Файл: Гринишин В.И. Организация производственного обучения слесарей-сантехников в учебных мастерских.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.08.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
В.И. ГРИНИШИН
фг ОРГАНИЗАЦИЯ ^ПРОИЗВОДСТВЕННОГО
*ОБУЧЕНИЯ СЛЕСАРЕЙСАНТЕХНИКОВ
ВУЧЕБНЫХ
МАСТЕРСКИХ
В. И. ГРИНИШИН
ОРГАНИЗАЦИЯ
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕН И Я
СЛЕСАРЕЙ-САНТЕХНИКОВ В УЧЕБНЫХ МАСТЕРСКИХ
МОСКВА «ВЫСШАЯ ШКОЛА» 1974
Г;іСПѴЛ,!ЧѴ.КЯ
|
|
•р уЧ Н О -ІО Х Н ІіЧ в С К М |
і |
||
Г82 |
I |
C‘.jv/:More;:a |
і''Х 'о |
I |
|
373.7 |
, |
' |
: |
P |
! |
|
|
ЧиГлл;..;о,-р эллл |
|
Гринишин В. И.
Г82 Организация производственного обучения слесарейсантехииков в учебных мастерских. Обмен опытом рабо ты. М., «Высшая школа», 1974.
40 с. с илл.
В брошюре рассказывается, об организации производственного обу чения слесарей-сантехннков в учебных мастерских, о подготовке мас
тера |
к занятиям, воспитательной |
работе с |
учащимися, рассматривает |
ся методика проведения некоторых уроков. |
производственного обуче |
||
ния |
Брошюра предназначена для |
мастеров |
|
профессионально-технических |
училищ. |
|
Рекомендовала' к изданию Государственным комитетом Совета Министров СССР по профтехобразованию.
Отзывы и замечания просим направлять по адресу: Москва, 129301, Неглинная ул., д. 29J14, издательство «■Высшая школа».
Г --------------0645—525 |
149—74 |
001( 01)—74 |
|
СОДЕРЖАНИЕ
Подготовка мастера к об у ч ен и ю .................................................. і ■> Учет производственного обучения в учебных мастерских н от
четность м а с т е р а .................................................................................... |
'. |
Вопросы во сп и тан и я ................................... .............................................. |
: |
373.7
Стр.
4
16
16
Методика проведения отдельных у р о к о в .............................................
Подготовка группы к изучению операционных тем по сантех
нике ............................................................................................ |
“ |
|
V. |
Методическая разработка темы |
«Разборка, притирка |
и сборка |
|
а р м а т у р ы » ....................................................................................... |
|
: |
. . |
П р и л ож ен и я .......................................................................................................... |
|
|
|
24
29
30
37
© Издательство «Высшая школа», 1974 г.
В общем комплексе строительных работ важное ме сто отводится специальным работам: монтажу систем водопровода, канализации, центрального отопления, го рячего водоснабжения и газоснабжения; заготовке тру бопроводов этих систем механизированным способом в ЦЗМ (центральных заводских заготовительных мастер ских), прокладке их на месте монтажа; установке умы вальников, моек и других приборов. Эти работы выпол няют слесари-сантехники. Для того чтобы быть высоко квалифицированным слесарем-сантехником, необходимо изучить технологию производства сантехработ и в совер шенстве овладеть методами выполнения этих работ с при менением научной организации труда.
Наше техническое училище № 1 готовит квалифици рованных слесарей-сантехников с 1956 г. Раньше подго товка слесарей-сантехников в училище велась на базе восьми классов, а теперь на базе десяти классов. Для обучения слесарей-сантехников в училище оборудованы отдельные цехи: для изучения тем слесарного курса — слесарный цех; для изучения операционных тем по сантехнике организована учебная ЦЗМ, где установле ны станки для трубозаготовкн, приспособления Василье ва и Козлова для изготовления деталей и узлов из чугун ных канализационных труб, станок ВМС-111 для груп пировки радиаторов. Кроме этого, имеется необходимый комплект слесарно-сантехнического инструмента. Уча щиеся и сами изготовляют слесарные молотки, плашко держатели, трубные ключи типа «рычажных» и «галоч ка», которыми будут работать. В последнее время в учи лище практикуется выход группы на строительный объ ект с комплектом инструмента, изготовленного самими учащимися, что также повышает качество изучения тем слесарного дела и работ на строительном объекте. Ус воив слесарный курс, учащиеся изучают темы операціи онного цикла по сантехнике, отрабатывая отдельные приемы работ сначала вручную, а затем на механизиро ванных станках. Изучив приемы работ в учебных мас терских, учащиеся по графику проходят производствен ное обучение в ЦЗМ, что позволяет им усовершенство вать приемы работ, изучить условия работ ъ ЦЗМ, озна комиться с рабочей обстановкой, замерными эскизами, чертежами, объемом и характером продукции, выпол няемой в ЦЗМ.
ПОДГОТОВКА МАСТЕРА К ОБУЧЕНИЮ
Подготовка молодых рабочих в училище включает производственное обучение, изучение теоретических предметов, физическое воспитание и политзанятия.
Основные документы, раскрывающие содержание производственного обучения, которыми следует руковод ствоваться при обучении молодых рабочих — это квали фикационная характеристика, учебный план, программа производственного обучения, программа теоретического обучения.
По учебному плану на весь курс обучения слесарясантехника 3-го разряда отводится 1671 ч, в том числе 1151 ч на производственное обучение. В первом полуго дии на производственное обучение предусмотрено 306 ч. За этот период обучения учащиеся изучают темы сле сарного курса (78 ч) и все операционные темы по сан технике. Качество обучения зависит в большой степени от подготовки мастера к проведению учебных занятий.
Прежде чем приступить к обучению учащихся, масте ру необходимо внимательно изучить квалификационную характеристику, чтобы узнать, каким требованиям дол жен удовлетворять молодой рабочий, окончивший про фессионально-техническое училище по данной профес сии, т. е. что он должен знать и уметь. Следует разо браться в том, какой учебный материал, в каком объеме и в какой последовательности нужно преподносить уча щимся, чтобы подготовить их в соответствии с квалифи кационной характеристикой. Для этого необходимо хо рошо ознакомиться с программой производственного обучения. Подробное ознакомление с содержанием каж дой темы позволит ясно представить себе цель изучения ее, установить связь предыдущего материала с после дующим, определить и подготовить задания и базу для занятий.
На основании квалификационной характеристики и программы мастер производственного обучения разраба тывает под руководством старшего мастера перечень учебно-производственных работ на первое полугодие.
Перечень этот обсуждается на заседании методиче ской комиссии и утверждается заместителем директора по учебно-производственной работе. Очень важно пра вильно подобрать учебно-производственные работы, осо бенно для слесарей-сантехников со сроком обучения
4
один год, так как сроки их подготовки коротки, а про грамма производственного обучения соответствует ква лификационной характеристике слесаря-сантехника 3-го разряда. Следует подбирать такие задания, чтобы уча щиеся овладели умениями и навыками, необходимыми для работы. При подборе производственных заданий нужно также учитывать, что работа учащихся в учебных мастерских должна строго соответствовать теме програм мы. Все работы должны иметь производственную цен ность и быть посильными для учащихся. Вместе с тем учебно-производственные работы должны постепенно усложняться. При этом в учебном процессе необходимо постоянно использовать элементы научной организации труда и передовую технологию для повышения произво дительности труда.
Перечень учебно-производственных работ составляет ся по следующей форме.
Перечень учебно-производственных работ на __________19___учебного года группы №_____________
Для составления перечня учебно-производственных работ нужно взять тематический план и программу про изводственного обучения и,, знад распределение часов по темам, заполнить графы 1, 2, 3, 4, 5. На инструктаж (графа 6) выделяю, в основном, один час для каждого
2— 3360 |
5 |
занятия, на упражнения (в зависимости от темы и сте пени усваиваемое™ материала учащимися) отвожу 1—2 часа на каждом занятии. Оставшееся время запи сываю в графу 8. Путем умножения данных графы 8 на количество учащихся группы (30 чел.) нахожу значе
ние для графы 9.
На учебно-производственные работы, для которых предприятия не имеют рассчитанных норм, а также на изготовление изделий, по технологии значительно отли чающихся от заводской, нужно определять технические нормы в соответствии с возможностями учебных мастер ских. Поэтому для перевода рабочих норм в ученические и обратно вводится шкала единых переводных коэффи циентов.
Единые поправочные коэффициенты для перевода рабочих норм в ученические для слесарей-сантехников
Училище
Гол обучения
Меси цы
9 |
10 |
11 |
12 |
о |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
ГПТУ |
1 |
5 |
5 |
3 ,5 |
3 ,5 |
2 ,5 |
2 ,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,0 |
1,0 |
|
11 |
2 ,0 |
2 ,0 |
1 ,6 |
1 ,6 |
1,4 |
1,4 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
і |
1 |
ТУ |
1 |
5 ,0 |
5 ,0 |
|
3 ,5 |
2,5 |
1,5 |
1,0 |
2 ,0 |
1,6 |
1,2 |
1,0 |
Для лучшей ориентации в применении того или ино го переводного коэффициента или нормы на протяжении двух последних лет я веду хронометраж рабочего вре мени учащегося при выполнении той или иной работы. Это позволяет в дальнейшем правильно применить пере водной коэффициент и ученическую норму времени. Пе реводные коэффициенты для слесарей-сантехников, обу чающихся один год, колеблются в пределах от 5 до 1. Притом в последний период обучения переводной коэффи циент приравнивается к 1.
Заполнив графу 10, подсчитываем время, затрачивае мое на производственную деятельность, и, разделив по лученные данные на переводной коэффициент, находим проведенное время (т. е. время, ориентировочно приве денное к производственной”программе). Зная фонд про веденного времени, подсчитываем объем изготовляемой продукции. Зная ученическое время, затрачиваемое на
6
каждое изделие по темам и операциям, заполняем гра фы 12, 13, 14, 16. Умножая данные графы 14 на данные графы 16, заполняем графу 17 (для комплексных ра бот) и умножаем данные графы 15 на данные графы 10 (для операционных тем). Сумма часов графы 17 должна приблизительно соответствовать сумме часов графы 9.
На основе программы производственного обучения и перечня учебно-производственных работ мастер разраба тывает план производственного обучения на месяц. Этот план проверяется старшим мастером, обсуждается на заседании методической комиссии и утверждается заме стителем директора по учебно-производственной работе.
Наряду с подготовкой всей учебной документации к новому учебному году огромное значение имеет подго товка материальной базы уроков производственного обучения: общая и санитарная подготовка учебного це ха, проверка и опробование всего оборудования цеха, обеспечение каждого учащегося всем необходимым ин струментом, приспособлениями, технической литерату рой, вспомогательными материалами.
Вучебном цехе нашего училища установлены 30 сле сарных верстаков.
Вкаждом верстаке имеется комплект слесарного ин
струмента и щетка-сметка для обслуживания индивиду ального рабочего места. Возле станков — сверлильных, заточного, трубогибочных, трубоотрезных, трубонарез ных— обязательно прикреплены плакаты по технике без опасности и плакаты, иллюстрирующие правила обра щения со станками.
Для крепления трубоприжимов и трубогибов в цехе установлены отдельные металлические столы. В самом доступном месте укреплена аптечка*первой.помощи.
Все заготовки для изделий, а также необходимый ме талл, я всегда подготавливаю до начала учебного года и заблаговременно расставляю по отведенным местам. В специальные ящики в столах складываю докумен тацию.
Кроме этого, я подготавливаю материальную базу ко всем темам программы производственного обучения. Заранее расставляю по темам наглядные пособия, под готавливаю необходимые материалы и инструменты. Для
отработки приемов работы по |
отдельным темам |
я ис |
пользую сначала напильники, |
бывшие в употреблении, |
|
а затем выдаю .новые.. Необходимый'инструмент |
полу |
2* |
7 |
чаю в инструментальной кладовой по мере изучения тем программы. Каждый инструмент нумерую. Если необхо димо, то изготавливаю недостающие приспособления. Так, для отработки ударов по теме «Рубка», заранее за готавливаю деревянные чушки. .
При изучении первой темы «Разметка плоскостная» после тренировочных упражнений по нанесению линий на металлические поверхности учащиеся размечают нагубники для своих тисков и ручки для газовых кранов на пластинах из жести, также заранее мною заготовлен ных. Впоследствии учащиеся вырубают и опиливают эти детали.
Кроме того, я обязательно подготавливаю стенд с образцами хорошо выполненных учащимися изделий (рис. 1) и с бракованными деталями (рис. 2). При этом выбираю самые характерные операции, при выполнении которых учащиеся допускают ошибки, например, разметка, сверление, распиливание отверстия у слесарного молотка или нарезание зубьев в трубном ключе «Га лочка».
Подготавливаю или обновляю также технологические карты-эталоны на отдельные детали (рис. 3), чертежи и инструкционные карты. В иструментальной кладовой подбираю для каждого учащегося комплект чертежей и инструкционных карт, нужный инструмент и материалы. Складываю все это в отдельные ящики учащихся и рас кладываю по мере необходимости. Очень важно, как сумеет мастер производственного обучения подготовить цех к проведению первого урока. Ведь учащиеся прихо дят в училище из школ, где есть свои хорошо оборудо ванные слесарные цехи, а мы должны училищные мас терские подготовить еще лучше, чтобы сразу заинтере совать учащихся тем, чему они будут обучаться.
Первый урок производственного обучения, первое знакомство мастера производственного обучения с уча щимися в учебно-производственной обстановке влияет на дальнейший ход производственного обучения и имеет большое значение как для учащихся, так и для мастера. Поэтому такой урок нужно готовить тщательно. Для этого нужно:
эстетически оформить все слесарные верстаки и стан ки, а рабочие поверхности и части довести до блеска;
подготовить плакаты по сантехнике; оформить все эталоны изделий, шаблонов (рис. 5),
8
изготавливаемых учащимися в учебных мастерских, и макеты по сантехнике (рис. 6, 7);
вывесить таблицы, показывающие результаты учебы выпускников, их разряды;
Г";
Рис. 1. Изделия без брака
Рис. 2. Бракованные детали
оформить стенды, показывающие результаты учебно производственных и спортивных соревнований между группами училища;
оформить цех с точки зрения политико-воспитатель ной и военно-патриотической;
Прикрепить плакаты по технике безопасности;