Файл: Кондрашихин В.Т. Визуальные определения места судна и поправки компаса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.08.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

наблюдать ориентиры, на пеленгование которых расходуется больше времени.

При современных скоростях судов наблюдения можно считать выполненными практически с одного места, если рас­ стояния до ориентиров превышают 10 миль, а на измерение трех пеленгов затрачивают время порядка половины мину­ ты [3]. При этом время и отсчет лага принято замечать в конце наблю­

дений.

 

В

случае

 

меньших

 

расстояний и более мед­

 

ленного

пеленгования

 

необходимо

 

измерять

 

пять

пеленгов

в

та­

 

кой последовательности:

 

первые

 

три

пеленга —

 

обычным

порядком,

а

 

затем повторно — пелен­

 

ги второго

и

первого

 

ориентиров. Время и от­

Рис. 3

счет лага надо регистри­

 

ровать в момент измере­

ния пеленга третьего ориентира. Пренебрежение этой ре­

комендацией

может явиться одной из причин

образования

треугольника

погрешности при прокладке

пеленгов на

карте [2].

 

 

2.2.4. Если измерялось пять пеленгов, то при обработке наблюдений прежде всего следует выполнить приведение измерений к одному месту (зениту). Для этого надо вычис­ лить средние арифметические величины пеленгов первого и второго ориентиров.

Дальнейшую обработку пеленгов и прокладку их на карте необходимо выполнять в соответствии с изложен­ ным в гл. 1.

Полученное место относят к моменту измерения третьего пеленга. Его обозначение и надписи на карте показаны в следующем примере:

Пример 11. Следуя ГКК = 262° и принимая Д Г / С = — Г , из­ мерили пять пеленгов: маяк Горячий — ГКП = 232°; маяк Малый—

ГКП =

290°,

маяк

Острый — ГКП = 175°; затем

повторно:

маяк

Малый — ГКП

= 292° и маяк

Горячий — ГКП

= 230°.

Время

10" 20м

и ол — 63,5

заметили

в момент измерения

пеленга

маяка

Острый

(рис. 3). Определить место судна.

 

 

24


Обработку пеленгов начинаем с приведения измерении к одному месту (зениту), для чего вычисляем средине величины пеленгов мая­ ков:

Горячий — ГКП = 1/2 (232° + 230°) = 231°; Малый — ГКП = 1/2 (290° + 292°) = 29Г.

Затем исправляем компасные пеленги поправкой компаса и вы­ полняем прокладку. Прокладка пеленгов, обозначение места и не­ вязки, а также запись момента времени и отсчета лага показаны на рис. 3.

2.2.5. Когда запись, относящуюся к определению Места судна по трем пеленгам, необходимо вносить в судовой журнал, содержание этой записи и последовательность изложения должны быть аналогичны описанному в п. 2.1.5.

Пример 12. Образец записи в судовом журнале (см. рис. 3): 10.20; ол = 63,5, ГКП маяка Горячий 231°; ГКП маяка Малый 291°; ГКП маяка Острый 175°; ср0 = 27°27' S; Х0 = 96°28', 4Е; С = 292° —

1,8 мили.

2.2.6.Проложенные на карте пеленги вследствие дей­ ствия случайных и систематических ошибок пересекаются чаще всего не в одной точке, а образуют треугольник по­ грешностей.

Если треугольник погрешностей примерно равносторон­ ний и величина его сторон не превышает 0,5 мили, то вероятнейшее место судна всегда следует принимать в его середине.

Если стороны треугольника погрешностей превышают указанную величину (0,5 мили), то необходимо тщатель­ но повторить измерения пеленгов, их обработку и проклад­ ку на карте, чтобы гарантировать отсутствие промаха. Если в результате повторного определения треугольник

погрешностей оказывается

по-прежнему большим, то мож­

но .предполагать появление

значительной систематической

ошибки в пеленгах или ошибки в опознании ориентиров.

Если опознание ориентиров сомнений не вызывает, то вероятнейшее место судна в этом случае рекомендуется находить способом двух горизонтальных углов, для чего на листе кальки надо построить углы, равные разностям между измеренными пеленгами, и далее действовать в соот­ ветствии с рекомендациями п. 2.5.3.

Получив место судна этим приемом, необходимо об­ ратить внимание на взаимное расположение ориентиров и судна, для того чтобы убедиться в отсутствии случая не­ определенности (см. п. 2.5.2). Напомним, что такой слу­ чай возможен, если судно и ориентиры находятся на одной окружности.

25


2.2.7. Ё условиях мостика грубой оценкой точности места по трем пеленгам может служить стандартная круго­ вая ошибка полученного места е„.

Если случайные ошибки пеленгования

характеризуются

стандартной

величиной е = ±0°,3,

а систематические —

ст = ± Г, то ориентировочное

суждение

о точности места

можно получить,

пользуясь формулой [11]:

 

 

e„ = ± 0 , 1 5 D c p .

 

 

При необходимости получить более

строгое суждение

о точности места по трем пеленгам

следует пользоваться

рекомендацией п. 3.4.6.

 

 

 

3.

По разновременным пеленгам

2.3.1. Способ

определения

места

по

разновременным

пеленгам включает элементы счисления с присущими им ошибками [14]. Поэтому к таким определениям следует прибегать, когда иные способы обсерваций неприменимы. Место, получаемое по разновременным пеленгам, считают счислимо-обсервованным.

Определения по разновременным пеленгам могут вы­ полняться по наблюдениям одного ориентира (крюйспеленг) или двух ориентиров, одновременные наблюдения которых невозможны.

' 2.3.2. При определении места судна по разновременным пеленгам наблюдения рекомендуется выполнять так, чтобы угол между пеленгами был порядка 50—70° [15]. Обсерва­ цию следует считать ориентировочной, если угол между пеленгами составляет меньше 30°. Кроме того, необходимо помнить, что точность определения повышается с уменьше­ нием расстояния до ориентира.

Особенности наблюдений при определении места судна по крюйс-пеленгу состоят в следующем. Измерение первого пеленга лучше всего выполнять до, а второго — после тра­ верза. При измерении каждого из пеленгов необходимо замечать время и отсчет лага.

2.3.3. Обработка наблюдений заключается в исправле­ нии поправкой компаса пеленгов и в расчете пройденного по лагу расстояния 5Л за время между моментами измере­ ния пеленгов [4].

2.3.4. Для получения места судна необходимо выпол­ нять на карте следующее графическое построение. Прежде всего нужно проложить оба пеленга. Для отыскания опре-

26


деляющей точки необходимо по линии курса от точки пе­ ресечения, ее первым пеленгом отложить расстояние SA. Затем с помощью параллельной линейки надо сместить линию первого пеленга в определяющую точку и сделать засечку на линии второго пеленга. Точка пересечения за­ сечки (смещенного первого пеленга) с линией второго пе­ ленга и будет счислимо-

обсервованным

 

местом.

 

 

Полученную точку сле­

 

 

дует

обозначить

услов­

 

 

ным значком

и

надпи­

 

 

сать около

нее время и

16.15

м.Поборотный

отсчет

лага, относящие­

 

 

ся к

моменту

наблюде­

 

 

ний

второго

пеленга,

 

как это показано в сле­

 

 

дующем примере:

 

 

Пример

13.

 

Следуя

 

 

ГКК

= 280°,

 

принимая

 

 

Д Г К = + 1 °

и

kj, = 0,95,

 

Р и с . 4

в 16*00* при ол =

22,3 из­

 

 

мерили пеленг маяка Пово­

 

26,2, примерно на

ротный ГКП = 313°. Затем в 16ч15-" при ол =

траверзе

маяка

Поворотный, вновь

измерили его ГКП = 22°

(рис. 4) Определить место судна.

 

 

Рассчитываем

плавание SA:

 

 

S „ = (26,2—22,3)-0,95 = 3,7 мили.

Дальнейшие графические построения и необходимые надписи показаны иа рис. 4.

2.3.5. Если необходимо (см. п. 2.1.5), то запись о вы­ полненном определении вносят на правую страницу судово­ го журнала. Последовательность и содержание записи по­ казаны в следующем примере:

Пример

14. Образец записи в судовом журнале

(см. рис. 4):

16.00;

ол =

22,3; ГКП маяка Поворотный 313°; 16.15; ол = 26,2;

ГКП

маяка

Поворотный 22°; S , =

3,7 мили; <рс0 =

48°32',5 N;

l c . 0 =

133°13',4W; С = 313° — 2',2

мили.

 

2.3.6. Если счисление ведется с учетом дрейфа, то рас­

стояние Бл

откладывают по линии пути.

 

При плавании на течении для отыскания определяющей точки необходимо расстояние 5Л отложить по линии курса, а затем сместить полученную точку по направлению тече­ ния на величину 5 Т = vTAt. Здесь vT — скорость течения

27


в узлах, a At — промежуток времени между моментами наблюдений [12, 14].

2.3.7. Графические построения можно существенно уп­ ростить, если сначала наблюдать ориентир на одном из за­ ранее рассчитанных компасных пеленгов, соответствующих курсовым углам 45, 63 или 72°, и затем на траверзном ком­ пасном пеленге, регистрируя каждый раз время и отсчет

лага. Необходимые для

этого

компасные пеленги

рас­

считывают по формуле

 

 

 

 

КП =

 

п р / 6

 

 

КК±КУ7/б

 

 

При таких наблюдениях для получения места надо на

линии траверза отложить

до ориентира

расстояние

D T p

в зависимости от первого курсового угла

КУ-

 

 

2.3.8.

Если

два ориентира

чнельзя наблюдать одновременно,

КУ

4 5 °

6 3 °

72 °

но появляется

возможность

изме­

 

 

 

 

рить

пеленг

второго

ориентира

 

 

2S„

3S,

вскоре

после

того,

как

скроется

 

 

первый, то можно

получить место

 

 

 

 

 

 

 

 

судна

по разновременным

пелен­

гам

этих

ориентиров.

Графические

построения

в этом

случае выполняются так же, как и при крюйс-пеленге. Отличие состоит в том, что пеленги прокладывают от соот­

ветствующих им ориентиров,

а на

величину

плавания

по счислению смещают линию

пеленга

первого

ориентира.

2.3.9. Точность счислимо-обсервованиого места, полу­ ченного по двум разновременным пеленгам одного или двух ориентиров, существенно зависит от расстояний до ориен­ тира (ориентиров) и точности счисления за время между наблюдениями. Чем меньше расстояние до ориентира и ко­ роче промежуток времени между измерениями, тем точнее получаемое место.

Для приближенной оценки точности счислимо-обсерво- ванного места можно принимать величину средней квадратической ошибки места, полученного по двум пеленгам (см. п. 2.1.7), увеличив ее в 1,5—2 раза.

Необходимо помнить, что надежность места, получен­ ного при плавании на течении, крайне низка из-за недосто­ верных данных об элементах течения. Поэтому такое опре­ деление следует расценивать как ориентировочное.

28