Файл: Металлургия Кировского завода сборник статей к 100-летию мартеновского производства на заводе (1874-1974)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

После термообработки в печах прокат охлаждается на цепных холодильниках, правится на правильных машинах и сбрасывается

вкарманы, откуда мостовыми кранами передается либо на склад, либо

кагрегатам отделки.

На поточной линии отделки круга производятся снятие фасок с торцов, светление иглофрезами, контроль поверхности и зачистка проката на машинах типа ПКТИ. На поточной линии отделки квадрата и полосы производится снятие фасок с торцов, правка мелкого сорта размерами 15—40 мм и фасонных профилей, светление иглофрезами, контроль поверхности, зачистка квадрата и полосы на машинах наж­ дачной зачистки.

Реконструкция прокатного производства на современной техниче­ ской основе является важной составной частью реконструкции всего металлургического производства объединения «Кировский завод». В 1975 г. закончится реконструкция мартеновского цеха, а в дальней­ шем приступят к строительству электросталеплавильного цеха.

Возрожденная на новой технической основе, металлургия объеди­ нения будет обеспечивать машиностроение Ленинграда и других райо­ нов страны сложными профилями проката из высокопрочных сталей и сплавов.

ченные для разливки стали, были оборудованы мостовыми разливоч­ ными кранами грузоподъемностью соответственно 125/30, 73/15 и 90/20 т,. а также уборочными грузоподъемностью 15 т.

Вспомогательные третий, пятый и седьмой пролеты, где производи­ лась обработка слитков, обслуживались мостовыми кранами с поворот­ ной стрелой грузоподъемностью 10 т, а первый и второй пролеты, пред­ назначенные для наборки поддонов, — мостовыми уборочными кранами грузоподъемностью 10 т.

Из-за недостаточной грузоподъемности разливочных кранов в ше­ стом и восьмом пролетах часть металла вынуждены были разливать с трех электровозных тележек, передвигающихся вдоль мартеновских печей.

Для транспортировки поддонов и других грузов в пролеты 'литей­ ного зала использовался железнодорожный паровой кран с прицепной платформой.

Разливка стали производилась в литейных канавах.

В 1959 г. мартеновский цех посетила экспертная комиссия Гос­ плана СССР во главе с академиком И. П. Бардиным. Комиссия при­ шла к следующим выводам:

1. Металлургическое производство на предприятиях Ленинграда в течение длительного времени не подвергалось реконструкции и по­ этому требует усовершенствования.

2. Экспериментальный характер значительной части машинострое­ ния Ленинграда вызывает необходимость в быстром удовлетворении его потребностей в профилях из стали различных марок и в новых спе­ циальных профилях проката, что может быть наилучшим образом обес­ печено при наличии собственной металлургической базы.

Произведенное в 1960 г. обследование технического состояния зда­ ния мартеновского цеха Кировского завода показало, что оно имеет целый ряд конструктивных недостатков: аэрация цеха не соответствует современным требованиям, металлоконструкции работают на пределе, усиление их с помощью сварки не представляется возможным.

На основе решения совета технико-экономической экспертизы Гос­ плана СССР и выводов экспертной комиссии было решено прове­ сти реконструкцию металлургического производства на Кировском заводе.

Разработка проекта реконструкции копрового, мартеновского и

прокатного

цехов была

поручена

Ленгипромезу. Проектное задание,

в разработке которого активное участие принимали

инженеры Лен-

гипромеза

и Кировского

завода Г.

С. Белый-Ткач,

Б. Н. Шишкин,

А. А. Митенев, И. С. Исаев, А. А. Любченко, А. Г. Веденов, Е. И. Ви­ нокуров и др., предусматривает вместо существующего мартеновского сооружение электросталеплавильного цеха.

Этот цех будет обеспечивать слитками уникальный полунепрерыв­ ный комбинированный стан «350» с обжимной группой «900/680» для производства широкого сортамента проката маломонтажными парти­

233


ями, в том числе 70% легированного и высоколегированного проката для нужд специального машиностроения.

Электросталеплавильный цех предусмотрено разместить на тер­ ритории завода, что обусловлено выпуском значительной номенклатуры легированных и высоколегированных марок стали, требующей по тех­ нологическим соображениям горячего посада слитков, а также необхо­ димостью большой маневренности в работе стана «900/680/350».

Электросталеплавильный цех в комплексе с прокатным станом по­ зволит заводу решать проблемные вопросы металлургии по обеспече­ нию нужд отрасли в специальном прокате широкого сортамента и осва­ ивать выпуск новых марок металла и новые технологические про­ цессы.

Чтобы частично обеспечить потребности прокатного цеха в слитках до ввода в эксплуатацию нового электросталеплавильного цеха, было принято решение провести реконструкцию существующего мартенов­ ского.

При разработке проектного задания реконструкции мартеновского цеха Ленгипромез предложил пролеты склада слитков и нагреватель­ ных колодцев прокатного цеха временно использовать для организации разливки стали, раздевания, обработки и складирования слитков. В дальнейшем после ликвидации мартеновского цеха и переоборудова­ ния эти пролеты будут использоваться прокатным цехом по основному назначению. Такое решение даст возможность организовать разливку стали сифонным способом в изложницы, установленные на тележках.

Всоответствии с проектом мартеновский цех будет иметь следую­ щие отделения.

Вглавном здании предусмотрено разместить мульдовый коридор, печной и разливочный пролеты, а также пролет раздевания слитков.

Печной пролет удлиняется на 15 м в северную сторону. В удлиняе­ мой части расположатся бункеры для ферросплавов и однокамерная печь для их нагрева. Вторая однокамерная печь с бункерами будет размещена в южной части пролета.

В печном пролете будут расположены 4 мартеновские печи, проект­ ная мощность которых увеличится до 70 т. За каждой из них будет сооружена индивидуальная установка газоочистки. Очистка газов будет осуществляться сухим способом при помощи электрофильтров.

Подача шихтовых материалов из шихтового отделения к печам бу­ дет производиться с двух сторон (с северной и южяной), что позволит сократить время завалки печей.

Эксплуатация существовавших прежде мульдовых тележек, пере­ двигавшихся по верхнему поясу монорельсовой балки мульдового пути, показала, что при такой их конструкции стойкость ездовой балки недо­ статочна и ее надо часто ремонтировать.

В связи с этим конструкторское бюро отдела главного механика разработало мульдовую тележку новой конструкции с повышенными скоростями передвижения. Тележка будет двигаться по рельсам, уло­

234


женным на нижнем поясе балки мульдового пути. Соответственно будет реконструирован и монорельсовый путь.

Из бункеров ферросплавы в мульдах будут подаваться с помощью завалочных кранов в специальные печи для нагрева. Предусматрива­ ется также подача феррооплавов в разливочный пролет в контейнерах

с помощью тележки.

Выдача шлака, скачиваемого через завалочные окна в шлаковые чаши емкостью 11 м3, будет производиться в разливочный пролет. Разливочными кранами эти чаши будут переставляться на шлаковозы и вывозиться из цеха на шлаковый двор.

Выпуск стали предусмотрен в сталеразливочный ковш, установлен­ ный на стационарном стенде в разливочном пролете.

Разлив стали и вспомогательные работы в разливочном пролете будут осуществляться с помощью двух мостовых разливочных кранов грузоподъемностью 125/30 т.

Составы с изложницами под разливку будут подаваться к одной из трех разливочных площадок.

Ремонт сталеразливочных ковшей намечается проводить в яме. Наборка стопоров будет механизирована и производиться в спе­

циальном помещении рядом с печью для сушки стопоров.

Сушка и разогрев сталеразливочных ковшей будут осуществляться газовыми горелками на специальных переносных стендах.

Отделение раздевания слитков с участком зачистки и термической отделки разместится в пролете, параллельном разливочному пролету. Оно будет оборудовано мостовыми кранами грузоподъемностью 50/10' и 15/3 т со специальными подвесными устройствами для раздевания слитков.

Раздевание слитков в пролете колодцев прокатного стана «900/680» обеспечит возможность горячего посада их в нагревательную печь.

Выталкивание застрявших слитков из изложниц намечается про­ изводить с помощью напольной машины с усилением выталкивания

600т.

Зачистка слитков предусмотрена огневая на слиткообдирочных и

обдирношлифовальных станках. Для кантовки слитков будет установ­ лен механический кантователь.

Отделение подготовки составов разместится в северном пролете существующего здания скраноразделочного цеха. Оно будет иметь участок подготовки изложниц для их охлаждения, чистки и смазки, а также двор изложниц, где будет производиться сборка составов с из­ ложницами.

Для механизации работ по подготовке составов в пролете будут установлены три мостовых крана грузоподъемностью 30/5 и 15/3 т (маг­ нитные) .

Шихтовое отделение будет расположено в удлиняемой части юж­ ного пролета скрапоразделочного цеха. Здесь будут храниться в бун­ керах ямного типа сыпучие материалы и частично скрап. В отделении

235


будет работать два магнитногрейферных крана грузоподъемностью 15/3 т. Для сушки руды и боксита намечено сооружение барабанного сушила.

Мульды из шихтового отделения будут подаваться в сферу дейст­ вия мульдовых тележек на передвижных стеллажах, установленных ■с южной и северной стороны отделения.

Проектом реконструкции предусматривается также перестройка вспомогательных служб.

На заводском окладе топлива будет осуществлено строительство новой мазутонасосной станции взамен старой цеховой. Оттуда по тру­ бопроводу мазут будет подаваться прямо к мартеновским печам. Цен­ трализованное мазутоснабжение исключит дополнительную транспорти­ ровку топлива в цистернах со склада в мартеновский цех.

При реконструкции будут сооружены новые железные и автомо­ бильные дороги, проложены внешние энергетические коммуникации, построены новые склады для шихтовых материалов и лакохранилище. В связи с возросшими электрозатратами принято решение о строитель­ стве новой электроподстанции вблизи шихтового отделения.

Взамен существовавшей ранее в цехе ремонтной мастерской преду­ смотрено строительство нового здания, где разместятся слесарный и ме­ ханический участки цеха, которые будут осуществлять текущие и сред­ ние ремонты всего оборудования мартеновского цеха.

Контора цеха и бытовые помещения будут размещены в новом бытовом корпусе прокатного стана «900/680».

Административно-бытовой корпус будет соединяться с главным производственным зданием мартеновского цеха галереей.

В реконструированном мартеновском цехе значительно увеличится объем выплавки стали на одного рабочего. На четырех модернизиро­ ванных печах будет выплавляться такое же количество металла, как на ранее работавших пяти. Улучшатся условия труда рабочих. Все это позволит поднять на более высокую ступень культуру производства, расширить номенклатуру выплавляемых марок стали, улучшить ее ка­ чество.

П Р И Л О Ж Е Н И Е

Список опубликованных трудов металлургов-кировцев по сталеварению и металловедению

 

 

(составлен А. Н. Широнниным)

 

1. А л ф е р о в

В. П.,

Д а н и л е н к о

Э. П. О природе

неметаллических включе­

ний в легкообрабатываемых сталях

с добавками серы

и селена. Сб. «Машинострое­

ние и металлургия Кировского завода», М.—Л., 1973, с. 100.

В. Улучшение обрабаты­

2. А л ф е р о в

В. П.,

Б е л о в

А.

Д., С е д о в

В.

ваемости литых углеродистых и легированных сталей. Сб. «Машиностроение и метал­ лургия Кировского завода», М.—Л., 1970, с. 295—300.

3. А н т о н о в а В. Ф., К а ч а н о в а T. Ф. Особенности технологии термиче­ ской обработки и металлографического контроля инструмента. Опыт освоения быстро­ режущей стали повышенной производительности. Сб. «Машиностроение и .металлургия Кировского завода», М.—Л., 1967, с. 274—287.

4.

Б а р а н о в

С. А.,

Г а е в С. М.

О ковке быстрорежущей стали. Жури. «Ме-

 

 

 

 

ь ц и н Ю.

В. Кремнемарганцовнстая конструкционная

сталь. Журн. «Качественная сталь», 1935, № 5, с. 5— 13.

6.

Б а р а н о в

С.

М.

Огнестойкие хромоникелевые сплавы. Журн. «Металлург»,

1931, № 3, с. 284—291.

М.

Низколегированная кремнемарганцовистая сталь и кремне­

7.

Б а р а н о в

С.

охристая сталь. Журн. «Качественная сталь», 1937, № 7, с. 49—52.

8.

Б а р а н о в

С.

М.

Хромокремнистая машиноподелочная сталь. Журн. «Каче­

ственная сталь», 1937, № 5—6, с. 38—42.

9. Б е л о в Н. Я-, 3 а м о р у е в В. М., Л е в и т с к и й А. А., 3 и м н е в а Е. М.

и др. Технология производства нержавеющей

стали. Под ред. А. Н. Жиронкина

и

Г. 3. Несселыитрауса. М.—Л., Металлургиздат, 1938, с. 82—152.

 

10.

Б е л я в с к и й

Г.

Н.

Основные

понятия о калибровке валов для прокатки

металла. М.—Л., Металлургиздат, 1933, с. 107.

 

 

11.

Б е л я в с к и й

Г.

Н.

Разливка стали. М.—Л., Госиздат, 1931, с. 83.

 

12.

Б е л я в с к и й

Г.

Н.

Справочник приемщика черных металлов. Изд. 2-е,

испр. и доп. М.—Л., Техиздат,

1932, с. 267.

 

 

 

13.

Б е л я в с к и й

Г.

Н.

Техминимум браковщика продукции прокатного цеха.

М.—Л., Металлургиздат, 1933.

 

Т.

Влияние неоднородности материала

на

14.

Б е л я е в Н.

И.,

Г у д ц о в Н.

результаты определения предела упругости при статическом испытании на растяжение. «Журнал Русского металлургического общества», 1914, № 3, с. 400—414.

15. Б е л я е в

Н. И., Г у д ц о в Н. Т.

Влияние термической обработки на меха­

нические свойства

стали. «Журнал Русского

металлургического общества», 1914, № 3,

с. 332—374.

 

 

237


16.Б е л я е в Н. PI. Микроструктура стали в связи с кристаллизацией. «Журнал Русского металлургического общества», ч. 1-я, 1910, с. 21—38.

17.Б е л я е в Н. И. О булате. «Журнал Русского металлургического общества», 1911, № 4, с. 445—488.

18. Б е л я е в

Н.

И.,

Г у д ц о в Н. Т. О пределе упругости стали.

1914, с. 83.

19. Б е л я е в

Н.

И.

Сталь, кристаллизация, термическая обработка

и механи­

ческие свойства. Посмертное издание под ред. Н. Т. Гудцова и Г. 3. Несселыитрауса. ЛОНТИ, 1925.

20. Б о р о в и к о в А. А., К р и у л и н А.

В., Ц а й

Е. Т., Л и х а ч е в а

Н. А.,

М е л и к я н Г.

А.

Сульфоцианирование

фрикционных деталей трактора К-700.

Сб. «Машиностроение

и

металлургия

Кировского завода»,

М.—Л., 1967, с. 99—110.

21. Б а р а м

А.

Н.,

П у г а ч е в

Я.

Я.

Калибровка

экономического

профиля.

■Сб. «Машиностроение

и

металлургия

Кировского завода»,

М.—Л., 1967, с.

184—190.

22. Б а р а м

А.

Н.,

Л у н е в

В.

А.,

С м и р н о в

М.

В.

Калибровка

валков

стана «350». Сб. «Машиностроение и металлургия Кировского

завода», М.—Л., 1970,

с. 391—400.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23. Б а р а м

А.

Н.,

П у г а ч е в

 

Я.

Я.

Усовершенствование

калибровки

фасон­

ных профилей. Журн. «Металлург», 1968, № 1.

Прокатка

экономического профиля из

24. Б а р а м

А.

Н.,

С м и р н о в

М.

В.

высокопрочной стали. Журн. «Металлург», 1969, № 3.

 

Л. Л.,

Н и к и т и н

Е. Н.

25. Б а р а м

А. Н., В е д е н о в

А. Г.,

М а д о р с к ц,й

Прокатка квадратной заготовки слябов непрерывной разливки с высоким отношением

сторон. Сб. «Машиностроение и металлургия

Кировского завода», М.—Л.,

1967,

с. 191—203.

 

 

26. Ба т я й к и н В. Г., Б о б р о в А. Г.

Опыт определения остаточных

напря­

жений в трубных заготовках. Сб. «Машиностроение и металлургия Кировского за­ вода», М,—Л., 1967, с. 221—225.

27. Б о б р о в А. Г., Б а т я й к и н В. Г. Максимальная пластичность и режимы горячей обработки давлением стали 1X13. Сб. «Машиностроение и металлургия Киров­ ского завода», М.—Л., 1970, с. 482—488.

28. Б у р к а н о в А. Г., С п и р и н В. Д., Р у д а к о в Б. П. Прогрессивная технология кузнечного производства. Сб. «Машиностроение и металлургия Кировского завода», М.—Л., 1970, с. 332—341.

29. Б у р к а н о в А. Г., Р а й н е с Л. С., К ац Ю. А. Штамповка деталей из непрерывно литых квадратных заготовок, отлитых на УНРС. Сб. «Машиностроение

и металлургия Кировского завода», М.—Л., 1970, с. 433—438.

температу­

30. Б о б р о в А.

Г. Испытание металлов при высоких и низких

рах. Сб. «Машиностроение

и металлургия Кировского завода», М.—Л.,

1967,

с. 226—299.

В. Л.,

В о р о б ь е в Ю. П., М а д о р с к и й Л. Л.,

М е т е

А. Ф.

31. Б у к о в с к и й

Расчет производительности агрегатов стана «350». Сб. «Машиностроение и металлур­ гия Кировского завода», М.—Л., 1973.

32.

Г у д ц о в Н. Т.,

Б а л а к и н а

Л. Н. Влияние

молибдена и титана на хро­

мистую

малоуглеродистую

нержавеющую

сталь. Журн.

«Качественная сталь», 1936,

6, с. 52—53.

33.Г у д ц о в Н. Т. Некоторые основные вопросы, касающиеся металлургической стороны тракторостроения в СССР. Сб. «Вопросы металлургии», под ред. М. Л. Пав­ лова, 1926.

 

34.

Г у д ц о в

Н.

Т.,

Г р а н а т

И.

Я-

Стальной слиток и его

дефекты. М.—Л.,

Металлургиздат, 1939, с. 16.

ее

природа

и свойства

(введение

в учение

о свой­

 

35.

Г у д ц о в

Н.

Т.

Сталь,

ствах стали). Л., Кубуч, 1927, с. 68.

Д. Н. Сталь для клапанов двигателей внутрен­

 

36.

Г у д ц о в

Н. Т.,

Ш и р я е в

него сгорания. Госмашметиздат, 1933, с. 75.

 

 

 

 

и

37.

Г у д ц о в

Н.

Т.,

К а з е е в

С. А. Влияние температурных условий отливки

ковки

быстрорежущей

стали

на

ее

свойства. Журн.

«Металлург», 1929,

№ 4,

с.

673—702.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

238