Файл: Банин А.П. Экспертная оценка эффективности новой техники в строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

дено сравнение технико-экономических показателей ва­ риантов механизмов.

Основные преимущества новой конструкции по срав­ нению с эталоном заключаются: в высокой производи­ тельности за счет применения рабочего органа непре­ рывного действия, а также за счет большой мощности

Рис. 1. Поперечное сечение траншеи (и отвала грунта) при разработке ее одноковшовым экскаватором Э-652А

Рис. 2. Поперечное сечение траншем при разработке ее роторным экскаватором ЭР-7Е (пунктирные линии и штриховка) и последующей доработке одноковшовым экскаватором Э-652А

37

Т а б л и ц а 3

Сравнительные характеристики вариантов механизмов

С

Технико-экономические

Единица измерения

показатели

с

 

£

 

 

 

 

1

В е с .....................................

 

 

кг

2

Двигатель:

 

 

 

 

марка .........................

 

 

 

 

мощность

.

л. с.

3

Параметры

 

разрабаты­

 

ваемой траншеи:

 

 

ширина

......................

 

м

 

глубина

(максималь­

 

ная) .............................

 

 

»

4

Теоретическая

произво­

 

дительность

(макси­

 

мальная)

......................

 

м31'1

5

Емкость ковша . . .

. мг

6

Количество

 

зубьев

на

 

рабочем органе . .

шт.

7

Численность

звена . .

. чел.

S

Оптовая ц ен а....................

руб.

Одноковшовый экскаватор Э-652А

Роторный экскаватор ЭР-7Е

Бульдозер Д-271

Роторный экскаватор ЭТР-231

21 250

25 300

13 430

35 450

Д -108-1

Д-108

Д-108

У1Д6-

82

1С8

108

-250ТК

250

_

1,4

_

1,7

 

 

1,8 ■ 2,3

 

500

_

800

 

 

 

0,65

46

42

2

2

1

2

12 000

17 770

5250

35 000

П р и м е ч а й и е. Обоснование

значении технико-экономических

характеристик

принято: пп. 1-—6 — по технической характеристике,

приведенной в

приложениях 2—5,

п. 7 — по калькуляциям стоимо­

сти машино-смен в приложениях 2—5; п. 8 — для механизмов:

Э-652А

— по прейскуранту № 22-01, 1967 г., п. 01—030;

ЭР-7Е

»

»

№ 22-01, 1967 г., п. 10—002;

Д-271

»

»

№ 21-01, ч. II, п. 13—038 (трактор)

 

 

 

 

и №22-01, п. 05—010 (бульдозерное

ЭТР-231

 

 

 

оборудование);

— по справке Московского экспериментального заво­

 

 

да,

приложенной к расчету, в которой указано,

 

 

что оптовая цена экскаватора составляет 35 тыс-

 

 

руб.

 

 

33


двигателя; в возможности разработки тяжелых и мерз­ лых грунтов; в невысоком уровне динамических нагрузок на трансмиссию; в простоте и легкости управления бла­ годаря применению электропривода; в сокращении ко­ личества машин, необходимых для разработки траншей для трубопровода диаметром 1220 мм\ в уменьшении объема земляных работ при разработке и засыпке траншеи.

с»

о

 

Тб

 

Рис. 3.

Поперечное

сечение траншеи (и отвала грунта)

при

разработке ее

роторным экскаватором ЭТР-231

Значительное увеличение линейной производительно­ сти экскаватора ЭТР-231 приводит к снижению себе­ стоимости разработки и засыпки 1 км траншеи под тру­ бопровод диаметром 1220 мм, а также к сокращению трудоемкости и снижению удельных капитальных вложе­

ний.

Производительность сравниваемых вариантов рас­ считана при работе в грунтах II группы.

Исходный вариант — эталон

А. Разработка траншеи одноковшовым экскаватором Э-652А с обратной лопатой на полную глубину — 2,3 м

(Госстрой СССР, ЕНиР,

сб. 2, вып.

1, § 2—1—2,

табл. 2, поз. 5—3, Стройиздат, 1964).

эксплуатацион­

Производительность среднесменная

ная:

 

 

 

 

6,82 • 0,7 = f p ^

= 42 м,

или 0,042 км,

где 1,55— норма времени

на

разработку

100 мъ труп

та II группы в 1

ч;

 

 

 

39



7,36 — образуемое составными периметра (1,7-2,3 +

 

+ 1,5 -2,3) сечение траншеи,

отрываемой од­

 

ноковшовым

экскаватором (согласно

приня­

6,82

той схеме), в ж2;

рабочей

смены

— средняя

продолжительность

0,7

в ч;

 

коэффициент от

производствен­

— переходный

 

ной часовой

нормы выработки (эксплуата­

 

ционной

производительности)

к сметной.

Исходя из того

что

среднее перевыполнение

дирек­

тивных норм выработки одноковшовыми экскаваторами за 1969 и 1970 гг. составляло 30%, производительность в смену была принята в размере 0,042-1,3 = 0,055 км.

Производительность экскаватора за год составит

0,055 ■250 = 14 км,

где 250 — продолжительность работы одноковшового эк­ скаватора в году на строительстве маги­ стральных трубопроводов в сменах (см. «Ме­ тодические указания определения сметной стоимости машино-смен строительных машин и оборудования», приложение 1, стр. 106,

п. 60Б-6).

Производительность, равная 14 км в год, соответст­ вует плановому заданию по использованию одноковшо­ вых экскаваторов на 1969—1970 гг. по министерству —

158—160 тыс. ж3 грунта в год на

1 ж3

емкости ковша.

В пересчете на емкость

ковша

данного

экскаватора

(0,65 ж3)

задание

в

год

составит

103

тыс ж3, или

103 : 7,36 =

14 км (где 7,36 — сечение траншеи в ж2 под

трубопровод диаметром 1220 мм).

 

 

экскаватором

Б. Разработка

траншеи

роторным

ЭР-7Е на глубину 1,8 ж с последующей доработкой тран­ шеи до глубины 2,3 ж одноковшовым экскаватором Э-652А.

1) Рытье траншеи роторным экскаватором ЭР-7Е на полную глубину без откосов («Производственные нормы и расценки на механизированные земляные работы». ЦНИИСтройгаз, 1966, § 1-А, табл. 1, поз. 10—5).

Производительность

среднесменная

эксплуатацион­

ная:

 

 

 

- р р 6,82-0,7 =

318 ж, или 0,318 км,

где 1,5 — норма

времени на рытье 100 ж траншеи в

грунтах

II группы на полную

глубину в ч;

40


6,82 — средняя продолжительность рабочей

смены

в ч;

 

0,7 — переходный коэффициент от эксплуатацион­

ной производительности к сметной.

 

Производительность экскаватора за год составит

0,318- 250-0,7 = 56 км,

 

где 250 — продолжительность работы роторных

экска­

ваторов в году в сменах («Методические ука­ зания», приложение 1. стр, 103, п. 57В-6);

0,7 — коэффициент возможного использования ро­ торных экскаваторов в трассовых условиях (принимается по согласованию с Управлени­ ем механизации строительства).

2) Доработка траншеи до глубины 2,3 м шириной по дну 1,7 м одноковшовым экскаватором Э-652А, оборудо­

ванным обратной лопатой.

-

 

эксплуатацион­

Производительность среднесменная

ная:

 

 

 

 

1,55 (7,36-2,52) 6,82-0,7 =

 

64 М’ ИЛИ 0,64 КМ'

где 1,55 — норма времени

на

разработку

100 м3

грунта

II группы в ч;

 

получаемой

после доработ­

7,36 — сечение траншеи,

ки ее одноковшовым экскаватором

Э-652А,

в м2\

2,52 — сечение траншеи после разработки ее ротор­ ным экскаватором в м2.

С учетом перевыполнения норм выработки одноков­ шовыми экскаваторами в размере 30% производитель­ ность в смену составит:

0,064-1,3 = 0,083/ел.

Производительность экскаватора в год будет равна:

0,083-250 = 21 км.

В расчете не учитывается планировка поверхности

'грунта перед работой роторного экскаватора и перед­ вижка отвала грунта роторного экскаватора от тран­ шеи на расстояние 1 м, поскольку бульдозер Д-271 име­ ет высокую производительность и выполнение этих опе­ раций не будет отрицательно сказываться на темпе ра­ бот экскаватора.

41