Файл: Гринишин В.И. Организация производственного обучения слесарей-сантехников в учебных мастерских.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.08.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
ры в правду своего дела, честности, правдивости, чувст ва хозяина, самокритичности, воспитывать учащихся в духе советского патриотизма, национальной гордости и пролетарского интернационализма. Это отражено и в ра бочей 'Присяге, которую .принимают учащиеся при по ступлении .в училище. Примерный текст присяги .приве ден ниже.
Рабочая присяга
Вступая в ряды рабочего класса Союза Советских Социалисти ческих Республик, я торжественно клянусь:
1: Беззаветно служить Родине, великому делу Коммунистиче ской партии Советского Союза и советскому народу.
2.Жить н работать по-ленннскн, по-коммунистически, учиться коммунизму.
3.Быть стойким борцом за дело коммунизма.
4.Учиться на революционных, боевых и трудовых традициях рабочего класса, идти дорогой отцов.
5. |
Всегда гордиться великими |
свершениями советского народа. |
|
6. Свято беречь честь и достоинство гражданина Страны Сове |
|||
тов. |
|
|
|
7. |
Самоотверженным трудом |
умножать |
богатства своей Р о |
дины. |
|
|
|
8. |
Оправдать гордое имя — рабочий. |
|
|
Практически вопросы воспитания |
решаются масте |
ром повседневно и не только на уроках производствен ного обучения. Он прививает молодым людям навыки культурного поведения, умение соблюдать правила со циалистического общежития, аккуратность, вежливость, уважение к старшим, чувство собственного достоинства, точность, непримиримость по отношению к нарушителям общественного порядка и т. д.
Конечно, вопросами воспитания в училище занимает ся не только мастер. Их решению подчинена вся работа педагогического коллектива и общественности училища, родителей, предприятия, поселка, города. Но огромная роль в этом принадлежит мастеру потому, что он нахо дится с учащимися больше времени, потому что он для них — пример в-жизни и труде, чуткий и отзывчивый на ставник.
В начале учебного года я намечаю примерную про грамму (см. приложение 1), которая служит основой для детальной разработки и проведения политико-воспи тательной и культурно-массовой работы в группе.
Исходя из программы, составляю план политико-вос питательной и культурно-массовой работы на месяц (см. приложение 2), который утверждается заместителем ди ректора по учебно-воспитательной работе.
-.18
Правильное и умелое создание актива группы и ру ководство им во многом поможет решить задачи обуче ния и воспитания. К концу первого месяца обучения я стараюсь полностью создать актив групп. Кроме старос ты, комсорга и профорга группы избираются групповая редколлегия, агитатор, физорг, санпост из трех человек. Кроме политинформаций и различных бесед агитатор с помощниками выпускает бюллетень «Мир за неделю», физорг — «Спортивная жизнь», санпост — «Здоровье». Выпуск этих бюллетеней обсуждается на организацион ных часах каждую неделю. В этом участвует вся группа. Разрабатывается также листок научной организации труда, определяющий правила поведения учащихся на рабочих местах. Этот листок красочно оформляется и при крепляется на самом видном месте. Ниже приводится его образец.
Листок научной организации труда (правила поведения)
1. |
В рабочем помещении разговаривай мало и негромко. |
|
2. |
По телефону разговаривай вполголоса и кратко. |
|
3. |
Никогда, при любых обстоятельствах, не |
теряй бодрости; |
при встрече с трудностями прояви больше энергии |
и инициативы. |
4.Не кури в рабочем помещении.
б.Будь хозяином своего слова, пообещав — выполни.
6.Всегда будь скромным, простым в отношениях с людьми.
7.Будь вежлив с женщинами и девушками.
8.Умей говорить, разговаривать, слушать.
9.Время — материальная ценность.
10.Запомни, что экономия рабочего времени — это эффективное
средство производственных достижений.
11.Будь аккуратным во всем.
12.Будь активным, инициативным, энергичным.
13.Разговаривай с незнакомыми и старшими на «Вы», запомни волшебную силу слов «спасибо», «пожалуйста».
14.Работай согласно расписанию.
15.В день рождения товарища поздравь его.
1-6. Будь активным'в коллективе.
17.Если сделал ошибку, умей своевременно исправить ее.
18.Хорошее настроение повышает производительность труда на
18%.
19.Следи за чистотой своей речи.
Вкаждой группе создается альбом 'фотографий, где отражена жизнь и учеба учащихся за весь период обуче ния в училище.
С первых дней учебы я стараюсь вовлечь учащихся в различные кружки: художественной самодеятельности, предметные, технического творчества, спортивные. В
культпоходах, в кино или музей, обязательно участвуют все учащиеся. При этом я поручаю им готовиться к об суждению увиденного. Во всех делах (собрания, встречи со знатными людьми и героями труда и т. д.) я опира юсь на актив группы и лучших учащихся.
Одна из основных задач мастера — привить учащим ся любовь к своей профессии, подготовить высококвали фицированных специалистов. Каждый год в сентябре я организую встречу учащихся с выпускниками училища, которые рассказывают о своей профессии и работе. Для более полного ознакомления учащихся с профессией я провожу в начале учебного года экскурсию на строи тельный объект.
При обучении в учебных мастерских я стараюсь, что бы учащиеся с первых же дней изготовляли продукцию, имеющую производственную - ценность. При этом я учи тываю каждую, порой очень мелкую, но важную для учащихся работу. Степень физического и умственного развития учащихся-десятиклассннков значительно выше, чем восьмиклассников, поэтому с первых дней учебы в учебных мастерских даю задания учащимся самим раз рабатывать технологию производства работ, и они охот но вносят свои предложения. Прежде чем выполнять ту или иную работу, предлагаю сделать ее эскизы. Во всех случаях демонстрирую учащимся приемы работы, эта лоны изготовляемых изделий, которые сам сделал.
Чтобы еще больше развить у учащихся интерес к ра боте, в учебном цехе оформляем доску показателей под названием «Как мы учимся, работаем, живем», на кото рой ежедневно отмечаются результаты учебы и заносят ся фамилии учащихся, отличившихся при изготовлении изделий, слабо работающих или нарушающих дисципли ну на уроке.
Сознательная дисциплина воспитывается повседнев ными едиными педагогическими требованиями коллек тива о неукоснительном исполнении учащимися установ ленного режима в учебном заведении. Режим—-основа дисциплины. Воспитание сознательной дисциплины дос тигается методами приучения, требования и наказания. Опыт показывает, что для высокой трудовой дисципли ны одного сознания мало.
Там, где требуется убеждение, провожу групповую или индивидуальную беседу с учащимися, привожу при меры из жизни новаторов производства, ветеранов Вш
20
ликой Октябрьской революции, героев войны и героев труда, организую встречи учащихся с такими людьми.
Помимо бесед и разъяснений применяю методы по ощрения, отличившимся учащимся перед строем объяв ляю благодарность. .
Большое значение для воспитания учащихся имеют культура и эстетика труда. Хорошо организованное хра нение спецодежды, личная гигиена учащегося, чистота и порядок на закрепленном рабочем месте в учебных мас терских, в общежитии, учебном классе—вот отдельные факторы, определяющие культуру труда. Сюда относит ся и поведение учащегося в учебных мастерских, в об щественном месте и быту. Нужно посещать общежития учащихся, а если учащиеся живут на квартирах или до ма,— их квартиры для выявления условий, в которых они готовятся к занятиям.
Очень важен в работе с учащимися контроль за вы полнением заданий или распоряжений, особенно индиви дуальных, и учет их.
Учет всех поручений, данных учащимся, я веду в спе циальном журнале. Например, в группе учащиеся гото вят по очереди политинформацию, при этом одни гото вят старательно, другие плохо. После окончания полит информации я кратко подвожу итог ее, ставлю ориентировочно отметку и говорю, что все это учитыва ется в характеристике учащегося. Учитываю я также ка чество уборки цеха и учебных классов дежурными.
В своих отношениях с учащимися я стараюсь добить ся доверия, откровенности, искренности. А зная все лич ные запросы учащихся, их поведение, особенно в обще житии и общественных местах, мне очень легко направ лять их жизнь по правильному руслу. Очень важно дорожить доверием и искренностью любого учащегося, относиться с уважением к его личности, но не допускать панибратства.
Если учащийся искренне признался мастеру в совер шении незначительного проступка, а мастер не оценил его доверия и вынес все сказанное им на обсуждение группы, он навсегда лишится доверия этого учащегося и всех других. В этом случае я провожу с провинившим ся разъяснительную беседу.
Если проступок серьезный, то его обязательно нужно вынести на обсуждение коллектива группы. В противном Случае учащийся может подумать, что раз его поведение
?Л
не обсуждают, значит он поступил правильно и так мож но еще раз сделать.
Огромное значение в воспитании имеет личный при мер мастера, который во всем должен быть образцом для учащихся, причем образцом, достойным подража ния. От поведения мастера (а его никак не скроешь от учащихся), его убеждений и внешнего облика, знания дела, дисциплинированности, собранности, требователь ности к себе и окружающим зависит успех воспитания. Известно, что можно научить других только тому, что сам умеешь, а убедить другого в чем-либо можно толь ко в том случае, если сам хорошо в этом убежден.
Нехорошо, если учащийся сделал проступок и мастер посылает его к завучу или директору. Это лишний раз доказывает слабость мастера как воспитателя, а уча щиеся это отлично осознают, и авторитет его падает. В данном случае при разборе мастером проступка учаще гося, нужно быть принципиальным и справедливым и дело повести так, чтобы учащийся понял вредность со вершенного проступка.
Больдиое значение в коммунистическом воспитании учащихся отводится социалистическому соревнованию. Перед тем как составить групповое соцобязательство, я поручаю каждому учащемуся подумать, какие он может взять на себя соцобязательства, рекомендую их содер жание. После этого, собрав все обязательства воедино, обсуждаем их с активом и впоследствии принимаем на профсоюзном собрании группы.
Социалистические обязательства на полугодие вклю чают следующие разделы.
Социалистические обязательства группы слесарей-сантехников на 1 полугодие 197... г.
1.Выполнить производственный план за квартал на-----------------%
2.Добиться качества учебно-производственных работ на оцен
ку------------ :-------------------------------------------------------------
3.Придерживаться техники безопасности на оценку-------------------
4.Содержать рабочие места, инструмент, оборудование на оценку-------------------------------------------------------------------------------------------------------
5.Придерживаться режима экономии на оценку ------------------------
6. Выпустить стенгазету, фотомонтаж, альбом к------- |
.-я.- |
33
7. Участвовать в работе кружков предметных п |
технического |
||
творчества----------------------------------------------------------------------------------------- |
|
.чел. |
|
8. |
Участвовать в работе кружков художественной |
самодеятель |
|
ности |
|
|
чел. |
9. |
Заниматься в спортивных секциях-------------------------------------- |
|
чел. |
10. |
Отработать по благоустройству и самообслуживанию------------- |
||
час. |
|
|
|
11. |
Заработать в фонд ученической копилки--------------------------- |
|
руб. |
12. |
В основу своей жизни и деятельности положить |
принципы |
коммунистической морали.
Социалистическое соревнование между учащимися группы требует постоянной поддержки со стороны мас тера. Я предупреждаю тех учащихся, у которых наме чается отставание, напоминаю о необходимости подтя нуться до уровня лучших. Если учащийся опаздывает на занятия или вообще не посещает их, нарушает режим работы, плохо ведет себя, я разъясняю ему, что он под водит весь коллектив. Положительные результаты дает прием и сдача цеха учащимися одной группы учащимся другой без вмешательства мастера, но в его присутствии.
Итог учебно-воспитательной и культурно-массовой работы мастера в группе подводится в ежемесячном от чете, составленном по следующему образцу.
Отчет о проведении учебно-воспитательной
икультурно-массовой работы в группе №
1.Выполнение производственного плана; дано-----------------------------
руб., выполнено----------------------------------------- |
руб.,----------------%. . |
2.Качество выполненных работ-------------------------------
3.Соблюдение правил техники безопасности_____________ .
4. |
Содержание рабочих |
мест, инструмента, оборудования-------- |
|
5. Соблюдение режима экономим--------------------- |
|
||
6. |
Выпуск стенгазет--------------------- |
|
|
7. Участие учащихся в |
технических и предметных |
кружках |
|
|
чел. |
|
|
8. Участие учащихся в кружках художественной самодеятель |
|||
ности |
чел. |
|
|
9. |
Участие учащихся в работе спортивных секции |
чел. |
23