Файл: Володомонов Н.В. Календарь прошлое, настоящее, будущее [Текст].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.08.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ных явлений в природе и соответствующих хозяйствен­ ных и бытовых мероприятий в обществе.

Как двенадцатая часть солнечного года, месяц превра­

тился, таким образом, из лунной меры времени в солнеч­ ную, стал солнечным сезонным месяцем. Еще в Древнем Египте, задолго до юлианской реформы, двенадцатая часть года была солнечной мерой времени.

Сущность солнечного месяца как сезонной единицы

можно иллюстрировать украинскими и другими славян­

скими названиями месяцев:

январь — сечень, просинец

июль — липень

 

февраль — лютый

август — серпень, жнивень

март — березень, сухий

сентябрь — вересень,

зарев

апрель — квитень,.цветень

октябрь — жовтень

 

май — травень

ноябрь — листопад

 

июнь — червень, изок

декабрь — грудень, студень

Сечень — сечь, рубить лес;

просинец — от слова про­

синь, т. е. просвет в облаках;

изок — кузнечик;

зарев —

заря, зарево; грудень — мерзлые груды или грудки, т. е. комки, кочки, неровности земной поверхности.

Сезонный характер месяцев проявился и в названиях

«Республиканского календаря» французской революции

(см. гл. IV).

Сохранению в календаре месяца как двенадцатой части

года способствовала и удобная делимость 12 месяцев на полугодия, трети года, кварталы и двухмесячники. Три­

надцатимесячный календарь, предлагаемый в некоторых

проектах, был бы очень неудобным, так как с ним не увя­

зывалось бы ни одно из подразделений года.

Кварталы года тоже являются сезонными единицами

(зима, весна, лето, осень), но недостаточно детальными,

что и обусловило сохранение месяцев. C другой стороны,

вряд ли целесообразно уменьшать сезонную единицу вре­ мени, например, до 20 или 15 дней, т. е. устанавливать

в году 18 или 24 месяца. При этом исчезла бы характерная

сезонная типичность, присущая каждому из 12 месяцев. Заметим, что в Англии кроме месяцев существует еще двухнедельная единица времени — «фортнайт», но она не получила большого значения и не входит в календарную систему.

Хотя месяц по своей сущности — величина сезонная, он

оказался на данном этапе развития общества удобной и

40


нужной единицей времени также и в тех сферах жизни и деятельности людей, которые не связаны или мало связаны с сезонными явлениями. В промышленности, например,

ведется месячное оперативное планирование, учет и отчет­ ность, калькулирование себестоимости, составление проме­ жуточных балансов и т. д. Многие финансовые и расчетные операции, в том числе по зарплате, различные расписания,

месячная периодичность большинства издаваемых журна­

лов — все это и многое другое утверждает целесообраз­ ность и необходимость такой единицы времени.

Итак, по вопросу о месяцах имеются две альтернативы,

отраженные в многочисленных проектах: сохранение 12 месяцев в году либо переход на 13 месяцев по 28 дней.

В пользу последней можно привести только один аргу­ мент — увязка недель с месяцами при сохранении семи­ дневной недели.

Чтобы сделать правильный выбор, нужно прежде всего уяснить различие в самой сущности месяца и недели.

Если месяц сохранился как сезонная единица, связанная с явлениями природы, то неделя — как цикл труда и отды­ ха, т. е. как общественно-производственная, социальная единица времени. Но с развитием производительных сил и социальным прогрессом норма труда и отдыха изменяется.

Следовательно, продолжительность недели в исторической перспективе нельзя считать постоянной. А поэтому нельзя класть в основание структуры непостоянную в перспективе семидневную неделю и подчинять ей продолжительность

месяца. Если учесть при этом отсутствие делителей у числа

13, что исключает удобное разделение года на полугодия,

трети, кварталы и двухмесячники, то вторая альтернатива безусловно отпадает, а 12-месячный год остается как един­ ственно приемлемый и целесообразный.

В свете такого решения нужно рассматривать вопрос

о продолжительности недели.

Выше было отмечено (см. гл. I), что, хотя неделя

возникла на основе астрономического явления, она прошла через тысячелетия как норма труда и отдыха: шесть дней работать, седьмой отдыхать. Именно в этом заключен основной смысл и значение недели, а церковное оформле­ ние ее в иудейской, мусульманской, христианской и дру­ гих религиях лишь закрепляло эту норму.

Современная научно-техническая революция привела

к резкому повышению производительности труда во всех

41


отраслях народного хозяйства и к изменению этой тысяче­ летней нормы. В странах, перешедших на два выходных дни отдыха составляют уже не седьмую долю. Однако это

изменение не только не привело пока к сокращению семи­ дневной недели, а, наоборот, как бы временно укрепило ее.

 

Но

должно

быть совершенно ясно, что перспективы

дальнейшего

усовершенствования календаря лежат

в

направлении

изменения продолжительности не месяца,

а

недели как потенциально переменной социальной вели­

чины.

Все проекты

13-месячного года, сохраняющие на­

всегда

семидневную

неделю, не имеют никакой перспек­

тивы.

 

 

 

В проектных вариантах календаря с 12 месяцами пред­ лагаются недели пятидневные, шестидневные и десяти­ дневные. Если учесть общее ускорение ритма обществен­

ной и личной жизни во всех ее сферах и повышение доли дней отдыха, можно сделать вывод о малой перспектив­ ности вариантов с увеличением недели до десяти дней. Тем более что кратность декады и месяца (число 3) мала с точки зрения соотношения единицы низшего и высшего

порядка.

При выборе между шести- и пятидневными неделями

необходим расчет. C переходом на два выходных доля этих дней составляет 28,5 %, а с учетом праздничных — 30 %, т. е. приближается к трети. Доля же рабочих дней — 70%.

Для повышения доли дней отдыха до трети за счет уве­

личения производительности труда в рабочие дни нужно лишь на несколько процентов увеличить нынешнюю произ­ водительность труда, что в наше время осуществляется довольно быстро. Следовательно, уже в предвидимом буду­ щем созреют экономические предпосылки для шестиднев­

ной недели с двумя выходными днями. Мы не касаемся во­ проса о продолжительности рабочего дня, условно прини­ мая ее при данном общем анализе величиной постоянной.

Такая шестидневная неделя перспективна не только потому, что мы уже почти подошли к ней по развитию производительных сил и уровню общественной производи­

тельности труда. Она очень удобна и в структурном отно­ шении благодаря делителям 3 и 2 числа 6. В пределах такой календарной структуры при этой же норме труда и отдыха можно применять трехдневный цикл с двумя рабо­ чими днями и одним выходным, или шестидневный —

с четырьмя рабочими днями и двумя выходными.

42


Различные страны с разными природными, производ­ ственными и культурно-бытовыми условиями могли бы выбрать из трех вариантов (6, 3 и 2 дня) и установить у себя соответствующий своим экономико-географическим условиям цикл при единой всемирной шестидневной не­ деле.

Таким образом, календарь с шестидневной неделей бла­ годаря своей гибкости был бы более приемлемым в гло­

бальном аспекте, что облегчило бы осуществление ре­ формы.

Пятидневная неделя не дает таких возможностей, хотя и решает структурную проблему календаря при 30-днев-

ных месяцах. Преимущество пятидневной недели в удоб­ стве подразделения месяца на две и три части. Учитывая, что декада, вероятно, сохранится как вспомогательная еди­ ница времени (подобно английскому двухнедельникуфортнайт), пятидневки увязывались бы как с месяцами,

так и с декадами.

При сравнительной оценке нужно также учесть, что для перехода на шестидневную неделю требуется мень­ шее изменение — исключение из недели одного дня, а не

двух. Это имеет немаловажное значение с точки зрения

нарушения традиций, обычаев и привычек.

Сопоставляя все факторы, мы приходим к выводу, что в предвидимом будущем более перспективной является шестидневная неделя. Однако не исключено, что в более отдаленной исторической перспективе вариант с пяти­ дневной неделей может получить какие-то преимущест­ ва. Оба они решают структурную проблему календаря и

поэтому приемлемы.

Наконец, рассмотрим вопрос о размещении дополни­ тельных дней, остающихся при выравнивании месяцев.

При 30-дневных месяцах таких дней остается пять, а в високосном году — шесть.

Обратим внимание, что рассматриваемые в этой гла­

ве. структурные преобразования календаря являются как бы продолжением изложенного в предыдущей главе про- екта-минимум и представляют собой следующий этап усо­ вершенствования календаря.

G учетом того, что в проекте-минимум один из допол­ нительных дней уже фиксирован в виде нулевого января,

остаются четыре дня, которые требуется разместить, а

также високоспый день.

43

В различных проектных вариантах этот вопрос реша­ ется либо отнесением всех дополнительных дней на конец года, либо рассредоточением их. В последнем случае они

обычно распределяются по кварталам и включаются в пер­

вые либо в последние месяцы каждого квартала.

При решении этого вопроса нужно учитывать два тре­

бования: во-первых, минимальное перемещение дат и, вовторых, простоту и удобство. Очевидно, первому требова­

нию удовлетворяет размещение дополнительных дней по кварталам. C точки зрения простоты и удобства это тоже лучший вариант. Ведь образование особой пяти-шести- дневной единицы времени сверх 12 месяцев нарушило бы стройность календарной системы, усложнило бы датирова­ ние и привело бы ко многим неудобствам в планировании, учете, расчетах и т. д. Выше мы видели, что дополнитель­ ные дни относились на конец года в Древнем Египте, во Франции в 1793—1805 гг., а в настоящее время такой по­ рядок действует в Эфиопии. Там эти пять-шесть дней со­ ставляют 13-й месяц, за который не выплачивается жало­

ванье государственным служащим. Многие в Эфиопии счи­ тают такой 13-месячный год анахронизмом, однако тра­ диции и религия стоят на пути перехода страны к гри­ горианскому календарю *.

Таким образом, правильным проектным решением бы­ ло бы размещение дополнительных дней по кварталам. Наиболее естественным и удобным было бы размещение их не в конце первых месяцев каждого квартала (как в проекте ООН), а на границе между кварталами. Эти дни

знаменовали бы собой окончание одного квартала и пере­

ход к другому, были бы использованы для подведения ито­ гов деятельности за квартал.

Ввиду того что каждый день года должен иметь свою

дату, необходимо датировать и дополнительные дни, при­

числить их к кварталам и месяцам. Рассматривая их как завершающие дни кварталов, естественно поместить по од­ ному дню в конце марта, июня, сентября и декабря, при­ своив им число 31. Само собой разумеется, что эти четыре дня, как и 0 января, должны быть изъяты из недельного

счета. Таким образом, 7 месяцев в году имели бы по

30 дней и 5 месяцев по 31 дню. При этом два дополнитель-

’ «Правда», 12 сентября 1972 г.

44


йых дня были бы смежными (31 декабря и О января). Та­

кое сочетание не является недостатком структуры, так как переход из одного года в другой — событие более значи­ тельное во всех отношениях, чем переход между кварта­ лами. Итак, из 5 дополнительных дней 4 были бы в конце кварталов и 1 — в начале года. Заметим, что размещение

дополнительных дней в конце кварталов не ново. Оно при­ менялось в древнем «Кумранском календаре», действовав­ шем более двух тысячелетий тому назад на Ближнем Во­

стоке.

Таким образом достигается предельно возможное вы­ равнивание числа дней по кварталам: в первом квартале

92, а в остальных — по 91. Полное выравнивание числа дней в месяцах было бы возможно только при установле­ нии в конце года особой единицы времени из 5 дней. По­

скольку же такой календарь вряд ли приемлем, нужно при­ звать невозможность полного выравнивания дней в 12 ме­ сяцах. Пять из них всегда будут содержать по одному дню сверх 30.

Руководствуясь принципом минимального перемеще­ ния дат, високосный день вместо 29 февраля следует уста­

новить 31 февраля, также не включая его в недельный счет. Нередко в подтверждение сложности календарной про­

блемы ссылаются на существование сотен проектов кален­ даря. Конечно, сочетая различные элементы проектов и их варианты, как более, так и менее приемлемые, можно по­ лучить большое число комбинаций. Это число еще увели­ чивается за счет предложений, кажущаяся новизна кото­ рых достигнута при помощи введения несущественных

внешних особенностей, новых названий или символов, ли­ бо предложений, явно неприемлемых или просто непроду­ манных.

Неприемлемыми, например, нужно считать предложе­

ния о перенесении начала года на один из астрономиче­

ских моментов. Современные сторонники перенесения обычно предлагают в качестве начального момент зимне­ го солнцестояния. Выше было показано и проиллюстриро­ вано на примере «Республиканского календаря» Француз­ ской революции, к каким отрицательным последствиям приводит жесткая привязка календаря к какому-либо из

астрономических моментов. Но перенесение начала года и с гибкой привязкой не дало бы ничего хорошего — это рав­

носильно созданию еще одного нового стиля с перемеще-

45

кием всех дат и сопутствующими отрицательными явле­ ниями. Практического же значения привязка начала года

к астрономическому моменту не имеет.

Примером непродуманных проектов являются предло­ жения присвоить дополнительным дням названия «день еѳсны», «день лета», «день осени» и «день зимы», не при­ сваивая им никакой даты. Авторы таких проектов всемир­ ного календаря забывают, что в северном и южном полу­

шарии времена года (сезоны) не совпадают. Дату же (чис­ ло, месяц) должен иметь всякий день года.

Некоторые проекты очень смело, фантастически пе­ рекраивают действующий календарь. Иные представля­ ют собой по существу варианты вечного календаря, т. е.

способа определения дней недели для заданных дат. Ес­ ли учесть такие материалы, то получится, вероятно, не сдна сотня проектов. Но задача заключается не в учете и накоплении проектов, а в анализе возможных решений по компонентам структуры календаря.

Приведенный здесь элементарный анализ показывает,

что при всей разноречивости по вопросу о реформе кален­ даря вполне возможно найти оптимальные решения и со­

ставить оптимальный проект коренного усовершенствова­

ния внутренней структуры действующего календаря.

Но это в будущем. В настоящее же время нет перспек­ тив для такой радикальной реформы. Поэтому автор кни­ ги и предлагает проект-минимум, который, по его убежде­ нию, может быть осуществлен в настоящее время.