Файл: Никитенко А.Г. Проектирование оптимальных электромагнитных механизмов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.08.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
16
П р о д о л ж е н и е т а б л .
мемных выражется и время трогания. При исследовании на экстремум выражений для времени трогания и сраба тывания находится число витков обмотки, реализующее минимум времени срабатывания при известной площади сечения полюса электромагнита.
Анализ влияния индуктивности обмотки на время срабатывания приведен в [Л. 25]. Расчет ведется при условии постоянства противодействующей силы и допу щениях, принятых в {Л. 24].
Индуктивность обмотки при зазоре 6о представляется
в виде |
|
где w —число витков обмотки; |
5 — площадь сечения |
полюса. |
формулой |
Время трогания определяется |
Подчеркивается, что имеется оптимальное значение индуктивности, при котором время трогания оказывает ся наименьшим.
Для определения времени движения якоря в [Л. 25] динамические параметры представляются в функции времени в виде степенных рядов. Ограничиваясь затем первым из значащих членов ряда x=f(t) (х — переме щение якоря), автор [Л. 25] получает формулу времени движения, анализируя которую, определяет индуктив ность обмотки, оптимальную с точки зрения минимума времени движения.
Приведенные выше выражения, связывающие харак теристики электромагнитов с конструктивными парамет рами, а также численные значения геометрических соот ношений, рекомендуемые в качестве оптимальных, по зволяет сделать некоторые выводы.
В {Л. 5, 6, 11] для оценки типа и технико-эконо мических показателей электромагнитов используется понятие условной полезной работы Лу, величина кото рой просто определяется, достаточно наглядна и позво ляет сравнивать между собой различные конструкции электромагнитов. Вместе с тем следует иметь в виду,
что наиболее полно величина |
Ау |
отражает |
осо |
бенности электромагнита при не |
заві |
“ " |
— |
2—396
йкбря нагрузке. На практике часто зависимость усилий, противодействующих тяге электромагнита, от хода яко ря имеет сложный характер. В этих случаях может ока заться, что электромагнит, выбранный по максимуму условной полезной работы, будет неоптимальным с точ ки зрения согласования формы тяговой характеристики с характеристикой противодействующих усилий. Естест венно, что определяемая как произведение статического тягового усилия на ход якоря условная полезная работа не отражает динамических свойств электромагнита, за-- висящих не только от него самого, но и от механизма, приводимого электромагнитом в действие.
Предельная работа электромагнита, определяемая статической тяговой характеристикой, не может быть реализована из-за протпво-э. д. с. движения и э. д. с. самоиндукции. Какая часть указанной работы реализу-
Рис. 4. Структурная схема модели, составленная но уравнениям (12) —(14).
ется при движении якоря, зависих^от тех же факторов, от которых зависит динамика электромагнитов. Этот вопрос имеет первостепенное значение в случаях, когда определяющими являются динамические характеристи ки; ниже на конкретном примере показаны результаты математического моделирования процесса срабатывания одного из образцов электромагнита постоянного тока с втяжным якорем [Л. 27].
18
Структурная схема модели, приведенная на рис. 4, составлена по уравнениям
|
|
|
U=iR + d(Li)/dt; |
(12) |
|||
|
|
F=mndzxldt2 + Fap(x); |
(13) |
||||
|
|
|
F={F/2){dL/dx), |
(14) |
|||
где U — напряжение, приложенное к зажимам обмотки; |
|||||||
L — индуктивность |
обмотки |
(принято |
L=£:f(i)); F, |
||||
Fnp(x) — электромагнитное |
и |
|
|
||||
противодействующие |
движе |
|
|
||||
ния якоря усилия; тп—при |
|
|
|||||
веденная к якорю масса по |
|
|
|||||
движных частей. |
|
|
ис |
|
|
||
На электронной модели |
|
|
|||||
следовались динамические про |
|
|
|||||
цессы |
электромагнита. |
На |
|
|
|||
рис. |
5 приведена характеристи |
|
|
||||
ка |
противодействующих |
сил, |
|
|
|||
типичная для многих аппара |
|
|
|||||
тов. Значения сил /щи, |
Fn],2, |
|
|
||||
Fapz и Fuprt в процессе, исследо |
|
|
|||||
ваний варьировались. Статиче |
|
|
|||||
ская |
(полезная) работа опре |
|
|
||||
делялась пак работа по прео |
Рис. 5. Механическая харак |
||||||
долению противодействующих |
теристика |
электрического |
|||||
сил на всем пути |
якоря. |
Она |
аппарата. |
|
|||
пропорциональна |
|
площади, |
противодействующих сил |
||||
ограниченной характеристикой |
и осями Апр и б. .Кинетическая энергия Ак, накопленная якорем в конце срабатывания, определялась по скорости в момент удара якоря ѵу:
Лк = т яп2у/2.
Реальная работа определялась как сумма статиче ской работы и кинетической энергии
АР= А СТ + АК.
Результаты, полученные при моделировании, приве дены в таблицах 3—6.
Анализ данных, приведенных в таблицах по казывает, что для исследованного электромагнита реальная работа существенно отличается от предельной
V |
19 |
Зависимость Fnp—f(S) (/7llPl= 4 ,9 |
H; Fnps= 7 ,8 |
|
H; |
|
Таблица 3 |
||||||||
|
|
|
|
||||||||||
/гчРз=35 Н; FnPi=53 Н; ///„=0,525 |
кг; |
/?= 6,2 |
Ом; |
|
|
|
|||||||
80= 1 ,3 1 0 -= |
м) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
V, в |
'ер- |
с |
V |
ЛСт- |
|
лк, |
Лр- |
Лпрел* |
|
|
^ст |
Лр^'пРсд |
|
|
|
|
м/с |
Дж-I01 Дж • 10а Дж-І03 |
Дж*I О9 |
ЛцРсл |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
9,0 |
0,24 |
0,20 |
20 |
|
1, 1 |
21,1 |
35,5 |
|
|
0,56 |
0,59 |
||
10,0 |
0,070 |
0,24 |
20 |
|
Г1.5 |
21 ,5 |
44,0 |
|
|
0,45 |
0,49 |
||
11,2 |
0,060 |
0,44 |
20 |
|
5,2 |
25,2 |
55,5 |
|
|
0,36 |
0,45 |
||
13,0 |
0,054 |
0,56 |
20 |
|
8,4 |
28,4 |
74,6 |
|
|
0,28 |
0,38 |
||
15,0 |
0,046 |
0,68 |
20 |
|
12,4 |
32,4 |
98,5 |
|
|
0,20 |
0,33 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 4 |
|
Зависимость FnP=f($), |
( f npi= 4,9 |
Н; F„Pi= 7 ,8 |
Н; |
/гпРз=35 Н; |
|||||||||
^пРі=53 Н; |
/«„=0,525 кг; |
[/=15 |
В; 80= 1 ,3 1 0 ~ 2 |
м) |
|
|
|||||||
/?, Ом |
V |
с |
м/с |
Лет’ |
|
лк, |
Лр, |
^nPen’ |
|
|
Лет |
Лр |
|
|
|
|
Дж • 10а Дж-101 Дж-ІО2 |
Дж • 10» |
|
Лцрсд |
Лпрел |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
4,0 |
0,040 |
0,95 |
20 |
|
24,1 |
44,1 |
237 |
|
|
0,085 |
0,10 |
||
6,2 |
0,046 |
0,68 |
20 |
|
12,4 |
32,4 |
98,5 |
|
|
0,200 |
0,33 |
||
8,2 |
0,052 |
0,50 |
20 |
|
6,7 |
26,7 |
60,0 |
|
|
0,330 |
0,45 |
||
9.2 |
0,074 |
0,14 |
20 |
|
0,5 |
20,5 |
45,0 |
|
|
0,440 |
0,46 |
||
Зависимость /г„р=/(8), |
(FnP1= 4 ,9 |
Н; FuPi= 7,8 |
Н; |
Таблица 5 |
|||||||||
м; |
|
||||||||||||
«/„=0,525 |
кг; [/=11,2 В; |
^ = 6 ,2 |
Ом; |
80=1,3-Ю -= |
|
||||||||
Л}.= 6 ,4 - 1 0 - 2 Н м) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
^ПРЗ- |
F |
|
'ер- с |
у |
|
Лет- |
Л,- |
Лр- |
ИпРед’ |
Лет |
Лр |
||
ГПр4» |
|
||||||||||||
н |
Н |
|
|
м/с |
|
Дж-І01 Дж-ІО1 Дж-ІО1 Дж-ІО9 ЛцРсд |
^пРед |
||||||
19,7 |
39,0 |
0,058 |
0,52 |
|
15,5 |
7,2 |
22,7 |
55,5 |
|
0,280 |
0,410 |
||
24,6 |
44,0 |
0,062 |
0,48 |
|
17,0 |
5,9 |
22,9 |
55,5 |
|
0,300 |
0,417 |
||
35,0 |
55,0 |
0,065 |
0,44 |
|
20,3 |
5,2 |
25,5 |
55,5 |
|
0,366 |
0,459 |
||
36,0 |
56,0 |
0,068 |
0,36 |
|
20,6 |
3,8 |
24,4 |
55,5 |
|
0,371 |
0,435 |
||
37,0 |
57,0 |
0,070 |
0,34 |
|
20,9 |
3,1 |
24,0 |
55,5 |
|
0,377 |
0,432 |
Зависимость |
FaP=f(5) (/«„=0,525 |
кг; [/= 11,2 |
В; |
Таблица 6 |
|||||||
|
|
||||||||||
R = 6,2 Ом; 80= 1 , ЗОО-2 |
м; Лу= 6 ,4 - 1 0 - 2 |
Н-м) |
|
|
|
||||||
Д |
|
|
и |
|
|
X |
X |
X |
|
|
|
С4 |
|
и |
О |
â и |
X |
|
Лцред’ |
Лет |
Лр |
||
|
|
|
|||||||||
|
А |
|
|
. о |
. о |
|
|
||||
А |
А |
|
 |
|
н2 |
Дж-109 |
Лцред |
ЛдРед |
|||
В |
В |
В |
|
>» |
W*x |
А — |
|
||||
Ь, |
ь. |
ь. |
|
CJ |
|
^ X |
|
|
|
||
4,9 |
7,8 |
24,6 |
44,0 |
0,060 |
0,48 |
17,0 |
5,9 |
22,9 |
55,5 |
0,300 |
0,417 |
9,8 |
12,7 |
29,3 |
49,0 |
0,120 |
0,22 |
23,5 |
1,29 |
24,8 |
55,5 |
0,420 |
0,446 |
11,7 |
14,7 |
31,4 |
51,0 |
0,154 |
0,14 |
25,8 |
0,53 |
26,1 |
55,5 |
0,464 |
0.470 |
. 20
и условной полезной работы. В зависимости от условий отношение АѵІАпрел колеблется в пределах 0,1—0,6,
аотношение Ар/Ау — от 3,3 до 4,1.
Сучетом изложенного выше понятие условной полез ной работы должно использоваться в зависимости от конкретных требований, предъявляемых к электромаг ниту. Оценка с помощью Ау может оказаться полезной в силовых электромагнитах при не зависящей от хода якоря механической нагрузке, а также в случаях, когда динамические параметры электромагнита имеют второ
степенное значение.
Несмотря на замечания по поводу использования Ау и Лпред выводы, полученные в [Л. 5, 8], где устанав ливается связь между указанными величинами с одной стороны II магнитными, электрическими, тепловыми характеристиками и конструктивными параметрами с другой стороны, имеют существенное значение. Выра жения (8) — (11) позволяют в обобщенном виде оценить работоспособность электромагнита и должны учиты ваться при проектировании.
Значения конструктивного фактора /7 = ]Л F /о, ши роко используемого для оценки типа и соотношений геометрических размеров .электромагнита (Л. 5, 6, 9, 11 и др.], определены на основании исследований ряда электромагнитов при конкретных условиях их работы. Например, Г. Ротерс і[Л. 9] получил значения конструк тивного фактора для продолжительного режима работы, превышения температуры т=70°С, условной полезной работы Лу=11,5 кг-см и определенного магнитного материала (мягкая сталь). Строго говоря, рекоменда ции Ротерса и других авторов справедливы лишь в пределах, оговоренных перечисленными выше усло виями. Однако применение понятия «конструктивный фактор» оказывает существенную помощь при сравне нии и выборе типа электромагнита. При определении конкретных конструктивных соотношений в условиях, отличных от тех, при которых указанные рекомендации получены, использование одного лишь конструктивного фактора оказывается недостаточным.
Переходя к анализу численных значений геометри ческих соотношений, следует отметить, что рекоменда ции, изложенные в [Л. И, 13], охватывают электромаг ниты с самыми различными характеристиками, удовле творяющими различным требованиям, Естественно, не
?!
все рекомендуемые геометрические соотношения явля ются оптимальными в конкретных условиях.
Общим недостатком работ, в которых оптимальные геометрические соотношения получены при исследова нии на экстремум минимизируемой (максимизируемой)
функции, заключается |
в том, что анализ проводился |
при идеализированных |
условиях (пренебрежение пото |
ками рассеяния, выпучивания, насыщением стали магиптопровода). Представление оптимизируемых величин в виде функций одной или двух переменных удобно с точки зрения исследования этих функций на экстре мум. Однако, как показывает анализ геометрических соотношений различных типов электромагнитов, резуль таты которого представлены ниже, оптимальные геомет рические соотношения зависят от величины тягового усилия, индукции в элементах магнптопровода, коэф фициента заполнения обмоточного окна, величины рабо чего зазора и т. п. Поэтому информацию, содержащуюся в анализируемых работах, нельзя признать полной.
Важные вопросы затронуты в [Л. 25]. Основным моментом здесь следует считать установление факта наличия оптимальной индуктивности н минимального времени трогаиия. Однако допущения, положенные в основу определения времени трогания и заключаю щиеся в пренебрежении потоками рассеяния, выпучива ния, магнитным сопротивлением стали, делают конечные выражения применимыми для узкого класса спёцнальных электромагнитов. В самом деле, в любой системе (в том числе и быстродействующей) потоками рассея ния можно пренебречь лишь при малых зазорах. При этом необходимо учитывать сопротивление стали маг нитопровода, тем более что для получения достаточного быстродействия стремятся выполнить систему со значи тельным преобладанием тяговых усилий над противо действующими.
Формула для определения времени движения якоря, приведенная в (Л. 25], получена на основе аппроксима ции зависимости перемещения якоря от времени степен ным рядом. При этом в расчет берется только первый член ряда на том основании, что второй и третий члены обращаются в нуль при токе трогания, равном половине и 0,714 установившегося значения. Однако во всех дру гих случаях указанные коэффициенты будут иметь конечные значения и для оценки их влияния необходим
??