и со стороны головки.
Рельсовые калибры
Рельсовые калибры бывают прямыми и косорасполо женными. Они относятся к фланцевым калибрам. Про цесс деформации в них подобен деформации в балочном калибре.
Прямые рельсовые калибры по конструкции похожи на балочные, но они не симметричны относительно вер тикальной оси. Фланцы головки толще, но имеют мень шую высоту, чем фланцы подошвы. Прокатка в таком рельсовом калибре возможна только при наличии на клона внутренних и наружных боковых стенок. Наклон обеспечивает нормальный выход полосы из валков, ина че полоса защемлялась бы в валках. При прямом поло жении рельсовых калибров выпуск составляет 5—8%; в чистовом калибре выпуск равен 1,26%. Условия дефор мации в закрытых и открытых фланцах такие же, как и при прокатке балок.
'Прокатка в рельсовом калибре сопровождается уменьшением высоты фланцев в закрытых ручьях и при ращением фланцев в открытых. Величину утяжки флан цев подошвы в закрытых ручьях принимают для чисто вого калибра равной б—7 ,мм, для остальных 7—10 мм. Приращение высоты фланцев подошвы в открытых ручь ях составляет 1 мм. Головка рельсов во всех калибрах получает высотное обжатие: в чистовом калибре 1— 3 мм, в остальных калибрах 3 —5 мм (закрытые фланцы) и 1—2 мм (открытые фланцы).
Наибольшее распространение имеют косорасполо женные рельсовые калибры. Чтобы рассмотреть особен ности деформации в них, исключим шока влияние фак тора наклона калибра и определим условия деформации в калибрах с диагональным расположением разъемов (рис. 57,а). Средние окружные скорости обоих валков, в
таких калибрах практически одинаковы. |
В калибре с |
|
обычным |
(односторонним) расположением разъемов |
|
(рис. 57,6) |
средняя окружная скорость |
нижнего валка |
110