Файл: Ряшенцев Н.П. Самотормозящий асинхронный двигатель с конусным ротором.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.07.2024
Просмотров: 148
Скачиваний: 0
1
Рис. II.
телей, так как в этом случае отпадает вопрос об их нетехнолѳгичности.
В США [25] и Венгрии [36] разработана конструк ция погружного двигателя с конусным ротором, при чем форма статора цилиндрическая (1), а ротор 2 пред ставляет собой соединение двух усеченных конусов вершинами внутрь так, что максимальный воздушный зазор получается посредине длины двигателя (рис. 12). Дело в том, что погружные двигатели нормального ис полнения имеют большую длину и, как следствие, боль шой прогиб вала, поэтому во избежание соприкосновения ротора со статором они выполняются с увеличенным воздушным зазором. Применение конусного ротора поз воляет уменьшить воздушный зазор и тем самым улуч шить энергетические показатели двигателей.
В Венгрии запатентован конусный двигатель [37], конструкция которого позволяет перемещать ротор в осевом направлении и тем самым регулировать воздуш-
|
-W |
|
Л |
ши |
лип |
Ѵ7Г |
ттттг |
Рис. |
12. |
Рис. 13. |
|
|
|
|
Гсс. публичка... |
s |
17 |
II. П. Ряшемцев, |
С. А. Швец |
научно-тѳхничѳо-ц ■; |
; |
библиотояа ОС С;
ЭКЗЕМПЛЯР ')
Ный зазор в процессе работы. Это позволяет регулиро вать вращающий момент двигателя в зависимости от нагрузки.
Интересна идея создания конусного двигателя с ре гулируемым числом оборотов [38]. Такой двигатель состоит из двух трехфазных асинхронных двигателей с короткозамкнутыми роторами, расположенными на общем валу (рис. 13). Статорные обмотки могут быть выпол нены с различными схемами соединения и подключаться к сети как последовательно, так и параллельно, но дол жны иметь различное число полюсов. Статоры 1 и роторы 2 имеют конусную форму, к тому же роторы могут свободно аксиально перемещаться вдоль вала, так что двигатель может работать с переменными воздушными зазорами. Смещение роторов в одном из направлений увеличивает момент того двигателя, у 'которого умень шается воздушный зазор, при этом момент другого двигателя соответственно уменьшается, что приводит к изменению скорости вращения вала.
В Новосибирском электротехническом институте был изготовлен опытный образец беспружинного виброударного механизма на базе конусного двигателя А02-21-6К [4]. На рис. 14 представлена принципиальная конструк
тивная схема этого механизма (1 — ротор двигателя; 2 — втулка; 3— буферная пружина; 4— корпус; 5— статор; 6— упорное кольцо; 7— крышка; 8— втулка; 9— ось ро лика; 10 — ролик; 11 — кожух).
Ротор свободно перемещается в осевом направлении во втулках 2 и 5. Втулка 8 одновременно является ку лачком. При вращении ротора 1 ролик 10, осью 9 жестко связанный с ротором, накатывается на профиль торцово
18
го кулачка 8, перемещая ротор вправо. Обратный ход ротора осуществляется за счет осевой электромагнитной силы, втягивающей его в расточку статора. В конце рабочего хода вал ротора ударяет об ограничитель осевого перемещения или в торец бойка (на рис. 14 не показаны), вращение которому придается при помощи шлицевого соединения его с валом ротора. Если кулачок выполнить с плавным спуском, то механизм будет ра ботать в вибрационном режиме.
Естественно, что эта принципиальная схема не ис черпывает всех возможных конструктивных вариантов вибрационных и ударных механизмов на базе конус ного двигателя.
Такая конструкция, обеспечивающая одновременность возвратно-поступательного и вращательного движения, выгодно отличается от других простотой (имеется всего одна движущаяся часть — ротор), отсутствием выпря мителей и переключателей, значительно упрощает кине матическую схему привода, дает возможность непосред ственного сращивания двигателя с рабочим органом.
Таким образом, конусные двигатели могут быть использованы не только для создания тормозного при вода, но и в других целях. Можно утверждать, что область возможного их применения не ограничится пере численными выше примерами.
Г л а в а II
РАСЧЕТ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ЦЕПИ И ОСЕВОГО УСИЛИЯ
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ РАСЧЕТ
У конусного электродвигателя ротор и расточка ста тора выполнены в виде конуса, поэтому во время работы магнитная цепь такого двигателя имеет изме няющиеся геометрические размеры по длине. Если идти по длине двигателя от наименьшего значения диаметра ротора, то диаметры ротора и статора конусной части будут равномерно возрастать. Приращение диаметра на элементе длины АI будет
AD=2tg<x-Al,
2* |
19 |
миш-шалы-іын II максимальный внутренний диаметр статора
А . = А ср |
I • tga, |
А . — А ср |
I I tga, |
где А Ср средним внутренний диаметр статора;
/— длина сердечника статора;
а— угол односторонней конусности двигателя.
Всвязи с этим будет уменьшаться высота ярма ста тора, увеличиваться высота ярма ротора, ширина зубца статора н ротора. Магнитное сопротивление по длине
Ф |
двигателя |
будет |
также не |
|
равномерным, |
отдельные |
|||
|
участки магнитной цепи бу |
|||
|
дут иметь повышенные зна |
|||
|
чения магнитной индукции. |
|||
|
Если исходить из усло |
|||
|
вия, что элементы магнит |
|||
|
ной цепи по длине двигателя |
|||
|
включены |
параллельно |
друг |
|
|
относительно друга и на од |
|||
|
ну намагничивающую |
силу |
||
|
(рис. 15), то расчет магнит |
|||
|
ной цепи следует |
вести |
сле |
дующим образом. Двигатель по длине разбивают на не сколько (п) участков, для простоты расчетов участки берутся равной длины (рис. 16). Прежде чем приступить к расчету магнитной цепи приближенным методом, вы бирают основные габаритные размеры (средний внут
ренний диаметр статора А ср, средний внешний диаметр
ротора ^аср> длину сердечника статора /, внешний диа метр статора Da и внутренний диаметр ротора d, форму пазов статора и ротора), соответствующие основным размерам двигателя с цилиндрическим ротором равной мощ ности и габаритов.
Затем ведется расчет для каждого участ ка отдельно. Приме няя метод итераций, добиваются равенст ва намагничиваю щей силы каждого участка [9]. Перво-
20
начально принимаем потоки на всех участках Ф(=Ф /д,
где |
Ф — полный |
магнитный |
поток двигателя, п —число |
||
элементарных участков. |
|
|
|
||
ся |
Существует графический метод, при котором строят- |
||||
для каждого |
участка |
характернстики |
Ф4= |
f (Aw) , |
|
затем строится суммарная |
характеристика |
по |
потоку |
Ф=/(Лау) и по этой кривой определяется намагничнвающая сила Aw.
Ф
А ѵ/ ,а
(--------- |
,-----------,-----------,---------- |
г- |
||
276 \ |
2 |
3 |
4 |
|
|
5п |
Рис. 18.
Для расчета магнитной цепи может быть рекомен дован и графо-аналитический метод [10].
Характеристики^®,^(Aw) на рабочем участке ап проксимируются прямыми, т. е. каждая характеристика строится по двум точкам (рис. 17). В результате полу чаем систему уравнений
Фі = at ■Aw + be, |
І—П |
|
|
S Фі = Ф, |
(IJ-1) |
||
коэффициенты системы определяются: |
|
||
ai = |
bi = Фі — ac ■Aw. |
|
При различных значениях п решение системы (II.1) даст искомый результат. Так, при /г=3 получим:
|
(ßo— |
(öo -{- ög) “j- |
|
Фі = |
|
öl+ Ö2 + ö3 |
1 |
Ф, = |
^2(«1 |
аз) — Яп(б! + |
bs) “I“ 02Ф |
|
öi + ö.,+ aat |
||
|
|
||
Ф3 = |
(лі + а») —Ö3 {bi + be) + аз® |
||
Фі —bl |
öi + öo -j- a3 |
|
|
Aw — |
Ф2- b 2 |
Фз — |
|
|
öi |
ö2 |
аз |
21
Чем на большее число участков будет разбита магнит ная цепь, тем точнее становится расчет и вместе с тем более трудоемким. На рис. 18 приведена зависимость Аw— f(n) для одного из примеров, откуда следует, что результат расчета мало изменяется при /г>3. Значит, при числе магнитных участков, равном трем, можно получить удовлетворительные результаты расчета.
При расчете магнитной цепи двигателя и его уча стков нужно учитывать изменение параметров двигателя по его длине. Следует оперировать средними величинами на каждом участке. Если определенные параметры ли нейно изменяются в осевом направлении, то они равны параметрам двигателя середины каждого участка. К ним относятся внутренний диаметр статора Д-; полюсное деление т; внешний диаметр ротора da\ зубцовое деление статора t\ и ротора h\ расчетная ширина зубца статора Ьгрі и ротора Ьгр»; расчетная высота спинки статора /га, и ротора ha2; расчетная длина силовой линии' в спинке статора Lai и ротора Д г. Для величин, нелинейно изме няющихся по длине двигателя, целесообразно найти их среднеинтегральное значение. Так, коэффициент воздуш ного зазора статора равен
j |
Чі тІп+Дг |
|
-dt, |
|
|
|
|
||
|
t,. . |
56 —a,i |
|
|
|
It min |
|
||
где ai • — ширина открытия |
паза |
статора; |
г-го участ |
|
tu min — минимальное зубцовое |
деление |
|||
ка статора; |
|
|
|
|
б — воздушный зазор; |
|
деления |
г-го участка |
|
АД — приращение зубцового |
||||
статора при увеличении длины участка на |
||||
At |
- |
|
л , |
2л I ■tg a |
Аг; на всей длине участка Д гц = -----—
г1
После взятия интеграла и некоторых преобразований получим выражение для определения воздушного зазора
статора |
|
|
|
at г- |
2яI, ■tga |
h H— 1 + |
1п |
■ln |
(56+ Яі)2+г • tga |
||
|
|
zl I Чі min 56 + aj |
22