Файл: Кондрашихин В.Т. Визуальные определения места судна и поправки компаса.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.08.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
4.По пеленгу и расстоянию
2.4.1.Визуальные определения места судна по пеленгу
ирасстоянию возможны в светлое время суток по наблюде ниям ориентиров, высоты которых известны. Этот способ рекомендуется для ориентировочного определения места, когда расстояние до ориентира больше пределов действия РЛС, а также и на более коротких дистанциях, когда не возможно использование локатора.
2.4.2.При значительном расстоянии до ориентира очеред ность измерения пеленга и вертикального угла может быть любой. Однако наблюдения следует выполнять в быстрой последовательности. После их окончания, как обычно, за мечают время и отсчет лага.
Если скорость судна большая, а расстояние до ориентира сравнительно невелико, то пеленгование рекомендуется вы полнять дважды: до и после измерения вертикального угла. Время и отсчет лага в этом случае необходимо замечать в момент измерения вертикального угла.
2.4.3. Для приведения наблюдений к одному месту (зе ниту) надо вычислить среднее значение пеленгов, получен ных до и после измерения вертикального угла. Дальней шая обработка пеленга, а также определение расстояния по вертикальному углу выполняются в соответствии с ре комендациями гл. 1.
2.4.4. Для получения места по пеленгу и расстоянию не обходимо проложить на карте линию исправленного пелен га и сделать на ней засечку радиусом, равным расстоянию до ориентира, в масштабе карты. Точка пересечения засеч ки с линией пеленга дает обсервованное место судна. Обо значение этой точки и надписи около нее показаны в следую щем примере:
Пример 15. |
Следуя КК = 262° и принимая Д / С = + 1 ° , в |
09ч30л( при ол = |
71,4, находясь по счислению в 49 милях от вершины |
горы Крутая (Л = 4270 м), с высоты глаза е = 18 м измерили секс таном вертикальный угол между видимым горизонтом и вершиной горы ос = 2°42',1; i + s = —2',5. Вслед за наблюдением угла изме рили пеленг горы Крутая ОКЛ = 123° (рис. 5). Определить место судна.
Для прокладки используем DQ = 46,2 мили, полученное в при мере 1 с помощью приложения 2 и ИП — 304°.
Прокладка, обозначения и надписи на карте показаны на рис. 5.
29
2.4.5. Записи в су довом журнале, относя щиеся к определению места по пеленгу и рас стоянию, показаны в следующем примере.
09.30 |
|
|
Пример |
16. |
Образец |
||||
записи |
в |
судовом |
журна |
||||||
|
ле |
|
(см. |
рис. |
5): |
|
09.30; |
||
|
ол = |
71,4; |
|
вертикальный |
|||||
|
угол |
|
горы |
Крутая |
ос — |
||||
|
= |
2°42',1; |
+ s |
= |
— 2',5; |
||||
|
ОКП = |
123°; D 0 =46,2 ми |
|||||||
|
ли; |
|
ф 0 = |
46°50',1S; |
%0 = |
||||
Рис. 5 |
= |
127°32',4Е; |
С = |
280° — |
|||||
|
— 2,8 |
мили. |
|
|
|
|
2.4.6. Для оценки точности места судна, полученного способом пеленга и расстояния, рекомендуется построение эллипса ошибок непосредственно на карте по методике, опи санной в п. 3.4.4.
5.По двум углам
2.5.1.Способ определения места судна по двум гори зонтальным углам является наиболее точным. Поэтому, когда необходимо получить место судна с повышенной сте пенью точности, следует использовать этот способ.
2.5.2.При определении места судна по двум углам ре комендуется наблюдать ориентиры, расположенные пример но на одной прямой, или такие, средний из которых лежит ближе к судну, или, наконец, ориентиры, образующие тре угольник, внутри которого находится судно. При выполне нии любого из перечисленных условий исключена возмож ность нахождения судна на окружности неопределенности.
Кроме того,.при выборе ориентиров следует стремиться, чтобы сумма углов у, § и со (рис. 6) была близка к 270°,
асредний ориентир был ближе к судну [16].
2.5.3.Для получения места судна необходимо протрак тор с установленными на нем углами или кальку с постро енными на ней углами (см. п. 1.5.9) наложить на карту и путем перемещения протрактора или кальки добиться сов мещения сторон углов с изображениями ориентиров. После этого место переносится на карту уколом циркуля в общую вершину углов. Полученную обсервованную точку обозна-
30
чают так же, как и другие визуальные обсервации; около нее надписывают время и отсчет лага.
2.5.4. Если необходимо (см. п. 2.1.5), то на правую стра ницу судового журнала вносят запись, образец которой показан в следующем примере:
Пример 17. |
Образец записи |
в судовом журнале: |
14.00; ол = |
= 83,2; маяк |
Хрустальный — 68,°3 — маяк Рыбачий — 59°,5 — |
||
маяк Лесной; |
q>0 = 36°20',0S; |
Х0 = 105°13',2Е; С = |
150° — 3,5 |
мили. |
|
|
|
Рис. 6
2.5.5. Точность места судна, полученного способом двух углов, ориентировочно может оцениваться следующим об разом.
Если измеряемые углы порядка 60°, а расстояния до ориентиров примерно одинаковы, то средняя квадратическая ошибка места е м (в кабельтовых) выражается через среднее расстояние до ориентиров D o p (в милях) формулой
вм = 0,0ШС р.
Гл а в а 3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ПРИ ОСОБЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ
ИКОРРЕКЦИЯ СЧИСЛЕНИЯ
Особыми обстоятельствами плавания считают: близость навигационных опасностей; подход к берегам; проход узкостей, шхер и т. п.; пониженную видимость, штормовую погоду; наличие льда. К ним следует также отнести манев-
31
рирование и стоянки на открытых рейдах, в том числе с вы полнением грузовых операций, и участие судна в спасатель ных работах. •
1.Особенности определений
3.1.1.Плавание при особых обстоятельствах является наиболее сложным в навигационном отношении и требует от судоводителей повышенного внимания и большого на пряжения.
Счисление необходимо вести особо тщательно с учетом всех имеющихся данных о поправках приборов, действии ветра, течений и волн.
Определение места судна надлежит выполнять более часто наиболее точными способами с использованием раз личных технических средств.
Наряду с этим в зависимости от условий по указанию капитана принимаются общие меры предосторожности, вы работанные морской практикой, такие, как уменьшение ско рости хода судна, приготовление якорей к отдаче, выставле ние дополнительных наблюдателей, вызов на мостик штур манов в помощь вахтенному помощнику капитана и т. п.
3.1.2.При подходе к берегу с моря и при плавании в стесненных водах особо важное значение приобретает ра нее выполненная предварительная подготовка к плаванию. Поэтому такая подготовка должна выполняться очень тща тельно, с участием всех судоводителей [4].
3.1.3.При подходе к берегу и другим навигационным опасностям радиолокатор и эхолот обязательно включают заблаговременно с тем, чтобы возможно раньше уточнить счислимое место и не допустить" пересечения судном пре достерегательной изобаты.
Выбирая ориентиры для визуальных определений, осо бое внимание надо обращать на правильность опознания этих ориентиров. Днем никогда не следует пренебрегать фотографиями и описаниями лоций, а в темное время суток нужно обязательно контролировать правильность опозна ния маяков и огней по их периоду, измеряемому секундо мером.
Получив на дальних подходах к берегу первые обсер вации, их необходимо расценивать как предварительные вследствие низкой точности определений на больших рас стояниях и возможных ошибок опознания ориентиров.
32
Такие определения тем более сомнительны, если они не сог ласуются со счислимым местом с учетом возможных оши бок этого места.
Особо трудным считается вход в шхеры, так как при под ходе к ним с моря берег обычно выглядит однообразно и для выхода на нужный фарватер требуются вполне надеж ные определения места.
3.1.4. Сложные в навигационном отношении районы час то оборудуются маяками с разным цветом освещения опас ных и судоходных секторов. Определение границы сектора по цвету огня весьма ненадежно, поэтому точная граница сектора должна определяться пеленгованием.
3.1.5. В стесненных водах и при плавании вблизи бе регов часто обстановка меняется столь быстро, что обыч ные определения места с прокладкой на карте теряют смысл. В таких случаях фиксируются моменты выхода на заранее рассчитанный пеленг или определяют место по одному пе ленгу, измеренному в момент нахождения судна точно на створе. Для пеленгования лучше выбирать ориентиры вбли зи траверза, а результаты таких определений надо сопоста вить с расстояниями, проходимыми судном по лагу за время между определениями. На карте в таких условиях наносят время прохождения судном траверза различных ориенти ров, в том числе плавучих средств навигационного ограж дения.
Определения места по створу и пеленгу и отметки про хождения судном отдельных ориентиров необходимо выпол нять тем чаще, чем ближе подходит судно к точке поворота на новый курс (створ).
.Перечисленные рекомендации приобретают еще большее значение при"ухудшении видимости.
3.1.6. В прибрежном плавании визуальные определения места судна обычно выполняют не реже чем через каждые 15—20 мин. В случае ухудшения видимости обсервации де лают чаще, чтобы к моменту скрытия ориентиров иметь на дежное место судна.
Следует помнить, что с ухудшением видимости точность пеленгования и других визуальных наблюдений заметно понижается. Учитывая это, рекомендуется увеличивать число наблюдений каждого ориентира и пользоваться для определений средними значениями каждой серии.
Кроме того, при ухудшении видимости более вероятны ошибки опознания ориентиров, сливающихся с фоном.
33
Опознав тот или иной плохо приметный ориентир с помощью бинокля, следует заметить какой-либо хорошо видимый пред мет, находящийся с ним на одной вертикали, даже если этот предмет не нанесен на карту: характерный излом контура берега, приметное здание, небольшое низкое облако или просвет между облаками, низкая звезда и т. п. После пелен гования замеченного предмета наблюдениями в бинокль надо убедиться, что не допущено ошибки. В подобных слу чаях для определения места судна рекомендуется использо вать не менее трех линий положения.
3.1.7. При особых обстоятельствах необходимо выпол нять в обязательном порядке оценку точности счисления и обсерваций с учетом всех возможных ошибок. Полученная оценка точности должна приниматься во внимание при вы боре курсов и для анализа последующих обсерваций. При ухудшении видимости, в штормовой и ледовой обстановке курсы, как правило, прокладывают на большем расстоянии от навигационных опасностей, нежели при благоприятных условиях плавания.
При плавании в стесненных водах и маневрировании на рейдах оценка точности обычными приемами невозможна из-за недостатка времени. В таких случаях анализ точности определений надлежит выполнять заблаговременно в про цессе предварительной подготовки. Выделяя на карте зоны с той или иной точностью определений, например по двум пеленгам, затем во время плавания, обоснованное суждение о точности места получают сразу после нанесения обсервованной точки на карту. Такая предварительная подготовка должна выявить, на каких участках, какие способы опре делений дают большую или удовлетворительную точность 13].
3.1.8. В штормовых условиях точность счисления значи тельно ухудшается из-за ошибок учета возрастающего дрей фа, увеличенного рыскания судна и неустойчивой работы лагов, поправки которых при уменьшении скорости сильно изменяются; этим обусловлена необходимость более частых обсерваций.
На качке и при значительном рыскании судна точность работы гирокомпаса заметно снижается. Поэтому для опре деления места следует увеличивать число пеленгов в серии с последующим их осреднением. При пеленговании необхо димо следить по уровню пеленгатора за горизонтальным положением картушки.
34