Файл: Гринишин В.И. Организация производственного обучения слесарей-сантехников в учебных мастерских.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.08.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10.

Поведение группы ---------------------

 

 

11.

Общественно полезная работа ---------------------

 

 

12. Потери учебного времени без уважительных причин---------

13. Количество неуспевающих----------------

 

 

14. Заработано в фонд ученической копилки -----

■---------------

■— руб.

15.Какие передовые методы применялись в работе----------------

16.Не выполнили нормы выработки учащ иеся----------------

17.Провели комсомольское собрание с повесткой дня----------------

18.Провели профсоюзное собрание с повесткой д н я ---------------------

19.Провели диспут, вечер отды ха--------------------

20.Организовали встречу с ---------------------

21.Провели культпоходы---------------------

22.Обсудили кинофильм, книгу, постановку---------------------

23.Провели экскурсию, турпоход---------------------

24.Провели беседы, политинформации на темы---------------------

25.Приняли участие---------------------

26.И зготови ли ---------------------

27.Работа с родителями---------------------

28.Награждения, благодарности учащимся---------------------

29.Выговоры учащ имся---------------------

30. Нарушения со стороны отдельных учащ ихся---------------------

Д р угое----------------------

 

Мастер группы--------------------

Комсорг группы----------------------

Староста группы--------------------

Профорг группы----------------------

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ УРОКОВ

Тема урока. Оз н а к о м л е и не у ч а щ и х с я с у ч е б- ными м а с т е р с к и м и.

Цель урока. Ознакомить учащихся с профессией слеса­ ря-сантехника и видами работ по сантехнике.

Место проведения урока. Учебные мастерские для слеса- рей-сантехников.

Материальное оснащение урока:

24


1. Комплект

слесарно-монтажного

ннйтрумеі-ttâ

(рис. 8).

 

 

2. Комплект эталонов на изготовляемую продукцию.

Ь............ .......

Рис. 8. Комплект слесарно-монтажного инструмента

Рис. 9. Наглядные пособия, изготовленные учащимися

3.Плакаты по водоснабжению, канализации, цент­ ральному отоплению, газоснабжению.

4.Наглядные пособия, изготовленные учащимися (рис. 8, 9, 10, 11).

I.Организационная часть. Вход группы в цех, пост-

25

роение на линейку, проверка наличия состава учащихся. Так как это первый урок, то я демонстрирую, как нуж­ но правильно проводить эту часть занятия. Показываю

Рис. 10. Действующая модель ацетиленового генератора

Рис. 11. Макет скоростного водоподогревателя

■приемы построения, прием рапорта дежурного группы. Вызываю отдельных учащихся для тренировки по сдаче рапорта. Обращаю внимание на спецодежду учащихся группы. Заранее намечаю на основании документов и беседы, кому можно временно поручить исполнение обя­ занностей старосты группы.

26

II. Вводный инструктаж.

1.Изложение материала темы:

1)училище и его традиции;

2)режим работы в учебных мастерских;

3)правила поведения в общежитии и обществен­ ном месте;

4)квалификационная характеристика слесарясантехника;

5)учебный план и программа;

6)виды работ по слесарному делу (включая из­ готовление макетов и наглядных пособий);

7)виды работ по сантехнике;

8)последние достижения науки и техники в об­ ласти сантехники;

9)НОТ.

2.Закрепление материала (отвечают учащиеся) и те­

кущий инструктаж:

1)режим работы в учебных мастерских;

2)квалификационная характеристика слесарясантехника;

3)виды учебно-производственных работ по сле­ сарному курсу;

4)виды работ по сантехнике;

5)НОТ.

■III. Заключительный инструктаж:

1)отметить ответы всех отвечавших учащихся;

2)отметить достижение цели урока;

3)отметить дисциплину на уроке;

4)дать учащимся задание на дом и сообщить тему следующего урока.

Тема урока. О п и л и в а н и е

п р я м о л и н е й н ы х п л о с ­

к о с т е й и п л о с к о с т е й , с о п р я ж е н ­

ных

м е ж д у

с о б о й у г л о м , с в е р л е ­

ние

и с б о р к а

к л ю ч а «Г а л о ч к а».

Цель урока. Научить учащихся самостоятельно выпол­ нять комплекс операций по изготовлению изделий, подбирать и пользоваться техни­ ческой и технологической документацией, выполнять норму времени.

Материальное оснащение урока:

1) поковки подвижной губки трубного ключа «Га- ■лрчка» — 30 шт.;

2 ) ңапильңики плоские драчевые — 30 шт.;

87


3) напильники круглые драчевые— 30 шт.;

1

4)штангенциркули — 15 шт.;

5)линейки масштабные — 30 шт.;

6)чертилки — 30 шт.;

7)чертежи подвижной губки трубного ключа «Галочка» — 30 шт.;

8)медный купорос;

9)кисточки — 30 шт.

Учебно-производственная работа. Изготовление подвиж­ ной губки трубного ключа «Галочка».

I. Организационная часть (8 ч 30 м и н— 8 ч 33 мин) Построение учащихся на линейку, проверка наличия и внешнего вида учащихся.'

И. Вводный инструктаж (8 ч 33 мин — 9 ч 03 мин).

1.Опрос по материалу прошлого урока:

1)технология изготовления обоймы трубного клю­ ча «Галочка»;

2)техника безопасности при изготовлении обоймы трубного ключа «Галочка».

2.Изложение нового материала:

1)назначение подвижной губки трубного ключа «Галочка»; '

2)материал для изготовления подвижной губки трубного ключа «Галочка»;

3)приемы рехтовки подвижной губки;

4)приемы опиливания прямолинейных плоскостей и плоскостей, сопряженных под углом;

5)приемы разметки подвижной губки;

6)приемы сверления и клепки трубного ключа «Галочка»;

7)техника безопасности при опиливании, сверле­ нии и клепке.

3.Закрепление материала. Демонстрация учащими­ ся приемов опиливания, сверления и клепки.

III. Выдача учащимся задания и распределение по рабочим местам.

IV. Самостоятельная работа учащихся и текущий ин­ структаж (9 ч 13 м ин— 13 ч 40 мин).

Первый обход в 9 ч 30 мин. Цель обхода — проверить, все ли учащиеся приступили к работе, какие у них воз­ никли затруднения организационного характера.

Второй обход в 10 ч 45 мин. Цель обхода — проверить, правильно ли учащиеся выполняют приемы работ, пока­ занные мастером, правильно ли организовано рабочее


место и используется техническая документация, выпол­ няются ли правила техники безопасности.

Третий обход в 11 ч 45 мин. Цель обхода — контроль за выполнением ученических норм времени, соблюдени­ ем правил технологии и техники безопасности.

V. Заключительный инструктаж (13 ч 40 мин

13ч 50 мин).

1.Отметить достижение цели урока.

2.Объявить оценки.

3.Объяснить типичные ошибки, допущенные при вы­ полнении работы.

4.Отметить дисциплину на уроке.

5.Дать задание на дом. Наметить последовательность выполнения предстоящих работ, сделать чертеж вставки

ипружины.

ПОДГОТОВКА ГРУППЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОПЕРАЦИОННЫХ ТЕМ ПО САНТЕХНИКЕ

Вслед за темой «Комплексные слесарные работы» начинается изучение операционных тем по сантехнике. Изученные по слесарному делу темы определяют изуче­ ние последующих тем, так как между ними существует взаимосвязь.

Например, темы «Резание металла и труб» и «Наре­ зание резьбы» тесно связаны с темой «Соединение и раз­ борка водогазопроводных труб». На уроке производст­ венного обучения, при прохождении последней подтемы, мастер подытоживает весь материал и указывает на важ­ ность изучения этого раздела программы производствен­ ного обучения. В конце урока вывешивается сводный та­ бель оценок, полученных учащимися по каждой теме.

Табель составляется следующим образом.

29


В заключение сообщаю учащимся, что теперь они бу­ дут выполнять учебно-производственные работы вручную и на станках и даю задание — повторить общин курс сле­ сарного дела. Ввиду того, что первой будет изучаться тема ^Разборка, притирка и сборка арматуры», рекомен­ дую особенно обратить внимание па повторение темы «Притирка и доводка», а также темы «Разборка, притир­ ка и сборка арматуры»,- которую учащиеся изучили на уроках спецтехнологии. Мастер также должен подгото­ виться к урокам, подобрать необходимые материалы и инструменты, отработать приемы работы на станках, составить график перемещения учащихся по станкам, изучить методическую и техническую литературу, соста­ вить план проведения и конспект урока.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ «РАЗБОРКА, ПРИТИРКА И СБОРКА АРМАТУРЫ»

Введение. Создание материально-технической базы коммунизма основывается на широком внедрении в про­ изводство новейших достижений науки и техники, комп­ лексной механизации и автоматизации производственных процессов, обеспечивающих высокий рост производитель­ ности труда.

Технический прогресс предъявляет высокие требова­ ния к подготовке квалифицированных рабочих. Система профтехобразования призвана стать основным источни­ ком обеспечения промышленности квалифицированными рабочими, обладающими широким кругозором и специ­ альным профессиональным образованием и способными активно и творчески участвовать в построении коммуни­ стического общества.

Характеристика темы. Тема «Разборка, притирка и сборка арматуры» занимает одно из важных мест в прог­ рамме производственного обучения. Цель ее изучения — ознакомить учащихся с различными видами и основными правилами испытания арматуры и фасонных частей, на­ учить их различать и подбирать арматуру и фасонные части по виду и размерам, правильно набивать сальники

ит. п. Тема эта предусматривает: разборку и сборку во­ доразборных кранов, вентилей параллельных задвижек

игазовых кранов; набивку сальников и смену прокладок; притирку кранов и клапанов ручным и механизирован­ ным способами на приспособлении к сверлильному стаи-

30

ку В. С. Богословского, на приспособлениях к станку для притирки дисков в задвижках станка ВМС-42, а так­ же опрессовку резьбовой арматуры ручным способом и фланцевой арматуры на приспособлении Филиппова.

Приступая к изучению этой темы, учащиеся должны усвоить определенный объем знаний по резке и опилива­ нию металла и труб, сверлению, зенкованию и разверты­ ванию отверстий, должны знать материал, диаметр и назначение данной арматуры и фасонных частей. Эта те­ ма изучается в первом полугодии первого года обучения, на изучение ее отводится 18 ч.

За предусмотренные 18 ч учащиеся должны научить­ ся определять арматуру по виду и размерам, разбирать и собирать резьбовую и фланцевую арматуру, притирать пробки у пробочных кранов, клапанов, клапанов у вен­ тилей, дисков и колец пераллельных задвижек ручным способом и на приспособлениях к сверлильному станку, набивать сальники, сменять прокладки, опрессовывать арматуру и навертывать ее на трубы. Основная форма изучения этой темы — урок.

При возможности желательно организовать экскур­ сию на предприятие, где выполняются эти работы. К изу­ чению этой темы необходимо тщательно готовиться: изу­ чить техническую, педагогическую и методическую лите­ ратуру по теме, уточнить, на какие знания учащихся по спецтехнологии можно опираться в производственном обучении, определить организационные формы и методы изучения темы, подготовить учебно-материальную базу, составить график перемещения учащихся. Нужно соста­ вить также перечень необходимых материалов и инстру­

ментов. Для изучения

данной

темы нужны

следующие

материалы и инструменты:

 

 

 

1.

Краны

пробочные натяжные . . . .

15

шт.

2.

Краны

пробко-сальниковые . . . .

15

шт.

3.

Вентили

 

1"

. ............................■. . . .

15

шт.

4.

Обратные

к л а п а н ы .....................................

 

15

шт.

5.

Задвижки

параллельные 4 " ...................

6

шт.

6.

Трехходовые

к р а н ы .................................

 

15

шт.

7.

Водоразборные к р а н ы

............................

15

шт.

8.

Воротки с размером отверстий под

 

 

головки

пробок

 

............................................................

 

 

30

шт.

9. Гаечные ключи под размеры гаек от

 

 

хвостовиков п р о б о к .........................................

 

... .

15

шт.

.10. Гаечные . ключи под размеры гаек от

 

 

болтов

сальниковых крышек .

. ’ . . . - . . ,

15

шт.

31