Файл: Кондрашихин В.Т. Визуальные определения места судна и поправки компаса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.08.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наблюдений, надлежит немедленно заносить в черновой журнал. Обработку наблюдений рекомендуется выполнять в тетради штурманских расчетов [1].

Если позволяют условия плавания, то определения места судна целесообразно приурочивать к моментам вре­ мени, кратным 5 или 10 мин, что упростит проверку соот­ ветствия расстояний между обсервациями разностям отсче­ тов лага.

1. По двум пеленгам

2.1.1. Определение места судна по двум пеленгам — наиболее распространенный способ обсерваций. Простота его практического выполнения позволяет получать место быстро и достаточно надежно.

2.1.2. Подбирать ориентиры следует в соответствии с рекомендациями гл. 1 и замечаниями в начале этой гла­ вы. Кроме того, угол между направлениями на ориентиры по возможности должен быть близок к 90°, но не меньше 30 и не больше 150°. В этом диапазоне разности пеленгов пред­ почтение следует отдавать выбору более близких ориенти­ ров.

Место судна, полученное при углах пересечения пелен­ гов меньше 30 или более 150°, необходимо считать ориенти­ ровочным.

2.1.3. При пеленговании, руководствуясь общими ре­ комендациями, необходимо помнить, что точность пелен­ гования оказывает непосредственное влияние на ошибку места, а промах приводит к грубой ошибке, которую сразу обнаружить нельзя, так как две линии пеленгов всегда пе­ ресекаются в одной точке, какие бы ошибки они не со­ держали. Поэтому измерение и запись пеленгов надо вы­ полнять особенно внимательно и тщательно.

Последовательность пеленгования ориентиров (она влия­ ет на точность определений) должна быть такой, чтобы способствовать уменьшению ошибки места. В связи с этим вначале лучше пеленговать ориентир, наблюдаемый ближе к диаметральной плоскости судна, а в ночное время — тот, на измерение пеленга которого надо затратить больше вре­ мени (например, проблесковый огонь с большим периодом).

При скоростях судна до 18 узлов и при ведении про­ кладки на путевых картах пеленги, наблюдаемые в быстрой последовательности один за другим в пределах одной ми­ нуты, можно считать измеренными из одного места.

19


Если скорость судна свыше 18 узлов, а прокладка ве­ дется на карте крупного масштаба, для приведения пеленгов к одному месту (зениту) следует измерять три пеленга в та­ кой последовательности: первого ориентира, второго, а за­ тем снова первого. При прокладке надо использовать пе­

ленг второго ориентира и среднеарифметическое значение из двух изме­ рений первого. В этом случае время и отсчет лага по условному сиг­ налу наблюдателя заме­ чает его помощник в мо­ мент измерения пеленга второго ориентира.

Обработка и про­ кладка пеленгов выпол­ няется в соответствии с рекомендациями гл. 1.

2.1.4. На карте по­ лученное место необхо­ димо обозначить условным значком, надписать время и от­

счет лага так, как это показано в следующем примере:

Пример

8. Следуя

ГКК=

6 Г

и

принимая

АГК — + 1 ° ,

в 14ч 30-" при ол — 36,7 измерили

пеленги ориентиров: маяк Свет­

лый ГКП = 42°; маяк

Узкий ГКП =

340° (рис. 1). Определить

место судна

(решение

представлено

на

рис. 1, см. также п. 2.1.7.

и пример 10).

 

 

 

 

 

2.1.5. Если обсервация выполнена в конце вахты, при

перемене

курса и постановке

на

якорь, в

моменты на­

чала и конца лежания в дрейфе, когда определение принято для переноса счисления с указанием невязки, а также в осо­ бых случаях, на правой странице судового журнала за­ писывают исходные данные и координаты полученного места в следующей последовательности [4]. Сначала — момент времени по судовым часам и отсчет лага, относящие­ ся к моменту обсервации, затем — условное обозначение пеленга {ГКП или О'КП), название ориентира в имени­ тельном падеже (как напечатано на карте) и числовое зна­ чение пеленга. Эти данные приводятся для обоих ориенти­ ров в соответствии с последовательностью их пеленгова­ ния. В конце записывают обсервованные координаты и элементы невязки.

20


Пример

9. Образец записи

в судовом журнале

(см. рис. 1):

14.30 ол =

36,7; ГКП маяка Светлый 42°; ГКП маяка

Узкий

340°;

Фо = 40°22',5N; Я0 = 132°46',4 W; С = 38° — 2,2 мили.

 

2.1.6. Чтобы убедиться

в достоверности

места,

полу­

ченного по двум пеленгам,

надо выполнить

несколько оп­

ределений. Если обсервации располагаются на одной пря­ мой и на расстояниях, пропорциональных разностям от­ счетов лага, то место судна можно считать достоверным [12].

2.1.7. Оценку точности обсервованного места необхо­ димо выполнять с учетом совместного влияния случайных и систематических ошибок пеленгов, стандартные значения которых е и <хпринимают априорно (см. пп. 1.6.5.—1.6.8.).

Стандартная (круговая) ошибка места е м (в кабельто­ вых) рассчитывается по формуле

е м = dcG.

Входящее сюда расстояние между ориентирами d (в ми­ лях) измеряется на карте. Коэффициент с зависит от раз­ ности пеленгов АЯ = Я 2 Пх:

_ 10в° . ~ 57°,3 sin Д Я '

его значения для е° = + 0°,2 даны в табл. 3.

Т а б л и ц а 3

Д Я

3 0 °

4 0 °

5 0 °

6 0 °

9 0 °

150

140

130

120

 

 

 

с

0,070

0,054

0,046

0,040

0,035

Величина G выражается формулой

°- | / № ( ^ ) , + ( т ) !

иможет быть определена следующим приемом, основанным на теореме Пифагора [13]:

по - карте с помощью циркуля-измерителя (или глазомерно) оценивают, во сколько раз расстояния Dt и D2 до ориентиров больше расстояния d между ними; эти ве­ личины откладывают в произвольном масштабе вдоль сто-

3 Зак . 426

21


рон прямого угла и снимают измерителем расстояние между полученными точками (рис. 2, о);

это расстояние откладывают вдоль одной из сторон того же угла (рис. 2, б), а вдоль другой его стороны — вели­

чину о7е(в

обычных условиях

сгж 1°, s «

0°,2 и о 7 е « 5);

расстояние

между полученными

точками

равно G.

Рис. 2

Если стандартная ошибка пеленгования е больше (или меньше) принятой в расчет табл. 3 величины ±0°,2, то коэффициент с надо увеличить (или уменьшить) во столь­ ко же раз, а также учитывать принятое значение е при рас­ чете отношения а/е.

Полученная величина ошибки места е м служит радиусом круга с центром в обсервованной точке. Вероятность на­ хождения действительного места внутри такого круга со­ ставляет примерно 65%. Увеличив радиус этого круга в три раза, получают предельную круговую ошибку, внутри которой действительное место находится с вероятностью, близкой к 100%.

Пример 10. Условия примера 8. Определить предельную кру­

говую ошибку места, принимая е° = ±0°,2, о° =

±1°,0.

 

 

По

разности

пеленгов

ДЯ =

402° — 340° =

62° выбираем

из

табл. 3

величину

с = 0,040,

 

 

 

d

=

На карте (см. рис. 1) измеряем расстояние между маяками

= 8,8

мили и оцениваем расстояния до маяков

относительно

этой

величины: DJd •х. 0,6; D2/d

1,2.

Эти величины откладываем вдоль

сторон прямого угла (см. рис. 2, а), расстояние между полученными точками откладываем вдоль боковой стороны того же угла (см.

22


рис. 2, б), а вдоль нижней — величину о/е = 5; расстояние между полученными точками дает G ж 5,2.

Рассчитываем стандартную круговую ошибку места:

е м = 8,8x0,040x5,2=1,8^2 кбт .

Предельная круговая ошибка З е м = 6 кбт изображена на рис. 1 пунктирным кругом у обсервованной точки.

Круговая ошибка места (стандартная или предельная) не выявляет различий в точности по разным направлениям. Эти различия показывает эллипс ошибок, который реко­ мендуется строить при анализе обсерваций в ответственных случаях [1]. Методика оценки точности обсервации эллип­ сом ошибок описана в п. 3.4.5.

2. По трем пеленгам

2.2.1. Способ определения места судна по трем пеленгам широко применяется в практике судовождения вследствие достаточно высокой точности, простоты и возможности конт­ роля на промахи. Всякий раз, когда имеются условия, предпочтение следует отдавать выполнению обсерваций по трем пеленгам. Полученная точка, как правило, пригодна для переноса в нее счисления.

2.2.2. Особенности подбора ориентиров при определении места по трем пеленгам состоят в следующем. Ориентиры надо подбирать таким образом, чтобы .углы между пелен­ гами лежали в пределах от 60 до 120°; лучше всего, если они близки к 120°. Не рекомендуется наблюдать ориентиры, раз­ ности пеленгов которых меньше 30°. Ориентировочную величину углов между пеленгами можно устанавливать на г-лаз, пользуясь картой.

Кроме того, для повышения точности обсервации лучше подбирать ориентиры, расположенные ближе к судну.

2.2.3. Последовательность и быстрота пеленгования су­ щественно влияют на точность полученного места. Быст­ рота пеленгования зависит в значительной степени от по­ следовательности наблюдений. Наиболее .целесообразно на­ чинать пеленгование с ориентира, видимого ближе к диа­ метральной плоскости судна, и затем продолжать наблюде­ ния по часовой стрелке, или наоборот.

Ночью и при плохой видимости ориентиров последова­ тельность пеленгования следует устанавливать в зависи­ мости от затраты времени на наблюдения. Первыми надо

3*

23

I . . _ Г о с - публичная

t