Файл: Гринишин В.И. Организация производственного обучения слесарей-сантехников в учебных мастерских.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.08.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11.

Порошок

толченого с т е к л а ...................

2

кг

12. Машинное масло

....................... . . .

3

кг-

13.

Резина толщиной

6 иш для прокладок

2 кг

14.

П а р о н и т .......................................................

 

 

.

2 кг

15.

Сальниковая

н а б и в к а ............................

0,5

кг

16.

Асбестовый

ш н у р .....................................

0,5

кг

17.

Льняная

п р я д ь ..........................................

1

кг

18.

Т а в о т ...........................

 

 

 

 

0,5

кг

19.

Приспособление

для притирки . . .

2 шт.

20.

Приспособление

 

В. С. Богословского

1 шт.

21.

Приспособление

 

Филиппова . . . .

1 шт.

22.

Все типы притирочного материала

 

 

23.

Разные

виды

арматуры с вырезами

 

 

24.Плакаты видов арматуры

25.Мел

26.Установка Карайского для испыта­

ния в е н т и л е й .................................................................

1

шт.

27. К ер оси н ..............................................................

0,5

л

28.

Прессги дравли чески й ................................

1

шт.

29.

Кисточки для смазки пробок

маслом

 

м аш и н н ы м ........................................................................

30

шт.

30.

Судки длям а с л а .......................................

30

шт.

Кроме этого, я изучаю передовые методы труда для внедрения их в обучение, отрабатываю наиболее рацио­ нальные приемы притирки и опрессовки, анализирую ре­ зультаты предыдущего урока, уточняю цель и содержание предстоящего урока, рассчитываю время на каждую часть урока, составляю план и конспекты вводного инст­ руктажа, готовлюсь к проведению объяснения и демон­ страции трудовых приемов.

В завершение подготовки составляю подробный план проведения уроков, который утверждает старший мастер.

Тема «Разборка, притирка и сборка арматуры» изу­ чается в течение 18 ч, поэтому ее лучше разбить на 3 урока.

1-й урок

Тема урока. О п р ед ел ен и е а р м а т у р ы по в и д у и р а з м е р а м , о з н а к о м л е н и е с у с т ­ р о й с т в о м п р о б о ч н о й и в е н т и л ь н о й

арматуры.

Цель урока. Ознакомить учащихся с различными видами и устройством водяной и паровой арматуры пробочного и вентильного типа, научить их определять арматуру по внешнему виду и размерам.

32


Место проведения урока. Слесарный цех мастерских учи­ лища.

Материальное оснащение.

1.Арматура пробочного и вентильного типа 15, 20 и 25 мм.

2.Параллельные задвижки.

3.Плакаты, на которых изображена арматура и ее

разделы.

4.Образцы арматуры пробочного и вентильного типа

сугловыми разрезами.

5.Образец параллельной задвижки с угловым выре­ зом по вертикали.

Учебно-производственная работа. Тренировочные упраж­

нения в определении размеров и устройства арматуры. I. Организационная часть (8 ч 30 мин — 8 ч 33 мин).

Вход группы в цех, построение на линейку, приветствие, проверка наличия учащихся.

II. Вводный инструктаж (8 ч 33 мин — 9 ч 03 мин):

1.Опрос по материалу прошлого урока.

2.Изложение нового материала. Сначала, я подробно знакомлю учеников с различными видами водяной и па­ ровой арматуры, показываю на плакате и в натуре общий вид и детали устройства пробочного крана и вентиля, задаю учащимся вопросы с целью проверить их знания по спецтехнологии и лишь потом излагаю новый мате­

риал. Сначала рассказываю об устройстве менее сложной арматуры — пробочного крана, применяемого в основном

вгазоснабжении. Объясняю, что кран является запорной

ирегулирующей арматурой, изготовляется из бронзы или чугуна и состоит из корпуса конусной пробки, гайки

ишайбы.

Все детали ставлю отдельно и показываю учащимся. После этого собираю кран, указываю его размер и сооб­ щаю, что такого типа краны очень надежны в работе. Затем объясняю, что размер крана подбирается и опре­ деляется по внутреннему диаметру резьбы корпуса крана и что кран может пропускать воду или газ в любом на­ правлении трубопровода без его перестановки. После этого рассказываю об устройстве пробкосальникового крана и вентиля. Для рассказа и показа нужно подби­ рать арма.туру, детали которой можно легко разобрать и собрать.

3. Закрепление материала. После изложения .нового материала необходимо проверить, как учащиеся поняли

-

эз


объяснение. Для этого задаю им соответствующие воп­ росы:

1.Каковы назначение, вид и материал данной арма­

туры?

2.Каков размер арматуры?

3.Из каких основных частей состоит арматура?

4.Предлагаю учащимся разобрать и собрать изучае­

мую арматуру.

III. Выдача задания учащимся (9 ч 03 м и н— 9 ч 13 мин). Вместе с дежурными учащимися выдаю ар­ матуру всей группе или звеньям.

IV. Самостоятельная работа и текущий инструктаж (9 ч 13 м ин^ 1 3 ч 40 мин). В то время как учащиеся разбирают арматуру по виду и размеру, мастер проводит текущий инструктаж, обходя их рабочие места.

Первый обход провожу в 9 ч 30 мин. В это время про­ веряю, все ли учащиеся приступили к работе, какие име­ ются у них организационные затруднения.

Второй обход в 11 «г 30 мин. В это время нужно про­ верить, усвоили ли учащиеся материал и соблюдают ли правила техники безопасности.

Третий обход я провожу в 12 ч 30 мин, контролирую соблюдение правил технологии и техники-безопасности.

V. Заключительный инструктаж. В заключительном инструктаже я анализирую, как прошел урок, отмечаю работу лучших учащихся и неуспевающих, даю задание на дом и сообщаю тему следующего замятия.

2-й урок

Тема урока. Р а з б о р к а

и с б о р к а

в е н т и л е й ' и

о б р а т н ы х

к л а п а н о в ,

п р и т и р к а

к л а п а н о в , д и с к о в и к о л е ц з а д в и ­ жек, о п р е с с о в к а а р м а т у р ы .

Цель урока. Научить учащихся операциям разборки, притирки, сборки и опрессовки арматуры.

Место проведения урока. Слесарный цех мастерских учи­ лища.

Материальное оснащение:

1)арматура пробочного и вентильного типов;

2)параллельные задвижки (6 шт.);

3)отвертки или приспособления для захвата клапана при притирке;

34


4)гаечные ключи;

5)притирочный материал;

6)машинное масло;

7)приспособление Богословского;

8)образцы разного притирочного материала. Учебно-производственная работа. Разборка и притирка

исборка арматуры.

I. Организационная часть (8 ч 30 м ин— 8 ч 33 мин). Вход группы в цех, построение на линейку, проверка на­ личия и внешнего вида учащихся.

II. Вводный инструктаж (8 ч 33 мин — 9 ч 03 мин).

1.Опрос по материалу прошлого урока.

2.Изложение нового материала. На предыдущих уро­ ках учащиеся ознакомились с устройством вентилей и задвижек. На этом занятии я рассматриваю технологию притирки обратных клапанов. Вначале обращаю внима­ ниеучащихся на принцип действия и назначение клапа­ нов. После этого беру обратный клапан, ставлю нагубники и зажимаю корпус клапана в тиски. Зажатие кор­ пуса должно быть легким. Лучше всего накрутить клапа­ ны на трубу и начать разбирать его. Разбор провожу так.

Вправую руку беру гаечный ключ и накладываю зев ключа на хвостовик крышки, левой рукой придерживаю крышку и начинаю откручивать ее, после этого вынимаю золотник.

Чистой тканью вытираю седло и золотник, беру ма­ шинное масло и тонким слоем наношу на золотник. За­ тем посыпаю шлифующим порошком. Качество притирки крана или золотника клапана к корпусу проверяю так: провожу по длине пробки или золотника меловую линию, вставляю пробку в корпус, а золотник в седло и делаю 1—2 полных оборота, вынимаю пробку или золотник и осматриваю. Если линия стерта равномерно, то притир­ ка правильная, если нет — то следует продолжать при­ тирку. Клапаны лучше всего проверять керосином. Фланцевую арматуру испытывают в приспособлении Фи­ липпова. Демонстрируя учащимся трудовые приемы, следует иметь в виду, что для показа приемов притирки арматуры нужно брать натяжной пробочный кран не менее 1", притирку арматуры целесообразно проводить порошком стекла, заготовленного учащимися, во избе­ жание порчи арматуры при притирке нужно закручивать ее на куски труб, заранее заготовленных при изучении темы «Нарезание резьбы». Для демонстрации точной

35


притирки арматуры следует иметь эталоны притертого натяжного пробочного крана и другие, после притирки учащимся нужно объяснить и продемонстрировать приемы смазки кранов тавотом.

При этом необходимо соблюдать все технологические требования к выполняемой работе: вся притираемая ар­ матура должна быть исправной; притирочные материалы должны соответствовать ГОСТам; перед притиркой при­ тираемые поверхности должны быть хорошо очищены, для притирки арматуры рекомендуется брать среднюю пасту ГОИ II при притирке делать 10—11 круговых дви­ жений пробки, золотника п т. д.

При проверке качества притирки арматуры нужно наносить несколько рисок в радиальном направлении п делать 2—3 движения влево и вправо на 1/4 оборота. Разведенную с керосином пасту ГОИ следует хранить в плотно закрытом сосуде.

Необходимо также все время напоминать учащимся

особлюдении следующих правил техники безопасности:

1)разбирать и собирать арматуру на верстаках и размещать ее так, чтобы исключить попадание отдельных частей на ноги;

2)арматуру при притирке внимательно закреплять;

3)при разборке задвижек иметь исправные гаечные ключи;

4)поднимать и опускать задвижки не менее двум учащимся;

5)при механизированной притирке соблюдать все правила техники безопасности при работе на станках;

6)вытирать притираемые поверхности арматуры чис­ тыми тряпками;

7)при механизированной притирке во избежание по­ падания абразивной пыли в глаза следует иметь защит­ ные очки.

3. Закрепление материала. Для закрепления новог материала задаю учащимся следующие вопросы:

1.Какие материалы, инструменты и приспособления применялись на уроке?

2.Как выполняется притирка обратного клапана? (показать).

3.Как проводится испытание арматуры?

III. Выдача задания учащимся (9 ч 03 м и н— 9 ч 13 мин) по звеньям.

36

IV. Самостоятельная работа учащихся и текущий ин­ структаж. Текущий инструктаж провожу во время обхо­ дов рабочих мест учащихся.

Первый обход в 9 ч 30 мин. Цель его: проверить, все ли учащиеся приступили к работе, какие возникли у них организационные затруднения.

Второй обход в 11 ч 30 мин. В это время нужно вы­ яснить, правильно ли установлены в тисках краны или клапаны, правильно ли используются приемы разборки, очистки поверхностей пробок, золотников, правильно ли выполняется смазка маслом поверхностей и посыпка порошком, выполняются ли правила техники безопас­ ности.

Третий обход в 12 ч 50 мин. В это время мастер дол­ жен проверить работу учащихся, как и во время второго обхода.

V. Заключительный инструктаж 13 ч 40 мин — 13 ч 50 мин. В заключительном инструктаже определяю, как выполнены учебные цели урока, сообщаю, каких ус­ пехов добились отдельные учащиеся и группа в целом, обращаю внимание на ошибки, допущенные учащимися в работе и объясняю их, даю задание на дом н сообщаю тему следующего занятия.

П Р И Л О Ж Е Н И Я

П р и л о ж е н и е 1

Примерная программа воспитательной работы в группе

I.Организация группы.

1)подбор актива;

2)работа с активом;

3)работа актива группы с учащимися;

4)заседания комсомольского бюро группы;

5)комсомольские н профсоюзные собрания в группе. II. Моральное воспитание.'”’

1)меры по предупреждению аморальных проступков;

2)мероприятия по моральному воспитанию;

а)

чтение и обсуждение мероприятии на темы морали,

б)

просмотр телепередач на темы морали,

в)

обсуждение аморальных проступков.

III.Политическое воспитание.

1)проведение политинформаций;

2)читка газет и журналов;

3)просмотр телепередач;

37