Файл: Металлургия Кировского завода сборник статей к 100-летию мартеновского производства на заводе (1874-1974)..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
туры цементированного слоя деталей перед закалкой путем проведения высокого отпуска при температурах наименьшей устойчивости остаточ ного аустенита при нагревании (630—650° С).
После такого нагрева и достаточно длительной выдержки происхо дят изотермический распад непревращенного аустенита с выделением мелких карбидов и общая сорбитизация структуры цементированного слоя. При последующем закалочном нагреве цементированных деталей до температуры 800—820° С, прошедших предварительно высокий от
пуск, образующийся твердый |
раствор в цементированном слое значи |
||
тельно обедняется углеродом |
и поэтому |
становится менее |
склонным |
к значительному переохлаждению при закалке. |
закалку |
||
Структура цементированного слоя |
деталей, прошедших |
с предварительным высоким отпуском, почти не содержит остаточного аустенита, а цементированный слой обладает однородной мартенситной структурой и высокой твердостью, при этом значительно повышается эффективная зона с достаточно высокой твердостью по глубине, что устраняет появление мягковин при нормальном шлифовании цементиро ванных деталей и образование трещин.
Разработанный кировский метод термической обработки цементи рованных деталей в годы Великой Отечественной войны нашел приме нение при изготовлении шестерен и других деталей из высокопрочных сталей марок 12Х2Н4А и 18Х2Н4ВА и сыграл весьма положительную роль в повышении качества машин.
Этот метод и до настоящего времени является наиболее надежным в сравнении с обработкой холодом цементированных деталей после за калки и другими методами.
6. ВЛИЯНИЕ ВОДОРОДА
НА МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПО СЕЧЕНИЮ КРУПНЫХ ПОКОВОК
Исследование потребовалось в связи со значительным снижением пластических свойств и ударной вязкости в центральной зоне роторных валов, изготовленных из отдельных плавок высокопрочной кислой мар теновской хромоникельмолибденованадиевой стали с содержанием ни келя около 3,5% и углерода около 0,35%.
Снижение пластических свойств было выявлено специальным иссле дованием нескольких разрезанных крупных валов с диаметром бочки около 800 мм. Было показано, что прочностные свойства по наиболь шему сечению вала были достаточно однородны и колебались в сле дующих пределах: предел текучести — 77—78 кг/мм2 и предел прочно сти — 95—104 кг/мм2. Пластические же свойства и ударная вязкость имели значительное снижение в зонах, прилегающих к центральному от верстию вала, в сравнении со свойствами у поверхности вала, а именно: по относительному удлинению — до 39%, по относительному сужению—
86
до 55% и по ударной вязкости — до 40%. Наибольшее снижение пла стических характеристик и ударной вязкости наблюдалось на попереч ных образцах.
Проведенное исследование нескольких валов на вырезанных по перечных темплетах по наибольшему сечению подтвердило глубокую прокаливаемость стали, соответствующую ее химическому составу, и наличие вполне удовлетворительной структуры. Что же касается сни жения пластических характеристик и ударной вязкости на значитель ном расстоянии от поверхности вала, то это не объяснялось микрострук турой или наличием каких-либо дефектов кристаллического строения.
Для выяснения возможного влияния водорода, растворенного в стали, на понижение пластических свойств вала было проведено весьма трудоемкое исследование с разрезкой роторного вала по макси мальному сечению.
При составлении схемы вырезки образцов учитывалось, что в зо нах, наиболее удаленных от поверхности вала, диффузия водорода к поверхности вала и последующее выделение его крайне затруднительны.
Были исследованы механические свойства одной поковки ротор ного вала в зависимости от места вырезки брусков, времени испытания после вырезки брусков, а также от дополнительного нагрева образцов до температуры около 630° С.
Были испытаны образцы, вырезанные из середины вала, вскоре по сле вырезки и после вылеживания при комнатной температуре в тече ние 26 дней.
Исследование показало, что образцы после вылеживания имеют более высокие пластические характеристики и ударную вязкость, чем образцы, испытанные сразу же после вырезки. В качестве примера в таблице на стр. 8 8 приведены средние результаты исследования од ной из поковок роторного вала, прошедшего термическую обработку и удовлетворяющего требованиям технических условий по механическим свойствам.
Из приведенных в таблице данных механических испытаний ротор ного вала видно, что обезводороживающий длительный нагрев при тем пературе 630° С (несколько ниже нормальной температуры отпуска вала) может способствовать значительному повышению пластических свойств в центральных зонах вала.
На основании выполненного исследования Кировским заводом была предложено заводу — изготовителю поковок из хромоникельмолибденованадиевой стали проведение дополнительного обезводороживающего нагрева поковок валов при температуре около 560°С длительностью60 час. с целью повышения пластических характеристик и ударной вяз кости в слоях металла, наиболее удаленных от поверхности.
Применение обезводороживающего нагрева необходимо в тех слу чаях, когда сталь выплавляется без принятия особых мер, способствую щих значительному удалению водорода из жидкого металлапутем вакуумирования или другим способом.
87
Механические свойства роторного вала
из хромоникелемолибденованадиевой стали |
|
||||||
Место вырезки |
Состояние |
Механические свойства |
|
|
|||
|
|
|
|
|
Примечание |
||
образца |
материала образца |
а0,2' |
V |
0 , в % |
6 , В ?д |
V в |
|
|
|
вкг/мм2 |
в КГ, ММ 2 |
|
|
кгм/см2 |
|
Вблизи поверхно |
Вырезан |
87,0 |
103,0 |
15,8 |
44,6 |
9,5 |
Испытание |
сти вала |
из термически |
|
|
|
|
|
сразу после |
|
обработанного |
|
|
|
|
|
изготовления |
|
вала |
|
|
|
|
|
образца |
В зоне, прилегаю |
То же |
87,0 |
106,0 |
10,4 |
13,5 |
4,4 |
То же |
щей к оси вала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Такой же |
80,2 |
97,5 |
16,7 |
43,1 |
9,2 |
Испытание |
|
брусок, |
|
|
|
|
|
сразу после |
|
но после |
|
|
|
|
|
проведения |
|
дополнитель |
|
|
|
|
|
отпуска |
|
ного отпуска |
|
|
|
|
|
|
при темпера туре 630° С и выдержке
4 часа
Результаты проведенного исследования имеют определенное науч ное и практическое значение, так как позволяют реально исправить тер мической обработкой недостатки выплавки и разливки высоколегиро ванной конструкционной стали ответственного назначения, связанные с наличием остаточного водорода в наиболее глубинных слоях изготов ленных поковок.
Проведенные исследования подтвердили, что скрытой причиной ■снижения пластических свойств и ударной вязкости во внутренних зо нах крупных поковок из высоколегированных конструкционных сталей при отсутствии каких-либо видимых дефектов микро- и макрострук туры стали является остаточный водород, находящийся в состоянии лересьпценного твердого раствора в стали.
Исследования выполнялись под руководством кандидата техниче ских наук П. Д. Хинского.
7. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ
ХИМИКО-ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ
ТРАКТОРНЫХ ДЕТАЛЕЙ
В последние годы на заводе проведена большая эксперименталыюлсследовательская работа по улучшению конструкций нагревательных лечей для термической и химико-термической обработки деталей трак
88
тора с целью обеспечения более равномерного нагрева деталей и бес перебойного их выпуска в условиях массового производства. На пред приятии были построены и пущены в работу 2 1 -поддонные безмуфельные агрегаты, а затем более универсальный 24-поддонный двухрядный агрегат, который позволяет производить подстуживание стали после цементации.
Освоение установленных агрегатов было связано с проведением ис следования работы печи при разных режимах прохождения отдельных операций, состава газов для цементации, а также установлением ре жима работы печи и метода регулирования содержания углерода в це ментируемом слое деталей из стали марки 20ХГНР.
В 1961—1962 гг. Кировский завод совместно с кафедрой техноло гии металлов Ленинградского института водного транспорта (ЛИВТ) провел исследовательскую работу по применению сульфоцианирования для дисков трения.
VII. Работа ЦЗЛ завода и ее филиалов по расширению лабораторного контроля стали
на разных стадиях производства
Значительное увеличение ряда специализированных филиалов ла боратории произошло еще в первые годы первой пятилетки в связи с расширенным производством стали, чугунного и стального литья и повышением технических требований к заготовкам. После пуска трак торно-литейных цехов вошли в строй новые химические экспресс-лабо ратории по контролю формовочных материалов и смесей; а после пуска тракторно-термического цеха начал работать филиал ЦЗЛ по контролю цементации тракторных деталей. С пуском ФСЛ-1 были организованы при цехе химическая экспресс-лаборатория и филиал формовочной ла боратории ЦЗЛ.
В мартеновском цехе была организована новая химическая экспресслаборатория, размещенная в новом просторном помещении. Химиче ские анализы проводились по совершенной методике и инструкциям, установленным исследовательской группой химической лаборатории ЦЗЛ. Были начаты работы по определению газов в стали. Исследова ния по разработке разных методов химических определений выполняла химическая лаборатория под руководством С. Л. Цинберга.
В послевоенные годы получил весьма широкое развитие спектраль ный метод определения элементов в сплавах (взамен химического ме тода) .
Необходимо отметить плодотворную работу коррозионной лабора тории, руководимой в течение многих лет инженером-химиком Е. М. Зимневой. С помощью этой лаборат9 рии был разработан еще в годы пер вых пятилеток кировский метод электролитического травления листов из кислотоупорной стали переменным током, а также проведены иссле
89