ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.07.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 0
"( з Е р к а л о )
Рис. 12. Цилиндр четырехтактного мотоциклетного двигателя с нижними клапанами
Применяются также алюминиевые цилиндры без гильз. Внутренняя зеркальная их поверхность для изно соустойчивости хромируется. Такие цилиндры легко и хорошо отводят тепло.
Цилиндры двигателя мотоциклов «Восход», ЮЖ-Ю, ИЖ-П с ребрами отливаются из алюминиевого сплава.
Во внутреннюю часть цилиндров запрессованы гиль-, зы из легированного чугуна. Головки цилиндров изго товляются из алюминиевого сплава с ребрами для воз душного охлаждения и отверстием для свечи зажи гания.
Цилиндры двигателей мотоциклов М-63, К-750, М-105 с ребрами отливаются из чугуна.
Головки цилиндров четырехтактных двигателей с верхними клапанами имеют клапанную камеру, впуск ной и выпускной каналы, которые выходят в камеру сгорания, где сделаны выточки для опоры головок кла панов.
Между головкой цилиндра и цилиндром обычно ста вится для уплотнения медно-асбестовая прокладка, вы держивающая высокие температуры.1
Внутрення полость головки цилиндра образует каме ру сгорания.
Форма камеры сгорания избираетея такой, которая
18
обеспечивает |
быстрое, |
но |
|
|
|
|
||||||||
плавное, |
без |
детонации, |
|
|
|
|
||||||||
сгорание |
рабочей |
смеси |
|
|
|
|
||||||||
при |
наименьших потерях |
|
|
|
|
|||||||||
тепла. На двухтактных и |
|
|
|
|
||||||||||
четырехтактных |
двигате |
|
|
|
|
|||||||||
лях с верхними клапанами |
|
|
|
|
||||||||||
(М-62) камера сгорания |
|
|
|
|
||||||||||
(рис. |
14, а) |
|
сферическая. |
|
|
|
|
|||||||
На |
четырехтактных дви |
|
|
|
|
|||||||||
гателях |
|
дорожных |
мото |
|
|
|
|
|||||||
циклов с нижними клапа |
|
|
|
|
||||||||||
нами (К-750) применяет |
|
|
|
|
||||||||||
ся Г-образная камера |
|
|
|
|
||||||||||
сгорания |
(рис. 14,6)" |
|
|
|
|
|
||||||||
|
Поршень |
служит" для |
|
|
|
|
||||||||
восприятия |
|
давления |
га |
|
|
|
|
|||||||
зов |
|
во |
время |
рабочего |
|
|
|
|
||||||
хода и передачи его через |
|
|
|
|
||||||||||
палец |
и |
шатун коленча |
|
|
|
|
||||||||
тому |
валу. |
|
Поршень |
от |
|
|
|
|
||||||
ливают |
|
из |
алюминиевого |
|
|
|
|
|||||||
сплава. Поскольку |
от на |
|
|
|
|
|||||||||
гревания поршень |
расши |
|
|
|
|
|||||||||
ряется, |
|
его |
устанавлива |
|
|
|
|
|||||||
ют с зазором, чтобы из |
|
|
|
|
||||||||||
бежать |
|
|
заклинивания. |
/ — клапанная |
пружина; |
2 — шпилька: |
||||||||
Этот |
зазор |
во |
время |
ра |
||||||||||
3 —клапан; |
4—5 — ребра |
охлаждения; |
||||||||||||
боты двигателя |
заполняе |
6 — трубка |
штанги; 7 — фланец ци |
|||||||||||
тся |
|
тонкой |
пленкой мас |
|
|
линдра |
|
|||||||
ла, |
|
которая |
уменьшает |
|
|
|
|
|||||||
трение |
|
и |
|
обеспечивает |
СфЕричЕСкая Г-образная |
|||||||||
охлаждение трущихся по |
||||||||||||||
верхностей. |
(рис. |
15) |
со |
|
|
|
|
|||||||
|
Поршень |
|
|
п п и |
||||||||||
стоит |
из |
д н и ща , |
г о |
|
|
|||||||||
л о в к и |
с канавками для |
ІТГЯ |
||||||||||||
поршневых колец, юбки, |
||||||||||||||
являющейся |
направляю |
|||||||||||||
щей при движении порш |
щ . |
|
|
|||||||||||
ня в цилиндре, и |
боб ы- |
|
|
|||||||||||
ш е к |
|
с |
|
отверстиями. |
|
|
||||||||
Юбка двухтактного двига- |
Рис. |
14. Камеры сгорания |
19
Рис. |
15. Поршень и поршневые кольца: |
|
/ — поршневые кольца; |
2 — днище; 3 — головка: 4 — поршневой палец; 5 — |
|
стопорное кольцо; 6 — юбка; |
7 —бобышка; 8 — шатун; 9 — компрессионное |
|
кольцо; |
10 — маслосъемное кольцо |
L
теля, кроме того, сложит золотникЬм для открытия и за крытия впускного окна.
Днища поршней двухтактных и четырехтактных дви гателей с верхними клапанами выпуклые (рис. 15, а). У четырехтактных нижнеклапанных двигателей оно плос кое (рис. 15,6).
Вканавках компрессионных колец поршней двух тактных двигателей установлены специальные стопоры, которые удерживают кольца от произвольного провер тывания на поршне и предотвращают попадание замков поршневых колец в окна цилиндров (при движении поршня) и поломку их.
Вголовке поршня двигателя мотоцикла К-750 про точены четыре канавки: верхняя служит газовым буфе
ром, две средние — для |
установки |
уплотняющих |
колец |
и нижняя— для установки маслосъемного кольца. |
опи |
||
Поршни двигателя |
мотоцикла |
М-62 помимо |
санных выше канавок в нижкей части юбки имеют еще канавку для установки второго маслосъемного кольца.
Поршень двигателя мотоцикла ИЖ-П имеет три ка навки для уплотняющих колец.
Поршневые кольца создают уплотнение между порш нем и зеркалом цилиндра. Они делятся на у п л о т н я
ющи е |
(компрессионные) |
и |
м а с л о с ъ е м н ы е |
(рис. |
15, б). Уплотняющие |
кольца |
используются для |
устранения прорыва газа через зазор между поршнем и зеркалом цилиндра в картер.
20
В двухтактных двигателях все кольца компрессион ные; в четырехтактных, кроме того, ставятся маслосъем ные. Маслосъемное кольцо применяется для снятия из лишка масла со стенок цилиндра. Масло, собранное кольцом при движении поршня через его щелевые отвер стия, поступает в канавки поршня, далее проходит по отверстиям канавок внутрь поршня и стекает в картер двигателя.
Поршневые кольца изготавливаются упругими из спе циального серого чугуна. Поверхность кольца для повы шения износоустойчивости покрывают слоем пористого хрома, а для улучшения приработки — лудят.
Кольцо делается с разрезом, место разреза называет ся замком. Замки изготавливаются различной формы (рис. 15, г). Для предотвращения заклинивания кольца во время работы в его замке делается зазор, который равен 0,1—0,3 мм. У верхнего кольца он должен быть больше, чем у нижнего.
При установке колец на поршень необходимо сле дить, чтобы их замки не находились один под другим, а были смещены в шахматном порядке во избежание про рыва газов в картер.
Поршневой палец служит для шарнирного соединения поршня с верхней головкой шатуна и представляет со бой стальной пустотелый валик, поверхность которого для прочности цементируется. Наружная цементация и закаленная поверхность противодействует износу.
На современных мотоциклетных двигателях ставятся пальцы «плавающего типа», которые при работе свобод но поворачиваются как во втулке шатуна, так и в брбышках поршня. От осевого смещения палец предохра няется стопорными кольцами.
Шатун передает усилие при такте расширения от поршня на коленчатый вал и вместе с ним преобразует возвратно-поступательное движение поршня во враща тельное движение вала, а при вспомогательных тактах наоборот.
Шатун (рис. 16) имеет верхнюю головку с внутрен ней бронзовой втулкой, посредством которой он соеди няется через поршневой палец с поршнем, стержень двухтаврового сечения и нижнюю головку, служащую для соединения с шатунной шейкой кривощипа коленча того вала.
21
|
|
Нижняя |
головка |
ша |
|||||
|
|
туна, |
изготовляется |
не |
|||||
|
|
разъемной, |
|
а |
также |
||||
|
|
разъемной. В нижней го |
|||||||
|
|
ловке, |
надетой |
на |
криво |
||||
|
|
шипный палец, |
находится |
||||||
|
|
роликовый |
|
(двигатели |
|||||
|
|
мотоциклов |
|
|
К-750, |
||||
|
|
ИЖ-Ю, |
ИЖ-П. |
|
М-62, |
||||
|
|
«Восход» |
и |
др.) |
|
или |
|||
|
|
игольчатый |
подшипник. |
||||||
|
|
Ролики |
или иглы |
|
могут |
||||
|
|
вращаться |
непосредствен |
||||||
|
|
но в нижней головке ша |
|||||||
|
|
туна |
|
(двигатели |
|
мото |
|||
|
|
циклов К-175, М-61) или |
|||||||
|
|
по |
поверхности запрессо |
||||||
|
|
ванного в нижнюю голов |
|||||||
|
|
ку кольца. |
|
|
|
кото |
|||
|
|
Поверхности, на |
|||||||
|
|
рые |
опираются |
ролики |
|||||
|
|
или |
иглы, |
подвергаются |
|||||
|
|
цементации |
с |
последую |
|||||
|
( S ^2 LEai |
щей |
термической |
|
обра |
||||
|
боткой, |
после |
чего |
шли |
|||||
|
Рис. 16. Шатуны: |
||||||||
|
фуются. Ролики или иглы |
||||||||
а — с |
неразъемной нижней головкой; |
||||||||
б — |
с разъемной нижней головкой: / — |
могут |
|
быть |
заключены |
||||
верхняя головка; 2 — бронзовая втулка; |
в |
сепараторы |
(двигате |
||||||
3 — стержень; 4 — нижняя головка; 5 — |
|||||||||
|
кольцо; 6 — сепаратор |
ли |
|
мотоциклов |
К-750, |
ИЖ-Ю, ИЖ-П) или устанавливаться без них (двигатели мотоциклов К-175 и др.).
Смазка к пальцу верхней головки шатуна поступает через отверстия в головке и бронзовой втулке, к подшип нику нижней части шатуна — через щели.
Коленчатый вал воспринимает усилие шатунов от поршней и передает его на ведущее колесо мотоцикла через механизмы силовой передачи.
Коленчатые валы имеют один или несколько криво шипов. Выполняются они разборными (рис. 17,6) и не
разборными. |
(рис. 17) состоит из кривошипного |
|
К р и в о ш и п |
||
пальца |
или шатунной шейки, охватываемой нижней го |
|
ловкой |
шатуна, |
двух щек, являющихся в большинстве |
22
Рис. 17. Коленчатые валы:
а , в — иеразборные; б — разборные; 1 — шатунная шейка (палец крнвошнла); 2 — щека (маховик) 3 — коренные пальцы; 4 — про тивовесы
конструкции маховиками, и двух коренных пальцев или шеек, на которых он вращается в подшипниках, уста новленных в картере.
Маховики большинства двигателей являются состав ной частью коленчатого вала и используются для равно мерного вращения коленчатого вала и облегчения пу ска двигателя.
Двигатели мотоциклов имеют маховики, расположен ные внутри картера, или один маховик, находящийся вне картера.
23
Маховики двухтактных двигателей — составная часть коленчатого вала. Так, в двигателях мотоциклов М-105, «Восход», ИЖ-П коленчатый вал состоит из двух щекмаховиков. Обе они соединены между собой запрессо ванным пальцем кривошипа нижней головки шатуна. У четырехтактных двигателей маховик является отдель ной деталью и крепится на конце коленчатого вала вне картера.
Для разгрузки коренных подшипников от центро бежных сил инерции служат противовесы. У двигателей с наружным маховиком ими являются утолщения щек кривошипа.
Картер двигателя является основанием для монтажа деталей кривошипно-шатунного и газораспределительно го механизмов, а также предохраняет их от загрязнения. Он изготовляется из алюминиевого сплава в виде короб ки, состоящей из двух разъемных частей (рис. 18).
В картере устанавливаются коренные подшипники коленчатого вала. В двухтактном двигателе картер яв ляется одновременно камерой-насосом, в которую вна чале через карбюратор засасывается свежая горючая смесь, а затем она перегоняется в цилиндр двигателя. Поэтому он изготовляется особо герметичным.
Герметизация достигается установкой уплотняющих прокладок между разъемными частями картера и саль ников из бензостойкой резины на коренных пальцах
Рис. 18. Картер двухтактного двигателя:
/ — правая половина картера; 2 — отсек крнвошнпной камеры; 3 — проду вочные каналы картера; 4 — отсек коробки передач
24
коленчатого вала, препятствующих пропуску горючей смеси и постороннего воздуха.
Чтобы обеспечить рабочий процесс, картеры двух тактных двухцилиндровых двигателей, кроме того, име ют две герметичные раздельные камеры для каждого цилиндра в отдельности.
На двухтактных двигателях преимущественно при меняются картеры, у которых в общей отливке объедине ны полости для кривошипа, коробки передач, сцепления, передней передачи и генератора.
Картер четырехтактного двигателя, кроме того, име ет дополнительную полость для размещения части меха низма' газораспределения, отсеки для масла, каналы и отверстия для масляного насоса, фильтра и др.
МЕХАНИЗМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ
Механизм газораспределения служит для своевремен ного впуска в цилиндры двигателя горючей смеси и вы
пуска отработавших газов. |
|
Мотоциклетные двигатели отечественного производ |
|
ства |
имеют б е с к л а п а н н о е г а з о р а с п р е д е л е |
н ие |
(двухтактные) и к л а п а н н о е (четырехтакт |
ные) . |
|
При бесклапанном газораспределении открытие и закрытие впускных, выпускных и продувочных окон производится поршнем, движущимся внутри цилиндра. В этом случае поршень, кроме своей основной работы, выполняет роль механизма газораспределения. Этот ме ханизм прост и не требует регулировки.
В двухтактном двигателе подача горючей смеси в ци линдр происходит в тот момент, когда из него еще не удалены отработавшие газы, а давление в нем выше ат мосферного. Введение горючей смеси в таких условиях осуществляется способом продувки. Роль продувочного механизма выполняют: поршень, цилиндр и картер. Та кая продувка называется кривошипно-камерной.
Через впускные окна горючая смесь поступает из карбюратора в картер двигателя. Перепускные окна соединяют картер двигателя с цилиндром, а выпускные соединяют цилиндр с атмосферой. Поршень в определен ной последовательности открывает окна, соединяя
25