Файл: Володомонов Н.В. Календарь прошлое, настоящее, будущее [Текст].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.08.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
ных явлений в природе и соответствующих хозяйствен ных и бытовых мероприятий в обществе.
Как двенадцатая часть солнечного года, месяц превра
тился, таким образом, из лунной меры времени в солнеч ную, стал солнечным сезонным месяцем. Еще в Древнем Египте, задолго до юлианской реформы, двенадцатая часть года была солнечной мерой времени.
Сущность солнечного месяца как сезонной единицы
можно иллюстрировать украинскими и другими славян
скими названиями месяцев:
январь — сечень, просинец |
июль — липень |
|
февраль — лютый |
август — серпень, жнивень |
|
март — березень, сухий |
сентябрь — вересень, |
зарев |
апрель — квитень,.цветень |
октябрь — жовтень |
|
май — травень |
ноябрь — листопад |
|
июнь — червень, изок |
декабрь — грудень, студень |
|
Сечень — сечь, рубить лес; |
просинец — от слова про |
|
синь, т. е. просвет в облаках; |
изок — кузнечик; |
зарев — |
заря, зарево; грудень — мерзлые груды или грудки, т. е. комки, кочки, неровности земной поверхности.
Сезонный характер месяцев проявился и в названиях
«Республиканского календаря» французской революции
(см. гл. IV).
Сохранению в календаре месяца как двенадцатой части
года способствовала и удобная делимость 12 месяцев на полугодия, трети года, кварталы и двухмесячники. Три
надцатимесячный календарь, предлагаемый в некоторых
проектах, был бы очень неудобным, так как с ним не увя
зывалось бы ни одно из подразделений года.
Кварталы года тоже являются сезонными единицами
(зима, весна, лето, осень), но недостаточно детальными,
что и обусловило сохранение месяцев. C другой стороны,
вряд ли целесообразно уменьшать сезонную единицу вре мени, например, до 20 или 15 дней, т. е. устанавливать
в году 18 или 24 месяца. При этом исчезла бы характерная
сезонная типичность, присущая каждому из 12 месяцев. Заметим, что в Англии кроме месяцев существует еще двухнедельная единица времени — «фортнайт», но она не получила большого значения и не входит в календарную систему.
Хотя месяц по своей сущности — величина сезонная, он
оказался на данном этапе развития общества удобной и
40
нужной единицей времени также и в тех сферах жизни и деятельности людей, которые не связаны или мало связаны с сезонными явлениями. В промышленности, например,
ведется месячное оперативное планирование, учет и отчет ность, калькулирование себестоимости, составление проме жуточных балансов и т. д. Многие финансовые и расчетные операции, в том числе по зарплате, различные расписания,
месячная периодичность большинства издаваемых журна
лов — все это и многое другое утверждает целесообраз ность и необходимость такой единицы времени.
Итак, по вопросу о месяцах имеются две альтернативы,
отраженные в многочисленных проектах: сохранение 12 месяцев в году либо переход на 13 месяцев по 28 дней.
В пользу последней можно привести только один аргу мент — увязка недель с месяцами при сохранении семи дневной недели.
Чтобы сделать правильный выбор, нужно прежде всего уяснить различие в самой сущности месяца и недели.
Если месяц сохранился как сезонная единица, связанная с явлениями природы, то неделя — как цикл труда и отды ха, т. е. как общественно-производственная, социальная единица времени. Но с развитием производительных сил и социальным прогрессом норма труда и отдыха изменяется.
Следовательно, продолжительность недели в исторической перспективе нельзя считать постоянной. А поэтому нельзя класть в основание структуры непостоянную в перспективе семидневную неделю и подчинять ей продолжительность
месяца. Если учесть при этом отсутствие делителей у числа
13, что исключает удобное разделение года на полугодия,
трети, кварталы и двухмесячники, то вторая альтернатива безусловно отпадает, а 12-месячный год остается как един ственно приемлемый и целесообразный.
В свете такого решения нужно рассматривать вопрос
о продолжительности недели.
Выше было отмечено (см. гл. I), что, хотя неделя
возникла на основе астрономического явления, она прошла через тысячелетия как норма труда и отдыха: шесть дней работать, седьмой отдыхать. Именно в этом заключен основной смысл и значение недели, а церковное оформле ние ее в иудейской, мусульманской, христианской и дру гих религиях лишь закрепляло эту норму.
Современная научно-техническая революция привела
к резкому повышению производительности труда во всех
41
отраслях народного хозяйства и к изменению этой тысяче летней нормы. В странах, перешедших на два выходных дни отдыха составляют уже не седьмую долю. Однако это
изменение не только не привело пока к сокращению семи дневной недели, а, наоборот, как бы временно укрепило ее.
|
Но |
должно |
быть совершенно ясно, что перспективы |
|
дальнейшего |
усовершенствования календаря лежат |
|||
в |
направлении |
изменения продолжительности не месяца, |
||
а |
недели как потенциально переменной социальной вели |
|||
чины. |
Все проекты |
13-месячного года, сохраняющие на |
||
всегда |
семидневную |
неделю, не имеют никакой перспек |
||
тивы. |
|
|
|
В проектных вариантах календаря с 12 месяцами пред лагаются недели пятидневные, шестидневные и десяти дневные. Если учесть общее ускорение ритма обществен
ной и личной жизни во всех ее сферах и повышение доли дней отдыха, можно сделать вывод о малой перспектив ности вариантов с увеличением недели до десяти дней. Тем более что кратность декады и месяца (число 3) мала с точки зрения соотношения единицы низшего и высшего
порядка.
При выборе между шести- и пятидневными неделями
необходим расчет. C переходом на два выходных доля этих дней составляет 28,5 %, а с учетом праздничных — 30 %, т. е. приближается к трети. Доля же рабочих дней — 70%.
Для повышения доли дней отдыха до трети за счет уве
личения производительности труда в рабочие дни нужно лишь на несколько процентов увеличить нынешнюю произ водительность труда, что в наше время осуществляется довольно быстро. Следовательно, уже в предвидимом буду щем созреют экономические предпосылки для шестиднев
ной недели с двумя выходными днями. Мы не касаемся во проса о продолжительности рабочего дня, условно прини мая ее при данном общем анализе величиной постоянной.
Такая шестидневная неделя перспективна не только потому, что мы уже почти подошли к ней по развитию производительных сил и уровню общественной производи
тельности труда. Она очень удобна и в структурном отно шении благодаря делителям 3 и 2 числа 6. В пределах такой календарной структуры при этой же норме труда и отдыха можно применять трехдневный цикл с двумя рабо чими днями и одним выходным, или шестидневный —
с четырьмя рабочими днями и двумя выходными.
42
Различные страны с разными природными, производ ственными и культурно-бытовыми условиями могли бы выбрать из трех вариантов (6, 3 и 2 дня) и установить у себя соответствующий своим экономико-географическим условиям цикл при единой всемирной шестидневной не деле.
Таким образом, календарь с шестидневной неделей бла годаря своей гибкости был бы более приемлемым в гло
бальном аспекте, что облегчило бы осуществление ре формы.
Пятидневная неделя не дает таких возможностей, хотя и решает структурную проблему календаря при 30-днев-
ных месяцах. Преимущество пятидневной недели в удоб стве подразделения месяца на две и три части. Учитывая, что декада, вероятно, сохранится как вспомогательная еди ница времени (подобно английскому двухнедельникуфортнайт), пятидневки увязывались бы как с месяцами,
так и с декадами.
При сравнительной оценке нужно также учесть, что для перехода на шестидневную неделю требуется мень шее изменение — исключение из недели одного дня, а не
двух. Это имеет немаловажное значение с точки зрения
нарушения традиций, обычаев и привычек.
Сопоставляя все факторы, мы приходим к выводу, что в предвидимом будущем более перспективной является шестидневная неделя. Однако не исключено, что в более отдаленной исторической перспективе вариант с пяти дневной неделей может получить какие-то преимущест ва. Оба они решают структурную проблему календаря и
поэтому приемлемы.
Наконец, рассмотрим вопрос о размещении дополни тельных дней, остающихся при выравнивании месяцев.
При 30-дневных месяцах таких дней остается пять, а в високосном году — шесть.
Обратим внимание, что рассматриваемые в этой гла
ве. структурные преобразования календаря являются как бы продолжением изложенного в предыдущей главе про- екта-минимум и представляют собой следующий этап усо вершенствования календаря.
G учетом того, что в проекте-минимум один из допол нительных дней уже фиксирован в виде нулевого января,
остаются четыре дня, которые требуется разместить, а
также високоспый день.
43
В различных проектных вариантах этот вопрос реша ется либо отнесением всех дополнительных дней на конец года, либо рассредоточением их. В последнем случае они
обычно распределяются по кварталам и включаются в пер
вые либо в последние месяцы каждого квартала.
При решении этого вопроса нужно учитывать два тре
бования: во-первых, минимальное перемещение дат и, вовторых, простоту и удобство. Очевидно, первому требова
нию удовлетворяет размещение дополнительных дней по кварталам. C точки зрения простоты и удобства это тоже лучший вариант. Ведь образование особой пяти-шести- дневной единицы времени сверх 12 месяцев нарушило бы стройность календарной системы, усложнило бы датирова ние и привело бы ко многим неудобствам в планировании, учете, расчетах и т. д. Выше мы видели, что дополнитель ные дни относились на конец года в Древнем Египте, во Франции в 1793—1805 гг., а в настоящее время такой по рядок действует в Эфиопии. Там эти пять-шесть дней со ставляют 13-й месяц, за который не выплачивается жало
ванье государственным служащим. Многие в Эфиопии счи тают такой 13-месячный год анахронизмом, однако тра диции и религия стоят на пути перехода страны к гри горианскому календарю *.
Таким образом, правильным проектным решением бы ло бы размещение дополнительных дней по кварталам. Наиболее естественным и удобным было бы размещение их не в конце первых месяцев каждого квартала (как в проекте ООН), а на границе между кварталами. Эти дни
знаменовали бы собой окончание одного квартала и пере
ход к другому, были бы использованы для подведения ито гов деятельности за квартал.
Ввиду того что каждый день года должен иметь свою
дату, необходимо датировать и дополнительные дни, при
числить их к кварталам и месяцам. Рассматривая их как завершающие дни кварталов, естественно поместить по од ному дню в конце марта, июня, сентября и декабря, при своив им число 31. Само собой разумеется, что эти четыре дня, как и 0 января, должны быть изъяты из недельного
счета. Таким образом, 7 месяцев в году имели бы по
30 дней и 5 месяцев по 31 дню. При этом два дополнитель-
’ «Правда», 12 сентября 1972 г.
44
йых дня были бы смежными (31 декабря и О января). Та
кое сочетание не является недостатком структуры, так как переход из одного года в другой — событие более значи тельное во всех отношениях, чем переход между кварта лами. Итак, из 5 дополнительных дней 4 были бы в конце кварталов и 1 — в начале года. Заметим, что размещение
дополнительных дней в конце кварталов не ново. Оно при менялось в древнем «Кумранском календаре», действовав шем более двух тысячелетий тому назад на Ближнем Во
стоке.
Таким образом достигается предельно возможное вы равнивание числа дней по кварталам: в первом квартале
92, а в остальных — по 91. Полное выравнивание числа дней в месяцах было бы возможно только при установле нии в конце года особой единицы времени из 5 дней. По
скольку же такой календарь вряд ли приемлем, нужно при звать невозможность полного выравнивания дней в 12 ме сяцах. Пять из них всегда будут содержать по одному дню сверх 30.
Руководствуясь принципом минимального перемеще ния дат, високосный день вместо 29 февраля следует уста
новить 31 февраля, также не включая его в недельный счет. Нередко в подтверждение сложности календарной про
блемы ссылаются на существование сотен проектов кален даря. Конечно, сочетая различные элементы проектов и их варианты, как более, так и менее приемлемые, можно по лучить большое число комбинаций. Это число еще увели чивается за счет предложений, кажущаяся новизна кото рых достигнута при помощи введения несущественных
внешних особенностей, новых названий или символов, ли бо предложений, явно неприемлемых или просто непроду манных.
Неприемлемыми, например, нужно считать предложе
ния о перенесении начала года на один из астрономиче
ских моментов. Современные сторонники перенесения обычно предлагают в качестве начального момент зимне го солнцестояния. Выше было показано и проиллюстриро вано на примере «Республиканского календаря» Француз ской революции, к каким отрицательным последствиям приводит жесткая привязка календаря к какому-либо из
астрономических моментов. Но перенесение начала года и с гибкой привязкой не дало бы ничего хорошего — это рав
носильно созданию еще одного нового стиля с перемеще-
45
кием всех дат и сопутствующими отрицательными явле ниями. Практического же значения привязка начала года
к астрономическому моменту не имеет.
Примером непродуманных проектов являются предло жения присвоить дополнительным дням названия «день еѳсны», «день лета», «день осени» и «день зимы», не при сваивая им никакой даты. Авторы таких проектов всемир ного календаря забывают, что в северном и южном полу
шарии времена года (сезоны) не совпадают. Дату же (чис ло, месяц) должен иметь всякий день года.
Некоторые проекты очень смело, фантастически пе рекраивают действующий календарь. Иные представля ют собой по существу варианты вечного календаря, т. е.
способа определения дней недели для заданных дат. Ес ли учесть такие материалы, то получится, вероятно, не сдна сотня проектов. Но задача заключается не в учете и накоплении проектов, а в анализе возможных решений по компонентам структуры календаря.
Приведенный здесь элементарный анализ показывает,
что при всей разноречивости по вопросу о реформе кален даря вполне возможно найти оптимальные решения и со
ставить оптимальный проект коренного усовершенствова
ния внутренней структуры действующего календаря.
Но это в будущем. В настоящее же время нет перспек тив для такой радикальной реформы. Поэтому автор кни ги и предлагает проект-минимум, который, по его убежде нию, может быть осуществлен в настоящее время.