Файл: Иванов Н.А. Производительность, организация труда и заработной платы в черной металлургии учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.08.2024
Просмотров: 117
Скачиваний: 0
Например, в недостаточно механизированном мартенов ском цехе для выполнения наиболее трудоемкой операции—за правки печи—можно создавать общецеховую бригаду заправ щиков, которая последовательно переходит от одной печи к другой. В доменном цехе для выполнения трудоемких работ могут привлекаться четвертые горновые с других печей и т. д.
Сокращению численности рабочих на производственных участках способствует совмещение профессий, расширение зо ны обслуживания. Например, обучение третьего и четвертого горновых управлению мостовым краном литейного двора поз воляет повысить загруженность их рабочего дня и ликвидиро вать должность машиниста этого крана. Аналогичный эффект дает совмещение профессии желобщика с профессиями маши ниста разливочной машины и кантовальной лебедки. В марте новских цехах шихтовщики овладевают профессией машини ста электромостового крана, миксеровые—.профессией весов щиков на миксере, машинисты завалочной машины—профес сией машиниста электрокрана, разливщики — профессией машиниста крана и т. д. В прокатных цехах бывают совмеще ния функций вальцовщика и резчика, резчика и клеймовщика и др. На механизированных рельсобалочных и сортовых ста нах для сокращения численонсти операторов проводится цен трализация постов управления, расширение числа постов, об служиваемых одним оператором и т. д. Такие же возможно сти есть и на других производственных участках.
Особое значение имеет совмещение профессий и функций среди вспомогательных рабочих, большой удельный вес кото рых на предприятиях черной металлургии отрицательно ска зывается на производительности труда.
Высокий удельный вес вспомогательных рабочих может быть объяснен тем, что металлургическое производство харак теризуется сложностью, тяжелыми условиями службы и быст рым износом техники, а также большим расходом энергии, сырья, материалов и топлива на единицу продукции. Это вы зывает большой объем работы ремонтного, энергетического и транспортного хозяйства. Поэтому уменьшение численности вспомогательных рабочих может достигаться различными спо собами, в частности, путем рационализации схемы и самой ор ганизации перевозок, а также уменьшения норм расхода сырья и отходов; снижения норм расхода сменного оборудо вания, инструмента и ремонтного металла за счет повышения их качества и правильной эксплуатации; снижения норм рас хода различных видок энергии, уменьшения ее потерь и т. д. Важно развивать централизацию изготовления запасных час тей, сменного оборудования и инструмента на специализиро ванных предприятиях.
Практика показывает, что у вспомогательных рабочих имеются значительные резервы рабочего времени и возможно сти совмещений профессий. У основных производственных ра бочих, особенно у рабочих ведущих профессий (горновых, ста леваров, вальцовщиков), рабочий день является уплотнен ным, а работа характеризуется высокой ответственностью за состояние аппарата и качество продукции. Поэтому совмеще ние среди них практикуется меньше, чем среди вспомогатель ных рабочих.
По данным, относящимся к 1968 г., в черной металлургии из каждой тысячи рабочих 36 человек совмещали профессии. При этом совмещения среди основных производственных ра бочих составляли около 28% всех совмещений, а на вспомога тельных рабочих приходилось примерно 78% всех совмеще ний.
На металлургических предприятиях часто совмещаются вспомогательные профессии: слесарь — машинист насосной станции, электросварщик — газосварщик, вырубщик — сорти ровщик, упаковщик — маркировщик и т. п. Большой эффект дает обучение рабочих-эксплуатационников ремонтным про фессиям слесаря, сварщика, электрика и др. Все это способ ствует лучшему использованию рабочего времени и сокраще нию обслуживающего персонала.
Необходимым условием роста производительности труда является подъем культурно-технического уровня работников металлургической промышленности. За годы Советской влас ти произошли большие изменения в квалификационно-профес сиональном составе и образовательном уровне рабочих метал лургов. В 1931 г. неквалифицированные рабочие составляли 47,5% общего числа рабочих черной металлургии. В настоя щее время удельный вес таких рабочих уменьшился более чем в 5 раз.
Т а б л и ц а 3
Изменение численности рабочих черной металлургии по квалификационным группам с 1962 г. по 1969 г.
(в % к числу рабочих отрасли)
Квалификационные группы |
1962 г. |
J 1965 г. |
1969 г |
||
10-разрядная |
тарифная |
сетка |
|
|
|
I — I V разряды |
|
14,1 |
11,1 |
8,4 |
|
V — V I I |
разряды |
|
67,3 |
69,1 |
66,9 |
VIII — X |
разряды |
|
18,6 |
19,8 |
21,7 |
8-разрядная |
тарифная |
сетка |
|
|
|
I — I I I разряды |
|
10,5 |
9,2 |
7,0 |
|
I V — V I |
разряды |
|
71,6 |
69,8 |
69,9 |
V I I — V I I I разряды |
17,9 |
21,0 |
26,1 |
Таким образом, в черной металлургии свыше 90%' рабочих имеют высшие и средние квалификационные разряды. Удель ный вес этих групп возрос с 85—89% в 1962 г. до 91—93% в 1969 г. Соответственно сократилась доля рабочих, имеющих низшие тарифные разряды.
Под влиянием технического прогресса, комплексной меха низации и автоматизации производства происходят большие изменения в профессиональном составе рабочих черной метал лургии. Так, с 1959 г. по 1969 г. удельный вес рабочих, заня тых управлением машинами и механизмами, а также наблю дением за работой автоматов, возрос с 38,6% до 41,4%. Одно временно увеличилась с 14,5% до 20% доля рабочих, занятых ремонтом и наладкой машин и механизмов. В доменном про изводстве вместо старых профессий верховых, каталей, Кле точников появились новые—машинист вагоноопрокидывателя и вагонотолкателя, машинист автоматизированной транспор терной загрузки и наладчик автоматического транспорта и вагоновесов. В сталеплавильном производстве загрузчики шихты вручную заменялись машинистами завалочных машин, возникли специальности оператора пульта управления, опера тора установки непрерывной разливки стали, а в прокатном производстве—операторы-вальцовщики на автоматизирован ных станах с программным управлением, машиниста огнезачистной и фрезерно-зачистной машины и т. д.
Вместе с тем изменяется содержание труда других профес сий. Горновые, сталевары, прокатчики теперь имеют дело с но выми механизмами и автоматическими средствами управления производственными агрегатами, в том числе нередко с элек тронно-вычислительными машинами. Все это требует иной чем прежде общеобразовательной подготовки рабочих, на ра бочих местах в ряде случаев нужны уже специалисты с выс шим и средним специальным образованием. Проведенное в прошлой пятилетке изучение объема необходимых знаний по специальностям рабочих-металлургов показало, что примерно для 90% специальностей в настоящее время необходима под готовка в объеме средней школы или среднетехническое об разование.
Многие предприятия черной металлургии разрабатывают и внедряют планы социального развития коллектива, в кото рых предусматриваются мероприятия по изменению содержа ния и условий труда, дальнейшему повышению культурно-тех нического уровня работающих.
Увязывая эти планы с планами научной организации тру да, предприятия совершенствуют формы подготовки и пере подготовки кадров, организуют обучение рабочих новым спе циальностям и повышению их квалификации. В 1970 г. на
базе предприятий и организаций черной металлургии действо вало 87 профтехучилищ, в которых обучалось более 40 тыс. чел. Многие из них теперь преобразованы в трех- и четырех летние училища, выпускающие высококвалифицированных металлургов со средним образованием. Непосредственно на производстве ежегодно подготавливается около 9% новых квалифицированных рабочих от общей их численности и 25% рабочих повышают свою квалификацию. Для обеспечения производственно-технического обучения рабочих на предприя тиях имеется более 2800 аудиторий и технических кабинетов и около 200 учебно-производственных цехов, участков и лабо раторий.
Большое значение в работе по внедрению научной органи зации труда и созданию постоянных квалифицированных кад ров имеет борьба с текучестью рабочих кадров, которая достигает в этой отрасли 15—16%. Среди увольнений сущест венную долю занимают увольнения з'а прогул и другие нару шения трудовой дисциплины. Нередко причинами текучести являются неблагоприятные и тяжелые условия труда на от дельных участках, недостатки в его организации и оплате, не удовлетворительное обслуживание трудящихся. Необходим глубокий анализ причин текучести среди различных групп ра бочих в зависимости от пола, возраста, стажа работы, образо вания, а также занятых на участках с разными по тяжести и привлекательности условиями труда.
Осуществление мер по научной организации труда и со циальному развитию коллектива на предприятиях способст вует закреплению кадров, повышению их культурно-техниче ского уровня и творческой активности на производстве.
Достижения черной металлургии в нашей стране нераз рывно связаны с массовым социалистическим соревнованием,, охватывающим подавляющую часть рабочих, инженерно-тех нических работников и служащих, занятых в этой отрасли промышленности. В 1970 г. более 35% работников металургии имели звание «Ударник коммунистического труда», а де вяти предприятиям отрасли было присвоено звание «Пред.- приятие коммунистического труда».
В коллективах соревнующихся предприятий возникли мно гочисленные начинания, направленные на повышение эконо мической эффективности производства и производительности труда. Это — соревнование за досрочное освоение проектных мощностей вновь вводимых агрегатов (Западно-Сибирский за вод), соревнование за ускорение технического прогресса, улуч шение качества продукции и внедрение научной организации труда (Магнитогорский металлургический комбинат), сорев нование за экономию материалов, топлива и электроэнергии
(Челябинский металлургический завод и завод «Электро сталь») и многие другие.
В черной металлургии ведется большая работа по реали зации постановления ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении организации социалистического соревнования» (сентябрь 1971 г.). При этом в центр внимания ставится систематическое изучение и широкое распространение опыта передовиков про изводства. Достижения новаторов и передовых коллективов свидетельствуют о наличии крупных резервов в черной метал лургии. Ярким примером является работа сталеваров-скоро стников. Путем совершенствования технологии плавки, сокра щения времени завалки шихты, соблюдения рационального теплового режима, своевременного введения добавок, а также механизации и автоматизации ручных операций и научной ор ганизации труда сталевары-скоростники имеют показатели использования агрегатов, намного превышающие среднеот раслевые. Больших успехов добились скоростники-конвертор щики Криворожского металлургического завода, которые на основе научной организации труда сократили продолжитель ность плавок до 35 минут против 45—55 минут на других предприятиях. Аналогичные примеры можно привести по до менному и прокатному производствам.
В целях широкого распространения передового опыта в черной металлургии используются различные формы. Изу чению передового опыта отводится большое место в програм мах производственно-технических курсов, курсов целевого назначения, школах обучения вторым и смежным профессиям. Организуются специальные школы по изучению передовых методов труда новаторов, межзаводские школы изучения опы та отдельных предприятий, проводятся отраслевые совещания доменщиков, сталеплавильщиков, прокатчиков, на которых обсуждаются актуальные проблемы технического прогресса, экономики и организации труда.
В масштабе всей черной металлургии ведется социалисти ческое соревнование между соответствующими цехами — до менными, мартеновскими, конверторными, а также рабочими ведущих профессий — горновыми, сталеварами, вальцовщи ками. Организуется соревнование и между цехами завода, а внутри цехов — между участками, агрегатами, бригадами, от дельными рабочими ведущих профессий.
Массовым ныне стало движение рационализаторов и изо бретателей, ускоряющее технический прогресс и дающее боль шой экономический эффект. Так, более 8 тыс. рационализато ров и изобретателей Магнитогорского металлургического комбината внесли за годы восьмой пятилетки около 40 тыс. предложений, которые дали экономию более 62 млн. руб.