Файл: Кондрашихин В.Т. Визуальные определения места судна и поправки компаса.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.08.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
Наблюдений, надлежит немедленно заносить в черновой журнал. Обработку наблюдений рекомендуется выполнять в тетради штурманских расчетов [1].
Если позволяют условия плавания, то определения места судна целесообразно приурочивать к моментам вре мени, кратным 5 или 10 мин, что упростит проверку соот ветствия расстояний между обсервациями разностям отсче тов лага.
1. По двум пеленгам
2.1.1. Определение места судна по двум пеленгам — наиболее распространенный способ обсерваций. Простота его практического выполнения позволяет получать место быстро и достаточно надежно.
2.1.2. Подбирать ориентиры следует в соответствии с рекомендациями гл. 1 и замечаниями в начале этой гла вы. Кроме того, угол между направлениями на ориентиры по возможности должен быть близок к 90°, но не меньше 30 и не больше 150°. В этом диапазоне разности пеленгов пред почтение следует отдавать выбору более близких ориенти ров.
Место судна, полученное при углах пересечения пелен гов меньше 30 или более 150°, необходимо считать ориенти ровочным.
2.1.3. При пеленговании, руководствуясь общими ре комендациями, необходимо помнить, что точность пелен гования оказывает непосредственное влияние на ошибку места, а промах приводит к грубой ошибке, которую сразу обнаружить нельзя, так как две линии пеленгов всегда пе ресекаются в одной точке, какие бы ошибки они не со держали. Поэтому измерение и запись пеленгов надо вы полнять особенно внимательно и тщательно.
Последовательность пеленгования ориентиров (она влия ет на точность определений) должна быть такой, чтобы способствовать уменьшению ошибки места. В связи с этим вначале лучше пеленговать ориентир, наблюдаемый ближе к диаметральной плоскости судна, а в ночное время — тот, на измерение пеленга которого надо затратить больше вре мени (например, проблесковый огонь с большим периодом).
При скоростях судна до 18 узлов и при ведении про кладки на путевых картах пеленги, наблюдаемые в быстрой последовательности один за другим в пределах одной ми нуты, можно считать измеренными из одного места.
19
Если скорость судна свыше 18 узлов, а прокладка ве дется на карте крупного масштаба, для приведения пеленгов к одному месту (зениту) следует измерять три пеленга в та кой последовательности: первого ориентира, второго, а за тем снова первого. При прокладке надо использовать пе
ленг второго ориентира и среднеарифметическое значение из двух изме рений первого. В этом случае время и отсчет лага по условному сиг налу наблюдателя заме чает его помощник в мо мент измерения пеленга второго ориентира.
Обработка и про кладка пеленгов выпол няется в соответствии с рекомендациями гл. 1.
2.1.4. На карте по лученное место необхо димо обозначить условным значком, надписать время и от
счет лага так, как это показано в следующем примере:
Пример |
8. Следуя |
ГКК= |
6 Г |
и |
принимая |
АГК — + 1 ° , |
в 14ч 30-" при ол — 36,7 измерили |
пеленги ориентиров: маяк Свет |
|||||
лый ГКП = 42°; маяк |
Узкий ГКП = |
340° (рис. 1). Определить |
||||
место судна |
(решение |
представлено |
на |
рис. 1, см. также п. 2.1.7. |
||
и пример 10). |
|
|
|
|
|
|
2.1.5. Если обсервация выполнена в конце вахты, при |
||||||
перемене |
курса и постановке |
на |
якорь, в |
моменты на |
чала и конца лежания в дрейфе, когда определение принято для переноса счисления с указанием невязки, а также в осо бых случаях, на правой странице судового журнала за писывают исходные данные и координаты полученного места в следующей последовательности [4]. Сначала — момент времени по судовым часам и отсчет лага, относящие ся к моменту обсервации, затем — условное обозначение пеленга {ГКП или О'КП), название ориентира в имени тельном падеже (как напечатано на карте) и числовое зна чение пеленга. Эти данные приводятся для обоих ориенти ров в соответствии с последовательностью их пеленгова ния. В конце записывают обсервованные координаты и элементы невязки.
20
Пример |
9. Образец записи |
в судовом журнале |
(см. рис. 1): |
||
14.30 ол = |
36,7; ГКП маяка Светлый 42°; ГКП маяка |
Узкий |
340°; |
||
Фо = 40°22',5N; Я0 = 132°46',4 W; С = 38° — 2,2 мили. |
|
||||
2.1.6. Чтобы убедиться |
в достоверности |
места, |
полу |
||
ченного по двум пеленгам, |
надо выполнить |
несколько оп |
ределений. Если обсервации располагаются на одной пря мой и на расстояниях, пропорциональных разностям от счетов лага, то место судна можно считать достоверным [12].
2.1.7. Оценку точности обсервованного места необхо димо выполнять с учетом совместного влияния случайных и систематических ошибок пеленгов, стандартные значения которых е и <хпринимают априорно (см. пп. 1.6.5.—1.6.8.).
Стандартная (круговая) ошибка места е м (в кабельто вых) рассчитывается по формуле
е м = dcG.
Входящее сюда расстояние между ориентирами d (в ми лях) измеряется на карте. Коэффициент с зависит от раз ности пеленгов АЯ = Я 2 — Пх:
_ 10в° . ~ 57°,3 sin Д Я '
его значения для е° = + 0°,2 даны в табл. 3.
Т а б л и ц а 3
Д Я |
3 0 ° |
4 0 ° |
5 0 ° |
6 0 ° |
9 0 ° |
150 |
140 |
130 |
120 |
|
|
|
|
||||
с |
0,070 |
0,054 |
0,046 |
0,040 |
0,035 |
Величина G выражается формулой
°- | / № ( ^ ) , + ( т ) !
иможет быть определена следующим приемом, основанным на теореме Пифагора [13]:
по - карте с помощью циркуля-измерителя (или глазомерно) оценивают, во сколько раз расстояния Dt и D2 до ориентиров больше расстояния d между ними; эти ве личины откладывают в произвольном масштабе вдоль сто-
3 Зак . 426 |
21 |
рон прямого угла и снимают измерителем расстояние между полученными точками (рис. 2, о);
это расстояние откладывают вдоль одной из сторон того же угла (рис. 2, б), а вдоль другой его стороны — вели
чину о7е(в |
обычных условиях |
сгж 1°, s « |
0°,2 и о 7 е « 5); |
расстояние |
между полученными |
точками |
равно G. |
Рис. 2
Если стандартная ошибка пеленгования е больше (или меньше) принятой в расчет табл. 3 величины ±0°,2, то коэффициент с надо увеличить (или уменьшить) во столь ко же раз, а также учитывать принятое значение е при рас чете отношения а/е.
Полученная величина ошибки места е м служит радиусом круга с центром в обсервованной точке. Вероятность на хождения действительного места внутри такого круга со ставляет примерно 65%. Увеличив радиус этого круга в три раза, получают предельную круговую ошибку, внутри которой действительное место находится с вероятностью, близкой к 100%.
Пример 10. Условия примера 8. Определить предельную кру
говую ошибку места, принимая е° = ±0°,2, о° = |
±1°,0. |
|
|
||||
По |
разности |
пеленгов |
ДЯ = |
402° — 340° = |
62° выбираем |
из |
|
табл. 3 |
величину |
с = 0,040, |
|
|
|
d |
= |
На карте (см. рис. 1) измеряем расстояние между маяками |
|||||||
= 8,8 |
мили и оцениваем расстояния до маяков |
относительно |
этой |
||||
величины: DJd •х. 0,6; D2/d |
1,2. |
Эти величины откладываем вдоль |
сторон прямого угла (см. рис. 2, а), расстояние между полученными точками откладываем вдоль боковой стороны того же угла (см.
22
рис. 2, б), а вдоль нижней — величину о/е = 5; расстояние между полученными точками дает G ж 5,2.
Рассчитываем стандартную круговую ошибку места:
е м = 8,8x0,040x5,2=1,8^2 кбт .
Предельная круговая ошибка З е м = 6 кбт изображена на рис. 1 пунктирным кругом у обсервованной точки.
Круговая ошибка места (стандартная или предельная) не выявляет различий в точности по разным направлениям. Эти различия показывает эллипс ошибок, который реко мендуется строить при анализе обсерваций в ответственных случаях [1]. Методика оценки точности обсервации эллип сом ошибок описана в п. 3.4.5.
2. По трем пеленгам
2.2.1. Способ определения места судна по трем пеленгам широко применяется в практике судовождения вследствие достаточно высокой точности, простоты и возможности конт роля на промахи. Всякий раз, когда имеются условия, предпочтение следует отдавать выполнению обсерваций по трем пеленгам. Полученная точка, как правило, пригодна для переноса в нее счисления.
2.2.2. Особенности подбора ориентиров при определении места по трем пеленгам состоят в следующем. Ориентиры надо подбирать таким образом, чтобы .углы между пелен гами лежали в пределах от 60 до 120°; лучше всего, если они близки к 120°. Не рекомендуется наблюдать ориентиры, раз ности пеленгов которых меньше 30°. Ориентировочную величину углов между пеленгами можно устанавливать на г-лаз, пользуясь картой.
Кроме того, для повышения точности обсервации лучше подбирать ориентиры, расположенные ближе к судну.
2.2.3. Последовательность и быстрота пеленгования су щественно влияют на точность полученного места. Быст рота пеленгования зависит в значительной степени от по следовательности наблюдений. Наиболее .целесообразно на чинать пеленгование с ориентира, видимого ближе к диа метральной плоскости судна, и затем продолжать наблюде ния по часовой стрелке, или наоборот.
Ночью и при плохой видимости ориентиров последова тельность пеленгования следует устанавливать в зависи мости от затраты времени на наблюдения. Первыми надо
3* |
23 |
I . . _ Г о с - публичная |
t |