Файл: Гринишин В.И. Организация производственного обучения слесарей-сантехников в учебных мастерских.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.08.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
І:_.___
Рнс. 3. Технологическая карта-эталон на изготовле ние накладки штукатурного ковша
Рис. 4. Технологическая карта-эталон на изготов ление слесарного молотка
ознакомиться с содержанием темы, изучить всю доку ментацию;
составить план и конспект урока.
Кроме подготовки учебно-производственной базы мастер должен изучить и обобщить результаты учебы
L
Рис. 5. Шаблоны на изделия, изготовляемые уча щимися в учебных мастерских
Рис. 6. Макет санитарно-технического блока
учащихся-выпускников, рассмотреть их письменные ра боты и письменные анализы занятий за предыдущий учебный год, чтобы устранить в будущем допущенные ранее ошибки. Очень полезны письменные опросы вы пускников. Так, в одном из них четыре выпускника на-
11
писали, что слабо усвоили нарезание трубной резьбы клуппами в учебных мастерских, объяснили причину и отметили, что научились нарезать резьбу на строитель ном объекте. Это помогло по-новому построить изучение этой темы и лучше отработать отдельные приемы.
Рис. 7. Макет элеватора
Важную роль в подготовке к проведению уроков про изводственного обучения наряду с общей подготовкой к учебному году играет личная подготовка мастера. Качество подготовки молодых рабочих во многом зави сит от того, как мастер владеет методикой обучения и насколько умело использует ее в своей работе с учащи мися. Поэтому мастер должен обязательно подобрать и изучить необходимую техническую и политическую ли тературу, различные методические пособия, журнал «Профтехобразование». В начале учебного года мастеру следует составить план самостоятельной методической подготовки к обучению группы слесарей-сантехников.
Образец такого плана приводится ниже.
Н а з в а н и е работы |
Д а т а |
выполнения П р и м е ч а н и е |
1. Изучать постановления партии и пра вительства
2. Углублять знания по следующим во просам методики производственного обуче ния:
основные требования к уроку производ ственного обучения;
12
Название работы
формы и методы обучения 3. Повторить критерий оценок по произ
водственному обучению
4.Систематически изучать статьи журна ла «Профтехобразование»
5.Систематически изучать опыт работы
передовых мастеров
6.Подготовить доклад на тему «НОТ в строительстве»
7.Провести открытый урок в группе № I
8.Выполнить методическую разработку темы «Соединение и разборка водогазопро водных труб»
9.Проверить чертежи, необходимые сан техникам для изготовления продукции
10.Просмотреть кинофильмы на техниче ские темы
11.Провести техническую конференцию в группе на тему «Станки для производства трубозаготовительных работ по сантехнике»
12.Продолжать ведение хронометража учебного времени учащихся при изготовле нии продукции для совершенствования норм времени
13.Внедрить элементы НОТ в учебный
процесс группы 14. Посетить выставку конторы «Горгаз»
Дата выполнения Примечание
Мастер должен также заранее познакомиться со сво ими будущими учениками. Поэтому я тщательно изучаю личные дела поступающих, присутствую при комплекто вании учебных групп. С первого знакомства с докумен тами поступающих я завожу отдельную тетрадь, в ко торой отвожу для записей о каждом учащемся по 3 стра ницы, и продолжаю вести ее до выпуска. Первые записи делаю после изучения личных дел поступающих, следую щие — после личной беседы с учащимися, а в дальней шем — на основании изучения всех сторон их жизни. С первой встречи с поступающими я стараюсь завоевать их доверие, выясняю их интересы, склонности, желания. Это необходимо для того, чтобы лучше подготовиться к урокам производственного обучения.
Мастеру производственного обучения необходимо знать, как учащиеся усваивают учебный материал.
О знаниях, умениях и навыках учащихся следует Судить по тому, как они используют рациональные прие-
13
мы труда, выполняют установленные нормы времени, соблюдают технические требования к качеству работ, пользуются технологической документацией, организуют свое рабочее место, насколько самостоятельно работают. При оценке знаний и умений учащемуся следует объяс нить, почему ему поставлена именно эта оценка, а не другая, какиё приемы или операции он выполнил не правильно, и показать, как исправить ошибку.
С первых дней учебы в училище я стараюсь привить учащимся элементы научной организации труда. Для этого я тщательно анализирую результаты учебы груп пы.за предыдущий год; изучаю анализы уроков произ
водственного обучения, которые я выполнял |
письменно |
в отдельной тетради, и письменные работы |
выпускни |
ков; стараюсь установить причины и недостатки в изу чении учащимися отдельных тем программы и причины потери рабочего времени; подбираю рациональные при емы и методы работы; изучаю ученические нормы; тех ническую эстетику цеха; санитарно-бытовое обслужива ние; безопасные условия труда.
Об улучшении организации труда в учебных мастер ских можно судить, сопоставляя вышеизложенные ана лизы по отдельным периодам обучения, а также по ра циональному использованию учебного времени, нужного для отработки умений и навыков учащихся.
Основу научной организации труда составляют прие мы и методы работы новаторов производства, поэтому я планомерно знакомлюсь со всеми новыми способами производства работ по сантехнике. При отборе передо вых методов работы я рассматриваю организацию рабо чего места, рациональный выбор рабочего места и осна щение его всем необходимым до начала учебы; правиль ное размещение инструмента, приспособлений, технической документации и своевременность текущего инструктажа учащегося на рабочем месте; соблюдение чистоты и порядка, правил поведения.
Изучаю режим работы в учебных мастерских: точ ность выполнения приемов работы при прохождении операционных тем; последовательное соблюдение техно логии; учитываю возраст,- психологию учащегося и сте пень сложности работы.
После этого я составляю перечень отдельных эле ментов НОТ для изучения и внедрения их в учебнрій про-
14
цесс при обучении слесарей-сантехников в учебных мас терских. Форма перечня приведена ниже.
Элемент НОТ |
Методы изучения и возможность_прнменения |
1. Определение минималь ного времени для полной подготовки группы к уроку производственного обучения
2. Определение наиболее рациональной организации рабочего места учащихся
3. Созданиелучших сани тарно-гигиенических условий труда
4. Рациональный режим труда и отдыха учащихся в учебных мастерских -
5. Потери учебного вре мени учащимися на уроке производственного обучения
1. Изучение режима работы учеб ных мастерских.
2.Четкое выполнение графика, приема и сдачи учебного цеха.
3.Выполнение домашних заданий по производственному обучению (вы черчивание изделий, изготовленных в мастерских).
4.Ознакомление с инструкционно
технологическими картами
1.Материальное оснащение рабо чего места всем необходимым инстру ментом и материалами.
2.Рациональное размещение ин струмента и технической документа ции.
3.Максимальное использование шаблонов и приспособлений.
4.Использование рациональных приемов работы.
5.Освоение передовых методов труда.
6.Использование инструкционных карт-эталонов
1.Хорошая освещенность рабочего места учащегося.
2.Хороший воздухообмен цеха (от сутствие сквозняков).
3.- Рациональная организация, под собных помещений.
4.Соответствие верстаков и стан ков росту учащихвя
1.Точное определение ’ перерывов
на отдых.
2. Учет возраста, психики учащих ся и степени сложности работы
1. Анализ организационных затруд нений у учащихся в начале работы..
2.Выбор рациональных приемов работы.
3.Выбор совершенной технологии.
4.Изучение индивидуальных осо бенностей учащихся.
5.Анализ степени подготовки уча- .
щнхся к уроку.
6. Правильное применение учебных норм
15
Ё дальнейшем, в течение всего учебного года й dfâраюсь внедрить эти элементы НОТ в учебный процесс. В учебных мастерских при выполнении той или иной учебной работы я спрашиваю учащихся, как, по их мне нию, лучше организовать выполнение задания, какое можно сделать приспособление или применить уже сде ланное, изучаю с учащимися опыт работы передовиков производства. Работая с учащимися на строительном объекте, я на конкретном примере разъясняю, почему применена та или иная система центрального отопления, разбираю ее достоинства и недостатки, рассказываю, какие новые системы отопления внедрены, какое новое сантехническое оборудование выпущено.
УЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНЫХ МАСТЕРСКИХ И ОТЧЕТНОСТЬ МАСТЕРА
Учет учебной работы мастера производственного обу чения— одно из главных средств повышения качества учебно-воспитательной работы.
Без учета невозможно планирование всего учебного процесса. Учет всей деятельности учащихся в училище воспитывает у учащихся чувство ответственности^ повы шает их требовательность к себе, вызывает чувство гор дости за хорошо выполненную работу. Учет дает воз можность выявить, в какой степени учащиеся овладели знаниями, умениями и навыками, как выполняется учеб ный план и программа производственного обучения, на сколько выполнягтся план производственной деятель ности.
Основные виды учета:
1.Учет выполнения учебного плана.
2.Учет успеваемости учащихся.
3.Учет посещаемости учащихся.
4.Учет поведения учащихся.
Вконце месяца составляется отчет о выполнении про изводственного плана и проделанной работе в группе. Отчет составляется по следующей форме (см. стр. 17).
ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ
Мастер занимается не только обучением учащихся, но и воспитанием их — умственным, нравственным, по литехническим, эстетическим и физическим, добиваясь
16
того, |
чтобы |
его воспитанни |
|
|||||||
ки стали |
'Всесторонне раз |
|
||||||||
витыми, |
идейно |
закаленны |
|
|||||||
ми людьми, непримиримыми |
|
|||||||||
к буржуазной |
идеологии |
и |
|
|||||||
морали. Как |
|
указывается |
в |
|
||||||
Отчетном |
|
докладе |
|
ЦК |
|
|||||
КПСС XXIV съезду партии, |
|
|||||||||
«великое |
дело — строитель |
|
||||||||
ство |
коммунизма — невоз |
|
||||||||
можно |
двигать |
вперед |
без |
Е |
||||||
всестороннего |
развития |
са |
>» |
|||||||
О . |
||||||||||
мого человека. Без высокого |
и |
|||||||||
К |
||||||||||
уровня |
культуры, образова |
ЕS |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
<и |
ния, |
общественной |
созна |
гг |
|||||||
>* |
||||||||||
тельности, внутренней зре ОО |
||||||||||
лости людей коммунизм |
не |
о |
||||||||
возможен, |
как |
невозможен |
о2 |
|||||||
он и |
'без |
соответствующей |
|
|||||||
материально-технической ба |
еС |
|||||||||
зы» '. Как далее указывает |
о |
|||||||||
ся в Отчетном докладе ЦК |
а,о |
|||||||||
КПСС XXIV съезду партии, |
||||||||||
«сердцевиной |
всей идейно |
Е |
||||||||
cd |
||||||||||
воспитательной |
работы пар |
а. |
||||||||
тии |
является |
формирова |
|
|||||||
ние... коммунистического ми |
|
|||||||||
ровоззрения, |
|
..воспитание... |
|
|||||||
нового |
коммунистического |
|
||||||||
отношения к труду»12. |
|
|
|
° cd |
||||||
Большое |
внимание дол |
ss со |
||||||||
жен |
уделять |
|
мастер |
воспи |
|
|||||
танию |
у |
учащихся |
созна |
ВС |
||||||
тельной |
дисциплины, |
чувст |
||||||||
ва. долга |
и |
ответственности |
о |
|||||||
перед коллективом, воспита |
о |
|||||||||
нию |
у |
них |
|
коммунистиче |
о. |
|||||
|
Е |
|||||||||
ских |
черт |
характера: дело |
|
|||||||
витости, |
|
настойчивости |
|
в |
|
|||||
преодолении |
трудностей, |
ве- |
|
Остаток |
на 1/ |
Всего |
расходы |
Расход
Приход
omichOKiidLl
сккЛэ
оиіэоьиі'ом
DK WAD
OfliDOhHirO.M
имоэыа.мсф
BKdoH
ИМЭЭІіІІІЯВф
DKdOH
имээьнхявф
BKdoH
ихээьнімсф
DKdOH
нмэоьиімсф
BKdoH
инээьніМсф
BKdoH
НМЭОІіНІХПф
BKdoH
инэоыимоф
BwdoH
Bww .Co
оиюэмпгод
1 Материалы XXIV съез,
КПСС». М., Политиздат, 1(571*' -'чч
стр. 83. |
J |
Г *{г |
2 Т а м ж е. |
Jj |
^ |
' |
“"—’ВНН |
•’-addWEH втіннііѵд |
||
.. •• 1 |
•' іѵ |
Ч |
.'М- V N |
а |
•1 |
17.