Файл: Тайнов А.И. Регулирование периодической неравномерности хода машин (расчет маховых масс) (учебное пособие по спец. 0639).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.07.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Криволинейные трапеции на каждом из участков заменены равно­ великими прямоугольниками; верхние площадки прямоугольников спроектированы на ось ординат. На продолжении оси абсцисс вы­ брана точка р — полюс графического интегрирования, на расстоя-

Рис. 16

нии // от начала координат. Точки проектирования на оси ординат соединены прямыми линиями с точкой р. Затем, под диаграммой М ы (Ф) построена система координат АОф (рис. 16,6), на которую нанесены те же деления, что и на первой диаграмме. После чего на диаграмме Лдв(ф) последовательно, на каждом из участков, про­ ведены наклонные прямые, параллельные соответствующим лучам диаграммы М дв(ф). В результате этих построений масштаб диа­ граммы А дЛф) 110 оси ординат определится из выражения:

ал = [*Л( и_ Н.

(1-43)

Следует отметить, что кривую работ движущих сил Л дв (cf) при наличии диаграммы приведенных моментов Л1дв(ср), можно по­ строить и более простым способом. Для этого ординаты h прямо­ угольников на каждом из участков диаграммы М дв;<р), последова­ тельно настраиваем на диаграмме работ движущих сил (рис. 16,6), в результате чего получится график Лд,(<р), построенный в мас­ штабе

^ =

(1-44)

если при этом не производилась трансформация ординат h.

50


Заметим, что при построении диаграмм

Л д„(ср) в данном случае

не учитывалась работа сил веса звеньев

механизма, так как для

быстроходных машин приведенный момент сил веса обычно весьма мал и несоизмерим с моментом движущих сил. Поэтому влиянием сил веса на изменение диаграммы А дв (ср) пренебрегаем. В том же случае, когда силы веса соизмеримы с движущими силами маши­ ны, необходимо учитывать и эти силы. Учет их производится так же, как и движущих сил.

Далее, принимаем приведенный момент сил сопротивления по­

стоянным:

- const.

( 1.45)

Мс Мпс -f М с

Тогда работа сил сопротивлений Л с(ф)

будет линейной

функцией

утла ф. При установившемся движении машины график этой функ­ ции на диаграмме ^4 (ср) изобразится прямой, соединяющей начало и конец работ движущих сил (рис. 16, б).

Отрезки ординат, заключенные между прямыми Лдв и Ас опре­

деляют избыточную работу сил Дда,

Рп.с и Р„.с машины:

 

 

4-

 

А = Адв Ас =

j AMd(f

(1.46)

График изменения функции А (ф) представлен на рис. 17.

Получив

таким образом кривую избыточных работ можно построить графи­ ки функций Ф] (ф) и Ф2(ф).

Для этого сначала по формуле (99) определяем значение функ­

ции Л(ф). Из формулы

(99),

соответственно, имеем:

 

 

 

Мф) = Л.р(чО — 7о:

(1-47)

Затем но формулам

(97)

для заданных значений 6 и соср

нахо­

дим значения

и %,in.

 

 

После чего,

вычислив значения

 

 

 

 

(1.48)

 

 

2 ! \ 4

 

и вычитая их из ординат графика избыточных работ, получаем от­

резки, характеризующие функции Ф2(ф)

и Ф1 (ф) в масштабе р л.

Кривые функций Ф Д ф ) и

Ф2 (ф) в

общем случае необходимо

строить на интервале всего

периода

установившегося движе­

ния. И лишь в простейших случаях, как например, в рас­ сматриваемом здесь, можно ограничиться построением части

кривой Ф2(ф) только

в

зоне

максимума избыточных работ и

части кривой ФДф)

в

зоне

минимума избыточных работ. На

рис.

17 показано

построение

только части указанных кривых,

в

соответствии

с

приведенными здесь рекомендациями.

4 *

 

 

 

 

51


Построение кривых Ф2(ф) и ФЛф) на всем интервале периода установившегося движения производится в случаях сложных машин, в составе которых имеются либо многозвенные .меха­ низмы, либо несколько более простых механизмов, когда на изменение угловой скорости ведущего звена машины больше влияет изменение приведенного момента инерции звеньев, чем из­ менение значения избыточной работы.

Рис. 17

Наконец, касательно к графикам функций Ф2(ф) и Ф((ф) про­ водим горизонтальные прямые (рис. 17), которые и определяют от­ резок Л ’, устанавливающий в масштабе и значение величины Л0

Л

1

U.49)

После чего, согласно уравнению

(105)

в обычном порядке опреде­

ляется момент инерции маховика / 0, обеспечивающего работу дви­

гателя в пределах допускаемого значения коэффициента периоди­ ческой неравномерности хода б.

13. Теоретические основы применения метода Радннгера — Артоболевского

В основе расчета маховых масс по методу Радннгера — Артобо­ левского лежит уравнение движения машины, написанное в фор­ ме (75), т. е. в форме приведенных моментов

/ пр~ЗГ

d/„

= ДМ.

di

52

Пользуясь выражением (99)

 

 

Inp('f) =

IoJr / 4(ф),

 

представим уравнение (75) в гаком виде:

 

l / o -г Л ( « Г ) | - ^

- у = т<Г)-

• (1-50)

Рассмотрим положения механизма, для которых угловое уско­ рение кривошипного звена будет равно нулю, т. е. удовлетворяется

условие

=0. Для этих положений механизма уравнение

(1.50)

 

dt

 

 

 

принимает вид;

 

 

 

 

da

2

Д М ( ф ) .

(1 .5 1 )

 

 

 

Среди этих положений механизма могут быть несколько таких положений, которые удовлетворяют условиям относительных мак­ симума и минимума угловой скорости ведущего звена или кривошипа. Обозначим эти угловые скорости через юm.iX и «>min, а уг­

лы поворота кривошипного звена, соответствующие этим положе­ ниям механизма — через q: ^ и '?[• Для указанных положений ме­ ханизма уравнение (1.51) напишется, соответственно, таким образом:

d l i \

( ni;ixj

= AM(<b)

 

 

!;= ~2

2

 

 

 

(1.52)

dl\

I

( “’min )2

 

 

 

d f

г;

2

 

 

Заметим далее, что из всех значений <р., и

q; па отрезке всего

периода установившегося движения машины

всегда найдутся по­

ложения, которые будут удовлетворять условиям абсолютного мак­ симума и минимума угловой скорости кривошипа. Для этих поло­ жений механизма указанные параметры обозначим, соответствен­

но, через м т ,.х и ср2 для

абсолютного максимума, и через i>)rain и

Ф]— для абсолютного

 

минимума. Для этих случаев уравнения

(1.52), а следовательно,

и уравнение (1.51), принимают вид:

1 d h

 

|

u)max

— A M ( ( f 2)

. d’f

)<f= I 3

2

 

' i t г

\

<0inin

- Л Л % , )

 

 

 

2

v d'f

/? = ? i

 

53


Вводим теперь в рассмотрение следующие функции угла ср:

(1.54)

Сравнивая (1.54 й (1.53), можно сделать определенное заклю­ чение: при углах ср2 и cpi будем иметь, соответственно, равенства:

AM" (ф) == ДМ (ф2) |

(1.55)

ДМ' (ф) ДМ (ф4) I

 

Отсюда следует, что если построить графики функций ДМ(ф2) и ДМ"(ф), то они обязательно должны пересекаться и дать, соот­ ветственно, точку пересечения. Аналогичная картина будет иметь место и при построении графиков функций ЛЛ1 (<pi) и ДМ'(ф). При этом абсциссы точек пересечения будут определять искомые углы: ф2 в первом из этих случаев и ф] — во втором.

Итак, каждая пара графиков, характеризуемых уравнениями (1.55) в общем случае, например, при наличии в составе машины нескольких механизмов, могут иметь несколько точек взаимного пересечения. И лишь одна из этих точек пересечения первой пары графиков будет определять угол ф2, а второй пары графиков — угол ф]. Но здесь следует заметить, что при малых значениях коэф­ фициента неравномерности хода машины Ь функции ДМ"(ф) и ДЛГ(ф) могут быть близкими и мало отличаться друг от друга. Возможно также, что графики будут пересекаться в точках, абс­ циссы которых близки по своим значениям. Для произвольных то­ чек пересечения, характеризуемых, соответственно, углами ф.' и

сопоставляя зависимости (1.54) и (1.52), находим:

Откуда (ледует, что в общем случае для указанных функций име­ ет место лишь приближенное равенство.

Отметим здесь, что задача определения точек абсолютного мак­ симума и абсолютного минимума значений угловой скорости веду­ щего вала машины или механизма, на основе выведенных выше формул, может быть решена графическим путем. Покажем это на примере.

Для этого сначала построим график приведенных моментов движущих сил и сил веса (Млв±М о ), или только график приве­ денных моментов движущих сил (М ,„), если можно пренебречь

54

моментом Л1 q . На рис. 18 показан этот график, построенный в си-, стеме координат МО<р.

Если теперь пренебречь значением М G и принять значение при­

веденного момента сил сопротивлений величиной постоянной ( Л'1С—Мп.с -г А4В.С= const), то на основании (86) будем иметь:

( ^ п . с + ^ в . с ) ^ =

^ДВ^Ф-

(1-57)

•6

Откуда находим:

\

м№d<f

Мс =(Л<П.С+ М В, ) = —

--------- (1.58)

Из последнего уравнения следует, что для определения значе­ ния Л/ с необходимо проплане.метрировать площадь диаграммы, заключенную между кривой Л1 дв и отрезком оси абсцисс, отвечаю­ щем периоду кл. Затем разделить эту площадь на длину отрезка оси абсцисс, соответствующего рассматриваемому периоду. В ре­ зультате получим отрезок или ординату, определяющую значение

.Йс в масштабе р м, при условии Мс = Л1п.с -г ЛП.с = const.

После чего откладываем этот отрезок по оси ординат и на этом уровне (рис. 18) проводим горизонтальную прямую, которую при-

дМ

Рис. 18

нимаем за ось абсцисс новой системы координат MOicp. Отметим, что в новой системе координат кривая А/дв превращается в график избыточных моментов АА1(ср).

Нарве. 18 площади, заключенные между кривой AAI и осьюО,ф, выражают избыточные работы. При этом, па некоторых участках эти избыточные работы будут положительными, а на других —

55.


отрицательными. Первые из них получаются при М ,в> ( VI,. i-.W 8...) или ДАГ>0, а вторые— при Мля < ( A'ln.c 3 А1Ь.С) или АЛКО.

Далее, на диаграмме избыточных работ (рис. 18), согласно пер­ вому из уравнений (1.54), строим функцию АЛ1"(ф) в том же мас­ штабе по оси ординат, что и функция AAl(tp). Эта кривая в общем случае может пересечь кривую ДЛ1(ср) в нескольких точках. В рас­ сматриваемом нами случае (рис. 18) пересечение кривых происхо­ дит в восьми точках, которые и обозначены, соответственно, точ­ ками 1. 2, 3, 4, 5, 6. 7 и 8. Абсциссы их удовлетворяют условиям <f;, а одна из них, соответственно, равна ср2.

Для определения положения угла ср; аналогичным образом со­ гласно второму из уравнений (1.54) приходится строить функцию АЛД(ф). Отметим только, что при малых значениях коэффициен­ та 6 графики функций ДЛГ(ср) и АЛГ(ф) .мало отличаются друг от друга, поэтому абсциссы точек пересечения ф ' получаются весьма

близкими к ф'. На чертеже (рис. 18) участки кривой функции

АЛГ(ф) показаны лишь вблизи точек 1, 3, 5 и 7 пересечения преды­ дущего случая. В результате получаем точки пересечения, которые обозначены, соответственно цифрами Н, 3', 5' и V. Затем, опреде­

ляем

знаки избыточных работ на участках между точками Н, 3',

5' и

7". Таким образом, находим точку абсолютного минимума,

а, следовательно, и абсциссу фь При графическом способе определения значений углов ф2 и ф:,

как мы видели, совершенно не учитывались изменения кинетичес­ кой энергии машины. Поэтому, при применении указанного спосо­ ба, достоверные заключения о точках пересечения и значениях их абсцисс можно сделать лишь для участков, где избыточная рабо­ та достаточно велика по сравнению с приращением кинетической энергии машины.

Для получения достоверных значений искомых величин ф2 и (jt на каждом из участков, кроме определения величины и знака из­ быточной работы, нужно найти еще величину и знак изменения ки­ нетической энергии машины. Это означает, что для отбора точек пересечения, определяющих значения абсцисс ф2 и фь на каждом из участков, например, на участке с параметрами а и б, требуется определить знак выражения:

(1.59)

га

Причем, абсцисса ф2 получается при знаке плюс этого выражения, а абсцисса ф] — при знаке минус.

После определения абсцисс ф2 и фь момент инерции маховых масс 10, приведенных к кривошинному звену механизма, опреде­

лится исходя из уравнений (105) и (102). Значение интеграла б

56