Файл: Гринишин В.И. Организация производственного обучения слесарей-сантехников в учебных мастерских.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.08.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
10. |
Поведение группы --------------------- |
|
|
11. |
Общественно полезная работа --------------------- |
|
|
12. Потери учебного времени без уважительных причин--------- |
|||
13. Количество неуспевающих---------------- |
|
|
|
14. Заработано в фонд ученической копилки ----- |
■--------------- |
■— руб. |
15.Какие передовые методы применялись в работе----------------
16.Не выполнили нормы выработки учащ иеся----------------
17.Провели комсомольское собрание с повесткой дня----------------
18.Провели профсоюзное собрание с повесткой д н я ---------------------
19.Провели диспут, вечер отды ха--------------------
20.Организовали встречу с ---------------------
21.Провели культпоходы---------------------
22.Обсудили кинофильм, книгу, постановку---------------------
23.Провели экскурсию, турпоход---------------------
24.Провели беседы, политинформации на темы---------------------
25.Приняли участие---------------------
26.И зготови ли ---------------------
27.Работа с родителями---------------------
28.Награждения, благодарности учащимся---------------------
29.Выговоры учащ имся---------------------
30. Нарушения со стороны отдельных учащ ихся---------------------
Д р угое---------------------- |
|
Мастер группы-------------------- |
Комсорг группы---------------------- |
Староста группы-------------------- |
Профорг группы---------------------- |
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ УРОКОВ
Тема урока. Оз н а к о м л е и не у ч а щ и х с я с у ч е б- ными м а с т е р с к и м и.
Цель урока. Ознакомить учащихся с профессией слеса ря-сантехника и видами работ по сантехнике.
Место проведения урока. Учебные мастерские для слеса- рей-сантехников.
Материальное оснащение урока:
24
1. Комплект |
слесарно-монтажного |
ннйтрумеі-ttâ |
(рис. 8). |
|
|
2. Комплект эталонов на изготовляемую продукцию.
Ь............ .......
Рис. 8. Комплект слесарно-монтажного инструмента
Рис. 9. Наглядные пособия, изготовленные учащимися
3.Плакаты по водоснабжению, канализации, цент ральному отоплению, газоснабжению.
4.Наглядные пособия, изготовленные учащимися (рис. 8, 9, 10, 11).
I.Организационная часть. Вход группы в цех, пост-
25
роение на линейку, проверка наличия состава учащихся. Так как это первый урок, то я демонстрирую, как нуж но правильно проводить эту часть занятия. Показываю
Рис. 10. Действующая модель ацетиленового генератора
Рис. 11. Макет скоростного водоподогревателя
■приемы построения, прием рапорта дежурного группы. Вызываю отдельных учащихся для тренировки по сдаче рапорта. Обращаю внимание на спецодежду учащихся группы. Заранее намечаю на основании документов и беседы, кому можно временно поручить исполнение обя занностей старосты группы.
26
II. Вводный инструктаж.
1.Изложение материала темы:
1)училище и его традиции;
2)режим работы в учебных мастерских;
3)правила поведения в общежитии и обществен ном месте;
4)квалификационная характеристика слесарясантехника;
5)учебный план и программа;
6)виды работ по слесарному делу (включая из готовление макетов и наглядных пособий);
7)виды работ по сантехнике;
8)последние достижения науки и техники в об ласти сантехники;
9)НОТ.
2.Закрепление материала (отвечают учащиеся) и те
кущий инструктаж:
1)режим работы в учебных мастерских;
2)квалификационная характеристика слесарясантехника;
3)виды учебно-производственных работ по сле сарному курсу;
4)виды работ по сантехнике;
5)НОТ.
■III. Заключительный инструктаж:
1)отметить ответы всех отвечавших учащихся;
2)отметить достижение цели урока;
3)отметить дисциплину на уроке;
4)дать учащимся задание на дом и сообщить тему следующего урока.
Тема урока. О п и л и в а н и е |
п р я м о л и н е й н ы х п л о с |
|
к о с т е й и п л о с к о с т е й , с о п р я ж е н |
||
ных |
м е ж д у |
с о б о й у г л о м , с в е р л е |
ние |
и с б о р к а |
к л ю ч а «Г а л о ч к а». |
Цель урока. Научить учащихся самостоятельно выпол нять комплекс операций по изготовлению изделий, подбирать и пользоваться техни ческой и технологической документацией, выполнять норму времени.
Материальное оснащение урока:
1) поковки подвижной губки трубного ключа «Га- ■лрчка» — 30 шт.;
2 ) ңапильңики плоские драчевые — 30 шт.;
87
3) напильники круглые драчевые— 30 шт.; |
1 |
4)штангенциркули — 15 шт.;
5)линейки масштабные — 30 шт.;
6)чертилки — 30 шт.;
7)чертежи подвижной губки трубного ключа «Галочка» — 30 шт.;
8)медный купорос;
9)кисточки — 30 шт.
Учебно-производственная работа. Изготовление подвиж ной губки трубного ключа «Галочка».
I. Организационная часть (8 ч 30 м и н— 8 ч 33 мин) Построение учащихся на линейку, проверка наличия и внешнего вида учащихся.'
И. Вводный инструктаж (8 ч 33 мин — 9 ч 03 мин).
1.Опрос по материалу прошлого урока:
1)технология изготовления обоймы трубного клю ча «Галочка»;
2)техника безопасности при изготовлении обоймы трубного ключа «Галочка».
2.Изложение нового материала:
1)назначение подвижной губки трубного ключа «Галочка»; '
2)материал для изготовления подвижной губки трубного ключа «Галочка»;
3)приемы рехтовки подвижной губки;
4)приемы опиливания прямолинейных плоскостей и плоскостей, сопряженных под углом;
5)приемы разметки подвижной губки;
6)приемы сверления и клепки трубного ключа «Галочка»;
7)техника безопасности при опиливании, сверле нии и клепке.
3.Закрепление материала. Демонстрация учащими ся приемов опиливания, сверления и клепки.
III. Выдача учащимся задания и распределение по рабочим местам.
IV. Самостоятельная работа учащихся и текущий ин структаж (9 ч 13 м ин— 13 ч 40 мин).
Первый обход в 9 ч 30 мин. Цель обхода — проверить, все ли учащиеся приступили к работе, какие у них воз никли затруднения организационного характера.
Второй обход в 10 ч 45 мин. Цель обхода — проверить, правильно ли учащиеся выполняют приемы работ, пока занные мастером, правильно ли организовано рабочее
место и используется техническая документация, выпол няются ли правила техники безопасности.
Третий обход в 11 ч 45 мин. Цель обхода — контроль за выполнением ученических норм времени, соблюдени ем правил технологии и техники безопасности.
V. Заключительный инструктаж (13 ч 40 мин —
13ч 50 мин).
1.Отметить достижение цели урока.
2.Объявить оценки.
3.Объяснить типичные ошибки, допущенные при вы полнении работы.
4.Отметить дисциплину на уроке.
5.Дать задание на дом. Наметить последовательность выполнения предстоящих работ, сделать чертеж вставки
ипружины.
ПОДГОТОВКА ГРУППЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОПЕРАЦИОННЫХ ТЕМ ПО САНТЕХНИКЕ
Вслед за темой «Комплексные слесарные работы» начинается изучение операционных тем по сантехнике. Изученные по слесарному делу темы определяют изуче ние последующих тем, так как между ними существует взаимосвязь.
Например, темы «Резание металла и труб» и «Наре зание резьбы» тесно связаны с темой «Соединение и раз борка водогазопроводных труб». На уроке производст венного обучения, при прохождении последней подтемы, мастер подытоживает весь материал и указывает на важ ность изучения этого раздела программы производствен ного обучения. В конце урока вывешивается сводный та бель оценок, полученных учащимися по каждой теме.
Табель составляется следующим образом.
29
В заключение сообщаю учащимся, что теперь они бу дут выполнять учебно-производственные работы вручную и на станках и даю задание — повторить общин курс сле сарного дела. Ввиду того, что первой будет изучаться тема ^Разборка, притирка и сборка арматуры», рекомен дую особенно обратить внимание па повторение темы «Притирка и доводка», а также темы «Разборка, притир ка и сборка арматуры»,- которую учащиеся изучили на уроках спецтехнологии. Мастер также должен подгото виться к урокам, подобрать необходимые материалы и инструменты, отработать приемы работы на станках, составить график перемещения учащихся по станкам, изучить методическую и техническую литературу, соста вить план проведения и конспект урока.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ «РАЗБОРКА, ПРИТИРКА И СБОРКА АРМАТУРЫ»
Введение. Создание материально-технической базы коммунизма основывается на широком внедрении в про изводство новейших достижений науки и техники, комп лексной механизации и автоматизации производственных процессов, обеспечивающих высокий рост производитель ности труда.
Технический прогресс предъявляет высокие требова ния к подготовке квалифицированных рабочих. Система профтехобразования призвана стать основным источни ком обеспечения промышленности квалифицированными рабочими, обладающими широким кругозором и специ альным профессиональным образованием и способными активно и творчески участвовать в построении коммуни стического общества.
Характеристика темы. Тема «Разборка, притирка и сборка арматуры» занимает одно из важных мест в прог рамме производственного обучения. Цель ее изучения — ознакомить учащихся с различными видами и основными правилами испытания арматуры и фасонных частей, на учить их различать и подбирать арматуру и фасонные части по виду и размерам, правильно набивать сальники
ит. п. Тема эта предусматривает: разборку и сборку во доразборных кранов, вентилей параллельных задвижек
игазовых кранов; набивку сальников и смену прокладок; притирку кранов и клапанов ручным и механизирован ным способами на приспособлении к сверлильному стаи-
30
ку В. С. Богословского, на приспособлениях к станку для притирки дисков в задвижках станка ВМС-42, а так же опрессовку резьбовой арматуры ручным способом и фланцевой арматуры на приспособлении Филиппова.
Приступая к изучению этой темы, учащиеся должны усвоить определенный объем знаний по резке и опилива нию металла и труб, сверлению, зенкованию и разверты ванию отверстий, должны знать материал, диаметр и назначение данной арматуры и фасонных частей. Эта те ма изучается в первом полугодии первого года обучения, на изучение ее отводится 18 ч.
За предусмотренные 18 ч учащиеся должны научить ся определять арматуру по виду и размерам, разбирать и собирать резьбовую и фланцевую арматуру, притирать пробки у пробочных кранов, клапанов, клапанов у вен тилей, дисков и колец пераллельных задвижек ручным способом и на приспособлениях к сверлильному станку, набивать сальники, сменять прокладки, опрессовывать арматуру и навертывать ее на трубы. Основная форма изучения этой темы — урок.
При возможности желательно организовать экскур сию на предприятие, где выполняются эти работы. К изу чению этой темы необходимо тщательно готовиться: изу чить техническую, педагогическую и методическую лите ратуру по теме, уточнить, на какие знания учащихся по спецтехнологии можно опираться в производственном обучении, определить организационные формы и методы изучения темы, подготовить учебно-материальную базу, составить график перемещения учащихся. Нужно соста вить также перечень необходимых материалов и инстру
ментов. Для изучения |
данной |
темы нужны |
следующие |
||||
материалы и инструменты: |
|
|
|
||||
1. |
Краны |
пробочные натяжные . . . . |
15 |
шт. |
|||
2. |
Краны |
пробко-сальниковые . . . . |
15 |
шт. |
|||
3. |
Вентили |
|
1" |
. ............................■. . . . |
15 |
шт. |
|
4. |
Обратные |
к л а п а н ы ..................................... |
|
15 |
шт. |
||
5. |
Задвижки |
параллельные 4 " ................... |
6 |
шт. |
|||
6. |
Трехходовые |
к р а н ы ................................. |
|
15 |
шт. |
||
7. |
Водоразборные к р а н ы |
............................ |
15 |
шт. |
|||
8. |
Воротки с размером отверстий под |
|
|
||||
головки |
пробок |
|
............................................................ |
|
|
30 |
шт. |
9. Гаечные ключи под размеры гаек от |
|
|
|||||
хвостовиков п р о б о к ......................................... |
|
... . |
15 |
шт. |
|||
.10. Гаечные . ключи под размеры гаек от |
|
|
|||||
болтов |
сальниковых крышек . |
. ’ . . . - . . , |
15 |
шт. |
31