Файл: Ряшенцев Н.П. Самотормозящий асинхронный двигатель с конусным ротором.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.07.2024
Просмотров: 149
Скачиваний: 0
Коэффициент воздушного зазора ротора соответственно равен
|
0-2-р |
1 + |
2л/ . ■tg а |
|
h, — 1 _!_______ £__Г___ , |
|
|
||
|
1 (56 -f- az) 2я/(- • tg а |
|
|
|
|
|
|
2я ' ^2і шіп |
56 -|- а2 |
|
|
|
|
|
где а2 |
— ширина открытия паза ротора; |
|
||
^2 і miu— минимальное зубцовое деление і-го участка |
||||
z ь |
ротора; |
|
зубцов статора и ро |
|
z2— соответственно число |
||||
|
тора. |
|
|
|
Для определения средних значений коэффициента насыщения зубцов kz и коэффициента перекрытия а&
необходимо построить kz= f ( l ) (рис. 19), |
а по ней а&= |
||||||
= f ( l ), |
используя |
зависимость |
а&= рс |
|
|||
= f ( k z) [15]. Графическое интегрирова |
|
||||||
ние соответственных зависимостей даст |
|
||||||
среднее значение этих коэффициентов. |
|
||||||
При |
расчете |
параметров |
обмоток |
|
|||
статора |
и ротора |
необходимо |
учесть, |
|
|||
что длина паза |
Іп равна |
//cos а. |
Для |
Рис. 19. |
|||
нахождения потерь в стали надо вы |
|||||||
числить |
потери в стали |
на каждом участке, затем по |
|||||
строить кривую Pc= f(l) |
(рис. |
20) |
и графическим инте |
грированием определить суммарные потери в стали.
От угла односторонней конусности а зависят тормоз ные характеристики двигателя. Однако увеличивать а можно только до определенного предела, так как с
Aw *
Рис. 20.
увеличением а соответственно возрастают ток намагни чивания, ток статора, потери в двигателе, его нагрев. На рис. 21 приведена относительная зависимость измене ния намагничивающей силы Лйі* от угла односторонней конусности а. Из этой кривой видно, что максимальное значение угла а должно быть в пределах 10-г-15°.
23
РАСЧЕТ ОСЕВОГО УСИЛИЯ
Точный расчет осевого усилия — один из главных вопросов проектирования конусных двигателей, так как от величины осевого усилия зависят как тормозной, так и пусковой режимы работы конусных двигателей.
Осевое усилие конусных двигателей можно опре делить по изменению энергии электромагнитного поля при перемещении ротора в осевом направлении.
F = d\Vdu ’
где W — энергия магнитного поля;
у — перемещение ротора в осевом направлении. В общем случае механическая работа, совершаемая
электромагнитным механизмом, производится за счет изменения энергии, сосредоточенной как в воздушном зазоре, так и в магнитопроводе.
Однако если в магнитной цепи имеется воздушный зазор и если магнитная система полностью не насыщена, т. е. дЭ-до, то основное изменение магнитной энергии происходит в воздушном зазоре [14]. В этом случае изменением электромагнитной энергии магнитопровода можно пренебречь и с достаточной для практики точ ностью учитывать измененение электромагнитной энергии только воздушного зазора. Поэтому для определения осевой силы конусного двигателя исходят из изменения электромагнитной энергии воздушного зазора при пере мещении ротора:
d\Va
F = —г^ - dy
где WB— электромагнитная энергия воздушного |
зазора. |
С учетом выражения для магнитной энергии |
можно |
записать: |
|
w |
(РЯа)8М /я Р ер |
D |
2j.i0 cos а |
где Ба— максимальная индукция воздушного зазора;
ß— отношение среднеквадратичного значения ин дукции к максимальному;
б— воздушный.зазор;
до— магнитная проницаемость воздуха.
Для конусного ротора магнитная индукция воздуш ного зазора по длине двигателя изменяет свою величину 5 б = /(0 - Кроме того, средний диаметр £>ср ротора и ко-
24
эффпциент, усредняющий длину пути магнитного потока в воздушном зазоре k$, также будут иметь различные значения по длине двигателя: Dcp= f(l), ks=f(l).
Допустим, что магнитная индукция, диаметр и коэф фициент воздушного зазора останутся постоянными на бесконечно малом отрезке длины воздушного зазора dl. Тогда электромагнитная энергия будет равна:
d W „ |
(Рі • V |
hfo.&jiDCpi -dl^ |
||
2j.i0 |
• cos a |
|||
|
|
Отсюда электромагнитная энергия воздушного зазора конусного двигателя
г
— ) 2jli0 • cos a li&finDcp i • d ll .
С достаточной точностью интеграл можно заменить суммой, т. е.
^"(Р- Ѵ 'Ч -^ с р Д :
=2р0 • cos a
i=i
Последнее выражение запишем применительно к от дельным участкам
117в = Ц7Ві + Т17В2 + . . . + |
, |
П
тогда электромагнитная сила (осевое усилие)
F = |
|
|
d |
dW. |
|
dy |
Д| |
+ • • • + dy |
|||
dy |
dy |
||||
|
|||||
|
|
|
|
1—П |
|
или F = Fx + Fо -|- . .. |
-j- Fn |
||||
|
|
|
|
1=1 |
где Fi — осевое усилие отдельного участка;
W bi — электромагнитная энергия отдельного участка. При осевых перемещениях ротора величину воздуш
ного зазора определяем по формуле
8у=8-f-y - sin а.
Если длина сердечника ротора больше длины, сердечни ка статора на величину осевых перемещений, то длина ротора каждого участка /,• при выдвижении ротора из расточки статора изменяться не будет (рис. 22).
Приняв напряжение сети постоянным и пренебрегая падением напряжения в обмотке статора, что при не-
25
больших перемещениях ротора вполне допустимо, можно считать магнитный поток двигателя, а значит и ин дукцию, также постоянным и не зависящим от вели чины перемещения. Тогда осевое усилие рассматрива емого участка
лV I. |
I Іі ■Аб£(Рг5б,)2 • |
's« |
2pö |
X |
|
|
|
|
|
dk6 . |
|
|
(<50 + У ■sin а) ——1 |
|
X 1 + |
_______________ djj |
(II.2) |
|
sin а • /г6г |
|
Двигатели с гладким и зубчатым роторами имеют различное математическое выражение коэффициента /ее,
поэтому и значения . этих двигателей различны.
dy
Если длина сердечника ротора равна длине сердеч ника статора, то длина первого участка ротора равна
ly= h — у - c o s 2 а .
Следует отметить, что в рабочем положении конусного двигателя, когда ротор втянут в расточку статора, при равной длине ротора и статора наиболее выгодное рас положение ротора такое, при котором ротор выдвинут из статора на величину, равную So sin а. При таком по
26
ложении весь магнитный поток будет проходить через воздушный зазор б (выпучивание магнитных силовых линий не учитывается). Практически величина бо sin а мала, однако при расчетах осевой электромагнитной силы F будем считать, что в рабочем режиме ротор выдвинут из расточки статора на это расстояние.
Осевое усилие первого участка определится
г 1 |
nDj.köi ( k |
— i/cos=a).tga(ßß6i)2 |
|
||
|
их------------------ |
X |
|
||
X |
60 + r/sina |
ö0+(/sina |
(II.3) |
||
k6i sin а |
li — Уcos-a |
||||
|
|
Отметим, что при а > 2 ° и осевых перемещениях г /< 5 мм
dk6 |
бр + уsin а ^ і |
|
(б0+ Уsin а) —у-— |
||
слагаемые ------ -— ;— ■— — и |
/„ —у cos2a ^ |
|
k6 sin а |
0 |
J |
Поэтому при расчетах, которые не требуют большой точности, ими можно пренебречь, и формулы (П.2) и (П.З) примут вид
nDc 1^&.(у)фсВ6.)2 ■lgа _
nDFig (y)(l0 — |
• tga |
В приведенных формулах расчета осевого усилия степень насыщения стали не учитывалась и считали jit= оо. Для более точных расчетов необходимо учиты вать и насыщение стали. В работе [26] предлагается конечную проницаемость стали определять путем ввода
отношения »у- 1 где ц0 — магнитная проницаемость
стали.
Степень насыщения зубцов, которая характеризуется коэффициентом kz, влияет на коэффициент формы потока &Ф и полюсного перекрытия as (рис. 23). Поэтому при расчете индукции воздушного зазора необходимо учиты вать ее зависимость от kz. Аналогичным образом учи тывается изменение отношения среднеквадратичного значения индукции к максимальному значению ß от kz
(рис. 24).
27
сСі
0,84-
Лф
0,80 ^
0,76-
0,72 -
0,68 -
0,64 -
/*Сф
-/./2
-1,08
|
|
|
3 /Гг. |
|
|
Рис. |
24. |
-1,04 |
Если |
мап-штопровод |
|
|
не насыщен, то магнитная |
||
|
индукция |
в |
зазоре рас- |
0,60- |
г1 |
1 1 1,00 |
|
двигателя и при |
|
----------------- ----------------- |
---- по длине |
||
|
Рис. 23. |
этом |
ß = |
0,707. Тогда всю |
|
|
длину |
двигателя можно |
принять за один участок, и формулы определения осево го усилия (II.2) и (II.3) примут вид
|
-nöcp/ft6cp(ßß6)atga |
(<50 + |
У sin а) |
dks«/VS |
||
|
— SI |
|||||
Ft |
2 Po |
1 + |
-------------------sin а • |
d,J- |
||
|
|
'cp |
||||
|
HD™ k6 |
(ßß ö)2(/ — Уcos2ct) tg « |
|
|||
Fx = ---- !---- |
------- sr------------------ |
|
X |
|||
|
|
2pо |
|
|
|
|
|
(öo + |
dk& |
go |
|
|
|
X |
I / s i n a ) ^ - |
у sin а |
||||
k &i sin а |
/j — у cos2a |
|||||
|
При расчете осевого усилия необходимо учитывать влияние скольжения s, так как индукция в зазоре про порциональна магнитному потоку Ф и соответственно э. д. с. двигателя Е, последнее определяется [13]:
_____ (r'o /S)2 + ( 4 )2
Еі = и г
(Гі + С1 ' г2/5) "Ь (Л’і + С1Х2 )~
где г2 — активное сопротивление ротора, приведенное
кобмотке статора;
х2— индуктивное сопротивление рассеяния ротора,
приведенное к обмотке статора; Г\ — активное сопротивление статора;
Хі — индуктивное сопротивление рассеяния статора; s — скольжение;
Ui — напряжение на обмотке статора; с1 — коэффициент, равный 1-j-Zj/zo.
28