Файл: Банин А.П. Экспертная оценка эффективности новой техники в строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
бы они воспринимались как обязательные к исполнению в комплексе, а не в виде произвольных рекомендаций, которые не обязательно принимать во внимание. Отсут ствие должной категоричности требований Положения приводит к тому, что на практике многие из этих требо ваний как в техническом задании, так и в готовом из делии оказываются упущенными или недостаточно учтенными. Поэтому такой важный и основополагаю щий элемент технического задания, как технологические требования, рассматриваемый в настоящее время как первый этап проектирования, нередко вообще не разра батывается и рассматривается как обособленный от тех нического задания на проектирование документ. Между тем технологические требования на проектирование но вой техники должны стать одним из важнейших разде
лов технического задания на проектирование, поскольку при разработке новой техники для строительства за ос нову конструирования машин должны приниматься тре бования технологии строительного производства. Следует исключить случаи, когда технологию строительного про изводства приспосабливают под имеющиеся типоразме ры машин. Необходимо создать такое положение, при котором строители будут обладать набором машин всех типов и размеров, отвечающих требованиям технологии строительного производства, что обеспечит комплекс
ную механизацию строительства и высокое качество вы полнения строительно-монтажных работ.
При составлении Положений обязательно должны предусматриваться такие важные требования к созда нию новых машин, как стандартизация и унификация. Игнорированием их в определенной степени вызывается чрезмерное увеличение количества типоразмеров машин. В машине изменяются только параметры выполняе мых работ, тогда как .принципы ее работы остаются не изменными. Мало создается машин универсального применения. Например, нет машин для разработки траншей под магистральные трубопроводы переменного
сечения, в результате на каждое новое «сечение» тран шеи создается новая машина, и это рассматривается как создание новой техники.
22
Недооценка роли технического задания на проекти рование и сведение его функций к формальному разре шению приступить к разработке того или иного изделия ведет к нарушению необходимых и эффективных связей между основными этапами создания новой техники — между НИР и ПКТР. Эффективность этих связей про является в том, что результаты НИР должны обязатель но и своевременно воплощаться в ПКТР. Тем самым, как уже говорилось, обеспечивается необходимая реали зация связей между этапами цикла НИР и ПКТР, что является необходимым условием технического прогресса.
Разработка технических заданий на проектирование должна быть функцией головных технологических науч но-исследовательских институтов по строительству, ко торые могут, если это необходимо, привлекать другие компетентные организации.
Необходимость разработки технических заданий на проектирование научно-исследовательскими организа циями обусловливается двумя причинами.
Во-первых, -необходимостью формулировать на науч ном уровне требования к проектируемой технике. Для этого требуется проведение в каждом конкретном слу чае комплексного научного исследования, которое могут выполнить только научные организации, решающие та кие важные вопросы, как определение научно-техниче ского уровня создаваемого образца новой техники, его прогрессивности и перспективности; установление тех нико-экономических показателей, обеспечивающих его народнохозяйственную экономическую эффективность; учет и использование последних достижений отечествен ной и зарубежной науки и техники; обобщение и ис пользование опытаэксплуатации изделий аналогичного назначения; теоретические и экспериментальные разра ботки надежности, долговечности, ремонтопригодности, технологичности изделий в производстве, унификации и стандартизации, техники безопасности, производствен ной санитарии, технической эстетики и др. Изучить эти вопросы и выработать на этой основе требования к соз даваемой новой технике могут только научно-исследова тельские организации. Следовательно, техническое зада ние на проектирование является комплексной предпроектной научно-исследовательской разработкой, в кото рой должны принимать участие специалисты многих отраслей знаний.
23
Во-вторых, при такой постановке вопроса техниче ские задания на проектирование станут выполнять не только задачу создания новой техники высокого качечества и технического уровня, но и функции критерия обязательности внедрения результатов НИР. Будет обес печена необходимая связь между этапами «научное исследование» — «проектирование», поскольку научноисследовательские организации при разработке техниче ского задания на проектирование будут использовать результаты НИР, будучи заинтересованы в этом. Тем самым будет создана гарантия систематической и обя зательной практической реализации НИР в ПКТР. В настоящее время результаты НИР не являются обяза тельными для проектно-конструкторских организаций. Более того, они часто их игнорируют во избежание вы полнения более сложных технических решений.
В приложении 1, где приведено техническое задание на проек тирование траншейного роторного экскаватора ЭТР-231 (в разделе 3 «На базе какой научно-исследовательской работы или какого ра ционализаторского предложения ведется разработка»), указывается: «Конструкция экскаватора разрабатывается на основе накопленного опыта проектирования и эксплуатации дизель-электрических ротор ных траншейных экскаваторов ЭТР-301 и ЭТР-301А. При разработке проекта используются достижения в области роторного экскаваторостроения, изучаемые путем ознакомления с публикациями в жур налах и с патентными материалами». И это все! Этот бессодержа тельный раздел важного документа свидетельствует о формальном отношении к нему и о полном игнорировании научных работ при создании ПКТР. Содержание раздела представляет собой отписку на требование Положения.
Бывает и так, что некоторые проектно-конструкторские органи зации включают в свои разработки технические идеи почти двад цатилетней давности. Траншейный роторный экскаватор ЭТР-231 стал серийно выпускаться в 1970 г., а в основу разработки его конструкции были приняты как прогрессивные изобретения и па тенты 1954—1958 гг.
Очевидно, что при разработке технического задания на проектирование проектно-конструкторская организа ция предусматривала использование только достаточно освоенных ею изобретений и патентов. Отсутствие в раз работке более поздних технических идей послужит при чиной быстрого морального старения и износа машины и снизит народнохозяйственный экономический эффект от ее применения..
Рассматривая техническое задание на проектирова ние экскаватора ЭТР-231 (приложение 1), необходимо
24
отметить, что в нем не получили отражения результаты научно-исследовательских разработок, поскольку в сос тавлении этого важного документа не принимали уча стия научно-исследовательские организации; кроме того, можно указать и на другие существенные недостатки документа.
1. В связи с необоснованностью технологической схе мы использования нового экскаватора неправильно выб ран эталон сравнения; в последующем при расчете эко номической эффективности был принят другой эталон сравнения.
2. Отсутствуют необходимая проработка и обобще ние данных зарубежного опыта, о чем говорят замеча ния лаборатории научно-исследовательского технологи ческого института и свидетельствует отсутствие сравни тельных технико-экономических показателей важных па раметров зарубежных экскаваторов (приложение 1, п. 7), на основании которых можно было бы судить о прогрессивности разрабатываемого экскаватора. Кроме того, не приведены данные о «возрасте» серийного про изводства сравниваемых зарубежных экскаваторов, на основании чего также можно сделать заключение об уровне прогрессивности разрабатываемой машины. Воз можно, что серийный выпуск приводимых для сравне ния зарубежных машин находится в такой стадии, ког да машины следует снимать, с производства. Кроме того, сравнение с серийной машиной уже пред определяет отсутствие прогрессивности в конструкции создаваемой машины, что свидетельствует о том, что она находится на уровне обычных машин данного типа.
3.Не учтены замечания по техническому заданию, исходящие от лаборатории технологического научно-ис следовательского института.
4.Большая часть важнейших требований к новой технике в техническом задании вообще не рассматрива лась.
Приведем примеры, противоположные предыдущим. Приблизительно в это же время научно-исследователь ским институтом были разработаны два изобретения в области новой техники для трубопроводного строитель ства: универсальный дизель-роторный экскаватор и иг
25
лофрезерный способ очистки труб от коррозии. Оба они отличались новизной идей и решали весьма важные тех нические задачи.
Универсальный дизель-электрический роторный экс каватор УЭР отличается от предшествующих вари антов таких машин особенностью разработки грунта. У этого экскаватора в результате косого резания широ кий забой разрабатывается узкой режущей кромкой. Универсальность экскаватора заключается в возможно сти рытья траншей различного поперечного сечения, что отвечает требованиям современного строительства, для прокладки магистральных трубопроводов большого диа метра. Несмотря на глубокую научную проработку и обширную экспериментальную проверку, оба изобрете ния не получили применения на строительстве маги стральных трубопроводов. Однако жизнь внесла необхо димые поправки. В настоящее время на иглофрезерный способ очистки металла проданы лицензии ряду ино странных государств, а в отношении УЭР полностью подтвердилось высказанное в свое время нашими уче ными мнение, что это — машина будущего.
Приведенные примеры показывают, что отсутствие вневедомственной экспертизы затормозило на несколько лет внедрение в производство весьма эффективной но вой техники.
Техническое задание на проектирование новой техни ки должно содержать следующие основные требования
кнамечаемой проектно-конструкторской разработке.
1.Основное назначение изделия. Приводится описа ние конструктивного решения, основные принципы его новизны, оригинальности и прогрессивности. Изделие описывается в целом и по основным узлам. Излагаются функции изделия, освещаются технологические опера ции, приводится подробное описание процесса выполня емых работ и условий их осуществления, степень уни версальности. В обязательном порядке указывается так же вид техники, изделия или способ работы, которые
будут заменены проектируемым изделием.
2. Технологические и эксплуатационные |
показатели |
и параметры. Заданием устанавливается |
производи |
тельность изделия, источник энергии и характеристика энергетических материалов, основные параметры рабочих органов, выходные параметры результатов работы и по казатели их качества — точность, надежность и долго
26
вечность. Устанавливаются показатели надежности из делия в целом, задается гарантированный срок службы с регламентированной безотказностью и определяется срок службы до первого капитального ремонта. Все эти параметры и показатели должны быть прогрессивными
исоответствующим образом обоснованными.
3.Характеристика условий эксплуатации. Она пре дусматривает технологический комплекс машин и меха низмов, в котором предстоит работать изделию, освеща
ет внешние воздействующие факторы и факторы среды (атмосферные, сезонные, климатические, рельеф, топографические, грунтовые, гидрогеологические и др.), рассматривает разрабатываемые, перерабатываемые и используемые грунты, материалы и продукты.
4. Специальные требования. Рассматриваются и ус танавливаются требования по технике безопасности и производственной санитарии;, условия транспортирова ния изделия, особенности климатических условий, кон структивная и ремонтная технологичность, условия уп равления, комфортабельность и др.
5. Исходная научно-техническая база разработки из делия. Определяются научно-исследовательские и экс периментальные работы, изобретения, лицензии, патен ты и рационализаторские предложения, которые долж ны быть использованы при разработке изделия для обеспечения его прогрессивности и патентной чистоты. Устанавливается степень и характер их использования в изделии.
Излагаются требования к унификации изделия (при водятся рекомендации по применению унифицирован ных агрегатов, узлов и других серийных изделий и зада ется численное значение коэффициента унификации), надежности и долговечности, техники безопасности и производственной санитарии, технической эстетики (за дается объем художественно-конструкторских разрабо ток, графическое решение в свете на плоскости или в перспективе, образцы товарных знаков, эмблем, преду преждающие надписи, макеты и т. п.) и указывается предельная оптовая цена изделия. '
6. Сравнительная техническая характеристика изде лия. Сравнение проектируемого изделия а существую щими отечественными и зарубежными представлено в следующей форме:
27
|
|
Образцы изделия |
За основные сравнитель |
||||||
|
|
ные показатели |
принимают |
||||||
|
|
|
о |
|
л !>> |
ся: технические |
параметры |
||
|
|
|
|
пн |
изделия; |
параметры |
выпол |
||
|
|
|
\о |
|
а *sT |
няемой |
работы; |
производи |
|
|
|
8>я & |
>» |
|
|||||
|
|
0.2 е( |
o - S ? 5 |
|
|
|
|
||
|
|
|
«Йо |
Н о |
тельность в единицу |
време |
|||
§5 |
|
|
СП О. U |
2нй.а |
|||||
|
|
|
о ~ |
*g о в< £ |
ни; мощность силовой уста |
||||
|
|
3 i ° |
3 |
о |
ьч -3 |
|
|
|
|
|
|
5 >> Чг 5 2 |
новки; удельная |
металлоем |
|||||
|
5® |
|
ТО 2 с |
£ л ОS- |
|||||
О с |
чаи |
>»а н 3 |
£■ 5Й2 |
кость (в расчете на |
произ |
||||
Ы S |
4 я Оа с и я = |
||||||||
|
|
|
|
|
|
водительность) ; |
удельная |
||
|
|
|
|
|
|
мощность (в расчете на |
|||
|
|
|
|
|
|
производительность); вес из |
делия; параметры надежности и долговечности; трудоем кость управления у обслуживания; специфические требо вания^—транспортабельность, работа в сложных услови ях; сопоставимые оптовые цены изделий.
Для сравниваемых вариантов должны быть приведе ны данные об их «возрасте», год разработки, продолжи тельность серийного выпуска, указано, с серией какого года сравнивается проектируемое изделие, поскольку серийное изделие также совершенствуется и его показа тели могут изменяться. Необходимо также указывать источники получения информации о показателях срав ниваемых вариантов изделий, их наименование, номер и дату выпуска.
7. Экономическая эффективность внедрения изделия. Освещается обоснованная потребность народного хо зяйства в проектируемом изделии, приводится расчет экономической эффективности изделия. Дается сравни тельная оценка в единицах выработки, в показателях повышения качества выполняемых работ, создания бе зопасных условий работы, повышения надежности и долговечности изделия, повышения производительности труда. Экономический эффект определяется на одно из делие в год.
8. Сроки, стадии и затраты на проектирование, сро ки внедрения в производство. Устанавливаются этапы проектирования, срок окончания проектирования и срок внедрения в производство.
В техническом задании на проектирование приводит ся смета затрат на производство проектно-конструктор ской разработки. Приводится сопоставление затрат на проектно-конструкторскую разработку с затратами на разработку идентичных изделий в отрасли, ведомстве и др.
28
Глава III. РАСЧЕТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ НОВОЙ ТЕХНИКИ В СТРОИТЕЛЬСТВО
Заключительным этапом экспертизы является рас смотрение расчетов годовой экономической эффективно сти внедрения новой техники в строительство. На этой стадии не только контролируется правильность экономи ческих расчетов, от которых зависит размер материаль ного поощрения участников создания и внедрения новой техники, но и проводится соответствующая экономи ческая политика в конкретном техническом направле нии, поскольку все замечания и рекомендации экспер тизы не только будут учитываться в конкретном рассматриваемом расчете, но и должны получить свое воплощение в будущих разработках.
Экспертиза расчетов экономической эффективности должна поэтому не только предусматривать проверку методической и сметной правильности расчетов, но и вникать в экономическую сущность разработок, учиты вая эту эффективность не только в узком отраслевом аспекте, но и исходя из интересов общества в целом. Такая постановка задачи экспертизы на данном этапе обеспечит государственный подход к экономике техни ческого прогресса.
1. Общие требования к расчетам экономической эффективности внедрения новой техники в строительство
Расчеты годовой экономической эффективности внед рения новой техники в строительство должны выпол няться в соответствии с действующими методическими документами:
типовой методикой определения экономической эф фективности капитальных вложений, утвержденной постановлением Госплана СССР, Госстроя СССР и Пре зидиума АН СССР от 8 сентября 1969 г. № 40/100/33;
методическими указаниями НИИЭС Госстроя СССР
по разработке норм для определения сметной стоимо сти машино-смен строительных машин и оборудования, утвержденными Госстроем СССР 24 августа 1967 г.; инструкцией по определению экономической эффек тивности капитальных вложений в строительство (СН
29