Файл: Кондрашихин В.Т. Визуальные определения места судна и поправки компаса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.08.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4.По пеленгу и расстоянию

2.4.1.Визуальные определения места судна по пеленгу

ирасстоянию возможны в светлое время суток по наблюде­ ниям ориентиров, высоты которых известны. Этот способ рекомендуется для ориентировочного определения места, когда расстояние до ориентира больше пределов действия РЛС, а также и на более коротких дистанциях, когда не­ возможно использование локатора.

2.4.2.При значительном расстоянии до ориентира очеред­ ность измерения пеленга и вертикального угла может быть любой. Однако наблюдения следует выполнять в быстрой последовательности. После их окончания, как обычно, за­ мечают время и отсчет лага.

Если скорость судна большая, а расстояние до ориентира сравнительно невелико, то пеленгование рекомендуется вы­ полнять дважды: до и после измерения вертикального угла. Время и отсчет лага в этом случае необходимо замечать в момент измерения вертикального угла.

2.4.3. Для приведения наблюдений к одному месту (зе­ ниту) надо вычислить среднее значение пеленгов, получен­ ных до и после измерения вертикального угла. Дальней­ шая обработка пеленга, а также определение расстояния по вертикальному углу выполняются в соответствии с ре­ комендациями гл. 1.

2.4.4. Для получения места по пеленгу и расстоянию не­ обходимо проложить на карте линию исправленного пелен­ га и сделать на ней засечку радиусом, равным расстоянию до ориентира, в масштабе карты. Точка пересечения засеч­ ки с линией пеленга дает обсервованное место судна. Обо­ значение этой точки и надписи около нее показаны в следую­ щем примере:

Пример 15.

Следуя КК = 262° и принимая Д / С = + 1 ° , в

09ч30л( при ол =

71,4, находясь по счислению в 49 милях от вершины

горы Крутая (Л = 4270 м), с высоты глаза е = 18 м измерили секс­ таном вертикальный угол между видимым горизонтом и вершиной горы ос = 2°42',1; i + s = —2',5. Вслед за наблюдением угла изме­ рили пеленг горы Крутая ОКЛ = 123° (рис. 5). Определить место судна.

Для прокладки используем DQ = 46,2 мили, полученное в при­ мере 1 с помощью приложения 2 и ИП — 304°.

Прокладка, обозначения и надписи на карте показаны на рис. 5.

29



2.4.5. Записи в су­ довом журнале, относя­ щиеся к определению места по пеленгу и рас­ стоянию, показаны в следующем примере.

09.30

 

 

Пример

16.

Образец

записи

в

судовом

журна­

 

ле

 

(см.

рис.

5):

 

09.30;

 

ол =

71,4;

 

вертикальный

 

угол

 

горы

Крутая

ос —

 

=

2°42',1;

+ s

=

— 2',5;

 

ОКП =

123°; D 0 =46,2 ми­

 

ли;

 

ф 0 =

46°50',1S;

%0 =

Рис. 5

=

127°32',4Е;

С =

280° —

 

— 2,8

мили.

 

 

 

 

2.4.6. Для оценки точности места судна, полученного способом пеленга и расстояния, рекомендуется построение эллипса ошибок непосредственно на карте по методике, опи­ санной в п. 3.4.4.

5.По двум углам

2.5.1.Способ определения места судна по двум гори­ зонтальным углам является наиболее точным. Поэтому, когда необходимо получить место судна с повышенной сте­ пенью точности, следует использовать этот способ.

2.5.2.При определении места судна по двум углам ре­ комендуется наблюдать ориентиры, расположенные пример­ но на одной прямой, или такие, средний из которых лежит ближе к судну, или, наконец, ориентиры, образующие тре­ угольник, внутри которого находится судно. При выполне­ нии любого из перечисленных условий исключена возмож­ ность нахождения судна на окружности неопределенности.

Кроме того,.при выборе ориентиров следует стремиться, чтобы сумма углов у, § и со (рис. 6) была близка к 270°,

асредний ориентир был ближе к судну [16].

2.5.3.Для получения места судна необходимо протрак­ тор с установленными на нем углами или кальку с постро­ енными на ней углами (см. п. 1.5.9) наложить на карту и путем перемещения протрактора или кальки добиться сов­ мещения сторон углов с изображениями ориентиров. После этого место переносится на карту уколом циркуля в общую вершину углов. Полученную обсервованную точку обозна-

30


чают так же, как и другие визуальные обсервации; около нее надписывают время и отсчет лага.

2.5.4. Если необходимо (см. п. 2.1.5), то на правую стра­ ницу судового журнала вносят запись, образец которой показан в следующем примере:

Пример 17.

Образец записи

в судовом журнале:

14.00; ол =

= 83,2; маяк

Хрустальный — 68,°3 — маяк Рыбачий — 59°,5 —

маяк Лесной;

q>0 = 36°20',0S;

Х0 = 105°13',2Е; С =

150° — 3,5

мили.

 

 

 

Рис. 6

2.5.5. Точность места судна, полученного способом двух углов, ориентировочно может оцениваться следующим об­ разом.

Если измеряемые углы порядка 60°, а расстояния до ориентиров примерно одинаковы, то средняя квадратическая ошибка места е м (в кабельтовых) выражается через среднее расстояние до ориентиров D o p (в милях) формулой

вм = 0,0ШС р.

Гл а в а 3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ПРИ ОСОБЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

ИКОРРЕКЦИЯ СЧИСЛЕНИЯ

Особыми обстоятельствами плавания считают: близость навигационных опасностей; подход к берегам; проход узкостей, шхер и т. п.; пониженную видимость, штормовую погоду; наличие льда. К ним следует также отнести манев-

31

рирование и стоянки на открытых рейдах, в том числе с вы­ полнением грузовых операций, и участие судна в спасатель­ ных работах. •

1.Особенности определений

3.1.1.Плавание при особых обстоятельствах является наиболее сложным в навигационном отношении и требует от судоводителей повышенного внимания и большого на­ пряжения.

Счисление необходимо вести особо тщательно с учетом всех имеющихся данных о поправках приборов, действии ветра, течений и волн.

Определение места судна надлежит выполнять более часто наиболее точными способами с использованием раз­ личных технических средств.

Наряду с этим в зависимости от условий по указанию капитана принимаются общие меры предосторожности, вы­ работанные морской практикой, такие, как уменьшение ско­ рости хода судна, приготовление якорей к отдаче, выставле­ ние дополнительных наблюдателей, вызов на мостик штур­ манов в помощь вахтенному помощнику капитана и т. п.

3.1.2.При подходе к берегу с моря и при плавании в стесненных водах особо важное значение приобретает ра­ нее выполненная предварительная подготовка к плаванию. Поэтому такая подготовка должна выполняться очень тща­ тельно, с участием всех судоводителей [4].

3.1.3.При подходе к берегу и другим навигационным опасностям радиолокатор и эхолот обязательно включают заблаговременно с тем, чтобы возможно раньше уточнить счислимое место и не допустить" пересечения судном пре­ достерегательной изобаты.

Выбирая ориентиры для визуальных определений, осо­ бое внимание надо обращать на правильность опознания этих ориентиров. Днем никогда не следует пренебрегать фотографиями и описаниями лоций, а в темное время суток нужно обязательно контролировать правильность опозна­ ния маяков и огней по их периоду, измеряемому секундо­ мером.

Получив на дальних подходах к берегу первые обсер­ вации, их необходимо расценивать как предварительные вследствие низкой точности определений на больших рас­ стояниях и возможных ошибок опознания ориентиров.

32


Такие определения тем более сомнительны, если они не сог­ ласуются со счислимым местом с учетом возможных оши­ бок этого места.

Особо трудным считается вход в шхеры, так как при под­ ходе к ним с моря берег обычно выглядит однообразно и для выхода на нужный фарватер требуются вполне надеж­ ные определения места.

3.1.4. Сложные в навигационном отношении районы час­ то оборудуются маяками с разным цветом освещения опас­ ных и судоходных секторов. Определение границы сектора по цвету огня весьма ненадежно, поэтому точная граница сектора должна определяться пеленгованием.

3.1.5. В стесненных водах и при плавании вблизи бе­ регов часто обстановка меняется столь быстро, что обыч­ ные определения места с прокладкой на карте теряют смысл. В таких случаях фиксируются моменты выхода на заранее рассчитанный пеленг или определяют место по одному пе­ ленгу, измеренному в момент нахождения судна точно на створе. Для пеленгования лучше выбирать ориентиры вбли­ зи траверза, а результаты таких определений надо сопоста­ вить с расстояниями, проходимыми судном по лагу за время между определениями. На карте в таких условиях наносят время прохождения судном траверза различных ориенти­ ров, в том числе плавучих средств навигационного ограж­ дения.

Определения места по створу и пеленгу и отметки про­ хождения судном отдельных ориентиров необходимо выпол­ нять тем чаще, чем ближе подходит судно к точке поворота на новый курс (створ).

.Перечисленные рекомендации приобретают еще большее значение при"ухудшении видимости.

3.1.6. В прибрежном плавании визуальные определения места судна обычно выполняют не реже чем через каждые 15—20 мин. В случае ухудшения видимости обсервации де­ лают чаще, чтобы к моменту скрытия ориентиров иметь на­ дежное место судна.

Следует помнить, что с ухудшением видимости точность пеленгования и других визуальных наблюдений заметно понижается. Учитывая это, рекомендуется увеличивать число наблюдений каждого ориентира и пользоваться для определений средними значениями каждой серии.

Кроме того, при ухудшении видимости более вероятны ошибки опознания ориентиров, сливающихся с фоном.

33

Опознав тот или иной плохо приметный ориентир с помощью бинокля, следует заметить какой-либо хорошо видимый пред­ мет, находящийся с ним на одной вертикали, даже если этот предмет не нанесен на карту: характерный излом контура берега, приметное здание, небольшое низкое облако или просвет между облаками, низкая звезда и т. п. После пелен­ гования замеченного предмета наблюдениями в бинокль надо убедиться, что не допущено ошибки. В подобных слу­ чаях для определения места судна рекомендуется использо­ вать не менее трех линий положения.

3.1.7. При особых обстоятельствах необходимо выпол­ нять в обязательном порядке оценку точности счисления и обсерваций с учетом всех возможных ошибок. Полученная оценка точности должна приниматься во внимание при вы­ боре курсов и для анализа последующих обсерваций. При ухудшении видимости, в штормовой и ледовой обстановке курсы, как правило, прокладывают на большем расстоянии от навигационных опасностей, нежели при благоприятных условиях плавания.

При плавании в стесненных водах и маневрировании на рейдах оценка точности обычными приемами невозможна из-за недостатка времени. В таких случаях анализ точности определений надлежит выполнять заблаговременно в про­ цессе предварительной подготовки. Выделяя на карте зоны с той или иной точностью определений, например по двум пеленгам, затем во время плавания, обоснованное суждение о точности места получают сразу после нанесения обсервованной точки на карту. Такая предварительная подготовка должна выявить, на каких участках, какие способы опре­ делений дают большую или удовлетворительную точность 13].

3.1.8. В штормовых условиях точность счисления значи­ тельно ухудшается из-за ошибок учета возрастающего дрей­ фа, увеличенного рыскания судна и неустойчивой работы лагов, поправки которых при уменьшении скорости сильно изменяются; этим обусловлена необходимость более частых обсерваций.

На качке и при значительном рыскании судна точность работы гирокомпаса заметно снижается. Поэтому для опре­ деления места следует увеличивать число пеленгов в серии с последующим их осреднением. При пеленговании необхо­ димо следить по уровню пеленгатора за горизонтальным положением картушки.

34