Файл: Гринишин В.И. Организация производственного обучения слесарей-сантехников в учебных мастерских.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.08.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

І:_.___

Рнс. 3. Технологическая карта-эталон на изготовле­ ние накладки штукатурного ковша

Рис. 4. Технологическая карта-эталон на изготов­ ление слесарного молотка

ознакомиться с содержанием темы, изучить всю доку­ ментацию;

составить план и конспект урока.

Кроме подготовки учебно-производственной базы мастер должен изучить и обобщить результаты учебы

L

Рис. 5. Шаблоны на изделия, изготовляемые уча­ щимися в учебных мастерских

Рис. 6. Макет санитарно-технического блока

учащихся-выпускников, рассмотреть их письменные ра­ боты и письменные анализы занятий за предыдущий учебный год, чтобы устранить в будущем допущенные ранее ошибки. Очень полезны письменные опросы вы­ пускников. Так, в одном из них четыре выпускника на-

11

писали, что слабо усвоили нарезание трубной резьбы клуппами в учебных мастерских, объяснили причину и отметили, что научились нарезать резьбу на строитель­ ном объекте. Это помогло по-новому построить изучение этой темы и лучше отработать отдельные приемы.

Рис. 7. Макет элеватора

Важную роль в подготовке к проведению уроков про­ изводственного обучения наряду с общей подготовкой к учебному году играет личная подготовка мастера. Качество подготовки молодых рабочих во многом зави­ сит от того, как мастер владеет методикой обучения и насколько умело использует ее в своей работе с учащи­ мися. Поэтому мастер должен обязательно подобрать и изучить необходимую техническую и политическую ли­ тературу, различные методические пособия, журнал «Профтехобразование». В начале учебного года мастеру следует составить план самостоятельной методической подготовки к обучению группы слесарей-сантехников.

Образец такого плана приводится ниже.

Н а з в а н и е работы

Д а т а

выполнения П р и м е ч а н и е

1. Изучать постановления партии и пра­ вительства

2. Углублять знания по следующим во­ просам методики производственного обуче­ ния:

основные требования к уроку производ­ ственного обучения;

12


Название работы

формы и методы обучения 3. Повторить критерий оценок по произ­

водственному обучению

4.Систематически изучать статьи журна­ ла «Профтехобразование»

5.Систематически изучать опыт работы

передовых мастеров

6.Подготовить доклад на тему «НОТ в строительстве»

7.Провести открытый урок в группе № I

8.Выполнить методическую разработку темы «Соединение и разборка водогазопро­ водных труб»

9.Проверить чертежи, необходимые сан­ техникам для изготовления продукции

10.Просмотреть кинофильмы на техниче­ ские темы

11.Провести техническую конференцию в группе на тему «Станки для производства трубозаготовительных работ по сантехнике»

12.Продолжать ведение хронометража учебного времени учащихся при изготовле­ нии продукции для совершенствования норм времени

13.Внедрить элементы НОТ в учебный

процесс группы 14. Посетить выставку конторы «Горгаз»

Дата выполнения Примечание

Мастер должен также заранее познакомиться со сво­ ими будущими учениками. Поэтому я тщательно изучаю личные дела поступающих, присутствую при комплекто­ вании учебных групп. С первого знакомства с докумен­ тами поступающих я завожу отдельную тетрадь, в ко­ торой отвожу для записей о каждом учащемся по 3 стра­ ницы, и продолжаю вести ее до выпуска. Первые записи делаю после изучения личных дел поступающих, следую­ щие — после личной беседы с учащимися, а в дальней­ шем — на основании изучения всех сторон их жизни. С первой встречи с поступающими я стараюсь завоевать их доверие, выясняю их интересы, склонности, желания. Это необходимо для того, чтобы лучше подготовиться к урокам производственного обучения.

Мастеру производственного обучения необходимо знать, как учащиеся усваивают учебный материал.

О знаниях, умениях и навыках учащихся следует Судить по тому, как они используют рациональные прие-

13


мы труда, выполняют установленные нормы времени, соблюдают технические требования к качеству работ, пользуются технологической документацией, организуют свое рабочее место, насколько самостоятельно работают. При оценке знаний и умений учащемуся следует объяс­ нить, почему ему поставлена именно эта оценка, а не другая, какиё приемы или операции он выполнил не­ правильно, и показать, как исправить ошибку.

С первых дней учебы в училище я стараюсь привить учащимся элементы научной организации труда. Для этого я тщательно анализирую результаты учебы груп­ пы.за предыдущий год; изучаю анализы уроков произ­

водственного обучения, которые я выполнял

письменно

в отдельной тетради, и письменные работы

выпускни­

ков; стараюсь установить причины и недостатки в изу­ чении учащимися отдельных тем программы и причины потери рабочего времени; подбираю рациональные при­ емы и методы работы; изучаю ученические нормы; тех­ ническую эстетику цеха; санитарно-бытовое обслужива­ ние; безопасные условия труда.

Об улучшении организации труда в учебных мастер­ ских можно судить, сопоставляя вышеизложенные ана­ лизы по отдельным периодам обучения, а также по ра­ циональному использованию учебного времени, нужного для отработки умений и навыков учащихся.

Основу научной организации труда составляют прие­ мы и методы работы новаторов производства, поэтому я планомерно знакомлюсь со всеми новыми способами производства работ по сантехнике. При отборе передо­ вых методов работы я рассматриваю организацию рабо­ чего места, рациональный выбор рабочего места и осна­ щение его всем необходимым до начала учебы; правиль­ ное размещение инструмента, приспособлений, технической документации и своевременность текущего инструктажа учащегося на рабочем месте; соблюдение чистоты и порядка, правил поведения.

Изучаю режим работы в учебных мастерских: точ­ ность выполнения приемов работы при прохождении операционных тем; последовательное соблюдение техно­ логии; учитываю возраст,- психологию учащегося и сте­ пень сложности работы.

После этого я составляю перечень отдельных эле­ ментов НОТ для изучения и внедрения их в учебнрій про-

14

цесс при обучении слесарей-сантехников в учебных мас­ терских. Форма перечня приведена ниже.

Элемент НОТ

Методы изучения и возможность_прнменения

1. Определение минималь­ ного времени для полной подготовки группы к уроку производственного обучения

2. Определение наиболее рациональной организации рабочего места учащихся

3. Созданиелучших сани­ тарно-гигиенических условий труда

4. Рациональный режим труда и отдыха учащихся в учебных мастерских -

5. Потери учебного вре­ мени учащимися на уроке производственного обучения

1. Изучение режима работы учеб­ ных мастерских.

2.Четкое выполнение графика, приема и сдачи учебного цеха.

3.Выполнение домашних заданий по производственному обучению (вы­ черчивание изделий, изготовленных в мастерских).

4.Ознакомление с инструкционно­

технологическими картами

1.Материальное оснащение рабо­ чего места всем необходимым инстру­ ментом и материалами.

2.Рациональное размещение ин­ струмента и технической документа­ ции.

3.Максимальное использование шаблонов и приспособлений.

4.Использование рациональных приемов работы.

5.Освоение передовых методов труда.

6.Использование инструкционных карт-эталонов

1.Хорошая освещенность рабочего места учащегося.

2.Хороший воздухообмен цеха (от­ сутствие сквозняков).

3.- Рациональная организация, под­ собных помещений.

4.Соответствие верстаков и стан­ ков росту учащихвя

1.Точное определение ’ перерывов

на отдых.

2. Учет возраста, психики учащих­ ся и степени сложности работы

1. Анализ организационных затруд­ нений у учащихся в начале работы..

2.Выбор рациональных приемов работы.

3.Выбор совершенной технологии.

4.Изучение индивидуальных осо­ бенностей учащихся.

5.Анализ степени подготовки уча- .

щнхся к уроку.

6. Правильное применение учебных норм

15


Ё дальнейшем, в течение всего учебного года й dfâраюсь внедрить эти элементы НОТ в учебный процесс. В учебных мастерских при выполнении той или иной учебной работы я спрашиваю учащихся, как, по их мне­ нию, лучше организовать выполнение задания, какое можно сделать приспособление или применить уже сде­ ланное, изучаю с учащимися опыт работы передовиков производства. Работая с учащимися на строительном объекте, я на конкретном примере разъясняю, почему применена та или иная система центрального отопления, разбираю ее достоинства и недостатки, рассказываю, какие новые системы отопления внедрены, какое новое сантехническое оборудование выпущено.

УЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНЫХ МАСТЕРСКИХ И ОТЧЕТНОСТЬ МАСТЕРА

Учет учебной работы мастера производственного обу­ чения— одно из главных средств повышения качества учебно-воспитательной работы.

Без учета невозможно планирование всего учебного процесса. Учет всей деятельности учащихся в училище воспитывает у учащихся чувство ответственности^ повы­ шает их требовательность к себе, вызывает чувство гор­ дости за хорошо выполненную работу. Учет дает воз­ можность выявить, в какой степени учащиеся овладели знаниями, умениями и навыками, как выполняется учеб­ ный план и программа производственного обучения, на­ сколько выполнягтся план производственной деятель­ ности.

Основные виды учета:

1.Учет выполнения учебного плана.

2.Учет успеваемости учащихся.

3.Учет посещаемости учащихся.

4.Учет поведения учащихся.

Вконце месяца составляется отчет о выполнении про­ изводственного плана и проделанной работе в группе. Отчет составляется по следующей форме (см. стр. 17).

ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ

Мастер занимается не только обучением учащихся, но и воспитанием их — умственным, нравственным, по­ литехническим, эстетическим и физическим, добиваясь

16

того,

чтобы

его воспитанни­

 

ки стали

'Всесторонне раз­

 

витыми,

идейно

закаленны­

 

ми людьми, непримиримыми

 

к буржуазной

идеологии

и

 

морали. Как

 

указывается

в

 

Отчетном

 

докладе

 

ЦК

 

КПСС XXIV съезду партии,

 

«великое

дело — строитель­

 

ство

коммунизма — невоз­

 

можно

двигать

вперед

без

Е

всестороннего

развития

са­

О .

мого человека. Без высокого

и

К

уровня

культуры, образова­

ЕS

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ния,

общественной

созна­

гг

>*

тельности, внутренней зре­ ОО

лости людей коммунизм

не­

о

возможен,

как

невозможен

о2

он и

'без

соответствующей

 

материально-технической ба­

еС

зы» '. Как далее указывает­

о

ся в Отчетном докладе ЦК

а,о

КПСС XXIV съезду партии,

«сердцевиной

всей идейно­

Е

cd

воспитательной

работы пар­

а.

тии

является

формирова­

 

ние... коммунистического ми­

 

ровоззрения,

 

..воспитание...

 

нового

коммунистического

 

отношения к труду»12.

 

 

 

° cd

Большое

внимание дол­

ss со

жен

уделять

 

мастер

воспи­

 

танию

у

учащихся

созна­

ВС

тельной

дисциплины,

чувст­

ва. долга

и

ответственности

о

перед коллективом, воспита­

о

нию

у

них

 

коммунистиче­

о.

 

Е

ских

черт

характера: дело­

 

витости,

 

настойчивости

 

в

 

преодолении

трудностей,

ве-

 

Остаток

на 1/

Всего

расходы

Расход

Приход

omichOKiidLl

сккЛэ

оиіэоьиі'ом

DK WAD

OfliDOhHirO.M

имоэыа.мсф

BKdoH

ИМЭЭІіІІІЯВф

DKdOH

имээьнхявф

BKdoH

ихээьнімсф

DKdOH

нмэоьиімсф

BKdoH

инээьніМсф

BKdoH

НМЭОІіНІХПф

BKdoH

инэоыимоф

BwdoH

Bww .Co

оиюэмпгод

1 Материалы XXIV съез,

КПСС». М., Политиздат, 1(571*' -'чч

стр. 83.

J

Г *{г

2 Т а м ж е.

Jj

^

'

“"—’ВНН

•’-addWEH втіннііѵд

.. •• 1

•' іѵ

Ч

.'М- V N

а

1

17.