Файл: Калинин М.П. Основы устройства мотоцикла.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.07.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

"( з Е р к а л о )

Рис. 12. Цилиндр четырехтактного мотоциклетного двигателя с нижними клапанами

Применяются также алюминиевые цилиндры без гильз. Внутренняя зеркальная их поверхность для изно­ соустойчивости хромируется. Такие цилиндры легко и хорошо отводят тепло.

Цилиндры двигателя мотоциклов «Восход», ЮЖ-Ю, ИЖ-П с ребрами отливаются из алюминиевого сплава.

Во внутреннюю часть цилиндров запрессованы гиль-, зы из легированного чугуна. Головки цилиндров изго­ товляются из алюминиевого сплава с ребрами для воз­ душного охлаждения и отверстием для свечи зажи­ гания.

Цилиндры двигателей мотоциклов М-63, К-750, М-105 с ребрами отливаются из чугуна.

Головки цилиндров четырехтактных двигателей с верхними клапанами имеют клапанную камеру, впуск­ ной и выпускной каналы, которые выходят в камеру сгорания, где сделаны выточки для опоры головок кла­ панов.

Между головкой цилиндра и цилиндром обычно ста­ вится для уплотнения медно-асбестовая прокладка, вы­ держивающая высокие температуры.1

Внутрення полость головки цилиндра образует каме­ ру сгорания.

Форма камеры сгорания избираетея такой, которая

18

обеспечивает

быстрое,

но

 

 

 

 

плавное,

без

детонации,

 

 

 

 

сгорание

рабочей

смеси

 

 

 

 

при

наименьших потерях

 

 

 

 

тепла. На двухтактных и

 

 

 

 

четырехтактных

двигате­

 

 

 

 

лях с верхними клапанами

 

 

 

 

(М-62) камера сгорания

 

 

 

 

(рис.

14, а)

 

сферическая.

 

 

 

 

На

четырехтактных дви­

 

 

 

 

гателях

 

дорожных

мото­

 

 

 

 

циклов с нижними клапа­

 

 

 

 

нами (К-750) применяет­

 

 

 

 

ся Г-образная камера

 

 

 

 

сгорания

(рис. 14,6)"

 

 

 

 

 

 

Поршень

служит" для

 

 

 

 

восприятия

 

давления

га­

 

 

 

 

зов

 

во

время

рабочего

 

 

 

 

хода и передачи его через

 

 

 

 

палец

и

шатун коленча­

 

 

 

 

тому

валу.

 

Поршень

от­

 

 

 

 

ливают

 

из

алюминиевого

 

 

 

 

сплава. Поскольку

от на­

 

 

 

 

гревания поршень

расши­

 

 

 

 

ряется,

 

его

устанавлива­

 

 

 

 

ют с зазором, чтобы из­

 

 

 

 

бежать

 

 

заклинивания.

/ — клапанная

пружина;

2 — шпилька:

Этот

зазор

во

время

ра­

3 —клапан;

4—5 — ребра

охлаждения;

боты двигателя

заполняе­

6 — трубка

штанги; 7 — фланец ци­

тся

 

тонкой

пленкой мас­

 

 

линдра

 

ла,

 

которая

уменьшает

 

 

 

 

трение

 

и

 

обеспечивает

СфЕричЕСкая Г-образная

охлаждение трущихся по­

верхностей.

(рис.

15)

со­

 

 

 

 

 

Поршень

 

 

п п и

стоит

из

д н и ща ,

г о ­

 

 

л о в к и

с канавками для

ІТГЯ

поршневых колец, юбки,

являющейся

направляю­

щей при движении порш­

щ .

 

 

ня в цилиндре, и

боб ы-

 

 

ш е к

 

с

 

отверстиями.

 

 

Юбка двухтактного двига-

Рис.

14. Камеры сгорания

19


Рис.

15. Поршень и поршневые кольца:

/ — поршневые кольца;

2 — днище; 3 — головка: 4 — поршневой палец; 5 —

стопорное кольцо; 6 — юбка;

7 —бобышка; 8 — шатун; 9 — компрессионное

кольцо;

10 — маслосъемное кольцо

L

теля, кроме того, сложит золотникЬм для открытия и за­ крытия впускного окна.

Днища поршней двухтактных и четырехтактных дви­ гателей с верхними клапанами выпуклые (рис. 15, а). У четырехтактных нижнеклапанных двигателей оно плос­ кое (рис. 15,6).

Вканавках компрессионных колец поршней двух­ тактных двигателей установлены специальные стопоры, которые удерживают кольца от произвольного провер­ тывания на поршне и предотвращают попадание замков поршневых колец в окна цилиндров (при движении поршня) и поломку их.

Вголовке поршня двигателя мотоцикла К-750 про­ точены четыре канавки: верхняя служит газовым буфе­

ром, две средние — для

установки

уплотняющих

колец

и нижняя— для установки маслосъемного кольца.

опи­

Поршни двигателя

мотоцикла

М-62 помимо

санных выше канавок в нижкей части юбки имеют еще канавку для установки второго маслосъемного кольца.

Поршень двигателя мотоцикла ИЖ-П имеет три ка­ навки для уплотняющих колец.

Поршневые кольца создают уплотнение между порш­ нем и зеркалом цилиндра. Они делятся на у п л о т н я ­

ющи е

(компрессионные)

и

м а с л о с ъ е м н ы е

(рис.

15, б). Уплотняющие

кольца

используются для

устранения прорыва газа через зазор между поршнем и зеркалом цилиндра в картер.

20



В двухтактных двигателях все кольца компрессион­ ные; в четырехтактных, кроме того, ставятся маслосъем­ ные. Маслосъемное кольцо применяется для снятия из­ лишка масла со стенок цилиндра. Масло, собранное кольцом при движении поршня через его щелевые отвер­ стия, поступает в канавки поршня, далее проходит по отверстиям канавок внутрь поршня и стекает в картер двигателя.

Поршневые кольца изготавливаются упругими из спе­ циального серого чугуна. Поверхность кольца для повы­ шения износоустойчивости покрывают слоем пористого хрома, а для улучшения приработки — лудят.

Кольцо делается с разрезом, место разреза называет­ ся замком. Замки изготавливаются различной формы (рис. 15, г). Для предотвращения заклинивания кольца во время работы в его замке делается зазор, который равен 0,1—0,3 мм. У верхнего кольца он должен быть больше, чем у нижнего.

При установке колец на поршень необходимо сле­ дить, чтобы их замки не находились один под другим, а были смещены в шахматном порядке во избежание про­ рыва газов в картер.

Поршневой палец служит для шарнирного соединения поршня с верхней головкой шатуна и представляет со­ бой стальной пустотелый валик, поверхность которого для прочности цементируется. Наружная цементация и закаленная поверхность противодействует износу.

На современных мотоциклетных двигателях ставятся пальцы «плавающего типа», которые при работе свобод­ но поворачиваются как во втулке шатуна, так и в брбышках поршня. От осевого смещения палец предохра­ няется стопорными кольцами.

Шатун передает усилие при такте расширения от поршня на коленчатый вал и вместе с ним преобразует возвратно-поступательное движение поршня во враща­ тельное движение вала, а при вспомогательных тактах наоборот.

Шатун (рис. 16) имеет верхнюю головку с внутрен­ ней бронзовой втулкой, посредством которой он соеди­ няется через поршневой палец с поршнем, стержень двухтаврового сечения и нижнюю головку, служащую для соединения с шатунной шейкой кривощипа коленча­ того вала.

21

 

 

Нижняя

головка

ша­

 

 

туна,

изготовляется

не­

 

 

разъемной,

 

а

также

 

 

разъемной. В нижней го­

 

 

ловке,

надетой

на

криво­

 

 

шипный палец,

находится

 

 

роликовый

 

(двигатели

 

 

мотоциклов

 

 

К-750,

 

 

ИЖ-Ю,

ИЖ-П.

 

М-62,

 

 

«Восход»

и

др.)

 

или

 

 

игольчатый

подшипник.

 

 

Ролики

или иглы

 

могут

 

 

вращаться

непосредствен­

 

 

но в нижней головке ша­

 

 

туна

 

(двигатели

 

мото­

 

 

циклов К-175, М-61) или

 

 

по

поверхности запрессо­

 

 

ванного в нижнюю голов­

 

 

ку кольца.

 

 

 

кото­

 

 

Поверхности, на

 

 

рые

опираются

ролики

 

 

или

иглы,

подвергаются

 

 

цементации

с

последую­

 

( S ^2 LEai

щей

термической

 

обра­

 

боткой,

после

чего

шли­

 

Рис. 16. Шатуны:

 

фуются. Ролики или иглы

а — с

неразъемной нижней головкой;

б —

с разъемной нижней головкой: / —

могут

 

быть

заключены

верхняя головка; 2 — бронзовая втулка;

в

сепараторы

(двигате­

3 — стержень; 4 — нижняя головка; 5 —

 

кольцо; 6 — сепаратор

ли

 

мотоциклов

К-750,

ИЖ-Ю, ИЖ-П) или устанавливаться без них (двигатели мотоциклов К-175 и др.).

Смазка к пальцу верхней головки шатуна поступает через отверстия в головке и бронзовой втулке, к подшип­ нику нижней части шатуна — через щели.

Коленчатый вал воспринимает усилие шатунов от поршней и передает его на ведущее колесо мотоцикла через механизмы силовой передачи.

Коленчатые валы имеют один или несколько криво­ шипов. Выполняются они разборными (рис. 17,6) и не

разборными.

(рис. 17) состоит из кривошипного

К р и в о ш и п

пальца

или шатунной шейки, охватываемой нижней го­

ловкой

шатуна,

двух щек, являющихся в большинстве

22


Рис. 17. Коленчатые валы:

а , в — иеразборные; б — разборные; 1 — шатунная шейка (палец крнвошнла); 2 — щека (маховик) 3 — коренные пальцы; 4 — про­ тивовесы

конструкции маховиками, и двух коренных пальцев или шеек, на которых он вращается в подшипниках, уста­ новленных в картере.

Маховики большинства двигателей являются состав­ ной частью коленчатого вала и используются для равно­ мерного вращения коленчатого вала и облегчения пу­ ска двигателя.

Двигатели мотоциклов имеют маховики, расположен­ ные внутри картера, или один маховик, находящийся вне картера.

23

Маховики двухтактных двигателей — составная часть коленчатого вала. Так, в двигателях мотоциклов М-105, «Восход», ИЖ-П коленчатый вал состоит из двух щекмаховиков. Обе они соединены между собой запрессо­ ванным пальцем кривошипа нижней головки шатуна. У четырехтактных двигателей маховик является отдель­ ной деталью и крепится на конце коленчатого вала вне картера.

Для разгрузки коренных подшипников от центро­ бежных сил инерции служат противовесы. У двигателей с наружным маховиком ими являются утолщения щек кривошипа.

Картер двигателя является основанием для монтажа деталей кривошипно-шатунного и газораспределительно­ го механизмов, а также предохраняет их от загрязнения. Он изготовляется из алюминиевого сплава в виде короб­ ки, состоящей из двух разъемных частей (рис. 18).

В картере устанавливаются коренные подшипники коленчатого вала. В двухтактном двигателе картер яв­ ляется одновременно камерой-насосом, в которую вна­ чале через карбюратор засасывается свежая горючая смесь, а затем она перегоняется в цилиндр двигателя. Поэтому он изготовляется особо герметичным.

Герметизация достигается установкой уплотняющих прокладок между разъемными частями картера и саль­ ников из бензостойкой резины на коренных пальцах

Рис. 18. Картер двухтактного двигателя:

/ — правая половина картера; 2 — отсек крнвошнпной камеры; 3 — проду­ вочные каналы картера; 4 — отсек коробки передач

24

коленчатого вала, препятствующих пропуску горючей смеси и постороннего воздуха.

Чтобы обеспечить рабочий процесс, картеры двух­ тактных двухцилиндровых двигателей, кроме того, име­ ют две герметичные раздельные камеры для каждого цилиндра в отдельности.

На двухтактных двигателях преимущественно при­ меняются картеры, у которых в общей отливке объедине­ ны полости для кривошипа, коробки передач, сцепления, передней передачи и генератора.

Картер четырехтактного двигателя, кроме того, име­ ет дополнительную полость для размещения части меха­ низма' газораспределения, отсеки для масла, каналы и отверстия для масляного насоса, фильтра и др.

МЕХАНИЗМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ

Механизм газораспределения служит для своевремен­ ного впуска в цилиндры двигателя горючей смеси и вы­

пуска отработавших газов.

Мотоциклетные двигатели отечественного производ­

ства

имеют б е с к л а п а н н о е г а з о р а с п р е д е л е ­

н ие

(двухтактные) и к л а п а н н о е (четырехтакт­

ные) .

 

При бесклапанном газораспределении открытие и закрытие впускных, выпускных и продувочных окон производится поршнем, движущимся внутри цилиндра. В этом случае поршень, кроме своей основной работы, выполняет роль механизма газораспределения. Этот ме­ ханизм прост и не требует регулировки.

В двухтактном двигателе подача горючей смеси в ци­ линдр происходит в тот момент, когда из него еще не удалены отработавшие газы, а давление в нем выше ат­ мосферного. Введение горючей смеси в таких условиях осуществляется способом продувки. Роль продувочного механизма выполняют: поршень, цилиндр и картер. Та­ кая продувка называется кривошипно-камерной.

Через впускные окна горючая смесь поступает из карбюратора в картер двигателя. Перепускные окна соединяют картер двигателя с цилиндром, а выпускные соединяют цилиндр с атмосферой. Поршень в определен­ ной последовательности открывает окна, соединяя

25