Файл: Гринишин В.И. Организация производственного обучения слесарей-сантехников в учебных мастерских.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.08.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ры в правду своего дела, честности, правдивости, чувст­ ва хозяина, самокритичности, воспитывать учащихся в духе советского патриотизма, национальной гордости и пролетарского интернационализма. Это отражено и в ра­ бочей 'Присяге, которую .принимают учащиеся при по­ ступлении .в училище. Примерный текст присяги .приве­ ден ниже.

Рабочая присяга

Вступая в ряды рабочего класса Союза Советских Социалисти­ ческих Республик, я торжественно клянусь:

1: Беззаветно служить Родине, великому делу Коммунистиче­ ской партии Советского Союза и советскому народу.

2.Жить н работать по-ленннскн, по-коммунистически, учиться коммунизму.

3.Быть стойким борцом за дело коммунизма.

4.Учиться на революционных, боевых и трудовых традициях рабочего класса, идти дорогой отцов.

5.

Всегда гордиться великими

свершениями советского народа.

6. Свято беречь честь и достоинство гражданина Страны Сове­

тов.

 

 

 

7.

Самоотверженным трудом

умножать

богатства своей Р о ­

дины.

 

 

 

8.

Оправдать гордое имя — рабочий.

 

Практически вопросы воспитания

решаются масте­

ром повседневно и не только на уроках производствен­ ного обучения. Он прививает молодым людям навыки культурного поведения, умение соблюдать правила со­ циалистического общежития, аккуратность, вежливость, уважение к старшим, чувство собственного достоинства, точность, непримиримость по отношению к нарушителям общественного порядка и т. д.

Конечно, вопросами воспитания в училище занимает­ ся не только мастер. Их решению подчинена вся работа педагогического коллектива и общественности училища, родителей, предприятия, поселка, города. Но огромная роль в этом принадлежит мастеру потому, что он нахо­ дится с учащимися больше времени, потому что он для них — пример в-жизни и труде, чуткий и отзывчивый на­ ставник.

В начале учебного года я намечаю примерную про­ грамму (см. приложение 1), которая служит основой для детальной разработки и проведения политико-воспи­ тательной и культурно-массовой работы в группе.

Исходя из программы, составляю план политико-вос­ питательной и культурно-массовой работы на месяц (см. приложение 2), который утверждается заместителем ди­ ректора по учебно-воспитательной работе.

-.18


Правильное и умелое создание актива группы и ру­ ководство им во многом поможет решить задачи обуче­ ния и воспитания. К концу первого месяца обучения я стараюсь полностью создать актив групп. Кроме старос­ ты, комсорга и профорга группы избираются групповая редколлегия, агитатор, физорг, санпост из трех человек. Кроме политинформаций и различных бесед агитатор с помощниками выпускает бюллетень «Мир за неделю», физорг — «Спортивная жизнь», санпост — «Здоровье». Выпуск этих бюллетеней обсуждается на организацион­ ных часах каждую неделю. В этом участвует вся группа. Разрабатывается также листок научной организации труда, определяющий правила поведения учащихся на рабочих местах. Этот листок красочно оформляется и при­ крепляется на самом видном месте. Ниже приводится его образец.

Листок научной организации труда (правила поведения)

1.

В рабочем помещении разговаривай мало и негромко.

2.

По телефону разговаривай вполголоса и кратко.

3.

Никогда, при любых обстоятельствах, не

теряй бодрости;

при встрече с трудностями прояви больше энергии

и инициативы.

4.Не кури в рабочем помещении.

б.Будь хозяином своего слова, пообещав — выполни.

6.Всегда будь скромным, простым в отношениях с людьми.

7.Будь вежлив с женщинами и девушками.

8.Умей говорить, разговаривать, слушать.

9.Время — материальная ценность.

10.Запомни, что экономия рабочего времени — это эффективное

средство производственных достижений.

11.Будь аккуратным во всем.

12.Будь активным, инициативным, энергичным.

13.Разговаривай с незнакомыми и старшими на «Вы», запомни волшебную силу слов «спасибо», «пожалуйста».

14.Работай согласно расписанию.

15.В день рождения товарища поздравь его.

1-6. Будь активным'в коллективе.

17.Если сделал ошибку, умей своевременно исправить ее.

18.Хорошее настроение повышает производительность труда на

18%.

19.Следи за чистотой своей речи.

Вкаждой группе создается альбом 'фотографий, где отражена жизнь и учеба учащихся за весь период обуче­ ния в училище.

С первых дней учебы я стараюсь вовлечь учащихся в различные кружки: художественной самодеятельности, предметные, технического творчества, спортивные. В



культпоходах, в кино или музей, обязательно участвуют все учащиеся. При этом я поручаю им готовиться к об­ суждению увиденного. Во всех делах (собрания, встречи со знатными людьми и героями труда и т. д.) я опира­ юсь на актив группы и лучших учащихся.

Одна из основных задач мастера — привить учащим­ ся любовь к своей профессии, подготовить высококвали­ фицированных специалистов. Каждый год в сентябре я организую встречу учащихся с выпускниками училища, которые рассказывают о своей профессии и работе. Для более полного ознакомления учащихся с профессией я провожу в начале учебного года экскурсию на строи­ тельный объект.

При обучении в учебных мастерских я стараюсь, что­ бы учащиеся с первых же дней изготовляли продукцию, имеющую производственную - ценность. При этом я учи­ тываю каждую, порой очень мелкую, но важную для учащихся работу. Степень физического и умственного развития учащихся-десятиклассннков значительно выше, чем восьмиклассников, поэтому с первых дней учебы в учебных мастерских даю задания учащимся самим раз­ рабатывать технологию производства работ, и они охот­ но вносят свои предложения. Прежде чем выполнять ту или иную работу, предлагаю сделать ее эскизы. Во всех случаях демонстрирую учащимся приемы работы, эта­ лоны изготовляемых изделий, которые сам сделал.

Чтобы еще больше развить у учащихся интерес к ра­ боте, в учебном цехе оформляем доску показателей под названием «Как мы учимся, работаем, живем», на кото­ рой ежедневно отмечаются результаты учебы и заносят­ ся фамилии учащихся, отличившихся при изготовлении изделий, слабо работающих или нарушающих дисципли­ ну на уроке.

Сознательная дисциплина воспитывается повседнев­ ными едиными педагогическими требованиями коллек­ тива о неукоснительном исполнении учащимися установ­ ленного режима в учебном заведении. Режим—-основа дисциплины. Воспитание сознательной дисциплины дос­ тигается методами приучения, требования и наказания. Опыт показывает, что для высокой трудовой дисципли­ ны одного сознания мало.

Там, где требуется убеждение, провожу групповую или индивидуальную беседу с учащимися, привожу при­ меры из жизни новаторов производства, ветеранов Вш

20

ликой Октябрьской революции, героев войны и героев труда, организую встречи учащихся с такими людьми.

Помимо бесед и разъяснений применяю методы по­ ощрения, отличившимся учащимся перед строем объяв­ ляю благодарность. .

Большое значение для воспитания учащихся имеют культура и эстетика труда. Хорошо организованное хра­ нение спецодежды, личная гигиена учащегося, чистота и порядок на закрепленном рабочем месте в учебных мас­ терских, в общежитии, учебном классе—вот отдельные факторы, определяющие культуру труда. Сюда относит­ ся и поведение учащегося в учебных мастерских, в об­ щественном месте и быту. Нужно посещать общежития учащихся, а если учащиеся живут на квартирах или до­ ма,— их квартиры для выявления условий, в которых они готовятся к занятиям.

Очень важен в работе с учащимися контроль за вы­ полнением заданий или распоряжений, особенно индиви­ дуальных, и учет их.

Учет всех поручений, данных учащимся, я веду в спе­ циальном журнале. Например, в группе учащиеся гото­ вят по очереди политинформацию, при этом одни гото­ вят старательно, другие плохо. После окончания полит­ информации я кратко подвожу итог ее, ставлю ориентировочно отметку и говорю, что все это учитыва­ ется в характеристике учащегося. Учитываю я также ка­ чество уборки цеха и учебных классов дежурными.

В своих отношениях с учащимися я стараюсь добить­ ся доверия, откровенности, искренности. А зная все лич­ ные запросы учащихся, их поведение, особенно в обще­ житии и общественных местах, мне очень легко направ­ лять их жизнь по правильному руслу. Очень важно дорожить доверием и искренностью любого учащегося, относиться с уважением к его личности, но не допускать панибратства.

Если учащийся искренне признался мастеру в совер­ шении незначительного проступка, а мастер не оценил его доверия и вынес все сказанное им на обсуждение группы, он навсегда лишится доверия этого учащегося и всех других. В этом случае я провожу с провинившим­ ся разъяснительную беседу.

Если проступок серьезный, то его обязательно нужно вынести на обсуждение коллектива группы. В противном Случае учащийся может подумать, что раз его поведение


не обсуждают, значит он поступил правильно и так мож­ но еще раз сделать.

Огромное значение в воспитании имеет личный при­ мер мастера, который во всем должен быть образцом для учащихся, причем образцом, достойным подража­ ния. От поведения мастера (а его никак не скроешь от учащихся), его убеждений и внешнего облика, знания дела, дисциплинированности, собранности, требователь­ ности к себе и окружающим зависит успех воспитания. Известно, что можно научить других только тому, что сам умеешь, а убедить другого в чем-либо можно толь­ ко в том случае, если сам хорошо в этом убежден.

Нехорошо, если учащийся сделал проступок и мастер посылает его к завучу или директору. Это лишний раз доказывает слабость мастера как воспитателя, а уча­ щиеся это отлично осознают, и авторитет его падает. В данном случае при разборе мастером проступка учаще­ гося, нужно быть принципиальным и справедливым и дело повести так, чтобы учащийся понял вредность со­ вершенного проступка.

Больдиое значение в коммунистическом воспитании учащихся отводится социалистическому соревнованию. Перед тем как составить групповое соцобязательство, я поручаю каждому учащемуся подумать, какие он может взять на себя соцобязательства, рекомендую их содер­ жание. После этого, собрав все обязательства воедино, обсуждаем их с активом и впоследствии принимаем на профсоюзном собрании группы.

Социалистические обязательства на полугодие вклю­ чают следующие разделы.

Социалистические обязательства группы слесарей-сантехников на 1 полугодие 197... г.

1.Выполнить производственный план за квартал на-----------------%

2.Добиться качества учебно-производственных работ на оцен­

ку------------ :-------------------------------------------------------------

3.Придерживаться техники безопасности на оценку-------------------

4.Содержать рабочие места, инструмент, оборудование на оценку-------------------------------------------------------------------------------------------------------

5.Придерживаться режима экономии на оценку ------------------------

6. Выпустить стенгазету, фотомонтаж, альбом к-------

.-я.-

33

7. Участвовать в работе кружков предметных п

технического

творчества-----------------------------------------------------------------------------------------

 

.чел.

8.

Участвовать в работе кружков художественной

самодеятель­

ности

 

 

чел.

9.

Заниматься в спортивных секциях--------------------------------------

 

чел.

10.

Отработать по благоустройству и самообслуживанию-------------

час.

 

 

 

11.

Заработать в фонд ученической копилки---------------------------

 

руб.

12.

В основу своей жизни и деятельности положить

принципы

коммунистической морали.

Социалистическое соревнование между учащимися группы требует постоянной поддержки со стороны мас­ тера. Я предупреждаю тех учащихся, у которых наме­ чается отставание, напоминаю о необходимости подтя­ нуться до уровня лучших. Если учащийся опаздывает на занятия или вообще не посещает их, нарушает режим работы, плохо ведет себя, я разъясняю ему, что он под­ водит весь коллектив. Положительные результаты дает прием и сдача цеха учащимися одной группы учащимся другой без вмешательства мастера, но в его присутствии.

Итог учебно-воспитательной и культурно-массовой работы мастера в группе подводится в ежемесячном от­ чете, составленном по следующему образцу.

Отчет о проведении учебно-воспитательной

икультурно-массовой работы в группе №

1.Выполнение производственного плана; дано-----------------------------

руб., выполнено-----------------------------------------

руб.,----------------%. .

2.Качество выполненных работ-------------------------------

3.Соблюдение правил техники безопасности_____________ .

4.

Содержание рабочих

мест, инструмента, оборудования--------

5. Соблюдение режима экономим---------------------

 

6.

Выпуск стенгазет---------------------

 

 

7. Участие учащихся в

технических и предметных

кружках

 

чел.

 

 

8. Участие учащихся в кружках художественной самодеятель­

ности

чел.

 

 

9.

Участие учащихся в работе спортивных секции

чел.

23