Файл: Ряшенцев Н.П. Самотормозящий асинхронный двигатель с конусным ротором.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.07.2024

Просмотров: 152

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом,

(/-2/s)2 + ( /2 )2

0'1 + gj • r'oA)3 + Ul + cxx2)a

о-д/*..)*+(4 )8

O'l T Cj.r2/SH)2 -j- (лГ|. CjA'o)“

где sa— номинальное скольжение; Fa— осевое усилие при s„.

Из последней формулы следует, что Fs имеет мини­

мальное значение при

s = l , т.

е. при

пуске

двигателя.

До сих пор расчет

осевого

усилия

велся

без учета

влияния потоков рассеяния зубцов. Однако при пуске двигателя его необходимо учитывать, так как при s = l потоки рассеяния становятся соизмеримыми с основным потоком. Дополнительное осевое усиление от потоков рассеяния равно [21]:

Fn = —f - D,cpI а

w h

*2 — (Ді + g»)

46

t,

i_

fi (gi + gg)

10—s,

'

І2

 

 

 

где oi —число эффективных витков статора; q — число пазов на полюс и фазу; I,,— пусковой ток статора.

На ротор также действует осевое усилие, вызванное полями лобовых частей. Это усилие равно [26]:

Fn = ( 5000 ) ‘ яЮ ср ( і Г ‘ 7 a rc t § e ~ W ^ p ' t g a ) ’

у

где е — g-.

Фактически Fa<.F, и ее можно не учитывать.

Кроме лобовых частей на ротор будут действовать магнитные поля торцовых частей ротора и статора [19]:

р

800&I (ß • ß 6)2(ö -f- Уsin а )2 • Dcp

 

I

б \

 

Po"3 [ f f + n j

Это усилие также незначительно и им можно пре­ небречь.

Помимо этих составляющих на ротор действует осевое усилие высших гармоник магнитного поля, ко­ торое достигает нескольких процентов от усилия ос­ новной гармоники [22].

29


В конусных двигателях так же, как и в двигателях нормального исполнения, наблюдаются осевые силы, вызванные вентиляционными каналами, скосом пазов, взаимным положением ротора и статора. Учет их произ­ водится по той же методике, что и для двигателей с ци­ линдрическим ротором [20].

Выше было показано, что осевое усилие F про­ порционально Е \ . Если пренебречь падением напряже­

ния в статорной обмотке, то F = U\, Согласно тре­ бованиям ГОСТа, напряжение источника питания может колебаться в пределах от + 5 до —10%, поэтому необхо­ димо при проектировании двигателя вводить коэф­ фициент надежности, равный (1/0,90)2= 1,23.

По требованиям ГОСТа, частота питающей сети колеблется в пределах ±3% , а это значит, что при прочих равных условиях будет меняться индукция и

осевое усилие Ff = F&0( - jj . Таким образом, прн^проек-

тпровапии конусных двигателей в случае необходимости можно учитывать влияние и этого фактора.

f/oftt

F*

Рис. 26.

Ыа рис. 25 показана зависимость F от угла а, из ко­ торой видно, что практически F прямо пропорциональна углу а, при малых углах а конусные двигатели разви­ вают небольшое осевое усилие.

На рис. 26 построены зависимости относительного

значения F*

от осевых перемещений у, при s = s B (кри­

вая 1) и s =

1 (кривая 2). Видно, что при s = s u тяговая

характеристика двигателя жесткая. В пусковом режиме с изменением осевого перемещения усилие F также из­ меняется значительно.

30

Г л а в а III

ПУСКОВОЙ РЕЖИМ

ПРОЦЕСС ПУСКА

В заторможенном состоянии ротор конусного двига­ теля прижат тормозной пружиной к тормозу и выдвинут из расточки статора на максимальную величину. Воз­ душный зазор имеет максимальное значение, равное 6„=6+z/m-sin а. После подачи напряжения на ротор дейч ствуют электромагнитные силы, стремящиеся его развер­ нуть (вращать) и втянуть в расточку статора. Другими словами, пуск двигателя и растормаживание — переме­ щение в осевом направлении — происходят одновременно. При этом в отличие от двигателей нормального исполне­ ния пуск происходит при увеличенном воздушном зазоре, а значит, и при повышенных потерях в двигателе. Поэто­ му осевое усилие нужно выбрать таким образом, чтобы время втягивания ротора в расточку статора tm было минимальным и намного меньше времени разгона рото­ ра tv!l3до минимальной скорости. Время втягивания рото­ ра в расточку статора определяется от момента включе­ ния обмотки двигателя под напряжение до полного втягивания ротора (на рис. 27 осевое перемещение рото­ ра обозначено у), а время разгона — от момента включе­ ния двигателя до установившегося значения числа оборотов (и.).

Рассмотрим процесс пуска двигателя, который можно разбить на несколько этапов (рис. 27). После подачи на­ пряжения ротор начнет вращаться только в тот момент, когда Мп— М^-\-М3, {Ма— пусковой момент двигателя, Мс— момент сопротивления всего агрегата, Мт— тормоз­ ной момент). Тормозной момент Мт, создаваемый тор­ мозной пружиной, снимается осевым усилием F. Однако, как было показано выше, Р==Іц, а так как / |Хвозрастает от нуля по экспоненциальному закону, то в течение не­ которого времени, пока F не увеличится до определенной величины, при которой Мп= М т-\-Мс, ротор стоит на мес­ те. В дальнейшем ротор совершает только вращательное движение, не перемещаясь в осевом направлении, так как его осевое усилие пока еще меньше удерживающих сил.

31


Ротор

одновремен­

но

начнет

совершать

вращательное н посту­

пательное

движения*

как только усилие бу­

дет равно силам сопро­

тивления,

т. е. F = /rTp+

+ Е ІІр,

где

FTp — сила

трения,

которая состоит

из двух

составляющих:

силы трения

о воздух

и силы трения скольже­

ния

в опорах. Так как

скорость

перемещения

ротора в осевом на­

правлении невелика,

то

первой

 

составляющей

можно

пренебречь.

за-

 

Наконец

ротор

мял свое рабочее место

d по оси, но его скорость pÜвращения еще меньше номинальной. В этом положении процессы, происходящие в конус­ ном двигателе, не отли­ чаются от пусковых процессов двигателей нормального исполне­ ния. Таким образом, процесс пуска конусных двигателей происходит сложнее, чем у двига­ телей нормального ис­ полнения, так как ро­ тор совершает одновре­ менно вращательное и поступательное движе­ ния, причем надо учесть изменение параметров двигателя от этих обо­ их перемещений. Если

32


выразить движение ротора в расточку статора уравне­ нием

т —

— F — F

TP

— F

d l 3

1

J

1 npi

где .V' — перемещение

ротора

 

в

осевом направлении,

обратное у;

Fпр— упругая сила пружины .F=c(.\-:o+.v'); с — жесткость пружины;

.Vo — предварительное поджатие пружины;

го переходные процессы при пуске конусных двигателей будут описываться следующими уравнениями:

Us =

L r , -I-

j f ( L

J s

Н

 

м

■ i r) -! j a K (L s ■ is -L M

i r)\

и — i ,r ,

-j-

(M

is

■ L

J r)

-I- /

(coK— со)Ш • i s - f

L r

• /,);

 

 

/ ^

 

=

/ И д - ( М т - М

с);'

 

 

 

 

 

nl -Jtr=-- F — FTP

— c(.Yo-f.Y);

 

 

 

 

/Vf

(Рт

'

^ ^ ' ^CP •

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Sill -L

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/Ид -■=

 

/V/ •

І/,

 

 

 

 

 

 

 

F = k ( t . + l r)*,

 

 

 

 

 

где

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ua— результирующий

 

вектор

напряжения

статора;

и, — результирующий

 

вектор

напряжения

ротора;

£„ б-— результирующий

 

вектор

тока

соответственно

 

статора п ротора;

вращения

координатной си­

со,.— угловая

скорость

 

стемы;

скорость

вращения

ротора;

 

 

со — угловая

 

 

/И., — вращающий момент двигателя;

статора

La—

Ls— эквивалентная

 

индуктивность

= §-M+L„;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Lr— эквивалентная

 

индуктивность

ротора

Lr—

■ ^ М Л - Los-,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Lis, L2 S— индуктивности

рассеяния

соответственно ста­

 

тора и ротора;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 И. П. Ряшенцев, С. А Шнеи

33