Файл: Ряшенцев Н.П. Самотормозящий асинхронный двигатель с конусным ротором.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.07.2024
Просмотров: 152
Скачиваний: 0
Таким образом,
(/-2/s)2 + ( /2 )2
0'1 + gj • r'oA)3 + Ul + cxx2)a
о-д/*..)*+(4 )8
O'l T Cj.r2/SH)2 -j- (лГ|. CjA'o)“
где sa— номинальное скольжение; Fa— осевое усилие при s„.
Из последней формулы следует, что Fs имеет мини
мальное значение при |
s = l , т. |
е. при |
пуске |
двигателя. |
До сих пор расчет |
осевого |
усилия |
велся |
без учета |
влияния потоков рассеяния зубцов. Однако при пуске двигателя его необходимо учитывать, так как при s = l потоки рассеяния становятся соизмеримыми с основным потоком. Дополнительное осевое усиление от потоков рассеяния равно [21]:
Fn = —f - D,cpI 1§ а |
w h |
*2 — (Ді + g») |
|
46 |
t, |
||
i_ |
fi —(gi + gg) |
10—s, |
|
' |
І2 |
|
|
|
|
где oi —число эффективных витков статора; q — число пазов на полюс и фазу; I,,— пусковой ток статора.
На ротор также действует осевое усилие, вызванное полями лобовых частей. Это усилие равно [26]:
Fn = ( 5000 ) ‘ яЮ ср ( і Г ‘ 7 a rc t § e ~ W ^ p ' t g a ) ’
у
где е — g-.
Фактически Fa<.F, и ее можно не учитывать.
Кроме лобовых частей на ротор будут действовать магнитные поля торцовых частей ротора и статора [19]:
р |
800&I (ß • ß 6)2(ö -f- Уsin а )2 • Dcp |
|
|
I |
б \ |
|
Po"3 [ f f + n j |
Это усилие также незначительно и им можно пре небречь.
Помимо этих составляющих на ротор действует осевое усилие высших гармоник магнитного поля, ко торое достигает нескольких процентов от усилия ос новной гармоники [22].
29
В конусных двигателях так же, как и в двигателях нормального исполнения, наблюдаются осевые силы, вызванные вентиляционными каналами, скосом пазов, взаимным положением ротора и статора. Учет их произ водится по той же методике, что и для двигателей с ци линдрическим ротором [20].
Выше было показано, что осевое усилие F про порционально Е \ . Если пренебречь падением напряже
ния в статорной обмотке, то F = U\, Согласно тре бованиям ГОСТа, напряжение источника питания может колебаться в пределах от + 5 до —10%, поэтому необхо димо при проектировании двигателя вводить коэф фициент надежности, равный (1/0,90)2= 1,23.
По требованиям ГОСТа, частота питающей сети колеблется в пределах ±3% , а это значит, что при прочих равных условиях будет меняться индукция и
осевое усилие Ff = F&0( - jj . Таким образом, прн^проек-
тпровапии конусных двигателей в случае необходимости можно учитывать влияние и этого фактора.
f/oftt
F*
Рис. 26.
Ыа рис. 25 показана зависимость F от угла а, из ко торой видно, что практически F прямо пропорциональна углу а, при малых углах а конусные двигатели разви вают небольшое осевое усилие.
На рис. 26 построены зависимости относительного
значения F* |
от осевых перемещений у, при s = s B (кри |
вая 1) и s = |
1 (кривая 2). Видно, что при s = s u тяговая |
характеристика двигателя жесткая. В пусковом режиме с изменением осевого перемещения усилие F также из меняется значительно.
30
Г л а в а III
ПУСКОВОЙ РЕЖИМ
ПРОЦЕСС ПУСКА
В заторможенном состоянии ротор конусного двига теля прижат тормозной пружиной к тормозу и выдвинут из расточки статора на максимальную величину. Воз душный зазор имеет максимальное значение, равное 6„=6+z/m-sin а. После подачи напряжения на ротор дейч ствуют электромагнитные силы, стремящиеся его развер нуть (вращать) и втянуть в расточку статора. Другими словами, пуск двигателя и растормаживание — переме щение в осевом направлении — происходят одновременно. При этом в отличие от двигателей нормального исполне ния пуск происходит при увеличенном воздушном зазоре, а значит, и при повышенных потерях в двигателе. Поэто му осевое усилие нужно выбрать таким образом, чтобы время втягивания ротора в расточку статора tm было минимальным и намного меньше времени разгона рото ра tv!l3до минимальной скорости. Время втягивания рото ра в расточку статора определяется от момента включе ния обмотки двигателя под напряжение до полного втягивания ротора (на рис. 27 осевое перемещение рото ра обозначено у), а время разгона — от момента включе ния двигателя до установившегося значения числа оборотов (и.).
Рассмотрим процесс пуска двигателя, который можно разбить на несколько этапов (рис. 27). После подачи на пряжения ротор начнет вращаться только в тот момент, когда Мп— М^-\-М3, {Ма— пусковой момент двигателя, Мс— момент сопротивления всего агрегата, Мт— тормоз ной момент). Тормозной момент Мт, создаваемый тор мозной пружиной, снимается осевым усилием F. Однако, как было показано выше, Р==Іц, а так как / |Хвозрастает от нуля по экспоненциальному закону, то в течение не которого времени, пока F не увеличится до определенной величины, при которой Мп= М т-\-Мс, ротор стоит на мес те. В дальнейшем ротор совершает только вращательное движение, не перемещаясь в осевом направлении, так как его осевое усилие пока еще меньше удерживающих сил.
31
Ротор |
одновремен |
||||
но |
начнет |
совершать |
|||
вращательное н посту |
|||||
пательное |
движения* |
||||
как только усилие бу |
|||||
дет равно силам сопро |
|||||
тивления, |
т. е. F = /rTp+ |
||||
+ Е ІІр, |
где |
FTp — сила |
|||
трения, |
которая состоит |
||||
из двух |
составляющих: |
||||
силы трения |
о воздух |
||||
и силы трения скольже |
|||||
ния |
в опорах. Так как |
||||
скорость |
перемещения |
||||
ротора в осевом на |
|||||
правлении невелика, |
то |
||||
первой |
|
составляющей |
|||
можно |
пренебречь. |
за- |
|||
|
Наконец |
ротор |
|||
мял свое рабочее место |
d по оси, но его скорость pÜвращения еще меньше номинальной. В этом положении процессы, происходящие в конус ном двигателе, не отли чаются от пусковых процессов двигателей нормального исполне ния. Таким образом, процесс пуска конусных двигателей происходит сложнее, чем у двига телей нормального ис полнения, так как ро тор совершает одновре менно вращательное и поступательное движе ния, причем надо учесть изменение параметров двигателя от этих обо их перемещений. Если
32
выразить движение ротора в расточку статора уравне нием
т — |
— F — F |
TP |
— F |
|
d l 3 |
1 |
J |
1 npi |
|
где .V' — перемещение |
ротора |
|
в |
осевом направлении, |
обратное у;
Fпр— упругая сила пружины .F=c(.\-:o+.v'); с — жесткость пружины;
.Vo — предварительное поджатие пружины;
го переходные процессы при пуске конусных двигателей будут описываться следующими уравнениями:
Us = |
L r , -I- |
j f ( L |
J s |
Н |
|
м |
■ i r) -! j a K (L s ■ is -L M ■ |
i r)\ |
||||||
и — i ,r , |
-j- |
(M ■ |
is |
■ L |
J r) |
-I- / |
(coK— со)Ш • i s - f |
L r |
• /,); |
|||||
|
|
/ ^ |
|
= |
/ И д - ( М т - М |
с);' |
|
|
|
|||||
|
|
nl -Jtr=-- F — FTP |
— c(.Yo-f.Y); |
|
|
|||||||||
|
|
/Vf |
— |
(Рт |
' |
^ ^ ' ^CP • |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
Sill -L |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/Ид -■= |
|
/V/ • |
• |
І/, |
|
|
|
|
|||
|
|
|
F = k ( t . + l r)*, |
|
|
|
|
|
||||||
где |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ua— результирующий |
|
вектор |
напряжения |
статора; |
||||||||||
и, — результирующий |
|
вектор |
напряжения |
ротора; |
||||||||||
£„ б-— результирующий |
|
вектор |
тока |
соответственно |
||||||||||
|
статора п ротора; |
вращения |
координатной си |
|||||||||||
со,.— угловая |
скорость |
|||||||||||||
|
стемы; |
скорость |
вращения |
ротора; |
|
|
||||||||
со — угловая |
|
|
||||||||||||
/И., — вращающий момент двигателя; |
статора |
La— |
||||||||||||
Ls— эквивалентная |
|
индуктивность |
||||||||||||
= §-M+L„; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Lr— эквивалентная |
|
индуктивность |
ротора |
Lr— |
||||||||||
■ ^ М Л - Los-, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Lis, L2 S— индуктивности |
рассеяния |
соответственно ста |
||||||||||||
|
тора и ротора; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 И. П. Ряшенцев, С. А Шнеи |
33 |