Файл: Кондрашихин В.Т. Визуальные определения места судна и поправки компаса.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.08.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
наблюдать ориентиры, на пеленгование которых расходуется больше времени.
При современных скоростях судов наблюдения можно считать выполненными практически с одного места, если рас стояния до ориентиров превышают 10 миль, а на измерение трех пеленгов затрачивают время порядка половины мину ты [3]. При этом время и отсчет лага принято замечать в конце наблю
дений.
|
В |
случае |
|
меньших |
||
|
расстояний и более мед |
|||||
|
ленного |
пеленгования |
||||
|
необходимо |
|
измерять |
|||
|
пять |
пеленгов |
в |
та |
||
|
кой последовательности: |
|||||
|
первые |
|
три |
пеленга — |
||
|
обычным |
порядком, |
а |
|||
|
затем повторно — пелен |
|||||
|
ги второго |
и |
первого |
|||
|
ориентиров. Время и от |
|||||
Рис. 3 |
счет лага надо регистри |
|||||
|
ровать в момент измере |
ния пеленга третьего ориентира. Пренебрежение этой ре
комендацией |
может явиться одной из причин |
образования |
треугольника |
погрешности при прокладке |
пеленгов на |
карте [2]. |
|
|
2.2.4. Если измерялось пять пеленгов, то при обработке наблюдений прежде всего следует выполнить приведение измерений к одному месту (зениту). Для этого надо вычис лить средние арифметические величины пеленгов первого и второго ориентиров.
Дальнейшую обработку пеленгов и прокладку их на карте необходимо выполнять в соответствии с изложен ным в гл. 1.
Полученное место относят к моменту измерения третьего пеленга. Его обозначение и надписи на карте показаны в следующем примере:
Пример 11. Следуя ГКК = 262° и принимая Д Г / С = — Г , из мерили пять пеленгов: маяк Горячий — ГКП = 232°; маяк Малый—
ГКП = |
290°, |
маяк |
Острый — ГКП = 175°; затем |
повторно: |
маяк |
|
Малый — ГКП |
= 292° и маяк |
Горячий — ГКП |
= 230°. |
Время |
||
10" 20м |
и ол — 63,5 |
заметили |
в момент измерения |
пеленга |
маяка |
|
Острый |
(рис. 3). Определить место судна. |
|
|
24
Обработку пеленгов начинаем с приведения измерении к одному месту (зениту), для чего вычисляем средине величины пеленгов мая ков:
Горячий — ГКП = 1/2 (232° + 230°) = 231°; Малый — ГКП = 1/2 (290° + 292°) = 29Г.
Затем исправляем компасные пеленги поправкой компаса и вы полняем прокладку. Прокладка пеленгов, обозначение места и не вязки, а также запись момента времени и отсчета лага показаны на рис. 3.
2.2.5. Когда запись, относящуюся к определению Места судна по трем пеленгам, необходимо вносить в судовой журнал, содержание этой записи и последовательность изложения должны быть аналогичны описанному в п. 2.1.5.
Пример 12. Образец записи в судовом журнале (см. рис. 3): 10.20; ол = 63,5, ГКП маяка Горячий 231°; ГКП маяка Малый 291°; ГКП маяка Острый 175°; ср0 = 27°27' S; Х0 = 96°28', 4Е; С = 292° —
—1,8 мили.
2.2.6.Проложенные на карте пеленги вследствие дей ствия случайных и систематических ошибок пересекаются чаще всего не в одной точке, а образуют треугольник по грешностей.
Если треугольник погрешностей примерно равносторон ний и величина его сторон не превышает 0,5 мили, то вероятнейшее место судна всегда следует принимать в его середине.
Если стороны треугольника погрешностей превышают указанную величину (0,5 мили), то необходимо тщатель но повторить измерения пеленгов, их обработку и проклад ку на карте, чтобы гарантировать отсутствие промаха. Если в результате повторного определения треугольник
погрешностей оказывается |
по-прежнему большим, то мож |
но .предполагать появление |
значительной систематической |
ошибки в пеленгах или ошибки в опознании ориентиров.
Если опознание ориентиров сомнений не вызывает, то вероятнейшее место судна в этом случае рекомендуется находить способом двух горизонтальных углов, для чего на листе кальки надо построить углы, равные разностям между измеренными пеленгами, и далее действовать в соот ветствии с рекомендациями п. 2.5.3.
Получив место судна этим приемом, необходимо об ратить внимание на взаимное расположение ориентиров и судна, для того чтобы убедиться в отсутствии случая не определенности (см. п. 2.5.2). Напомним, что такой слу чай возможен, если судно и ориентиры находятся на одной окружности.
25
2.2.7. Ё условиях мостика грубой оценкой точности места по трем пеленгам может служить стандартная круго вая ошибка полученного места е„.
Если случайные ошибки пеленгования |
характеризуются |
||||
стандартной |
величиной е = ±0°,3, |
а систематические — |
|||
ст = ± Г, то ориентировочное |
суждение |
о точности места |
|||
можно получить, |
пользуясь формулой [11]: |
||||
|
|
e„ = ± 0 , 1 5 D c p . |
|
|
|
При необходимости получить более |
строгое суждение |
||||
о точности места по трем пеленгам |
следует пользоваться |
||||
рекомендацией п. 3.4.6. |
|
|
|
||
3. |
По разновременным пеленгам |
||||
2.3.1. Способ |
определения |
места |
по |
разновременным |
пеленгам включает элементы счисления с присущими им ошибками [14]. Поэтому к таким определениям следует прибегать, когда иные способы обсерваций неприменимы. Место, получаемое по разновременным пеленгам, считают счислимо-обсервованным.
Определения по разновременным пеленгам могут вы полняться по наблюдениям одного ориентира (крюйспеленг) или двух ориентиров, одновременные наблюдения которых невозможны.
' 2.3.2. При определении места судна по разновременным пеленгам наблюдения рекомендуется выполнять так, чтобы угол между пеленгами был порядка 50—70° [15]. Обсерва цию следует считать ориентировочной, если угол между пеленгами составляет меньше 30°. Кроме того, необходимо помнить, что точность определения повышается с уменьше нием расстояния до ориентира.
Особенности наблюдений при определении места судна по крюйс-пеленгу состоят в следующем. Измерение первого пеленга лучше всего выполнять до, а второго — после тра верза. При измерении каждого из пеленгов необходимо замечать время и отсчет лага.
2.3.3. Обработка наблюдений заключается в исправле нии поправкой компаса пеленгов и в расчете пройденного по лагу расстояния 5Л за время между моментами измере ния пеленгов [4].
2.3.4. Для получения места судна необходимо выпол нять на карте следующее графическое построение. Прежде всего нужно проложить оба пеленга. Для отыскания опре-
26
деляющей точки необходимо по линии курса от точки пе ресечения, ее первым пеленгом отложить расстояние SA. Затем с помощью параллельной линейки надо сместить линию первого пеленга в определяющую точку и сделать засечку на линии второго пеленга. Точка пересечения за сечки (смещенного первого пеленга) с линией второго пе ленга и будет счислимо-
обсервованным |
|
местом. |
|
|
|||
Полученную точку сле |
|
|
|||||
дует |
обозначить |
услов |
|
|
|||
ным значком |
и |
надпи |
|
|
|||
сать около |
нее время и |
16.15 |
м.Поборотный |
||||
отсчет |
лага, относящие |
|
|
||||
ся к |
моменту |
наблюде |
|
|
|||
ний |
второго |
пеленга, |
|
3» |
|||
как это показано в сле |
|
|
|||||
дующем примере: |
|
|
|||||
Пример |
13. |
|
Следуя |
|
|
||
ГКК |
= 280°, |
|
принимая |
|
|
||
Д Г К = + 1 ° |
и |
kj, = 0,95, |
|
Р и с . 4 |
|||
в 16*00* при ол = |
22,3 из |
|
|
||||
мерили пеленг маяка Пово |
|
26,2, примерно на |
|||||
ротный ГКП = 313°. Затем в 16ч15-" при ол = |
|||||||
траверзе |
маяка |
Поворотный, вновь |
измерили его ГКП = 22° |
||||
(рис. 4) Определить место судна. |
|
|
|||||
Рассчитываем |
плавание SA: |
|
|
S „ = (26,2—22,3)-0,95 = 3,7 мили.
Дальнейшие графические построения и необходимые надписи показаны иа рис. 4.
2.3.5. Если необходимо (см. п. 2.1.5), то запись о вы полненном определении вносят на правую страницу судово го журнала. Последовательность и содержание записи по казаны в следующем примере:
Пример |
14. Образец записи в судовом журнале |
(см. рис. 4): |
||
16.00; |
ол = |
22,3; ГКП маяка Поворотный 313°; 16.15; ол = 26,2; |
||
ГКП |
маяка |
Поворотный 22°; S , = |
3,7 мили; <рс0 = |
48°32',5 N; |
l c . 0 = |
133°13',4W; С = 313° — 2',2 |
мили. |
|
|
2.3.6. Если счисление ведется с учетом дрейфа, то рас |
||||
стояние Бл |
откладывают по линии пути. |
|
При плавании на течении для отыскания определяющей точки необходимо расстояние 5Л отложить по линии курса, а затем сместить полученную точку по направлению тече ния на величину 5 Т = vTAt. Здесь vT — скорость течения
27
в узлах, a At — промежуток времени между моментами наблюдений [12, 14].
2.3.7. Графические построения можно существенно уп ростить, если сначала наблюдать ориентир на одном из за ранее рассчитанных компасных пеленгов, соответствующих курсовым углам 45, 63 или 72°, и затем на траверзном ком пасном пеленге, регистрируя каждый раз время и отсчет
лага. Необходимые для |
этого |
компасные пеленги |
рас |
|
считывают по формуле |
|
|
|
|
КП = |
|
п р / 6 |
|
|
КК±КУ7/б |
|
|
||
При таких наблюдениях для получения места надо на |
||||
линии траверза отложить |
до ориентира |
расстояние |
D T p |
|
в зависимости от первого курсового угла |
КУ- |
|
||
|
2.3.8. |
Если |
два ориентира |
чнельзя наблюдать одновременно,
КУ |
4 5 ° |
6 3 ° |
72 ° |
но появляется |
возможность |
изме |
|||
|
|
|
|
рить |
пеленг |
второго |
ориентира |
||
|
|
2S„ |
3S, |
вскоре |
после |
того, |
как |
скроется |
|
|
|
первый, то можно |
получить место |
||||||
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
судна |
по разновременным |
пелен |
|||
гам |
этих |
ориентиров. |
Графические |
построения |
в этом |
случае выполняются так же, как и при крюйс-пеленге. Отличие состоит в том, что пеленги прокладывают от соот
ветствующих им ориентиров, |
а на |
величину |
плавания |
по счислению смещают линию |
пеленга |
первого |
ориентира. |
2.3.9. Точность счислимо-обсервованиого места, полу ченного по двум разновременным пеленгам одного или двух ориентиров, существенно зависит от расстояний до ориен тира (ориентиров) и точности счисления за время между наблюдениями. Чем меньше расстояние до ориентира и ко роче промежуток времени между измерениями, тем точнее получаемое место.
Для приближенной оценки точности счислимо-обсерво- ванного места можно принимать величину средней квадратической ошибки места, полученного по двум пеленгам (см. п. 2.1.7), увеличив ее в 1,5—2 раза.
Необходимо помнить, что надежность места, получен ного при плавании на течении, крайне низка из-за недосто верных данных об элементах течения. Поэтому такое опре деление следует расценивать как ориентировочное.
28