Файл: Банин А.П. Экспертная оценка эффективности новой техники в строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

423-71), утвержденной Госстроем СССР 31

мая 1971 г.

и введенной в действие с 1 июля 1971 г.;

экономиче­

типовым макетом проведения расчетов

ской эффективности внедрения новой техники, состав­ ленным для конкретной подотрасли строительства.

Так, в Министерстве строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР действует типовой макет структу­ ры, содержания и документального оформления расчетов экономи­ ческой эффективности и предложений по премированию из центра­ лизованного фонда министерства за создание н внедрение новой

специальной строительной техники, оборудования, приборов и га­ зовой аппаратуры — «МЭП-68». Документ рекомендован техниче­ ским управлением министерства в качестве руководящего матери­ ала для организаций и предприятий ведомства при представлении предложений по премированию из централизованного фонда. В на­ стоящее время этот документ пересматривается в связи с разра­ боткой типовой методики и выходом в свет Инструкции Госстроя

СССР СН 423-71.

Расчеты экономической эффективности внедрения но­ вой техники должны содержать следующую технико­ экономическую информацию;

краткое описание и основные технические сведения

о разработанном образце

новой техники

с указанием

новизны технического решения или его элементов;

технико-экономические

преимущества

новой техни­

ки над заменяемой;

 

 

проектные технико-экономические и эксплуатацион­ ные показатели изделия новой техники;

выбор, описание и обоснование эталона сравнения; определение измерителя производительности вариан­

тов; определение производительности сравниваемых ва­

риантов; - калькуляцию сметной стоимости машино-смен срав­

ниваемых вариантов; сравнительные фактические технико-экономические и

эксплуатационные показатели сравниваемых вариантов на принятый измеритель (для нового изделия показа­ тели должны быть получены на основе испытаний в производственных условиях);

данные об условиях испытаний и объеме работ, вы­ полненных при этом опытным образцом;

определение экономических показателей сравнитель­ ной эффективности вариантов на принятый измеритель; определение годового экономического эффекта на од­

ну машину или изделие новой техники.

30


К расчетам экономической эффективности внедрения новой техники должны прилагаться следующие обосно­ вывающие документы:

калькуляция оптовой цены изделия, составленная заводом-изготовителем;

справка завода-изготовителя об объеме выпуска из­ делий новой техники на расчетный год; .

справка от организации о фактическом объеме внед­ рения новой техники-в расчетном году;

акт заводских испытаний; протокол испытаний опытного образца в производст­

венных условиях; эталонная схема технологии производства работ;

схема технологии производства работ для образца новой техники;

техническое задание на проектирование с технологи­ ческими требованиями;

справка о фактических затратах на проектирование, изготовление и испытание опытного образца (образцов) новой техники.

Расчеты экономической эффективности внедрения но­ вой техники подписываются начальником проектноконструкторской организации, главным конструктором, начальником отдела экономических обоснований и ис­ полнителями, утверждаются начальником вышестоящей организации и заверяются печатями. Вся прилагаемая к расчету документация должна иметь подписи ответ­ ственных лиц, заверенные печатями. Это требование особенно важно в отношении документов, подтвержда­ ющих объемы внедрения, за счет которых в основном и образуется экономия.

В отдельных случаях экспертиза может потребовать представления дополнительной документации, подтвер­ ждающей объемы внедрения, например копии рабочих чертежей, планов трасс и других документов, на основа­ нии которых были определены объемы внедрения, сметы или выписки из смет.на строительство объектов, где бы­ ло внедрено мероприятие, документов, подтверждающих снижение сметной стоимости строительства, документа­ ции, подтверждающей сокращение сроков строительства (если мероприятие обеспечивает уменьшение их сравни­ тельно с нормативными или плановыми, установленны­ ми графиками проектов производства работ и организа­ ции строительства).

31

Важнейшим условием объективности расчетов эконо­ мической эффективности новой техники является пра-- вильный выбор эталона сравнения. Экспертиза должна требовать поэтому представления в расчетах исчерпы­ вающей информации, на основании которой можно сделать вывод о том, насколько выбранный вариант тех­ ники соответствует роли эталона сравнения. Основной информацией такого рода является техническое задание на проектирование, включающее технологические требо­ вания. Этот документ должен быть составлен на высо­ ком научно-техническом уровне, свидетельствовать о достаточной изученности вопроса, глубине проработки технологии производства и организации работ.

Например, важно увязать темпы работы проектируемого зем­ леройного механизма с темпами работы механизированной изоля­ ционно-укладочной колонны на строительстве магистральных трубо­ проводов.

Расчеты экономической эффективности новой техни­ ки должны учитывать весь комплекс факторов как уде­ шевляющего, так и удорожающего характера.

Факторами эффективности новой техники могут быть: простота конструкции по сравнению с применяемой; экономия строительных материалов; снижение затрат труда; уменьшение объема перевозок; увеличение срока службы;

повышение заводской готовности строительных кон­ струкций и изделий.

Прилагаемые к расчетам заводские калькуляции должны отражать весь комплекс затрат с расшифровкой их по элементам затрат. Основными статьями затрат, учитываемых в заводских калькуляциях, являются:

сырье, материалы и покупные изделия; технологические топливо и электроэнергия; транспорт; основная заработная плата производственных рабочих:

дополнительная заработная плата производственных рабочих;

отчисления на социальное страхование с заработной платы производственных рабочих;

расходы на содержание и эксплуатацию оборудова­ ния;

цеховые расходы; общезаводские расходы; заводская себестоимость;

32


внепроизводствеиные расходы; полная себестоимость;

полная себестоимость с учетом стоимости комплек­ тующих изделий, включенной в себестоимость и оптовую цену.

Статьи затрат должны иметь расшифровки по эле­ ментам затрат, содержащие цены на покупные изделия, материалы и сырье, а также транспортные и заготови­ тельно-складские расходы. Расчет заработной платы ве­ дется с учетом сумм на премирование, доплат, поясных коэффициентов и надбавок.

Степень полноты экономической информации даст возможность эксперту' объективно установить народно­ хозяйственную эффективность создания новой техники (технического мероприятия) или модернизации сущест­ вующей техники.

2. Расчет экономической эффективности внедрения в строительство магистральных трубопроводов экскаватора траншейного роторного ЭТР-231

Краткие сведения о машине. Роторный траншейный экскаватор конструкции СКБ предназначен для разра­ ботки траншей под магистральные трубопроводы диа­ метром 1220 мм в грунтах I—IV групп, а также в мерз­ лых грунтах, имеющих плотность по поверхности до 150 ударов (по показаниям плотномера ДорНИИ).

Экскаватор ЭТР-231 отрывает траншею шириной по дну 1,7 м и глубиной до 2,3 м.

Базой экскаватора является дизель-электрический тягач, при изготовлении которого использованы узлы гусеничного трактора Т-100М. Рабочий орган полуприцепного типа связан с тягачом шарнирным соединением

иопирается на пневматическое колесо. Силовая уста­ новка включает дизель У1Д6-250ТК мощностью 250 л. с.

игенератор переменного тока ГС-104-4. Передвижение экскаватора, вращение ротора, привод транспортера и масляного насоса осуществляются асинхронными элек­ тродвигателями. Подъем рабочего органа гидравличе­

ский.

*

Необходимость в отрывке траншей большой ширины, обусловленная требованиями строительства, потребова­ ла разработки нового рабочего органа. Верхняя рама тягача, механизм подъема передней части рабочего ор­ гана, ротор имеют новые конструктивные решения. Для

3— 197

33

увеличения износостойкости реечного зацепления, рабо­ тающего в абразивной среде, впервые применено не­ стандартное зацепление с углом исходного контура а — 30°. Разработана более совершенная схема электро­ оборудования экскаватора с использованием надежных комплектующих изделий (генератор, электродвигатели, контакторы и др.). Первичный двигатель оборудован предпусковым подогревателем, количество аккумулятор­ ных батарей увеличено с 4 до 6.

Разработка технического задания на проектирование и изготовление опытного образца экскаватора ЭТР-231 выполнены СКБ в период с августа 1965 г. по май 1966 г. Основанием для разработки конструкции экскаватора явился утвержденный тематический план работ СКБ на 1965—1966 гг.

Техническое задание на проектирование рассмотрено и рекомендовано к утверждению Техническим советом СКБ 1 марта 1966 г. Заводские испытания опытного об­ разца экскаватора ЭТР-231 проводились в период с июля 1966 г. по июнь 1967 г. в соответствии с програм­ мой испытаний, утвержденной главным конструктором СКБ 21 июня 1966 г.

Экскаватор ЭТР-231 испытывали на строительстве газопровода Средняя Азия —■ Центр в районе г. Петровска. Объем работ, выполненный экскаватором во время заводских испытаний, соответствовал требовани­ ям программы. Программой предусматривалась отрыв­ ка 15 км траншей, в том числе 5 км в мерзлых и скаль­ ных грунтах. Фактически отрыто 24 км, в том числе 12,5 км в грунтах с глубиной промерзания до 0,4 м. Общий объем вынутого грунта за время испытаний сос­ тавил 85 тыс. лг3.

В июле — декабре 1967 г. конструктивно дорабаты­ вали и переделывали некоторые узлы машины. Проверка работы экскаватора проводилась на строительных объ­ ектах Управления производственно-экспериментальных работ в декабре 1967 г. — марте 1968 г. Было отрыто 10 км траншей. В результате проверки в чертежи экска­ ватора, переданные на завод для выпуска опытной пар­ тии, были внесены изменения, устраняющие недостатки, выявленные в процессе заводских испытаний.

Во II квартале 1968 г. Московским эксперименталь­ ным механическим заводом была выпущена опытная партия экскаваторов, состоящая из четырех машин.

34


Приемочные испытания экскаватора проведены ко­ миссией министерства по программе, утвержденной Уп­ равлением механизации строительства и согласованной с Управлением производственно-экспериментальных ра­

бот (УПЭР).

Комиссия приняла

решение из

четырех

машин опытной партии подвергнуть экскаватор

(завод­

ской № 3)

испытаниям

на строительстве

Волжского

автомобильного завода в г. Тольятти,

а экскаватор (за­

водской № 2),

принадлежащий

УПЭР, опробовать на

строительстве

газопровода Ухта — Торжок

в

районе

г. Вологды.

выполнения

небольшого

объема

работ

После

(3100 м3) выяснилось, что применение

роторного экска­

ватора на обводненной местности с большим количест­ вом валунов практически невозможно, в связи с чем испытания экскаватора № 2 были прекращены. Для бо­ лее полной оценки эксплуатационных показателей и показателей надежности экскаватора ЭТР-231 предста­ вителями комиссии был обследован экскаватор №4, ра­ ботающий на трассе строительства газопровода Сред­ няя Азия — Центр в районе г. Александров-Гай.

Испытания экскаватора в г. Тольятти были проведены в течение июня — сентября 1968 г. Экскаватор исполь­ зовался для отрывки траншей различной глубины в грунтах II группы (суглинок естественный, неуплотнен­ ный, влажность 16—17%, плотность 13—15 ударов по плотномеру ДорНИИ). В табл. 2, представлены данные

об объеме работ, выполнен­

Т а б л и ц а 2

ных экскаватором ЭТР-231.

Программой предусмат­ ривалось за время испыта­ ний вырыть 8 км траншей и вынуть 35 тыс. м3 грунта. Фактически вырыто 28 км траншеи (в том числе 18,5 км глубиной 2—2,3 м) и вынуто 108,7 тыс. м3 грунта.

При отрывке траншей проектной глубиной 2,3 м и сечением 4,62 м2 экскава­ тор, как правило, работал со скоростью 142 м/ч, что соответствует производи­ тельности 650 м3 грунта в

Данные об объеме работ, выполненных экскаватором ЭТР-231

Глубина траншеи в м

Площадь сечения траншеи в /|2

Отрыто траншей в м

Вынуто грунта ВИ13

Отработано под нагруз­ кой в ч

 

 

'

 

 

1,5

2,77

9612

26 625

47,11

2

3,84

4513

17 284

23,31

2,3

4,62

14 028

64 809

104,13

 

Всего

28 153

108 718

179,55

3*

35


час. При этом рабочая скорость

была

ограничена

производительностью транспортера

отвала.

грунта в час

Проектная производительность 800 ж3

была достигнута экскаватором в грунте I—II групп при отрывке траншеи глубиной 2 ж и сечением 3,84 ж2 с ра­ бочей скоростью 220 м/ч:

Q= 3,84 • 220 = 840 ж3/ч.

Среднечасовая техническая производительность экс­ каватора в течение всего периода испытаний составляла 600 ж3/ч. В результате испытаний опытного образца экс­ каватора ЭТР-231 установлено, что конструкция соот­ ветствует техническому проекту и вполне работоспособ­ на. Роторный траншейный экскаватор ЭТР-231 отвечает требованиям, предъявляемым к землеройным машинам, предназначенным для строительства трубопроводов диа­ метром 1220 мм, и находится на уровне современного экскаваторостроения. Экскаватор был рекомендован к серийному производству. Планом производства на 1970 г. предусматривалось изготовить на Московском экспери­ ментальном заводе 10 экскаваторов, что подтверждено справкой завода-изготовителя, приложенной к расчету, представленному на экспертизу для установления объ­ ема внедрения и размера премирования за разработку и внедрение новой техники.

Выбор и обоснование эталона. Краткая технико­ экономическая характеристика эталона и нового экска­ ватора. В качестве эталона сравнения для расчета эко­ номической эффективности внедрения в строительство магистральных трубопроводов роторного траншейного экскаватора ЭТР-231 принята следующая схема техноло­ гии разработки траншеи глубиной 2,3 м под трубопровод диаметром1220 мм: в объеме 40% (по протяженности) траншея разрабатывается на проектную глубину одно­ ковшовым экскаватором Э-652А с обратной лопатой (рис. 1); 60% объема траншеи разрабатываются ротор­ ным экскаватором ЭР-7Е до глубины 1,8 м (без отко­ сов); последующая доработка траншеи до проектной отметки производится одноковшовым экскаватором Э-652А, оборудованным обратной лопатой (рис. 2).

Вариант новой техники предусматривает работу по схеме, приведенной на рис. 3.

Обратная засыпка траншеи грунтом для всех вариан­ тов предусмотрена бульдозером Д-271. В табл. 3 приве-

36